Драматизация и постановка познавательной задачи
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Милованова
Н.
К. Драматизация и постановка познавательной задачи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 12 (декабрь). – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13241.htm.
Аннотация. Статья посвящена определению роли и значения драматизации в организации познавательной деятельности учащихся. Приводятся возможные примеры использования драматизации на уроках истории в 5–6-х классах при изучении темы «Русь Древняя»; даются образцы фрагментов урока с использование приема драматизации при изучении истории в средней школе.
Текст статьи
Милованова Наталья Константиновна,
преподаватель истории ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г.Жирновскmilovanova1966@mail.ru
Драматизация и постановка познавательной задачи
Аннотация.Статья посвящена определению ролии значениядраматизации в организации познавательной деятельности учащихся.Приводятся возможные примеры использования драматизации на уроках истории в 56х классахпри изучении темы «Русь Древняя»; даются образцы фрагментов урока с использование приема драматизации при изученииистории в средней школе.Ключевые слова:драматизация, познавательная деятельность учащихся, урок истории, план урока.
Основу жизни человека составляет деятельность, многообразие которой сводится к трем основным видам, связанным между собой: труду, учению, игре. Через игру можно и учиться, и трудиться. Результатами игры на уроках истории являются болееглубинные представления о жизни и деятельности людей,нравственные оценки и чувства.Методы живого слова выступают в качестве основных. Особое место занимают приемы драматизации. Благодаря им идетпознание исторического прошлого через сценическое действие, через игру. Происходит сочетание следующих видов деятельности: познавательной, предметнопрактической, общения, игры, художественной.Драматизация не требует длительных репетиций, подготовки, как этопроисходит в спектакле. Уместны раскованность, ирония. Материаломможет служить и исторический факт,и литература.Обозначим основные принципы организации:коллективный характер деятельности действуют и исполнители, и зрители,есть возможность сразу обсудить событие, выявить особенности, факты;общественная актуальность содержания вопрос интересен всем ученикам;педагогический подход к распределению ролей поручать роли самым разным ребятам;педагогическое руководство игрой нельзя пускать на самотек;игране повторяется, поэтому репетиций не требуется.Действуют элементы театрализации. Ребятам легче понять особенности определенной исторической эпохи; втягиваясь в игру, они коллективно вырабатывают решение. «Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в деловой игре около 90%» [1]. Драматизация тоже игра по ролям.В структуре приема драматизациипредусматривается несколько этапов:подготовительный,вводная часть, собственно прием, анализ действий, подведение итогов. Методическое обеспечение включает в себя:подготовку необходимой литературы;подготовку ребят к выступлению втой или иной роли;подготовку наглядных пособий ж возможно элементов костюма эпохи;разработку руководства по выявлению особенностей и сущности исторических явлений;методику проведения драматизаций.А.А.Вагин отмечал, что приемы драматизации выступают в качестве одного из своеобразных способов познанияисторического прошлого школьниками, усвоения образов через сценическое действие, через игру. И отмечает, что «от игрыдраматизации следует отличать игру как занимательный прием»[2]. Чтобы раскрыть сущность социальных явлений, А.А.Вагин предлагает ввести в урок, как его элемент, диалог крестьянина, нуждающегося в земле, и барина, сдающего ее варенду на кабальных условиях.После сценки идет отработка понятий «аренда испольная», «аренда за отработки». Материалом для сценария игры могут послужить тексты русских былин, народных песен, «Рассказовначальной русской летописи», художественной литературы.Итак, урок с приемамидраматизации воспитывает творческое отношение к познанию, формирует активный интерес к истории, интерес к культуре и быту народа.
Существующая школьная программа по истории нацеливает учителя на развитии творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений; развитию потребности и умений, самостоятельно обогащать свои знания.
Авторы программы обращают вниманиена необходимость творческого подхода к организации обучения, всемерного использования приемов и методов,активизирующих познавательную деятельность учащихся.На изучение темы «Киевская Русь»выделено 8 часов. В учебнике«История России: с древнейших времен до конца XVIIвека»для 6 класса (авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) отведены изучению темы § 18. Русь Древняя. Последовательно рассматриваются многие важные вопросы: язычество,крещение Руси, зарождение феодального строя,неравенства, ссылки на документы. Но многие исторические памятники рассматриваются вскользь. Помещено немало наглядного материала по теме (34 фотографии и рисунка), хотя все они небольшого размера. Упоминаются конкретные исторические личности,которые могут предстать перед учащимися более ярко и живо через приемы драматизации.Приемы драматизации способствует гуманизации исторического образования. Это позволяет отойти от подхода к истории как к застывшей массе.В настоящее время приемы драматизации задействованы учителями нечасто, но используются. Среди них учительница истории Б.В.Гринькова (Волгоград, школа № 54), учителя литературы В.А.Смирнова, Е.Л.Горлова, Т.П.Попова (Жирновск, школа №3).Приемы драматизации можно использовать при изучении темы «Основание греками колоний»(5 класс) для изучения причин основания грекамиколонии;создается проблемная ситуация, когда персонифицируется судьба 56 переселенцев,предлагаются рассказы о себекрестьянина, торговца, ремесленника, аристократа.В6омклассе есть возможностьразработки картинного рассказа с использованием приема драматизации при описании путей закрепощения крестьян в Западной Европе (отдача под покровительство).Итак,школьная программа позволяет использовать приемыдраматизации на уроках истории; они способствуют формированию определенных представлении об эпохе через игровую деятельность.Драматизация требует более конкретных и глубоких, знаний об эпохе, которые можно почерпнуть в учебнометодической литературе. Учебнометодическая литература позволяет добиться правдивости в изображении эпохи, людей, их обычаев, быта, нравов.Определенную помощь при изучении темы «Киевская Русь»может оказать художественноисторическая хрестоматия. Но для более глубокого изучения этой темы следует обращаться и к другой литературе.Так изпод пера академика Б.А.Рыбакова вышло в свет немало крупных работ, посвященных истории Киевской Руси,срединих и первая в серии книг «Мир истории»,в основу которой положена изданная в 1932 году к 1500летию Киева книга «Киевская Русь и русские княжества IXХIIIвеков».Автор отмечает, что «Киевская Русь IXХIIвеков это,вопервых, колыбель государственности трех братских народов русских, украинцев и белорусов,а вовторых, это одна из крупнейших держав средневековойЕвропы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера»[3].Большое внимание в этой работе уделили вопросам:«Откуда есть пошла русская земля?»; расцвет Киевского государства; роль простого люда; создание самостоятельных княжеств.Этот труд написан живым, доступным школьникамподросткам языком. Можно использовать другую книгу академика Б.А.Рыбакова «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи»;труд А.В.Муравьева иА.М.Сахарова «Очерки истории русской культуры IXХVIIвв.»Очень удобна для составления уроков с приемами драматизации детская историческая литература, например, при изучении темы «Киевская Русь»могут помочь расширить представление следующие книги:«Звенит слава в Киеве…» Е.Озерецкой, «Бегство в Соколиный бор» Б.Изюмского, «Рассказы начальной русской летописи»и др.Е.Озерецкая выбрала для своей повести времена княжения Ярослава Мудрого[4], точнее один эпизод из истории Киевской Руси брак Анны Ярославны с французским королем Генрихом IКапетом. Но в этой книге мы находим сведения:о религиозных верованиях Древней Руси (с. 12,21);о христианстве (с. 23,76);подтверждение мысли о могуществе и славе Киева (с. 62, 138);его обычаях (с. 20, 49, 64, 68);застройке древней столицы (с.33, 63, 64,132, 136);описание русского и западноевропейского города (с. 72, 79,83);некоторые сведения о киевских князьях и их нравах (с.17, 33, 49, 57,136);об образовании (с.5, 17,83).Повесть Б.Изюмского «Бегство в Соколиный бор»[5]также рассказывает о Киеве времен Ярослава Мудрого, о первых школах на Руси (с. 14,16, 22),о несправедливости власть имущих (c. 15,17, 18, 30,37), о создании законов «Русской правды»(с.37),жизни ремесленников (с. 14,18, 25, 26).Книга «Рассказы Начальной русской летописи»[6] содержит те рассказы, которые вошли в русскую литературу и послужили основой для литературных произведении.Эта книга не что иное, как издание «Повести временных лет»Несторалетописца, переработанное специально для детей. Здесь можно обнаружить сведения о разных сторонах жизни древних русичей,в частности: об основании Киева (с.7), основателях славянской письменности (с. 14),русских князьях (с.13, 16,21, 42,59),трудностях Древней Руси (с.32, 40,12, 77).Требуется тщательный анализ текста книг с учетом содержания программы по истории и учебника,плана и задач урока. Следует установить:соответствует ли тема и содержание рассказа,повести содержанию урока. Есть произведения, тематика и содержание которых соответствуют сразу нескольким урокам.Материалы исторической беллетристики могут быть использованы не только в ходе изучения нового материала, но и на уроках обобщения и повторения.Итак, учебнометодическая литература является однимиз основных средств подготовки к уроку истории с приемами драматизации.Из вышесказанного следует:драматизации способствует более высокое организации познавательной деятельности на уроках истории;в подростковом возрасте ученики наиболее восприимчивы к деятельной форме урока;учебная программа, учебник и школьная практика позволяют учителю работать творчески и использовать, в частности, приемы драматизации на уроках истории; учебнометодическая литература одно из основных средств разработки драматизаций.Таким образом,драматизация есть не что иное, как средство организации познавательной деятельности учащихся. Необходим поиск эффективных средств для раскрытия особенностей той или инойэпохи, так как данный прием недостаточно используется в работе учителями.При изучении темы «Русь Древняя»возможно использование приемов драматизации как постановки познавательной задачи, как элемента урока, как основы целого урока и на уроках обобщения.Рассматривая материал«Восточные славяне»[7] на урокеможно использовать прием драматизации как постановку познавательной задачи.
Задачи урока: используя знания учащихся, выяснить происхождение славян; выяснись, где селились славянские племена; познакомить с образом жизни и чертами характера восточных славян; способствовать возникновению мысли у школьников о том, что Древнерусское государство должно было достичь небывалых высот в своем развитии.План урока.1.Древнейшее государство восточных славян Киевская Русь, его значение (постановка познавательной задачи).2.Занятия славян.3.Быт инравы.4.Верования.5.Управление.Урок начинается с постановки познавательной задачи.
Подумайте, ребята, чем гордится летописец Нестор? Какие слова апостола Андрея возвышают русскую землю?Несколько ребят участвуют в драматизации. Один из них в роли Нестора, второй апостола Андрея, 23 ученика ученики апостола. Текст составлен на основе рассказов Начальной русской летописи.НЕСТОР.Когда Андрей учил в Синапе и пришел в Корсунь, узнал он, что от Корсуни близко до устья Днепра, и захотел пойти в Рим, и пришел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим ученикам... АНДРЕЙ.Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей.НЕСТОР. Он взошел на тот эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.Пока «Нестор» читает «летопись», «Андрей» изображает все, что возможно у классной доски на фоне рисунка, показывающего Днепр и три холма.Затем класс отвечает на вопросы. Ребята говорят о том, «что апостол Андрей возвеличивает Русскую землю, летописец гордится тем, что его родина не обойдена апостолами. Земля русская в будущем станет процветающей, «воссияет благодать Божья».
Прием драматизации в данном случае оживил урок, настроил учащихся на мысль о том, что Древнерусское государство должно было достичь небывалых высот в своём развитии. У ребят должен был появиться вопрос: как этого можно достичь, какую роль сыграл в этом древнерусский народ, его умения, таланты, условия жизни.Возможна постановка познавательной задачи с приемами драматизации при рассмотрении материала«Формирование Древнерусского государства»[8].
Задачи урока: объяснить происхождение названия «Русь»; выяснить, чем является трудовая деятельность для древних славян.План урока.1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государств (постановка познавательной задачи).2.Варяги в Восточной Европе.3.Образование государственных центров.4.Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.Ученик, исполняющий роль Микулы Селяниновича, говорит: Я знаявсю правдуистину, Не в забавуигру трачу силу свою: Я хлеб ращу, я народ королю, Людям, счастье несу...Вопросыучителя: Что понимает Микула под правдойистиной? Как выражено в его словах отношение к труду, к людям труда?Что является основной ценностью у древних славян?
Учащиеся после постановки познавательной задачи более внимательно и заинтересованно слушают объяснение учителя, так как от них требуется работа мысли, а не простое созерцание.Таким образом, с помощью драматизации познавательные задачи становятся более яркими,дающими возможность раскрывать перед ребятами тайны истории, и трудные вопросы становятся доступными.
Ссылки на источники1.Платов В.Я. Деловые игры:разработка, организация и проведение. М.: Профиздат, 1991.2.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М: Просвещение, 1972.3.Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Молодая гвардия, 1994.4.Озерецкая E.Л. Звенит слава в Киеве... Л.: Детская литература, 1974.5.Изюмский Б. Избранное: Исторические повести. М: Детская литература, 1991.6.Рассказы Начальной русской летописи. М.: Детская литература,1987.7.Данилов А.А. КосулинаЛ.Г.История России: с древнейших времен до конца XVIвека. М.: Просвещение,2010.8.Там же.
MilovanovaNatalya,lecturer of History, Zhirnovsk Oil Technical School, Zhirnovskmilovanova1966@mail.ruDramatization and description of cognitive problemAbstract. Article is devoted to the role and importance of dramatization in the organization of cognitive activity of students. The possible examples of dramatization in history lessons in 56th grade in the study of the topic “Ancient Rus”, and gives some examples of lessons using techniques of dramatization in history class in high school.Keywords: dramatization, cognitive activity, history lesson, plan of the lesson.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук
преподаватель истории ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г.Жирновскmilovanova1966@mail.ru
Драматизация и постановка познавательной задачи
Аннотация.Статья посвящена определению ролии значениядраматизации в организации познавательной деятельности учащихся.Приводятся возможные примеры использования драматизации на уроках истории в 56х классахпри изучении темы «Русь Древняя»; даются образцы фрагментов урока с использование приема драматизации при изученииистории в средней школе.Ключевые слова:драматизация, познавательная деятельность учащихся, урок истории, план урока.
Основу жизни человека составляет деятельность, многообразие которой сводится к трем основным видам, связанным между собой: труду, учению, игре. Через игру можно и учиться, и трудиться. Результатами игры на уроках истории являются болееглубинные представления о жизни и деятельности людей,нравственные оценки и чувства.Методы живого слова выступают в качестве основных. Особое место занимают приемы драматизации. Благодаря им идетпознание исторического прошлого через сценическое действие, через игру. Происходит сочетание следующих видов деятельности: познавательной, предметнопрактической, общения, игры, художественной.Драматизация не требует длительных репетиций, подготовки, как этопроисходит в спектакле. Уместны раскованность, ирония. Материаломможет служить и исторический факт,и литература.Обозначим основные принципы организации:коллективный характер деятельности действуют и исполнители, и зрители,есть возможность сразу обсудить событие, выявить особенности, факты;общественная актуальность содержания вопрос интересен всем ученикам;педагогический подход к распределению ролей поручать роли самым разным ребятам;педагогическое руководство игрой нельзя пускать на самотек;игране повторяется, поэтому репетиций не требуется.Действуют элементы театрализации. Ребятам легче понять особенности определенной исторической эпохи; втягиваясь в игру, они коллективно вырабатывают решение. «Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в деловой игре около 90%» [1]. Драматизация тоже игра по ролям.В структуре приема драматизациипредусматривается несколько этапов:подготовительный,вводная часть, собственно прием, анализ действий, подведение итогов. Методическое обеспечение включает в себя:подготовку необходимой литературы;подготовку ребят к выступлению втой или иной роли;подготовку наглядных пособий ж возможно элементов костюма эпохи;разработку руководства по выявлению особенностей и сущности исторических явлений;методику проведения драматизаций.А.А.Вагин отмечал, что приемы драматизации выступают в качестве одного из своеобразных способов познанияисторического прошлого школьниками, усвоения образов через сценическое действие, через игру. И отмечает, что «от игрыдраматизации следует отличать игру как занимательный прием»[2]. Чтобы раскрыть сущность социальных явлений, А.А.Вагин предлагает ввести в урок, как его элемент, диалог крестьянина, нуждающегося в земле, и барина, сдающего ее варенду на кабальных условиях.После сценки идет отработка понятий «аренда испольная», «аренда за отработки». Материалом для сценария игры могут послужить тексты русских былин, народных песен, «Рассказовначальной русской летописи», художественной литературы.Итак, урок с приемамидраматизации воспитывает творческое отношение к познанию, формирует активный интерес к истории, интерес к культуре и быту народа.
Существующая школьная программа по истории нацеливает учителя на развитии творческого мышления учащихся, их познавательной активности, самостоятельности суждений; развитию потребности и умений, самостоятельно обогащать свои знания.
Авторы программы обращают вниманиена необходимость творческого подхода к организации обучения, всемерного использования приемов и методов,активизирующих познавательную деятельность учащихся.На изучение темы «Киевская Русь»выделено 8 часов. В учебнике«История России: с древнейших времен до конца XVIIвека»для 6 класса (авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина) отведены изучению темы § 18. Русь Древняя. Последовательно рассматриваются многие важные вопросы: язычество,крещение Руси, зарождение феодального строя,неравенства, ссылки на документы. Но многие исторические памятники рассматриваются вскользь. Помещено немало наглядного материала по теме (34 фотографии и рисунка), хотя все они небольшого размера. Упоминаются конкретные исторические личности,которые могут предстать перед учащимися более ярко и живо через приемы драматизации.Приемы драматизации способствует гуманизации исторического образования. Это позволяет отойти от подхода к истории как к застывшей массе.В настоящее время приемы драматизации задействованы учителями нечасто, но используются. Среди них учительница истории Б.В.Гринькова (Волгоград, школа № 54), учителя литературы В.А.Смирнова, Е.Л.Горлова, Т.П.Попова (Жирновск, школа №3).Приемы драматизации можно использовать при изучении темы «Основание греками колоний»(5 класс) для изучения причин основания грекамиколонии;создается проблемная ситуация, когда персонифицируется судьба 56 переселенцев,предлагаются рассказы о себекрестьянина, торговца, ремесленника, аристократа.В6омклассе есть возможностьразработки картинного рассказа с использованием приема драматизации при описании путей закрепощения крестьян в Западной Европе (отдача под покровительство).Итак,школьная программа позволяет использовать приемыдраматизации на уроках истории; они способствуют формированию определенных представлении об эпохе через игровую деятельность.Драматизация требует более конкретных и глубоких, знаний об эпохе, которые можно почерпнуть в учебнометодической литературе. Учебнометодическая литература позволяет добиться правдивости в изображении эпохи, людей, их обычаев, быта, нравов.Определенную помощь при изучении темы «Киевская Русь»может оказать художественноисторическая хрестоматия. Но для более глубокого изучения этой темы следует обращаться и к другой литературе.Так изпод пера академика Б.А.Рыбакова вышло в свет немало крупных работ, посвященных истории Киевской Руси,срединих и первая в серии книг «Мир истории»,в основу которой положена изданная в 1932 году к 1500летию Киева книга «Киевская Русь и русские княжества IXХIIIвеков».Автор отмечает, что «Киевская Русь IXХIIвеков это,вопервых, колыбель государственности трех братских народов русских, украинцев и белорусов,а вовторых, это одна из крупнейших держав средневековойЕвропы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера»[3].Большое внимание в этой работе уделили вопросам:«Откуда есть пошла русская земля?»; расцвет Киевского государства; роль простого люда; создание самостоятельных княжеств.Этот труд написан живым, доступным школьникамподросткам языком. Можно использовать другую книгу академика Б.А.Рыбакова «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи»;труд А.В.Муравьева иА.М.Сахарова «Очерки истории русской культуры IXХVIIвв.»Очень удобна для составления уроков с приемами драматизации детская историческая литература, например, при изучении темы «Киевская Русь»могут помочь расширить представление следующие книги:«Звенит слава в Киеве…» Е.Озерецкой, «Бегство в Соколиный бор» Б.Изюмского, «Рассказы начальной русской летописи»и др.Е.Озерецкая выбрала для своей повести времена княжения Ярослава Мудрого[4], точнее один эпизод из истории Киевской Руси брак Анны Ярославны с французским королем Генрихом IКапетом. Но в этой книге мы находим сведения:о религиозных верованиях Древней Руси (с. 12,21);о христианстве (с. 23,76);подтверждение мысли о могуществе и славе Киева (с. 62, 138);его обычаях (с. 20, 49, 64, 68);застройке древней столицы (с.33, 63, 64,132, 136);описание русского и западноевропейского города (с. 72, 79,83);некоторые сведения о киевских князьях и их нравах (с.17, 33, 49, 57,136);об образовании (с.5, 17,83).Повесть Б.Изюмского «Бегство в Соколиный бор»[5]также рассказывает о Киеве времен Ярослава Мудрого, о первых школах на Руси (с. 14,16, 22),о несправедливости власть имущих (c. 15,17, 18, 30,37), о создании законов «Русской правды»(с.37),жизни ремесленников (с. 14,18, 25, 26).Книга «Рассказы Начальной русской летописи»[6] содержит те рассказы, которые вошли в русскую литературу и послужили основой для литературных произведении.Эта книга не что иное, как издание «Повести временных лет»Несторалетописца, переработанное специально для детей. Здесь можно обнаружить сведения о разных сторонах жизни древних русичей,в частности: об основании Киева (с.7), основателях славянской письменности (с. 14),русских князьях (с.13, 16,21, 42,59),трудностях Древней Руси (с.32, 40,12, 77).Требуется тщательный анализ текста книг с учетом содержания программы по истории и учебника,плана и задач урока. Следует установить:соответствует ли тема и содержание рассказа,повести содержанию урока. Есть произведения, тематика и содержание которых соответствуют сразу нескольким урокам.Материалы исторической беллетристики могут быть использованы не только в ходе изучения нового материала, но и на уроках обобщения и повторения.Итак, учебнометодическая литература является однимиз основных средств подготовки к уроку истории с приемами драматизации.Из вышесказанного следует:драматизации способствует более высокое организации познавательной деятельности на уроках истории;в подростковом возрасте ученики наиболее восприимчивы к деятельной форме урока;учебная программа, учебник и школьная практика позволяют учителю работать творчески и использовать, в частности, приемы драматизации на уроках истории; учебнометодическая литература одно из основных средств разработки драматизаций.Таким образом,драматизация есть не что иное, как средство организации познавательной деятельности учащихся. Необходим поиск эффективных средств для раскрытия особенностей той или инойэпохи, так как данный прием недостаточно используется в работе учителями.При изучении темы «Русь Древняя»возможно использование приемов драматизации как постановки познавательной задачи, как элемента урока, как основы целого урока и на уроках обобщения.Рассматривая материал«Восточные славяне»[7] на урокеможно использовать прием драматизации как постановку познавательной задачи.
Задачи урока: используя знания учащихся, выяснить происхождение славян; выяснись, где селились славянские племена; познакомить с образом жизни и чертами характера восточных славян; способствовать возникновению мысли у школьников о том, что Древнерусское государство должно было достичь небывалых высот в своем развитии.План урока.1.Древнейшее государство восточных славян Киевская Русь, его значение (постановка познавательной задачи).2.Занятия славян.3.Быт инравы.4.Верования.5.Управление.Урок начинается с постановки познавательной задачи.
Подумайте, ребята, чем гордится летописец Нестор? Какие слова апостола Андрея возвышают русскую землю?Несколько ребят участвуют в драматизации. Один из них в роли Нестора, второй апостола Андрея, 23 ученика ученики апостола. Текст составлен на основе рассказов Начальной русской летописи.НЕСТОР.Когда Андрей учил в Синапе и пришел в Корсунь, узнал он, что от Корсуни близко до устья Днепра, и захотел пойти в Рим, и пришел в устье днепровское и оттуда пошел вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал, и сказал бывшим ученикам... АНДРЕЙ.Видите ли горы сии? На сих горах воссияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог в нем много церквей.НЕСТОР. Он взошел на тот эти, благословил их и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и пошел по Днепру вверх.Пока «Нестор» читает «летопись», «Андрей» изображает все, что возможно у классной доски на фоне рисунка, показывающего Днепр и три холма.Затем класс отвечает на вопросы. Ребята говорят о том, «что апостол Андрей возвеличивает Русскую землю, летописец гордится тем, что его родина не обойдена апостолами. Земля русская в будущем станет процветающей, «воссияет благодать Божья».
Прием драматизации в данном случае оживил урок, настроил учащихся на мысль о том, что Древнерусское государство должно было достичь небывалых высот в своём развитии. У ребят должен был появиться вопрос: как этого можно достичь, какую роль сыграл в этом древнерусский народ, его умения, таланты, условия жизни.Возможна постановка познавательной задачи с приемами драматизации при рассмотрении материала«Формирование Древнерусского государства»[8].
Задачи урока: объяснить происхождение названия «Русь»; выяснить, чем является трудовая деятельность для древних славян.План урока.1.Предпосылки и причины создания Древнерусского государств (постановка познавательной задачи).2.Варяги в Восточной Европе.3.Образование государственных центров.4.Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.Ученик, исполняющий роль Микулы Селяниновича, говорит: Я знаявсю правдуистину, Не в забавуигру трачу силу свою: Я хлеб ращу, я народ королю, Людям, счастье несу...Вопросыучителя: Что понимает Микула под правдойистиной? Как выражено в его словах отношение к труду, к людям труда?Что является основной ценностью у древних славян?
Учащиеся после постановки познавательной задачи более внимательно и заинтересованно слушают объяснение учителя, так как от них требуется работа мысли, а не простое созерцание.Таким образом, с помощью драматизации познавательные задачи становятся более яркими,дающими возможность раскрывать перед ребятами тайны истории, и трудные вопросы становятся доступными.
Ссылки на источники1.Платов В.Я. Деловые игры:разработка, организация и проведение. М.: Профиздат, 1991.2.Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М: Просвещение, 1972.3.Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Молодая гвардия, 1994.4.Озерецкая E.Л. Звенит слава в Киеве... Л.: Детская литература, 1974.5.Изюмский Б. Избранное: Исторические повести. М: Детская литература, 1991.6.Рассказы Начальной русской летописи. М.: Детская литература,1987.7.Данилов А.А. КосулинаЛ.Г.История России: с древнейших времен до конца XVIвека. М.: Просвещение,2010.8.Там же.
MilovanovaNatalya,lecturer of History, Zhirnovsk Oil Technical School, Zhirnovskmilovanova1966@mail.ruDramatization and description of cognitive problemAbstract. Article is devoted to the role and importance of dramatization in the organization of cognitive activity of students. The possible examples of dramatization in history lessons in 56th grade in the study of the topic “Ancient Rus”, and gives some examples of lessons using techniques of dramatization in history class in high school.Keywords: dramatization, cognitive activity, history lesson, plan of the lesson.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук