Мотивация инновационной деятельности будущего учителя

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Мотивация инновационной деятельности будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 1 (январь). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13002.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации инновационной деятельности будущего учителя. Исследование проведено на филологическом факультете и факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ. В работе использованы данные опроса 247 студентов 4–5 курсов, целью которого стало изучение мотивов, побуждающих будущих учителей к участию в инновационной деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елагина Вера Сергеевна, докторпедагогическихнаук,профессоркафедрыпедагогики ФГБОУВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск V_275@mail.ru

Немудрая Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинскийгосударственный педагогический университет», г. Челябинск Nemudraja72@mail.ru

Мотивация инновационной деятельности будущего учителя

Аннотация. Статья посвящена изучению мотивации инновационной деятельности будущего учителя. Исследование проведено на филологическом факультете и факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности ЧГПУ. В работе использованы данные опроса 247 студентов 4–5 курсов, целью которого стало изучение мотивов, побуждающих будущих учителей к участию в инновационной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, инновации, инновационная деятельность, педагогическое стимулирование, учительинноватор.

Любая деятельность побуждается и регулируется мотивационной основой личности, обусловливающей направленность на определенные объекты и способы взаимодействия с ними.Проблеме мотивации деятельности посвящены работы известных психологовП.К. Анохина, Б.Ф. Ломова, А.Н. Леонтьева и др., в которых дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, управляющихся сложным взаимодействием образа результата с мотивационным компонентом деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными действиями: между возможным содержанием мышления; интенсивностью и упорством в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов [1]. Это означает, что только адекватная мотивация обеспечивает эффективное осуществление инновационной деятельности и раскрытие личности будущего педагога. Будущий учитель, нацеленный на мотивы личностной самореализации, стремится достичь результата в своей деятельности без личностнопрагматической мотивации, получает удовлетворение от самого процесса инновационной деятельности, которая имеет для него глубокий профессиональный и субъективно значимыйсмысл. Такого учителя отличают создание новых концептуальных подходов, высокий уровень рефлексии и психологическая готовность к восприятию и освоению нового. Мотивацию, по мнениюН.В. Немова, Р.Х. Шакурова и других психологов,следует рассматривать как процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Согласно ряду исследований [2, 3] мотивация инновационной деятельности рассматривается как процесс обретения субъектомучителем адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. В связи с этим формирование необходимой мотивации инновационной деятельности будущего учителя приобретает особое значение. Инновационная деятельность будущего учителя –это деятельность, направленная на преобразование существующих форм и методов обучения и воспитания, создание новых целей и средств ее реализации. Данную деятельность будущий педагог можетосуществить как в теоретическом плане (процесс обучения в вузе), так и в практическом (школьная практика и работа в детских оздоровительных лагерях). Инновационная деятельность полимотивирована, и эту особенность следует учитывать при подготовке учителяинноватора. Следует отметить, что своеобразие педагогической деятельности состоит в том, что она является «метадеятельностью», то есть деятельностью по организации другой деятельности: деятельность педагога надстраивается над деятельностью ученика. На общетеоретическом уровне и инновационная деятельность проявляет себя как «метадеятельность», изменяющая специфические компоненты репродуктивных видов деятельности. Так или иначе, инновационная деятельность предполагает внесение нового в учебновоспитательный процесс, изменение его с целью улучшения. При этом нововведения должны быть не обязательно чемто совершенно новым, но обязательно лучшим в современной ситуации, а значит, чемто более современным и передовым. М.М. Поташник [4] сгруппировал инновации по четырем направлениям, в основе которых лежит конкретная область изменений в образовании: –разработка нового содержания образования;–разработка новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей;–создание новыхмоделей учебных заведений, комплексов образовательновоспитательных учреждений;–создание новых оптимальных, соответствующих темам управляющих структур, систем, механизмов управления.Будущий учитель в реальной педагогической действительности может, в первую очередь, столкнуться сразработкой новых методов, приемов, средств, методик, технологий, систем обучения, воспитания и развития детей. Поэтому важна специально организованная подготовка студентов к инновационной деятельности в школе, формирование положительной мотивации к ней.В 2011–2012 учебном году нами было проведено исследование, целью которого стало изучение мотивов, побуждающих будущих учителей к участию в инновационной деятельности.В тестировании приняли участие студенты 4–5 курса филологического факультета и факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета (всего выборка составила 247 человек, из них 120 юношей и 127 девушек –48,5% и 51,5% соответственно). Опросстудентов старших курсов позволил выделить следующие мотивы, побуждающие будущих учителей к участию в инновационной деятельности.Анализ ответов студентов позволил нам сделать следующие выводы. Большинство студентов (72,5%) в качестве ведущей потребности в инновационной деятельности в школе отметили потребность в самовыражении и самореализации. Более 60% респондентов видит в инновационной деятельности возможность становления и развития профессионального потенциала, проявления профессионализма и педагогического мастерства учителя. Около 30% опрошенных студентов связывает инновационную деятельность со стремлением активизации учебной деятельности учащихся, развития их познавательного интереса, творческих способностей, с желанием учителя добиться лучшего усвоения знанийи умений учениками, что приведет к повышению качества образования. Наряду с этим студенты отмечают, что инновационная деятельность помогает учителю не прослыть консерваторомсреди коллег (12%) и способствует не только повышению профессионального статуса, но и улучшению материальному положению учителя (26%).Очень часто мотивы инновационной деятельности не осознаются будущим учителем, поэтому важно иметь ясное представление о том, как она развивается в процессе их подготовки в вузе: насколько напряженно, в каком направлении, из каких действий строится; какие средства используются при разной мотивации педагога. Структура мотивации многозначна по содержанию и различным формам. Так, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Дж. Олпорт и др. разделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. На основе классификации, предложенной Н.М. Пейсаховым, все мотивы учения объединяются в четыре большие группы: профессиональные, познавательные, мотивы социальной идентификации и утилитарные мотивы. Уточняявидыпрофессиональныхмотивовучителя,Л.Н.Захарова, В.А. Сластенин и др. из обширной области факторов выделяют такие, какматериальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением, профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации. Мотивы двух последних групп, на наш взгляд, являются мотивами более высокого порядка. Именно их, повидимому, можно считать адекватным показателем инновационной деятельности.Очевидно, что будущий учитель, инновационная деятельность которого опирается на профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации, обладает болеевысоким уровнем творческого потенциала, который проявляется в стремлении добиться результата в своей деятельности без личностной прагматической мотивации, получающий удовлетворение в самой инновационной деятельности, имеющей для него глубокий личностный смысл. Каждая из названных разновидностей мотивации может иметь в ее общей структуре доминирующее или подчиненное значение и тем самым определять тот или другой уровень индивидуальных достижений, а вместе с ними обусловливать и степень приближения к конечным целям профессиональной деятельности. Успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя способствуют определенные педагогические условия, важными из которых, повидимому, являются следующие: –уверенность будущего педагога в посильности освоения новшества; –наличие потребности в развитии и саморазвитии личности; –убежденность инноватора в справедливости вознаграждения за инновационную работу.Названные выше условия успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя могут быть созданы, если будет решен ряд управленческих задач, а именно: –формирование у будущего учителя проблемного сознания;–создание системы опережающего обучения;–информирование о новых возможностях в процессе осуществления инноваций;–оказание помощи инноваторам;–постоянное поддерживание профессиональной мотивации и мотивации; личностной самореализации у будущего учителя;–предоставление инноваторам творческой свободы;–обучение будущих учителей самоактуализации. Обучение как овладение новой информацией является эффективным средством стимулирования будущего специалиста. Стимул –это источник человеческих побуждений, некая сила, заставляющая человека рационально распределять свою энергию. Главным средством побуждения человека к какойлибо активности является стимулирование. Под стимулированием мы понимаем предоставление гарантий достижения в результате какойлибо активности предмета влечения. Так как стимулирование –это процесс опосредованный, то педагогическое стимулирование –это процесс, протекающий в одноименных с обучением условиях и оказывающий значительное влияние на педагогическую деятельность и представителей педагогической профессии с целью активизации их профессиональнопедагогической деятельности. Под педагогическим стимулированием будущего специалиста мы понимаем целенаправленный, систематизированный, последовательный, осознанный, опосредованный педагогическими условиями процесс побуждения будущего учителя к созданию, освоению или развитию новшеств с помощью системы внешних и внутренних стимулов.

Необходимость стимулирования будущего специалиста вызвана потребностью непрерывного совершенствования. Основным средством стимулирования исследователи (Л.В. Леонова, Н.В. Немова и др.) считают соответствующую организацию. Она включает в себя профессиональное самосовершенствование, престижность инновационной деятельности, ориентацию на перспективную науку, передовую практику и изменяющиеся образовательные потребности студентов. Сущность организации педагогического стимулирования закреплена в стратегии, стиле управления преподавателя, поддержке инновационной инициативы студента. Обучение по инновационным технологиям мотивирует и готовит к освоению новшества. Используются активные методы: игры, консультации, проблемные курсы, самообразование. В этой связи особое значение приобретает координирующая функция деятельности преподавателя, проявляющаяся в том, что деятельность становится необходимым условием формирования мотивов участия будущего учителя в поисковой деятельности через осознание им собственных проблем; способствует поддержанию мотивации на всех этапах внедрения инноваций и стимулированию потребностей высших уровней (самореализация учителя через творческую деятельность, в причастности к общему делу и др.).Для координации инновационной деятельности учителя целесообразно использовать специальные методы, к которым относятся:–методы мотивации избираются с учетом особенностей индивидов: отношения к труду, креативных способностей, степени тревожности, самооценки, профессиональных притязаний; –методы поощрения будущего учителя морально и материально, оцениваяего труд и разработанные им новшества.Особенности мотивационной сферы инновационной деятельности будущего учителя необходимо рассматривать в совокупности с другими компонентами деятельности. В этом отношении особенно важен процесс целеобразования. Этот процесс глубоко личностный. Цель формируется под влиянием объективных условий реализации деятельности и собственных возможностей. Цели любой деятельности в единстве с потребностями, ценностями и мотивами являются ее ведущим и системообразующим звеном. В этой связи, повидимому, необходимо говорить о мотивационноцелевой основе инновационной деятельности будущего учителя как о единстве объективного и субъективного, где объективное положение будущего учителя является основой его избирательной направленности на целипедагогической деятельности, стимулирующие общее и профессиональное саморазвитие личности и выступающие фактором ее профессиональной и социальной активности. Социальное и профессиональное поведение будущего учителя, таким образом, зависит от того, как он конкретизирует цели педагогической деятельности, что ищет в процессе ее осуществления, какое место отводит этим целям в своей жизни. Итак, проанализировав данную проблему, мы пришли к следующим выводам.1.Инновационная деятельность будущего учителя побуждается и регулируется мотивационной основой личности. При этом мотивация студентов должна быть направлена на преодоление отрицательных стереотипов в их сознании в отношении к новшествам и на формирование проблемного сознания, позволяющего видеть проблемы своей собственной деятельности. Здесь важно наличие морального и материального стимулирования студентов и, вместе с тем, поддержание духа состязательности, стимулирующего развитие. 2.Важно также формировать мотивы участия студентов в инновационной деятельности через осознание ими собственных проблем. В этом случае данный процесс будет иметь личностный смысл, будет осуществляться осознанно и мотив будет устойчивым. 3.Эффективное осуществление инновационной деятельности обеспечивает только адекватная мотивация, а именно: профессиональные мотивы и мотивы личностной самореализации.4.Успешной мотивации инновационной деятельности будущего учителя способствует создание определенных педагогических условий, при этом важную роль играет координирующая деятельность преподавателя.

Ссылки на источники1.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. –М.: Педагогика, 1986.–392 с.2.Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. –Киев, 2003. –490с.3.Подымова Л.С. Введение в инновационную педагогику: учебное пособие.Курск: КГПУ, 1994. –120с. 4.Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. –М.: Новая школа, 1995. –464с.

Elagina Vera, Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk V_275@mail.ru Nevudraja Elena,Сandidateof Pedagogy, Docent of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University,Chelyabinsk Nemudraja72@mail.ru

Motivation innovation future teacherAbstract. This article isdevoted to the studyof motivationinnovationof future teachers.The study was conductedatthe Faculty of Philologyand the Facultyof Physical Educationand SafetyCSPU.We useddata from a survey247students of 4–5courses,the aim of whichwas to study themotives that impelprospective teachersto engage ininnovative activities.Keywords: motivation, innovation, innovation, teacher incentives,teacher andinnovator.

Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М. М., докторомпедагогических наук, профессором, действительнымчленомАкадемии профессионального образования Российской Федерации