Организационные условия моделирования мобильной образовательной среды вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виневская А. В. Организационные условия моделирования мобильной образовательной среды вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13112.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности проектирования мобильной образовательной среды в вузе, предлагается гипотетическая модель мобильной образовательной среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Виневская Анна Вячеславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный институт им. А. П. Чехова», г. Таганрог

annkurepina@rambler.ru

Организационные условия моделирования мобильной образовательной среды вуза

Аннотация. В статье рассматриваются возможности проектирования мобильной образовательной среды в вузе, предлагается гипотетическая модель мобильной образовательной среды.Ключевые слова: образовательная среда, мобильная образовательная среда, проектирование, моделирование.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что изменилось пространство функционирования человечества, изменились ритмы и темпы его движения. Благодаря происходящим изменениям человек оказался сегодня в новом мире. Существующая система образования, не успевая ассимилировать происходящие в обществе изменения, перестала удовлетворять предъявляемым к нейтребованиям, обуславливая построение нового образования, ориентированного на самообразование, самоопределение, саморазвитие и требующее развитие новых способностей ‬мобильности, креативности, готовности к ориентации в быстроменяющихся условиях, интеграции.Создавшаяся сегодня потребность в разработке стратегий реорганизации образования, которая выступает реальной развивающей силой общества, требует от человека, работающего в этой сфере новых личностных качеств, готовности к образованию в течение всей жизни, личностной и профессиональной мобильности. Все это актуализирует необходимость выработки новых теорий, концепций, технологий, методов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.Важнейшим следствием и одновременно показателем изменяющего социума являются новые образовательные среды и новое образовательное пространство, которые мы можем проектировать в соответствии с требованиями времени. Среда, как известно, это естественное социальное окружение, которое обладающее комплексом определенных социальных условий и влияний. Когда речь идет об образовательной среде, то имеется в виду, прежде всего, влияние определенных условий образования на обучающегося (в равной степени, как и влияние обучающегося на условия, в которых осуществляется образовательный процесс). Образовательная среда задает направленность образовательному процессу через включение в его содержание существенных и необходимых для человека знаний, умений и компетенций, использование комфортных, принимаемых обучающимися образовательных технологий.Понятие «образовательная среда» является относительно недавно сформированным, поскольку отечественными педагогами стало интенсивно изучаться лишь в конце прошлого века. Вместе с тем, к настоящему времени оно широко применяется в самых различных аспектах. Исследователями успешно изучались различные образовательные среды. Традиционно в ряде работ отечественных исследователей значительное внимание уделяется изучению образовательной среды школы (А.А.Афанасьев, Л.А.Боденко, В.Г.Бочарова, О.В.Гукаленко, И.В.Крупина, Н.А.Лабунская, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, Л.И.Туктаева, В.А.Ясвин и др.). Так, в работах отечественно педагога В.А.Ясвина в контексте перехода от моделирования к проектированию образовательной среды школы рассмотрены ее концепция, понятие, структура и свойства, разработана методика экспертизы школьной образовательной среды, предложен тренинг педагогического взаимодействия в образовательной среде школы [1].Авторы А.А.Афанасьев и В.М.Кирюхина подвергли анализу имеющиеся проблемы информационной образовательной среды современной школы [2].В свою очередь, автором Л.А.Боденко были изучены педагогические условия становления школьника в контексте культурнообразовательной среды [3]. Известны работы, посвященные образовательной среде среднего специального (профессионального) учебного заведения. Так, Э.Ф.Зеер, И.В.Мешкова, изучали образовательную среду колледжа как фактор создания развивающего профессиональнообразовательного пространства студентов [4]. Авторы В. С. Соболев и С. А. Степанов под образовательной средой понимают комплекс дополнительных факторов и вспомогательных услуг,обеспечивающих студентам, прежде всего, комфортные условия обучения, т.е. сбалансированное расписание, удобство и обеспеченность учебными помещениями, свободный доступ к различной информации, возможность использования как мультимедийных средств обучения, так и свободного использования помещений для самостоятельных занятий и отдыха и т. п. [5]. К настоящему времени также разработаны научно обоснованные модели и исследованы различные аспекты образовательной среды высшего учебного заведения. Например, Е.В.Бондаревская исследовала культурнообразовательное пространство вуза. Автор не только рассматривала его как среду профессиональноличностного саморазвития студентов, но и разработала модель поликультурного образовательного пространства [6].Таким образом, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как это совокупность материальных, пространственнопредметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений, условий, которые формируют особенности данной образовательной среды. Все эти факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта, включенного в пространство взаимодействия в образовательной среде. Вместе с тем, следует отметить, что среда ‬это, прежде всего, организуемые факторы и условия. Проанализировав существующие подходы в различных работах авторов, можно установить, что образовательная среда определяется как область действительности, в рамках которой происходит трансляция социокультурного опыта, содержатся модели и образцы такого развития ее субъектов, вследствие которого они в состоянии осознанно, самостоятельно и ответственно могут осуществлятьпреобразование как самой среды, своего окружения, так и самого себя. Основываясь на таком подходе, можно сформулировать следующее определение: образовательная среда вуза ‬это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах. Условия образовательной среды рассматриваются нами с позиции компетентностного подхода как система возможностей (внутренних и внешних, динамических и статических), необходимых для осуществления успешного развития профессиональной компетентности будущих специалистов. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема их оптимизации.В этой связи заслуживает внимания авторская школа доктора педагогических наук, профессора Г.Е. Муравьевой и концепция исследователя, которая заключается в разработке технологии проектирования образовательного процесса в средней и высшей школе. В рамках данной теории были разработаны:модель образовательного процесса в педвузе по обучению студентов проектированию образовательного процесса в школе на основе контекстного и технологического подходов; модель процесса обучения студентов по индивидуальным образовательным маршрутам и технология их проектирования; модель формирования проектных умений студентов средних специальных учебных заведений [7].Обращают внимание современные инновационные подходы к созданию образовательной среды, где среда рассматривается как основа образовательного процесса и является целенаправленной, контролируемой, интенсивной, современной, где можно получать образование в удобном месте по индивидуальному расписанию, используя набор электронных гаджетов, носителей информации, возможность личного контакта через систему электронных средств обучения [8].Таким образом, подход к широкому рассмотрению образовательной среды в ее связях и взаимовлияниях на социальную, профессиональную, жизненную среду имеет под собой глубокие теоретикометодологические основания и подкрепляется широким спектром разноплановых научных исследований.В основе нашего теоретического исследования используется определение образовательной среды, сформулированное В.А.Ясвиным: под образовательной средой понимается «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении» [9].Обобщая результаты всех отмеченных исследований, можно заключить, что образовательная среда образовательного учреждения, в том числе и вуза, может быть представлена как совокупность ряда условий, сложившихся на конкретный момент времени в данном учебном заведении и включающих в свой состав: состояние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник.Как известно, современные тенденции развития образования таковы, что одним из важнейших свойств личности в расширении своих профессиональных шансов является мобильность, формирование которой может происходить только в такой среде, где для этого существуют необходимые и достаточные условия. Исходя из позиции Ю.И.Калиновского о том, что мобильность ‬это качество личности, с помощью которого человек способен быстро менять свой статус или положение в социальнокультурной или профессиональной средах. Это качество необходимо как ответ на изменяющиеся ситуации и обстоятельства, которые происходят в природе, культуре или социуме [10]. Мы предполагаем, что для формирования заданных и необходимых в социуме качеств необходима среда, в которой будут определены система влияний и условий, в которых личность будет сформирована по заданному образцу. Таким образом, эта совокупность условий и влияний, которые будут способствовать реализации потребности личности в определенном виде деятельности, формированию готовности и возможности организации содеятельности с другими субъектами в рамках данной образовательной среды, реализации своей социокультурной и социальнопрофессиональной компетентности, в том числе в процессе осмысления результатов взаимодействия, вариативного и гибкого преодоления затруднений своей профессиональной деятельности. Мы ввели понятие «мобильная образовательная среда», т.е. среда, в которой формируются свойства и компетенции личности, способствующие быстрому и эффективному реагированию на ситуации затруднения, актуализирующие ее потенциальные возможности, способствующие профессиональной реализации через адекватное получение информации и выбор способов решения профессиональных задач [11]. Все это создает важные теоретикометодологические основания для перехода к изучению новой, современной разновидности образовательной среды, которой является мобильная образовательная среда. Поэтому далее целесообразно обосновать и уточнить понятие «мобильная образовательная среда». Оно должно включать не просто совокупность условий и факторов, способствующих формированию личности. Это понятие должно объединить в себе потенциал качественных и количественных изменений личности, связанных с взаимодействием в образовательной среде, формированием ключевых компетенций, самореализацией в профессиональной жизни, преобразованием окружающей действительности. Далее перед нами встает вопрос об организации мобильной образовательной среды. И заключается он в следующем: может ли заданная среда быть организована или ее необходимо проектировать? Поскольку предметом рассмотрения данной статьи является образовательная среда вуза, то она определенным образом организуется, т.е. моделируется и проектируется. С одной стороны, для построения модели мобильной образовательной среды следует избирать логический подход, в котором среда рассматривается как система элементов, связей между элементами, заданных условий, выделение различных структур, с другой стороны, необходимо применение экстралогического подхода, когда построение модели среды будет связано с категориями, не имеющими строгого логического описания (которые мы отнесли к латентным категориям), представляющим культуру человека (традиции, имплицитные нормы, комфортность, безопасность и др.). Рассмотрение модели мобильной образовательной среды необходимо, т.к. понашему мнению структура мобильной образовательной среды способна реагировать на изменяющиеся запросы субъекта образовательного процесса, отвечать его индивидуальным психологическим особенностям, способствовать формированию готовности к построению собственной образовательной траектории, комбинировать информационные ресурсы исходя из потребностей и возможностей каждого субъекта образовательного процесса. Таким образом, мы определяем мобильную образовательную среду как систему взаимодействий объектов, субъектов, информации (ее источников, содержания, ресурсов, условий поиска и применения), создающую возможности для активного включения и интеграции субъектов взаимодействий и интеракций, и перспективы построения личностной траектории развития и социализации в социуме, формируяу субъекта мобильное мышление как отличительную особенность и потребность современного человека, живущего в эпоху информационного потока, когда необходимо быстро и продуктивно искать и применять новую информацию [12].В современной научной литературе дается описание компонентов, которые включает среда любого образовательного учреждения. Автором Ю.Кулюткиным обозначен пространственносемантический компонент, т.е. «архитектурноэстетическая организация жизненного пространства» ‬это архитектура и дизайн зданий и интерьеров, пространственная структура учебных помещений, организация среды с целью создания безопасной образовательной среды); «символическое пространство» ‬различные значимые символы; «содержательнометодический компонент» ‬концентрация и насыщенность образовательной среды методическим инструментарием ‬учебные и образовательные программы, учебные пособия и планы и т.д., формы и методы организации образования» ‬методы, техники, технологии, организационные структуры и сообщества, коммуникационноорганизацонный компонент ‬статусность, распределение социальных ролей, гендерные особенности субъектов образовательной среды, взаимодействия и взаимоотношения [13].Мы полагаем, что модель мобильной образовательной среды вуза кроме традиционных компонентов должна включать в себя компонент, характеризующий соответствие среды современному социальному заказу. Модель мобильной образовательной среды вуза должна быть выстроена иерархически и включать следующие совокупные компоненты:пространство организации среды, проектируемое и формируемое в соответствии с запросами и социальными требованиями;носители информации; взаимодействующие субъекты и объекты, включаемые в проектируемую образовательную среду;образовательные кластеры с другими средами. На наш взгляд моделирование и проектирование мобильной образовательной среды может дать вузу неоспоримые преимущества перед организацией традиционных сред. Построение многокомпонентной модели мобильной образовательной среды позволит вузу объединить в своей структуре систему культурных, образовательных, научных, социальных подразделений, предполагает углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, производственной базой региона, даст дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг и повышения качества имеющихся и запрашиваемых образовательных услуг, расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы социума. В такой среде создается поле потенциальных возможностей для создания смыслотворческих интенций ‬стремления к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию.

Ссылки на источники1.Ясвин В. А. Образовательная среда: отмоделирования к проектированию. ‬М.: Смысл,2001. ‬368 с.2.Афанасьев А.А., Кирюхин В.М. Информационная образовательная среда школы: проблемы и их решения // Интернетпорталы: содержание и технологии. Выпуск 4.ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». ‬М.: Просвещение, 2007. ‬С. 465‬493.3.БоденкоБ.Н., БоденкоЛ.А.Педагогическиеусловияобщекультурногостановленияшкольника в образовательной среде. ‬М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. ‬93 с.4.Зеер Э.Ф., Мешкова И.В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессиональнообразовательного пространства студентов // Мир психологии. ‬2008. ‬№2. ‬С.205‬211.5.СоболевВ. С., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление. ‬2004. ‬№ 2 (30). ‬С. 102‬110. 6.Бондаревская А.И. Культурнообразовательное пространство вуза как среда профессиональноличностного саморазвития студентов: автореф.дис. … канд. пед. наук. ‬РостовнаДону, 2004. ‬24c.7.Муравьёва Г.Е. Теория и технология обучения проектированию образовательного процесса. ‬Шуя, 2005.‬360с.8.Тихомиров В. П. Открытое образование: предпосылки, проблемы и тенденции развития. ‬М.: МЭСИ,2000.‬240с. 9.Ясвин В. А. Указ. соч.10.Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. ‬М.: Витапресс, 2000. ‬308 с. 11.Виневская А.В.Технологии профессиональной подготовки будущего учителя в условиях инклюзивного образования //Вестник образования и науки:Педагогика. Психология. Медицина. ‬М., 2011. ‬С.12‬18.

12.Vinevskaya A.Using the potential of information technology to create a mobile learning environment // GESIS ‬Leibniz Institute for the Social Sciences: Koncept: Scientific and Methodological emagazine. ‬Köln, Germany. ‬URL:http://nbnresolving.de/urn:nbn:de:0168ssoar331510.13.Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. ‬2001. ‬№1. ‬С. 6‬7.

Vinevskaya Anna,associate professor of pedagogics of elementary education of the Taganrog state institute named after A.P.Chekhov, Taganrogannkurepina@rambler.ruOrganizational conditions of modeling of the mobile educational environment of higher education institutionAbstract.The article discusses the design possibilities of mobile learning environment in the University, proposes a hypothetical model of mobile educational environment.

Keywords:the educational environment, the mobile learning environment, design, modeling.

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»