Использование игровых форм организации учебной деятельности при обучении математике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Устьянцева В. Н. Использование игровых форм организации учебной деятельности при обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13223.htm.
Аннотация. В статье представлены апробированные на практике разработки игровых форм при обучении математике, которые могут быть использованы на любом этапе урока.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Устьянцева Василиса Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г.Волгоградbaculek@rambler.ru

Использование игровых форм организации учебнойдеятельности при обучении математике

Аннотация. В статье представлены апробированные на практике разработки игровых форм при обучении математике, которые могут быть использованы на любом этапе урока.Ключевые слова: игровые формы при обучении математике,производная показательной и логарифмической функции, сюжетные текстовые задачи, содержащие в условии таблицу.

В современном мире, когда ориентация ценностей не в пользу образования, мотивация учащихся к учебной деятельности становится одной из главных и сложных задач учителя. Тем более обостряется ситуация на уроках математики, школьном предмете, который характеризуется высоким уровнем абстракции и не всегда явным прикладным значением. Поэтому учителям математики необходимо, прежде всего, заинтересовать учащихся, стимулировать их к учебной деятельности с помощью различных форм, средств обучения. В педагогике считается ценным методом стимулирования интереса к учению метод использования различных игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы как готовые игры, так и игровые оболочки готового учебного материала. Уроки математики не должны стать исключениями, даже в основной и старшей школе можнообучаться играя. Рассмотрим возможные варианты использования игровых форм на уроках математики с различными целями.Особый интерес для нас представляют короткие игры:предметные, сюжетноролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерамиподобных задач выступает усвоение какоголибо конкретного правила, отработка навыка, контроль над усвоением и пр. [1, с. 190].При этом форма учебной деятельности учащихся может быть парной, групповой коллективной и индивидуальнообособленной. Приведем пример индивидуальной работы по математике, в результате которой учащиеся получают рисунок, причем задания составлены так, что невозможно заранее этот рисунок угадать. Координаты намеренно подобраны разнообразные, дается четыре различных ответа, среди которых только один верный. Если у учащихся возникнет желание просто изобразить все координаты, которые даны в задании а их 32, то никакого рисунка не получится и тем более невозможно будет угадать среди стихийного изображения рисунок из восьмиклеток. Как правило, производная показательной и логарифмической функций изучается зимой, есть возможность попасть на международный праздник 14 февраля, который называют днем всех влюбленных, символ этого праздника и был нами зашифрован в рисунке. Если же УМК,используемый в учебном заведении,предусматривает другую последовательность изучения, то получить сердечко» в результате работы всегда приятно, с воспитательной точки зрения, педагог может позиционировать эту работу как послание для своих учеников.Для того чтобы учащиеся были заинтересованы не только получить рисунок, но и в скорости и верности выполнения упражнения, можно предложить соревнования, первые три учащихся получают положительные отметки, если у них все сложилось верно.Варианты ответов не всегда содержат прямой ответ, иногда в ответе необходимо провести преобразования, чтобы получить один из предлагаемых ответов, как правило, это возведение в степень или использование свойств степени.

Индивидуальная работапо теме Производная показательной и логарифмической функций».Цель–контроль усвоения правила нахождения производных показательной и логарифмической функций.Игровая форма: с помощью верных ответов задач составить рисунок.Задание. Решив задачу, выберитеверный ответ, которому соответствует пара координат, заштрихуйте, как указано на рисунке, клетку с соответствующими координатами. В результате получите рисунок.











Рис. 1. Поле для составления рисункаРешите задачи.1)

? а , координата(2;2); б , координата (6;1); в, координата(1;2); г , координата(2; 6); 2) ?а , координата(6; 4);б ,координата(3; 7); в, координата(5; 10);г , координата(1; 3); 3) ?а) ,координата(6; 4); б) ,координата(4; 5); в), координата(4; 6); г), координата(6; 1); 4)

?а), координата(7; 10);

б),координата(5; 4); в), координата(5; 5); г), координата(3; 5); 5)

?а), координата(3; 4); б),координата(2; 3); в), координата(1; 9); г), координата(8; 6); 6) ?а), координата(9; 4); б),координата(9; 2); у

10







9







8







7







6







5







4







3







2







1







012345678910х(10;10)в), координата(6; 6); г), координата(9; 9); 7)

?а), координата(2; 7); б),координата(4; 3); в), координата(4; 10); г), координата(10; 4); 8)

?а), координата(5; 7);б),координата(7; 5); в), координата(10;1); г), координата(5; 10).

Верные ответы: 1г, 2б, 3в, 4б, 5а, 6в, 7б, 8а.











Рис. 2 Образец рисунка

Заметим, что варианты ответов подобраны из типичных ошибок учащихся. Апробировав представленную работу на 76 учащихся 11 класса в ГКОУ Волгоградский лицей», получили интересные результаты. Полностью справились с работой и получили верный рисунок всего два человека, то есть 2% от всей группы участников. 7%учащихся вообще не справились с задачей по причине плохих знаний по теме производная показательной и логарифмической функций». Остальные 90% сделали типичную ошибку или затруднились в преобразовании найденного выражения –производной, что скорее говорит не только о недостаточныхзнаниях производной, но и о невнимательности и не достаточно прочных умениях выполнять преобразования логарифмических и показательных выражений. Однако проведенная работа имела положительное влияние на учащихся, многие были заинтересованы тем, что работа нестандартная, им хотелось получить результат –рисунок. Многие были озадачены тем, что производную нашли по правилу, а такого ответа не обнаружили в предложенных, это способствовало поиску причины такого несовпадения. Поэтому после того, как все сдали свои результаты, учащиеся захотели немедленно узнать верные ответы, коллективно они были найдены и все причины затруднений разобраны.Еще одним приемом использования игровых форм на уроке может быть использование сюжетных задач с исторической фабулой. Форма работы групповая или парная. Группы могут работать в качестве статистов или архивариусов, восстанавливающих данные. Каждая группа получает задание, работа выполняется на качеу

10







9







8







7







6







5







4







3







2







1







012345678910х(10;10)ство и скорость. Особенность сюжетных задач в том, что в формулировке задачи содержится таблица данных, и все данные реальные. Учащимся необходимо восстановить данные всей таблицы. Приведем пример таких задач с исторической фабулой г.Волгограда,конкретно по данным Сталинградской битвы [2].Задача 1.Заполните таблицу табл.1)1.Таблица 1Потери личного состава ЮгоВосточного и Сталинградского

(2го формирования)фронтов

Виды потерьОфицерыСержантыСолдатыВсегоБезвозвратные потериУбито и умерло на этапах санитарной эвакуацииКоличество619412505?66331% к потерям?19,4419,16?Небоевые потериКоличество????% к потерям????Пропало без вести, попало в пленКоличество?20259??% к потерям30,05?30,30?Санитарные потериРанено, контужено, обожженоКоличество?29092??% к потерям44,46?43,62?ЗаболелоКоличество??765110077% к потерям?2,19??ОбмороженоКоличество????% к потерям0,04?0,170,14Всего потерьКоличество29721?248553342600

Задача 2.Заполните таблицу табл.2).Задача 3. Заполните таблицу табл.3). О колоссальной работе тыла в Сталинградской битве можно судить по данным из таблицы.Таблица 2Потери личного состава Волжской флотилии

Виды потерьОфицерыСтаршины, сержантыМатросы, солдатыВсегоБезвозвратные потериУбито и умерло на этапах санитарной эвакуацииКоличество?65??% к потерям31,16??28,60Пропало без вести, попало в пленКоличество????% к потерям????Небоевые потериКоличество21???% к потерям?27,15?20,82Санитарные потериРанено, контужено, обожженоКоличество?77??% к потерям39,13??34,07ЗаболелоКоличество12?5% к потерям????Всего потерьКоличество138221?951

1Здесь и далее данные публикуются по: Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. Под общ. ред. Г.Ф.Кривошеева. М.: Воен. издво, 1993.Таблица 3

Работа тыла в Сталинградской битве

Работа тылаРаненыхтыс.)Больных тыс.)Оказана медицинская помощьА. На 15 меньше, чем сумма всех остальных чисел таблицы А–К)Б.На 22 больше, чем ДЭвакуировано за пределы фронтовВ. 35Г.64,3%от ВВозвращено в частиД.Больше В на 39Е.Относится как 1:1 с ВНаправлено в команды выздоравливающих, для отдыха в санаторииЖ.В 4 раза меньше,чем БЗ.Составляет 28,9% от ГПродовольствиеЗавезено централизованно и заготовлено из местных средств тыс. т)Израсходовано тыс. т)И.К.180, что составляет % от И

Предложив такие задачи учащимся, мы были приятно удивлены тем, что учащиеся обычно не проявляющие интереса к математике были активны, заинтересованы, работали до получения результата. Если же им не хватало знаний, то задавали вопросы учащимся, которые, по их мнению, должны были это знать. Все учащиеся справились с работой, проанализировали результаты с точки зрения жизненной ситуации, осознали какие колоссальные потери несли наши бойцы, какую немыслимую работу вели труженики тыла во время Сталинградской битвы. Таким образом, использование игровых форм организации учебной деятельности при обучении математике способствует не только лучшему усвоению математического материала, но и мотивации изучения математики.

Ссылки на источники1.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. –М.: Академия, 2000. –512 с.2.Устьянцева В.Н. Сталинградская битва в текстовых задачах: сборник задач по математике. –Волгоград: Царицын, 2012. –48 с.

Ustiantceva Vasilisa,candidate of Pedagogic Sciences, Аssociate Professor at the chair of theory and methods of teaching mathematics and computer science, Volgograd State Social and Pedagogical University, VolgogradThe usage of the game forms of educational activity organization in mathematical trainingAbstract. The author presents the approved game forms materials, which can be used in the mathematical educational process. Keywords: game forms of teaching mathematics, derivative of exponential and logarithmic functions, story word problems containing the condition table.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала Концепт»