Проблема самоидентификации студентов вуза
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондарчук
А.
И. Проблема самоидентификации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 7 (июль). – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13137.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы самоидентификации будущих педагогов, обусловленных вызовами современного постиндустриального общества. Рассмотрены проблема самоидентификации студентов, кризис идентичности личности.
Ключевые слова:
воспитание, культура, идентичность, национальное сознание, самоидентификация, студенты вуза
Текст статьи
Бондарчук Александр Иванович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии НИУ «Белгородский государственный университет», г. Белгородbai545@yandex.ru
Проблема самоидентификации студентов вуза
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы самоидентификации будущих педагогов, обусловленных вызовами современного постиндустриального общества. Рассмотрены проблема самоидентификации студентов, кризис идентичности личности.Ключевые слова: воспитание, идентичность, культура, национальное сознание, самоидентификация, студенты вуза.
В настоящее время Россия входит в мировое образовательное пространство. Современное образование требует от выпускника школы готовность к непрерывному образованию и саморазвитию. Существующая социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования: уменьшение роли формального образования и увеличенияроли образовательного окружения. Существующие реалии показывают, что возрастает роль информационных технологий и средств массмедиа, массмедийные институты становятся репликаторами новых форм образования. Возрастает роль сети Интернет, всебольшее развитие получает система дистанционного, открытого образования. Школа утрачивает свою монополию, учащийся оказывается сегодня вовлеченным в образование повсеместно. Из жизни он черпает информацию как быть успешным в современном обществе.Анализ проводимых социологических, педагогических, психологических исследований, публикаций в научных журналах показал, что с развитием рыночных отношений ведущим мотивом поведения многих граждан, и у молодежи в том числе, стало личное обогащение. Духовность отходит на второй план, уровень нравственности, особенно у молодежи не имеет позитивной направленности на благо общества, смысложизненные позиции расплывчаты, не хватает идеологического стержня, какой был в советское время. В настоящее время средняя школа не выполняет социальный заказ, сформулированный в «Законе об образовании». Для решения этой проблемы все институты воспитания –семья, школа, трудовые коллективы, гражданские общественные объединения должны активизировать работу, направленную на исправление допущенных просчетов в воспитании –особенно детей и молодежи. Это связано с тем, что реальная действительность предъявляет к молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, разнообразные, высокие и быстро изменяющиеся требования. Так, выпускник современной средней школы, за время обучения, должен получить подготовку к фактическому, реальному выполнению социальных ролей взрослого человека, к тому, чтобы брать эти роли на себя, выполнять их и нести полную ответственность за последствия. Зрелость человека наиболее полно проявляется в том, что и как он делает. Время окончания средней школы является дефакто началом самостоятельной жизни –это время принятия ответственных решений, которые определяют всю дальнейшую жизнь человека,как профессиональную, так и личную. В истории России имеется своя специфика, которая обусловлена, прежде всего, тем, что нашим предкам приходилось отстаивать право на свою жизнь в постоянной борьбе с окружающими государствами, которые отнюдь не были ангелами, как их пытаются сейчас представить. Поэтому проблема самоидентификации имеет наряду с общесоциальным, ярко выраженный национальный компонент. Следует помнить, что именно подрастающее поколение в ближайшем будущем станет определяющей силой в сбережении и дальнейшем развитии национальной культуры и государственности.Всякое национальное сознание –прежде всего восприятие своей истории. Любая народная культура способствует формированию устойчивого желания идентификации с другим человеком (самоидентификация) или социальной группой (социальная идентификация), принятию еецелей и системы ценностей, осознание себя членом группы или общности. В широком смысле понятие «самоидентификация» объединяет процесс, механизмы и результаты. При этом, однако, следует различать процессы формированиясамоидентификации, сформированные процессысамоидентификации и их результатыв самосознании и Яконцепции. Для обозначения результатов самоидентификации нередко используется термин «идентичность». Идентичность означает сознание тождественности самой себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Идентичность выполняет ряд функций: ориентировочную, структурную, целевую, экзистенциональную. Придает целостность, непрерывность, предназначенность личности. Обеспечивает ощущение подобия с одними и ощущение отличия от других, является результатом поведенческих паттернов личности. Идентичность обеспечивает процесс дифференциации и интеграции Я личности. Дифференциация –это определение границ целостности и независимости собственного Я. Интеграция Я –это объединение себя с другими, включение в социум.Если идентичность –состояние, то идентификация –процесс его формирования. Идентификация всегданепосредственно связана с другими индивидами, которые в течение короткого или длительного периода могут служить смысложизненными «образцами». Формирование идентичности, таким образом, всегда включает общественный и культурный аспекты. В более узком смысле самоидентификация означает процессы личностной идентификации, которые являются продуктом сознательных усилий личности, а не побочным продуктом стихийных процессов подражания, защитных механизмов или результатом внешнеговнушенияи воспитания. Индивидуальная идентичность свойственна одному человеку, но также характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на его изменения и развитие. В ней можно различить «личностную идентичность» и «Яидентичность». Если первая в основном совпадает с данным выше определением идентичности, то вторая означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Каким же образом личность сохраняет свою тождественность, несмотря на фундаментальные изменения? «Я» меняется, но всегда остаются его компоненты, сохраняющие прежнее качество. «Я» ассимилирует всевозможные изменяющие его влияния, однако его сердцевина («Яидентичность») остается постоянной. Значение этого конструкта проявляется, прежде всего, в психопатологии, когдаЯидентичность утрачивается, или меняется (например, расщепляется) или человек вынужден бороться за еесохранение.В своих работах психологи Эриксон и Де Левита выделяют следующие формы идентичности.1.Приписная. Она определяется условиями, которые отдельный человек не выбирает. Принадлежность к определенной расе, группе народонаселения, социальному слою, возрастной группе, мужскому или женскому полу ведет к тому, что под влиянием данных факторов и формируются элементы идентичности. Индивид врядли в состоянии противостоять этому воздействию. 2.Приобретенная.Она включает то, что достигнуто собственными усилиями. Сюда относятся как профессиональные признаки, так и свободно избранные связи и ориентации. Согласно Эриксону, в основе приобретенной идентичности лежит «овладение», которое он относит к фаллической фазе и делит на локомоцию, речь и фантазию. 3.Заимствованная.Под этим понимают выполнение ролей, которые усвоил индивид в ходе развития в результате стечения различных обстоятельств. Часто их заимствуют у какогото образца (референтная личность), нередко они обусловлены ожиданиями окружающих. Примерами могут служить роли «помощника», «кающегося», «лидера», «шута». Однако идентичность не сводится к выбранной или заимствованной роли. Хотя та или иная роль сильно влияет на идентификацию, основные составляющие идентичности (постоянство и непрерывность личности) из неене вытекают.Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно, начиная с раннегодетства, в течение всей жизни. Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но в соответствии с присущей ей потребностьюдуховного саморазвития. Человеку, чтобы применить общественный опыт, представленный в обобщенной форме, надо его сделать своим, применимым в конкретной жизненной ситуации. Именно этот факт необходимости освоения не запечатленных телесно и непосредственнодейственных отношений к другому человеку, эта дистанция между индивидоми общим опытом,который хранится в культурных формах, остро ставит перед человеком, пользующимся культурным опосредованием для жизни, проблему самоидентификации.Здесь необходимо уточнить, в каком аспекте эта проблема берется в контексте отношения индивида к культурному опыту. В данном случае самоидентификацией является приобретение индивидом способности присваивать культурный исторический опыт, делать его формой собственной жизнедеятельности. Дело в том, что решая задачу индивидуального и вместе с тем общительного присвоения опыта, человек превращает любые формы своей детерминации в самодетерминацию.И в этой самодетерминации всегда присутствует другой, так как знаково выраженный опыт получает значение только в общении с ним. Эта общительная природа освоения в культуре настолько существенна, что индивид уже внутри себя несет ориентацию на другого. С этой ориентацией связана способность людей –ставить цели во всеобщей форме, возможность которых хотя и обеспечивается механизмами культуры, но осуществляется каждым самостоятельно. В этом отношении культура и ориентация на другого, включающая его непредсказуемость и избыточность, тесно связаны. Человек внутренне открыт к другому, внутренне общителен –и поэтому обнаруживает и себя самого. Вот почему этот процесс является самоидентификацией [1]. Центральная задача периода взросления –поиск личностной идентичности, так как ожидания со стороны общества, а также физическая и психическая нестабильность, проблемы развития ставят молодых людей в нелегкое положение. В этот период согласовывать собственные переживания с переживаниями окружающих и приспособление к существующим общественным нормам молодым людям необыкновенно трудно. В данном случае речь идет о биологическом и нормативном кризисе, означающем наряду с нестабильностью мобилизацию значительных созидательных сил. В центре внимания и поисков идентичности стоят вопросы: «Каков я в идеале? Каков я в реальности? Как я выгляжу в глазах окружающих?» На них нельзя ответить, не ориентируясь на образцы в собственной семье и вне ее, которые именно в этот возрастной период начинают подвергаться сомнению, что в свою очередь, ведет к целому ряду конфликтов. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз.В период взросления формирование идентичности центральная проблема, а диффузия идентичности, т.е. распад и угроза еестановлению существенный кризисный фактор. Формированию идентичности предшествуют события, определяющие еездоровое развитие или объясняющие возможные нарушения этого психологически важногопроцесса. К важнейшим для этого возраста относятся следующие конфликты.
1.Диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность «Я» сформировать идентичность. Такие молодые люди не могут выработать свои ценности, цели и идеалы. Сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение. Они избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение. 2.Диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся двояким возрастом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым, как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх и желание смерти. 3.Застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности. Подросткилибо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. Предвестники этого нарушения часто заметны уже в школьном возрасте. Отрицательная идентичностьпроявляется, прежде всего, в отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы, национальность и т.д.). Частодело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Более утонченная форма –выбор отрицательной идентичности, т.е. ориентация на образцы роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подросткакак нежелательные или опасные[2].Эти вкратце рассмотренные источники конфликтов в крайних случаях чреваты психическими заболеваниями, однако обычно речь идет лишь о переходных стадиях в рамках процесса взросления. В тоже время можно, однако, считать установленным, что в процессе формирования личностной идентичности неблагоприятная Яконцепция, которая возникла, приводит в дальнейшем к разного рода нарушениям в поведении. Проведенные психологические исследования показывают следующие воздействия неблагоприятной Яконцепции на человека. 1.Снижение самоуваженияи часто как следствие –социальная деградация, агрессивность и преступность. 2.Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3.Глубокие изменения восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом осознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя не способными к ним. По мере взросления появляются более реалистичная оценка собственной личности, и возрастает независимость от мнения родителей и педагогов. Трудность положительной самооценки и, как следствие, боязнь эгоизма, которого стыдятся и в который, тем не менее, впадают, –это проявления той же неуверенности в себе, кризиса идентичности как невозможности отыскать устойчивый образ себя, невозможность отыскать основания для устойчивости. Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Социальный опыт усваивается личностью и осуществляется через посредство его «внутреннего мира» (интериоризация), в котором выражается отношение индивида к тому, что делается с ним и что он делает сам. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире –в многообразной деятельности направленной на преобразование окружающей его действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая своеместо в жизни и положение (самопроекция –выведение наружу, результат –проекция, внешний образ). Одинаковые жизненные обстоятельства могут порождать разные жизненные позиции, выявлять различные формы активности. Неудовлетворительная оценка может глубоко огорчить одного студента, вызвав настойчивое желание исправить еекак можно скорее, оставить равнодушным другого, вызвать насмешливое отношение у третьего, который начал подрабатывать, и давно махнул рукой на обучение. Отсюда видно, что все внешние воздействия на индивида оказываются преломленными системой социально обусловленных связей и совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем его личностью. Таким образом, личность –это, прежде всего конкретный человек со всеми своими достоинствами и недостатками, со слабыми и сильными сторонами, которые порождены его участием в жизни общества, воспитанием и обучением. Поэтому задачей идентификации является перевод социальной ситуации развития личностив педагогическую.Для анализа самооценки идентичности личности мы учитывали то, что самооценка –это эмоциональнооценочная составная часть Яконцепции, отражает отношение к себе и своей деятельности, степень самоуважения, ощущение собственной ценности. Условиемразвития самооценки является общение с окружающими, собственная деятельность человека, сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своего труда, путем сравнения себя с другими, самооценка идентичности носит субъективный характер, выражает степень реальных и идеальных желаний. Во время обработки результатов исследования, самооценку идентичности личности мы рассматривали как адекватную, нестойкую, заниженную, завышенную. Адекватная самооценка –реалистичное представление своих позитивов и негативов, постановка реальных задач, непринужденное поведение, удовлетворение собой и окружающими. Неадекватная самооценка –это занижение критичности по отношению к собственным действиям. Согласно методики М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» самооценка считается адекватной, когда соотношение позитивных и негативных качеств составляет приблизительно 70% к 30%. Завышенной считается самооценка, когда количество позитивных качеств по отношению к негативным составляет приблизительно 90%, человек отмечает, что у него нет недостатков или число их составляет около 15%. Самооценка является неустойчивой, если количество позитивных качеств по отношению к негативным составляет приблизительно 50%.С целью определения актуальных уровней сформированности самоидентификации у студентов вуза нами была проведена диагностика с помощью методики М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?». В исследовании принимали участие 22 студентов1курса педагогического факультета. Качественный анализ результатов проводился на основе сопоставления ответов респондентов с теоретическими и практическими положениями. По результатам анкетирования подсчитывалось общее количество баллов (по 100 бальной шкале). Обобщающие результаты диагностики приведены в таблице (табл. 1).Таблица 1Обобщающие результаты диагностики
УровниКоличество, человек% от выборкиАдекватный418Нестойкий836Заниженный418Завышенный627
Анализ полученных данных дал возможность сделать вывод о том, что наиболее представленным в данной выборке является уровень развития самоидентификации студентов: адекватный 4 человека, 18%; нестойкий 8 человек, 36%; заниженный 4 человек, 18%; завышенный 6человек, 27%.Таким образом, для респондентов данной выборки актуальным является задача формирования адекватного уровня самоидентификации. Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной работы со студентами, направленной на осмысление и анализа ими смысла и ценности самоидентификации, собственных действий по ееформированию и дальнейшему позитивному развитию.
Ссылки на источники1.Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. –М.: Академический проект, 2007. –479 с.
2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: Теории, упражнения, эксперименты. –СПб.: ПраймЕврознак, 2006. –608 с.
Bondarchuk Alexander, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of preschool pedagogies and psychology scientifically research university of the Belgorod state university, Belgorodbai545@yandex.ru
Problem of selfidentification of students of high schoolAbstract. In article problems of selfidentification of the future teachers caused by calls of a modern postindustrial society are considered. The problem of selfidentification of students, crisis of identity of the person are considered.Keywords: education, identity, culture, national consciousness, selfidentification, students of high school.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Проблема самоидентификации студентов вуза
Аннотация.В статье рассматриваются проблемы самоидентификации будущих педагогов, обусловленных вызовами современного постиндустриального общества. Рассмотрены проблема самоидентификации студентов, кризис идентичности личности.Ключевые слова: воспитание, идентичность, культура, национальное сознание, самоидентификация, студенты вуза.
В настоящее время Россия входит в мировое образовательное пространство. Современное образование требует от выпускника школы готовность к непрерывному образованию и саморазвитию. Существующая социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования: уменьшение роли формального образования и увеличенияроли образовательного окружения. Существующие реалии показывают, что возрастает роль информационных технологий и средств массмедиа, массмедийные институты становятся репликаторами новых форм образования. Возрастает роль сети Интернет, всебольшее развитие получает система дистанционного, открытого образования. Школа утрачивает свою монополию, учащийся оказывается сегодня вовлеченным в образование повсеместно. Из жизни он черпает информацию как быть успешным в современном обществе.Анализ проводимых социологических, педагогических, психологических исследований, публикаций в научных журналах показал, что с развитием рыночных отношений ведущим мотивом поведения многих граждан, и у молодежи в том числе, стало личное обогащение. Духовность отходит на второй план, уровень нравственности, особенно у молодежи не имеет позитивной направленности на благо общества, смысложизненные позиции расплывчаты, не хватает идеологического стержня, какой был в советское время. В настоящее время средняя школа не выполняет социальный заказ, сформулированный в «Законе об образовании». Для решения этой проблемы все институты воспитания –семья, школа, трудовые коллективы, гражданские общественные объединения должны активизировать работу, направленную на исправление допущенных просчетов в воспитании –особенно детей и молодежи. Это связано с тем, что реальная действительность предъявляет к молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, разнообразные, высокие и быстро изменяющиеся требования. Так, выпускник современной средней школы, за время обучения, должен получить подготовку к фактическому, реальному выполнению социальных ролей взрослого человека, к тому, чтобы брать эти роли на себя, выполнять их и нести полную ответственность за последствия. Зрелость человека наиболее полно проявляется в том, что и как он делает. Время окончания средней школы является дефакто началом самостоятельной жизни –это время принятия ответственных решений, которые определяют всю дальнейшую жизнь человека,как профессиональную, так и личную. В истории России имеется своя специфика, которая обусловлена, прежде всего, тем, что нашим предкам приходилось отстаивать право на свою жизнь в постоянной борьбе с окружающими государствами, которые отнюдь не были ангелами, как их пытаются сейчас представить. Поэтому проблема самоидентификации имеет наряду с общесоциальным, ярко выраженный национальный компонент. Следует помнить, что именно подрастающее поколение в ближайшем будущем станет определяющей силой в сбережении и дальнейшем развитии национальной культуры и государственности.Всякое национальное сознание –прежде всего восприятие своей истории. Любая народная культура способствует формированию устойчивого желания идентификации с другим человеком (самоидентификация) или социальной группой (социальная идентификация), принятию еецелей и системы ценностей, осознание себя членом группы или общности. В широком смысле понятие «самоидентификация» объединяет процесс, механизмы и результаты. При этом, однако, следует различать процессы формированиясамоидентификации, сформированные процессысамоидентификации и их результатыв самосознании и Яконцепции. Для обозначения результатов самоидентификации нередко используется термин «идентичность». Идентичность означает сознание тождественности самой себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Идентичность выполняет ряд функций: ориентировочную, структурную, целевую, экзистенциональную. Придает целостность, непрерывность, предназначенность личности. Обеспечивает ощущение подобия с одними и ощущение отличия от других, является результатом поведенческих паттернов личности. Идентичность обеспечивает процесс дифференциации и интеграции Я личности. Дифференциация –это определение границ целостности и независимости собственного Я. Интеграция Я –это объединение себя с другими, включение в социум.Если идентичность –состояние, то идентификация –процесс его формирования. Идентификация всегданепосредственно связана с другими индивидами, которые в течение короткого или длительного периода могут служить смысложизненными «образцами». Формирование идентичности, таким образом, всегда включает общественный и культурный аспекты. В более узком смысле самоидентификация означает процессы личностной идентификации, которые являются продуктом сознательных усилий личности, а не побочным продуктом стихийных процессов подражания, защитных механизмов или результатом внешнеговнушенияи воспитания. Индивидуальная идентичность свойственна одному человеку, но также характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на его изменения и развитие. В ней можно различить «личностную идентичность» и «Яидентичность». Если первая в основном совпадает с данным выше определением идентичности, то вторая означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Каким же образом личность сохраняет свою тождественность, несмотря на фундаментальные изменения? «Я» меняется, но всегда остаются его компоненты, сохраняющие прежнее качество. «Я» ассимилирует всевозможные изменяющие его влияния, однако его сердцевина («Яидентичность») остается постоянной. Значение этого конструкта проявляется, прежде всего, в психопатологии, когдаЯидентичность утрачивается, или меняется (например, расщепляется) или человек вынужден бороться за еесохранение.В своих работах психологи Эриксон и Де Левита выделяют следующие формы идентичности.1.Приписная. Она определяется условиями, которые отдельный человек не выбирает. Принадлежность к определенной расе, группе народонаселения, социальному слою, возрастной группе, мужскому или женскому полу ведет к тому, что под влиянием данных факторов и формируются элементы идентичности. Индивид врядли в состоянии противостоять этому воздействию. 2.Приобретенная.Она включает то, что достигнуто собственными усилиями. Сюда относятся как профессиональные признаки, так и свободно избранные связи и ориентации. Согласно Эриксону, в основе приобретенной идентичности лежит «овладение», которое он относит к фаллической фазе и делит на локомоцию, речь и фантазию. 3.Заимствованная.Под этим понимают выполнение ролей, которые усвоил индивид в ходе развития в результате стечения различных обстоятельств. Часто их заимствуют у какогото образца (референтная личность), нередко они обусловлены ожиданиями окружающих. Примерами могут служить роли «помощника», «кающегося», «лидера», «шута». Однако идентичность не сводится к выбранной или заимствованной роли. Хотя та или иная роль сильно влияет на идентификацию, основные составляющие идентичности (постоянство и непрерывность личности) из неене вытекают.Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно, начиная с раннегодетства, в течение всей жизни. Личность развивается не только в соответствии с внешними условиями, влиянием среды, но в соответствии с присущей ей потребностьюдуховного саморазвития. Человеку, чтобы применить общественный опыт, представленный в обобщенной форме, надо его сделать своим, применимым в конкретной жизненной ситуации. Именно этот факт необходимости освоения не запечатленных телесно и непосредственнодейственных отношений к другому человеку, эта дистанция между индивидоми общим опытом,который хранится в культурных формах, остро ставит перед человеком, пользующимся культурным опосредованием для жизни, проблему самоидентификации.Здесь необходимо уточнить, в каком аспекте эта проблема берется в контексте отношения индивида к культурному опыту. В данном случае самоидентификацией является приобретение индивидом способности присваивать культурный исторический опыт, делать его формой собственной жизнедеятельности. Дело в том, что решая задачу индивидуального и вместе с тем общительного присвоения опыта, человек превращает любые формы своей детерминации в самодетерминацию.И в этой самодетерминации всегда присутствует другой, так как знаково выраженный опыт получает значение только в общении с ним. Эта общительная природа освоения в культуре настолько существенна, что индивид уже внутри себя несет ориентацию на другого. С этой ориентацией связана способность людей –ставить цели во всеобщей форме, возможность которых хотя и обеспечивается механизмами культуры, но осуществляется каждым самостоятельно. В этом отношении культура и ориентация на другого, включающая его непредсказуемость и избыточность, тесно связаны. Человек внутренне открыт к другому, внутренне общителен –и поэтому обнаруживает и себя самого. Вот почему этот процесс является самоидентификацией [1]. Центральная задача периода взросления –поиск личностной идентичности, так как ожидания со стороны общества, а также физическая и психическая нестабильность, проблемы развития ставят молодых людей в нелегкое положение. В этот период согласовывать собственные переживания с переживаниями окружающих и приспособление к существующим общественным нормам молодым людям необыкновенно трудно. В данном случае речь идет о биологическом и нормативном кризисе, означающем наряду с нестабильностью мобилизацию значительных созидательных сил. В центре внимания и поисков идентичности стоят вопросы: «Каков я в идеале? Каков я в реальности? Как я выгляжу в глазах окружающих?» На них нельзя ответить, не ориентируясь на образцы в собственной семье и вне ее, которые именно в этот возрастной период начинают подвергаться сомнению, что в свою очередь, ведет к целому ряду конфликтов. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз.В период взросления формирование идентичности центральная проблема, а диффузия идентичности, т.е. распад и угроза еестановлению существенный кризисный фактор. Формированию идентичности предшествуют события, определяющие еездоровое развитие или объясняющие возможные нарушения этого психологически важногопроцесса. К важнейшим для этого возраста относятся следующие конфликты.
1.Диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность «Я» сформировать идентичность. Такие молодые люди не могут выработать свои ценности, цели и идеалы. Сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение. Они избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение. 2.Диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся двояким возрастом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым, как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх и желание смерти. 3.Застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности. Подросткилибо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. Предвестники этого нарушения часто заметны уже в школьном возрасте. Отрицательная идентичностьпроявляется, прежде всего, в отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные, полоролевые стереотипы, национальность и т.д.). Частодело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Более утонченная форма –выбор отрицательной идентичности, т.е. ориентация на образцы роли или свойства, которые демонстрировались в ходе развития подросткакак нежелательные или опасные[2].Эти вкратце рассмотренные источники конфликтов в крайних случаях чреваты психическими заболеваниями, однако обычно речь идет лишь о переходных стадиях в рамках процесса взросления. В тоже время можно, однако, считать установленным, что в процессе формирования личностной идентичности неблагоприятная Яконцепция, которая возникла, приводит в дальнейшем к разного рода нарушениям в поведении. Проведенные психологические исследования показывают следующие воздействия неблагоприятной Яконцепции на человека. 1.Снижение самоуваженияи часто как следствие –социальная деградация, агрессивность и преступность. 2.Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия. 3.Глубокие изменения восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом осознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя не способными к ним. По мере взросления появляются более реалистичная оценка собственной личности, и возрастает независимость от мнения родителей и педагогов. Трудность положительной самооценки и, как следствие, боязнь эгоизма, которого стыдятся и в который, тем не менее, впадают, –это проявления той же неуверенности в себе, кризиса идентичности как невозможности отыскать устойчивый образ себя, невозможность отыскать основания для устойчивости. Однако было бы неправильно трактовать личность лишь в качестве пассивного продукта социальной среды и не видеть в личности активного деятеля. Социальный опыт усваивается личностью и осуществляется через посредство его «внутреннего мира» (интериоризация), в котором выражается отношение индивида к тому, что делается с ним и что он делает сам. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установках и способах действия, шире –в многообразной деятельности направленной на преобразование окружающей его действительности. Активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая своеместо в жизни и положение (самопроекция –выведение наружу, результат –проекция, внешний образ). Одинаковые жизненные обстоятельства могут порождать разные жизненные позиции, выявлять различные формы активности. Неудовлетворительная оценка может глубоко огорчить одного студента, вызвав настойчивое желание исправить еекак можно скорее, оставить равнодушным другого, вызвать насмешливое отношение у третьего, который начал подрабатывать, и давно махнул рукой на обучение. Отсюда видно, что все внешние воздействия на индивида оказываются преломленными системой социально обусловленных связей и совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем его личностью. Таким образом, личность –это, прежде всего конкретный человек со всеми своими достоинствами и недостатками, со слабыми и сильными сторонами, которые порождены его участием в жизни общества, воспитанием и обучением. Поэтому задачей идентификации является перевод социальной ситуации развития личностив педагогическую.Для анализа самооценки идентичности личности мы учитывали то, что самооценка –это эмоциональнооценочная составная часть Яконцепции, отражает отношение к себе и своей деятельности, степень самоуважения, ощущение собственной ценности. Условиемразвития самооценки является общение с окружающими, собственная деятельность человека, сопоставление уровня своих притязаний с объективными результатами своего труда, путем сравнения себя с другими, самооценка идентичности носит субъективный характер, выражает степень реальных и идеальных желаний. Во время обработки результатов исследования, самооценку идентичности личности мы рассматривали как адекватную, нестойкую, заниженную, завышенную. Адекватная самооценка –реалистичное представление своих позитивов и негативов, постановка реальных задач, непринужденное поведение, удовлетворение собой и окружающими. Неадекватная самооценка –это занижение критичности по отношению к собственным действиям. Согласно методики М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» самооценка считается адекватной, когда соотношение позитивных и негативных качеств составляет приблизительно 70% к 30%. Завышенной считается самооценка, когда количество позитивных качеств по отношению к негативным составляет приблизительно 90%, человек отмечает, что у него нет недостатков или число их составляет около 15%. Самооценка является неустойчивой, если количество позитивных качеств по отношению к негативным составляет приблизительно 50%.С целью определения актуальных уровней сформированности самоидентификации у студентов вуза нами была проведена диагностика с помощью методики М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?». В исследовании принимали участие 22 студентов1курса педагогического факультета. Качественный анализ результатов проводился на основе сопоставления ответов респондентов с теоретическими и практическими положениями. По результатам анкетирования подсчитывалось общее количество баллов (по 100 бальной шкале). Обобщающие результаты диагностики приведены в таблице (табл. 1).Таблица 1Обобщающие результаты диагностики
УровниКоличество, человек% от выборкиАдекватный418Нестойкий836Заниженный418Завышенный627
Анализ полученных данных дал возможность сделать вывод о том, что наиболее представленным в данной выборке является уровень развития самоидентификации студентов: адекватный 4 человека, 18%; нестойкий 8 человек, 36%; заниженный 4 человек, 18%; завышенный 6человек, 27%.Таким образом, для респондентов данной выборки актуальным является задача формирования адекватного уровня самоидентификации. Полученные данные подтверждают необходимость целенаправленной работы со студентами, направленной на осмысление и анализа ими смысла и ценности самоидентификации, собственных действий по ееформированию и дальнейшему позитивному развитию.
Ссылки на источники1.Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. –М.: Академический проект, 2007. –479 с.
2.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: Теории, упражнения, эксперименты. –СПб.: ПраймЕврознак, 2006. –608 с.
Bondarchuk Alexander, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of chair of preschool pedagogies and psychology scientifically research university of the Belgorod state university, Belgorodbai545@yandex.ru
Problem of selfidentification of students of high schoolAbstract. In article problems of selfidentification of the future teachers caused by calls of a modern postindustrial society are considered. The problem of selfidentification of students, crisis of identity of the person are considered.Keywords: education, identity, culture, national consciousness, selfidentification, students of high school.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»