Формирование кластера и развитие предпринимательской деятельности в инновационной экономике
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева
Е.
А. Формирование кластера и развитие предпринимательской деятельности в инновационной экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13103.htm.
Аннотация. Важным механизмом развития малого и среднего предпринимательства в условиях инновационной экономики является применение кластерного подхода. В статье раскрыта сущность кластерного подхода, изучен опыт создания кластеров, их влияние на развитие предпринимательства, определены приоритетные отрасли, в отношении которых эффективно применение кластерного подхода.
Текст статьи
Соловьева Елена Александровна,аспирант ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильнодорожная академия», г.Омскsolo2690@mail.ru
Формирование кластера и развитие предпринимательской деятельности в инновационной экономике
Аннотация.Важным механизмом развития малого и среднего предпринимательства в условиях инновационной экономики является применение кластерного подхода. В статье раскрыта сущность кластерного подхода, изучен опыт создания кластеров, их влияние на развитие предпринимательства, определены приоритетные отрасли, в отношении которых эффективно применение кластерного подхода. Ключевые слова:предпринимательство, кластерный подход, инновационная экономика, инфраструктура.
Малое и среднее предпринимательство играет все более важную роль в экономике стран с развитой хозяйственной системой. Оно обеспечивает развитие конкуренции, насыщение рынка продукцией, работами иуслугами, вносит вклад в развитие производства, способствует повышению занятости населения. Кроме того, малое и среднее предпринимательство выступает важнейшим источником инноваций, что приобретает особую актуальность в связи с переходом России от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста.Для преодоления сырьевой зависимости и перехода к производству технологически более сложной продукции, увеличения ее экспорта необходимо создавать условия для развития инновационного предпринимательства в стране. Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям способно создать спрос на научные и технологические разработки и способствовать решению сложной задачи их коммерциализации. Создание новых рабочих мест в инновационном секторе экономики и увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах снизит остроту потери кадров в результате отъезда за пределы страны или ухода в отрасли, альтернативные высокотехнологичным видам деятельности.Внедрение достижений научнотехнического прогресса перестало быть изолированным социальноэкономическим явлением и превратилось в основной источник экономического развития. Инновации в России не востребованы бизнесом, реализуется всего 8–10% инновационных идей и проектов. Неразвитость существующейинституциональной среды формирует повышенный уровень трансакционных издержек, институциональные барьеры на пути инновационных процессов. Активизация таких процессов затрудняется высоким уровнем предпринимательских рисков.Правительством РФ утверждены Концепция долгосрочного социальноэкономического развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которых определены количественные индикаторы развития. Так, к 2020 годув России удельный вес инновационной продукции вобщем объеме промышленной продукции возрастет до 35%, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации –до 50%, а доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10% в отдельных секторах экономики. При этом значительная роль в достижении обозначенных показателей отводится малому и среднему предпринимательству.Важную роль в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства играет государство. Хотя в настоящее время принимаются многочисленные решения, направленные на развитие инновационного предпринимательства, отсутствие концепции государственного участия в стимулировании, регулировании, управлении инновационной деятельностью оставляет нерешенными многие проблемы, сдерживающие развитие.Эффективность инновационного предпринимательского сектора связана с качеством местной бизнес среды: более производительные компании требуют высококвалифицированной рабочей силы, усовершенствованной инфраструктуры, развития исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентного давления. Необходимой предпосылкой перехода к инновационной экономике является устранение налоговых барьеров. Большое влияние может оказать принятие решения о значительном снижении или полной отмене НДС, который затрудняет процесс производства сложной продукции с длинными кооперационными цепочками. Необходимо также ввести инвестиционные льготы по налогообложению, предоставить право предприятиям включать в издержки расходы на НИОКР, на освоение новойтехники, обучение кадров. Также необходима переоценка основных средств для обеспечения простого воспроизводства, так как действующая в настоящее время система амортизационных отчислений обеспечивает формирование лишь четверти капитальных вложений, необходимых для такого воспроизводства.Поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационного, является важнейшим направлением государственной политики. Большое влияние на развитие инновационного предпринимательства оказывает формирование инфраструктуры инновационного предпринимательства, которая позволит развивать предпринимательство и экономику в целом, повышать конкурентоспособность,как на внутреннем, так и внешнем рынках.Инновационная политика должна быть увязана с промышленной политикой, необходимо развивать партнерство между региональной властью, научными организациями, вузами, промышленными организациями. Необходимо сформировать четкий механизм участия государственных структур в процессе инвестирования проектов, в осуществлении поддержки инновационного бизнеса, в том числе малого [1, 2].Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства предполагает создание региональной инновационной системы, которую можно представить как совокупность бизнесинкубаторов, различных предпринимательских структур, научнотехнических парков и инфраструктурного обеспечения.Особое значение инновационное предпринимательство может иметь для ускорения процесса модернизации национальной экономики за счет создания инновационных кластеров. Создание условий способствует накоплению экономического потенциала для решения разнообразных социальноэкономических проблем.Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.Кластер –это группа соседствующих взаимосвязанных организаций и предприятий, действующих в интересах создания конечной конкурентной продукции. Кластеры рассматриваются как объект промышленной политики. Его главной целью является повышение конкурентоспособности. В основе реализации кластерного подхода лежит переход от масштабных технологий к технологиям с коротким жизненным циклом, которые характерны для малого и среднего бизнеса. Кластерное развитие экономики –это определенный инструмент бизнеса. Общество формирует правила деятельности хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и развития и т.д. Поэтому кластер является организованным пространством, которое позволяет успешно развиваться субъектам малого и среднего предпринимательства, крупному бизнесу, поставщикам, объектам инфраструктуры, научноисследовательские институты и вузы, учитывая интересы всех участников.Внедрение кластерного подхода объединения предприятий способствует росту деловой активности субъектов предпринимательства, улучшению инвестиционного климата и деловой среды в регионе, развитию экономических, социальных, информационных и интеграционных систем, что дает толчок для дальнейшего более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического роста. Первоочередной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии предпринимателей, понимание ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения. Развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частногосударственного партнерства.Среди характерных признаков кластеров можно выделить следующие показатели:–возможности исследования и развития;–инновации и обучение;–квалификация рабочей силы;–развитие трудового потенциала;–предпринимательская энергия;–наличие капитала;–доступ к специализированным услугам;–близость поставщиков;–отношения с поставщиками оборудования;–ассоциирующиеся структуры;–интенсивность формирования сетей;–коллективное видение и руководство [3].С учетом отраслевой специфики выделяются несколько типов кластеров (табл. 1). Кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров [4].Создание и развитие кластеров осуществляется в соответствии с методическими рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, разработанными Министерством экономического развития РФ 26 декабря 2008 г. № 20615ак/д19. Финансовая поддержка созданиякластеров субъектами РФ предоставляется в соответствии приказом Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2012 г. № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
Таблица 1Типы кластеров
Тип кластераХарактеристика кластера1.Дискретные кластерыВключают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний –поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций2.Процессные кластерыОбразуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлознобумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие3.Инновационные и «творческие» кластерыРазвиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях4.Туристические кластерыФормируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других5.Транспортнологистические кластерыВключают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании, специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортнологистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал
Мировой опыт показывает, что реализация кластерориентированной региональной политики способствует повышению конкурентоспособности территорий и производственных комплексов. В зарубежных странах накоплен большой опыт создания кластеров (табл. 2). Примером создания совместного кластера является трансграничный кластер, объединяющий Австрию, Германию, Италию, Швейцарию, Венгрию, Великобританию, Францию.Таблица 2Опыт создания кластеров в зарубежных странах
СтранаОтрасль промышленность, областьДанияТекстильная промышленность, садоводство, мебель, мобильная и спутниковая связь, сельское хозяйство, офисное оборудование, производство средств защиты окружающей среды, фармацевтика, электромедицинская аппаратураГерманияАвтомобильная промышленностьАвстрияАвтомобильная промышленностьФинляндияЛесное хозяйство, цветные металлы, энергетика, телекоммуникации, экология, здравоохранение, транспорт, химическая промышленность, строительство, продовольствие, информация, машиностроение, бизнесуслугиКанадаИнформация, телекоммуникации, биотехнологии, высокие технологии, винодельчество, мультимедия, пищевая промышленность
На территории России в различных регионах постепенно возрастает количество созданных кластеров, охватывая все больше отраслей. Примером крупного инновационного кластера является «Силиконовая долина», которая характеризуется большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологий.Благоприятные возможности для развития кластеров открывает использование потенциала особых экономических зон (техниковнедренческого, промышленнопроизводственного, туристскорекреационного и портового типа), а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы(«Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328р.).Если будет принято решение о проведении новых федеральных конкурсов на создание особых экономических зон техниковнедренческого и промышленнопроизводственного типа, пять регионов Сибирского ФО (Республика Хакасия, Иркутская, Кемеровская, Омская и Забайкальский край) смогут реализовать 11 проектов создания особых экономических зон: 10 промышленнопроизводственного типа и 1 техниковнедренческого типа.Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120р «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Сибири до 2020 года» определены направления и тенденции развития Сибирского ФО и Омской области в частности.В соответствии со Стратегией конкурентными преимуществами социальноэкономического развития Омской области являются:–значительный ресурсный потенциал (кадровый, природный, инвестиционный);–наличие развитого обрабатывающего производства (химический и нефтехимический комплексы, нефтепереработка, производство пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроение, лесопереработка);–выгодное географическое положение;–приграничное положение (граница с Республикой Казахстан);–развитая транспортная система;–промышленное освоение природных ресурсов севера области;–развитый научнообразовательный комплекс;–наукоемкие технологии производства;–современная бизнесинфраструктура и производственная инфраструктура;–значительный потенциал развития малого предпринимательства;–эффективное внешнеэкономическое сотрудничество.Основными стратегическими приоритетами социальноэкономического развития Омской области в 2010–2020годах будут являться развитие высокотехнологичных производств в машиностроительном комплексе и инновационное развитие агропромышленного комплекса. Получат развитие высокотехнологичные производства в машиностроительном комплексе (обороннопромышленный комплекс, приборы, средства связи и автоматизации, авиатехника и космическая техника, оборудование для нефте, газодобычи и переработки).Исходя из обозначенных преимуществ социальноэкономического развития на территории Омской области получит развитие агропромышленный комплекс, предполагающий развитие специализации в области производства животноводческой продукции и продукции растениеводства, будут созданы новые высокотехнологичные агропромышленные комплексы по производству мяса и молока, растительного масла и биодизельного топлива на его основе, реализован комплекс мер по наращиванию зернового производства [5].В Омской области наиболее целесообразно создавать кластеры и технопарки в ведущих отраслях промышленности региона, то есть в области химической, нефтехимической, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, машиностроения, добычи кварцевого песка, сельского хозяйства, бизнесуслуг. В целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в том числе инновационных кластеров, кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой, обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства существуют центры кластерного развития. Важнейшими задачами по развитию территориальных кластеров является:
разработка проектов развития кластеров и инвестиционных программ;–мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров;–разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением заинтересованных лиц;–организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров;–оказание содействия участникам кластеров при получении государственной поддержки;–вывод на рынок новых продуктов (услуг) участников кластеров;–организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.Основной целью деятельности центра кластерного развития является создание условий для эффективного взаимодействия сторон в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.Таким образом, формирование кластеров является эффективным механизмом развития малого и среднего предпринимательства, в особенности инновационного предпринимательства. Однако для дальнейшего успешного развития предпринимателям необходимо решать проблемы, связанные с нехваткой ресурсов. Недостаток материальнотехнических, кадровых, финансовых, информационных и других ресурсы представляет серьезную проблему для инновационного предпринимательства.
Ссылки на источники1.ЕрмаковаН.С. Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства: автореф.дис. … канд. эконом. наук. –Омск, 2012. –20 с.2.БирюковВ.В., Бирюкова В.В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности. –Омск: СибАДИ, 2010. –260 с.3.Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П.Быкова. –Минск: Тесей, 2008. –72 с.4.Методическиерекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2008 г. № 20615ак/д19. –URL: www.consultant.ru.5.Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120р «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Сибири до 2020 года». –URL: www.consultant.ru.6.Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». –URL: www.consultant.ru.
SolovyevaElena, postgraduate student, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsksolo2690@mail.ruThe formation of a cluster and development of business activity in innovative economyAbstract.The important mechanism of small and average business development in the conditions of innovative economy is application of cluster approach. In article the essence of cluster approach is opened, experience of creation of clusters, their influence on business development is studied, priority branches concerning which application of cluster approach is effective are defined.Keywords:business, cluster approach, innovative economy, infrastructure.
Рекомендованокпубликации:Бирюковым В. В., доктором экономических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Формирование кластера и развитие предпринимательской деятельности в инновационной экономике
Аннотация.Важным механизмом развития малого и среднего предпринимательства в условиях инновационной экономики является применение кластерного подхода. В статье раскрыта сущность кластерного подхода, изучен опыт создания кластеров, их влияние на развитие предпринимательства, определены приоритетные отрасли, в отношении которых эффективно применение кластерного подхода. Ключевые слова:предпринимательство, кластерный подход, инновационная экономика, инфраструктура.
Малое и среднее предпринимательство играет все более важную роль в экономике стран с развитой хозяйственной системой. Оно обеспечивает развитие конкуренции, насыщение рынка продукцией, работами иуслугами, вносит вклад в развитие производства, способствует повышению занятости населения. Кроме того, малое и среднее предпринимательство выступает важнейшим источником инноваций, что приобретает особую актуальность в связи с переходом России от экспортносырьевой к инновационной модели экономического роста.Для преодоления сырьевой зависимости и перехода к производству технологически более сложной продукции, увеличения ее экспорта необходимо создавать условия для развития инновационного предпринимательства в стране. Повышение восприимчивости предпринимательского сектора к инновациям способно создать спрос на научные и технологические разработки и способствовать решению сложной задачи их коммерциализации. Создание новых рабочих мест в инновационном секторе экономики и увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах снизит остроту потери кадров в результате отъезда за пределы страны или ухода в отрасли, альтернативные высокотехнологичным видам деятельности.Внедрение достижений научнотехнического прогресса перестало быть изолированным социальноэкономическим явлением и превратилось в основной источник экономического развития. Инновации в России не востребованы бизнесом, реализуется всего 8–10% инновационных идей и проектов. Неразвитость существующейинституциональной среды формирует повышенный уровень трансакционных издержек, институциональные барьеры на пути инновационных процессов. Активизация таких процессов затрудняется высоким уровнем предпринимательских рисков.Правительством РФ утверждены Концепция долгосрочного социальноэкономического развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которых определены количественные индикаторы развития. Так, к 2020 годув России удельный вес инновационной продукции вобщем объеме промышленной продукции возрастет до 35%, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации –до 50%, а доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10% в отдельных секторах экономики. При этом значительная роль в достижении обозначенных показателей отводится малому и среднему предпринимательству.Важную роль в создании благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства играет государство. Хотя в настоящее время принимаются многочисленные решения, направленные на развитие инновационного предпринимательства, отсутствие концепции государственного участия в стимулировании, регулировании, управлении инновационной деятельностью оставляет нерешенными многие проблемы, сдерживающие развитие.Эффективность инновационного предпринимательского сектора связана с качеством местной бизнес среды: более производительные компании требуют высококвалифицированной рабочей силы, усовершенствованной инфраструктуры, развития исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентного давления. Необходимой предпосылкой перехода к инновационной экономике является устранение налоговых барьеров. Большое влияние может оказать принятие решения о значительном снижении или полной отмене НДС, который затрудняет процесс производства сложной продукции с длинными кооперационными цепочками. Необходимо также ввести инвестиционные льготы по налогообложению, предоставить право предприятиям включать в издержки расходы на НИОКР, на освоение новойтехники, обучение кадров. Также необходима переоценка основных средств для обеспечения простого воспроизводства, так как действующая в настоящее время система амортизационных отчислений обеспечивает формирование лишь четверти капитальных вложений, необходимых для такого воспроизводства.Поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационного, является важнейшим направлением государственной политики. Большое влияние на развитие инновационного предпринимательства оказывает формирование инфраструктуры инновационного предпринимательства, которая позволит развивать предпринимательство и экономику в целом, повышать конкурентоспособность,как на внутреннем, так и внешнем рынках.Инновационная политика должна быть увязана с промышленной политикой, необходимо развивать партнерство между региональной властью, научными организациями, вузами, промышленными организациями. Необходимо сформировать четкий механизм участия государственных структур в процессе инвестирования проектов, в осуществлении поддержки инновационного бизнеса, в том числе малого [1, 2].Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства предполагает создание региональной инновационной системы, которую можно представить как совокупность бизнесинкубаторов, различных предпринимательских структур, научнотехнических парков и инфраструктурного обеспечения.Особое значение инновационное предпринимательство может иметь для ускорения процесса модернизации национальной экономики за счет создания инновационных кластеров. Создание условий способствует накоплению экономического потенциала для решения разнообразных социальноэкономических проблем.Кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.Кластер –это группа соседствующих взаимосвязанных организаций и предприятий, действующих в интересах создания конечной конкурентной продукции. Кластеры рассматриваются как объект промышленной политики. Его главной целью является повышение конкурентоспособности. В основе реализации кластерного подхода лежит переход от масштабных технологий к технологиям с коротким жизненным циклом, которые характерны для малого и среднего бизнеса. Кластерное развитие экономики –это определенный инструмент бизнеса. Общество формирует правила деятельности хозяйствующих субъектов через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и развития и т.д. Поэтому кластер является организованным пространством, которое позволяет успешно развиваться субъектам малого и среднего предпринимательства, крупному бизнесу, поставщикам, объектам инфраструктуры, научноисследовательские институты и вузы, учитывая интересы всех участников.Внедрение кластерного подхода объединения предприятий способствует росту деловой активности субъектов предпринимательства, улучшению инвестиционного климата и деловой среды в регионе, развитию экономических, социальных, информационных и интеграционных систем, что дает толчок для дальнейшего более интенсивного развития предпринимательства, привлечения инвестиций и экономического роста. Первоочередной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии предпринимателей, понимание ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения. Развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частногосударственного партнерства.Среди характерных признаков кластеров можно выделить следующие показатели:–возможности исследования и развития;–инновации и обучение;–квалификация рабочей силы;–развитие трудового потенциала;–предпринимательская энергия;–наличие капитала;–доступ к специализированным услугам;–близость поставщиков;–отношения с поставщиками оборудования;–ассоциирующиеся структуры;–интенсивность формирования сетей;–коллективное видение и руководство [3].С учетом отраслевой специфики выделяются несколько типов кластеров (табл. 1). Кластеры смешанных типов могут сочетать признаки нескольких типов кластеров [4].Создание и развитие кластеров осуществляется в соответствии с методическими рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, разработанными Министерством экономического развития РФ 26 декабря 2008 г. № 20615ак/д19. Финансовая поддержка созданиякластеров субъектами РФ предоставляется в соответствии приказом Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2012 г. № 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
Таблица 1Типы кластеров
Тип кластераХарактеристика кластера1.Дискретные кластерыВключают предприятия, производящие продукты (и связанные услуги), состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний –поставщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций2.Процессные кластерыОбразуются предприятиями, относящимися к так называемым процессным отраслям, таким как химическая, целлюлознобумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие3.Инновационные и «творческие» кластерыРазвиваются в так называемых «новых секторах», таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой деятельности (например, кинематографии). Инновационные кластеры включают большое количество новых компаний, возникающих в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности, проводимых в высших учебных заведениях и исследовательских организациях4.Туристические кластерыФормируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и других5.Транспортнологистические кластерыВключают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании, специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортнологистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал
Мировой опыт показывает, что реализация кластерориентированной региональной политики способствует повышению конкурентоспособности территорий и производственных комплексов. В зарубежных странах накоплен большой опыт создания кластеров (табл. 2). Примером создания совместного кластера является трансграничный кластер, объединяющий Австрию, Германию, Италию, Швейцарию, Венгрию, Великобританию, Францию.Таблица 2Опыт создания кластеров в зарубежных странах
СтранаОтрасль промышленность, областьДанияТекстильная промышленность, садоводство, мебель, мобильная и спутниковая связь, сельское хозяйство, офисное оборудование, производство средств защиты окружающей среды, фармацевтика, электромедицинская аппаратураГерманияАвтомобильная промышленностьАвстрияАвтомобильная промышленностьФинляндияЛесное хозяйство, цветные металлы, энергетика, телекоммуникации, экология, здравоохранение, транспорт, химическая промышленность, строительство, продовольствие, информация, машиностроение, бизнесуслугиКанадаИнформация, телекоммуникации, биотехнологии, высокие технологии, винодельчество, мультимедия, пищевая промышленность
На территории России в различных регионах постепенно возрастает количество созданных кластеров, охватывая все больше отраслей. Примером крупного инновационного кластера является «Силиконовая долина», которая характеризуется большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологий.Благоприятные возможности для развития кластеров открывает использование потенциала особых экономических зон (техниковнедренческого, промышленнопроизводственного, туристскорекреационного и портового типа), а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы(«Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328р.).Если будет принято решение о проведении новых федеральных конкурсов на создание особых экономических зон техниковнедренческого и промышленнопроизводственного типа, пять регионов Сибирского ФО (Республика Хакасия, Иркутская, Кемеровская, Омская и Забайкальский край) смогут реализовать 11 проектов создания особых экономических зон: 10 промышленнопроизводственного типа и 1 техниковнедренческого типа.Распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120р «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Сибири до 2020 года» определены направления и тенденции развития Сибирского ФО и Омской области в частности.В соответствии со Стратегией конкурентными преимуществами социальноэкономического развития Омской области являются:–значительный ресурсный потенциал (кадровый, природный, инвестиционный);–наличие развитого обрабатывающего производства (химический и нефтехимический комплексы, нефтепереработка, производство пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроение, лесопереработка);–выгодное географическое положение;–приграничное положение (граница с Республикой Казахстан);–развитая транспортная система;–промышленное освоение природных ресурсов севера области;–развитый научнообразовательный комплекс;–наукоемкие технологии производства;–современная бизнесинфраструктура и производственная инфраструктура;–значительный потенциал развития малого предпринимательства;–эффективное внешнеэкономическое сотрудничество.Основными стратегическими приоритетами социальноэкономического развития Омской области в 2010–2020годах будут являться развитие высокотехнологичных производств в машиностроительном комплексе и инновационное развитие агропромышленного комплекса. Получат развитие высокотехнологичные производства в машиностроительном комплексе (обороннопромышленный комплекс, приборы, средства связи и автоматизации, авиатехника и космическая техника, оборудование для нефте, газодобычи и переработки).Исходя из обозначенных преимуществ социальноэкономического развития на территории Омской области получит развитие агропромышленный комплекс, предполагающий развитие специализации в области производства животноводческой продукции и продукции растениеводства, будут созданы новые высокотехнологичные агропромышленные комплексы по производству мяса и молока, растительного масла и биодизельного топлива на его основе, реализован комплекс мер по наращиванию зернового производства [5].В Омской области наиболее целесообразно создавать кластеры и технопарки в ведущих отраслях промышленности региона, то есть в области химической, нефтехимической, пищевой и лесоперерабатывающей промышленности, электроэнергетики, машиностроения, добычи кварцевого песка, сельского хозяйства, бизнесуслуг. В целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в том числе инновационных кластеров, кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой, обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства существуют центры кластерного развития. Важнейшими задачами по развитию территориальных кластеров является:
разработка проектов развития кластеров и инвестиционных программ;–мониторинг состояния инновационного, научного и производственного потенциала территориальных кластеров;–разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением заинтересованных лиц;–организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров;–оказание содействия участникам кластеров при получении государственной поддержки;–вывод на рынок новых продуктов (услуг) участников кластеров;–организация конференций, семинаров в сфере интересов участников кластера.Основной целью деятельности центра кластерного развития является создание условий для эффективного взаимодействия сторон в интересах развития территориального кластера, обеспечение реализации совместных кластерных проектов.Таким образом, формирование кластеров является эффективным механизмом развития малого и среднего предпринимательства, в особенности инновационного предпринимательства. Однако для дальнейшего успешного развития предпринимателям необходимо решать проблемы, связанные с нехваткой ресурсов. Недостаток материальнотехнических, кадровых, финансовых, информационных и других ресурсы представляет серьезную проблему для инновационного предпринимательства.
Ссылки на источники1.ЕрмаковаН.С. Формирование системы инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства: автореф.дис. … канд. эконом. наук. –Омск, 2012. –20 с.2.БирюковВ.В., Бирюкова В.В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности. –Омск: СибАДИ, 2010. –260 с.3.Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / сост. С.Ф. Пятинкин, Т.П.Быкова. –Минск: Тесей, 2008. –72 с.4.Методическиерекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2008 г. № 20615ак/д19. –URL: www.consultant.ru.5.Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120р «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Сибири до 2020 года». –URL: www.consultant.ru.6.Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 223 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации». –URL: www.consultant.ru.
SolovyevaElena, postgraduate student, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsksolo2690@mail.ruThe formation of a cluster and development of business activity in innovative economyAbstract.The important mechanism of small and average business development in the conditions of innovative economy is application of cluster approach. In article the essence of cluster approach is opened, experience of creation of clusters, their influence on business development is studied, priority branches concerning which application of cluster approach is effective are defined.Keywords:business, cluster approach, innovative economy, infrastructure.
Рекомендованокпубликации:Бирюковым В. В., доктором экономических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»