Организационно-педагогические условия оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коновалов И. Е. Организационно-педагогические условия оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 2 (февраль). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13033.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам модернизации физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля, поиску наиболее эффективных организационных и педагогических условий для диверсификации процесса физической культуры в системе среднего профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коновалов Игорь Евгеньевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики циклических видов спорта НабережночелнинскогофилиалаФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Набережные Челныigko2006@mail.ru

Организационнопедагогические условия оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений

Аннотация.Статья посвящена вопросам модернизации физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля, поиску наиболее эффективных организационных и педагогических условий для диверсификации процессафизической культуры в системе среднего профессионального образования.Ключевые слова: физическое воспитание, средние специальные учебные заведения музыкального профиля, организационные и педагогические условия.

В условиях модернизации отечественной системы среднего профессионального образования актуальным становится вопрос о том, что необходимо изменить отношение к физическому воспитанию как к неотъемлемой и важной части педагогического процесса с его возможностями, ценностями и потенциалом.Физическое воспитание признается многими специалистами как важный фактор формирования здорового образа жизни и основное средство сохранения и укрепления здоровья. В свою очередь,другие исследователи рассматривают физическое воспитание как процессуальный компонент физической культуры, которая обеспечивает единство биологической и социальной сущности человека, а овладение ее ценностями способствует непосредственно формированию физической культуры личности. Вместе с тем многие авторы отмечают прикладное значение физического воспитания, выделяя в его структуре как специальный разделпрофессиональноприкладную физическую подготовку, которая направлена на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией [1–6].Существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной музыкальной школе, на наш взгляд, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на данном этапе обновления. Физическое воспитание не предусматривает в полной мере адекватного подхода к данной категории обучающихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности, а отсутствие стройнойнаучно обоснованной системы, отвечающей современным требованиям, не позволяет гармонично развиваться личности, способной в полной мере реализовывать свои потребности и ценностные ориентации.В этой связи целью нашего исследования является выявление организационнопедагогических условий для обеспечения эффективности процесса физического воспитания студентов музыкальных ссузов.Для достижения цели нами определены следующие задачи исследования.1.Определить организационные условия,необходимые для оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных ссузов.2.Выявить педагогические условия,необходимые для оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных ссузов. Базой исследования явились ссузымузыкального профиля Республики Татарстан. В контексте предложенного исследования мы определили организационнопедагогические условиякак неотъемлемые составные части образовательной деятельности, от которых зависит ееэффективность, как на организационносодержательном уровне, так и на уровне педагогического сопровождения.Таким образом,процесс физического воспитания, его эффективность, зависит от того, как он организован и содержательно наполнен, и насколько субъекты образовательной деятельности готовы к полноценному и равноправному участию в нем.В качестве организационного условия в исследовании выступает степень эффективности организации процесса физического воспитания в музыкальных ссузах. Анализ существующей практики организации физического воспитания в музыкальных ссузахпозволил нам выявить ее неэффективность, что стало причиной разработки системы современного физического воспитания музыкантов. При организации физического воспитания в музыкальных ссузахнеобходимо учитывать специфику профессиональной деятельности обучающегося контингента. Поэтому целью системы современного физического воспитания музыкантов является модернизация физкультурного образования через его диверсификацию с акцентом на профессиональную направленность.Обозначенная цель конкретизируется в задачах, которые можно разделить на группы: оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные.Решение задачбудет возможнымпри реализации следующих принципов: всестороннего и гармоничного развития, здоровьесбережения и здоровьеформирования, деятельности, адекватности, осознанности, сотрудничества, профессиональной прикладности, саморазвития и самосовершенствования.Существенное место в методологической основе системы современного физического воспитания занимает ее структура, которая включает в себя следующие элементы: формы занятий, период обучения, этапы и их характеристика.В рамках учебного процесса физическое воспитание реализуется через предмет «Физическая культура». В Федеральном государственном образовательном стандарте предписано, что физической культурой необходимо заниматься еженедельно: два часа обязательных учебных занятий (урочная форма занятий) и два часа самостоятельных занятий (внеурочная форма занятий).В соответствии со структурой занятия физической культурой проводятся на протяжении всего периода обучения, где каждому курсу соответствует определенный этап, на котором решаются конкретные задачи.Первыйгод обучения (1йкурс) –этапздоровьесбережения.

Данный этап носит выраженно оздоровительное направление с акцентом на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной и профессиональной деятельности (резкое увеличение учебной нагрузки, стрессовое состояние в периодзачетноэкзаменационной сессии и прочие отрицательные явления учебного процесса) и минимизацию негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления.Второйгод обучения (2йкурс) –этап здоровьеформирования. Данный этап носит кумулятивноенаправление с акцентом на систематическое вариативное использование широкого арсенала средств физического воспитания для достижения долгосрочного тренировочного эффекта.Третийгод обучения (3йкурс) –этап профессионального формирования. Данный этап физического воспитания является профессиональноориентированным, здесьакцентированно решаются задачи профессиональноприкладной физической подготовки на основе общей физической подготовленности.Четвертыйгод обучения (4йкурс) –этап профессионального становления. Данный этап физического воспитания ориентирует обучающегося на рост профессионализма и становление личности профессионала, здесьакцентированно решаются задачи совершенствования профессиональноприкладной физической подготовленности, достижение высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к музыкальноисполнительской деятельности.Эффективность учебного процесса физического воспитания в музыкальных ссузахзависит от того, в какой мере программносодержательное обеспечение согласуется со спецификой профессиональной деятельности обучающегося контингента, его ценностными ориентациями, мотивамии потребностями.Для программносодержательного обеспечения системы современного физического воспитания студентовмузыкантов была разработана комплексная программа по физической культуре, которая имелаполивариативное содержаниеи носилаярко выраженную профессиональноориентированную направленность.Основное содержание программы разделено на две части: базовую и вариативную. Базовая часть программы включает в себя виды легкой атлетикициклического и ациклического характера с тренировочной направленностью.Легкоатлетические упражнения были выбраны нами в качестве базового компонента программы в силу того, что они являются основополагающими в жизнедеятельности человека, способствуют разностороннему развитию физических качеств, кондиционных и координационныхспособностей.Вариативная часть программы включает в себя следующие виды спорта:гимнастику (акробатика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, аэробика и ее разновидности, атлетическая гимнастика); спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, футбол); подвижные игры и эстафеты.Некоторые виды спорта, являясь травмоопасными для музыкантов, в программу не включались.В разделе «Профессиональноприкладная физическая подготовка» комплексной программы по физической культуре для качественного решения задач профессиональноориентированного физического воспитания нами разработан специальный курс «Программа формирования профессиональноприкладной физической культуры музыкантовинструменталистов». В данном разделе предусматривается подбор средств профессиональноприкладной физической подготовки под конкретную музыкальную специализацию (струнные, духовые, ударные, народные инструменты, фортепиано) в соответствии с ее спецификой и для развития профессионально важных качеств.Педагогические условия в нашем исследовании можно определить, как совокупность мер, направленных на оптимизацию управления учебным процессом и эффективное функционирование педагога, обеспечивающего готовность студентов к взаимодействию для достижения поставленной цели. То есть преподаватель физического воспитания должен обладать определенным набором необходимых компетенций для формирования у студентов устойчивой мотивации к занятиям физической культурой. А содержание занятий физической культуры, должно быть направлено, прежде всего, на интеграцию физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования.В настоящее время деятельность преподавателя физического воспитания в музыкальных ссузахимеет профессиональнопедагогическую направленность, что выражается в готовности преподавателя к учебной и воспитательной работе, в наличии должного уровня развития коммуникативных способностей и личностных качеств, в умении обеспечить занимающихся необходимой и полноценной информацией о процессе и результатах обучениядля физического и духовного совершенства. Все выше обозначенные направления деятельности преподавателя физического воспитания требуют от него наличияопределенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональных обязанностей, т.е. быть компетентным профессионалом.Анализируя различные подходы к определению понятия «компетентность» и учитывая специфику профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что компетентность–это обладание специалистом соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к ним и к предмету деятельности, где компетенции определяются как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу знаний и умений, необходимых для качественной и продуктивной деятельности. То есть в контексте нашего исследования было определено, что компетентность преподавателя физической культуры –это обладание личностными, профессиональными, рефлексивными и социальными компетенциями, которые позволяют достичь желаемого результата в решении типовых задач в рамках учебного процесса. Роль педагога в педагогическом процессе заключается в прогнозировании деятельности обучающихся, организации и управленииею. Эти функции проявляются, прежде всего, в том, что сами цели деятельности педагога формируютсяв «терминах» обучающегося, с его позиции. От того, насколько педагог сможет эффективно подготовить и организовать учебный процесс, насколько он сможет наладить общение на основе гуманистических и демократических начал с обучающимися, полностью зависит их заинтересованность в занятиях, формирование потребности осознанно заниматься физической культурой. Построение доверительных, уважительных и креативных взаимоотношений, в первую очередь, зависит от преподавателя, который, являясь примером для обучающихся, задает траекторию и тональность взаимоотношений в системе «педагог–ученик». И от того, насколько обучающиеся уважают преподавателя и доверяют ему, зависит их мотивация к занятиям физической культурой.Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой –дело сложное, требующее, в первую очередь, определения наиболее важных мотивов, побуждающих их к систематическим занятиям.Несоответствие учебного процесса физического воспитания в музыкальной профессиональной школе среднего звена новым требованиям, предъявляемым к нему, обусловило необходимость комплексного расширения проблемы формирования личности. Логика нашего исследования потребовала пересмотра всех звеньев учебного процесса физическоговоспитания, действующего в настоящее время в ссузахмузыкального профиля, определения нового взгляда на данную систему на ценностной основе.На основе ценностного подхода нами определены преобладающие мотивы, повышающие эффективность физической культуры обучающихся. Выбор ценностей физической культуры студентов обуславливается их ценностными ориентациями и соответствующими преобладающими мотивами. Причему одних и тех же занимающихся в разных обстоятельствах могут преобладать разные мотивы. Это связано с тем, что при достижении определенных результатов студенты полнее начинают ощущать и осознавать роль и значение физических упражнений в рациональном использовании физических кондиций в повседневной жизни и профессиональной деятельности.В процессе нашегоисследования были выявлены следующие наиболее выраженные мотивы студентов: познавательные, оздоровительные, социальные и профессиональные. Познавательные мотивы ориентированы на эрудицию, повышение информированности в области физической культуры, здорового образа жизни, реализацию чувства удовлетворенности от самого процесса учебной деятельности и полученного результата.Оздоровительные мотивы ориентированы на улучшение физических и функциональных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья.Социальные мотивы ориентированы на формирование чувства ответственности, понимания социальной значимости учения, ориентации на различные способы взаимодействия с окружающими, общения и взаимодействия с другими людьми, утверждения своей роли и позиции в обществе.Профессиональные мотивы ориентированы на использование средств физической культуры для развития профессионально значимых психофизических качеств, формирования знаний иумений по применению средств физической культуры в профилактике и сохранении профессионального здоровья, поддержания работоспособности.На основе мотивационноценностных ориентаций студентов нам удалось определить иерархию преобладающих мотивов к занятиям физической культурой, так если на начальных курсах обучения преобладающими мотивами были социальные и познавательные, то на старших –профессиональные и оздоровительные.Успешное формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой напрямую зависит от компетентности преподавателя физического воспитания, от его способности эффективно организовать учебный процесс и управлять им, наполнив таким содержательным обеспечением, которое не только будет учитывать потребности и интересы обучающихся, но сможет успешно интегрироваться в процесс профессиональногомузыкального образования.В образовании при формировании целостно развитой личности специалиста главной целью является его обучение и создание условий,обеспечивающих эффективность протекающих процессов, достижение чего не возможно без интеграции всех видов учебной деятельности. При этом в силу многих обстоятельств продуктивным средством решения этой проблемы является физическое воспитание.Анализ состояния и перспективности интеграции физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования позволил нам выявить определенные уровни такой интеграции: содержательный, ценностный и процессуальный.Содержательный уровень. Его направленность–реализация межпредметных и внутрипредметных связей, а также предметоцентризм.На этом уровне, вопервых, образовываются межпредметные связи, в том числе между предметами общегуманитарного и профессионального циклов; вовторых, создаются внутрипредметные связей как среди учебных дисциплин профессионального цикла, так и гуманитарного; втретьих, полностью сохраняется предметоцентризм, интегрируемые предметы функционируют не только в образовательном пространстве, но и как самостоятельные учебные дисциплины.Ценностный уровень. Его направленность –создание условий для духовнокультурологического становления личности, что выражается во взаимозависимости развития духовной и физической сторон в целом,и во взаимосвязи формирования общей, профессиональной и физической культуры в частности.Этот уровень предполагает,что студентымузыканты, как носители и проводники духовности и культуры в массы посредством концертной исполнительской деятельности, являясь публичными людьми, должны иметь необходимый уровень духовного и физического развития и обладать общей, профессиональной и физической культурой. И только в этом случае их роль может быть успешной, публика им поверит и станет сопереживать и соучаствовать в реализации их главной жизненной миссии –несение духовности и культуры людям.Процессуальный уровень. Его направленность –физическое (телесное) совершенствование личности, что находит свое отражение в прямой и обратной связифизической подготовленности и профессиональной подготовленности (исполнительский аппарат).На этом уровне происходит прямая и обратная связь физической и профессиональной подготовленности (исполнительский аппарат), которая заключается в следующем. От степени физической подготовленности, выражающейся в психофизической и функциональной готовности будущих специалистов, их физической работоспособности зависит состояние исполнительского аппарата. Обратная же связь заключается в интеграции ценностей физической культуры в систему координат общечеловеческих ценностей через эстетическое воспитание, составной частью которого является музыкальное воспитание. Таким образом, исполнительская техника музыканта состоит из компонентов, соответствующих основным физическим качествам и двигательным способностям, а качество овладения техникой игры на музыкальном инструменте зависит от уровня развития этих качеств и способностей, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с состоянием исполнительского аппарата.Таким образом,в контексте изучения уровневой интеграции физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования мы определили интеграциюкак процесс взаимопроникновения одних предметов в другие на содержательном уровне, взаимозависимости развития духовной и физической сторон личности и взаимосвязи формирования ее общей, профессиональной и физической культуры на ценностном уровне; реализации прямой и обратной связифизической и профессиональной подготовленности (функциональный компонент) на процессуальном уровне. Каждый уровень, в свою очередь,имея свою направленность, отражает основные точки соприкосновения, опираясь на которые возможна реальная интеграция физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования.Тем самым, врезультате исследования определено, что эффективными организационными условиями позволяющими оптимизировать процесс физического воспитания студентов музыкальных ссузовявляется разработка системы современного физического воспитания, в которой структура и содержательное сопровождение имеет ярко выраженную профессионально ориентированную направленность.В процессе исследования выявлено, что наиболее эффективными педагогическими условиями,позволяющими оптимизировать процесс физического воспитания студентов музыкальных ссузов,являются уровень компетентности преподавателя физической культуры и формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой, а также степеньинтеграции физического воспитания в процесс музыкального профессионального образования.

Ссылки на источники1.АстаховА. М. Физическая подготовка студентов вузов культуры.–М.: МГИКИ, 1992. –117 с.2.ДудкинаЮ. И. Формирование профессиональноприкладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств: автореф. дис.... канд. пед.наук. –М.: МГУКИ,2006. –21 с.РязанцевА. А. Профессиональноприкладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах: автореф. дис.... канд. пед. наук. –М., 2009. –22 с.4.Толкачева И. Т. Влияние физической нагрузки на психомоторные процессы музыкантов // Теория и практика физической культуры. –1980. –№ 5. –С. 42–45.5.HorvathJ. Playing (less) Hurt: An InjuryPrevention Guide for Musicians. –USA, New York: Hal Leonard Format, 2010.–236 p.6.KlicksteinG. The Musician's Way: A Guide to Practice, Performance, and Wellness. –USA, Oxford: Oxford University Press, 2009. –360 p.

Konovalov Igor,Candidate of pedagogical sciences, associate professorat the chair of theory and methods of cyclic sportsNaberezhnochelninsky branch «Povolzhskayastate academy of physical culture, sport and tourism»,Republic Tatarstan, Naberezhnye Chelnyigko2006@mail.ruOrganizationalpedagogical conditions of optimization of process of physical training of students of themusical secondary special educational institutionsAbstract. The article is devoted to the issues of modernization of physical education of students of secondary special educational institutions music profile, search for the most effective organizationaland pedagogical conditions for the diversification of the processa physical culture in the system of secondary professional education.Keywords: physical education, special secondary educational establishments of musical profile, organizational and pedagogical conditions.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт