Особенности кругооборота оборотного капитала и повышение эффективности его использования в клининговых компаниях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сапарова Т. Г. Особенности кругооборота оборотного капитала и повышение эффективности его использования в клининговых компаниях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13234.htm.
Аннотация. В российской экономике, в связи с нестабильностью финансовых отношений, на рынке клининговых услуг возникают кризисные ситуации, в частности связанные с проблемами эффективного управления оборотным капиталом. Отличительной особенностью операционного цикла, влияющей на объем, структуру и эффективность оборотного капитала, является его продолжительность. Основная задача российских клининговых компаний – снижение продолжительности операционного цикла путем повышения эффективности использования оборотного капитала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сапарова Татьяна Геннадьевна, магистр экономики, кафедра Финансовый менеджмент ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва tanya_genius@list.ru

Особенности кругооборота оборотного капитала и повышениеэффективности его использования в клининговых компаниях

Аннотация.В российской экономике, в связи с нестабильностью финансовых отношений, на рынке клининговых услуг возникают кризисные ситуации, в частности связанные с проблемами эффективного управления оборотным капиталом. Отличительной особенностью операционного цикла, влияющей на объем, структуру и эффективность оборотного капитала, является его продолжительность. Основная задача российских клининговых компаний –снижение продолжительности операционного цикла путем повышения эффективности использования оборотного капитала.Ключевые слова:оборотный капитал, операционный цикл, оборачиваемость оборотного капитала, управление оборотным капиталом, клининговая компания.

Оборотный капитал –это средства вложенные в краткосрочные активы (текущие активы, оборотные средства).Оборотный капитал организация использует для своей текущей деятельности, денежные средства и другое движимое имущество непрерывно участвуют во всех стадиях кругооборота капитала одновременно. Процесс кругооборота средств от денежной до производственной, от производственной до товарной, от товарной до денежной формобеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (рис.1).

Рис. 1. Кругооборот оборотного капитала в общем виде

Движение оборотного капитала компании в процессе такого цикла проходит четыре основных фазы, меняя свои формы.Первая фаза –денежныеактивы используются для приобретения материалов и сырья, т.е. запасов материальных оборотных активов.Вторая фаза –запасы материальных оборотных активов превращаются в запасы готовой продукции.Третья фаза –запасы готовой продукции реализуются потребителям и преобразуются в дебиторскую задолженность.Четвертая фаза–оплаченная дебиторская задолженность, преобразуется в денежные активы.Отличительной особенностью операционного цикла является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования денежных средств до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию. Продолжительность операционного цикла рассчитывается в днях и складывается и продолжительности оборота элементов оборотного капитала компании, таких как средний остаток денежных активов, запасов сырья и материалов, готовой продукции, дебиторской задолженности и прочее. Сокращение операционного цикла может быть достигнуто за счет уменьшения производственного цикла и за счет уменьшения обращения дебиторской задолженности. Для компаний клининговой сферы деятельности эти элементы значительно меньше, относительно других сфер экономической деятельности.Этапы кругооборота оборотного капитала, представленные на рис.1, имеют специфику организации в зависимости от сферы деятельности компании. Например, в сельском хозяйстве ряд процессов происходит,минуя денежную стадию, а в клининговой компании, в случае совпадения момента оказания услуг и их оплаты, может отсутствовать этап формирования товарных запасов. (рис.2).

Рис. 2. Кругооборот оборотного капитала клининговой компании

В рамках управления оборотным капиталом выделяют две составные части: производственный цикли финансовый цикл.Производственный цикл характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, которые используются для обслуживания производственного процесса.Особенность определения как общего количества товарноматериальных ценностей, так и каждого вида продукции состоит в том, что их величина зависит не только от объема оборотных фондов, но и от времени отвлечения денежных средств, которые необходимы для обеспечения производства.

В сфере услуг различные статьи оборотных активов, текущих пассивов и собственных источников финансирования неодинаково. Одни услуги воспроизводятисточники финансирования, другие потребляют[1].Рентабельность клинингового бизнеса зависит от их вида работ. Для ежедневной уборки она составляет 10–15%. Для спецработ этот показатель гораздо выше –25–40%. Для бытового клининга расходы на аренду не требуются –достаточно домашнего телефона, а дорогое оборудование заменяют швабры, тряпки, ведра с водой и пр. Разумеется некоторые работы в сфере бытового клининга требует также наличия специальных клининговых комплектов, но они могут приобретаться под определенный заказ, не сковывая раньше времени оборотные средства компании.На современном этапе выделяют функции подразделений российских предприятий в области использования оборотного капитала:аналитическая служба: стратегический и текущий контроль состава и структуры оборотного капитала планирование потребности в финансировании;бухгалтерская служба: сбор, учет и обработка информации о фактическом состоянии оборотных активов;финансовая служба: оптимизация источников формирования оборотных активов, организация текущего финансирования и мониторинга денежных потоков, обеспечение нормативного уровня денежных средств;хозяйственная служба: обеспечение производственнокоммерческого цикла организации материальнотехническими ресурсами, управление состоянием взаиморасчетов с поставщиками –соответственно оборотным капиталом, управление уровнем запасов сырья и материалов на основе нормативных их значений, авансированным в авансы поставщикам, и источниками формирования оборотных средств в виде кредиторской задолженности;производственные подразделения: управление длительностью производственного цикла, движением оборотных активов;маркетинговые и сбытовые подразделения: управление состоянием взаиморасчетов с клиентами.Вопрос формирования структуры источников финансирования оборотного капитала является актуальным в современных условиях. Компания стремится к сокращению расходов на обслуживание капитала, между тем, привлечение как краткосрочных, так и долгосрочных источников сопряжено с рядом проблем, таких как их дороговизна и сложность получения. Исследование инвестиции в период с 2009 по 2012 годы и в перспективе до 2014 года показало, что инвестиции в клининговую сферу практически равны нулю [2].Для принятия верного управленческого решения, в том числе и по формированию источников финансирования оборотного капитала, следует различать постоянный оборотный капитал (капитал независящий от сезонных и циклических спадов деловой активности, функционирующий на протяжении всего цикла), переменный оборотный капитал (капитал, меняющийся в зависимости от сезонных и циклических спадов деловой активности). Финансовая политика компании включает в себя политику финансирования оборотного капитала, основная задача, которой выбор подходов к финансированию постоянных и переменныхактивов, т. е. к формированию оборотного капитала. Та часть активов, которая сформирована за счет собственного капитала и долгосрочного заемного капитала (для целей анализа собственный капитал приравнивают к долгосрочным обязательствам) относят к чистым оборотным активам или называют чистым рабочим капиталом. С другой точки зрения чистый оборотный капитал определяют, как разность между текущими активами и текущими обязательствами.

В зарубежной практике оборотный капитал называют рабочим Working Capital. Политика формирования оборотных активов определяется соотношением между риском и эффективностью деятельности компании, которые приемлемы, по мнению финансового менеджера, для данной компании. Потребность в оборотных активах на один финансовый цикл рассчитывается путем вычитания из потребности на операционный цикл кредиторской задолженности. С целью оптимизации постоянной и переменной части оборотного капитала, определяют: максимальное во времени количество оборотных активов, задействованном в производственном процесс;минимальное во времени количество оборотов активов, задействованных в производственном процессе;объем постоянной части оборотных активов;средний размер переменной части оборотных активов;минимальная и максимальная ценаи прочее.На основе этих параметров определяется оптимальная потребность в оборотном капитале, формируется финансовая структура источников его финансирования.Российским компаниям предоставлена самостоятельность в выборе методов оценки и учета некоторых видов оборотных активов с отражением этого факта в учётной политике компании. Решения, которые принимаются в области учета, оказывают влияние на стоимость оборотных активов, отражаемую в отчётности, прибыли, величину себестоимости и эффективности использования оборотного капитала в деятельности компании.Службы маркетинга и сбыта нацелены на качественное удовлетворение запросов рынка и рост объемов продаж и потому добиваются увеличения запросов рынка и поэтому добиваются увеличения запасов для постоянного наличия необходимого объема и ассортимента ликвидных услуг, которые сглаживают «погрешности» планирования и прогнозирования ассортимента линейки услуг. Аналогичной позиции придерживается производственная (клининговая) служба, потому что высокие нормы запасов обеспечивают большуюстепень надежности в работе, предотвращения простоев. Материальнотехническое снабжение также нацелено на формирование максимального уровня запасов сырья и материалов, а также предоставление объемов авансов поставщикам для сохранения и улучшения с контрагентами. Финансовая служба, наоборот, нацелена на сокращение запасов до минимальногоЭффективность использования оборотного капитала определяется его оборачиваемостью. Для оценки интенсивности использования оборотного капитала, применяюткоэффициент оборачиваемости оборотного капитала TWC(Turnover Working Capital), который рассчитывается как отношение выручки от реализации к величине оборотного капитала(TWC= NS/WC, гдеTWC –коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, долей единиц;NS –выручка от реализации (оказания услуг)(Net Sales), руб.;WC –оборотный капитал (Working Capital),руб.).Онпоказывает насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал икак это влияет на рост продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал.1/TWC = WC/NS –коэффициент закрепления (сохранения) оборотных средств в обороте.Время одного оборота оборотногокапитала определяется в дняхК/TWC=К ×WC/NS,гдеК –число календарных дней отчетного периода.Время оборота капитала и оборачиваемость капитала величины обратно пропорциональные. При управлении оборотным капиталом финансовый менеджер должен стремиться кминимизации времени оборота капитала, [3]а, следовательно, к росту его оборачиваемости.Рост деловой активности (ускорение оборачиваемости) оборотного капитала приводит к возможности экономии оборотного капитала, прироста объемов продукции, увеличения получаемой прибыли. Рост оборотного капитала обеспечивается стабильной реализацией работ и услуг, реализацией излишних –ненужных товарноматериальных ценностей, ростом дебиторской задолженности (хотя нужно стремиться к снижению дебиторской задолженности), продажей ценных бумаг. Снижение величины оборотного капитала связанно с его оттоком. Отток капитала является необходимым условием осуществления компанией своей деятельности. Отток капитала связан с закупками сырья, материалов, имущества, выплатой заработнойплаты и начислениями по ней, платой за пользование кредитными ресурсами.

Для повышения эффективности использования оборотного капитала в клининговых компаниях рекомендуется следующее:выделять в структуре услуг «услугидоноры» и «услугиреципиенты» и в зависимости от этого обеспечивать эти услуги оборотным капиталом.

выработать единую позицию в нормах сырья и материалов, контролем погашения дебиторской задолженности между службами маркетинга и сбыта (для которых большие запасы являются желательными) и финансовой службой (для которой большие запасы отвлекают финансовые ресурсы из оборота); необходимо установить допустимую норму соотношения между рисками снижения оборотных активов и затратами на их обслуживание.Например, клининговаякомпания «ОМСЦентр» сделала анализ заявок, анализируя рост рынка строительства и дохода населения и поведенческие факторы на рынке клининговых услуг в Москве. Маркетологи клининговой компании «ОМСЦентр» разделили два основных направления на рынке услуг.1.Контрактное –которое основывается на договорных обязательствах и в большей мере на государственных закупках и аукционах. На сегодняшний день много крупных компаний перешли только на аутсорсинг, длятого чтобы экономить на пенсионных отчислениях и заработной плате рабочих. Ниша очень стабильная, но требует больших финансовых вложений и организационнозакупочную структуру. Прибыльность таких проектов составляет 7–12% от оборота.Основные сезоны: круглогодично, рост заявок на обслуживание октябрьмарт. 2.Стихийное. Сюда входят услуги, которые предоставляются населению и предприятию разово. В основном участвуют мелкие и средние клининговые компании. Рентабельность такого направления выше чем у предыдущей, но неизбежны низкие объёмы и само слово «стихийность» говорит само за себя, здесь нет уверенности в регулярности заказов и возможности прогнозировать объёмы продаж:уборка квартиры, дома, офиса. Доля этой ниши всё время растёт с ростом рынка строительства. Основной сезон поступления заявок: март –июнь и август–декабрь. Связано с окончанием отделочных работ, которые как часто оканчиваются или весной,или осенью;химичистка мягкой мебели и ковров. Такое направление клининга приносит высокую рентабельность, но тоже стихийна и не прогнозируется. Сезонность: круглый год, но основной сезон поздняя весна и лето, перед Новым годом;мытьё фасада и остекления. Является высоко рентабельной нишей, имеет сезонный характер в основном весна и осень.Управление оборотным капиталом одна из основных функций финансового менеджмента [4].Выполнение функций и задач по управлению оборотным капиталом связано с управлением большим количеством элементов их внутреннего материальновещественного и финансового состава, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности компании. Большую часть вопросов управления и затрат на их реализацию можно было бы сократить воспользовавшись «готовым бизнесом» –франшизами. Однако, следует отметить, что рынок клининговых франшиз совсем не развит[5].Поэтому в стратегии управления использованием оборотного капитала компании неотъемлемой частью является политика формирования оборотного капитала, которая включает в себя следующие параметры: достаточность собственного оборотного капитала, структура источников формирования капитала, стоимость источников финансирования и проектирование их структуры выявление тенденций и сезонности потребности в оборотном капитале.

Ссылки на источники1.Кэхилл Дж. А., Снайдер Дж. П. Подходы к определению рыночной цены частных компаний // Проблемы теории и практики управления. –2004. –№5. –С. 92–95.2.Шпилькина Т.А. Перспективы инвестиционной деятельности в России как фа тор стратегического планирования // Вестник Академии. –2012. № 2. –С. 18–19.

3.Фролова В.Б.Финансовый менеджмент: Понятийный аппарат // Экономика. Налоги. Право. –2011. –№5 –С.72–82.4.Там же.5.Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. –2013. –№ 10 (октябрь). –ART 13213.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm.

Saparova Tatiana,master of Economic Sciences, chair of financial management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscowtanya_genius@list.ruThe peculiarities of the working capital circulation and the increase of its usage effectivenessin cleaning companiesAbstract.Due to the instability of financial relations, there are crises on the market of cleaning services, in particular related to the problems of theeffective working capital management. The distinctive feature of the operating cycle, affecting the volume, structure and effectiveness of working capital, is its duration. The main aim of Russian cleaning companies is reducing the duration of the operating cycle by improving the efficiency of working capital.Keywords: working capital, operating cycle, the turnover of working capital, working capital management, cleaning company.

Рекомендовано к публикации:Фроловой В.Б., профессором кафедры финансового менеджмента ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»