Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вдовина
С.
А.,
Цветкова
А.
А. Формирование социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13113.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социально-коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа в условиях реализации новых образовательных стандартов. Авторы предлагают педагогическую модель формирования социально-коммуникативной компетентности, описывают этапы и средства ее реализации.
Ключевые слова:
социально-коммуникативная компетентность, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, педагогическая модель, социальное проектирование
Текст статьи
Вдовина Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимsav1157@mail.ru
Цветкова Анастасия Андреевна,магистрант ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимtsaa19@mail.ru
Формирование социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социальнокоммуникативнойкомпетентности студентов педагогического колледжа в условиях реализации новых образовательных стандартов. Авторы предлагают педагогическую модель формирования социальнокоммуникативной компетентности, описывают этапы и средства ее реализации.Ключевые слова: социальнаякомпетентность, коммуникативнаякомпетентность, социальнокоммуникативнаякомпетентность, педагогическая модель, социальное проектирование.
Система среднего профессионального образования в современных условиях призвана формировать у студентов –будущих учителей новые социальнозначимые качества, которые связаны с навыками сотрудничества, со способностью разрешать различные конфликтные ситуации; взаимодействовать в команде; быть терпимымпо отношению к партнерам по коммуникациям, что позволит начинающему педагогу –выпускникупедагогического колледжа эффективно включаться в профессиональную деятельность с учетом актуальных социальных ценностей, адаптироваться к изменяющейся социальноэкономической среде. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуализируются проблемы, связанные с формированием социальнокоммуникативной компетентностистудентов педагогического колледжа, что находит отражение в системе новых требований, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования(ФГОССПО). Под компетентностью обычно понимается интегральное качество личности, которое проявляется в определенных способностях к профессиональной деятельности, основанной на системе знаний и опыте,приобретаемом в процессе получения образования, социализации личности, ориентированной на успешное самостоятельное участие в профессиональнопедагогической деятельности.Одним из самых известных подходов к определению рассматриваемого понятия в отечественной психологии и педагогики является его трактовка как качества, свойства или состояния специалиста, позволяющее обеспечить вместе или в отдельностипсихическое и духовное соответствиепотребностям и требованиям к определенной профессии, или специализации, специальности, квалификации, занимаемойслужебной должности. На наш взгляд, таким образом,можно утверждать, что компетентность для педагога –это присвоенная и осознанная им в процессе профессиональнопедагогической деятельности совокупность личностнозначимыхи социальнозначимых компетенций. Определение социальнокоммуникативной компетентности включает в себя два понятия –социальная компетентность и коммуникативная компетентность.К пониманию социальной компетентности отечественные ученые подходят поразному. Определяя сущность и содержание социальной компетентности, некоторые авторы отдают предпочтение определенному объему социальных знаний, другие освоению социальных навыков и выработке разнообразных поведенческих сценариев, третьи дополняют необходимые социальные знания и навыки точно определенными личностнопсихологическими способностями и качествами. Ряд авторов на передний план в содержании социальной компетентности педагога выдвигают определенные личностные свойства.Так, И. А. Зимняя описывает социальную компетентность как интегральное понятие, которое определяет уровень социализации личности, определенный (высокий) уровень социальной активности в освоении действительности; моральноправовую зрелость его личности; личностнопсихологическое свойство, которое обеспечивает отношение человека и окружающего мира на основе отношения человека к себе как личности и субъекту деятельности, отношения к социуму, которое проявляется во взаимоотношении с другими людьми, отношения к жизнедеятельности [1].Коммуникативная компетентность –это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и качеств личности, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г.К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [2].Социальнокоммуникативная компетентность обычно понимается как способность человека к устанавлениюи поддержанию необходимых контактов с окружающими людьми. Данная компетентность по своему составу включает систему знаний и навыков, которые обеспечивают оптимальное общение. Социальнокоммуникативная компетентность связана с умением изменять уровень и круг коммуникаций, умением понимать других и быть понятым другими.Таким образом,мы считаем, что социальнокоммуникативная компетентностьэто способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия,межличностному общению, стремление к социальному взаимодействию. Формирование социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа –это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих успешно осуществлять социальнокоммуникативную деятельность, которая заключается в осуществлении анализа педагогической ситуации, выявлении оптимальных методов ее разрешения и реализации цели за счет управления процессом социальной коммуникации. Формирование социально –коммуникативной компетентности как процесс представляет собой этапное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала. Ценностная сфера личности является направляющим ориентиром и центральным фактором, регулирующим деятельность человека в обществе, определяющим направление и особенности поведения личности. Успешное формирование социальнокоммуникативнойкомпетентности мы связываем с разработкой и реализацией педагогической модели.Моделирование как метод исследования дает возможность образнонаглядно, с помощью чертежей, схем или словесных кратких характеристик представить педагогическое явление в виде динамической целостной системы. Создание модели педагогической системы является связующим звеном между педагогической теорией и практикой, действенным средством проверки полноты теоретических представлений в области исследуемого явления.Эффективное функционирование построенной модели формирования социально –коммуникативнойкомпетентности у студентов педагогических колледжей продуктивнопри реализации педагогических условий, которые выявлялись исходя из содержания и специфики подготовки будущих учителей в современном педагогическом колледже, социального заказа общества, требований к подготовке учителя, научных достижений в области формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентов педагогических колледжей,результатов констатирующегоэтапа эксперимента. Разработаннаянами педагогическая система состоит из последовательности следующих компонентов (блоков): целевой, содержательный, процессуальный, результативнооценочный. Выделение целевого компонента (блока) связано с тем, что осознаваемая цель в деятельности педагога позитивно влияет на выбор способов,видов действий и является средством управления, соотношения итогов деятельности с проектируемым результатом. Целевой компонент (блок) является системообразующим, ему подчиняютсяостальные компоненты (блоки), входящие в данную систему.Содержательный компонент (блок) позволяет раскрывать специфику и содержание социальнокоммуникативной компетентности (СКК) студентов педагогических колледжей. Структурными содержательными элементами социальнокоммуникативной компетентности являются: побудительномотивационный, операциональнодейственный, рефлексивнооценочный.Следующийкомпонент –процессуальный,показывает, что значимым в реализации учебновоспитательного процесса является деятельность преподавателя, направленная на реализацию этапов формирования СКК студентов педагогического колледжа. Данный компонент характеризует педагогические условия формирования СКК, способы и этапы формирования социальнокоммуникативной компетентности.В процессе формирования СКК выделяется три этапа.1.Подготовительный.
2.Теоретикопрактический.
3.Обобщающий.На первом этапепроисходит развитие представления студентов об образе педагогического мира в социальном контексте, насыщение учебных дисциплин социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях. Успешность данного этапа определяется особенностями образовательных технологий, наиболее эффективными являются диалоговые технологии.Решающий персонаж учебного диалога –ученик. Задача учителя не только помочь ему сформулировать вопрос, но и осознать свою позицию в диалоге, свое отношение к изучаемым проблемам, т.е. помочь в развитии рефлексии ученика. Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащихся, в значительной степени зависит от того, как, в какой форме осуществляется в нем такие значимые личностные процессы как коммуникация, взаимопонимание, рефлексия.Рефлексивный компенент развивается, по мнению И.М.Кунгуровой, Ю.В.Рындиной, за счет внедрения в образовательный процесс «Дневников личностного роста», «Портфолио саморазвития» [3].«Портфолио саморазвития» позволяет выявлять, отслеживать и анализировать шаги студентов на пути к формированию СКК.Таким образом, на первом этапе формирования СКК очень важно развитие рефлексии, эмпатии, осуществляемое через диалоговое обучение. На втором этапестуденты включаются в процесс социального проектирования.В настоящее время, с его радикально изменившимися экономикополитическими реалиями, проявившимся многообразием и часто противоречивостью индивидуальных и социальных потребностей, обязательно проецируются на сферу образования и на уровне государственной политики. Подтверждением тому является принятое в Министерстве образования Положение о всероссийской акции «Я –гражданин России». В Положении говорится о формировании новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в социально значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем. Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является, по мнению разработчиков из Министерства образования, социальное проектирование. Среди всевозможных организационных вопросов акции, что особенно важно (и собственно в организационном, и в научном плане), определяются критерии оценки проектов и методика работы команд над социально значимыми проектами.К критериям оценки проектов инициаторы относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов на эти критерии можно ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.На третьемобобщающем этапе проявляются и анализируютсясоциальные качества студентов. На этом этапе студенты активно включаются в процесс самоуправления, реализуя полученные знания и умения. Процессуальныйкомпонент предполагаеттакже подбор определенных способовформирования СКК, наличие педагогических условий.1.Обогащение содержания профессиональной подготовки социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства внеучебной и учебной деятельности.В содержание предметов психологопедагогического блока включаются знания о коммуникативной деятельности педагога, о роли профессии педагога в социуме. Кроме того, широко используются возможности внеучебной деятельности, в том числе самостоятельной работы студентов, направленной на создание образовательных продуктов, выявляющих социальную значимость педагогической деятельности.
2.Включение студентов всоциальное проектирование.На наш взгляд эффективность социального проектирования связана с групповой формой организации деятельности студентов. Социальное проектирование направлено на анализ и решениеактуальных для общества вопросов и проблем, а социальнообщественные проблемы, даже небольшие, как правило одним человеком не могут быть решены –толькогруппа (команда)способна внести позитивные изменения в существующую проблемную ситуацию. Методика работы групп (команд) включаетнескольких стадий, последовательно организуемых руководителем проекта:подготовительный этап работы над проектом;выбор проблемы;сбор информации;проектирование собственных вариантов решения проблем;реализация запланированных действий групп (команд);подготовительная работа к защите проекта;презентация проекта;рефлексия (анализ).Подготовке к защите как стадия работы над проектом демонстрирует существенное отличиепроектирования от иных, ставших привычными, форм образовательного процесса.3.Актуализация возможностей образовательной среды педагогического колледжа за счет развития студенческого самоуправления.Самоуправление развивает такие качества, которые способствуют проявлению самоорганизации человека –это инициативность, целеустремленность,настойчивость, решительность, способность к самоанализу, саморегуляции, самообладанию, самодисциплине, толерантность, умение прогнозировать и предвидеть. Целью самоуправления является процесс создания новых позитивных личностных качеств или качеств организации, в том числе формирование и утверждениепозитивного имиджа образовательного учреждения;преодоление отрицательных тенденций развития личности или организации. Последний результативнооценочный компонентвыявляет успешность реализации разработанноймодели, он определяет критерии,показатели и уровни сформированности СКК.Для выявления уровня сформированности социально –коммуникативной компетентности будущих педагогов использовалисьследующие критерии: мотивационноценностный (знание и эрудиция, коммуникативная культура и средства общения); содержательнорезультативный (прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации, управление коммуникативной ситуацией, речевая компетенция);рефлексивнооценочный (самоанализ своей деятельности, ориентировка на социального партнера). Таким образом, предлагаемая нами модель формирования СКК обучающихсяпедагогического колледжа построена на основе личностной ориентации образовательного процесса, на основе активизации и интенсификации деятельности субъектов образовательного процесса с направленностью на социальные качества. Разработанная модель представляет собой открытую, педагогически управляемую систему, все компоненты которой (целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный) функционально и содержательно взаимосвязаны.
Ссылки на источники1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. –2003. –№ 5. –С.12–19. 2.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. –М.: НИИ Школьных технологий, 2005. –320 с.3.КунгуроваИ. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессиональнотворческого саморазвития студентов // Концепт. –2013. –№ 04 (апрель). –ART 13080. –URL: http://ekoncept.ru/ 2013/13080.htm.
Vdovina Svetlana,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department ofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute",Ishimsav1157@mail.ruTsvetkovaAnastasiya,
UndergraduateofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ TrainingInstitute",Ishim
tsaa19@mail.ruFormation ofsocial andcommunicativecompetence of students ofTeachers CollegeAbstract. The articleis devoted tothe formationof social andcommunicativecompetence of students ofpedagogical collegeinthe implementation of neweducational standards.The authorsoffer apedagogicalmodel ofsocial andcommunicative competence, describe thesteps and toolsto implement it.Keywords:socialcompetence,communicative competence,social andcommunicative competence,pedagogical model,social engineering.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Цветкова Анастасия Андреевна,магистрант ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимtsaa19@mail.ru
Формирование социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования социальнокоммуникативнойкомпетентности студентов педагогического колледжа в условиях реализации новых образовательных стандартов. Авторы предлагают педагогическую модель формирования социальнокоммуникативной компетентности, описывают этапы и средства ее реализации.Ключевые слова: социальнаякомпетентность, коммуникативнаякомпетентность, социальнокоммуникативнаякомпетентность, педагогическая модель, социальное проектирование.
Система среднего профессионального образования в современных условиях призвана формировать у студентов –будущих учителей новые социальнозначимые качества, которые связаны с навыками сотрудничества, со способностью разрешать различные конфликтные ситуации; взаимодействовать в команде; быть терпимымпо отношению к партнерам по коммуникациям, что позволит начинающему педагогу –выпускникупедагогического колледжа эффективно включаться в профессиональную деятельность с учетом актуальных социальных ценностей, адаптироваться к изменяющейся социальноэкономической среде. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуализируются проблемы, связанные с формированием социальнокоммуникативной компетентностистудентов педагогического колледжа, что находит отражение в системе новых требований, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования(ФГОССПО). Под компетентностью обычно понимается интегральное качество личности, которое проявляется в определенных способностях к профессиональной деятельности, основанной на системе знаний и опыте,приобретаемом в процессе получения образования, социализации личности, ориентированной на успешное самостоятельное участие в профессиональнопедагогической деятельности.Одним из самых известных подходов к определению рассматриваемого понятия в отечественной психологии и педагогики является его трактовка как качества, свойства или состояния специалиста, позволяющее обеспечить вместе или в отдельностипсихическое и духовное соответствиепотребностям и требованиям к определенной профессии, или специализации, специальности, квалификации, занимаемойслужебной должности. На наш взгляд, таким образом,можно утверждать, что компетентность для педагога –это присвоенная и осознанная им в процессе профессиональнопедагогической деятельности совокупность личностнозначимыхи социальнозначимых компетенций. Определение социальнокоммуникативной компетентности включает в себя два понятия –социальная компетентность и коммуникативная компетентность.К пониманию социальной компетентности отечественные ученые подходят поразному. Определяя сущность и содержание социальной компетентности, некоторые авторы отдают предпочтение определенному объему социальных знаний, другие освоению социальных навыков и выработке разнообразных поведенческих сценариев, третьи дополняют необходимые социальные знания и навыки точно определенными личностнопсихологическими способностями и качествами. Ряд авторов на передний план в содержании социальной компетентности педагога выдвигают определенные личностные свойства.Так, И. А. Зимняя описывает социальную компетентность как интегральное понятие, которое определяет уровень социализации личности, определенный (высокий) уровень социальной активности в освоении действительности; моральноправовую зрелость его личности; личностнопсихологическое свойство, которое обеспечивает отношение человека и окружающего мира на основе отношения человека к себе как личности и субъекту деятельности, отношения к социуму, которое проявляется во взаимоотношении с другими людьми, отношения к жизнедеятельности [1].Коммуникативная компетентность –это характеристика личности, включающая в себя совокупность знаний, умений, опыта и качеств личности, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Данное понятие опирается на обоснованное Г.К. Селевко общее понимание компетентности как способности и готовности личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенном в процессе социализации [2].Социальнокоммуникативная компетентность обычно понимается как способность человека к устанавлениюи поддержанию необходимых контактов с окружающими людьми. Данная компетентность по своему составу включает систему знаний и навыков, которые обеспечивают оптимальное общение. Социальнокоммуникативная компетентность связана с умением изменять уровень и круг коммуникаций, умением понимать других и быть понятым другими.Таким образом,мы считаем, что социальнокоммуникативная компетентностьэто способность к коллективным действиям, к организации взаимодействия,межличностному общению, стремление к социальному взаимодействию. Формирование социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа –это целенаправленный процесс систематизированного накопления в ее содержании позитивных качественных и количественных изменений, позволяющих успешно осуществлять социальнокоммуникативную деятельность, которая заключается в осуществлении анализа педагогической ситуации, выявлении оптимальных методов ее разрешения и реализации цели за счет управления процессом социальной коммуникации. Формирование социально –коммуникативной компетентности как процесс представляет собой этапное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала. Ценностная сфера личности является направляющим ориентиром и центральным фактором, регулирующим деятельность человека в обществе, определяющим направление и особенности поведения личности. Успешное формирование социальнокоммуникативнойкомпетентности мы связываем с разработкой и реализацией педагогической модели.Моделирование как метод исследования дает возможность образнонаглядно, с помощью чертежей, схем или словесных кратких характеристик представить педагогическое явление в виде динамической целостной системы. Создание модели педагогической системы является связующим звеном между педагогической теорией и практикой, действенным средством проверки полноты теоретических представлений в области исследуемого явления.Эффективное функционирование построенной модели формирования социально –коммуникативнойкомпетентности у студентов педагогических колледжей продуктивнопри реализации педагогических условий, которые выявлялись исходя из содержания и специфики подготовки будущих учителей в современном педагогическом колледже, социального заказа общества, требований к подготовке учителя, научных достижений в области формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентов педагогических колледжей,результатов констатирующегоэтапа эксперимента. Разработаннаянами педагогическая система состоит из последовательности следующих компонентов (блоков): целевой, содержательный, процессуальный, результативнооценочный. Выделение целевого компонента (блока) связано с тем, что осознаваемая цель в деятельности педагога позитивно влияет на выбор способов,видов действий и является средством управления, соотношения итогов деятельности с проектируемым результатом. Целевой компонент (блок) является системообразующим, ему подчиняютсяостальные компоненты (блоки), входящие в данную систему.Содержательный компонент (блок) позволяет раскрывать специфику и содержание социальнокоммуникативной компетентности (СКК) студентов педагогических колледжей. Структурными содержательными элементами социальнокоммуникативной компетентности являются: побудительномотивационный, операциональнодейственный, рефлексивнооценочный.Следующийкомпонент –процессуальный,показывает, что значимым в реализации учебновоспитательного процесса является деятельность преподавателя, направленная на реализацию этапов формирования СКК студентов педагогического колледжа. Данный компонент характеризует педагогические условия формирования СКК, способы и этапы формирования социальнокоммуникативной компетентности.В процессе формирования СКК выделяется три этапа.1.Подготовительный.
2.Теоретикопрактический.
3.Обобщающий.На первом этапепроисходит развитие представления студентов об образе педагогического мира в социальном контексте, насыщение учебных дисциплин социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях. Успешность данного этапа определяется особенностями образовательных технологий, наиболее эффективными являются диалоговые технологии.Решающий персонаж учебного диалога –ученик. Задача учителя не только помочь ему сформулировать вопрос, но и осознать свою позицию в диалоге, свое отношение к изучаемым проблемам, т.е. помочь в развитии рефлексии ученика. Успех процесса обучения, где взаимодействуют личности учителя и учащихся, в значительной степени зависит от того, как, в какой форме осуществляется в нем такие значимые личностные процессы как коммуникация, взаимопонимание, рефлексия.Рефлексивный компенент развивается, по мнению И.М.Кунгуровой, Ю.В.Рындиной, за счет внедрения в образовательный процесс «Дневников личностного роста», «Портфолио саморазвития» [3].«Портфолио саморазвития» позволяет выявлять, отслеживать и анализировать шаги студентов на пути к формированию СКК.Таким образом, на первом этапе формирования СКК очень важно развитие рефлексии, эмпатии, осуществляемое через диалоговое обучение. На втором этапестуденты включаются в процесс социального проектирования.В настоящее время, с его радикально изменившимися экономикополитическими реалиями, проявившимся многообразием и часто противоречивостью индивидуальных и социальных потребностей, обязательно проецируются на сферу образования и на уровне государственной политики. Подтверждением тому является принятое в Министерстве образования Положение о всероссийской акции «Я –гражданин России». В Положении говорится о формировании новой системы образования и воспитания молодежи, ее переориентации на социализацию личности через участие в социально значимой деятельности, развитие способности к самостоятельному решению разнообразных жизненных трудностей и проблем. Одним из интенсивных методов включения юных российских граждан в общественную жизнь является, по мнению разработчиков из Министерства образования, социальное проектирование. Среди всевозможных организационных вопросов акции, что особенно важно (и собственно в организационном, и в научном плане), определяются критерии оценки проектов и методика работы команд над социально значимыми проектами.К критериям оценки проектов инициаторы относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты. При разработке учебных проектов на эти критерии можно ориентироваться и двигаться далее по линии их конкретизации.На третьемобобщающем этапе проявляются и анализируютсясоциальные качества студентов. На этом этапе студенты активно включаются в процесс самоуправления, реализуя полученные знания и умения. Процессуальныйкомпонент предполагаеттакже подбор определенных способовформирования СКК, наличие педагогических условий.1.Обогащение содержания профессиональной подготовки социальными знаниями, знаниями о педагогических коммуникациях на основе единства внеучебной и учебной деятельности.В содержание предметов психологопедагогического блока включаются знания о коммуникативной деятельности педагога, о роли профессии педагога в социуме. Кроме того, широко используются возможности внеучебной деятельности, в том числе самостоятельной работы студентов, направленной на создание образовательных продуктов, выявляющих социальную значимость педагогической деятельности.
2.Включение студентов всоциальное проектирование.На наш взгляд эффективность социального проектирования связана с групповой формой организации деятельности студентов. Социальное проектирование направлено на анализ и решениеактуальных для общества вопросов и проблем, а социальнообщественные проблемы, даже небольшие, как правило одним человеком не могут быть решены –толькогруппа (команда)способна внести позитивные изменения в существующую проблемную ситуацию. Методика работы групп (команд) включаетнескольких стадий, последовательно организуемых руководителем проекта:подготовительный этап работы над проектом;выбор проблемы;сбор информации;проектирование собственных вариантов решения проблем;реализация запланированных действий групп (команд);подготовительная работа к защите проекта;презентация проекта;рефлексия (анализ).Подготовке к защите как стадия работы над проектом демонстрирует существенное отличиепроектирования от иных, ставших привычными, форм образовательного процесса.3.Актуализация возможностей образовательной среды педагогического колледжа за счет развития студенческого самоуправления.Самоуправление развивает такие качества, которые способствуют проявлению самоорганизации человека –это инициативность, целеустремленность,настойчивость, решительность, способность к самоанализу, саморегуляции, самообладанию, самодисциплине, толерантность, умение прогнозировать и предвидеть. Целью самоуправления является процесс создания новых позитивных личностных качеств или качеств организации, в том числе формирование и утверждениепозитивного имиджа образовательного учреждения;преодоление отрицательных тенденций развития личности или организации. Последний результативнооценочный компонентвыявляет успешность реализации разработанноймодели, он определяет критерии,показатели и уровни сформированности СКК.Для выявления уровня сформированности социально –коммуникативной компетентности будущих педагогов использовалисьследующие критерии: мотивационноценностный (знание и эрудиция, коммуникативная культура и средства общения); содержательнорезультативный (прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации, управление коммуникативной ситуацией, речевая компетенция);рефлексивнооценочный (самоанализ своей деятельности, ориентировка на социального партнера). Таким образом, предлагаемая нами модель формирования СКК обучающихсяпедагогического колледжа построена на основе личностной ориентации образовательного процесса, на основе активизации и интенсификации деятельности субъектов образовательного процесса с направленностью на социальные качества. Разработанная модель представляет собой открытую, педагогически управляемую систему, все компоненты которой (целевой, содержательный, процессуальный и результативнооценочный) функционально и содержательно взаимосвязаны.
Ссылки на источники1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. –2003. –№ 5. –С.12–19. 2.Селевко Г.К. Воспитательные технологии. –М.: НИИ Школьных технологий, 2005. –320 с.3.КунгуроваИ. М., Рындина Ю. В. Педагогические средства развития рефлексивного компонента профессиональнотворческого саморазвития студентов // Концепт. –2013. –№ 04 (апрель). –ART 13080. –URL: http://ekoncept.ru/ 2013/13080.htm.
Vdovina Svetlana,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department ofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute",Ishimsav1157@mail.ruTsvetkovaAnastasiya,
UndergraduateofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ TrainingInstitute",Ishim
tsaa19@mail.ruFormation ofsocial andcommunicativecompetence of students ofTeachers CollegeAbstract. The articleis devoted tothe formationof social andcommunicativecompetence of students ofpedagogical collegeinthe implementation of neweducational standards.The authorsoffer apedagogicalmodel ofsocial andcommunicative competence, describe thesteps and toolsto implement it.Keywords:socialcompetence,communicative competence,social andcommunicative competence,pedagogical model,social engineering.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»