Развитие регионального рынка птицеводческой продукции
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евдохина
О.
С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13114.htm.
Аннотация. В статье дана оценка состояния рынка птицеводческой продукции России и Омской области. Выявляются основные проблемы отрасли птицеводства. Предложены направления стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции. В заключении делается вывод о необходимости мер государственной поддержки отрасли.
Похожие статьи
Текст статьи
Евдохина Ольга Семеновна,кандидат экономических наук, доцент кафедрыорганизации и предпринимательства в АПК ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университетим.П.А. Столыпина», Омскevdohina75@mail.ru
Развитие регионального рынка птицеводческой продукции
Аннотация.В статье дана оценка состояния рынка птицеводческой продукции России и Омской области. Выявляются основные проблемы отрасли птицеводства.Предложены направления стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции. В заключении делается вывод о необходимости мер государственной поддержки отрасли.Ключевые слова:эффективность, птицеводство, конкурентоспособность, государственная поддержка.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Обеспечение стабильной работы предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Поэтому важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является эффективность производства.Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего, повышение производительности труда, а на этой базе снижение себестоимости –наиболее важные и актуальные задачи повышения эффективности производства.Птицеводство в большинстве стран мира занимает ведущее положение среди других отраслей сельскохозяйственного производства. Его характеризуют быстрые темпы воспроизводства поголовья, наименьшие затраты материальных средств и живого труда на единицупроизведенной продукции. Птица отличается большой продуктивностью, высокими воспроизводительными способностями, интенсивным ростом.Отечественный рынок почти полностью обеспечивает собственные потребности в мясе птицы, что ограничивает возможности дальнейшего повышения цен и вынуждает производителей искать возможности для снижения себестоимости. С вступлением России в ВТО производители вынуждены совершенствовать технологию производства.Развитие рыночных отношений, основными критериями, эффективности которых являются наполнение рынка конкурентоспособной продукцией, удовлетворение спроса населения, рост производительности труда и повышение рентабельности, должно быть направлено на стимулирование эффективного производства высококачественнойпродукции птицеводства.Попрежнему основным фактором выбора мяса птицы остается цена. Это свидетельствует о низком платежеспособном спросе большинства населения региона, а также о том, чтодоля рыночного сегмента, ориентированного на повышенное качество мяса птицы, остается весьма низкой и варьирует в пределах 25–30%. Российские птицеводы сегодня серьезно задумываются о будущем. По прогнозу Союза Птицеводов России к 2013–2014 годамрынок в стране достигнет своего насыщения, после чего увеличивать объемы производства страна сможет только за счет наращивания экспортных поставок. В ином же случае в России может возникнуть кризис перепроизводства, что приведет, в конечном счете, к обвалу цен. Вступление в ВТО может стать тем фактором, благодаря которому Россиясможет нарастить экспортный потенциал птицеводства [1].Для сохранения конкурентоспособности и повышения эффективности сельского хозяйства в условиях глобального открытого рынка, уже сегодня необходим поиск новых форм поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции. С этой точки зрения интересен опыт ряда стран, использующих разнообразные формы поддержки сельского хозяйства вне рамок и условий ВТО. Одна из таких стран, где наряду с наиболее высокими в ЕС государственными субсидиями широко применяется и внебюджетная поддержка сельского хозяйства –это Германия. В этой стране на протяжении 30 лет функционирует Центральный фонд поддержки сбыта (ФПС) аграрных продуктов. Главная задача ФПС заключается в централизованном содействии производствуи сбыту продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Финансовые средства ФПС получает от предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли в зависимости от объемов реализуемой аграрной продукции в виде взносов, определенных федеральным законом. ФПС старается использовать собранные средства в тех отраслях, откуда они получены, однако в короткие периоды средства могут направляться туда, где их использование в данный момент считается наиболее целесообразным. Практическую работу осуществляют два специально созданных подведомственных фонду учреждения: Центральное маркетинговое общество аграрной отрасли (ЦМА) и Центральное информационностатистическое учреждение о рынках и ценах на продукцию сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности (ЦМП) [2].Создание в России фонда поддержки сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием опыта Германии, могло бы значительно поднять уровень помощи сельскохозяйственным организациям без привлечениябюджетных средств, повысить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, что особенно важно в условиях вхождения в ВТО и увеличения открытости аграрного рынка. Основой деятельности фонда может стать принятие ряда законодательных актов, утвержденных на федеральном уровне, обеспечивающих его финансирование, как за счет средств сельскохозяйственных организаций, так и за счет перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию организаций.Региональный рынок птицеводства –отрасль с большой плотностью и высокой конкуренцией. Как утверждают эксперты, объемы производства, наконец, достигли такого уровня, к которому стремились больше десяти лет. При этом рентабельность мясного и яичного птицеводства по сей день ставит отрасль на грань выживания.В 2012 году представителями омского региона реализовано 616,7 млн. шт. яиц, 43,8 тыс. т. птицы в живом весе. Кроме того, на рынок поступает продукция таких гигантов отрасли, как ТД «Боровский», птицефабрика «Алтайбройлер», ЗАО «Уралбройлер», ОАО Птицефабрика «Калужская». Также в Омской области производством птицеводческой продукции занимаются малые формы хозяйствования, которые поставляют продукцию птицеводства на рынок.Получается, что в соответствии со спецификой сельского хозяйства ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии находится в условиях жесткой конкуренции со стороны других птицеводческих предприятий региона. Конкурентами можно считать предприятия с примерно одинаковым ассортиментом предлагаемых услуг, одинаковым качеством, одинаковой ценой, одинаковой популярностью и единым рынком сбыта.Нами были проанализированы основные показатели деятельности предприятий, в частности: объем реализации, выручка, полная себестоимость продукции птицеводства и т.д. В качестве конкурентов исследуемого предприятия нами выбраны следующие хозяйствующие субъекты Омского района Омской области: ЗАО «Иртышское», ЗАО «ОША», ЗАО «Птицефабрика Сибирская». Объемы деятельности ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии значительно отличаются от объемов деятельности других птицефабрик. По результатам анализа видно, что птицефабрика занимает наибольшую долю в структуре производства и реализации птицы в живой массе –59% (1149 центнеров). По объемам реализации мяса птицы –второе место после ЗАО «Птицефабрика Сибирская» (21091 центнеров). Однако по другим видам продукции позиции предприятия далеко не лидирующие: реализацию суточных птенцов хозяйство сводит к нулю, по реализации яиц предприятие находится на последнем месте среди птицефабрик Омского района.Основное направление деятельности птицефабрики –производство племенной птицеводческой продукции. В данном направлении ее можно считать единственным представителем на региональном рынке. Подобных хозяйств, поставляющих племенной материал для других птицефабрик очень мало, в России их всего 13. Поэтому, при сравнительно небольших затратах на выращивание суточных птенцов и птицы, цены на птицу в живой массе и мяса птицы максимально высокие.Высокий уровень цен среди других предприятий на яйцо и мясо птицы объясняется высоким уровнем затрат (при себестоимости десятка яиц60,63 руб. цена составляет 26,76 руб., при себестоимости 1 кг мяса птицы 63,49 руб. цена –62,14 руб.).Реализация мяса и яйца до недавнего времени была чисто технологическим моментом, поскольку в процессе выращивания производится сортировка и оставляются только наиболее перспективные особи. Особи, которые не отвечают нормативным требованиям, предъявляемым к племенной птице, выбраковываются и отправляются на реализацию. В настоящее время птицефабрика расширяет сферы деятельности и наращивает объемы производства продукции птицеводства в переработанном виде.
В целом выручка от реализации продукции птицеводства, не способна покрыть убытки полученные за счёт очень высоких затрат на её производство. В этом и заключается основная проблема деятельности ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии.Основной статьей затрат, при формировании себестоимости продукции являются затраты на корма и заработную плату рабочим. К концу 2012 года, доля этих затрат составила 42,4% и 20,5% соответственно. В целом на протяжении трёх лет, суммарные затраты на производство продукции птицеводства увеличились на 71040 тыс. руб.Эффективность производства –важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимаетсястепень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат производства.Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. За последние три года ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии получило прибыль только в 2010 году в размере 3662 тыс. руб., рентабельность составила 5,16%. Выручка от реализации продукции птицеводства, возросла практически вдвое, но за счёт большего увеличения себестоимости продукции на 109,17%, все направления, кроме реализации птицы в живой массе, убыточны. Прибыль от этой реализации не позволяет покрыть убыток от других направлений,на конец 2012 года, он составил 2475 тыс. руб.Финансовая ситуация предприятия кризисная. Активами управляют неэффективно, их структура нерациональна. Таким образом, можно сделать вывод о недостатке у предприятия источников для финансирования запасов. Однако еще имеется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.Предприятие имеет много слабых сторон и угроз. Отсутствие долгосрочных плановразвития связано с недостаточной численностью специалистов плановоэкономического отдела. Отсутствие широкой известности среди покупателей объясняется небольшими объемами производства продукции. Также слабой стороной является то, что на предприятииочень высокая себестоимость продукции (яйца и мяса птицы), при этом повышаются цены на сырье и материалы. Возникает угроза банкротства изза отсутствия стабильности на рынке сбыта, а также с вступлением России в ВТО увеличивается количество импортной продукции исоответственно увеличивается конкуренция.Для более эффективной реализации возможностей и борьбыс угрозами предприятию необходимо осуществлять стратегическое планирование, постоянно проводить анализ факторов внешней и внутренней среды, чтобы иметь возможность своевременно адаптироваться к изменяющейся обстановке. Птицефабрике следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны и возможности во внешней среде дополнялись и давали максимальную отдачу.Отметив особенности внешней и внутренней среды предприятия можно предложить следующее: в первую очередь необходимо увеличить объем производимой продукции и расширить сеть каналов сбыта. Хозяйству следует более активно выходить на рынки, можно реализовать свою продукцию в других районах области. Необходимосоздать маркетинговую службу, в задачи которой входила бы разработка эффективной ценовой стратегии, поиск внешних хозяйственных связей, обеспечение хозяйства оперативной информацией для принятия решений по производству и реализации продукции. Полученную выручку можно направить на развитие слабых и сильных сторон, и устранения угроз.В рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012», целевойпрограммы ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на период 2010–2012 годы» и концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 годов на развитие птицеводства выделяются значительные средства. Использование высокопродуктивных кроссов, новых ресурсосберегающих технологий, оптимизированных рационов кормления позволяет получать высокие приросты живой массы бройлеров и яйценоскости кур.В условиях жесткой конкуренции приоритетным условием успешной сбытовой деятельности птицеводческих предприятий является конкурентоспособность продукции за счет повышения ее качества, а также расширения ассортимента с применением глубокой переработки.Если в 1985 годууровень такой переработки составлял 9,3%, то в настоящее время –более 50%. Практически каждая птицефабрика может повысить сортность тушек на 10%, а это дополнительная выручка до 10 тыс. руб. за тонну мяса птицы; расчленение тушек и изготовление фарша обеспечивают рост стоимости продукции на 10%.В то же время в отрасли имеются большие неиспользуемые резервы по увеличению объемов производства высококачественной продукции. В отдельных регионах имеются различия не только в уровне производства и эффективности продукции птицеводства, но и в уровне потребления мяса и яиц. В настоящее время разработана концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 годов, в рамках которой во всех регионах, имеющих для этого природноклиматические и экономические условия, предполагается наращивать производство мяса птицы.В обеспечении стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции огромная роль принадлежит следующим направлениям:концентрация основного объема производства птицеводческой продукции на специализированных предприятиях;повышение качества и расширение ассортимента птицеводческой продукции;совершенствование племенного дела;
улучшение кормовой базы;снижение себестоимости продукции.В соответствии с целевой программой ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2013–2020 годы» планируется увеличение производства отечественного мяса птицы с 3,4 млн. тонн и 43,0 млрд. яиц в 2012 году соответственно до 4,5 млн. тонн мяса и 50,0 млрд. яиц в 2020 году, что вполне естественно сопровождается поступлением от птицеводческой отрасли с 24,2 до 31,2 млн. тонн ценного органического сырья –птичьего помета [3].Обеспечение надежной экологической безопасности территорий, где функционируют птицефабрики, с одновременным вовлечением в хозяйственный оборот АПК постоянно возобновляемого ценного сырьевого ресурса –птичьего помета для производства эффективных органических удобрений, является актуальной проблемой современного промышленного птицеводства России.Повышение рентабельности производства продукции птицеводства должно осуществляться, в первую очередь, за счет повышения яйценоскости курнесушек и среднесуточных привесов бройлеров, сокращения затрат кормов на производство каждого десятка яиц с 1,8 кг до 1,65 кг и на производство 1 кг привеса бройлеров –с 2,3 до 2,0 кг.Для обеспечениявысокой продуктивности птицы предусматривается производство полнорационных комбикормов на предприятиях комбикормовой промышленности.Закупка зерна в период уборки урожая, когда цены на него наиболее низкие, при исключении многочисленных посредников и частичное производство собственных комбикормов позволят организациям птицеводства снизить стоимость комбикормов на 15–20% [4].Кроме этого требуются и меры государственной поддержки отрасли:применять льготное кредитование птицефабрик (краткосрочное и долгосрочное) на основе бизнеспланов и конкурсов;осуществить ряд мер, поощряющих производителей высокоэффективных белковых и масличных культур (сои, кукурузы, подсолнечника и других) увеличивать их производство;обеспечить льготное кредитование проектов по созданию отечественного производства комплексных добавок для птичьих комбикормов (в России такое производство отсутствует);максимально использовать потенциал крупных высокооснащенных комбикормовых заводов для снижения себестоимости комбикормов, занимающих в себестоимости мяса птицы до 60%, стимулировать их вхождение в состав вертикальноинтегрированных комплексов;пересмотреть существующие государственные стандарты на мясо птицы и продукты из него с целью повышения качественных характеристик, учитывающих совершенствование технологий, изменившуюся ситуацию на рынке, накопленный практический опыт;внедрять высокопродуктивные кроссы, современные технологии содержания, кормления и переработки птицы и яиц, развивать торговую сеть и маркетинговую деятельность;внедрять глубокую комплексную безотходную переработку птицы и яиц, свести к минимуму потери на всех стадиях единого технологического процесса получения конечной продукции;направить первоочередные мероприятия по техническому перевооружению птицефабрик на внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования (локальные отопительные системы птичников, ниппельное поение и так далее), учитывая значительный удельный вес расхода энергоносителей и воды при производстве мяса птицы и яиц (до 20% в себестоимости продукции)[5].Таким образом, главными условиями совершенствования работы птицеводческих предприятий являются интенсивное ведение отрасли с внедрением передовых технологий содержанияи кормления птицы, обеспечивающих высокую продуктивность, сохранность и конверсию корма, организация глубокой переработки продукции, рациональный маркетинг, строжайший режим экономики затрат по всем участкам производства на основе действенного хозяйственного расчета.
Ссылки на источники1.Агропортал:сельское хозяйство в России и за рубежом. –URL: www.agroru.com.2.Нуралиев С.У. Конкурентоспособность продукции АПК в условиях глобализации и либерализации экономических отношений на мировом рынке // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. –2009. –№1. –С. 14–17.3.Целевая программа ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы»и Концепцияразвития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 года.Приказ Минсельхоза РФ от 15.12.2010.N433. 2013.–URL: http://base.consultant.ru.4.Лукьянова О.В. Основные тенденции развития и перспективы рынка птицеводческой продукции // Международный сельскохозяйственный журнал. –2010. –№ 2. –С. 46–54.5.Смыков Р.А. Совершенствование экономического механизма функционирования птицепродуктового подкомплекса // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. –2009. –№4. –С. 25–28.
Evdokhina Olga,CandidateofEconomicSciences, theassociateprofessororganizationandbusinesschairinagroindustrialcomplex Omsk State Agrarian University of P.A.Stolypin, Omskevdohina75@mail.ruDevelopment of the regional market of poultry productsAbstract.This article assesses the state of the market of poultry products to Russia and Omsk region. Identifies the main problems of the poultry industry. Proposed directions of stabilization and growth of production of poultry products. In conclusion, the conclusion about necessity of measures of state support for the industry.Keywords:efficiency, poultry, competitiveness, state support.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Развитие регионального рынка птицеводческой продукции
Аннотация.В статье дана оценка состояния рынка птицеводческой продукции России и Омской области. Выявляются основные проблемы отрасли птицеводства.Предложены направления стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции. В заключении делается вывод о необходимости мер государственной поддержки отрасли.Ключевые слова:эффективность, птицеводство, конкурентоспособность, государственная поддержка.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Обеспечение стабильной работы предприятия по выпуску конкурентоспособной продукции является задачей первостепенной важности для управляющих всех уровней. Поэтому важнейшей качественной характеристикой хозяйствования на всех уровнях является эффективность производства.Снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего, повышение производительности труда, а на этой базе снижение себестоимости –наиболее важные и актуальные задачи повышения эффективности производства.Птицеводство в большинстве стран мира занимает ведущее положение среди других отраслей сельскохозяйственного производства. Его характеризуют быстрые темпы воспроизводства поголовья, наименьшие затраты материальных средств и живого труда на единицупроизведенной продукции. Птица отличается большой продуктивностью, высокими воспроизводительными способностями, интенсивным ростом.Отечественный рынок почти полностью обеспечивает собственные потребности в мясе птицы, что ограничивает возможности дальнейшего повышения цен и вынуждает производителей искать возможности для снижения себестоимости. С вступлением России в ВТО производители вынуждены совершенствовать технологию производства.Развитие рыночных отношений, основными критериями, эффективности которых являются наполнение рынка конкурентоспособной продукцией, удовлетворение спроса населения, рост производительности труда и повышение рентабельности, должно быть направлено на стимулирование эффективного производства высококачественнойпродукции птицеводства.Попрежнему основным фактором выбора мяса птицы остается цена. Это свидетельствует о низком платежеспособном спросе большинства населения региона, а также о том, чтодоля рыночного сегмента, ориентированного на повышенное качество мяса птицы, остается весьма низкой и варьирует в пределах 25–30%. Российские птицеводы сегодня серьезно задумываются о будущем. По прогнозу Союза Птицеводов России к 2013–2014 годамрынок в стране достигнет своего насыщения, после чего увеличивать объемы производства страна сможет только за счет наращивания экспортных поставок. В ином же случае в России может возникнуть кризис перепроизводства, что приведет, в конечном счете, к обвалу цен. Вступление в ВТО может стать тем фактором, благодаря которому Россиясможет нарастить экспортный потенциал птицеводства [1].Для сохранения конкурентоспособности и повышения эффективности сельского хозяйства в условиях глобального открытого рынка, уже сегодня необходим поиск новых форм поддержки российских производителей сельскохозяйственной продукции. С этой точки зрения интересен опыт ряда стран, использующих разнообразные формы поддержки сельского хозяйства вне рамок и условий ВТО. Одна из таких стран, где наряду с наиболее высокими в ЕС государственными субсидиями широко применяется и внебюджетная поддержка сельского хозяйства –это Германия. В этой стране на протяжении 30 лет функционирует Центральный фонд поддержки сбыта (ФПС) аграрных продуктов. Главная задача ФПС заключается в централизованном содействии производствуи сбыту продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Финансовые средства ФПС получает от предприятий сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговли в зависимости от объемов реализуемой аграрной продукции в виде взносов, определенных федеральным законом. ФПС старается использовать собранные средства в тех отраслях, откуда они получены, однако в короткие периоды средства могут направляться туда, где их использование в данный момент считается наиболее целесообразным. Практическую работу осуществляют два специально созданных подведомственных фонду учреждения: Центральное маркетинговое общество аграрной отрасли (ЦМА) и Центральное информационностатистическое учреждение о рынках и ценах на продукцию сельского и лесного хозяйства, пищевой промышленности (ЦМП) [2].Создание в России фонда поддержки сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием опыта Германии, могло бы значительно поднять уровень помощи сельскохозяйственным организациям без привлечениябюджетных средств, повысить конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, что особенно важно в условиях вхождения в ВТО и увеличения открытости аграрного рынка. Основой деятельности фонда может стать принятие ряда законодательных актов, утвержденных на федеральном уровне, обеспечивающих его финансирование, как за счет средств сельскохозяйственных организаций, так и за счет перерабатывающих и реализующих сельскохозяйственную продукцию организаций.Региональный рынок птицеводства –отрасль с большой плотностью и высокой конкуренцией. Как утверждают эксперты, объемы производства, наконец, достигли такого уровня, к которому стремились больше десяти лет. При этом рентабельность мясного и яичного птицеводства по сей день ставит отрасль на грань выживания.В 2012 году представителями омского региона реализовано 616,7 млн. шт. яиц, 43,8 тыс. т. птицы в живом весе. Кроме того, на рынок поступает продукция таких гигантов отрасли, как ТД «Боровский», птицефабрика «Алтайбройлер», ЗАО «Уралбройлер», ОАО Птицефабрика «Калужская». Также в Омской области производством птицеводческой продукции занимаются малые формы хозяйствования, которые поставляют продукцию птицеводства на рынок.Получается, что в соответствии со спецификой сельского хозяйства ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии находится в условиях жесткой конкуренции со стороны других птицеводческих предприятий региона. Конкурентами можно считать предприятия с примерно одинаковым ассортиментом предлагаемых услуг, одинаковым качеством, одинаковой ценой, одинаковой популярностью и единым рынком сбыта.Нами были проанализированы основные показатели деятельности предприятий, в частности: объем реализации, выручка, полная себестоимость продукции птицеводства и т.д. В качестве конкурентов исследуемого предприятия нами выбраны следующие хозяйствующие субъекты Омского района Омской области: ЗАО «Иртышское», ЗАО «ОША», ЗАО «Птицефабрика Сибирская». Объемы деятельности ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии значительно отличаются от объемов деятельности других птицефабрик. По результатам анализа видно, что птицефабрика занимает наибольшую долю в структуре производства и реализации птицы в живой массе –59% (1149 центнеров). По объемам реализации мяса птицы –второе место после ЗАО «Птицефабрика Сибирская» (21091 центнеров). Однако по другим видам продукции позиции предприятия далеко не лидирующие: реализацию суточных птенцов хозяйство сводит к нулю, по реализации яиц предприятие находится на последнем месте среди птицефабрик Омского района.Основное направление деятельности птицефабрики –производство племенной птицеводческой продукции. В данном направлении ее можно считать единственным представителем на региональном рынке. Подобных хозяйств, поставляющих племенной материал для других птицефабрик очень мало, в России их всего 13. Поэтому, при сравнительно небольших затратах на выращивание суточных птенцов и птицы, цены на птицу в живой массе и мяса птицы максимально высокие.Высокий уровень цен среди других предприятий на яйцо и мясо птицы объясняется высоким уровнем затрат (при себестоимости десятка яиц60,63 руб. цена составляет 26,76 руб., при себестоимости 1 кг мяса птицы 63,49 руб. цена –62,14 руб.).Реализация мяса и яйца до недавнего времени была чисто технологическим моментом, поскольку в процессе выращивания производится сортировка и оставляются только наиболее перспективные особи. Особи, которые не отвечают нормативным требованиям, предъявляемым к племенной птице, выбраковываются и отправляются на реализацию. В настоящее время птицефабрика расширяет сферы деятельности и наращивает объемы производства продукции птицеводства в переработанном виде.
В целом выручка от реализации продукции птицеводства, не способна покрыть убытки полученные за счёт очень высоких затрат на её производство. В этом и заключается основная проблема деятельности ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии.Основной статьей затрат, при формировании себестоимости продукции являются затраты на корма и заработную плату рабочим. К концу 2012 года, доля этих затрат составила 42,4% и 20,5% соответственно. В целом на протяжении трёх лет, суммарные затраты на производство продукции птицеводства увеличились на 71040 тыс. руб.Эффективность производства –важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимаетсястепень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат производства.Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. За последние три года ФГУП ЭПХ СибНИИП Россельхозакадемии получило прибыль только в 2010 году в размере 3662 тыс. руб., рентабельность составила 5,16%. Выручка от реализации продукции птицеводства, возросла практически вдвое, но за счёт большего увеличения себестоимости продукции на 109,17%, все направления, кроме реализации птицы в живой массе, убыточны. Прибыль от этой реализации не позволяет покрыть убыток от других направлений,на конец 2012 года, он составил 2475 тыс. руб.Финансовая ситуация предприятия кризисная. Активами управляют неэффективно, их структура нерациональна. Таким образом, можно сделать вывод о недостатке у предприятия источников для финансирования запасов. Однако еще имеется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.Предприятие имеет много слабых сторон и угроз. Отсутствие долгосрочных плановразвития связано с недостаточной численностью специалистов плановоэкономического отдела. Отсутствие широкой известности среди покупателей объясняется небольшими объемами производства продукции. Также слабой стороной является то, что на предприятииочень высокая себестоимость продукции (яйца и мяса птицы), при этом повышаются цены на сырье и материалы. Возникает угроза банкротства изза отсутствия стабильности на рынке сбыта, а также с вступлением России в ВТО увеличивается количество импортной продукции исоответственно увеличивается конкуренция.Для более эффективной реализации возможностей и борьбыс угрозами предприятию необходимо осуществлять стратегическое планирование, постоянно проводить анализ факторов внешней и внутренней среды, чтобы иметь возможность своевременно адаптироваться к изменяющейся обстановке. Птицефабрике следует разработать такую стратегию, чтобы сильные стороны и возможности во внешней среде дополнялись и давали максимальную отдачу.Отметив особенности внешней и внутренней среды предприятия можно предложить следующее: в первую очередь необходимо увеличить объем производимой продукции и расширить сеть каналов сбыта. Хозяйству следует более активно выходить на рынки, можно реализовать свою продукцию в других районах области. Необходимосоздать маркетинговую службу, в задачи которой входила бы разработка эффективной ценовой стратегии, поиск внешних хозяйственных связей, обеспечение хозяйства оперативной информацией для принятия решений по производству и реализации продукции. Полученную выручку можно направить на развитие слабых и сильных сторон, и устранения угроз.В рамках реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012», целевойпрограммы ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на период 2010–2012 годы» и концепции развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 годов на развитие птицеводства выделяются значительные средства. Использование высокопродуктивных кроссов, новых ресурсосберегающих технологий, оптимизированных рационов кормления позволяет получать высокие приросты живой массы бройлеров и яйценоскости кур.В условиях жесткой конкуренции приоритетным условием успешной сбытовой деятельности птицеводческих предприятий является конкурентоспособность продукции за счет повышения ее качества, а также расширения ассортимента с применением глубокой переработки.Если в 1985 годууровень такой переработки составлял 9,3%, то в настоящее время –более 50%. Практически каждая птицефабрика может повысить сортность тушек на 10%, а это дополнительная выручка до 10 тыс. руб. за тонну мяса птицы; расчленение тушек и изготовление фарша обеспечивают рост стоимости продукции на 10%.В то же время в отрасли имеются большие неиспользуемые резервы по увеличению объемов производства высококачественной продукции. В отдельных регионах имеются различия не только в уровне производства и эффективности продукции птицеводства, но и в уровне потребления мяса и яиц. В настоящее время разработана концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 годов, в рамках которой во всех регионах, имеющих для этого природноклиматические и экономические условия, предполагается наращивать производство мяса птицы.В обеспечении стабилизации и прироста производства птицеводческой продукции огромная роль принадлежит следующим направлениям:концентрация основного объема производства птицеводческой продукции на специализированных предприятиях;повышение качества и расширение ассортимента птицеводческой продукции;совершенствование племенного дела;
улучшение кормовой базы;снижение себестоимости продукции.В соответствии с целевой программой ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2013–2020 годы» планируется увеличение производства отечественного мяса птицы с 3,4 млн. тонн и 43,0 млрд. яиц в 2012 году соответственно до 4,5 млн. тонн мяса и 50,0 млрд. яиц в 2020 году, что вполне естественно сопровождается поступлением от птицеводческой отрасли с 24,2 до 31,2 млн. тонн ценного органического сырья –птичьего помета [3].Обеспечение надежной экологической безопасности территорий, где функционируют птицефабрики, с одновременным вовлечением в хозяйственный оборот АПК постоянно возобновляемого ценного сырьевого ресурса –птичьего помета для производства эффективных органических удобрений, является актуальной проблемой современного промышленного птицеводства России.Повышение рентабельности производства продукции птицеводства должно осуществляться, в первую очередь, за счет повышения яйценоскости курнесушек и среднесуточных привесов бройлеров, сокращения затрат кормов на производство каждого десятка яиц с 1,8 кг до 1,65 кг и на производство 1 кг привеса бройлеров –с 2,3 до 2,0 кг.Для обеспечениявысокой продуктивности птицы предусматривается производство полнорационных комбикормов на предприятиях комбикормовой промышленности.Закупка зерна в период уборки урожая, когда цены на него наиболее низкие, при исключении многочисленных посредников и частичное производство собственных комбикормов позволят организациям птицеводства снизить стоимость комбикормов на 15–20% [4].Кроме этого требуются и меры государственной поддержки отрасли:применять льготное кредитование птицефабрик (краткосрочное и долгосрочное) на основе бизнеспланов и конкурсов;осуществить ряд мер, поощряющих производителей высокоэффективных белковых и масличных культур (сои, кукурузы, подсолнечника и других) увеличивать их производство;обеспечить льготное кредитование проектов по созданию отечественного производства комплексных добавок для птичьих комбикормов (в России такое производство отсутствует);максимально использовать потенциал крупных высокооснащенных комбикормовых заводов для снижения себестоимости комбикормов, занимающих в себестоимости мяса птицы до 60%, стимулировать их вхождение в состав вертикальноинтегрированных комплексов;пересмотреть существующие государственные стандарты на мясо птицы и продукты из него с целью повышения качественных характеристик, учитывающих совершенствование технологий, изменившуюся ситуацию на рынке, накопленный практический опыт;внедрять высокопродуктивные кроссы, современные технологии содержания, кормления и переработки птицы и яиц, развивать торговую сеть и маркетинговую деятельность;внедрять глубокую комплексную безотходную переработку птицы и яиц, свести к минимуму потери на всех стадиях единого технологического процесса получения конечной продукции;направить первоочередные мероприятия по техническому перевооружению птицефабрик на внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования (локальные отопительные системы птичников, ниппельное поение и так далее), учитывая значительный удельный вес расхода энергоносителей и воды при производстве мяса птицы и яиц (до 20% в себестоимости продукции)[5].Таким образом, главными условиями совершенствования работы птицеводческих предприятий являются интенсивное ведение отрасли с внедрением передовых технологий содержанияи кормления птицы, обеспечивающих высокую продуктивность, сохранность и конверсию корма, организация глубокой переработки продукции, рациональный маркетинг, строжайший режим экономики затрат по всем участкам производства на основе действенного хозяйственного расчета.
Ссылки на источники1.Агропортал:сельское хозяйство в России и за рубежом. –URL: www.agroru.com.2.Нуралиев С.У. Конкурентоспособность продукции АПК в условиях глобализации и либерализации экономических отношений на мировом рынке // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. –2009. –№1. –С. 14–17.3.Целевая программа ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы»и Концепцияразвития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 года.Приказ Минсельхоза РФ от 15.12.2010.N433. 2013.–URL: http://base.consultant.ru.4.Лукьянова О.В. Основные тенденции развития и перспективы рынка птицеводческой продукции // Международный сельскохозяйственный журнал. –2010. –№ 2. –С. 46–54.5.Смыков Р.А. Совершенствование экономического механизма функционирования птицепродуктового подкомплекса // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. –2009. –№4. –С. 25–28.
Evdokhina Olga,CandidateofEconomicSciences, theassociateprofessororganizationandbusinesschairinagroindustrialcomplex Omsk State Agrarian University of P.A.Stolypin, Omskevdohina75@mail.ruDevelopment of the regional market of poultry productsAbstract.This article assesses the state of the market of poultry products to Russia and Omsk region. Identifies the main problems of the poultry industry. Proposed directions of stabilization and growth of production of poultry products. In conclusion, the conclusion about necessity of measures of state support for the industry.Keywords:efficiency, poultry, competitiveness, state support.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»