Анализ информатизации образовательных учреждений города Смоленска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Блиндюк Р. В., Кочаненков Е. И., Метелица И. Е. Анализ информатизации образовательных учреждений города Смоленска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 161–165. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13273.htm.
Аннотация. Статья посвящена изменениям требований к сайтам школ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582. Авторы рассматривают перечень обязательных требований, а также анализируют сайты школ г. Смоленска на соответствие этим требованиям. В конце статьи авторы оценивают состояние сайтов школ города и делают выводы о причинах такого состояния.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Блиндюк Роман Валерьевич,

начальник сектора обеспечения качестваООО «СофтСервис», г. Смоленск erket.r@gmail.com

Кочаненков Евгений Игорьевич,консультантООО «Этна –И Эйч Эс», г. Смоленскhoochimen@gmail.com

Метелица Ирина Евгеньевна,магистрант ФГБОУ ВПО «Смоленскийгосударственныйуниверситет», г. Смоленскiraforira@yandex.ru

Анализ информатизации образовательных учреждений города Смоленска

Аннотация.Статья посвящена изменениям требований к сайтам школ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года№ 582. Авторы рассматривают перечень обязательных требований, а также анализируют сайты школ г. Смоленска на соответствие этим требованиям. В конце статьи авторы оценивают состояние сайтов школ города и делают выводы о причинах такого состояния.Ключевые слова:постановление правительства №582 от 10.07.2013, школьный сайт, информатизация школы.

В настоящее время, в эпоху стремительного развития информационных технологий,перед образовательными учреждениями, и в частности перед школами,стоит задача по ускорению информационных процессов взаимодействия между участниками образовательного процесса. К таким участникам следует отнести: будущих учеников, школьников, их родителей, педагогический коллектив и административный аппарат. Школы должны быть болеедоступны и прозрачны с точки зрения информации. Одним из нормативных инструментов, позволяющих это реализовать является требование, в виде правил размещения информации на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационнойсети Интернет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года№ 582.В рамках данного документа, в виде перечня обязательных требований, описаны основные разделы и содержащиеся в них данные, которые должны присутствовать на официальном сайте образовательной организации [1]. Из данного свода правил можно выделить несколько основных требований, например: на домашней странице официального сайта образовательной организации должна находиться информация не только о наименовании образовательной организации, но так же должны быть указаны сведения об учредителях и представлена ссылка на официальный сайт Министерства образования и науки; так же на образовательном сайте должны находиться все контактные данные образовательной организации включая данные филиалов при их наличии; кроме этого, сайт должен содержать сведения об организационной структуре управления образовательной организацией, и данные о педагогическом составе; в разделе материальнотехнического обеспечения должны содержаться данные о оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий и оснащенном учебном оборудовании, библиотеках, объектах спорта, условиях питания и охраны здоровья обучающихся, информационных системах и телекоммуникационных сетей; данные о научноисследовательской деятельности (НИД); в разделе нормативной документации должны быть представлены следующие документы: устав образовательной организации, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, отчет о результатах самообследования, правила внутреннего распорядка, порядок предоставления платных образовательных услуг, а так же данные о проведении и результатах Государственного контроля в сфере образования; статистические данные об учащихся должны включать в себя численность обучающихся, их переводы, отчисления и восстановления и еще один немаловажный показатель, описывающий профессиональный уровень образовательной организации–это сведения о трудоустройстве выпускников.В общем виде разработанные требования фактически являются инструментом для формирования шаблона сайта, на основании которого остается лишь наполнить его своими данными и разработать свой, неповторимый дизайн, который и будет основным отличительным признаком конкретного образовательного учреждения. Далее рассмотрим фактическое состояние официальных сайтов образовательных организаций, в разрезе выполнения предписанных законодательством требований по городу Смоленску. В Смоленске работает 41 школа. На официальном сайте города Смоленска выделены доменные имена третьего уровня для каждой школы города. На данный момент исполнение рекомендацийитребований к школьным сайтам соблюдается не в полном объеме. Сайты двух школ находятся в разработке (школы №10 и №41) и одна школане имеет сайта (школа №40). Основными проблемами при проектировании и создании школьных и образовательных сайтов являются некомпетентность ответственного сотрудника, а также недостаточные знания в области разработки сайтов [2].

Анализ сайтов школ города Смоленска показал, что на сайтах можно обнаружить следующую информацию в соответствии с вышеуказанными требованиями к школьным сайтам: указаны полное наименование, адрес, телефон, график работы образовательного учреждения, а также график работы администрации школы;представлена структура управления образовательной организации, указаны ФИО учителя, преподаваемые дисциплины, уровень образования, квалификация и опыт работы учителей, также присутствует фотография сотрудника;имеется информация об истории школы, дате открытия;описано материальнотехническое обеспечение школы;присутствуют нормативные документы, а также ссылки на них, их сканкопии (данные об учредителе, устав образовательной организации, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, бюджетная смета и утвержденный план хозяйственной деятельности,правила внутреннего распорядка обучающихся, порядок оказания платных образовательных услуг, финансовые отчеты)имеются ссылки на различные образовательные ресурсы, сайт Министерства образования и науки;указаны необходимые документы для приема будущих первоклассников.В ходе анализа также выяснилось, что данные о НИД, её направлениях и результатах,правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор, а также статистика по контингенту учащихся, их численности, информация о количестве вакантных мест, движении учеников и трудоустройстве выпускников опубликована не на всех сайтах.Можно отметить часто повторяющиеся ошибки, на некоторых сайтах:часть сайта выполнена с дизайном, совершенно отличным от остального сайта;присутствует содержимое не подходящее для образовательного ресурса (например, новостная лента СМИ, в которой отображены главные новости, в том числе, и новости об убийствах и другая не подходящая информация);часть страниц не заполнена, имеется только заголовок;не совпадает содержание выпадающего списка при наведении на компонент меню и страница дублирующая информацию в выпадающем списке;неверно выбран шрифт (слишком большой, маленький, не читаемый);рамки страниц изменяют свой размер при переходе на другую страницу, подложка не соответствует размерам таблиц или текста;текст не читаем изза того, что использована неверная кодировка;дизайн в целом не продуман или отсутствует;имеются технические ошибки в меню (названия страниц не соответствуют содержанию, компоненты меню при переходе на другую страницу меняют свои места);используется алогичная структура, либо структура не продумана вовсе, и все страницы собраны в одном меню;слишком большое меню, тянущееся на несколько экранов, так как информация не поделена на разделы и подразделы;меню пропадает на некоторых страницах или находится в непривычном месте, а также меняет свое положение при переходах на другие страницы;главная страница не указана в меню и попасть на неё достаточно сложно;повторяющиеся меню слева и сверху незначительно различаются (компоненты присутствующие в одном меню не видны или пропадают в другом).Кроме этого, можно отметить, что на одном из сайтов страница занимает 126 экранов прокрутки, еще на одном сайте использованы настолько яркие цвета, что работать с ним можно не больше 2 минут.Среди положительных сторон необходимо отметить наличие онлайн записи в первый класс, онлайн записи к стоматологу, а также использования частью школ технологии Интернетдневника. Кроме этого некоторые школы используют технологии Google Forms, а также Google Docs.В настоящее время школьные сайты в городе Смоленске в большинстве случаев проектируются при помощи конструкторов сайтов, например, конструкторEpulish, конструктор сайтов Google, либо используются собственные разработки htmlкода или phpкода. Использование конструктора Epublish несмотря на достаточно высокую стоимость определено тем, что в нашей области администрация заключила контракт на использование данного программного обеспечения, поэтому для школ использование данного конструктора наиболее удобно и бесплатно. Однако, стоит отметить, что перенос сайтов с указанного конструктора на другие платформы не предусмотрен, и если, финансирование данного направления в области будет прекращено, или даже временно приостановлено, вероятно, возникнут проблемы с авторскими правами, так как данный конструктор работает на основе шаблонов и необходимо выяснять будет ли правомерно использование таких шаблонов при разрыве контракта, в каждом конкретном случае. Таким образом, можно заключить, что в настоящее время сайты школ города Смоленска за редким исключением не соответствуют предъявляемым требованиям со стороны Министерства образования и науки. Присутствуют ошибки самого различного уровня, это и технические, и ошибки удобства использования, дизайна. Причинами низкого качества большинства сайтов являются недостаточные знания по проектированию сайтов, недостаточные знания по разработке вебсайтов, а также нерациональная организация труда, низкая квалификация сотрудников в данном вопросе[2,3]. Кроме этого важным фактором является незаинтересованность ответственных за школьный сайт лиц в создании качественного, удобного ресурса, так как часто сайт делается формально, без вложения творческих усилий. Проблему может решить целенаправленное обучение ответственных за создание и поддержку сайтов специалистов, создание единого шаблона для школьного образовательного сайта с необходимыми формами для наполнения сайтов информацией, чему способствует вышедший закон.

Ссылки на источники1.Постановление Правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети Интернети обновления информации об образовательной организации».2.Метелица И.Е. Педагогическиеусловия автоматизированного проектирования образовательных сайтов: констатирующий этап эксперимента//Системы компьютерной математики и их приложения:материалы XIV Междунар. научн. конф., (Смоленск, 17–19 мая).–Смоленск: СмолГУ, 2013.–С.214–217.

3.Метелица И.Е. Педагогические условия автоматизированного проектирования образовательных сайтов: постановка проблемы//Вестник магистратуры.–2012.–№10.–С.42–45.

Blindyuk Roman,

QA lead, LTD "SoftService”, Smolensk erket.r@gmail.comKochanenkov Eugene,Consultant, LTD "ETNA–EHS", Smolenskhoochimen@gmail.comMetelitsa Irina,Master student, Smolensk State University, Smolenskiraforira@yandex.ruAnalysis of educational institutions’ informatizationin SmolenskAbstract. This article is devoted to the changes of requirements to school websites in accordance with Russian Federation Government decree dated 10 July 2013 № 582. The authors consider the list of mandatory requirements, also the authors examine compliance of school sites in Smolensk with the requirements of the law. In conclusion the authors assess the state of school sites of the city and describe the causes of such state.Keywords:Russian Federation Government decree dated 10 July 2013 № 582, school site, school informatization.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук