Нестандартные средства размещения и их роль в формировании туристских потоков дестинаций
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартышенко
Н.
С. Нестандартные средства размещения и их роль в формировании туристских потоков дестинаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 11 (ноябрь). – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13224.htm.
Аннотация. В мире наметился бум строительства концептуальных гостиниц. В статье рассматриваются различные нестандартные средства размещения, используемые в мире туристов. Концепты нестандартных гостиниц обязаны своим распространением не только стремлению туристов к новым впечатлениям, но могут диктоваться спецификой отдельных видов туризма и условиями конкретной туристской дестинации. Такой опыт особенно полезен для малых городов или регионов, не очень богатых историческими памятниками.
Текст статьи
Мартышенко Наталья Степановна,кандидат экономических наук, профессор кафедры международного маркетинга и торговли ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивостокnatalya.martyshenko@vvsu.ru
Нестандартные средства размещения и их роль
в формировании туристских потоков в дестинаций
Аннотация. В мире наметился бум строительства концептуальных гостиниц. В статье рассматриваются различные нестандартные средства размещения, используемые в мире туристов. Концепты нестандартных гостиниц обязаны своим распространением не только стремлению туристов к новым впечатлениям, но могут диктоваться спецификой отдельных видов туризма и условиями конкретной туристской дестинации. Такой опыт особенно полезен для малых городов или регионов, не очень богатых историческими памятниками.Ключевые слова:турист, гостиничный бизнес, туристский рынок, экзотический отель, бутикотель.
Современные путешественники диктуют рынку средств размещения свои условия, с которыми представители гостиничного бизнеса не могут не считаться. Мировые отельеры отмечают, что современный гостиничный рынок многих развитых странпретерпевает значительные изменения под влиянием изменяющихся вкусов туристов. Многие туристы ищут новые впечатления, и им уже неинтересны стандартные условия современной гостиницы. Однотипные услуги, получившие распространение в крупных гостиничных сетях, начинают наскучивать туристу.Многие представители бизнеса по роду своей деятельности и так много времени проводят в таких гостиницах, а во время отдыха они хотят получать новые впечатления не только от экскурсий, но и условий проживания. Поэтому и сталипоявляться нестандартные средства размещения туристов. Такие отели придерживаются определенной концепции, поэтому и называются концептуальными [1, 2].Гостиничнотуристский бизнес в нашей стране несколько отстает от западных стран. На этом рынке у нас ещенет столь мощной конкуренции за место в бизнесе. Поэтому тенденции, обозначившиеся на западе, в скором времени можно ожидать и у нас. А тенденции таковы, что, например, в Европе наблюдается бум концептуальных отелей [3, 4]. Многие концептуальные отели реализованы как небольшие гостиницы. Для нашей страны очень полезна практика распространения европейского опыта гостиничного бизнеса в среде малого предпринимательства. При описании концептуальных отелей очень необходимо рассмотрение фотографий, которые мало практикуются в обычных научных журналах, поэтому мы обратились к электронному изданию, где таких ограничений нет.Среди концептуальных отелей существует множество разновидностей. В последние годы получили распространение отели, которые себя позиционируют, как бутикотели. Бутик отель, это термин, обозначающий отель, над проектом которого поработал креативный дизайнер. Термин «бутикотель» подчеркивает уникальность и своеобразие внутреннего убранства отеля (рис. 1).
Близок к бутикотелю термин «дизайнотель». Но некоторые авторы находят различие в этих понятиях [5]. Если в бутикотеле на первое место ставится роскошь, то в дизайнотеле главным является новшество и оригинальность дизайна.
Рис. 1. Бутикотель “Topazz”в Вене
Своеобразный облик имеют отели, которые соответствуют понятию «артотеля». Авторами этого концептуального направления считаются известные дизайнеры Урс Карли и Дирк Гадеке, которые впервые в конце 1980х годовоткрыли в Берлине группу артотелей.Артотель–это особый тип концептуального отеля,в котором на первое место выходит атмосфера музея (рис. 2). При посещении такого отеля возникает впечатление, что ты попал на выставку современного искусства. Такие отели, как правило, создаются людьми искусства: дизайнерами, художниками, фотографами и другими творческими личностями. Артотели привлекают особую клиентуру: деятелей культуры, творческую интеллигенцию, коллекционеров и ценителей искусства. Проживание в таком отеле вызывает чувство приобщения к культурной жизни, принадлежности к особой касте ценителей искусства.
Рис. 2. Артотель «Будапешт»в Венгрии
Примером крупного артотеля является отетель “Chambers”в НьюЙорке. В отеле создается ощущение, что вы попали в гости к богатому коллекционеру искусства. Каждый из 14тиэтажей оформлен руками какогонибудь признанного современника. Например, стены коридора восьмого этажа, над которыми поработал Джон Ньюсон, покрыт гигантскими ягодами, бабочками: часть рисунков «заползает» в номера. Кроме того, в каждой комнате, по крайней мере, по пять произведений искусства, то есть в отеле постоянно действует экспозиция более пятисот работ артвольнодумцев.Другим ярким примером артотеля является небольшой отель “Au Vieux Panier hotel”в Марселе, который известен на весь мир своими творческими порядками. В этом отеле всего пять комнат, каждая из которых оформлена персональным художником, причем оформление интерьера меняется каждый год. Комната, оформленная Тилтом, талантливым автором уличных граффити, наполовину раскрашена граффити. Оставшаяся часть девственнобелая, как новенький альбом для акварелей (рис. 3).
Рис. 3. Интерьеры артотелей США и Франции
Появления нестандартных гостиниц часто может быть связано с развитием специфических видов туризма, для которых невозможно использовать услуги современных крупных отелей. В отдельных случаях нестандартный подход позволяет сократить расходы на проживание. Но это далеко не во всех случаях. Экзотические условия могут стоить и намного дороже общепринятых. Во многих случаях проживание в нестандартных гостиницах может быть вообще основой туристского пакета.Среди экзотических гостиниц наибольшую нишу занимают исторические отели. Это отели, устроенные в старинных замках, виллах и монастырях. Такие отели получили распространение в странах западной Европы: Франции, Испании, Италии, Португалии (рис. 4).
Рис. 4. Известные исторические отели Франции и Италии
Как правило, это не тольковеликолепные памятники архитектуры, но и ландшафтного дизайна, присущего ушедшим эпохам. В отелях такого типа успешно сочетаются атмосфера минувших веков с современным комфортом (рис. 5).Провести отпуск в древнем монастыре становится модным. Появился даже специальный термин “Templestay”(«темплстей»), что можно перевести как «проживание в храме».
Рис. 5. Дизайн интерьеров европейских исторических отелей
Существует два типа отелей в монастырях. Первый использует только строения монастырей, которые уже не используются по своему прямому назначению. Эти отели относятся к типу исторических отелей. Но есть гостиницы и отели при действующих монастырях. В них обычно останавливаются паломники различных конфессий.История паломничества уходит в глубьвеков. Паломничество можно считать предшественником современного туризма. В современном мире паломничество относится к туризму достаточно условно. Сегодня паломничество опирается на ту же инфраструктуру, что и обычный туризм.У православных особой славой пользуются монастыри на горе Афон (Греция). На острове Афон до сих пор действуют 20 монастырей. В Италии много монастырей, которые не имеют отдельных гостиничных помещений и сдают пустующие кельи монахов.Наибольшей популярностью в Азиипользуются монастыри Шаолине. Это центр паломничества тысяч людей, исповедующих дзенбуддизм и сотен тысяч любителей восточных единоборств и китайских оздоровительных практик. При монастыре действуют две гостиницы для паломников “DharmaHall”и “Zen”.По использованию для проживания монастырей интересен опыт Южной Кореи. Этот опыт зародился во время чемпионата мира по футболу в 2002 году, когда монастыри Южной Кореи приняли у себя тысячи туристов. Сегодня это уже отдельное направление туризма этой страны [6].Программа «темплстэй» в Южной Корее очень демократична к проживанию в монастыре допускаются все желающие (рис. 6).
Рис. 6. Участники программы «темплстей» в Южной Корее
Участвуя в таких программах, во время пребывания в храмах посетители получают скорее духовный, нежели религиозный опыт. Чтобы пожить вбуддийском храме, вовсе не нужно отказываться от своих религиозных убеждений. Храмы приглашают людей всех религий и вероисповеданий.Число буддийских храмов, предлагающих услуги по программе «темплстей», приблизилось к 100. Для ориентирования туристов был создан специальный информационный центр по программам «темплстей», открывшийся в одном из главных центров буддизма в Сеуле –храме Чогеса [7]. В России тоже имеется множество монастырей, которые принимают паломников. Условия проживания в гостиницах дляпаломников более чем скромные. Здания тоже не отличаются большим блеском (рис. 7, 8). Правила в гостиницах для паломников в России очень строгие. Организацией паломнических путешествий в России занимаются и туристские агентства, и специальные паломнические службы. Наиболее известной паломнической службой православной конфессии является паломническая служба «Радонеж» [8].
Рис. 7. Гостиницы при монастырях в России
Рис. 8. Номера в гостиницах для паломников при монастырях в России
Рассмотрим нестандартные формы отелей, связанных с самым массовым видом туризма в мире –отдыхом на побережье морей, рек идругих водоемов. Такой отдых предполагается более чем в 70% предложений туроператоров мира.Например, в странах ЮгоВосточной Азии достаточно распространены гостиницы в формате бунгало на воде (Таиланд, Бали, Филиппины). На Мальдивах это вообще самый популярный вид отелей. В жарком климате условия проживания в таких отелях не только отличаются оригинальностью, но и понастоящему комфортны.Крупнейший в мире из отелей этого вида на сегодняшний день является курортный комплекс на воде “Golden Palm Tree Sea”(Малайзия) (рис. 9).КуалаЛумпура включает 392отдельные виллы, которые выстроены в море, довольно далеко от побережья. Внутри бунгало оборудованы самой современной техникой, а стоимость проживания пока очень невелика–всего 165 долларов за ночь для двух человек. В эту цену входит и крыша над головой, и трехразовое питание в любом из пяти ресторанов, и все напитки в барах.
Рис. 9. Курортный комплекс на воде “Golden Palm Tree Sea”(Малайзия)
Если проживание в бунгало на воде доступно широкому кругутуристов, то проживание в подводных отелях (еще одна форма нестандартного проживания) доступно только для обеспеченных людей. Первая в мире гостиница под водой была открыта для постояльцев в 1986 году. Свое название “Jules’ Undersea Lodge”первая подводная гостиница получила в честь Жюля Верна, автора романа «20 000 лье под водой».В настоящее время в мире насчитывается несколько подводных отелей и строится еще несколько. Из числа действующих подводных отелей можно еще отметить отель “Poseidon Undersea Resort”, расположенный на острове Poseidon Mystery (Мальдивы). Этот отель сооружен на базе подводной станции построенной в 1962 году. В реконструкции станции принимали участие конструкторы подводных лодок вместе с лучшими архитекторами и дизайнерами. Отель был открыт для посетителей в 2010 году.Отель расположен на глубине 12 метров. Гости опускаются в помещения отеля с помощью специального лифта. В отеле 24 просторных номера, каждый из которых рассчитан на два человека. Номера представляют собой отдельные капсулы, соединенные с общей системой отеля герметичными шлюзами. Капсулы на 70% выполнены из сверхпрочного стекла, не пропускающего свет наружу. Условия проживания соответствуют современным стандартам проживания в отелях класса люкс. Номера оборудованы эксклюзивной мебелью, ванной с гидромассажем, большим телевизором с плазменным экраном, который можно использовать и как обычный телевизор, так и как монитор для связи с обслуживающим персоналом гостиницы. Самое главное –это возможность круглые сутки наблюдать за подводным миром. В отеле есть общий зал «Наутилус» общей площадью в 300 кв. м. Программа пребывания рассчитана на одну неделю. В программу включено множество дополнительных услуг, включая дайвинг с инструктором и подводные прогулки на специальной подводной лодке. Путевка на одного человека стоит 15000 долларов в неделюНедавно начал свою работу самый крупный подводный отель мира. Новый отель “Hydropolis Undersea Resort”расположен в Дубае, на берегу Персидского залива [9]. Строительство отеля обошлось его хозяевам в 490 млн долларов. Площадь нового отеля составляет 260 гектар. На сегодняшний день это самый роскошный подводный отель в мире. Он размещен на глубине 18 метров. Здание отеля имеет форму субмарины. В нее встроены 220 пузырьков из высокопрочного оргстекла –это номера для гостей. Конструкция имеет, как подводную, так и надводную часть. В фойе отеля туристы попадают с помощью автоматического поезда с земли по 515метровому тоннелю (рис. 10). Вся обстановка отеля в целом обеспечивает максимальный уровень комфорта, поскольку помимо элитных номеров в отеле располагаются 2 роскошных ресторана, салон красоты, spaцентры, кинотеатр, бары, танцплощадка, развлекательный комплекс для детей, бутики, ювелирные магазины, а также конференцзалы для переговоров (рис. 11).
Рис. 10. В подводном отеле «Hydropolis Undersea Resort» туристы могут наблюдать за жизнью морских животных
Рис. 11. Отель«Hydropolis Undersea Resort» изнутри
А в вечернее время все посетители отеля могут насладиться впечатляющим лазерным шоу на специально созданной площадке. Отель оснащен даже противоракетной системой безопасности.В Европе нестандартные формы отелей представлены отелями на реках. К такому типу отелей относятся ботели и флотели. На их базе созданы даже гостиничные цепи.Ботель(от англ. boathotel) –небольшаягостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное небольшое судно. Флотель–большая гостиница, часто называемая «курортом на воде». Туристам предлагаются комфортабельные номера с большим набором услуг: бассейны, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций, библиотеки, разнообразное техническое обеспечение (телефон, телефакс, телетайп, телевизор и т.д.). В последнее время такие средства размещения часто используются для организации бизнестуров, конгресстуров, конгресскруизов, обучающих туров.Первое место в рейтинге ботелей занимает ботель “GolfYacht”в Праге (Чехия). Это самый комфортабельный и соответственно самый дорогой ботель в Европе.Раньше это было обычное судно, которое ходило по рекам Европы вплоть до 1980 года. На втором месте в рейтинге находится ботель “The LogInn Hotel”, который расположен в Стокгольме (Швеция). Отель был создан в результате реконструкции старого корабля. Номера в нем были стилизованы под старинную обстановку. Третьим в этом списке стоит “Botel Fortuna”, расположенный в Будапеште (Венгрия). Раньше это был теплоход 1967 года постройки, на котором туристы путешествовали по Дунаю.В России тоже есть несколько флотелей. Среди самых известных является отель «Волжская жемчужина», который расположен на берегу Волги в Ярославле, всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля (рис. 12). В распоряжении его гостей сауна и номера с бесплатным WiFi и минибаром. Номера отеля оснащены кондиционером, минибаром и сейфом.
Рис. 12. Флотели на реках России
В настоящее время одним из самых быстро развивающихся видов туризма является экологический туризм. По оценкам специалистов он в последние годы развивался в три раза быстрее, чем туристская индустрия в целом. Количество путешественников, предпочитающих экологический туризм, ежегодно вырастает на 20%. По различным оценкам, экотуризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма. В России в последние годы также наблюдался значительный рост экотуризма [10]. Повышение внимания к экологическому туризму вполне объяснимо. С ростом активности хозяйственной деятельности неизбежно связано нарастание экологических проблем. Улучшить экологическую обстановку человечеству удается только в пределах весьма ограниченных территорий. Высокие темпы урбанизации вызывают тягу людей к уединенным местам на лоне нетронутой природы. Многочисленные опросы туристов показывают, что среди ведущих мотивов туристских путешествий сегодня на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с живой природой. Распространение идей сохранения окружающей среды, пожалуй, самый важный из факторов, обусловивших спрос на экологический туризм за последние десятилетия во многих западных странах.Экотуризм породил несколько концептов нестандартных отелей. Наибольшее распространение получила концепция отеля на деревьях. В отелях на деревьях (Treehouse hotels)живые деревья являются структурными элементами их конструкции (рис. 13).
Рис. 13. Отели на деревьях в Европе
Первая гостиница на дереве была сооружена в Бельгии. После этого опыт создания отелей переняла Франция, Германия и Швеция. Отели в домиках и дуплах деревьев сегодня можно встретить во многих странах мира: США, Ямайке, Германии, Бельгии, Швеции, Турции, КостаРики, Кении, Бразилии, Китае, Индии и других странах.С ростом количества отелей на деревьях в Европе этот вид отдыха становится доступным для многих путешественников. Сегодня в Европе можно найти простой отель на деревьях, в котором стоимость размещения на одну ночь всей семьей составит сто долларов. О распространении этого вида отелей можно судить по такому факту, что во Франции только одна компания “Arnaud de La Chesnais runs La Cabane en l'Air”построила около 250ти небольших отелей на деревьях.Гостиница на дереве обычно представляет собой деревянный домик, расположенный на высоте от 5 до 50 метров. При небольшой высоте туристыпользуются простой лестницей. Подняться на большую высоту турист может на специальном лифте и уже оттуда наслаждаться живописным видом джунглей и дикой природой.Домик редко рассчитан на большое число постояльцев, однако есть и исключения –огромные отелив тропических лесах. Такие отели подойдут людям, которые устали от ежедневной рутины и хотят расслабиться в уютной и необычной обстановке. Гостиницы на деревьях обычно привлекают семей с детьми. Здесь взрослые могут вспомнить о своем детстве, а малыши обрести новый жизненный опыт. Такие отели создаются с соблюдением всех правил безопасности и не вредят окружающей среде. Стоимость проживания в таких отелях в среднем всетаки дороже, чем в обычных отелях.Некоторые отели на деревьях имеют фантастический дизайн (рис. 14).Но условия проживания в них соответствуют требованиям городского жителя (рис. 15). Говорят, что даже королева Англии любит в них останавливаться. В отелях на деревьях всегда предлагается соответствующая тематическая программа, например, участие в сафари, сплаве по реке, рыбная ловля и т.д. К экологическому типу средств размещения относится концепт ледяного отеля. Первый отель изо льда был построен в Канаде (“The Hôtel de Glace”). Сейчас такие отели нашли распространение, кроме Канады в Финляндии, Норвегии Швеции и Швейцарии (рис. 16). Для старейшего ледяного отеля “IceHotel”в Швеции сезон 2012–2013 стал уже двадцать третьим. Этот отель прошел долгий путь развития от небольшого домика площадью в 60 кв. метров до рекордного –общей площадью ледяного творения в 5 500 кв. м.
Рис. 14. Фантастические формы отелей на деревьях
Рис. 15. Условия проживания в гостинице на деревьях
К этому концепту относится снежный отель “Kakslauttanen”в Лапландии. Это пара десятков небольших отдельно стоящих номеровигл, скрытых в снегах, но их выпуклые потолки сделаны из особогостекла, не покрывающегося инеем даже в самые сильные холода, что позволяет гостям любоваться северным сиянием, не покидая теплой комнаты и даже не вставая с мягкой кровати (рис. 16). Отель работает только в зимний период (здесь он длится с декабря по апрель).
Рис. 16. Ледяные отели Северной ЕвропыК экологическому туризму (и даже оздоровительному) можно отнести концепты отелей в пещерах и шахтах.Эта идея уже давно получила распространение по всему миру. Подобные гостиницы есть в Турции, Испании, и даже в России.Уникальный микроклимат, близкая к идеальной температура поддерживаются в отеляхшахтах естественным образом.Неповторимые лабиринты заброшенных шахт придаюттаким отелям уникальный вид. Отелипещеры всегда строятся в очень живописных местах, изобилующих памятниками древности, поэтому отдыхающие могут поправить свое здоровье, насладиться прекрасной окружающей природой и поучаствовать в обширной экскурсионной программе. В качестве примера такого отеля можно привести отель «Важин» (рис. 17). Он создан в одной из крупнейших в Европе соляных пещер, находящейся на глубине 250 м под землей. В ней есть спортивная площадка, зал для дискотеки, ресторан и спальная часть с 230 кроватями. Многие туристы прибывают в этот отель на излечение. В отеле есть медицинский персонал.
Рис. 17. Виды отеля «Важин»
Известностью у туристов пользуется так же пещера «Колдрас», находящаяся на глубине 212 метров под землей. В ней есть 42 места для ночлега в двухи четырех местных спальных отделениях. Природа создала настоящие естественные лечебные санатории во многих областях земного шара. Большие солевые пещеры можно найти в районе Карпат и Алтая или неподалеку от Мертвого моря, а соляные копи и маленькие гроты встречаются во многих европейских странах. Оздоровительный эффект, заключенный в особом воздухе пещер, насыщенном полезными микроэлементами и легкими ионами, был замечен еще две с половиной тысячи лет назад, и с тех пор успешно применяется для лечения многих заболеваний кожи и верхних дыхательных путей (рис. 18).
Рис. 18. Лечебные процедуры в подземном отелеСамый большой подземный отель в мире в скором времени откроют в Шанхае. Это гостиничный комплекс“Songjiang beauty spot hotel”(рис. 19). Уникальный отель “Songjiang beauty spot”, возвели на месте бывшей каменоломни. В гостинице будет 400 номеров. Гостям подземной гостиницы будут доступны разнообразные кафе и рестораны, спортивный центр, а также банкетный и конференцзалы.
Рис. 19. Гостиничныйкомплекс“Songjiang beauty spot hotel”вШанхае
На двух подводных уровнях 21этажного здания будет расположен ресторан, отделенный от воды десятиметровым глубоким аквариумом. В центре экстремального отдыха, расположенного на крыше отеля, гостям предложат прыжки с канатом,а также занятия скалолазанием по отвесным стенкам карьера. Еще одним уникальным отличием гостиницы станет спортивнодосуговый комплекс, находящийся на самом дне карьера, под водой. На крыше здания разместится сад площадью в 3,5 тысячи кв. м. Украсит гостиницу большой искусственный водопад, струящийся по фасаду отеля.Следующий концепт отеля на первый взгляд выглядит весьма странно. Это отельтюрьма. Но оказывается, что и у этих отелей есть свой сегмент потребителей. Этому есть простое объяснение. Многие служащие компаний больших городов устают от рутины обыденной жизни. Им требуется небольшая дозированная встряска. Они не готовы к испытаниям экстремального туризма, часто они боятся выехать даже за пределы цивилизованной Европы, опасаясь неизвестных болезней, стихийных бедствий и т.д. Гораздо проще пощекотать нервы на другой улице своего города или в городе по соседству. Такие люди удовлетворяют свою потребность в экстриме, проводя несколько дней в отелетюрьме (рис. 20).Некоторым туристам так нравится проводить время в таких отелях, что они начинают коллекционировать такие путешествия. Ведь ездят же альпинисты по всему миру в поисках непокоренных вершин. Так и приверженцы отелейтюрем хотят посетить такие отели по всему миру, в которых они еще не были. И тут уж они забывают о своих первоначальных страхах, поглощенные новой идеей. Важно отметить, что такие туристы встречают в отеляхтюрьмах своих единомышленников. Ведь первопричина у них одна.Сегодня отелитюрьмы можно найти в разных частях света. Больше всего их в Европе, у которой богатая история таких заведений. Можно найти такие отели и в Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Словении. Все они чемто похожи (ведь владельцы отелей старались не сильно менять интерьер), но вместе с тем имеют уникальные черты, придавая каждому индивидуальность (рис. 21).Самыми известными отелями такого вида являются следующие отели: «Алькатрас» (Alcatraz), «Кайзерслаутерн» (Германия),«Мэлмейсон», (Оксфорд, Великобритания), “Langholmen Hotel”, (Стокгольм, Швеция), “Hostel Celica”(Любляна, Словения).
Рис. 20. Так выглядит вход в отельтюрьма
Рис. 21. Так выглядитотельтюрьма изнутри
В 2013 году откроется роскошный четырехзвездочный отельтюрьма “Marriott”(Авиньон, Франция). Стоимость проекта реконструкции старой тюрьмы оценивается в 36 миллионов евро. Отель будет располагать 100 номерами, конференцзалом на 700 человек, открытым бассейном и подземной парковкой. Стиль здания будет сочетать архитектурные особенности тюремной постройки с современной роскошью. Авторы проекта намерены сохранить часть крыши и стены тюрьмы.Похожие побудительные мотивы имеют постояльцы отелейбункеров.Гостиницыбункеры–специфические отели для любителей индустриальной эстетики и недорогого отдыха (рис. 22).
Рис. 22. Концепт отелябункера
Идея использовать ненужные или заброшенные бункеры, оставшиеся со времен холодной войны, в качестве гостиниц появилась не так давно, но начала стремительно набирать популярность в Европе (Албания, Швейцария, Германия). Бункеры находятся под землей и, соответственно, окон в них нет, поэтому, чтобы посетители не чувствовали себя неуютно, везде развешаны экраны, на которых транслируется картинка с поверхности. Такие отели не располагают высоким уровнем комфорта, но привлекают своей оригинальностью и дешевизной.Одним из новых концептов нестандартных средств проживания является идея передвижных отелей. Сейчас во многих странах Европы практикуется создание так называемых «временных» отелей. В гостиничные номера превращаются каюты и контейнеры морских лайнеров. Спальные места для туристов оборудуют в палатках и даже бараках. В современном динамичном мире для создания гостиницы подойдет практически любая площадка. Например, компания “SnoozeBox”создала целый ряд передвижных гостиниц (рис. 23). Организация может доставить по месту назначения отели с номерным фондом в восемьдесят, 160 или 240 номеров. Такие гостиницы прибывают на грузовиках и представляют собой морские контейнеры. Подобная идея несколько напоминает военные маневры, поэтому никого не удивляет, что некоторыеразработчики этого проекта некогда имели отношение к британской армии. Руководитель проекта “SnoozeBox”говорит о том, что его компания превращает в гостиницу набор морских контейнеров, в каждом из которых оборудуется по три небольших гостиничных номера стелевизором, интернетом и ванной комнатой.
Рис. 23. Передвижные отели компании «SnoozeBox»
Следующий концепт нестандартного размещения туристов тоже связан с мобильным туризмом, а именно, караванингом. Караванинг очень популярен в США и распространен в странах Европы.Караванинг –автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомахили автоприцепах (рис. 24). На пути следования караванеры останавливаются на специально оборудованных площадках (кемпинги для караванеров) (рис. 25).
Рис. 24. Караванеры на марше, план автодома
Рис. 25. Кемпинги для караванеров в Западной Европе и Южной КорееНапример, в США вдоль автомобильных шоссе расположено огромное количество кемпингов (RV parks), которые обеспечивают все необходимые условия для путешественников: снабжение питьевой водой, электричеством, канализацией, душем, ванной, кухней, мусорными свалками, местами для выгула животных и т. п. В США существуют фирмыи компании, специализирующиеся на доставке почтыдля адресатов, у которых нет постоянного места жительства (mail forwarding services). За определенную плату они доставляют письма и посылки в любое заранее условленное место.Теперь караванеры из Европы добрались и до России. В основном они пока нацелены на столичные города Москву и СанктПетербург. Сегодня в Москву ежегодно приезжают более 2 тыс. автодомов. В настоящее время туристы вынуждены оставлять свои автодома на случайных и неприспособленных стоянках. В столичных городах России предполагается строительство кемпингов для караванеров. Тогда ожидается, что поток автодомов будет доведен до 10 тысяч в год. Караванинг вообще имеет очень большие перспективы в России.С обслуживанием этого вида туристов связано множество сопутствующих услуг: от бытовых до проката автодомов, ремонта и обслуживания техники на пути следования [11].Концептуальные гостиницы в России пока не нашли большого распространения. Если и есть опыт таких гостиниц, то он имеет место в столичных городах. Распространение концептуальных гостиниц особенно актуально и может благоприятно отразиться на развитии туризма в городах и поселениях Сибири и Дальнего Востока, где бы такие объекты могли бы восполнить недостаток исторических памятников, дополнив богатый природный мир.В настоящее время вузы России выпускают в избытке молодых дизайнеров, которые могли бы реализовать себя на поприще концептуальных гостиниц. Многие проекты могут быть реализованы в рамках малого бизнеса. Но дляорганизации такого бизнеса в широком масштабе одной инициативы предпринимателей недостаточно. Желательно организовать процесс на уровне администрации региона. Мы не будем вдаваться в обсуждение темы, в чем именно может состоять эта помощь.Многие проблемымалого бизнеса в гостиничном деле хорошо известны [12]. Обратим внимание на одну важную проблему, связанную с малым гостиничным бизнесом, которая не нашла достаточного отражения в научных публикациях. Эта проблема качества услуг и, возможно, расценок на услуги. Здесь необходим контроль и соблюдение стандартов. Но стандарты должны контролироваться не со стороны специальных надзорных органов. Такой контроль в России заканчивается известным результатом. Контроль должен осуществляться объединениями и союзами предпринимателей, которые должны взаимодействовать с администрацией регионов, тем самым реализуя идеи государственночастного партнерства [13–15].Концептуальные гостиницы могут стать точками роста туризма для Дальневосточного региона и Сибири, где туризм имеет большие перспективы развития [16–18].
Ссылки на источники1.Бурнацева Э. Р. Тенденции специализации и индивидуализации сервиса отелей на рынке гостиничных услуг, виды специализированных средств размещения // Маркетинг услуг. –2011. –№ 2. –С.132–146.2.Мартышенко Н.С., Локша А.В. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. –2013. –№1. –С. 22–25.3.В Чехии отмечается бум строительства концептуальных отелей. –URL: http://fineworld.info/vchexiiotmechaetsyabumstroitelstvakonceptualnyxotelej.4.Концептуальный отель в Берлине. –URL: http://natashatalova.livejournal.com/352837.html.5.Степанов И.В. Концептуальные отели: научнопрактические основы функционирования //Современные проблемы сервиса и туризма. –2010. –№ 2. –С. 37–44.6.Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. –2012. –№ 12. –С. 33–48.7.Templestay. –URL: www.templestay.com.8.Паломническая служба Радонеж. –URL: http://www.radonez.ru/.9.Эксклюзивный подводный отель в Дубае на глубине 18 метров. –URL: http://www.extrarich.ru/index.php/gadzhety/45oteli/51eksklyuzivnyjpodvodnyjotelvdubaenaglubine18metrov.10.Мартышенко Н.С. Экологический туризм –важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский журнал экотуризма. –2012. –№3. –С. 34–38.11.Мартышенко Н.С., Локша А.В. Тенденции развития автотуризма вРоссии // Практический маркетинг.–2013. –№9. –С. 27–36.12.Ковальчук А.П.Развитие малых отелей в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. –2013. –№ 1(18). –С. 31–42.13.Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: экономика, социология.–2008. –№3. –С. 23–32.14.Мартышенко Н.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в СевероВосточной Азии // Экономика и предпринимательство. –2011. –№5. –С. 153–163.15.Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края // Регион: системы, экономика, управление. –2008. –№2. –С. 122–132.16.Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. –2013. –№3. –С. 281–285.17.Мартышенко Н.С., Старкова Г.П. Малый бизнес в сфере гостиничного предпринимательства в Приморском крае// Российское предпринимательство. –2012. –№24. –С. 56–61.18.Мартышенко Н.С. Мировой туризм расширяет долю частного сектора размещения // Экономика и предпринимательство. –2013. –Т. 7. №1. –С. 318–322.
Martyshenko Natalis,candidate of Economic Sciences, Professor at the chair of marketing and commerce,Vladivostok State University of Economics and Service, VladivostokNatalya.martyshenko@vvsu.ruNonstandard accommodation and its role in the formation of touristdestinationstreamsAbstract. There is the boom of building conceptual hotels in the world. The author views the various nonstandard means of accommodation, occurred in tourism. Nonstandard hotels exist due to tourists’ new impressions aspiration and sometimes can depend on specifity of single types of tourism and conditions of the concrete touristic destination. The experience of nonstandard accommodation is effective to the towns and regions, which have many historic memorials.
Keywords: tourist, hotel business, tourist market, exotic hotel, boutique hotel.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Нестандартные средства размещения и их роль
в формировании туристских потоков в дестинаций
Аннотация. В мире наметился бум строительства концептуальных гостиниц. В статье рассматриваются различные нестандартные средства размещения, используемые в мире туристов. Концепты нестандартных гостиниц обязаны своим распространением не только стремлению туристов к новым впечатлениям, но могут диктоваться спецификой отдельных видов туризма и условиями конкретной туристской дестинации. Такой опыт особенно полезен для малых городов или регионов, не очень богатых историческими памятниками.Ключевые слова:турист, гостиничный бизнес, туристский рынок, экзотический отель, бутикотель.
Современные путешественники диктуют рынку средств размещения свои условия, с которыми представители гостиничного бизнеса не могут не считаться. Мировые отельеры отмечают, что современный гостиничный рынок многих развитых странпретерпевает значительные изменения под влиянием изменяющихся вкусов туристов. Многие туристы ищут новые впечатления, и им уже неинтересны стандартные условия современной гостиницы. Однотипные услуги, получившие распространение в крупных гостиничных сетях, начинают наскучивать туристу.Многие представители бизнеса по роду своей деятельности и так много времени проводят в таких гостиницах, а во время отдыха они хотят получать новые впечатления не только от экскурсий, но и условий проживания. Поэтому и сталипоявляться нестандартные средства размещения туристов. Такие отели придерживаются определенной концепции, поэтому и называются концептуальными [1, 2].Гостиничнотуристский бизнес в нашей стране несколько отстает от западных стран. На этом рынке у нас ещенет столь мощной конкуренции за место в бизнесе. Поэтому тенденции, обозначившиеся на западе, в скором времени можно ожидать и у нас. А тенденции таковы, что, например, в Европе наблюдается бум концептуальных отелей [3, 4]. Многие концептуальные отели реализованы как небольшие гостиницы. Для нашей страны очень полезна практика распространения европейского опыта гостиничного бизнеса в среде малого предпринимательства. При описании концептуальных отелей очень необходимо рассмотрение фотографий, которые мало практикуются в обычных научных журналах, поэтому мы обратились к электронному изданию, где таких ограничений нет.Среди концептуальных отелей существует множество разновидностей. В последние годы получили распространение отели, которые себя позиционируют, как бутикотели. Бутик отель, это термин, обозначающий отель, над проектом которого поработал креативный дизайнер. Термин «бутикотель» подчеркивает уникальность и своеобразие внутреннего убранства отеля (рис. 1).
Близок к бутикотелю термин «дизайнотель». Но некоторые авторы находят различие в этих понятиях [5]. Если в бутикотеле на первое место ставится роскошь, то в дизайнотеле главным является новшество и оригинальность дизайна.
Рис. 1. Бутикотель “Topazz”в Вене
Своеобразный облик имеют отели, которые соответствуют понятию «артотеля». Авторами этого концептуального направления считаются известные дизайнеры Урс Карли и Дирк Гадеке, которые впервые в конце 1980х годовоткрыли в Берлине группу артотелей.Артотель–это особый тип концептуального отеля,в котором на первое место выходит атмосфера музея (рис. 2). При посещении такого отеля возникает впечатление, что ты попал на выставку современного искусства. Такие отели, как правило, создаются людьми искусства: дизайнерами, художниками, фотографами и другими творческими личностями. Артотели привлекают особую клиентуру: деятелей культуры, творческую интеллигенцию, коллекционеров и ценителей искусства. Проживание в таком отеле вызывает чувство приобщения к культурной жизни, принадлежности к особой касте ценителей искусства.
Рис. 2. Артотель «Будапешт»в Венгрии
Примером крупного артотеля является отетель “Chambers”в НьюЙорке. В отеле создается ощущение, что вы попали в гости к богатому коллекционеру искусства. Каждый из 14тиэтажей оформлен руками какогонибудь признанного современника. Например, стены коридора восьмого этажа, над которыми поработал Джон Ньюсон, покрыт гигантскими ягодами, бабочками: часть рисунков «заползает» в номера. Кроме того, в каждой комнате, по крайней мере, по пять произведений искусства, то есть в отеле постоянно действует экспозиция более пятисот работ артвольнодумцев.Другим ярким примером артотеля является небольшой отель “Au Vieux Panier hotel”в Марселе, который известен на весь мир своими творческими порядками. В этом отеле всего пять комнат, каждая из которых оформлена персональным художником, причем оформление интерьера меняется каждый год. Комната, оформленная Тилтом, талантливым автором уличных граффити, наполовину раскрашена граффити. Оставшаяся часть девственнобелая, как новенький альбом для акварелей (рис. 3).
Рис. 3. Интерьеры артотелей США и Франции
Появления нестандартных гостиниц часто может быть связано с развитием специфических видов туризма, для которых невозможно использовать услуги современных крупных отелей. В отдельных случаях нестандартный подход позволяет сократить расходы на проживание. Но это далеко не во всех случаях. Экзотические условия могут стоить и намного дороже общепринятых. Во многих случаях проживание в нестандартных гостиницах может быть вообще основой туристского пакета.Среди экзотических гостиниц наибольшую нишу занимают исторические отели. Это отели, устроенные в старинных замках, виллах и монастырях. Такие отели получили распространение в странах западной Европы: Франции, Испании, Италии, Португалии (рис. 4).
Рис. 4. Известные исторические отели Франции и Италии
Как правило, это не тольковеликолепные памятники архитектуры, но и ландшафтного дизайна, присущего ушедшим эпохам. В отелях такого типа успешно сочетаются атмосфера минувших веков с современным комфортом (рис. 5).Провести отпуск в древнем монастыре становится модным. Появился даже специальный термин “Templestay”(«темплстей»), что можно перевести как «проживание в храме».
Рис. 5. Дизайн интерьеров европейских исторических отелей
Существует два типа отелей в монастырях. Первый использует только строения монастырей, которые уже не используются по своему прямому назначению. Эти отели относятся к типу исторических отелей. Но есть гостиницы и отели при действующих монастырях. В них обычно останавливаются паломники различных конфессий.История паломничества уходит в глубьвеков. Паломничество можно считать предшественником современного туризма. В современном мире паломничество относится к туризму достаточно условно. Сегодня паломничество опирается на ту же инфраструктуру, что и обычный туризм.У православных особой славой пользуются монастыри на горе Афон (Греция). На острове Афон до сих пор действуют 20 монастырей. В Италии много монастырей, которые не имеют отдельных гостиничных помещений и сдают пустующие кельи монахов.Наибольшей популярностью в Азиипользуются монастыри Шаолине. Это центр паломничества тысяч людей, исповедующих дзенбуддизм и сотен тысяч любителей восточных единоборств и китайских оздоровительных практик. При монастыре действуют две гостиницы для паломников “DharmaHall”и “Zen”.По использованию для проживания монастырей интересен опыт Южной Кореи. Этот опыт зародился во время чемпионата мира по футболу в 2002 году, когда монастыри Южной Кореи приняли у себя тысячи туристов. Сегодня это уже отдельное направление туризма этой страны [6].Программа «темплстэй» в Южной Корее очень демократична к проживанию в монастыре допускаются все желающие (рис. 6).
Рис. 6. Участники программы «темплстей» в Южной Корее
Участвуя в таких программах, во время пребывания в храмах посетители получают скорее духовный, нежели религиозный опыт. Чтобы пожить вбуддийском храме, вовсе не нужно отказываться от своих религиозных убеждений. Храмы приглашают людей всех религий и вероисповеданий.Число буддийских храмов, предлагающих услуги по программе «темплстей», приблизилось к 100. Для ориентирования туристов был создан специальный информационный центр по программам «темплстей», открывшийся в одном из главных центров буддизма в Сеуле –храме Чогеса [7]. В России тоже имеется множество монастырей, которые принимают паломников. Условия проживания в гостиницах дляпаломников более чем скромные. Здания тоже не отличаются большим блеском (рис. 7, 8). Правила в гостиницах для паломников в России очень строгие. Организацией паломнических путешествий в России занимаются и туристские агентства, и специальные паломнические службы. Наиболее известной паломнической службой православной конфессии является паломническая служба «Радонеж» [8].
Рис. 7. Гостиницы при монастырях в России
Рис. 8. Номера в гостиницах для паломников при монастырях в России
Рассмотрим нестандартные формы отелей, связанных с самым массовым видом туризма в мире –отдыхом на побережье морей, рек идругих водоемов. Такой отдых предполагается более чем в 70% предложений туроператоров мира.Например, в странах ЮгоВосточной Азии достаточно распространены гостиницы в формате бунгало на воде (Таиланд, Бали, Филиппины). На Мальдивах это вообще самый популярный вид отелей. В жарком климате условия проживания в таких отелях не только отличаются оригинальностью, но и понастоящему комфортны.Крупнейший в мире из отелей этого вида на сегодняшний день является курортный комплекс на воде “Golden Palm Tree Sea”(Малайзия) (рис. 9).КуалаЛумпура включает 392отдельные виллы, которые выстроены в море, довольно далеко от побережья. Внутри бунгало оборудованы самой современной техникой, а стоимость проживания пока очень невелика–всего 165 долларов за ночь для двух человек. В эту цену входит и крыша над головой, и трехразовое питание в любом из пяти ресторанов, и все напитки в барах.
Рис. 9. Курортный комплекс на воде “Golden Palm Tree Sea”(Малайзия)
Если проживание в бунгало на воде доступно широкому кругутуристов, то проживание в подводных отелях (еще одна форма нестандартного проживания) доступно только для обеспеченных людей. Первая в мире гостиница под водой была открыта для постояльцев в 1986 году. Свое название “Jules’ Undersea Lodge”первая подводная гостиница получила в честь Жюля Верна, автора романа «20 000 лье под водой».В настоящее время в мире насчитывается несколько подводных отелей и строится еще несколько. Из числа действующих подводных отелей можно еще отметить отель “Poseidon Undersea Resort”, расположенный на острове Poseidon Mystery (Мальдивы). Этот отель сооружен на базе подводной станции построенной в 1962 году. В реконструкции станции принимали участие конструкторы подводных лодок вместе с лучшими архитекторами и дизайнерами. Отель был открыт для посетителей в 2010 году.Отель расположен на глубине 12 метров. Гости опускаются в помещения отеля с помощью специального лифта. В отеле 24 просторных номера, каждый из которых рассчитан на два человека. Номера представляют собой отдельные капсулы, соединенные с общей системой отеля герметичными шлюзами. Капсулы на 70% выполнены из сверхпрочного стекла, не пропускающего свет наружу. Условия проживания соответствуют современным стандартам проживания в отелях класса люкс. Номера оборудованы эксклюзивной мебелью, ванной с гидромассажем, большим телевизором с плазменным экраном, который можно использовать и как обычный телевизор, так и как монитор для связи с обслуживающим персоналом гостиницы. Самое главное –это возможность круглые сутки наблюдать за подводным миром. В отеле есть общий зал «Наутилус» общей площадью в 300 кв. м. Программа пребывания рассчитана на одну неделю. В программу включено множество дополнительных услуг, включая дайвинг с инструктором и подводные прогулки на специальной подводной лодке. Путевка на одного человека стоит 15000 долларов в неделюНедавно начал свою работу самый крупный подводный отель мира. Новый отель “Hydropolis Undersea Resort”расположен в Дубае, на берегу Персидского залива [9]. Строительство отеля обошлось его хозяевам в 490 млн долларов. Площадь нового отеля составляет 260 гектар. На сегодняшний день это самый роскошный подводный отель в мире. Он размещен на глубине 18 метров. Здание отеля имеет форму субмарины. В нее встроены 220 пузырьков из высокопрочного оргстекла –это номера для гостей. Конструкция имеет, как подводную, так и надводную часть. В фойе отеля туристы попадают с помощью автоматического поезда с земли по 515метровому тоннелю (рис. 10). Вся обстановка отеля в целом обеспечивает максимальный уровень комфорта, поскольку помимо элитных номеров в отеле располагаются 2 роскошных ресторана, салон красоты, spaцентры, кинотеатр, бары, танцплощадка, развлекательный комплекс для детей, бутики, ювелирные магазины, а также конференцзалы для переговоров (рис. 11).
Рис. 10. В подводном отеле «Hydropolis Undersea Resort» туристы могут наблюдать за жизнью морских животных
Рис. 11. Отель«Hydropolis Undersea Resort» изнутри
А в вечернее время все посетители отеля могут насладиться впечатляющим лазерным шоу на специально созданной площадке. Отель оснащен даже противоракетной системой безопасности.В Европе нестандартные формы отелей представлены отелями на реках. К такому типу отелей относятся ботели и флотели. На их базе созданы даже гостиничные цепи.Ботель(от англ. boathotel) –небольшаягостиница на воде, в качестве которой используется соответствующим образом оборудованное небольшое судно. Флотель–большая гостиница, часто называемая «курортом на воде». Туристам предлагаются комфортабельные номера с большим набором услуг: бассейны, водные лыжи, снасти для рыбной ловли, оснащение для подводного плавания и подводной охоты, тренажерные залы, залы для конгрессов и конференций, библиотеки, разнообразное техническое обеспечение (телефон, телефакс, телетайп, телевизор и т.д.). В последнее время такие средства размещения часто используются для организации бизнестуров, конгресстуров, конгресскруизов, обучающих туров.Первое место в рейтинге ботелей занимает ботель “GolfYacht”в Праге (Чехия). Это самый комфортабельный и соответственно самый дорогой ботель в Европе.Раньше это было обычное судно, которое ходило по рекам Европы вплоть до 1980 года. На втором месте в рейтинге находится ботель “The LogInn Hotel”, который расположен в Стокгольме (Швеция). Отель был создан в результате реконструкции старого корабля. Номера в нем были стилизованы под старинную обстановку. Третьим в этом списке стоит “Botel Fortuna”, расположенный в Будапеште (Венгрия). Раньше это был теплоход 1967 года постройки, на котором туристы путешествовали по Дунаю.В России тоже есть несколько флотелей. Среди самых известных является отель «Волжская жемчужина», который расположен на берегу Волги в Ярославле, всего в нескольких минутах ходьбы от Кремля (рис. 12). В распоряжении его гостей сауна и номера с бесплатным WiFi и минибаром. Номера отеля оснащены кондиционером, минибаром и сейфом.
Рис. 12. Флотели на реках России
В настоящее время одним из самых быстро развивающихся видов туризма является экологический туризм. По оценкам специалистов он в последние годы развивался в три раза быстрее, чем туристская индустрия в целом. Количество путешественников, предпочитающих экологический туризм, ежегодно вырастает на 20%. По различным оценкам, экотуризм составляет 10–20% от всего рынка мирового туризма. В России в последние годы также наблюдался значительный рост экотуризма [10]. Повышение внимания к экологическому туризму вполне объяснимо. С ростом активности хозяйственной деятельности неизбежно связано нарастание экологических проблем. Улучшить экологическую обстановку человечеству удается только в пределах весьма ограниченных территорий. Высокие темпы урбанизации вызывают тягу людей к уединенным местам на лоне нетронутой природы. Многочисленные опросы туристов показывают, что среди ведущих мотивов туристских путешествий сегодня на первый план все больше выдвигается стремление людей к общению с живой природой. Распространение идей сохранения окружающей среды, пожалуй, самый важный из факторов, обусловивших спрос на экологический туризм за последние десятилетия во многих западных странах.Экотуризм породил несколько концептов нестандартных отелей. Наибольшее распространение получила концепция отеля на деревьях. В отелях на деревьях (Treehouse hotels)живые деревья являются структурными элементами их конструкции (рис. 13).
Рис. 13. Отели на деревьях в Европе
Первая гостиница на дереве была сооружена в Бельгии. После этого опыт создания отелей переняла Франция, Германия и Швеция. Отели в домиках и дуплах деревьев сегодня можно встретить во многих странах мира: США, Ямайке, Германии, Бельгии, Швеции, Турции, КостаРики, Кении, Бразилии, Китае, Индии и других странах.С ростом количества отелей на деревьях в Европе этот вид отдыха становится доступным для многих путешественников. Сегодня в Европе можно найти простой отель на деревьях, в котором стоимость размещения на одну ночь всей семьей составит сто долларов. О распространении этого вида отелей можно судить по такому факту, что во Франции только одна компания “Arnaud de La Chesnais runs La Cabane en l'Air”построила около 250ти небольших отелей на деревьях.Гостиница на дереве обычно представляет собой деревянный домик, расположенный на высоте от 5 до 50 метров. При небольшой высоте туристыпользуются простой лестницей. Подняться на большую высоту турист может на специальном лифте и уже оттуда наслаждаться живописным видом джунглей и дикой природой.Домик редко рассчитан на большое число постояльцев, однако есть и исключения –огромные отелив тропических лесах. Такие отели подойдут людям, которые устали от ежедневной рутины и хотят расслабиться в уютной и необычной обстановке. Гостиницы на деревьях обычно привлекают семей с детьми. Здесь взрослые могут вспомнить о своем детстве, а малыши обрести новый жизненный опыт. Такие отели создаются с соблюдением всех правил безопасности и не вредят окружающей среде. Стоимость проживания в таких отелях в среднем всетаки дороже, чем в обычных отелях.Некоторые отели на деревьях имеют фантастический дизайн (рис. 14).Но условия проживания в них соответствуют требованиям городского жителя (рис. 15). Говорят, что даже королева Англии любит в них останавливаться. В отелях на деревьях всегда предлагается соответствующая тематическая программа, например, участие в сафари, сплаве по реке, рыбная ловля и т.д. К экологическому типу средств размещения относится концепт ледяного отеля. Первый отель изо льда был построен в Канаде (“The Hôtel de Glace”). Сейчас такие отели нашли распространение, кроме Канады в Финляндии, Норвегии Швеции и Швейцарии (рис. 16). Для старейшего ледяного отеля “IceHotel”в Швеции сезон 2012–2013 стал уже двадцать третьим. Этот отель прошел долгий путь развития от небольшого домика площадью в 60 кв. метров до рекордного –общей площадью ледяного творения в 5 500 кв. м.
Рис. 14. Фантастические формы отелей на деревьях
Рис. 15. Условия проживания в гостинице на деревьях
К этому концепту относится снежный отель “Kakslauttanen”в Лапландии. Это пара десятков небольших отдельно стоящих номеровигл, скрытых в снегах, но их выпуклые потолки сделаны из особогостекла, не покрывающегося инеем даже в самые сильные холода, что позволяет гостям любоваться северным сиянием, не покидая теплой комнаты и даже не вставая с мягкой кровати (рис. 16). Отель работает только в зимний период (здесь он длится с декабря по апрель).
Рис. 16. Ледяные отели Северной ЕвропыК экологическому туризму (и даже оздоровительному) можно отнести концепты отелей в пещерах и шахтах.Эта идея уже давно получила распространение по всему миру. Подобные гостиницы есть в Турции, Испании, и даже в России.Уникальный микроклимат, близкая к идеальной температура поддерживаются в отеляхшахтах естественным образом.Неповторимые лабиринты заброшенных шахт придаюттаким отелям уникальный вид. Отелипещеры всегда строятся в очень живописных местах, изобилующих памятниками древности, поэтому отдыхающие могут поправить свое здоровье, насладиться прекрасной окружающей природой и поучаствовать в обширной экскурсионной программе. В качестве примера такого отеля можно привести отель «Важин» (рис. 17). Он создан в одной из крупнейших в Европе соляных пещер, находящейся на глубине 250 м под землей. В ней есть спортивная площадка, зал для дискотеки, ресторан и спальная часть с 230 кроватями. Многие туристы прибывают в этот отель на излечение. В отеле есть медицинский персонал.
Рис. 17. Виды отеля «Важин»
Известностью у туристов пользуется так же пещера «Колдрас», находящаяся на глубине 212 метров под землей. В ней есть 42 места для ночлега в двухи четырех местных спальных отделениях. Природа создала настоящие естественные лечебные санатории во многих областях земного шара. Большие солевые пещеры можно найти в районе Карпат и Алтая или неподалеку от Мертвого моря, а соляные копи и маленькие гроты встречаются во многих европейских странах. Оздоровительный эффект, заключенный в особом воздухе пещер, насыщенном полезными микроэлементами и легкими ионами, был замечен еще две с половиной тысячи лет назад, и с тех пор успешно применяется для лечения многих заболеваний кожи и верхних дыхательных путей (рис. 18).
Рис. 18. Лечебные процедуры в подземном отелеСамый большой подземный отель в мире в скором времени откроют в Шанхае. Это гостиничный комплекс“Songjiang beauty spot hotel”(рис. 19). Уникальный отель “Songjiang beauty spot”, возвели на месте бывшей каменоломни. В гостинице будет 400 номеров. Гостям подземной гостиницы будут доступны разнообразные кафе и рестораны, спортивный центр, а также банкетный и конференцзалы.
Рис. 19. Гостиничныйкомплекс“Songjiang beauty spot hotel”вШанхае
На двух подводных уровнях 21этажного здания будет расположен ресторан, отделенный от воды десятиметровым глубоким аквариумом. В центре экстремального отдыха, расположенного на крыше отеля, гостям предложат прыжки с канатом,а также занятия скалолазанием по отвесным стенкам карьера. Еще одним уникальным отличием гостиницы станет спортивнодосуговый комплекс, находящийся на самом дне карьера, под водой. На крыше здания разместится сад площадью в 3,5 тысячи кв. м. Украсит гостиницу большой искусственный водопад, струящийся по фасаду отеля.Следующий концепт отеля на первый взгляд выглядит весьма странно. Это отельтюрьма. Но оказывается, что и у этих отелей есть свой сегмент потребителей. Этому есть простое объяснение. Многие служащие компаний больших городов устают от рутины обыденной жизни. Им требуется небольшая дозированная встряска. Они не готовы к испытаниям экстремального туризма, часто они боятся выехать даже за пределы цивилизованной Европы, опасаясь неизвестных болезней, стихийных бедствий и т.д. Гораздо проще пощекотать нервы на другой улице своего города или в городе по соседству. Такие люди удовлетворяют свою потребность в экстриме, проводя несколько дней в отелетюрьме (рис. 20).Некоторым туристам так нравится проводить время в таких отелях, что они начинают коллекционировать такие путешествия. Ведь ездят же альпинисты по всему миру в поисках непокоренных вершин. Так и приверженцы отелейтюрем хотят посетить такие отели по всему миру, в которых они еще не были. И тут уж они забывают о своих первоначальных страхах, поглощенные новой идеей. Важно отметить, что такие туристы встречают в отеляхтюрьмах своих единомышленников. Ведь первопричина у них одна.Сегодня отелитюрьмы можно найти в разных частях света. Больше всего их в Европе, у которой богатая история таких заведений. Можно найти такие отели и в Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Словении. Все они чемто похожи (ведь владельцы отелей старались не сильно менять интерьер), но вместе с тем имеют уникальные черты, придавая каждому индивидуальность (рис. 21).Самыми известными отелями такого вида являются следующие отели: «Алькатрас» (Alcatraz), «Кайзерслаутерн» (Германия),«Мэлмейсон», (Оксфорд, Великобритания), “Langholmen Hotel”, (Стокгольм, Швеция), “Hostel Celica”(Любляна, Словения).
Рис. 20. Так выглядит вход в отельтюрьма
Рис. 21. Так выглядитотельтюрьма изнутри
В 2013 году откроется роскошный четырехзвездочный отельтюрьма “Marriott”(Авиньон, Франция). Стоимость проекта реконструкции старой тюрьмы оценивается в 36 миллионов евро. Отель будет располагать 100 номерами, конференцзалом на 700 человек, открытым бассейном и подземной парковкой. Стиль здания будет сочетать архитектурные особенности тюремной постройки с современной роскошью. Авторы проекта намерены сохранить часть крыши и стены тюрьмы.Похожие побудительные мотивы имеют постояльцы отелейбункеров.Гостиницыбункеры–специфические отели для любителей индустриальной эстетики и недорогого отдыха (рис. 22).
Рис. 22. Концепт отелябункера
Идея использовать ненужные или заброшенные бункеры, оставшиеся со времен холодной войны, в качестве гостиниц появилась не так давно, но начала стремительно набирать популярность в Европе (Албания, Швейцария, Германия). Бункеры находятся под землей и, соответственно, окон в них нет, поэтому, чтобы посетители не чувствовали себя неуютно, везде развешаны экраны, на которых транслируется картинка с поверхности. Такие отели не располагают высоким уровнем комфорта, но привлекают своей оригинальностью и дешевизной.Одним из новых концептов нестандартных средств проживания является идея передвижных отелей. Сейчас во многих странах Европы практикуется создание так называемых «временных» отелей. В гостиничные номера превращаются каюты и контейнеры морских лайнеров. Спальные места для туристов оборудуют в палатках и даже бараках. В современном динамичном мире для создания гостиницы подойдет практически любая площадка. Например, компания “SnoozeBox”создала целый ряд передвижных гостиниц (рис. 23). Организация может доставить по месту назначения отели с номерным фондом в восемьдесят, 160 или 240 номеров. Такие гостиницы прибывают на грузовиках и представляют собой морские контейнеры. Подобная идея несколько напоминает военные маневры, поэтому никого не удивляет, что некоторыеразработчики этого проекта некогда имели отношение к британской армии. Руководитель проекта “SnoozeBox”говорит о том, что его компания превращает в гостиницу набор морских контейнеров, в каждом из которых оборудуется по три небольших гостиничных номера стелевизором, интернетом и ванной комнатой.
Рис. 23. Передвижные отели компании «SnoozeBox»
Следующий концепт нестандартного размещения туристов тоже связан с мобильным туризмом, а именно, караванингом. Караванинг очень популярен в США и распространен в странах Европы.Караванинг –автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомахили автоприцепах (рис. 24). На пути следования караванеры останавливаются на специально оборудованных площадках (кемпинги для караванеров) (рис. 25).
Рис. 24. Караванеры на марше, план автодома
Рис. 25. Кемпинги для караванеров в Западной Европе и Южной КорееНапример, в США вдоль автомобильных шоссе расположено огромное количество кемпингов (RV parks), которые обеспечивают все необходимые условия для путешественников: снабжение питьевой водой, электричеством, канализацией, душем, ванной, кухней, мусорными свалками, местами для выгула животных и т. п. В США существуют фирмыи компании, специализирующиеся на доставке почтыдля адресатов, у которых нет постоянного места жительства (mail forwarding services). За определенную плату они доставляют письма и посылки в любое заранее условленное место.Теперь караванеры из Европы добрались и до России. В основном они пока нацелены на столичные города Москву и СанктПетербург. Сегодня в Москву ежегодно приезжают более 2 тыс. автодомов. В настоящее время туристы вынуждены оставлять свои автодома на случайных и неприспособленных стоянках. В столичных городах России предполагается строительство кемпингов для караванеров. Тогда ожидается, что поток автодомов будет доведен до 10 тысяч в год. Караванинг вообще имеет очень большие перспективы в России.С обслуживанием этого вида туристов связано множество сопутствующих услуг: от бытовых до проката автодомов, ремонта и обслуживания техники на пути следования [11].Концептуальные гостиницы в России пока не нашли большого распространения. Если и есть опыт таких гостиниц, то он имеет место в столичных городах. Распространение концептуальных гостиниц особенно актуально и может благоприятно отразиться на развитии туризма в городах и поселениях Сибири и Дальнего Востока, где бы такие объекты могли бы восполнить недостаток исторических памятников, дополнив богатый природный мир.В настоящее время вузы России выпускают в избытке молодых дизайнеров, которые могли бы реализовать себя на поприще концептуальных гостиниц. Многие проекты могут быть реализованы в рамках малого бизнеса. Но дляорганизации такого бизнеса в широком масштабе одной инициативы предпринимателей недостаточно. Желательно организовать процесс на уровне администрации региона. Мы не будем вдаваться в обсуждение темы, в чем именно может состоять эта помощь.Многие проблемымалого бизнеса в гостиничном деле хорошо известны [12]. Обратим внимание на одну важную проблему, связанную с малым гостиничным бизнесом, которая не нашла достаточного отражения в научных публикациях. Эта проблема качества услуг и, возможно, расценок на услуги. Здесь необходим контроль и соблюдение стандартов. Но стандарты должны контролироваться не со стороны специальных надзорных органов. Такой контроль в России заканчивается известным результатом. Контроль должен осуществляться объединениями и союзами предпринимателей, которые должны взаимодействовать с администрацией регионов, тем самым реализуя идеи государственночастного партнерства [13–15].Концептуальные гостиницы могут стать точками роста туризма для Дальневосточного региона и Сибири, где туризм имеет большие перспективы развития [16–18].
Ссылки на источники1.Бурнацева Э. Р. Тенденции специализации и индивидуализации сервиса отелей на рынке гостиничных услуг, виды специализированных средств размещения // Маркетинг услуг. –2011. –№ 2. –С.132–146.2.Мартышенко Н.С., Локша А.В. Анализ концепций нестандартных средств размещения в мировой туристской практике // Вестник национальной академии туризма. –2013. –№1. –С. 22–25.3.В Чехии отмечается бум строительства концептуальных отелей. –URL: http://fineworld.info/vchexiiotmechaetsyabumstroitelstvakonceptualnyxotelej.4.Концептуальный отель в Берлине. –URL: http://natashatalova.livejournal.com/352837.html.5.Степанов И.В. Концептуальные отели: научнопрактические основы функционирования //Современные проблемы сервиса и туризма. –2010. –№ 2. –С. 37–44.6.Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Условия и тенденции развития международного туризма в Южной Корее // Практический маркетинг. –2012. –№ 12. –С. 33–48.7.Templestay. –URL: www.templestay.com.8.Паломническая служба Радонеж. –URL: http://www.radonez.ru/.9.Эксклюзивный подводный отель в Дубае на глубине 18 метров. –URL: http://www.extrarich.ru/index.php/gadzhety/45oteli/51eksklyuzivnyjpodvodnyjotelvdubaenaglubine18metrov.10.Мартышенко Н.С. Экологический туризм –важнейшее направление развития международного туризма в Приморском крае // Российский журнал экотуризма. –2012. –№3. –С. 34–38.11.Мартышенко Н.С., Локша А.В. Тенденции развития автотуризма вРоссии // Практический маркетинг.–2013. –№9. –С. 27–36.12.Ковальчук А.П.Развитие малых отелей в современных условиях в России // Экономика, предпринимательство и право. –2013. –№ 1(18). –С. 31–42.13.Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н. Оптимизация структуры инвестиций в региональные туристические проекты // Регион: экономика, социология.–2008. –№3. –С. 23–32.14.Мартышенко Н.С. Конкурентное позиционирование предложения территориального туристского продукта Приморского края в СевероВосточной Азии // Экономика и предпринимательство. –2011. –№5. –С. 153–163.15.Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края // Регион: системы, экономика, управление. –2008. –№2. –С. 122–132.16.Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. –2013. –№3. –С. 281–285.17.Мартышенко Н.С., Старкова Г.П. Малый бизнес в сфере гостиничного предпринимательства в Приморском крае// Российское предпринимательство. –2012. –№24. –С. 56–61.18.Мартышенко Н.С. Мировой туризм расширяет долю частного сектора размещения // Экономика и предпринимательство. –2013. –Т. 7. №1. –С. 318–322.
Martyshenko Natalis,candidate of Economic Sciences, Professor at the chair of marketing and commerce,Vladivostok State University of Economics and Service, VladivostokNatalya.martyshenko@vvsu.ruNonstandard accommodation and its role in the formation of touristdestinationstreamsAbstract. There is the boom of building conceptual hotels in the world. The author views the various nonstandard means of accommodation, occurred in tourism. Nonstandard hotels exist due to tourists’ new impressions aspiration and sometimes can depend on specifity of single types of tourism and conditions of the concrete touristic destination. The experience of nonstandard accommodation is effective to the towns and regions, which have many historic memorials.
Keywords: tourist, hotel business, tourist market, exotic hotel, boutique hotel.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»