Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIX века на уроках истории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маслова И. В. Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIX века на уроках истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 2 (февраль). – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13034.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения повседневности в процессе преподавания школьного курса истории России. Автор предлагает использовать специально подобранные исторические источники и методические рекомендации работы с ними, что позволит дополнить, расширить и углубить знания учащихся о российском купечестве XIX века.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МасловаИнга Владимировна,доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей и отечественной истории ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. ЕлабугаSaveli3@yandex.ru

Методические аспекты изучения повседневности российского купечества XIXвека на уроках истории

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения повседневности в процессе преподавания школьного курса истории России. Автор предлагает использовать специально подобранные исторические источники и методические рекомендации работы с ними, что позволит дополнить, расширить и углубить знания учащихся о российском купечествеXIXвека. Ключевые слова: повседневность, купечество, Российская империя, методика обучения истории.

Важнейшей функцией социальногуманитарного образования, которая специально подчеркивается в документах ФГОС, является формирование российской гражданской идентичности школьников, ценностныхориентаций гражданина России. Этот процесс неразрывно связан формированием исторического сознания общества;ключевую роль при этом играет историческая память как особым образом сфокусированное историческое знание. В этих условиях возрастает роль и значение региональной истории и исторического краеведения, позволяющего школьнику воспринимать историю не как отдаленную абстрактную науку, а осознать место своего города или своей семьи в российской истории. Широкиевозможности для привлечения учащихся к краеведческой работе дает изучение повседневности.История повседневной культуры, осмысленная в духе современных подходов к преподаванию, должна занимать особое место в рамках изучения социальной историии реконструкции определенной материальнопространственной исторической среды. История быта и нравов при определенном концептуальном подходе может стать своеобразным узлом, стягивающим важнейшие составляющие курса ‬экономическую, социальную, политическую, дипломатическую, духовную историю. В последнее десятилетие уроки истории в школе значительно обогатились материалом по культуре повседневности, что во многом связано с пересмотром концепции исторического образования и стремлением преодолеть традиционный подход, согласно которому бытовой материал является дополнением к темам по истории культуры.При изучении сословной структуры российского общества XIXвекана уроках истории учитель и ученик нередко становятся заложниками определенного штампа, сформированного в отношениикупечества. Купец ‬это предприниматель, стремящийся исключительно к собственной выгоде, представитель «темного царства», деспот в семье и грубиян и невежда в общении с окружающими. Критический анализ источников позволяет через изучение быта и нравов, приемов организации коммерции воссоздать совершенно иной исторически справедливый и научно подтвержденный образ российского купечества. В качестве отдельных составляющих культуры повседневности выделим положение женщин, организацию семейного быта, традиции воспитания детей в купеческих семьях. Изучение именно этих аспектов позволит выявить эволюцию взглядов купечества не только на воспитание и образование, но и на модернизационные процессы, проходившие в России во второй половине XIX‬начале XXвеков. Изучение культуры повседневности российского «третьего сословия» мы построили на основе анализа источников по истории купечества уездных городов Вятской губернии.Воспитанием детей в купеческих семьях занимались жены.Купеческие жены и дочери ‬это одна из немногочисленных социальных категорий, которые оставались незамеченными не только исследователями, но и их современниками. Всегда оставаясь в тени своих успешных мужей и отцов, они редко упоминались в официальных источниках, почти не оставили дневников и воспоминаний. «Наибольшее воздействие на формирование стереотипного представления о женщине купеческого сословия оказало творчество драматурга Александра Островского. В его пьесах…купеческие жены представали жертвами своих грубых и деспотичных мужей. Дочери же купцов, озабоченные исключительно мыслями о замужестве, стремились или попасть благодаря браку в благородное общество, или, наоборот, избежать союза с отвратительными женихами, которых ради коммерческой выгоды присмотрели для них отцы» [1].Но не все представительницы купеческого сословия вписываются в этот ставший стереотипным портрет. Некоторые купчихи становились равноправными партнерами своих мужей или руководили семейным делом после их смерти. Например, в Уржуме М. Н.Коробкова после смерти мужа не только продолжила его предпринимательскую деятельность, но и значительно расширила семейный бизнес. Обратив внимание на отсутствие кондитерского производства в городе в 80егоды XIXвека, она сделала ставку именно на эту сферу. «Магазин Коробковой стал пользоваться известностью, её булки, кренделя, конфеты ‬карамель, сливочные тянучки имели спрос» [2]. В результате удачливая коммерсантка в 1887годубыла зачислена в «самостоятельныекупчихи».В середине XIXвека, после смерти елабужского второй гильдии купца К.И.Стахеева, его дело ‬торговлю мануфактурой, чаем и сахаром, продолжила его супруга Варвара Макаровна. При этом она в одиночку осуществляла воспитание четверых детей: Федора, Александра, Елизаветы и Ольги. Следует подчеркнуть, что многие купчихи были хорошо образованными женщинами, владели несколькими языками и придерживались прогрессивных для своего времени взглядов, активно занимались благотворительной деятельностью.Документ 11.Из журнала Совета Елабужского епархиального училища за 1898год.«Потомственная Почетная гражданка Г.Ф.Стахеева и брат её покойного мужа потомственный почетный гражданин Иван Стахеев, выражая желание, чтобы епархиальное женское училище в Елабуге было открыто с наступлением нового учебного года, изъявили готовность первая ‬ассигновать из своих средств, сверх 200000 рублей, назначенных ею на построение училищного здания и церкви, потребную на устройство всех необходимых как классных и для общежитийвоспитанниц, так же хозяйственных принадлежностей и на жалование служащим сумму в 6000 рублей, а второй ‬уступил бесплатно для временного помещения училища, собственный двухэтажный каменный дом». Вопросы к документу:1.О каком факте благотворительности идет речь в документе?2.Какую сумму пожертвовала Г.Ф.Стахеева на устройство епархиального училища?3.Определите размер благотворительного пожертвования, если корова в Россиив указанный период стоила 5 рублей. 1Национальный архив Республики Татарстан. Ф.320. Оп.1. Д.22. Л.8.

Как приведенный документ характеризует купчиху Г.Ф. Стахееву?И все же главными обязанностями хозяйки купеческой семьи были организация семейного быта, воспитание детей и организация работы слуг. В различных домашних работах использовался труд наемных работников: садовников, конюхов, прачек, белошвеек. В воспоминаниях потомка елабужской купеческой династии В.П. Гирбасова перечисляются следующие категории слуг, работавших в усадьбе его деда: «кухарка Семеновна или «Семениха», судомойка, белошвейки, кучер Василий, садовник2. При этом по именам названы слуги, которые жили и работали в семье купца не один год. Такие работники становились очень близки членам семьи. Тот же В.П. Гирбасов сообщает, что «дедушка ходил париться в баню с кучером Василием». В доме малмыжского 2й гильдии купца Е.С. Брехачева служили кухарка, горничная и кучер3. Если в семье были малолетние дети, то среди слуг обязательно была няня. Слуги делились на постоянных, состоящих на жаловании, и временных, к услугамкоторых прибегали по мере необходимости. В семье елабужского купца Бусыгина в 1908г. на постоянной основе трудились няня, а также Аграфена и Настя, о статусе последних в источнике не сообщается, но скорее всего эти женщины выполняли работу по дому, за что получали жалование. Интересно, что зарплата выплачивалась не только в денежной форме, но и продуктами: «Насте в жалование хлеба 2ф. по 5к. и 1 булку», строкой ниже хозяин оговаривает и размер выплаченного жалования 1р. 40к.4На разовые работы Бусыгины привлекали дровосека, водовоза, прачку. За их услуги выплачивалась сдельная оплата. Документ 2.Отрывок из письма сарапульской купчихи Е.И.Ехлаковой своей экономке.«Наталья Авельевна, прошу Вас смотреть за чистотой в комнатах, в коридоре послать мягкий веревочный половик. Поливайте цветы, детям давайте спокойно заниматься. Соню отправлять с уроками в гостиную, смотреть за платьем, отдавать горничной чистить ботинки, вовремя кормить…Горничная, чтобы без дела не скучала, давайте ей работу, чистку и тому прочее. Относительно детского белья чистить почаще, отдавать стирать»[3].Вопросы к документу:1.Расскажите, основываясь на источнике, какие обязанности были у хозяйки купеческой семьи?2.Назовите качества присущие купчихе.Воспитание детей в семье купца полностью подчинялось подготовке к участию в деятельности семейного коммерческого предприятия. Дети находились в полном подчинении у родителей и с раннего детства помогали им по хозяйству. До зрелых лет о сыновьях отечески заботились, постепенно вводили их в курс семейных дел. Отметим, что в первой половине XIXстолетия подавляющее большинство уездных купцов имело только начальное образование. Поэтому большую часть знаний об организации коммерческих предприятий купеческие сыновья получали на практике. С семи‬восьми лет мальчики начинали приобщаться к предпринимательской деятельности. Ониежедневно ходили в лавку, выполняли мелкие поручения. Возрастом зрелости считались 15‬16 лет, с этого времени сыновья полностью включались в семейное дело. 2Воспоминания В.П. Гирбасоваиз личного архива К.В.Польских.3Государственный архив Кировской области. Ф.631. Оп.1.Д.20.Л.16.4Расходная книга елабужских купцов Бусыгиныхизфондовмузея елабужского купечества.В воспитании девочек с детских лет делали упор на подготовку к будущей семейной жизни. Дочери должны были помогать матери вести хозяйство, следить за порядком доме, присматривать за младшими детьми. Традиционно девочек обучали различным видам рукоделья: вязанию, плетению кружев, вышиванию. Документ 35.«Для того чтобы развитьу нас вкус и любовь к красивым вещам, мама с раннего детства дарила нам помимо кукол и игрушек на именины, дни рождения и Рождество маленькие безделушки: галльские вазы, фарфоровые фигурки из Дрездена, копенгагенских животных. У каждого из нас был шкафчик, где мы выставляли своисокровища. Позже, повзрослев, мы получали в подарки издания русских, французских и английских авторов…Иногда, после обеда, мы с нашими двоюродными братьями и сестрами играли в лапту. Дети садовников и кучеров играли вместе. В России так было принято, но всетаки некая зависть у некоторых детей была. После революционных событий эти дети отбирали наши игрушки и куклы.Мама старалась развить в нас чувство сострадания и ответственности к бедным детям и приучала общаться с ними без чувствакакоголибо превосходства. Мы с Верой, будучи подростками, в летнее время давали уроки французского языка дочерям главного садовника и кучера, что помогалоих учебе в средней школе»[4].Вопросы к документу:1.

Каким образом проявлялась забота купчихи о воспитании хорошего вкуса у своих детей? 2.Какие качества старалась воспитать купчиха в своих детях? 3.Что можно сказать на основе предложенного отрывка об уровне образования детей в купеческих семьях?В процессе воспитания детей купцы, как впрочем, и другие слои горожан и крестьян нередко прибегали к запретам и наказаниям. Владимир Петрович Гирбасов, гостивший у деда, елабужского купца Iгильдии Гаврила Федоровича, в 1913годувспоминает: «За обедом полагалось сидеть чинно и спокойно. А если начиналось глухое хихиканье, то можно было получить тычка перстами по голове от дедушки, а тои вылететь изза стола»6.Великолепный знаток купеческого быта, сын первогильдейского елабужского купца, писатель Д.И. Стахеев, иллюстрируя разговор двух купеческих сыновей, писал:

«‬У нас тоже в худой час подвернешься, такую затрещинусъешь, что искры из глаз посыплются.‬А у насто что делается! Третьего дня отец мою сестру за волосы поймал да по двору так тащил в горницу: она в огороде была, а сосед через забор с ней разговаривал…»[5].Отметим, что различий в наказаниях мальчиков идевочек практически не существовало. Наказания употреблялись не только родителями, но и воспитателями, учителями, гувернерами и гувернантками. Во второй половинеXIXвека, под влиянием буржуазных веяний, уездные купцы начинают приглашать для своих детей иностранных гувернеров, бонн. Но, несмотря на новые веяния в домашнем воспитании в среде русского купечества сохранились 5Отрывок из воспоминаний Татьяны Карсон‬представительницыдинастии елабужских купцов Стахеевых.6Воспоминания В.П. Гирбасоваиз личного архива К.В.Польских.

вековые традиции отношения к обучению. Традиционно обучение начиналось 1 ноября, в день Косьмы и Домиана ‬патронов всех учащихся. Перед началом занятий детей водили в церковь и ставили этим святым свечку.В церковь ходили и 1 декабря, в день пророка Наума и молились, чтобы «батюшка пророк Наум навел меня на ум» [6]. В церковь для освящения приносили и учебные принадлежности: книги, указки.Домашние образование было делом довольно трудным т.к. родители, заинтересованные в быстрых и хороших результатах, пристально следили, чтобы дети не ленились, не пропускали занятий, вели себя прилежно. Ежедневные прогулки и игры во дворе дополняли напряженный учебный день. Перемены, происходившие в стране в пореформенное время, сказывались и на изменении отношения уездного купечества к образованию. Купцы стали осознавать, что не под силу будет им укрывать себя и своих детей от новых идей и требований времени.Они понимали, что оставляя сыну капитал, надо оставлять и умение им распорядиться, а потому стали возникать мысли о необходимости обучения своих отпрысков в учебных заведениях Министерства народного просвещения.Профессиональные навыки купцы могли получать в специальных классах при училищах и гимназиях. В первой половине XIXвекареальные классы при гимназиях открывались в основном в крупных городах: Туле, Вильно, Риге. Во второй половине XIXвекакоммерческое образование стало распространяться и в провинции. В уездных городах Вятской губернии действовало 6 реальныхучилищ: в Елабуге, Нолинске, Орлове, Сарапуле, Слободском и Уржуме[7]. Дети состоятельных купцов получали образование в высших учебных заведениях страны.Получение достойного образования меняет мировосприятие купеческой молодежи, она становится более самостоятельной, свободной ототеческой опеки. Разлад между «отцами» и «детьми» начал принимать острые формы. Особенно резко обнажились эти противоречия по вопросам, касавшимся будущего молодого поколения. Молодежи хотелось самой выбирать свой жизненный путь. Две дочери сарапульского купца Нина и Олимпиада Ехлаковы принимают самостоятельное решение о продолжении своего образования. В их письме к родителям, написанном 19 января 1905года, звучит одновременно просьба, но вместе с тем и твердое уже принятое решение: «Мне очень хочется, чтобы Вы со мной согласились, что наш, т.е. Липин и мой поступок,не так не хорош, как, может быть, вы и другие себе представляете. Наверно, следующие за нами поколения также будут различаться взглядами с нами, я в этом не сомневаюсь. Средняя школа хотя нас и ставит на ноги, но нам хочется большего…»[8]. Безусловно, что большинство купеческих детей и не помышляли о самостоятельном выборе, соглашаясь с родительской волей. Но и в этой массе находились не только дети, но, что важнее родители, которые шли наперекор традиции и предоставляли своим детям право избрания своего будущего. Так родители будущего художника И.И Шишкина, елабужские купцы, заметив в сыне интереск художественному творчеству, старались поддержать и развить его. Иван Васильевич, отец художника, подбирал для будущего пейзажистастать и журналы, книги о художниках. Отец понял сына и не стал перечить емув выборе дела, благословив его напоиск своего призвания[9].Домашнее воспитание и образование в купеческой среде имело характерные черты, присущие и дворянской и народной культуре. В среде русского купечества так и не была выработана собственная, характерная для него система воспитания. Преобладаниедомашнего воспитания в первой половине XIXвекаобъяснялось силой патриархальных традиций. Только во второй половине XIXвекауездное купечество стало более охотно обращаться к системе государственного образования. К концу XIX‬началу ХХстолетия сомнений в необходимости получении качественного образования в государственных учебных заведениях различного уровня у купцов уже не осталось. Овладение знаниями, несомненно, расширяло интеллектуальный кругозор уездного купечества. У грамотного купца, который время от времени читал газеты и журналы, интересовался художественной литературой и театром менялись когнитивные основы ментальности. Он получал информацию не только устным путем, но и через текст, что потенциально открывало богатые возможности для расширения «картины мира» уездного купца, которая в свою очередь претерпевала позитивные качественные изменения. В заключении можно предложить школьникам ответить на вопросы.1.Подумайте, какие приемы домашнего воспитания, используемые купцами, применяются в современных семьях?2.Какие традиции семейного быта купцов не используются в современных семьях? Почему? Учащимся можно предложить взять «интервью» у различных членовкупеческой семьи (хозяйки, детей, няни). Вопросы должны охватывать различные стороны жизни обитателей семьи, а ответы основываться на данных изученных источников.

Ссылки на источники1.Иоффе М. Линденмайер А. Дочери, жены и партнеры: женщины московской деловой элиты//Купеческая Москва: Образы ушедшей российской буржуазии. ‬М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. ‬147с.2.Пентина Н. Дом, где продавались торты…/Кировская искра. ‬1992. ‬23 июня.3.Пюрияйнен Д.М. Население уездного города Сарапула во второй половине XIX‬начале ХХв.: социокультурный аспект: дис. … канд. ист. наук.‬Ижевск, 2009.4.Карсон Т. Воспоминания о русской семье. ‬Краснодар, 2009.5.Стахеев Д.И. Уездный город. //Стахеев Д.И. Духа не угашайте. ‬Казань, 1992.‬374с.6.Брянцев М.В. Культура русского купечества (воспитание, образование).‬Брянск, 1999.7.Емельянов В.Д. Родиноведение. География Вятской губернии.‬Вятка, 1917.8.Пюрияйнен Д. Бытовая культура купеческого сословия города Сарапул во второй половине XIXв.//Мензелинский музейный вестник. ‬2007.‬Вып.4‬5.‬С.27.9.Трехсотлетнее древо рода Шишкиных.‬Елабуга, 2007.

Maslova Inga, Doctor of History, Professor of general and national history of Kazan (Volga) Federal University (Branch in Yelabuga)Saveli3@yandex.ruMethodological aspects of the study of everyday like of Russian merchants in XIXthe lessons of historyAnnotation.The article is devoted to the study of everyday life in the teaching of the school course of Russian history. The author suggests using specially selected historical sources and guidelines to work with them, which willcomplement, broaden and deepen the students' knowledge of Russian merchants in XIX.Keywords:everyday like, the merchants, the Russian Empire, the methodology of teaching history.

Рекомендовано к публикации: ЗиновкинойМ. М., доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии профессионального образования Российской Федерации