Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богатенков С. А. Компетентностно-ориентированный подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13091.htm.
Аннотация. В статье предлагается подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций на основе классификации ИКТ-компетенций и ИКТ-модулей. Рассмотрен метод формирования и классификации ИКТ-компетенций на основе ФГОС для направления «Профессиональное обучение». Представлен алгоритм планирования информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богатенков Сергей Александрович,кандидат технических наук, заведующий кафедрой информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г.ЧелябинскSerbogatenkov@yandex.ru

Компетентностноориентированный подход к планированиюинформационной подготовки выпускников образовательных организаций

Аннотация. В статье предлагается подход к планированию информационной подготовки выпускников образовательных организаций на основе классификации ИКТкомпетенций и ИКТмодулей. Рассмотрен метод формирования и классификации ИКТкомпетенций на основе ФГОС длянаправления «Профессиональное обучение». Представлен алгоритм планирования информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием.Ключевые слова:информационная подготовка, планирование, компетентность.

Внедрение информационных технологий во всех сферах профессиональной деятельности приводит, с одной стороны, к повышению эффективности решения профессиональных задач, с другой стороны, к усилению угроз безопасности и росту кибертерроризма. Тенденции развития информационного общества нашлисвое отражение в законодательных актах РФ.В соответствии с законом об образовании в РФ № 273ФЗ, принятом в декабре 2012 г., актуальной новацией является реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В статье 16 закона записано:«…в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24), отмечается, что в современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Государственные и коммерческие структуры, пользователи информационных и коммуникационных технологий, потребители информационных услуг, столкнувшись с оборотной стороной тотальной компьютеризации, осознают необходимость обеспечения безопасности информационных ресурсов и экономическую целесообразность вложения средств в обеспечение надежного функционирования информационных систем. Однако отсутствие надлежащих знаний, умений и навыков в области информационной безопасности чревато серьезными издержками при использовании информационных и коммуникационных технологий, поскольку одним из основных сдерживающих факторов их внедрения является принципиальная уязвимость от различного рода угроз информационной безопасности. Острота проблемы информационной безопасности будет только увеличиваться по мере дальнейшего увеличения масштабов внедрения современных информационных и коммуникационных технологий, являющихся технологической основой процессов глобализации, во все сферы жизнедеятельности современного общества, развития электронных систем для государственного управления, бизнеса, банковского дела, платежей, расчётов, торговли и т.д.Готовность выпускника педагогической организации к проектированию качественной информационной подготовки состоит в понимании того, что педагогическая эффективность использования средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)в профессиональной деятельности связана с повышением эффективности решения профессиональных задач и угрозами безопасности. Это обуславливает приоритетное место освоения проектировочной деятельности педагога в информационной образовательной среде в числе других компонентов его профессиональной деятельности. Но именно неготовность педагога к проектированию учебного процесса в информационной образовательной среде является сегодня наиболее слабым звеном в его методической подготовке. Недостаточная методическая разработанность подготовки педагога к проектированию качественной информационной подготовки обусловлена следующими основными факторами:ориентация содержания подготовки педагога на использование имеющихся в образовательных учреждениях средств ИКТ без учета требований к качеству, что приводит к неэффективности образовательного процесса в различных планах: дидактическом, экономическом, информационной и психологическом;опыт, накопленный в области проектирования качественной предметной подготовки, крайнеограничен, и он не стал достояниеммассовогопедагога,следовательно,в процессеосвоения нового содержанияпроектировочного компонента в профессиональной деятельностипедагогатребуетсяразвитие коммуникативныхформ деятельности, направленных,вчастности,на оценку,обобщение, распространениеивнедрениевпрактикупередового опытаи обоснованных инноваций;отсутствиенеобходимойматериальнотехническойбазы,кадровых ресурсоввкаждомотдельномобразовательномучреждении,что актуализирует проблему качественной информационной подготовки в современной образовательной среде. традиционные модели формирования знаний и умений выпускников образовательных учреждений в области применения ИКТ ориентированы на внутрипредметное их изучение в рамках отдельных специализированных курсов, таких как «Информатика», «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» или «ИКТ в науке и образовании». Эти модели уже не отвечают современным профессиональным потребностям подготовки выпускников, так как они не учитывают особенностей многопредметного, динамически изменяющегося образовательного процесса и тенденций применения ИКТ в педагогической и профессиональной деятельности.Обобщающий анализ содержания этих факторов позволяет утверждать о наличии существенных противоречий,которые определяютпроблему: как изменить подготовку будущих выпускников педагогических организаций в области информационных и коммуникационных технологий с тем, чтобы она содействовала проектированию качественной информационной подготовки в современной образовательной среде.Введение в действие образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе и являющихся государственной нормой, регулирующей качество образования, повышает возможности разработки и реализации новых моделей компетентностноориентированного управления образованием. Вопросы компетентностно ориентированного управления подготовкой педагогов профессионального обучения в организации высшего образования рассмотрены Е.А. Гнатышиной [1].Одной из основных задач информационной подготовки является планирование образовательной траектории для студентов с различным базовым образованием, состоящей из перечня модулей дисциплин, необходимых для освоения. Задача планирования образовательной траектории для студентов с различным базовым образованием особенно актуальна для профессиональнопедагогической деятельности, поскольку профессиональнопедагогическое образование (ППО) можно рассматривать как наиболее полный и сложный вид образования по следующим причинам.1.Уровневый характер ППО (мастер производственного обучения, бакалавр и магистр профессионального обучения) определяет требования к информационной подготовке выпускников, регламентируемые образовательными стандартами, обеспечивающими дидактическую безопасность.2.Большое количество профилей (информатика и вычислительная техника (ВТ), экономика и управление, энергетика, машиностроение и материалообработка и т. п.) приводит к необходимости информационной подготовки, учитывающей требования электронного бизнеса при усилении угроз безопасности в результате применения ИКТ для решения профессиональных задач в рамках конкретной отрасли, определяемой профилем подготовки.3.Разнообразие базового среднего образования студентов (общее, педагогическое, профессиональное, профессиональнопедагогическое) приводит к трудностям при планировании информационной подготовки, обусловленным угрозами дидактической безопасности, связанными с недостаточным или избыточным содержанием планируемого учебного материала.

На примере ППО в статье представлен алгоритм планирования информационной подготовки для студентов с различным базовым образованием на основе классификации ИКТкомпетенций [2].По нашему мнению, ИКТкомпетентностьвыпускника организации ППО представляет собой множество ИКТкомпетенций, каждая из которых классифицируетсяпо следующим признакам:цели (общеобразовательные, развивающие и профессиональные);характер компетентности профессиональных целей (общий и специальный);область деятельности (учебнопрофессиональная, научноисследовательская, образовательнопроектировочная, организационнотехнологическая и обучение рабочей профессии);уровень ППО (мастер производственного обучения, бакалавр и магистр профессионального обучения);профиль подготовки (экономика и управление, энергетика, машиностроение и материалообработка, информатика и ВТ и т.п.)Рассмотрим метод формирования и классификации ИКТкомпетенций.ИКТкомпетенцию будем рассматривать в виде Куцп, гдеу‬уровень ППО (1 ‬мастер производственного обучения, 2 ‬бакалавр, 3 ‬магистр профессионального обучения);ц‬цели или область деятельности (1 ‬общеобразовательные, 2 ‬развивающие 3 ‬учебнопрофессиональная, 4 ‬научноисследовательская, 5 ‬образовательнопроектировочная, 6 ‬организационнотехнологическая, 7 ‬обучение рабочей профессии);п‬профиль подготовки (0 ‬для цот1до 5; 1 ‬экономика и управление, 2 ‬энергетика, 3 ‬машиностроение и материалообработка, 4 ‬информатика и ВТ и т.д. для ц= 6 или7).ИКТкомпетенция ‬проекциявектора компетенции на ИКТплоскость, являющуюсямоделью ИКТкомпетентности. При этом любой луч ИКТплоскости может являться моделью ИКТкомпетентности определенного профиля отрасли. Таким образом, ИКТкомпетентность выпускника ППО определяетсясоответствующими ИКТкомпетенциями целей и областей деятельности. Например, ИКТкомпетентность магистра профессионального обучения профиля «экономика и управление» определится по формуле:

КМ01=К110+ К120+ К130+ К140+ К150+ К141+ К151+ К210+ К220+ К230+ К240+ К250 + К241+ + К251 +К310+ К320+ К330+ К340+ К350 + К341+ К351

Рассмотрим метод формирования и классификации ИКТ ‬компетенций на содержательном уровне.Проекция вектора компетенции на ИКТ плоскость на содержательном уровне эквивалентна добавлению слов «с помощью ИКТ» к названию компетентности. Проекция вектора ИКТкомпетентности на луч профиля отрасли «экономика и управление» на содержательном уровне эквивалентна добавлению слов «в области экономики и управления»» к названию ИКТкомпетентности. СодержаниеИКТкомпетенций для ППО приведенов таблице(табл.1).Для освоения каждой ИКТкомпетенции студенту необходимо изучить соответствующий ИКТмодуль и выполнить мероприятия по контролю знаний, умений и навыков. В таблице(табл.2)представлены названия модулей дисциплин для информационной подготовки выпускников учреждений ППО.ИКТмодули, реализующие общеобразовательные и развивающие цели, изучаются в рамках дисциплин: информатика и информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности (М110, М120), информатика (М210, М220), информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании (М310, М320).ИКТмодули, реализующие профессиональные цели общей части, изучаются в рамках дисциплин: методика профессионального обучения (М130, М250), общая и профессиональная педагогика (М140, М150), методика воспитательной работы (М230), педагогические технологии (М240), современные проблемы профессионального образования (М330), инновационные технологии в науке и профессиональном образовании (М340), проектирование образовательной среды (М340).ИКТмодули, реализующие профессиональные цели специальной части, связанной с профилем отрасли, изучаются в рамках вариативных дисциплин, определяемых образовательным учреждением.Таким образом, классификация ИКТкомпетенций является фактором обеспечения дидактической безопасности в уровневом ППО по следующим причинам:1.Классификация по целям и характеру компетентности позволяет однозначно распределить ИКТкомпетенции по дисциплинам соответствующих блоков. ИКТкомпетенции, реализующие общеобразовательныеи развивающие цели, следует рассматривать в рамках дисциплин общекультурного блока. В рамках профессиональных дисциплин следует рассматривать ИКТкомпетенции, реализующие профессиональные цели общего характера, а в рамках вариативных дисциплин ‬реализующие профессиональные цели, определяемые профилем отрасли.2.Классификация по области деятельности и уровням ППО позволила определить ИКТмодули дисциплин, в которых ИКТкомпетенции будут реализовываться.

Таблица 1Классификация ИКТкомпетенцийдля профессиональнопедагогического образования

МастерБакалаврМагистр1. Общеобразовательные целиСпособность использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (К110)Способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессиональнопедагогической деятельности; способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (К210)Способность и готовность анализировать, синтезировать и обобщать информацию, презентовать результаты своей научной деятельности (К310)2. Развивающие целиСпособность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (К120) Готовностьанализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессиональнопедагогической деятельности (К220)Способность и готовность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в профессиональнопедагогической деятельности новые области знаний (К320)3. Учебнопрофессиональная деятельностьСпособность вести документацию, обеспечивающую учебнопроизводственный процесс с помощью ИКТ (К130)Готовность к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) с помощью ИКТ (К230)Способность и готовность организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся с помощью ИКТ (К330)4. Научноисследовательская деятельностьСпособность проводить наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты с помощью ИКТ (К140) Готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения задач с помощью ИКТ (К240)Способность и готовность формулировать научноисследовательские задачи, решать их с помощью с помощью ИКТ (К340)5. Образовательнопроектировочная деятельностьСпособность оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений с помощью ИКТ (К150)Готовность к разработке, анализу икорректировке учебнопрограммной документации подготовки рабочих (специалистов) с помощью ИКТ (К250)Способность и готовность проектировать образовательную среду с помощью ИКТ (К350)6. Организационнотехнологическая деятельностьСпособность участвоватьв планировании деятельности первичного структурного подразделения в области экономики и управления с помощью ИКТ (К161) Готовность к организации процессов подготовки рабочих (специалистов) в области экономики и управления с помощью ИКТ (К261)Способностьи готовность управлять процессами подготовки рабочих (специалистов) в области экономики и управления с помощью ИКТ (К361)7. Обучение рабочей профессииСпособность разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию в области экономики и управления с помощью ИКТ (К171)Готовность к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и организации безопасности в области экономики и управления с помощью ИКТ (К271)Способность и готовность контролировать качество результатов труда обучающихся в области экономики и управления с помощью ИКТ (К371)

Таблица 2Классификация ИКТмодулейдля профессиональнопедагогического образования

МастерБакалаврМагистр1. Общеобразовательные целиНачальный курс подготовки пользователя персональным компьютером (М110)Начальный курс подготовки пользователя персональным компьютером (М210)Расширенный курс подготовки пользователя персональным компьютером (М310)2. Развивающие целиПостановка и решение задач с помощью ИКТ (М120) Решение проблем с помощью ИКТ (М220)Приобретение и использование новых знаний с помощью ИКТ (М320)3. Учебнопрофессиональная деятельностьЭлектронный документооборот в педагогике (М130)Диагностика и прогнозирование развития личности с помощью ИКТ (М230)Организация автоматизированных систем оценивания деятельности личности (М330)4. Научноисследовательская деятельностьПедагогическое наблюдение и диагностика с помощью ИКТ (М140) ИКТ и инновации (М240)ИКТ и научные задачи (М340)5. Образовательнопроектировочная деятельностьОформление педагогических разработок с помощью ИКТ (М150)Разработка и сопровождение электронного документооборота (М250)Проектирование образовательной среды с помощью ИКТ (М350)6. Организационнотехнологическая деятельностьАвтоматизированное планирование (М161) Организация процессов с помощью ИКТ (М261)Управление процессами с помощью ИКТ (М361)7. Обучение рабочей профессииЭлектронный документооборот в профессиональной деятельности (М171)Повышение эффективности профессиональной деятельности с помощью ИКТ (М271)Автоматизированный контроль эффективности профессиональной деятельности (М371)

Таблица 3

Зачетные модули дисциплин для информационной подготовки

бакалавров ППО при различном среднем базовом образовании

МодулиСреднее базовое образованиеПедагогическоеПрофессиональноеППОМ110‬‬+М120‬‬+М130+‬+М140+‬+М150+‬+М161‬++М171‬++

3. Для студента, обучающегося по направлению «профессиональное обучение» любого профиля, с любым базовым образованием появилась возможность планирования образовательной траектории информационной подготовки. Алгоритм планирования траектории информационной подготовки для студентов с различным базовым образованиемреализован на основе классификации ИКТкомпетенций и ИКТмодулей. Базовое среднее образование студента, обучающегося по направлению бакалавриата «профессиональное обучение» может быть общим (школа), профессиональным, педагогическим или профессиональнопедагогическим (ППО). В таблице(табл.3)знаком «+» отмечены модули, которые могут быть зачтены студенту с учетом его базового образования при условии выполнения им требований итогового контроля.Базовое высшее образование (бакалавриат) студента, обучающегося по направлению магистратуры «профессиональное обучение» может быть профессиональным, педагогическим или профессиональнопедагогическим (ППО). В таблице(табл.4)знаком «+» отмечены модули, которые могут быть зачтены студенту с учетом его базового образования.Планирование траектории формирования ИКТкомпетентности для студентов с различным базовым образованием выполняется по следующим алгоритмам.1.Для подготовки бакалавров ППО траектория формирования ИКТ компетентности включает следующие модули: М110‬М171и М210‬М271. Для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессиональнопедагогическое образование ряд модулей может быть зачтен в соответствии с таблицей 3.2.Для подготовки магистров ППО траектория формирования ИКТ компетентности включает следующие модули: М210‬М271и М310‬М371. Для студентов, имеющих базовое педагогическое, профессиональное или профессиональнопедагогическое образование ряд модулей может быть зачтен в соответствии с таблицей 4.

Таким образом, разработан алгоритм, позволяющий однозначно определить траекторию формирования ИКТ компетентности для информационной подготовки выпускников ППО с различным базовым образованием. Алгоритм удовлетворяет принципу дидактической безопасности, т.к. он основан на компетентностном подходе ФГОС 3 поколения для подготовки педагогов профессионального обучения и устраняет угрозу недостаточного или избыточного содержания планируемого учебного материала.

Таблица 4

Зачетные модули дисциплин для информационной подготовкибакалавров ППО при различном высшем базовом образовании

МодулиВысшее базовое образованиеПедагогическоеПрофессиональноеППОМ210‬‬+М220‬‬+М230+‬+М240+‬+М250+‬+М261‬++М271‬++

Ссылки на источники1.Гнатышина Е.А. Компетентностноориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. ‬СПб: ООО «Книжный Дом», 2008.‬410с.2.Богатенков С.А.Классификация информационных и коммуникационных компетенций в профессиональнопедагогическом образовании как фактор дидактической безопасности // Мир науки, культуры и образования.‬2013. ‬№1.‬С. 17‬22.



BogatenkovSergey,PhD,Head of the Departmentof Information Technology, Computer Science and substantiveproceduresFGBOUVPO "Chelyabinsk State Pedagogical University",ChelyabinskSerbogatenkov@yandex.ruCompetenceoriented approach to planninginformation trainingof graduates of educationalinstitutionsAbstract.The paper proposesan approach to planninginformation trainingof graduates of educationalinstitutions on the basisof classificationof ICT ‬and ICTskillsmodules.The method offormation andclassification ofICTbasedcompetenciesto guide theGEF"Vocational Training". The algorithm forschedulinginformation trainingfor students withvariousbasic education.Keywords: awarenesstraining, planning, competence.

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»