О некоторых подходах к информационной подготовке и переподготовке (повышению квалификации) управленческих кадров

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Несмеянов В. Ф., Князева М. А. О некоторых подходах к информационной подготовке и переподготовке (повышению квалификации) управленческих кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 1 (январь). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13001.htm.
Аннотация. Выбор направления модернизации народного хозяйства России определит ее место в мировой экономической системе. Задача повышения уровня информированности и квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в области ИТК-технологий актуальна. Необходимо создавать сеть многофункциональных центров предоставления образовательных услуг по принципу «одного окна» для граждан, подобно тому, как это реализуется при создании электронного правительства.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Князева Марина Анатольевна,кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и финансов Тульского филиала ФБГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Тулаknjzeva_ma@mail.ru

Несмеянов Владимир Федорович,старший преподаватель кафедры экономики и финансов Тульского филиала ФБГОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Тулаnesmvf056@rambler.ru

О некоторых подходах к информационной подготовке и переподготовке (повышению квалификации) управленческих кадров

Аннотация.Выбор направления модернизации народного хозяйства России определит ее место в мировой экономической системе. Задача повышения уровня информированности и квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в области ИТКтехнологий актуальна. Необходимо создавать сеть многофункциональных центров предоставления образовательных услуг по принципу «одного окна» для граждан, подобно тому, как это реализуется при создании электронного правительства.Ключевые слова: образование, ИТКтехнологии, многофункциональные центры.

В настоящее время Россия находится на развилке своего развития. От сегодняшнего выбора направлений модернизации зависит, удастся ли России, наконец, стать современной страной или общество окажется беспомощным свидетелем деградации великой державы.Ресурсный социум, базирующийся на сырьевой экономике, вырабатывает отношение к населению отчасти как к обузе, отчасти как к возобновляемому ресурсу (расходному материалу) исторических свершений, титанических производств и т.д., вплоть до понимания социальной массы как предмета политтехнологических манипуляций.Современная модернизация должна строится на «человеческом капитале». Высококвалифицированный работник–главный секрет её успеха. Следовательно, она требует и механизма «воспроизводства» такого капитала (система образования), и его поддержания (система здравоохранения, пенсионного обеспечения).Наша система образования должна быть перестроена не только в плане ориентации на новое знание и инновационную прагматику, но и в плане ориентации на ценностные установки и мораль, отличающие инновационный социум от ресурсносырьевого.В 2003 году в послании Президента Российской Федерации основным препятствием для осуществления реформ в стране была названа недостаточная эффективность функционирования государственного аппарата.Кризис классической бюрократической системы государственного управления в виду её неэффективности требует выработки новых подходов к подготовке управленческих кадров, которым в настоящее время приходится проводить в жизнь административную реформу.

На первом этапе административной реформы было выделено четыре направления деятельности [1]:–уточнение общественной роли государственного управления;–стандартизация государственного управления;–результативность государственного управления;–оценка качества государственного управления.Вышеуказанные задачи предполагали существенную перестройку (реинжиниринг) ключевых административных процедур в органах власти, а потому очень актуальной стала задача связать административную реформу с внедрением информационных технологий.Смысл их в том, чтобы реализовать административные процедуры в электронном виде на основе новых информационных систем и решений.Современные информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из важнейших инструментов совершенствования государственного и муниципального управления, сокращения управленческих расходов, борьбы с коррупцией, повышения информационной открытости органов власти и контроля граждан над их деятельностью.Переход органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде требует наладить процесс обучения ИКТ.Задача обучения информационным технологиям остается принципиально важной для любого государства и должна решаться параллельно с развитием всей национальной системы электронного правительства. В противном случае существенные финансовые вложения государства в сложные ИТрешения просто не будут востребованы обществом в силу фактической неготовности граждан воспринимать интерфейс «человеккомпьютер» либо в силу отсутствия финансовых средств на приобретения устройств доступа к Интернету и государственным информационным ресурсам.Следует отметить, что отсутствие системных решений по указанному направлению усугубляют проблему так называемого «цифрового неравенства» (также используется термин «цифровое расслоение» от англ. digital divide), которое является следствием экономического неравенства в обществе и достаточно высокой цены оборудования и программного обеспечения, требуемого для подключения к государственным информационным ресурсам в Интернете.Цифровое неравенство приводит к тому, что экономически благополучные группы граждан еще более усиливают свои позиции в эпоху информационного общества по сравнению с социально неблагополучными группами граждан, извлекая новые преимущества из информационного обмена. Таким образом, цифровое неравенство становится еще одной причиной увеличения социальной напряженности в обществе (увеличение разрыва между бедными и богатыми), а значит оно крайне невыгодно государству как препятствие для гармоничного общественного существования граждан внутри государства.Поэтому информационная подготовка государственных и муниципальных служащих является первоочередной задачей перехода к технологиям электронного правительства на местном уровне.Сегодня и бизнес уже невозможно представить без обучения и развития персонала. Всебольше компаний рассматривают расходы на обучение и развитие своего персонала в качестве стратегических инвестиций, а не текущих непроизводственных затрат. Всё это приводит к переосмыслению роли обучения и развития персонала в современном бизнесе.Компании для организации системы обучения и развития персонала вынуждены создавать систему корпоративного обучения (свой учебный центр).Как часто бывает, особенно в условиях экономического кризиса, компании сильно ограничены в средствах,и на первом этапе обучение и развитие персонала происходит либо в форме самообучения, либо по принципам наставничества, а точнее согласно принципу «делай как я». Кроме того, часто нет времени на серьёзный системный подход к обучению. Вместе с тем для компании, которая планирует активный рост и развитие своего бизнеса, обучение и развитие персонала является объективной необходимостью.Все мы знаем закон причинноследственной связи, одним из следствий которого является, утверждение, что если мы не управляем чемто, то нам не нужно удивляться, что это чтото пошло не так, как нам того хочется.В настоящее время, на наш взгляд, альтернативой системе корпоративного обучения является организация социального партнёрства в системе профессионального образования.Основнымиучастникам социального партнёрства являются следующие.1.Внутренняя среда профессионального образования: учебное заведение; обучающиеся (студенты).2.Внешняя средапрофессионального образования: федеральные, региональные и местные органы управления; федеральные, региональные и местные органы труда и занятости; производство (работодатели); профсоюзы; общественные организации системы образования и др.В качестве предмета исследования направлений социального партнёрства мы выбрали только одно направление: партнёрство профессионального образовательного учреждения с внешней средой (подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, персонала компаний) в целях формирования педагогических условий которые могут повлиять на качества подготовки специалистов.На наш взгляд реализация социального партнёрства в системе профессионального образования может обеспечить соответствие качества подготовки специалиста ожиданиям общества, прогнозирование образовательного заказа в соответствии с требованиями рынка труда специалистов, расширение возможностей профессионального образовательного учреждения в создании гарантий подготовки конкурентоспособного специалиста.Следует отметить, что для разработки системы обучения персонала компаний на первом этапе необходимо базироваться, хотя бы,на бизнесплане. Дело в том, что для того, чтобы понять, кого из сотрудников, чему и как учить,нужно исходить из потребностей бизнеса конкретной компании.Актуальным является вопрос, как наиболее целесообразно сочетать в учебном процессе приёмы и средства, основанные на информационных технологиях, с традиционными подходами. Эта проблема имеет дидактические, психологические и методические аспекты. Средством реализации данных направлений работы выступают, например, технологии смешанного обучения.Качественная подготовка специалиста в настоящее время не возможна без внедрения в образовательные процессы elearningкак технологии, ориентирующей обучаемых на современный стиль образования, способствующий развитию их знаний, умений и навыков для самосовершенствования в течение всей жизни. Одно из главных достоинств электронного обучения заключается в возможности подготовки и переподготовки кадров с минимальными временными и финансовыми затратами.Таким образом, речь идет не о чисто технической проблеме, а о существенной перестройке научнопедагогического мировоззрения преподавателей и инженернотехнического персонала высших учебных заведений, о коренном изменении организации процесса познания, технологии проведения научных исследований, методов управления высшими учебными заведениями. Поэтому весьма актуальной является задача повышения уровня информированности и квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в области ИКТ. И в этой связи особое внимание следует уделить методическому обеспечению внедрения информационных технологий.Характерной особенностью внедрения ИТтехнологийв высшие учебные заведения является отставание методики преподавания от уровня технических решений и требований учебного процесса. Это во многом объясняется переносом старых методических приемов в среду новых информационных технологий и не даёт возможности использования таких важных преимуществ вычислительной техники, как наглядность, работа с большими объемами информации, удаленный доступ.Таким образом, необходимой составной частью внедрения технологии смешанного обучения является соответствующее методическое обеспечение, которое должно создаваться опережающими темпами. Внедрение новых информационных технологий в образование приводит к существенной перестройке учебного процесса и, как следствие, к разработке методического обеспечения использования ИКТ на всех уровнях образования, ориентированного на индивидуальное обучение.Стоит отметить, что внедрение модной сегодня и пришедшей из бизнеса системы менеджмента качества в образовательный процесс требует выработки гибких рекомендаций по её реализации. Система менеджмента качествасчитается наиболее проработанным стандартом эффективного управления. Смысл её внедрения–перестроить работу образовательного учреждения на основе учета потребительского качества, то есть тех требований, которые к продукции предъявляет потребитель. Она направлена на создание системы поддержания эффективной работы административных регламентов, которые не должны превращаться в бесполезный набор невыполняемых правил и предписаний, а точнее сказать, «этикеток», направленных на облегчение работы управленцев по контролю и проверке хода образовательного процесса.Основное внимание (в любом случае) должно уделяться качеству (содержанию) образования.Основные направления деятельности в этой области:–создание конструктивных подходов и организационных форм различных вариантов получения образования;–разработка учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин с учетом непрерывности образования;–разработка методикипроведениязанятияв средеинформационных технологий;–психологическое сопровождение новых информационных технологий непрерывного образования;–создание компьютерных фондов различных направлений подготовки с удаленным доступом, включающих квалификационные требования, учебные планы и рабочие программы, сведения о средствах обучения (библиографических, физических, компьютерных и др.);–методика самостоятельной работы обучаемых в коммуникационных средах.В качестве основных решений вопросов информационной подготовки специалистов следует считать следующие направления работ:–разработка и внедрение информационных технологий в подготовку управленческих кадров;–информатизация научных исследований в высших учебных заведениях;–информатизация управления высшими учебными заведениями РФ;–создание информационной среды системы высшего профессионального образования и науки;–создание организационной инфраструктуры обеспечения процессов информатизации высшего образования;–оснащение системы высшего образования техническими средствами информатизации;–обеспечение информационной интеграции высших учебных заведений в российскую высшую школу.Следует отметить, что современные ИКТ имеют, как правило, многофункциональный характер, поскольку могут применяться при решении разнообразных задач. Так, например, технология электронной почты может быть использована в обучении (дистанционное обучение), научной работе (обмен информацией с коллегами, поиск необходимой информации в удаленных базах данных) и управлении (пересылка приказов, доступ к базам данных, содержащих информацию о различных направлениях работы и т.п.).Помимо электронныхканалов доступа к образовательным услугам возникла необходимость создавать сеть многофункциональных центров предоставления образовательных услуг по принципу «одного окна» для граждан, подобно тому, как это реализуется при создании национальной ИКТинфраструктуры электронного правительства [2]. Это одно из приоритетных направлений предполагает развитие технологической инфраструктуры доступа к электронным информационным ресурсам и коммуникациям, что актуализирует развитие компьютерных сетей и магистралей передачи электронных данных. Речь идёт о создании образовательного портала филиала академии как части информационной среды вуза.Как известно, все информационные технологии в зависимости от методов и средств переработки информации подразделяются на виды,но подчинены одной конечной цели –способствовать получению новой информации, достаточной для принятия управленческого решения в определенной области.При рассмотрении указанной темы авторы исходили из того, что разработка и внедрение ИКТ в систему высшего профессионального образования России является необходимым и закономерным условием, практически единственным в настоящий период развития страны, позволяющим повысить качество подготовки управленческих кадров (специалистов) и эффективность всех форм учебного процесса, провести совершенствование и существенное обновление организационной структуры системы высшего профессионального образования, довести до уровня соответствующего международным стандартам и интегрировать ее в российскую высшую школу.

Ссылки на источники1.Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010г. N1815р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020годы)»». –Правовая система «КонсультантПлюс». –URL: http://www.consultant.ru. 2.Вопросы создания электронного Правительства и перевода государственных услуг в электронный вид. –М.: РАНХиГС, 2012. –531 с.

KnyazevаMarina,Ph.D., the assistant professor, the Tula branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tulaknjzeva_ma@mail.ruNesmeyanov Vladimir,Senior lecturer, the Tula branch Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Tulanesmvf056@rambler.ruAbout some approaches to information preparation and retraining (professional development) of administrative shotsAbstract.The choice of the direction of modernization of a national economy of Russia will define its place in world economic system. The problem of increase of level of knowledge and qualification of teachers and employees of higher educational institutions in the field of ITtekhnology is actual. It is necessary to create a network of the multipurpose centers of providing educational services in a principle of «one window» for citizens just as it is realized at creation of the electronic government.Keywords:education, ITtekhnology, multipurpose centers.

Рекомендовано к публикации:ГоревымП. М., кандидатомпедагогических наук, главнымредактором журнала «Концепт»