Проблемы правового регулирования молодежной политики в области занятости

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тащиян И. Н. Проблемы правового регулирования молодежной политики в области занятости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13101.htm.
Аннотация. В статье рассматривается законодательная и нормативно-правовая база государственной молодежной политики как система нормативно-правового обеспечения занятости молодежи. Дана характеристика ключевых проблем и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ТащиянИрина Николаевна,преподаватель социальноэкономических дисциплин ГБОУ СПО «Юргинский технологический колледж», г. Юргаirina82nik@mail.ru

Проблемы правового регулированиямолодежной политики в области занятости

Аннотация.В статье рассматривается законодательная и нормативноправовая база государственной молодежной политики как система нормативноправового обеспечения занятости молодежи. Дана характеристика ключевых проблем и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере.Ключевые слова:законодательная и нормативноправовая база, государственная молодежная политика, направления реализациигосударственной молодежной политики,проблемы в области регулирования государственной молодежной политики, занятость.

Проблема занятости молодежи приобретает новые свойства в условиях рыночных отношений. Вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, однако, реализовать своипотребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому. В этой связи возникает необходимость прописать в законе некоторые нормативы государственного регулирования занятости молодежи. Если раньше при учреждениях профессионального образования в России работали службы, отвечающие за трудоустройство выпускников, то в настоящее время выпускники вынуждены заниматься поиском работы самостоятельно. Возникает потребность в установлении новых взаимовыгодных отношений между образовательными учреждениями, работодателями и органами власти для решения проблем трудоустройства молодежи.Вышесказанное позволяет сформулироватьцельисследования, которая заключается в проведении анализа системы нормативноправового обеспечения занятости молодежи и выявления проблем в области правового регулирования государственной молодежной политики (ГМП). Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих исследовательскихзадач:выделить основополагающие документы, регулирующие государственную молодежную политику в России; проследить влияние динамики становления модели государственной молодежной политики на формирование и развитие системы нормативноправового обеспечения занятости молодежи;выявить проблемы правового регулирования молодежной политики в области занятости.Серьезные проблемы для формирования теории правового регулирования государственной молодежной политики создает отсутствие законодательного определения на уровне федерального законодательстватермина «молодежь» и образованных на его основе словосочетаний.Согласно социологическому словарю молодежь–социальнодемографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления [1,с.256]. К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность к настоящему времени составляет более 32 млн. человек, или 22% населения страны. Все статистические данные приведены из источников Федеральной службы государственной статистики –Статистический бюллетень –2013год[2].Таблица 1Численность населения РФ по полу и возрасту на 1 января 2012 года

Возраст (лет)Все населениеМужчины и женщиныМужчиныЖенщины15–1976315723895343373622920–24115986995897188570151125–291232839461972466131148Итого315586651598977715568888Все население1430563836617628376880100

Численность экономически активного населенияв октябре 2012годасоставила 75,5 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,5 млн. человек, или 94,7%экономически активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,0 млн.человек.Численность населения в трудоспособном возрасте, по сравнению с 2010 годаснизилась на 0,8 млн. или на 0,9% (в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, на0,7 млн. или 0,8%) и составила к началу 2012 года 87,1 млн. человек. Показатель демографической нагрузки увеличился до 643 человек на 1000 населения трудоспособного возраста (в 2010 году–соответственно 626), в т.ч. нагрузка детьми –271 (264), и людьмипенсионного возраста –372 (362). Трудоспособное население составило61%.В России прошло время, когда отрицался термин «государственная молодежная политика» и его редко можно было обнаружить в законодательстве страны. В современной России идет процесс формирования законодательства в этой сфере. С момента своего официального возникновения в 1992 году государственная молодежная политика в нашей стране неизменно называла обеспечение занятости и гарантий профессиональной подготовки и трудоустройства в качестве одного из приоритетных направлений.В Указе Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» № 1075 от 16.09.1992 г. обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи названо в первом же пункте. В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 50901 от 03.06.1993 года, которые официально действуют до настоящего времени обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи описано более подробно [3].Основным нормативноправовым актом в сфере занятости является закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г №10321. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.Проект Федерального закона«Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»был разработан в 1999 г. (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы Федерального Собрания РФ). ПринятиеСтратегии государственной молодежной политикив Российской Федерациина период до 2016 года явилось важным моментом планирования и реализации ГМП [4]. Документ определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Основными целями проекта «Карьера» является: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежив трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

ВКонцепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерациина период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р, молодежной политике посвящен отдельный раздел[5].В соответствии с Концепцией,государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) «Молодежь России» на 2011–2015 годы была разработана в соответствии соСтратегией государственной молодежной политики в Российской Федерациии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и призвана решить целый ряд ключевых проблем, требующих системного решения[6]. Следует отметить, что в ФЦП «Молодежь России» совершенно не нашли свое отражение мероприятия, направленные на профориентацию молодежи, хотя только на них следует направить не менее половины всех средств, выделяемых на молодежную политику из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации.Таким образом, в число основополагающих документов, регулирующих государственную молодежную политикув России, входят рассмотренные вышеи другие законотворческие акты.1.Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075«О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».2.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090I«Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».3.Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 98ФЗ«О государственной поддержке молодежных и детских объединений».Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 г. № 115ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации: подраздел 0707 «Молодежнаяполитика и оздоровление детей».5.Статья 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2ФКЗ«О Правительстве Российской Федерации»,в соответствии с которой к полномочиям Правительства РФ относятся меры по реализации молодежной политики.6.Статья 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которая определяет компетенцию органов по делам молодежи и сферу деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы.7.Пункт 58 ч.2 ст.26.3 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. № 184ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».8.Пункт 30 ч. 1 ст.14, п. 34 1 ст. 16 от 6 октября 2003 г. № 131ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации».9.Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 158«Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»относит к ведению министерства вопросы молодежной политики.10.Стратегия государственной молодежной политики, принятая Правительством РФ 18 декабря 2006 г., постановление № 1760р.11.Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 408 «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации»относит к ведению министерства вопросы молодежной политики.

12.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерациидо 2020 года, утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р.На региональном уровне законы о государственной молодежной политике, поддержке молодежи и молодежных организаций приняты почти в 60 субъектах Российской Федерации. Так, например, действует закон Кемеровской области №9803 от 30.11.2000г. «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политикив Кемеровской области». Статьей 17й этого закона предусмотрено содействие занятости молодёжи посредствам создания дополнительных рабочих мест, ученических мест для несовершеннолетних,проведение временных, сезонных и общественных работ для молодежи, создания регионального центра молодёжного предпринимательства и др. С 2009года на территории Кемеровской области действует адресная целевая программа«Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынкетруда Кемеровской области», котораяпредусматривает стажировку выпускников учебных заведений поизбранным ими специальностям.В настоящий момент анализ законодательства и подзаконного нормативноправового регулирования выявляет ряд проблем в области правового регулирования государственной молодежной политики в области занятости. Сегодня российский рынок труда, испытывая на себе тяготы становления и развития, все еще находится в деформированном состоянии, в состоянии рассогласованности между спросом и предложением рабочей силы по всем направлениям его функционирования (объему, структуре и качеству рабочей силы). Одним из главных путей решения этой проблемы является разработка и осуществление комплекса организационных, нормативноправовых и экономических мер регулирования молодежной занятости. С этих позиций следовало бы обеспечить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по следующим вопросам:введение государственного заказа на подготовку специалистов, в первую очередь, высшими учебными заведениями;введение контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевой программы, с соответствующими обязательствами сторон (по срокам закрепления, по объемам возмещения затрат);стимулирование предприятий за создание рабочих мест для трудоустройства молодежи;разработка и введение образовательных стандартов по формам обучения и профессиональноквалификационных стандартов для рабочей силы, учитывающих требования международных стандартов;создание условий для пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности, в т. ч.посредством временной занятости и развития малого бизнеса. стимулирования самозанятости и малого предпринимательства молодежи (за счет освобождения или снижения в течение 1–2 лет от налогообложения на прибыль, предоставления льготного кредитования);расширение сферы профконсультационных услуг для выявления профессиональных предпочтений, личностных свойств и возможностей в плане выбора профессии, возможных вариантов обучения, переобучения и трудоустройства;формирование информационного поля, включающего сведения о перспективах трудоустройства по конкретным профессиям; об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда области; банк данных по учебным заведениям области всех типов; перечень новых конкурентоспособных профессий региона, профессий, рекомендуемых для самозанятости и предпринимательства, редких профессий и народных промыслов; указатель служб города, оказывающих психологические, медицинские, социальные, правовые, профориентационные услуги;расширение спектра психологических услуг, включающих тренинги по самопрезентации, приемам психологической защиты, самостоятельному активному поиску работы, модели поведения в условиях безработицы;повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение компьютерной грамотности, обучение иностранным языкам и т.д.).Молодежь, с одной стороны, в соответствии с такими ее характеристиками как активность, адаптивность является наиболее перспективной и мобильной частью экономически активного населения, а с другой стороны, наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда, в силу отсутствия профессионального и жизненного опыта, необходимых навыков и компетенций. Издержки механизма формирования продуктивной занятости ведут к появлению избыточной молодежной безработицы. Поэтому должны быть разработаны и приняты основные меры по модернизации молодежной политики в части законодательного обеспечения.

1.Принять Федеральный закон «Об основах молодежной политики в РФ».2.Привести Стратегию государственной молодежной политики в соответствие с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития РФ. Необходимо дополнить Концепцию ФЦП мероприятиями, направленными на профориентацию молодежи, и их финансирование в размере не менее половины всех средств, выделяемых на молодежную политику из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации. В первую очередь, они должны быть направлены на поддержание производственных комплексов, которые ориентированы на обучение молодых людей профессиональным навыкам и в последующем способствовали бы их трудоустройству. 3.Создать системы государственного заказа, распределения и социальных гарантий для молодых специалистов.Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

Ссылки на источники1.Социологический энциклопедический словарь/Под ред. Г.В. Осипова.–М.: Инфра. МНорма,1998. –256с.2.Федеральная служба государственной статистики.Статистический бюллетень.2013г.// Росстат. –URL: www.gks.ru.3.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 50901 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. №1760р «Об утверждении Стратегиигосударственной молодежной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. III). Ст. 5622; 2008. № 11 (ч. II). Ст. 1059; 2009. № 10. Ст. 1257; № 29. Ст. 3730.5.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662р «Об утвержденииКонцепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерациина период до 2020 года» // Справочноправовая система «Гарант».–URL: www.garant.ru.6.Решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам молодежной политики «О проекте концепции федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011–2015 годы» от 27 ноября 2009 г. № 4м. –URL:http//www.programs.gov.ru/31_1.php.

Tashchiyan Irina,

The teacher of socioeconomic subjects of state budgeteducational institutionof secondary vocational educationYurginskyTechnology College, Kemerovo region, city Yurga irina82nik@mail.ruProblems of legal regulation of the youth policy in the field ofemploymentAbstract. In article the legislative and is standardlegal base of the state youth policy as system of is standardlegal maintenance political and economic activities of youth. The characteristic of key problems and the forecast of development of the developed problem situation in considered sphere is given.Keywords:legislative and regulatory framework, the state youth policy, the direction of state youth policy issues in the regulation of the state youth employment.

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утемовым В. В. кандидатом педагогических наук.