Государственная политика модернизации проблемных территорий в регионе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шептухина Л. И. Государственная политика модернизации проблемных территорий в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 7 (июль). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13148.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам государственной политики модернизации монопрофильных городских округов Самарской области. Систематизированы основные меры государственной поддержки проблемных территорий в регионе, рассмотрены особенности каждой группы мер.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шептухина Любовь Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара lishept@mail.ru

Государственная политика модернизации проблемных территорий в регионе

Аннотация.Статья посвящена актуальным вопросам государственной политики модернизации монопрофильных городских округов Самарской области. Систематизированы основные меры государственной поддержки проблемных территорий в регионе, рассмотрены особенности каждой группы мер.Ключевые слова:государственная политика, меры государственной поддержки, модернизация, монопрофильный город.

В период мирового финансового кризиса в полной мере проявились наиболее острые проблемы монопрофильных городских округов (моногородов) России, решение большинства из которых невозможно без участия государства. В последние 5 лет ряд авторов уделили особое внимание рассмотрению проблем управления социальноэкономическим развитием монопрофильных городов в рамках региональной среды их существования [1–6].На территории Самарской области расположено четыре городских округа, относящихся к категории монопрофильных: Тольятти, Чапаевск, Октябрьск и Похвистнево(табл.1). Таблица 1Монопрофильные города Самарской области

Название городаГрадообразующее предприятиеФункциональная ориентацияОсновные социальноэкономические проблемы ТольяттиОАО «АВТОВАЗ»крупнейший в России центр автомобилестроенияснижение потребительского спроса на автомобили, производимые ОАО «АВТОВАЗ»ЧапаевскОАО «Промсинтез»центр химической промышленности регионального значения (в прошлом –центр ВПК по производству химического оружия)снижение потребительского спроса на продукцию ведущего предприятия города ОАО «Промсинтез»ОктябрьскЗАО «АвтоПластИнжиниринг»малый по численности населения город, ориентированный на производство автокомпонентовпроблемы у поставщиков автокомпонентов, в т.ч. ЗАО «АвтоПластИнжиниринг»ПохвистневоОАО ЦДНГ2 «Самаранефтегаз» НК «Роснефть»малый по численности населения город, центр нефтедобычине связанное с кризисом, плановое снижение добычи нефти на местном подразделении НК «Роснефть» –ЦДНГ2

Все они, независимо от их экономического потенциала и состояния, являются опорными пунктами развития экономики региона. Именно в моногородах в 2009 годупроизводилось 37% его промышленной продукции(в докризисный период –46%);здесь проживает 33% городского населения области.Как следствие, монопрофильные города Самарской области заслуживают не упразднения, а поддержки со стороны государства, его повышенного внимания.В каждом монопрофильном городе региона существуют собственные проблемы, которыеобострились в условиях финансовоэкономического кризиса. В условиях кризиса наиболее стабильная ситуация сложилась в г.о. Похвистнево. Однако Похвистнево на 90% зависит от деятельности местного подразделения нефтяной компании «Роснефть», т.е. от предприятия сырьевой ориентации. Поэтому можно говорить о том, что в случае нового финансовоэкономического кризиса стабильность этого монопрофильного города пошатнётся.Анализируя текущую ситуацию в бизнессреде вышеперечисленных городов, необходимо отметить, что большинство проблем, обострившихся во время финансового кризиса, попрежнему не решаются. Так, в 2010 году был разработан комплексный инвестиционный план (КИП) городского округа Тольятти. Его целью было обеспечение устойчивого развития экономики, повышение уровня и качества жизни населения. Однако в настоящее время выявлено, что реализация некоторых инвестиционных проектов, входящих в комплексный инвестиционный план, идет очень слабо. Есть проекты, для которых до сих пор не найден инвестор, не выделены кредитные ресурсы, реализация некоторых из проектов приостановлена, поскольку они все еще находятся в ожидании выделения финансирования из федерального бюджета. В итоге в 2011–2012 годах наблюдалось общее снижение инвестиционной активности в городскомокруге [7]. Все это обусловило необходимость поиска дополнительных мер поддержки инвесторов на региональном уровне, органы управления которого, как известно, в Российской Федерации, наряду с федеральными органами власти, формируют государственный уровень управления. Очевидно, что для комплексного решения рассмотренных в таблице проблем каждого монопрофильного города необходимо разработать индивидуальную программу развития с учетом поддержки государства, поскольку единых рецептов нормализации ситуаций не существует. Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем этих территорий в регионе.Прежде всего, нужно отметить, что для обеспечения экономического роста и повышения качества жизни населения монопрофильных городов необходимо создать механизм консолидации усилий государства, бизнеса и общества, поскольку рассчитывать на федеральную помощь эти проблемные территории области смогут лишь при условии софинансирования проектов регионом, муниципалитетом, частным инвестором либо институтом развития. В настоящее время же между органами местного самоуправления, бизнесом и государственными органами нет сбалансированности по рассмотрению проектов и работе с инвесторами. Начать же следует с создания таких законодательныхмеханизмов, которые сделают территории этих городов привлекательными для бизнеса, выгодными для инвестиций и развития производства.Государственная политика модернизации проблемных территорий может опираться на 4 группы мер государственной поддержки, направленных на стабилизацию ситуациив монопрофильных городах региона.1. Поддержка модернизации и диверсификации градообразующих предприятий. 2. Создание альтернативных производств и привлечение инвесторов.3. Организационные меры.4. Повышение качества городской среды.1я группа мер государственной поддержки –это меры по поддержке модернизации и диверсификации градообразующих предприятий монопрофильных городов. К ним относятся:–государственные гарантии на реализацию проектов модернизации и диверсификации производства;–субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам на реализацию проектов модернизации и диверсификации производства;–налоговое стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности;–льготные условия поддержки со стороны банков с государственным участием.Данные меры направлены в первую очередь на повышение конкурентоспособности существующих производств и предоставление свободы выбора населению. При этом важно по мере возможности использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу. Поэтому наряду с диверсификацией экономики, надо развивать и традиционные отрасли производства. Согласно данному принципу на базе Тольятти, самого крупного монопрофильного города России, разработан проект технопарка «Жигулевская долина», объединяющий автомобильный, нефтехимический и аэрокосмический кластеры. Очень важна роль федеральных органов припредоставлении государственных гарантий на реализацию проектов модернизации производства. В этой связи в первую очередь необходимо обеспечить защиту капитальных вложений инвесторов. Кроме того, не менее важной мерой государственной поддержки будет являться предоставление государственных льготных кредитовна реализацию проектов модернизации путём субсидирования процентной ставки. В настоящее время данный вид государственной поддержки не всегда осуществляется эффективно, хотя является достаточно действенным (например, в части пополнения оборотных средств предприятия). В этой связи не менее важной мерой стало бы продление срока предоставления бюджетных кредитов монопрофильным городам Самарской области с трех до пятисеми лет. При этом предоставление налоговых преференций малому и среднему бизнесу в рамках инвестиционной и инновационной деятельности создает мощный стимул для развития новых производств на территории монопрофильных городов. Вышеназванные меры государственной поддержки позволят совершить плавный переход ко второй группе мер.2я группа мер государственной поддержки–создание альтернативных производств по приоритетным направлениям развития монопрофильных городов региона, а также обеспечить приток дополнительных инвестиций в их развитие. В свою очередь, вторая группа может включать следующие меры:–участие государства в создании благоприятных условий для инвесторов (подготовка инвестиционных площадок, создание инфраструктуры промышленных и технологических парков, создание особых экономических зон (ОЭЗ);–привлечение институтов развития (Инвестиционный фонд РФ, ВЭБ, ВТБ) к реализации инвестиционных и инновационных региональных проектов;–государственночастное партнерство (концессионные соглашения по реализации проектов создания/реконструкции социальной и производственной инфраструктуры, долевое участие в уставном капитале юридических лиц, др.);–поддержка предпринимательства (в т.ч. поддержка территориальнопроизводственных кластеров субъектов малого и среднего бизнеса).Особое внимание государства должно быть направлено на формирование инвестплощадок, создание инфраструктуры промышленных и технологических парков, а также особых экономических зон. К сожалению,в настоящее время создание ОЭЗ предусмотрено только в г.о. Тольятти. Возможно в будущем, оценив преимущества развития бизнеса в этом монопрофильном городе, государство примет решение создать особые зоны и на других проблемных территориях Самарской области.Государство может способствовать привлечению средств достаточно крупных институтов развития в целях реализации инвестиционных региональных проектов монопрофильных территорий. Как показывает практика, данная мера может послужить достаточно мощным внешнимимпульсом развития альтернативных производств. Возможно долевое участие государства в уставном капитале градообразующих предприятий на основе механизма государственночастного партнёрства, которое позволит сократить собственные издержки производства, позволяя тем самым погасить долги по зарплате, прочую кредиторскую задолженность и заниматься реализацией свернутых социальных программ. Также государство может оказать информационную, методическую и образовательную поддержку процессам активации и развития кластеров, что будет способствовать развитию предпринимательства и обеспечению занятости. Приток новых инвестиций, в свою очередь, может обеспечить улучшение имиджа монопрофильных городов региона и создание их брендов. Как известно, бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением чтото делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции. Помощь государства в данном случае может заключаться в стимулировании деятельности профессиональной команды кризисменеджеров, прибывшей со стороны, для разработки имиджа градообразующего предприятия, совершенствования его маркетинговой стратегии [8]. Третья группамер государственной поддержки–организационные меры, в том числе: –совершенствование нормативноправовой базы в части создания дополнительных стимулов экономической активности на местах (например, создание особых экономических зон регионального уровня; разработка целевых программ развития территорий);–решение вопроса о передаче неиспользуемых земель из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципалитета; –мероприятия по повышению мобильности трудовых ресурсов;–мероприятия по подготовке и переквалификации кадров. Среди организационных мер надо отметить такую важную меру, как совершенствование нормативноправовой базы в части создания дополнительных стимулов экономической активности в монопрофильных городах региона. Здесь важно заняться созданием нормативноправовой базы для разработки индивидуальных целевых программ каждого из четырёх монопрофильных городов, поскольку существовавшие до 2009 года областные целевые программы утратили силу в связи с сокращением возможностей областного бюджета. Вопрос об установлении упрощенного порядка предоставления земельных участков из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципалитета под строительство новых производств также является прерогативой государства и весьма важной организационной мерой поддержки монопрофильных городов области.Ментальность людей, которые много лет проработали на одном предприятии, иногда целыми династиями, как правило, не включает в себя такие качества как склонность к изменениям, желание попробовать себя в незнакомом деле. Поэтому государство, реализуя все вышеуказанные меры, будет косвенным образом содействовать и реализации мероприятий по повышению мобильности трудовых ресурсов, переподготовке кадров. К таким мероприятиям можно отнести не только повышение зарплаты, но также и возможность повышения квалификации, реальные перспективы профессионального и карьерного роста.4я группа мергосударственной поддержкинаправлена на повышение качества городской среды монопрофильных городов региона и включает:–стимулирование развития социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, спорт);–осуществление мероприятий по капитальному ремонту жилого фонда и ликвидации аварийного и ветхого жилья;–реконструкцию и модернизацию городских инженерных сетей, водозаборных и очистных сооружений, объектов теплои энергоснабжения;–реконструкцию и строительство дорожной сети;–реализацию мероприятий, направленных на внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ и городском хозяйстве.

Что касается 4ой группы мер государственной поддержки, то на первый план здесь выдвигается стимулирование развития социальной инфраструктуры. В этой связи оптимальным способом реализации данной меры станет формирование нового дизайна взаимодействия регионов и корпораций в социальном секторе монопрофильных городов, который подразумевает совмещение формальной и фактической ответственности, закрепление ее за государством. В этом случае возможно сохранение финансирования социальной инфраструктуры, в том числе путем привлечения межбюджетных трансфертов в бюджет Самарской области и монопрофильных городских округов, обеспечение социальной стабильности. В результате реализации данной меры произойдет снижение расходов предприятий монопрофильных городов в среднем на 15%, что весьма существенно в сложившихся условиях.Таким образом, проблемы монопрофильных городов Самарской области требуют не сиюминутного вмешательства государства, а являются стратегическим вопросом, подход к решению которого должен быть осуществлен не в виде краткосрочных мер экстренной поддержки, а в формате долгосрочной программы развития монопрофильных территорий.

Ссылки на источники1.ГончаровА.Ю. Модернизация экономической системы моногорода//Региональная экономика: теория и практика. –2011.–№ 16. –С. 58–60.2.ЖелнинаЕ.В. Ресурсы предприятий в решении социокультурных и экономических проблем моногорода // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Социальноэкономические науки». –2011. –Т. 11,№ 1. –С. 125–128.3.КиреевА.А. Города с градообразующими предприятиями в системе управления региона// Региональная экономика: теория и практика. –2010. –№ 33. –С. 33–38.4.КирпичниковВ.М. Прогноз основных показателей сценарных факторов развитияг.о. Тольятти до 2020 года// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». –2011.–№ 16. –С. 36–42.5.ШептухинаЛ.И. О мерах государственной поддержки монопрофильных территорий в Самарской области// Аналіз сучасних економічних процесів та інформаційні технології: міжнар.наук.практ. конф., 24–25 листоп. 2011 р. У 6 т. Т. 6. –Днiпропетровськ: Бiла К.О. –2011. –С. 104–108.6.ШептухинаЛ.И., Дорина О.В. Проблемы развития социальной инфраструктуры моногорода // Наука в iнформацiйному просторе: матерiали VIIIмiжнар. наук.практ. конф., 45жовт. 2012 р. У 7 т. Т. 7. –Днiпропетровськ: Бiла К. О. –С. 55–59.7.Долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности городского округа Тольятти на 2013–2015 годы» (утв. постановлением мэрии городского округа Тольятти от 28.12.2012 № 3755п/1, в ред. постановления мэрии от 07.05.2013 №1430п/1). –URL: http://dumatlt.ru/analytics/programma_goroda.php. 8.ШептухинаЛ.И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города // Мир современной науки. –2012. –№ 4 (13). –С. 76–83.

Sheptukhina Liubov,Candidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of the regional economy, state and municipal government Samara State University of Economics, Samara lishept@mail.ruState policy of modernization of problem territories in regionAbstract.Article is devoted to pressing questions of a state policy of modernization of monoprofile city districts of the Samara area. The basic measures of the state support of problem territories in region are systematized, features of each group of measures areconsidered.Keywords:a state policy, measures of the state support, modernization, monoprofile city.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»