Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Санникова Н. Г. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12174.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью. Автором представлена модель формирования учебной самостоятельности младших школьников, которая эффективно действует за счет системы учебных заданий, включенных в учебный процесс традиционной школы. Также приведены примеры заданий для развития учебной самостоятельности из авторского учебно-методического комплекта «Технология речевого творчества».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Санникова Наталья Геннадьевна,учитель начальных классов МОАУ«Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского»,г. Кировnatashagimnazia@ya.ru

Развитие учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью (на примере уроков русского языка)

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития учебной самостоятельности младших школьников в процессе овладения связной письменной речью. Автором представлена модель формирования учебной самостоятельности младших школьников, которая эффективно действует за счет системы учебных заданий, включенных в учебный процесс традиционной школы. Также приведены примеры заданий для развития учебной самостоятельности из авторского учебнометодического комплекта «Технология речевого творчества».Ключевые слова: учебная самостоятельность, младший школьник, учебнометодический комплект «Технология речевого творчества».

В материалах ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации»[1].Известные педагоги прошлого, опыт школьного обучения показали, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д. Ушинский подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда проявитсамостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самым трудом и давал для него материал. Такое требование, как мы видим из программ начального школьного образования, не утратило своего значения и в настоящее время.В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на универсальные учебные действия. Современные дошкольники обычно достаточно хорошо подготовлены к обучению в первом классе: бегло читают, эмоциональнопересказывают прочитанное, ориентируются в пространстве, умеют сравнивать, обобщать, но, по наблюдениям педагогов, испытывают значительные трудности при работе в индивидуально ориентированном режиме. Это обстоятельство усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности. Способность ребенка осуществлять учебные действия без помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширилабы перспективы самообразования младшего школьника.Тем не менее, учащиеся, попрежнему, остаются преимущественно объектами педагогического воздействия. Чем это обусловлено? Хроническая нехватка учебного времени, желание учителя за небольшой период времени сообщить учащимся как можно больше информации по предмету. Роль активного участника учебного процесса принадлежит учителю. Он берет на себя планирование, организацию учебной деятельности, контроль за ее ходом и результатами. Поэтому действия учителя непроизвольно выстраиваются в соответствии с таким состоянием ученика: предлагаемые упражнения, задания, вопросы рассчитаны на воспроизведение и память; для учебных ситуаций разработаны инструкции, памятки, образцы; изложение материала ведется в наглядной доступной форме; всякое самостоятельное действие ученика контролируется учителем. Уроки остаютсянизкоэффективными, малорезультативными. При такой организации урока у ученика не возникает потребности в активных учебнопознавательных действиях.Поэтому учителю важно не пропустить в развитии младшего школьника благоприятный период для стимулирования познавательной активности, научить навыкам самостоятельной работы.В современной педагогической литературе учебная самостоятельностьопределяется как качество личности школьника, характеризующее уровень его обученности организоватьсамостоятельную учебнопознавательную деятельность и контролировать собственные усилия в процессе освоения новых знаний» [2].«Без учебной самостоятельности невозможно становление ученика как субъекта учебной деятельности»[3].Насколько успешно в школьной практике удается реализовать социальный заказ, ориентированный на развитие учебной самостоятельности младших школьников?Проведенноеисследование в школах города показало, что развитие навыков учебной самостоятельности младших школьников происходит чаще всего стихийно. Такие важные структурные элементы учебной самостоятельной деятельности, как обнаружение учащимися учебной задачи, умениепланировать свои действия, способности к выбору, умение обобщать, самоконтроль и рефлексия,практически полностью монополизированы учителем. Осуществленныйанализ уроков русского языка в начальных классах четырехшкол г.Кирова позволили установить, что только в 14,2% случаев учитель привлекает учащихся к совместной постановке целей учебной деятельности, к самостоятельному проектированию учебных действий. Ограничение количества ситуаций, в которых учащиеся имели возможность действовать свободно, отрицательно сказывается на формировании их учебной самостоятельности. Педагоги ссылаются на отсутствие рекомендаций в методической литературе, учебниках, дидактических пособиях по данной проблеме. Но мы должны помнить, что ребенок, который к концу начальной школы не обретает умения учиться, в среднем звене перестает учиться, что порождает массу подростковых проблем школьного негативизма. Получив аттестат зрелости, многие выпускники обнаруживает свою глубокую незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.В ходе проведенногоанализа концепций учебнометодических комплектов для начальной школы по русскому языку (в частности для проведения уроков развития связной письменной речи) сделаны выводы:–учебнометодические комплекты не готовы в полной мере решать задачу формирования учебной самостоятельности младших школьников;–в тетрадях отсутствует система «обучающей помощи», которая позволяет ребенку самостоятельно проходить путь от «незнания к знанию»;–технология организации самостоятельной учебной деятельности недостаточно разработана, в основном сводится лишь к коллективному обсуждению задания на уроке, самостоятельному выполнению этого же задания и коллективной проверке.В результате анализа педагогического опыта учителей были выявлены противоречия между необходимостью развития навыков учебной самостоятельности младших школьников и недостаточным дидактикометодическим обеспечением данного процесса на уроках русского языка по развитию связной письменной речи учащихся.Отражением эффективности формирования учебной самостоятельности младших школьниковна уроках русского языка является на наш взгляд таблица «Уровни развития учебной самостоятельности»(рис. 1). Данная структурная модель функционально действует за счет системы учебных заданий, включенных в учебный процесс традиционной школы.

Рис. 1. Уровни развития учебной самостоятельности

При такой организации урока развития речи младший школьник из объекта педагогического воздействия становится субъектом учебного процесса.Учебная деятельность направлена на саморазвитие, на формирование «умения учиться» (успешно и самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности).В современной педагогической литературе авторы утверждают, что «развитие навыков учебной самостоятельности осуществляется непосредственно в процессе интеллектуальнотворческой деятельности» [4].Системазаданий, направленная на формирование учебной самостоятельности на уроках русского языка (в частности уроков по развитию связной письменной речи),представлена в качествеучебнометодического комплекта «Технология речевого творчества», который состоит из методических рекомендаций для учителя и рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 2–4хклассов начальной школы.Заданияв данных тетрадяхсоставлены таким образом, что в них отражены следующие этапы учебной деятельности: определение учащимися темы урока, целеполагание, работа с текстом, орфографическая и лексическая работа, запись текста, самопроверка, рефлексия, творческая работа. Дидактический материал для каждого этапа урока разработаны в соответствии с определенными уровнямиразвития учебной самостоятельности.Существующее противоречие между внешней готовностью к учебной самостоятельности у младших школьников и внутренней возможностью ее реализации заставило разделить весь процесс развития самостоятельности на три последовательных стадии. Первая отражает низкий уровень учебной самостоятельности (репродуктивное воспроизведение). Цель первой стадии –научить выполнять учебные задания на основе образца (ДЕЛАЙ КАК Я). Вторая стадия отражает формирование среднего уровня учебной самостоятельности (операционные действия). На этом этапе необходимо научить встраивать способ действия (анализ, синтез, классификация и т.д.) в учебную деятельность, применить его в дальнейшем на новом материале тетради (ДЕЛАЙ САМ). На высоком уровне учебной самостоятельности (в творческой деятельности) задания позволяют научить ученика действовать, незадумываясь о способе действия, используя информационную базу рабочей тетради (ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ МЕНЯ).Рассмотрим примеры из рабочей тетради «Технология речевого творчества» по разным учебным темам 2гокласса.Показатель учебной самостоятельности: способность к обнаружению учебной задачи и умению планировать свои действия.Фрагмент рабочей тетради(рис. 2).В данном фрагменте урока показан низкий уровень учебной самостоятельности младших школьников (репродуктивное воспроизведение). Ученики с помощью наводящих вопросов учителя, выполняя определенные учебные действия, обнаруживают учебную задачу урока –узнать, что такое опорные слова, по опорным словам записать текст.Выделить в тексте 5–9 опорных слов для учеников начальной школы –очень важное умение, необходимое для письменного воспроизведения авторского текста (изложения) или составления собственного (сочинения). Осмысление самого понятия «опираться» происходит с опорой на жизненные ассоциации ребенка: «опереться на руку», «почувствовать помощь, опору», «использовать гделибо», «строить с опорой на чтолибо»… Ведь в жизни человек совершает многие свои действия, поступки с опорой на чтолибо. Например, при доказательстве теоремы мы опираемся на знание формул; при аргументации своего выбора ссылаемся на метод действия; привыстраивании своего стиля поведения опираемся на выбор моральных норм поведения семьи, школы, общества…

Рис. 2.Фрагмент рабочей тетрадис низким уровнем учебной самостоятельности

Показатель учебной самостоятельности: обобщение.

Новообразованием данного задания тетради является осмысление учащимися способа логического действия –анализа(рис. 3). (Анализ –мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания.) Рис. 3.Фрагмент рабочей тетради: обобщение

После совместных с учителем рассуждений учащиеся приходят к выводу, что опорные слова –это такие слова, которые передают основную мысль текста, отражают тему, служат опорой при передаче текста, обычно выделяют 5–9 опорных слов. Вывод фиксируется в таблице.Этапы работы можно пошагово выразить в плане:1.Что я изучаю? Зачем?2.С какой точки зрения рассматриваю?3.Какие части целого выделяю?4.Что я узнал?Следующая задача ученика –данный план учебных действий (способ действий) встроить в свою учебную деятельность и самостоятельно применить на новом материале, выполняя проблемно –поисковые задания.Показатель учебной самостоятельности: способность к выбору.Фрагмент рабочей тетради по теме «Структура текста»(рис. 4).

Рис. 4.Фрагмент рабочей тетради по теме «Структура текста»

Самостоятельные учебные действия ученика мы видим в следующем: с помощью исходной таблицы ученик ищет ответ на вопрос«Из каких структурных частей состоит текст?» В ответе перечисляетего составные части и описывает, что содержит каждая структурная часть текста.Показатель учебной самостоятельности:сформированностьречевых умений.На следующем примере из рабочей тетрадипродемонстрируем развитие высокого уровня учебной самостоятельности(рис. 5). В творческой работе используется информационная база тетради.

Рис. 5.Фрагмент рабочей тетради с высоким уровнем учебной самостоятельности

Самостоятельные действия ученика: определяют исходную часть текста –начало, составляют основную часть и концовку сказки, опираясь на материал тетради (вопросы, русское народное выражение). При этом обозначают план своих действий с помощью стрелочек.

Прочитаю начало сказкиотвечу на вопросы, составлю основную часть сказкиопираясь на русское народное выражение, составлю концовкуучитывая тему и основную мысль получившегося текста, придумаю заголовок[5].Показатель учебной самостоятельности: способность к самоконтролю и рефлексии.

Тема урока: «План текста»(рис.6)[6].

Рис. 6.Фрагмент тетради к уроку «Плантекста»С помощью данной таблицы учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают план составленного текста.

Посредством учебнометодическогокомплекта «Технология речевого творчества» ученикиосваиваютопытработы над текстом в условиях«обучающей помощи» от «незнания к знанию», при которомпрямое и непосредственноеуправления учителем учебной деятельностью младших школьников становится минимальной. Учатся поэтапно планироватьсвою учебную деятельность, самостоятельно реализовываютсоставленную программу по достижению поставленных целей, анализируюти оценивают успешность своей работы.Успешность педагогического управления данным процессом отражена в схеме(рис.7).

Рис. 7. Схема педагогического управления

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М: Просвещение, 2010.2.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.–М.: Академия, 1998. –288 с.3.Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. –Киров, 2000.–221 с.4.Калинина Н.В.,Прохорова С.Ю.Учебная самостоятельность младших школьников: диагностика и развитие. –М: АРКТИ, 2008.–80 с.5.Щеголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе.–СПб.:Специальная литература, 1997.6.Санникова Н.Г. Технология речевого творчества. Рабочая тетрадь. 2 класс.–Киров,2010.–64 с.

SannikovaNatalia,Theprimaryschool teacher of municipal educational independent authority «A Viatka orthodox gymnasium for the sake of Saint Trifon Vyatskogo» the cities of Kirov.natashagimnazia@ya.ruDevelopment of educational independence of younger school students in the course of mastering by coherent written speech (on an example of lessons of Russian)Summary.Article is devoted to questions of development of educational independence of younger school students in the course of mastering by coherent written speech. The author presented model of formation of educational independence of younger school students which effectively acts at the expense of system of the educational tasks included in educational process of traditional school. Examples of tasks for development of educational independence from an author's educational and methodical set «Technology of speechcreativity» are also given.Keywords:educational independence, younger school student, educational and methodical set «Technology of speech creativity».

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»