Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жарова
А.
В.,
Колоскова
Т.
П. Роль центра социально-психологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 11 (ноябрь). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13222.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию работы центра социально-психологической помощи. Необходимость формирования здоровьесберегающего поведения студентов актуализирует поиск и внедрение новых технологий мотивации их на здоровый образ жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, здоровье студентов, социально-психологическая помощь
Похожие статьи
Текст статьи
Жарова Алла Викторовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной работы и социологии,ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г.Красноярскalzharova@yandex.ru
Колоскова Татьяна Петровна,кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Институт медицинских проблем Севера СО РАМН», г. Красноярскleekolos@mail.ru
Роль центра социальнопсихологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе
Аннотация.Статья посвящена описанию работы центра социальнопсихологической помощи.Необходимость формирования здоровьесберегающего поведения студентов актуализирует поиск и внедрение новых технологий мотивации их на здоровый образ жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении.Ключевые слова:здоровье студентов, социальнопсихологическая помощь, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач в области демографической политики и политики народосбережения провозглашено совершенствование охраны здоровья населения средствами профилактики заболеваний, пропаганды и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения Российской Федерации. Достижение истинного здоровья на физическом, психоэмоциональном, духовном уровнях затрагивает разного рода потребности человека от первичных (в двигательной активности) до потребностей высшего порядка (в самопознании, самоактуализации). Особенность места потребностей в процессе мотивации оздоровительной деятельности состоит в том, что они становятся тогда регулятором и побудителем поведения, когда человек осознает потребность в здоровье. Поэтому так важно управлять процессом формирования ЗОЖ. Необходимо, чтобы поведение человека приобрело социальноактивную направленность на сохранение здоровья. Поэтому проблему формирования ЗОЖ в целом можно рассматривать как проблему развития потребности в здоровье, формирования самосохранительного поведения на основе мотивации.В последние десятилетия сохраняется актуальность изучения вопросов здоровья подростков и молодежи в учебных заведениях [1]. Студенческие годы –это очень сложный этап в жизни человека, когда окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируются потребности, мотивации и личность студента, что отражается на всей дальнейшей жизни. Интенсификация учебного процесса в вузах протекает на фоне негативных тенденций показателей здоровья студентов: их физического развития, функционального состояния органов, психического и репродуктивного здоровья [2]. Высшая школа заинтересована в сохранении, укреплении здоровья студентов и тем самым в предотвращении отчисления студентовиз вуза, уходов в академический отпуск и в повышении эффективности обучения и качества знаний. Все это свидетельствует о необходимости формирования ЗОЖ будущего специалиста как одного из стратегических направлений его подготовки в вузе.Один из аспектов этой проблемы –мотивация оздоровительной деятельности студентов в процессе обучения их в высшем учебном заведении. Это делает актуальным поиск и внедрение новых технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде. Основополагающими в разработке технологий, способствующих формированию ЗОЖ у субъектобъектов образовательного процесса, по мнению Л.А.Вахрушевой (2004), являются следующие принципы [3]:личностноориентированный подход (учет возрастных и личностноиндивидуальных особенностей учащихся);системность и последовательность деятельности по формированию ЗОЖ;преемственность (технологии формирования ЗОЖ субъектов образовательного процесса должна быть направлена на: воспитательный, обучающий и оздоровительный аспекты данной деятельности).Для внедрения и реализации технологий формирования ЗОЖ нужны следующие условия: общественнополитические (наличие государственной политики, социального заказа, общественной востребованности в системе образования); нормативноправовые; материальнотехнические; санитарногигиенические; медикопрофилактические; организационнопедагогические; кадровые [4].Технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди учащихся можно подразделить на медикобиологические, психологические, социальные и образовательнопедагогические. Учитывая специфику обучения в вузах, основная технология формирования ЗОЖ у студентов –образовательнопедагогическая. Генеральная цель этих технологий определяется как развитие и становление социальноадаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности. По мнению Н.А.Красноперовой, В.В.Игнатовой и О.А.Шушериной (2006), ориентирование студента на ЗОЖ в контексте профессионального становления как педагогическая стратегия способствует получению студентом знаний по теории и практике формирования ЗОЖ как профессиональноличностной ценности, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности в процессе профессионального становления [5]. Авторы выделяют следующие целенаправленные действия педагога в образовательнопедагогических технологиях формирования ЗОЖ в студенческой среде:информирование студента о ЗОЖ как профессиональноличностной ценности, раскрытие его важности в профессиональной деятельности и актуализация потребности в нем;анализ, осмысление, адекватное оценивание студентом своего реального образа жизни и актуализация эмоциональноценностного отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;активизация здоровьесберегающей деятельности с учетом требований будущей профессии, поддерживание студента в обогащении опыта ЗОЖ, его организации и ведении.Медикобиологические технологии формирования ЗОЖ в образовательной среде успешно используются в различных вузах РФ [6, 7]. Понимание «здоровья» как комплексной категории предполагает так же мониторинг состояния психологического здоровья студентов. Данный метод органично вписывается в психологические технологии, обеспечивающие формирование ЗОЖ студентов. Эти технологии позволяют помочь студентам совершенствовать личностные ресурсы, получить навыки целеполагания, саморегуляции, стрессоустойчивости и личной защищенности, работы с чувствами и обучают студентов бороться с синдромом эмоционального выгорания. Для осуществления комплексного подхода к сохранению психического здоровья студенческой молодежи и решения вышеперечисленных задач требуется создание психологических служб в образовательных учреждениях, что считается традицией в зарубежных вузах [8]. Роль психологической службысостоит в психологическом сопровождении образовательных программ, индивидуальной и групповой работе со всеми участниками образовательного процесса и создании благоприятного психологического климата, а так же обеспечении полноценных условий для саморазвития и самовыражения личности и успешной адаптации студентов [9, 10]. Социальные технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди студентов, подразумевают широкое внедрение в образовательный процесс санитарногигиенического обучения и привитие гигиенических навыков у студентовпервокурсников; проведение культурномассовых и массовых физкультурных мероприятий в вузе; предоставление преподавателям вузов дополнительных знаний и навыков, необходимых для успешной коммуникации со студентами; вовлечение учащихся вобсуждение проблем, связанных с рискованным поведением [11]. Новым эффективным направлением в социальных технологиях является привлечение студентов к общественной деятельности в форме волонтерства. Таким образом, рассмотрев основные виды технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде, становится ясно, в большинстве вузов страны функционируют отдельные технологии формирования ЗОЖ среди студентов, зачастую не объединенные в эффективную систему формирования и управления здоровьем учащихся и сотрудников. Приказом Минобразования России от 15.05.2000, №1418 утверждено «Примерное положение о центре содействия укреплениюздоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». Однако такие центры созданы и функционируют лишь в ведущих университетах РФ,и широкого распространения не получили.
Опыт здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве многопрофильного вуза крупного промышленного центра Сибири –Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ) –демонстрирует успешное комбинированное применение методов всех приведенных выше технологий. В стенах СибГТУ такие профилактические мероприятия реализуются в рамках комплексных программ вуза по воспитательной работе, социальнопсихологической помощи студентам и преподавателям, поддержки адаптации первокурсников, мероприятий по профилактике распространения наркомании и ВИЧинфекции среди студентов. В реализации профилактических мероприятий принимают участие внутривузовские структуры и вневузовские организации (отделения профилактики «Красноярского краевогоцентра профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями», «Красноярского краевого наркологического диспансера №1», МУ «Молодежный центр профилактики наркомании» и др.) при активной роли центра социальнопсихологической помощи СибГТУ (далее центр, ЦСПП). В целом, деятельность центра укладывается в рамкинепрямой профилактики и направлена на оказание социальнопсихологической помощи участникам образовательного процесса в вузе, поддержку их адаптации. Наличие психологической службы в вузе на сегодняшний день является аккредитационнолицензионным требованием. Роль и место центра социальнопсихологической помощи в системе образования, в общем, и в СибГТУ, в частности, закреплены в следующих основных нормативных документах: приказео создании центра социальнопсихологической помощи в СибГТУ; положениио центре социальнопсихологической помощи СибГТУ; приказеМинобразования РФ от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; постановленииМинтруда РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 №1186; приказеМинздрава РФ от 06.05.1998 №148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (вместе с «Положением об отделении «Телефон доверия», «Положением о кабинете социальнопсихологической помощи», «Положением об отделении кризисных состояний», «Методическими рекомендациями по организации региональной суицидологической службы»); письмеМинобразования РФ от 27.06.2003 №2851513/16 «О Методических рекомендациях по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования»; решенииКоллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования».Сотрудники ЦСПП в своей практике руководствуются Этическим кодексом психолога.Основной целью деятельности ЦСПП является социальнопсихологическая помощь и поддержка социальнопсихологической адаптации студентов, совершенствование их профессиональноличностного становления.Следующие задачи центра являютсяприоритетными.1.Выявление студентов, нуждающихся в социальнопсихологической помощи.2.Организация оказания социальнопсихологической помощи и поддержки адаптации студентов во взаимодействии с участниками образовательного процесса.3.Оказание психологоконсультативной помощи студентам начальных курсов, испытывающим трудности адаптации, активное их обучение социальноважным навыкам.4.Оказание социопсихологической помощи студентам в противодействии формированию наркотической, алкогольнойи других зависимости, а также девиантного и деликвентного поведения через активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к негативным внешним воздействия.5.Взаимодействие со службами вуза по организации для студентов деятельности, альтернативной девиантному поведению, повышающей ценность здоровья и здорового образа жизни.6.Оказание социопсихологической помощи студентам старших курсов, испытывающим трудности профессиональной адаптации, формирование у них профессионально значимых качеств.7.Оказание консультативной помощи студентам по поддержанию психического здоровья, его коррекции и реабилитации.Деятельность центра тесно взаимосвязана с воспитательной службой вуза, разработан порядок взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ в рамках работы по комплексной программе социальнопсихологической помощи студентам СибГТУ [12]. Непосредственно специалисты центра взаимодействуют с заместителями деканов по воспитательной работе, кураторами, заведующими кафедрами и преподавателями, студенческим активом. Инструментом взаимодействия является формирование банка социальнопсихологических проблем путем анкетирования студентов, профессорскопреподавательского состава, кураторов и анализа консультативнодиагностической работы психологов. Психологическийкомпонент профилактики предполагает мероприятия психопрофилактики и психокоррекции, способствующие поддержке адаптации студентов, которые и реализуются в рамках консультационнодиагностического направления деятельности центра социальнопсихологической помощи СибГТУ. Своевременная психологическая диагностика позволяет планировать эффективные воспитательнопрофилактические воздействия.На добровольной основе проводится психодиагностика личности студентов первого курса СибГТУ с целью выявления первокурсников,имеющих трудности адаптации и разработки соответствующих мероприятий по их поддержке. В качестве психодиагностической базы используются следующие сертифицированные компьютерные методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н.Собчик, (модифицированный тест MMPI психологов И.Маккинли, С.Хатэуэй), метод цветовых выборов (модифицированный тест М.Люшера), диагностика межличностных отношений (модифицированный тест отношений американского психолога Т.Лири). Для составления заключений используется компьютерная обработка данных.
1.
2.
Рис. 1. Психологическое сопровождение обучающихся, находящихся
в состоянии социально –психологической дезадаптации
Анализ психодиагностики показал, что значительное количество студентовпервокурсников находятся в состоянии дезадаптации. В разные годы от 4 до 9% первокурсников находятся в состоянии выраженного стресса, многие студенты (от 27 до 53%) имеют акцентуированный профиль личности. Основные эмоциональные показатели дезадаптационного состояния: выраженная эмоциональная напряженность, сопровождающаяся нестабильностью эмоционального фона, частой сменой эмоций полярных по знаку, наличием тревоги и страхов; выявлены случаи депрессивной окраски переживаний. Основные поведенческие показатели дезадаптационного состояния: гипертимный тип реагирования, сопровождающийся нецеленаправленной активностью, импульсивностью поступков. Основные когнитивные показатели дезадаптационного состояния: нестабильность самооценки.В целях повышения эффективности деятельности по преодолению проблем нарушения адаптации студентов разработана модель совместной работы центра и Анализ состояния проблемы социальнопсихологической дезадаптации и влияющих на нее факторов в конкретной группеОпределение психологических критериев эффективного обучения и развития личности, выработка рекомендаций по психологическому сопровождениюРазработка или выбор и внедрение мероприятий психологического сопровождения, с учетом рекомендацийРеализация мероприятий психологического сопровождения
Центрсоциальнопсихологической помощиЗаместители деканов по воспитательной работеКураторы группвоспитательной службы вуза, с учетом взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ (рис. 1). Изсхемы видно: организация и реализация мероприятий психологического сопровождения обучающихся, находящихся в состоянии социальнопсихологической дезадаптации, воспитательной службой вуза выстраивается на основе рекомендаций, вырабатываемых сотрудниками центра по результатам анализа состояния данной проблемы в каждом конкретном случае (индивидуально для студента, группы). Проблема социальнопсихологической адаптации актуальна не только для студентов первого курса. Адаптационными являются периоды прохождения производственной практики, сессии, и ряд личных ситуаций, не связанных с обучением в вузе, но непосредственно на него влияющих. Количество студентов, попадающих в категорию дезадаптированных, остается стабильно высоким, поэтому исследование и целенаправленное психологическое сопровождение данной категории обучающихся является одной из главных задач социальнопсихологической и воспитательной службы вуза.Большое профилактическое значение имеет информационнопросветительская работа центра, которая направлена на: ознакомление с видами и формами оказания социальнопсихологической помощи;информирование о социальнопсихологических особенностях студенческой молодежи;формирование психологической культуры и решение психологических проблем взаимодействия участников учебновоспитательного процесса в вузе;ознакомление с проявлениями девиантного поведения студентов, и др.Используются разнообразные формы проведениятакой работы с кураторами, преподавателями, студентами: тематические семинары, открытые психологические лектории, студенческий психологический клуб, реализация в рамках повышения квалификации преподавателей дополнительной образовательной программы «Социальнопсихологическое сопровождение субъектов учебновоспитательного процесса в вузе». Еще одна форма профилактической работы в вузе –волонтерская деятельность студентов, сопровождаемая педагогомпсихологом. Специалистами центра социальнопсихологической помощи СибГТУ организованопрофилактическое направление студенческой волонтерской деятельности.В рамках психологических здоровьесберегающих технологий волонтерство рассматривается как форма психологической поддержки, способствующая личностному росту [13]. Посетители центра, которые в дальнейшем участвовали в волонтерской работе, обращались к психологу с запросом на необходимость в эмоциональной поддержке, помощь в разрешении личностных трудностей, поиск преодоления сложностей в поведенческом компоненте, совершенствование профессиональноважных качеств личности. И эти запросы частично или полностью удовлетворялись в волонтерской деятельности, которая органично встраивается в индивидуальную программу психологической поддержки личности и часто становится ее логичным продолжением [14]. В формате волонтерства используется метод «равный –равному». Это одна из наиболее эффективных стратегий организации профилактики в молодежной среде.Работа по принципу «равный –равному»дает возможность передать ценнуюинформацию нуждающимся людям. Профилактический метод «равный –равному» реализуется в Красноярском крае с 2003 года, когда началось сотрудничество учреждений образования и здравоохранения Красноярского края с Фондом «Здоровье и развитие». Цель фонда–улучшение здоровья россиян и формирование у них приоритета здорового образа жизни [15].
Методы психологических и социальных здоровьесберегающих технологий успешно сочетаются при реализациипроектов прямой (специфической) профилактики актуальных в молодежной среде рискогенных форм поведения, в частности употребления психоактивных веществ и полового поведения, вызывающего распространение заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧинфекции. Как уже отмечалось, эффективная профилактическая работа основана на мотивационном подходе к оздоровительной деятельности с учетом ценностных установок студентов как субъектобъектов профилактики в процессе обучения их в высшем учебном заведении. В рамках профилактического направления деятельности центра социальнопсихологической помощи СибГТУ исследованы особенности ценностносмысловой сферы студентов гуманитарного и технического профилей университета (опрошено 112 респондентов, средний возраст которых –19 лет). Использованы методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Изучение ценностей личности» Ш.Шварца, «Индекс отношения к здоровью» С.Д.Дерябо, «Отношение к здоровью» Р.А.Березовской. Существенной разницы в иерархии терминальных ценностей студентов гуманитарного и технического профилей нет, а ценность «здоровье» занимает первое место. Различие в том, что «гуманитарии» в список наиболее значимых ценностей включили «познание», а студенты технических специальностей –«активную деятельную жизнь». Отношение к здоровью у всех респондентов в большей степени проявляется в эмоциональной сфере: студенты готовы наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы. Для студентов гуманитарного факультета отношение к здоровью сформировано более целостно посравнению со студентами технических специальностей, и является «личным делом». Познавательная шкала студентов технических специальностей свидетельствует о том, что они не проявляют активности в поиске информации по проблемам здоровья, и в лучшем случае готовы воспринимать ее от других людей. Для понимания точки приложения усилий в построении концепции профилактики в многопрофильном вузе, особое внимание уделено анализу взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями с использованием коэффициента ранговой корреляции (RСпирмана, непараметрический метод). Выявлены прямые средней силы высоко значимые корреляционные связи. Анализ выявленных корреляционных связей позволил увидеть, что чем больше студенты гуманитарного профиля стараются стимулировать окружающих их людей вести здоровый образ жизни, тем больше они наслаждаются своим здоровьем, получают эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагируют на поступающие от него сигналы, тем выше сформированность мотивации на заботу о здоровье, становится больше соответствие действий и поступков респондентов требованиям здорового образа жизни.Тот же анализ, проведенный по результатам ответов студентов технического профиля, показал, что чем выше наслаждение своим здоровьем (получение эстетического удовольствия от здорового организма, чуткая реакция на поступающие от него сигналы), тем респонденты больше проявляют интерес к проблеме здоровья, активно стремятся изменить свое окружение, стимулируя окружающих придерживаться правил здорового образа жизни, заботятся о здоровье, посещая спортивные секции, делая специальные упражнения. Чем больше эмоциональная шкала, тем выше осведомленность и компетентность в области здоровья и мотивация к здоровому образу жизни, тем больше степень приверженности к нему.Таким образом, ценностные ориентации студентов гуманитарного профиля позволяют им выступать в качестве разработчиков и организаторов профилактических проектов, «тренеров», «учителей здоровья». Студенты технических специальностей более эффективны в демонстрации и пропаганде своих личных интересов, успехов, достижений в сфере здорового образа жизни. Сотрудничество студентов гуманитарных и технических специальностей под руководством педагоговпсихологов обеспечивает комплексность профилактических проектов. В целом деятельность центра социальнопсихологической помощи служит гуманитаризации образования в многопрофильном вузе, способствует формированию и развитию социоориентированной личности, и помогают сделать образовательный процесс соционаправленным, максимально учитывающим особенности личности обучающихся. На наш взгляд, руководителям и организаторам высшего образования необходимо понимание, что только общевузовская программа развития и укрепления всех составляющих здоровья позволит решить медикобиологические, психологические, социальные и образовательнопедагогические проблемы образовательного пространства вуза. Для этого необходима организационнокоординирующая структура, которая призвана целенаправленно и систематически на долгосрочной основе обеспечивать реализацию такой программы.
Ссылки на источники1.Журавлева И.В. Система воспитания в высшей школе. Отношение студентов к здоровью: установки, ценности, факторы, риски. –М., 2011. –72с.2.Токаев Л. К., Кобзева Т. В., Павленкович С. С. Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности // Здоровье и Образование в ХХI веке: материалы Х Международного конгресса. –М.: Издво РУДН, 2009. –С. 353–354.3.Вахрушева Л.А. Принципы организации системы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХIвеке: материалы Международного конгресса. Ч.I. –М., 2004. –С. 192–194. 4.Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. –СПб.: Гиппократ, 1992.–454с. 5.Красноперова Н.А., Игнатова В.В., Шушерина О.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления. –Красноярск: СибГТУ, 2006. –180с.6.Низамутдинова Р.С. Мониторинг показателей здоровья студентов и формирование здоровьесберегающей среды обучения // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXIвеке: материалы Международного конгресса. Ч. II.–М., 2004. –С. 335–337.7.Гуров Ю.М. Особенности работы социальной службы планирования семьи для студентов и учащейся молодежи // Здоровье студентов как комплексная проблема: медицинские, экологические и социальные аспекты: тез. докл. межвуз. науч.практ. конф.–Тула, 1996. –С. 47–49. 8.Укке Ю.В. Психологическая служба взарубежных вузах// Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб.науч.тр./ Отв.ред. Б.Б. Коссов. –М., 1993.–С. 201–212. 9.АбульхановаСлавская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб.науч.тр./ Отв.ред. Б.Б. Коссов. –М., 1993. –С. 33–34. 10.Резер Т.М. Абитуриент 2001 –физическое и психическое здоровье // Социологическиеисследования. –2001. –№ 11. –С. 118–122.11.Пугачева О.Ю. Укрепление здоровья подростков методами и средствами гигиенического воспитания. Опыт реализации профилактической программы «От понимания к здоровью» // Социальнозначимые болезни: материалы Межрегион. науч.практ. конф.–Кемерово, 2004. –С. 24–28. 12.Жарова А.В., Марина И.Е., Ядрышникова Т.Л. Организация и направления деятельности Центра социальнопсихологической помощи: методические рекомендации для преподавателей вузов. –Красноярск: СибГТУ, 2007. –24с.13.Бархаев А. Б. Отношение студенческой молодежи к участию в волонтерском движении // Социология образования. –2008. –№ 12. –С. 85–97.14.Иконникова Т.Г., Жарова А.В. Волонтерство как способ психологической поддержки молодежи // Современные направления теоретических и прикладных исследований:сб.науч.тр.по материалам междунар. науч.практ. конфер. Т. 19. Менеджмент и маркетинг, педагогика, психология и социология. –Одесса: Черноморье, 2011. –С.29–31.15.Официальный сайт фонда «Здоровье и развитие». –URL: http://fzr.ru.
Zharova Alla,candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the chair of social work and sociology, Siberian State Technological University, Krasnoyarskalzharova@yandex.ruKoloskova Tatyana,candidate of Medical Sciences, leading researcher, Research Instituteof Medical Problems of the North, Siberian Department, Krasnoyarsk leekolos@mail.ruThe role of social psychological support in maintaining the health of the educational process participants in higher education institutionsAbstract.The necessity of health saving behavior formation actualizes the search and introduction of the new technologiesof students motivation to the healthy lifestyle in the process of learning in higher educationinstitution.Keywords:students’ health, social and psychologicalhelp, healthy lifestyle, health saving technologies.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Колоскова Татьяна Петровна,кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Институт медицинских проблем Севера СО РАМН», г. Красноярскleekolos@mail.ru
Роль центра социальнопсихологической помощи в сохранении здоровья участников образовательного процесса в вузе
Аннотация.Статья посвящена описанию работы центра социальнопсихологической помощи.Необходимость формирования здоровьесберегающего поведения студентов актуализирует поиск и внедрение новых технологий мотивации их на здоровый образ жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении.Ключевые слова:здоровье студентов, социальнопсихологическая помощь, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.
В концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из основных задач в области демографической политики и политики народосбережения провозглашено совершенствование охраны здоровья населения средствами профилактики заболеваний, пропаганды и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения Российской Федерации. Достижение истинного здоровья на физическом, психоэмоциональном, духовном уровнях затрагивает разного рода потребности человека от первичных (в двигательной активности) до потребностей высшего порядка (в самопознании, самоактуализации). Особенность места потребностей в процессе мотивации оздоровительной деятельности состоит в том, что они становятся тогда регулятором и побудителем поведения, когда человек осознает потребность в здоровье. Поэтому так важно управлять процессом формирования ЗОЖ. Необходимо, чтобы поведение человека приобрело социальноактивную направленность на сохранение здоровья. Поэтому проблему формирования ЗОЖ в целом можно рассматривать как проблему развития потребности в здоровье, формирования самосохранительного поведения на основе мотивации.В последние десятилетия сохраняется актуальность изучения вопросов здоровья подростков и молодежи в учебных заведениях [1]. Студенческие годы –это очень сложный этап в жизни человека, когда окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируются потребности, мотивации и личность студента, что отражается на всей дальнейшей жизни. Интенсификация учебного процесса в вузах протекает на фоне негативных тенденций показателей здоровья студентов: их физического развития, функционального состояния органов, психического и репродуктивного здоровья [2]. Высшая школа заинтересована в сохранении, укреплении здоровья студентов и тем самым в предотвращении отчисления студентовиз вуза, уходов в академический отпуск и в повышении эффективности обучения и качества знаний. Все это свидетельствует о необходимости формирования ЗОЖ будущего специалиста как одного из стратегических направлений его подготовки в вузе.Один из аспектов этой проблемы –мотивация оздоровительной деятельности студентов в процессе обучения их в высшем учебном заведении. Это делает актуальным поиск и внедрение новых технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде. Основополагающими в разработке технологий, способствующих формированию ЗОЖ у субъектобъектов образовательного процесса, по мнению Л.А.Вахрушевой (2004), являются следующие принципы [3]:личностноориентированный подход (учет возрастных и личностноиндивидуальных особенностей учащихся);системность и последовательность деятельности по формированию ЗОЖ;преемственность (технологии формирования ЗОЖ субъектов образовательного процесса должна быть направлена на: воспитательный, обучающий и оздоровительный аспекты данной деятельности).Для внедрения и реализации технологий формирования ЗОЖ нужны следующие условия: общественнополитические (наличие государственной политики, социального заказа, общественной востребованности в системе образования); нормативноправовые; материальнотехнические; санитарногигиенические; медикопрофилактические; организационнопедагогические; кадровые [4].Технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди учащихся можно подразделить на медикобиологические, психологические, социальные и образовательнопедагогические. Учитывая специфику обучения в вузах, основная технология формирования ЗОЖ у студентов –образовательнопедагогическая. Генеральная цель этих технологий определяется как развитие и становление социальноадаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей профессиональной деятельности. По мнению Н.А.Красноперовой, В.В.Игнатовой и О.А.Шушериной (2006), ориентирование студента на ЗОЖ в контексте профессионального становления как педагогическая стратегия способствует получению студентом знаний по теории и практике формирования ЗОЖ как профессиональноличностной ценности, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности в процессе профессионального становления [5]. Авторы выделяют следующие целенаправленные действия педагога в образовательнопедагогических технологиях формирования ЗОЖ в студенческой среде:информирование студента о ЗОЖ как профессиональноличностной ценности, раскрытие его важности в профессиональной деятельности и актуализация потребности в нем;анализ, осмысление, адекватное оценивание студентом своего реального образа жизни и актуализация эмоциональноценностного отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности;активизация здоровьесберегающей деятельности с учетом требований будущей профессии, поддерживание студента в обогащении опыта ЗОЖ, его организации и ведении.Медикобиологические технологии формирования ЗОЖ в образовательной среде успешно используются в различных вузах РФ [6, 7]. Понимание «здоровья» как комплексной категории предполагает так же мониторинг состояния психологического здоровья студентов. Данный метод органично вписывается в психологические технологии, обеспечивающие формирование ЗОЖ студентов. Эти технологии позволяют помочь студентам совершенствовать личностные ресурсы, получить навыки целеполагания, саморегуляции, стрессоустойчивости и личной защищенности, работы с чувствами и обучают студентов бороться с синдромом эмоционального выгорания. Для осуществления комплексного подхода к сохранению психического здоровья студенческой молодежи и решения вышеперечисленных задач требуется создание психологических служб в образовательных учреждениях, что считается традицией в зарубежных вузах [8]. Роль психологической службысостоит в психологическом сопровождении образовательных программ, индивидуальной и групповой работе со всеми участниками образовательного процесса и создании благоприятного психологического климата, а так же обеспечении полноценных условий для саморазвития и самовыражения личности и успешной адаптации студентов [9, 10]. Социальные технологии, направленные на формирование ЗОЖ среди студентов, подразумевают широкое внедрение в образовательный процесс санитарногигиенического обучения и привитие гигиенических навыков у студентовпервокурсников; проведение культурномассовых и массовых физкультурных мероприятий в вузе; предоставление преподавателям вузов дополнительных знаний и навыков, необходимых для успешной коммуникации со студентами; вовлечение учащихся вобсуждение проблем, связанных с рискованным поведением [11]. Новым эффективным направлением в социальных технологиях является привлечение студентов к общественной деятельности в форме волонтерства. Таким образом, рассмотрев основные виды технологий формирования ЗОЖ в студенческой среде, становится ясно, в большинстве вузов страны функционируют отдельные технологии формирования ЗОЖ среди студентов, зачастую не объединенные в эффективную систему формирования и управления здоровьем учащихся и сотрудников. Приказом Минобразования России от 15.05.2000, №1418 утверждено «Примерное положение о центре содействия укреплениюздоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». Однако такие центры созданы и функционируют лишь в ведущих университетах РФ,и широкого распространения не получили.
Опыт здоровьесберегающей деятельности в образовательном пространстве многопрофильного вуза крупного промышленного центра Сибири –Сибирском государственном технологическом университете (СибГТУ) –демонстрирует успешное комбинированное применение методов всех приведенных выше технологий. В стенах СибГТУ такие профилактические мероприятия реализуются в рамках комплексных программ вуза по воспитательной работе, социальнопсихологической помощи студентам и преподавателям, поддержки адаптации первокурсников, мероприятий по профилактике распространения наркомании и ВИЧинфекции среди студентов. В реализации профилактических мероприятий принимают участие внутривузовские структуры и вневузовские организации (отделения профилактики «Красноярского краевогоцентра профилактики и борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями», «Красноярского краевого наркологического диспансера №1», МУ «Молодежный центр профилактики наркомании» и др.) при активной роли центра социальнопсихологической помощи СибГТУ (далее центр, ЦСПП). В целом, деятельность центра укладывается в рамкинепрямой профилактики и направлена на оказание социальнопсихологической помощи участникам образовательного процесса в вузе, поддержку их адаптации. Наличие психологической службы в вузе на сегодняшний день является аккредитационнолицензионным требованием. Роль и место центра социальнопсихологической помощи в системе образования, в общем, и в СибГТУ, в частности, закреплены в следующих основных нормативных документах: приказео создании центра социальнопсихологической помощи в СибГТУ; положениио центре социальнопсихологической помощи СибГТУ; приказеМинобразования РФ от 22.10.1999 №636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации»; постановленииМинтруда РФ от 27.09.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 №1186; приказеМинздрава РФ от 06.05.1998 №148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением» (вместе с «Положением об отделении «Телефон доверия», «Положением о кабинете социальнопсихологической помощи», «Положением об отделении кризисных состояний», «Методическими рекомендациями по организации региональной суицидологической службы»); письмеМинобразования РФ от 27.06.2003 №2851513/16 «О Методических рекомендациях по психологопедагогическому сопровождению обучающихся в учебновоспитательном процессе в условиях модернизации образования»; решенииКоллегии Минобразования РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования».Сотрудники ЦСПП в своей практике руководствуются Этическим кодексом психолога.Основной целью деятельности ЦСПП является социальнопсихологическая помощь и поддержка социальнопсихологической адаптации студентов, совершенствование их профессиональноличностного становления.Следующие задачи центра являютсяприоритетными.1.Выявление студентов, нуждающихся в социальнопсихологической помощи.2.Организация оказания социальнопсихологической помощи и поддержки адаптации студентов во взаимодействии с участниками образовательного процесса.3.Оказание психологоконсультативной помощи студентам начальных курсов, испытывающим трудности адаптации, активное их обучение социальноважным навыкам.4.Оказание социопсихологической помощи студентам в противодействии формированию наркотической, алкогольнойи других зависимости, а также девиантного и деликвентного поведения через активизацию личностных ресурсов, повышение устойчивости к негативным внешним воздействия.5.Взаимодействие со службами вуза по организации для студентов деятельности, альтернативной девиантному поведению, повышающей ценность здоровья и здорового образа жизни.6.Оказание социопсихологической помощи студентам старших курсов, испытывающим трудности профессиональной адаптации, формирование у них профессионально значимых качеств.7.Оказание консультативной помощи студентам по поддержанию психического здоровья, его коррекции и реабилитации.Деятельность центра тесно взаимосвязана с воспитательной службой вуза, разработан порядок взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ в рамках работы по комплексной программе социальнопсихологической помощи студентам СибГТУ [12]. Непосредственно специалисты центра взаимодействуют с заместителями деканов по воспитательной работе, кураторами, заведующими кафедрами и преподавателями, студенческим активом. Инструментом взаимодействия является формирование банка социальнопсихологических проблем путем анкетирования студентов, профессорскопреподавательского состава, кураторов и анализа консультативнодиагностической работы психологов. Психологическийкомпонент профилактики предполагает мероприятия психопрофилактики и психокоррекции, способствующие поддержке адаптации студентов, которые и реализуются в рамках консультационнодиагностического направления деятельности центра социальнопсихологической помощи СибГТУ. Своевременная психологическая диагностика позволяет планировать эффективные воспитательнопрофилактические воздействия.На добровольной основе проводится психодиагностика личности студентов первого курса СибГТУ с целью выявления первокурсников,имеющих трудности адаптации и разработки соответствующих мероприятий по их поддержке. В качестве психодиагностической базы используются следующие сертифицированные компьютерные методики: стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н.Собчик, (модифицированный тест MMPI психологов И.Маккинли, С.Хатэуэй), метод цветовых выборов (модифицированный тест М.Люшера), диагностика межличностных отношений (модифицированный тест отношений американского психолога Т.Лири). Для составления заключений используется компьютерная обработка данных.
1.
2.
Рис. 1. Психологическое сопровождение обучающихся, находящихся
в состоянии социально –психологической дезадаптации
Анализ психодиагностики показал, что значительное количество студентовпервокурсников находятся в состоянии дезадаптации. В разные годы от 4 до 9% первокурсников находятся в состоянии выраженного стресса, многие студенты (от 27 до 53%) имеют акцентуированный профиль личности. Основные эмоциональные показатели дезадаптационного состояния: выраженная эмоциональная напряженность, сопровождающаяся нестабильностью эмоционального фона, частой сменой эмоций полярных по знаку, наличием тревоги и страхов; выявлены случаи депрессивной окраски переживаний. Основные поведенческие показатели дезадаптационного состояния: гипертимный тип реагирования, сопровождающийся нецеленаправленной активностью, импульсивностью поступков. Основные когнитивные показатели дезадаптационного состояния: нестабильность самооценки.В целях повышения эффективности деятельности по преодолению проблем нарушения адаптации студентов разработана модель совместной работы центра и Анализ состояния проблемы социальнопсихологической дезадаптации и влияющих на нее факторов в конкретной группеОпределение психологических критериев эффективного обучения и развития личности, выработка рекомендаций по психологическому сопровождениюРазработка или выбор и внедрение мероприятий психологического сопровождения, с учетом рекомендацийРеализация мероприятий психологического сопровождения
Центрсоциальнопсихологической помощиЗаместители деканов по воспитательной работеКураторы группвоспитательной службы вуза, с учетом взаимодействия ЦСПП со структурными подразделениями СибГТУ (рис. 1). Изсхемы видно: организация и реализация мероприятий психологического сопровождения обучающихся, находящихся в состоянии социальнопсихологической дезадаптации, воспитательной службой вуза выстраивается на основе рекомендаций, вырабатываемых сотрудниками центра по результатам анализа состояния данной проблемы в каждом конкретном случае (индивидуально для студента, группы). Проблема социальнопсихологической адаптации актуальна не только для студентов первого курса. Адаптационными являются периоды прохождения производственной практики, сессии, и ряд личных ситуаций, не связанных с обучением в вузе, но непосредственно на него влияющих. Количество студентов, попадающих в категорию дезадаптированных, остается стабильно высоким, поэтому исследование и целенаправленное психологическое сопровождение данной категории обучающихся является одной из главных задач социальнопсихологической и воспитательной службы вуза.Большое профилактическое значение имеет информационнопросветительская работа центра, которая направлена на: ознакомление с видами и формами оказания социальнопсихологической помощи;информирование о социальнопсихологических особенностях студенческой молодежи;формирование психологической культуры и решение психологических проблем взаимодействия участников учебновоспитательного процесса в вузе;ознакомление с проявлениями девиантного поведения студентов, и др.Используются разнообразные формы проведениятакой работы с кураторами, преподавателями, студентами: тематические семинары, открытые психологические лектории, студенческий психологический клуб, реализация в рамках повышения квалификации преподавателей дополнительной образовательной программы «Социальнопсихологическое сопровождение субъектов учебновоспитательного процесса в вузе». Еще одна форма профилактической работы в вузе –волонтерская деятельность студентов, сопровождаемая педагогомпсихологом. Специалистами центра социальнопсихологической помощи СибГТУ организованопрофилактическое направление студенческой волонтерской деятельности.В рамках психологических здоровьесберегающих технологий волонтерство рассматривается как форма психологической поддержки, способствующая личностному росту [13]. Посетители центра, которые в дальнейшем участвовали в волонтерской работе, обращались к психологу с запросом на необходимость в эмоциональной поддержке, помощь в разрешении личностных трудностей, поиск преодоления сложностей в поведенческом компоненте, совершенствование профессиональноважных качеств личности. И эти запросы частично или полностью удовлетворялись в волонтерской деятельности, которая органично встраивается в индивидуальную программу психологической поддержки личности и часто становится ее логичным продолжением [14]. В формате волонтерства используется метод «равный –равному». Это одна из наиболее эффективных стратегий организации профилактики в молодежной среде.Работа по принципу «равный –равному»дает возможность передать ценнуюинформацию нуждающимся людям. Профилактический метод «равный –равному» реализуется в Красноярском крае с 2003 года, когда началось сотрудничество учреждений образования и здравоохранения Красноярского края с Фондом «Здоровье и развитие». Цель фонда–улучшение здоровья россиян и формирование у них приоритета здорового образа жизни [15].
Методы психологических и социальных здоровьесберегающих технологий успешно сочетаются при реализациипроектов прямой (специфической) профилактики актуальных в молодежной среде рискогенных форм поведения, в частности употребления психоактивных веществ и полового поведения, вызывающего распространение заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧинфекции. Как уже отмечалось, эффективная профилактическая работа основана на мотивационном подходе к оздоровительной деятельности с учетом ценностных установок студентов как субъектобъектов профилактики в процессе обучения их в высшем учебном заведении. В рамках профилактического направления деятельности центра социальнопсихологической помощи СибГТУ исследованы особенности ценностносмысловой сферы студентов гуманитарного и технического профилей университета (опрошено 112 респондентов, средний возраст которых –19 лет). Использованы методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, «Изучение ценностей личности» Ш.Шварца, «Индекс отношения к здоровью» С.Д.Дерябо, «Отношение к здоровью» Р.А.Березовской. Существенной разницы в иерархии терминальных ценностей студентов гуманитарного и технического профилей нет, а ценность «здоровье» занимает первое место. Различие в том, что «гуманитарии» в список наиболее значимых ценностей включили «познание», а студенты технических специальностей –«активную деятельную жизнь». Отношение к здоровью у всех респондентов в большей степени проявляется в эмоциональной сфере: студенты готовы наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагировать на поступающие от него сигналы. Для студентов гуманитарного факультета отношение к здоровью сформировано более целостно посравнению со студентами технических специальностей, и является «личным делом». Познавательная шкала студентов технических специальностей свидетельствует о том, что они не проявляют активности в поиске информации по проблемам здоровья, и в лучшем случае готовы воспринимать ее от других людей. Для понимания точки приложения усилий в построении концепции профилактики в многопрофильном вузе, особое внимание уделено анализу взаимосвязи между терминальными и инструментальными ценностями с использованием коэффициента ранговой корреляции (RСпирмана, непараметрический метод). Выявлены прямые средней силы высоко значимые корреляционные связи. Анализ выявленных корреляционных связей позволил увидеть, что чем больше студенты гуманитарного профиля стараются стимулировать окружающих их людей вести здоровый образ жизни, тем больше они наслаждаются своим здоровьем, получают эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагируют на поступающие от него сигналы, тем выше сформированность мотивации на заботу о здоровье, становится больше соответствие действий и поступков респондентов требованиям здорового образа жизни.Тот же анализ, проведенный по результатам ответов студентов технического профиля, показал, что чем выше наслаждение своим здоровьем (получение эстетического удовольствия от здорового организма, чуткая реакция на поступающие от него сигналы), тем респонденты больше проявляют интерес к проблеме здоровья, активно стремятся изменить свое окружение, стимулируя окружающих придерживаться правил здорового образа жизни, заботятся о здоровье, посещая спортивные секции, делая специальные упражнения. Чем больше эмоциональная шкала, тем выше осведомленность и компетентность в области здоровья и мотивация к здоровому образу жизни, тем больше степень приверженности к нему.Таким образом, ценностные ориентации студентов гуманитарного профиля позволяют им выступать в качестве разработчиков и организаторов профилактических проектов, «тренеров», «учителей здоровья». Студенты технических специальностей более эффективны в демонстрации и пропаганде своих личных интересов, успехов, достижений в сфере здорового образа жизни. Сотрудничество студентов гуманитарных и технических специальностей под руководством педагоговпсихологов обеспечивает комплексность профилактических проектов. В целом деятельность центра социальнопсихологической помощи служит гуманитаризации образования в многопрофильном вузе, способствует формированию и развитию социоориентированной личности, и помогают сделать образовательный процесс соционаправленным, максимально учитывающим особенности личности обучающихся. На наш взгляд, руководителям и организаторам высшего образования необходимо понимание, что только общевузовская программа развития и укрепления всех составляющих здоровья позволит решить медикобиологические, психологические, социальные и образовательнопедагогические проблемы образовательного пространства вуза. Для этого необходима организационнокоординирующая структура, которая призвана целенаправленно и систематически на долгосрочной основе обеспечивать реализацию такой программы.
Ссылки на источники1.Журавлева И.В. Система воспитания в высшей школе. Отношение студентов к здоровью: установки, ценности, факторы, риски. –М., 2011. –72с.2.Токаев Л. К., Кобзева Т. В., Павленкович С. С. Здоровье студенческой молодежи как актуальный вопрос современности // Здоровье и Образование в ХХI веке: материалы Х Международного конгресса. –М.: Издво РУДН, 2009. –С. 353–354.3.Вахрушева Л.А. Принципы организации системы сохранения здоровья детей в образовательных учреждениях // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХIвеке: материалы Международного конгресса. Ч.I. –М., 2004. –С. 192–194. 4.Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. –СПб.: Гиппократ, 1992.–454с. 5.Красноперова Н.А., Игнатова В.В., Шушерина О.А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления. –Красноярск: СибГТУ, 2006. –180с.6.Низамутдинова Р.С. Мониторинг показателей здоровья студентов и формирование здоровьесберегающей среды обучения // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXIвеке: материалы Международного конгресса. Ч. II.–М., 2004. –С. 335–337.7.Гуров Ю.М. Особенности работы социальной службы планирования семьи для студентов и учащейся молодежи // Здоровье студентов как комплексная проблема: медицинские, экологические и социальные аспекты: тез. докл. межвуз. науч.практ. конф.–Тула, 1996. –С. 47–49. 8.Укке Ю.В. Психологическая служба взарубежных вузах// Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб.науч.тр./ Отв.ред. Б.Б. Коссов. –М., 1993.–С. 201–212. 9.АбульхановаСлавская К.А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: сб.науч.тр./ Отв.ред. Б.Б. Коссов. –М., 1993. –С. 33–34. 10.Резер Т.М. Абитуриент 2001 –физическое и психическое здоровье // Социологическиеисследования. –2001. –№ 11. –С. 118–122.11.Пугачева О.Ю. Укрепление здоровья подростков методами и средствами гигиенического воспитания. Опыт реализации профилактической программы «От понимания к здоровью» // Социальнозначимые болезни: материалы Межрегион. науч.практ. конф.–Кемерово, 2004. –С. 24–28. 12.Жарова А.В., Марина И.Е., Ядрышникова Т.Л. Организация и направления деятельности Центра социальнопсихологической помощи: методические рекомендации для преподавателей вузов. –Красноярск: СибГТУ, 2007. –24с.13.Бархаев А. Б. Отношение студенческой молодежи к участию в волонтерском движении // Социология образования. –2008. –№ 12. –С. 85–97.14.Иконникова Т.Г., Жарова А.В. Волонтерство как способ психологической поддержки молодежи // Современные направления теоретических и прикладных исследований:сб.науч.тр.по материалам междунар. науч.практ. конфер. Т. 19. Менеджмент и маркетинг, педагогика, психология и социология. –Одесса: Черноморье, 2011. –С.29–31.15.Официальный сайт фонда «Здоровье и развитие». –URL: http://fzr.ru.
Zharova Alla,candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the chair of social work and sociology, Siberian State Technological University, Krasnoyarskalzharova@yandex.ruKoloskova Tatyana,candidate of Medical Sciences, leading researcher, Research Instituteof Medical Problems of the North, Siberian Department, Krasnoyarsk leekolos@mail.ruThe role of social psychological support in maintaining the health of the educational process participants in higher education institutionsAbstract.The necessity of health saving behavior formation actualizes the search and introduction of the new technologiesof students motivation to the healthy lifestyle in the process of learning in higher educationinstitution.Keywords:students’ health, social and psychologicalhelp, healthy lifestyle, health saving technologies.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»