Учёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русакова Т. В., Усман Н. В. Учёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13100.htm.
Аннотация. Все мы знаем, что правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом. Если мы хотим иметь общество, состоящее из счастливых людей и высоких профессионалов, нашедших свое место в жизни, то не должны сбрасывать со счетов учет индивидуально-личностных особенностей студентов при выборе профессии. В этой статье, на примере студентов-актеров, рассмотрена такая отличительная особенность, как демонстративность, и осуществлена попытка показать, что обладатель именно этой черты способен обучаться актерскому мастерству успешно и с легкостью выходить за рамки «среднего балла».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Русакова Татьяна Владимировна,учитель начальных классов высшейквалификационнойкатегории МАОУ СОШ №16, г. Пермь1970rusa@mail.ru

УсманНаталия Викторовна, психолог, народный театр «Теотрон», г. Москва

Учёт личностных особенностей студента при формировании успешного профессионала

Аннотация.Все мы знаем, что правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом. Если мы хотим иметь общество, состоящее из счастливых людей и высоких профессионалов, нашедших свое место в жизни, то не должны сбрасывать со счетов учет индивидуальноличностных особенностей студентов при выборе профессии. В этой статье, на примере студентовактеров, рассмотренатакаяотличительнаяособенность,как демонстративность,и осуществлена попытка показать, что обладатель именно этой черты способен обучаться актерскому мастерству успешно и с легкостью выходить за рамки «среднего балла». Ключевые слова: личностноориентированная педагогика, успешность обучения,индивидуальные особенности личности, демонстративность,профессиональная пригодность.

Вклад русской театральной школы в мировой театральный процесс общеизвестен: без таких выдающихся театральных деятелей как Станиславский, Чехов, Мейерхольд, драматический театр не смог бы достичь тех высот, когда человеческая деятельность называется возвышенным словом –Искусство. Именно искусство способно обнаружить лучшее в человеческой душе и возвысить ее до самой вершины красоты. Однако сегодня мы видим, что нынешняя система театрального образования не решает проблем современного общества в сфере его эстетического и духовного возрождения. Понимая это, а также признавая, что театральная педагогика чрезвычайно специфична, нам не следует идти путем общих стандартов и схем, приемлемых для иных сфер обучения. А вот введение в содержание профессионального обучения актера принципов личностноориентированной педагогики поможет нам вырастить не только актеровличностей, то есть вырастить хороших профессионалов и мощные развитые счастливые личности, но так же поможет разобраться с насущной проблемой нисхождения культуры общества в целом.Рассмотрение индивидуальнопсихологических личностных особенностей актера в контексте его профессионального совершенствования необходимо, чтобы понять каким образом личностные особенности индивида могут влиять на его успешное обучение актерскому мастерству.

Многие мечтают стать хорошими актерами и услышать аплодисменты благодарных зрителей. Бурные овации –это заслуженный успех любого уважающего себя актера; а крики «браво» –показатель уровня его мастерства. Но что значит быть «хорошим актером»? Конечно же, если мы говорим о простом актерском ремесле, то это всего лишь, искусное владение своим голосом и телом. Но если мы говорим о настоящем таланте?! То должны ли присутствовать в личности актера какиелибо составляющие, наличие которых гарантируют столь стяжаемый актером успех? Ведь без таланта и особенных качеств личности артиста не найти тайну воздействия на живой дух зрителя, каким бы виртуозным ремесленником актер не был. Студенты, поступающие в театральный вуз –эти «дети», фантазия которых пока не выходит за рамки портала сцены и чьи мечты еще пока ограничиваются своим собственным блистанием в свете софитов оцениваются, как правило, по своему умению говорить и двигаться. Но ведь подобные критерии не дают точной гарантии успешности обучения того или иного студента. Ведь научиться правильно дышать, говорить и двигаться –это еще не успех. Есть ли «чтото» в личности студентатеатрала, что являлось бы предпосылкой к его успешному обучению по выбранной им специальности?! Мы знаем, что с психологической точки зрения правильность выбранной профессии несет в себе залог душевного равновесия и позитивного отношения к жизни в целом. Именно поэтому важно уже в начале своего пути знать, будешь ли ты получать удовлетворение от обучения и труда в выбранной профессии. Если человек решил стать актером, то в первую очередь, важно обратить внимание на присутствие таких профессиональноважных качеств как коммуникабельность, развитое творческое и образное мышление, точная координация движений, хорошая память и, конечно же, обаяние. Правильный выбор своего места в жизни принесет удовлетворенность, а удовлетворенность приведет к гармонии личности.И если мы говорим о тех, кто выбирает своим призванием актерский труд, то стоит сразу развеять миф о том, что актеры в своем большинстве люди одинокие и совершенно равнодушные к славе. Возможно, впоследствии одинокими их делает нескладная жизнь и неправильный образ жизни, но что касается начала их творческого пути, то здесь все молодые люди без исключения, выбирая театральный институт, выбирают именно популярность. Хотя согласно теории Маслоу потребность в признании есть у всех, хочется отметить, что у тех, кто выбрал театральные подмостки, она выражена более ярко. Склонность к позированию, красочная чувственность и юношеский поэтизм –все это неотъемлемые качества человека, который переступает порог театрального вуза. И глядяна талантливых актеров прошлого и настоящего, слушая как и что они говорят вне сцены, эти качества без особого труда может увидеть даже слепой. Но вопрос в том, является ли подобная демонстративность прогнозирующим фактором успешности студентов театральных вузов? Думаем, да.В этой статье мы отчасти попытаемся понять,есть ли всетаки связь между личностными особенностями студентовтеатралов и успешностью их обучения, и играет ли в этом процессе первую скрипку такая важнейшая черта актерской одаренности как «демонстративность». Ведь именно особенности демонстративного типа личности свидетельствуют об ее актерских задатках. Известный, к примеру, автор теории акцентуаций (наиболее ярко выраженных черт) К. Леонгард считал людей демонстративного типа предрасположенными к актерской профессии, т. к. благодаря способности к вытеснению они умеют приспосабливать свое поведение практически под любую ситуацию, «отрекаться от себя, играя ту роль», которая особенно импонирует партнеру. «Ясно, что человек, играющий роль в жизни настолько хорошо, что окружающие ему безоговорочно верят и доверяют, хорошо сыграет порученную роль и на сцене». Леонгард справедливо заметил, что структура личности влияет на судьбу человека. Он также подчеркнул, что людей отличают друг от друга не только врожденные черты, но и разница в их развитии. В этой связи, если, к примеру, демонстративный тип личности может добиться оглушительного успеха на театральной сцене, однако если он, при этом, ленив, то успех его будет недолгим. Заложенная от природы тенденция в человеке, а впоследствии, развитая при определенных обстоятельствах, напрямую взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям [1].Но что мы знаем вообще о таких понятиях как «личность» и «индивидуальные особенности». Если мывернемся на несколько десятков лет назад, то сможем увидеть, как индивидуальные особенности личности жестоко подавлялись в нашей стране. И, слава Богу, сегодня неуважение к личности уже не так популярно. Теперь отечественные психологи проявляют гораздо больше интереса к проблеме личности, поскольку им «развязали руки» и дали «зеленый свет» для работы в этом направлении. Это не значит, что известные советские ученые совсем не работали надо проблемой понимания личности, иначе бы в психологии не существовало такого огромного количества теорий личности. Сегодня в психологии понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. И немудрено, ведь поняв самих себя, мы справимся с любыми проблемами, касающихся как взаимоотношений, так и профессионального становления. Итак, если мы говорим о личности, ясно одно:когда ребенок рождается на свет, он подобен «чистому листу». И каков он станет, зависит от условий, в которых он живет, и от условий, которые мы ему навязываем. Нельзя, конечно, отрицать генетическую наследственность и приписывать все воспитанию, но и утверждать, что многое зависит от генетического фонда человека, тоже нельзя. Человек развивается при помощи соединения этих двух сторон. Главное во всем этом: развивается человек. И развивается каждый человек своеобразно, именно в развитии начинают ярко проявляться его индивидуальные особенности –особенности, которые не только отличают его от других, но определяют его будущность. И ответы на такие вопросы,как:«На чем человек фокусирует свою эмоциональную силу?!»,«Ориентирован ли он на задачи или ориентирован на людей, систематичный он или нет?!»и многие другие вопросы –помогут нам определить наши индивидуальные особенности, и позволят внести свой уникальный вклад в строительство здорового общества. Итак, индивидуальнопсихологические особенности отличают одного человека от другого. Отрасль же психологической науки, изучающая индивидуальные особенности различных сторон личности и психических процессов, называется дифференциальной психологией. Наиболее общей динамической структурой личности является обобщение всех ее возможных индивидуальнопсихологических особенностей в четыре группы, образующие четыре основные стороны личности:психологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, простейшие потребности). социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества, мировоззрение). индивидуальные особенности различных психических процессов. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек). Всё это нам никак нельзя сбрасывать со счетов, если мы хотим увидеть счастливое общество, где каждый занят своим делом.Если мы рассматриваем личностные особенности в рамках успешного обучения той или иной профессии, то здесь они чрезвычайно важны, так как именно наши индивидуальные черты помогают нам стать более результативными в работе, а также проявлять больше смекалки и понимания в сфере, в которой мы работаем в соответствии с нашей индивидуальностью. Человек чувствует себя неуверенно, если сомневается в том, правильный ли выбор он сделал. Ведь мы должны понимать, что общество –это организм, в котором каждый должен выполнять свою функцию. И если мы занимаемся в жизни тем, к чему мы предназначены, то венец радости, удовлетворения и гармонии будет нам наградой. Тогда задатки человека, его направленность, а также опыт в полной мере будет реализованы. Именно поэтому следует обращать особое внимание на индивидуальнопсихологические особенности личности. Гармоничная и сбалансированная личность –это гармоничное и сбалансированное общество. Когда мы говорим о профессиональной пригодности, то понимаем, что, вопервых, это совокупность индивидуальных данных человека при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленных ему профессией; вовторых, профессиональная пригодность определяется по объективному критерию –успешность овладения профессиональной деятельностью (соответствует показателям, нормативам и т.д.) и, наконец, она определяется по субъективному критерию –удовлетворенность трудом. Поэтому, чрезвычайно важно рассмотреть, какие качества индивида, навыки, умения, и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств. Сегодня новые исследования в области психологии начинают вовлекать актерскую профессию в общий круг исследований по психологии профессий. В центре внимания обычно вопрос о том, как должны быть развиты некоторые общие качества и черты человеческой одаренности, чтобы обеспечить их носителю успех в области театрального творчества. Создаются тесты для исследования фантазии, моторики, словесной памяти, возбудимости актеров, на этом основании составляется профессиограмма актерского труда совершенно по тому же принципу, по какому составляются аналогичные психограммы всякой другой профессии, и затем по реестру установленных качеств подбираются к данной профессии люди, наиболее соответствующие этому списку.

Актерская профессия самая сложная из всех творческих профессий, так как единственным инструментом, которым должен владеть актер –это он сам: человек с его сложнейшим психофизическим аппаратом. Поэтому в данной статье мы хотим обратить ваше внимание, дорогой читатель, на одну из личностных особенностей будущих актеров –демонстративность, которая, на наш взгляд, играет важную роль в становлении студентапервокурсника в профессионального и успешного артиста. Если в целом рассматривать качества, необходимые для успешного выполнения профессиональной актерской деятельности, то можно выделить следующиеспособности, личностные качества, интересы и склонности, качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.Способности:актерские способности (умение перевоплощаться в различные образы независимо от своих личностных особенностей); творческие способности; глубина и богатство воображения; чистая, ясная дикция; хорошо развитая словеснологическая, образная и эмоциональная память; высокий уровень развития концентрации и переключения внимания(способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой); психоэмоциональная уравновешенность; умение свободно и раскованно двигаться, танцевать; наличие красивого, сильного, гибкого голоса и умение им управлять, технически распоряжаться в зависимости от характера художественного произведения; способность воплощать образ персонажа перед кинокамерой; способность находить контакт со зрителем. Личностные качества, интересы исклонности: экспрессивность (выразительность); эмоциональность; чувствительность; терпеливость, настойчивость; умение импровизировать; оригинальность, индивидуальность; интуитивность. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие артистических способностей; неоригинальность; скованность, «зажатость», стеснительность; тревожность; ригидность мышления (неспособность вживаться в различные образы); явные внешние дефекты. Если все рассмотренные выше качества соотнести с описанием демонстративной личности, которое дает Леонгард, то мы сможем увидеть, что большинство перечисленных характеристик соответствует демонстративному типу. По сути, на профессиональноповеденческом уровне демонстративный тип личности отвечает требованиям профессиограммы актера если не по всем, то некоторым пунктам.

Именно поэтому знание и учет индивидуальных личностных особенностей важны как для успешности обучения, так и для успешной профессиональной деятельности. И мы снова и снова обращаем внимание читателя на то, что именно учет индивидуальных особенностей студентов театральных вузов помогут развить им свои наиболее выгодные личностные особенности до максимума, и свести к минимуму отдельные черты, мешающие их успешному обучению. Хотелось бы отметить, что актуальность и значимость исследуемого нами вопроса связаны с пересмотром технологий обучения актерскому мастерству и развитием личности студентовтеатралов. Ведь демонстративность как индивидуальная особенность, дает возможность –так называемый шанс –актеру стать успешным и популярным в области театра и кино. Люди с ярко выраженными акцентуированными чертами характера добиваются успеха гораздо чаще, чем люди, живущие в пределах нормы. И если мы будем уделять больше времени на выявление нужных индивидуальных качеств при поступлении в театральный институт, и, как мы уже сказали выше, введем в программу обучения принципы личностноориентированной педагогики, то все обучающиеся студенты впоследствии, в процессе обучения смогуттаки быть всегда выше «среднего балла».

Ссылки на источники1.ЛеонгардК. Акцентуированныеличности. –РостовнаДону: Феникс, 2000.–544 с.

Rusakov Tatiana,primary school teacher of the highest category Sfax School number 16, Perm1970rusa@mail.ruUsman Natalia,psychologist, a folk theater "Teotron", MoscowAccounting personal characteristics of the student the formation of a successful professionalAbstract.We all know that the correctness of the chosen profession carries a guarantee of peace of mind and a positive attitude to life in general. And if we want to have a society of happy people and a professional highnals who have found their place in life, weshould not discount the record individual personality characteristics of students in choosing a profession. In this article, for example, the student actors, we have considered such a distinctive feature as demonstrative and tried to show that onladatel precisely this trait can be taught acting successfully and easily move beyond "the average score".Keywords:studentoriented pedagogy, learning effectiveness, individual personality characteristics, demonstrative, professional suitability.

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук