Совершенствование механизма взаимодействия участников в процессе поставки тепловой энергии домохозяйствам

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Королёва Е. Ю. Совершенствование механизма взаимодействия участников в процессе поставки тепловой энергии домохозяйствам // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13269.htm.
Аннотация. В статье исследованы особенности взаимодействия теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и органа местного самоуправления при поставке тепловой энергии домохозяйствам. Предложена новая схема взаимодействия участников данного процесса. Указаны меры, способствующие снижению стоимости тепловой энергии.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Королёва Екатерина Юрьевна,аспирантНОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет», г.Смоленскekaterina_ket@list.ru

Совершенствование механизма взаимодействия участников

в процессе поставки тепловой энергии домохозяйствам

Аннотация. В статье исследованы особенности взаимодействия теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и органа местного самоуправления при поставке тепловой энергии домохозяйствам. Предложена новая схема взаимодействия участников данного процесса. Указаны меры, способствующие снижению стоимости тепловой энергии.Ключевые слова:тепловая энергия, теплоснабжающая организация, теплосетевая организация, домохозяйство, орган местного самоуправления, взаимодействие участников.

Актуальность исследования проблемы взаимодействия участников процесса поставки тепловой энергии домохозяйствам связана с существующими организационноэкономическими противоречиями в функционировании цепочки «производитель –потребитель услуг». В регионах России систематически наблюдается ежегодный рост тарифов на жилищнокоммунальные услуги, причем максимальную долю в составе затрат на оплату таких услуг домохозяйствами составляют услуги теплоснабжения. В качестве причин данного явления можно выделить ряд факторов, таких как отсутствие системного подхода к регулированию функционирования ЖКХ, отсутствие стимулов к снижению издержек, монополизм на рынке коммунальных услуг, несовершенство законодательной базы и другие.В качестве одной из причин существования указанной проблемы можно назвать порядок формирования конечной стоимости коммунального ресурса для потребителя. При этом в результате движения коммунального ресурса по цепочке «производитель –потребитель услуг» его конечная стоимость прирастает на величину дополнительных затрат и маржи,участвующих в этом процессе посредников (теплоснабжающая организация, сетевая организация, управляющая компания и(или) ТСЖ).Научная новизна данной работы состоит в предложении наилучшего способа взаимодействия теплоснабжающей организации, централизованных сетей инженернотехнического обеспечения, управляющей компании или ТСЖ, домохозяйств и органов местного самоуправления в цепочке «поставщик тепловой энергии –домохозяйства» для снижения конечной стоимости потребляемого домохозяйствами коммунального ресурса и повышения качества обслуживания.Рассмотрим подробнее взаимодействие участников в процессе поставки тепловой энергии.В процессе поставки теплоэнергии принимают участие: теплоснабжающая организация, теплосестевая организация, УК и(или)ТСЖ, потребитель (домохозяйства), а также орган исполнительной власти муниципального образования, оказывающий ограниченное законодательством регулирующее воздействие на их деятельность. Выделим основные функции и порядок взаимодействия каждого из участников.В федеральном законе «О теплоснабжении» дается следующее определение«теплоснабжающей организации»:организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии. При этом под «системой теплоснабжения» будем понимать, как указано в законе [1], совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.Главной задачей теплоснабжающей организации является продажа потребителям теплоносителя. Из указанного выше определения видно, что теплоснабжающая организация может быть двух видов: производителем и поставщиком теплоносителя, только поставщиком теплоносителя. Рассматриваемый нами Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» является производителем и поставщиком тепловой энергии домохозяйствам. Передача тепловой энергии производится по тепловым сетям. При этом теплоснабжающая организация заключает договор о передаче тепловой энергии с теплосетевой организацией.Теплосетевая организация–организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии [2].По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги (п.2 ст.17 ФЗ «О теплоснабжении»).Однако на практике продажу тепловой энергии потребителю и одновременно передачу ее по сети осуществляет сама теплоснабжающая организация. На таких условиях работает и Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». Следует также отметить, что теплосетевая организация, осуществляющая передачу теплоносителя по сети, связана договорными отношениями лишь с теплоснабжающейорганизацией, но ни с потребителем, ни с управляющей компанией данная организация договор не заключает.Согласно требованию Федерального закона «О теплоснабжении» (п.5 ст.18), теплоснабжающая и теплосетевая организации несут ответственность за состояниесистемы теплоснабжения до начала отопительного периода. В том случае, если функции по продаже и передачи тепловой энергии не совмещены в рамках одной организации, то теплоснабжающая и теплосетевая организация заключают соглашение об управлении системой теплоснабжения. В Сафоновском городском поселении ответственность за состояние системы теплоснабжения несет в целом Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». При этом орган исполнительной власти муниципального образования «Сафоновский район» оценивает соответствие состояния тепловых сетей нормативным требованиям и возможность начала отопительного сезона, согласно разработанному графику.При заключении договора о передаче тепловой энергии, теплоснабжающая и теплосетевая организации, согласно законодательству, определяют границу балансовой принадлежности участков тепловых сетей. Как правило, на границе раздела устанавливают прибор учета переданного и потребленного теплоносителя. Поскольку в Сафоновском городском поселении снабжение и поставку тепловой энергии осуществляет одна и та же организация, границы балансовой принадлежности участков тепловых сетей не определяются. При поставке тепловой энергии потребителю на границе раздела принадлежности тепловой сети также устанавливают прибор учета для контроля количества потребленного теплоресурса. В данном случае границей раздела принадлежности тепловой сети является внешняя стена дома. Для определения количества поданной в дом тепловой энергии в домах Сафоновского городского поселения начата установка общедомовых теплосчетчиков. Согласно правилам ст.15 ФЗ «О теплоснабжении», поставку теплоносителя потребителю, то есть в домохозяйство, теплоснабжающая организация осуществляет в соответствии с договором теплоснабжения, который она заключает с потребителем. В случае непосредственного обслуживания дома такой договор заключает каждый потребитель. Однако, если дома обслуживает УК или ТСЖ, то они заключают с теплоснабжающей организацией договор теплоснабжения от имени потребителя. При этом УК (либо ТСЖ) выступает «промежуточным звеном» в процессе поставки тепловой энергии от продавца к потребителю. Кроме заключения договора теплоснабжения УК осуществляет сбор платежей с потребителей за объем поставленного теплоносителя, а затем перечисляет полученные денежные средства на счет теплоснабжающей организации. В данном случае УК в процессе поставки тепловой энергии выступает в роли абонента, то есть организации, приобретающей поставляемый ресурс. Затем приобретенная управляющей компанией теплоэнергия передается конечному потребителю на основании договора о получении коммунальных услуг. Однако услуги управляющей компании в процессе поставки теплоэнергии потребителю не включаются в величину тарифа. Не исключено, что подобные услуги могут быть учтены управляющей компанией в тарифе на обслуживание дома. Одной из главных задач органа исполнительной власти муниципального образования в процессе теплоснабжения является распределение тепловой нагрузки и управление системами теплоснабжения, согласно правилам ст. 18 ФЗ «О теплоснабжении». Для распределения тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии все теплоснабжающие организации, владеющие источниками тепловой энергии в данной системе теплоснабжения, обязаны представить в орган исполнительной власти муниципального образования, уполномоченный на утверждение схемы теплоснабжения, заявку с указанием количества поставляемой потребителям тепловой энергии. Однако на практике данная процедура не реализуется, так распределение тепловой нагрузки из года в год осуществляется по ранее утвержденной схеме. Только в случае появления новых потребителей и (или) теплоснабжающих организаций орган исполнительной власти муниципального образования вносит изменения в указанную схему.Орган исполнительной власти муниципального образования «Сафоновский район»утверждает величину тарифа на единицу поставляемой тепловой энергии сроком действия на один год. Дифференциация тарифов в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии и по иным критериям не осуществляется. Кроме того, орган исполнительной власти муниципального образования принимает участие в согласовании с теплоснабжающими организациями графиков вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации. Но такое согласование осуществляется крайне редко. Из изложенного вытекает, что орган исполнительной власти муниципального образования оказывает основополагающие действия по регулированию деятельности участников процесса теплоснабжения. Однако вопросы оценки качества поставляемой тепловой энергии не относятся к его полномочиям, и отсутствует процедура осуществления такой функции. В соответствии со ст. 542ГК РФ [2] качество подаваемой теплоэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, или условиям, предусмотренным договором теплоснабжения. В случае нарушения теплоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии, согласно правилам закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Поэтому становиться очевидным, что обязанность по определению качества поставляемой тепловой энергии и ее оценке передается (по умолчанию) самим потребителям. Однако проблему усложняет, с одной стороны, отсутствие процедуры оценки качества потребителем, с другой –отсутствие установленных на законодательном уровне показателей качества теплоэнергии.С учетом вышеизложенного рассмотрим пути совершенствования взаимодействия участников при поставке тепловой энергии домохозяйствам Сафоновского городского поселения. В настоящее время поставку тепловой энергии (тепла и горячей воды) домохозяйствам Сафоновского городского поселения осуществляет Сафоновский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго». Поставка домохозяйствам отопления и горячей воды производится по договорам, заключенным с управляющими компаниями или ТСЖ. Стоимость потребленных ресурсов домохозяйства оплачивают непосредственно поставщику, поэтому доля участия в данном процессе управляющей компании или ТСЖ не включается в величину тарифа. Контроль технического состояния тепловых сетей, распределение потребляемой нагрузки и регулирование величины тарифа осуществляет орган исполнительной власти администрации муниципального образования (рис.1).Орган исполнительной власти муниципального образования (комитет по строительству и жилищнокоммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Сафоновский район») на существующем этапе реформирования ЖКХ попрежнему сохраняет за собой контрольные и регулирующие полномочия в сфере теплоснабженияСафоновского городского поселения. Рассчитаем стоимость тепловой энергии при существующей схеме взаимодействия участников процесса ее поставки домохозяйствам. При проведении расчетов будем исходить из того, что каждый участник процесса поставки тепловой энергии домохозяйствам является центром финансовой ответственности, участвующим в формировании конечной стоимости услуги.Общий тариф на теплоэнергию, установленный ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» составляет 26,98 руб. на кв. м. в месяц. В томчисле, затраты на транспортировку тепловой энергии по сети составляют 5% от величины тарифа, то есть 1,35руб. (26,98 ×0,05). Чистая величина тарифа, без учета транспортировки, составит 25,63 руб. (26,98 –1,35). Участие управляющей компании (ООО УК «СЭЗСервис») в процессе поставки тепловой энергии увеличивает тариф на 0,5 руб.на кв.м. С учетом того, что у ООО УК «СЭЗСервис» находится на обслуживании 478тыс. кв. м. жилищного фонда, получим затраты домохозяйств на приобретение теплоэнегрии в сумме 13135 тыс. руб. ((25,63 + 1,35 + 0,5) ×478).Следуя опыту Финляндии [3], целесообразно возложить на муниципалитет обязанность по заключению договора на поставку тепловых ресурсов с теплоснабжающей организацией, в отношении которой, для поддержания конкуренции, возможно проводить процедуру конкурсного отбора. В то же время, муниципалитет будет иметь возможность осуществлять контроль качества поставляемой тепловой энергии, которое в настоящее время оценивает лишь конечный потребитель, а также регулировать весь процесс теплоснабжения. При этом управляющая компания и ТСЖ будут заключать договор на поставку домохозяйствам тепла и горячей воды с органом исполнительной власти муниципального образования.

Рис.1. Схема взаимодействия участников процесса поставки тепла

и горячей воды домохозяйствам в Сафоновском городском поселении

Тепловые сети Сафоновского городского поселения находятся в неразрывной технологической связи с котельными, от которых они проложены. При этом котельные с принадлежащими им тепловыми сетями находятся в собственности муниципального образования «Сафоновский район», поэтому в данном случае возможно привлечение частного бизнеса для обслуживания котельных и теплосетей по договору концессии, заключенном с муниципалитетом. При этом следует передать котельные в управление частным операторам с условием инвестирования ими денежных средств на модернизацию тепловых сетей (замена труб для сокращения потерь тепла при транспортировке). Другую часть денежных средств, которые поступают в настоящее время в бюджет муниципального образования в качестве арендной платы от ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго», выделит на модернизацию муниципалитет. Таким образом будет осуществляться взаимодействие органа муниципальной власти с частным бизнесом в рамках частногосударственного партнерства на основе заключения договора концессии. С учетом предлагаемых мероприятий схема взаимодействия участников системыобслуживания при поставке домохозяйствам тепловой энергии и горячей воды примет следующий вид (рис.2).В предлагаемой нами схеме взаимодействия участников существует возможность снижения величины тарифа на теплоэнергию. Вопервых, теплоснабжающая и теплосетевая организации при разделении их функций будут устанавливать разные величины тарифов. Вовторых, тариф, устанавливаемый теплоснабжающей организацией, будет контролировать орган местного самоуправления, причем ситуация конкурсного отбора приведет к необходимости поддержания тарифа на низком уровне. Втретьих, теплосети будут управляться частными операторами, которые в условиях конкуренции будут снижать стоимость своих услуг. Вчетвертых, управляющая компания не будет являться посредником при поставке тепловой энергии домохозяйствам, а,следовательно, ее доля участияне будет включена в величину тарифа. Оплата услуг по поставки тепловой энергии будет осуществляться домохозяйствами напрямую поставщику.

Рис. 2. Схема взаимодействия участников процесса поставки домохозяйствам тепла

и горячей воды в Сафоновскомгородском поселении после реализации проектных мероприятий

Рассчитаем стоимость тепловой энергии при новом способе взаимодействия участников. Тариф на теплоэнергию возьмем прежний –25,63 руб.на кв. м., стоимость услуг при транспортировке примем как 2% от величины тарифа (с учетом модернизации теплосети и в условиях конкуренции стоимость услуг будет снижаться). В данном случае затраты на транспортировку составят 25,63 ×0,02 = 0,5 руб.на кв. м. Тогда затраты на поставку тепловой энергии в жилищный фонд,площадью 478 тыс. кв. м. составят 12490 тыс. руб. ((25,63 + 0,5) ×478).Экономия на затратах составит 645 тыс. руб. (13135–12490). С учетом того, что отопительный сезон длиться в среднем 7 месяцев, получим годовую экономию в сумме 4515 тыс. руб. (645 ×7).Таким образом, для совершенствования взаимодействия участников системы обслуживания в сфере ЖКХ при поставке отопления и горячей воды домохозяйствам Сафоновского городского поселения целесообразноследоватьследующим положениям.1.Возложить на орган исполнительной власти муниципального образования функции по выбору теплоснабжающей организации на основе проведения конкурса на поставку тепловых ресурсов.2.Передать котельные Сафоновского городского поселения в управление частному бизнесу на основании заключения с муниципалитетом договора концессии. При этом проведение мероприятий по замене теплотрасс приведет к сокращению потерь тепловой энергии при транспортировке и снижению величины тарифа у потребителя.Выработку тепловой энергии осуществлять на индивидуальных котельных, что позволит предложить потребителям большее количество тепловой энергии при снижении стоимости одной гигакалории, а также снизить затраты на подключение к теплосети новых потребителей.4.Органу исполнительной власти муниципального образования контролировать качество поставляемой домохозяйствам тепловой энергии.5.Домохозяйствам производить оплату отопления и горячей воды непосредственно поставщику (в данном случае тепловой сети или котельной).6.Управляющей компании или ТСЖ заключать договор на поставку отопления и горячей воды домохозяйствам с органом исполнительной власти муниципального образования.7.Домохозяйствам проводить мероприятия по энергосбережению с целью сокращения объемов потребления тепловой энергии (установка индивидуальных приборов учета потребления теплоэнергии, утепление окон, дверей, остекление лоджий и балконов, укрытие радиаторов плитами, окраска радиаторов и др.).8.Теплоснабжающей организации осуществить реконструкцию тепловых пунктов с применением энергоэффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей, парогазовых установок), внедрить оптимальные графики регулирования процесса горения в котлах.9.Теплосетевой организации заменить наиболее изношенные участки тепловых сетей на современные теплопроводы, в том числе с пенополиуретановой изоляцией, проводить режимноналадочные работы в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий, произвести очистку тепломеханического оборудования и систем отопленияРеализация предложенного выше комплекса мер позволит повысить эффективность взаимодействия домохозяйств с теплоснабжающей организацией и управляющей компанией или ТСЖ в процессе приобретения тепловой энергии.

Ссылки на источники1.О теплоснабжении: Федеральный закон от 27 июля 2010г. №190ФЗ// Российская газета.–30.07.2010.–№168.2.Там же.3.Кирсанов С.А. Управление жилищным фондом: как это делается в Финляндии. // Вестник Администрации СанктПетербурга.–2000. –№ 10.

Korolyeva Ekaterina, PhD Student, Smolensk University of Humanities, Smolenskekaterina_ket@list.ruEnhancement of the procedure of participants’interaction in the process of heart energy supply to housekeeping

Abstract.The author researches the peculiarities of interaction between heat supply organization, heating system organization and municipal formation during the heat energy supply to housekeeping. The new scheme of interaction has been proposed.The measures for promoting the costreduction of the heat energy have been showned.Keywords:heat energy, heat supply organization, heating systemorganization, housekeeping, municipal formation, interaction of the participants.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук