Формирование нового экономического механизма управления вузом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михалёнок Н. О. Формирование нового экономического механизма управления вузом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S4. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13540.htm.
Аннотация. Институциональная среда сферы образовательных услуг предстаёт в единстве методов государственного регулирования и рыночных механизмов. В статье экономический механизм рассматривается как система всестороннего функционирования, включающая финансы, экономику, ресурсы и другую деятельность. Описана модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений а так же раскрыта модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Михалёнок Наталья Олеговна,кандидат экономических наук, заведующаякафедройбухгалтерского учета, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самараbyas75@mail.ru

Формирование нового экономического механизма управления вузом

Аннотация.Институциональная среда сферы образовательных услуг предстаёт в единстве методов государственного регулирования и рыночных механизмов. В статье экономический механизм рассматривается как система всестороннего функционирования, включающая финансы, экономику, ресурсы и другую деятельность. Описана модель нового экономического механизма управления вузом вусловиях развития рыночных отношений а так же раскрыта модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период. Ключевые слова:образование, сфера образовательных услуг, управление вузом, модель управления.

Институциональная среда сферы образовательных услуг в единстве двух подсистем (методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования) предстает глубинной основой, на базе которой разворачивается финансовохозяйственная деятельность вузов. Изменения, происходящие в институциональной среде образовательных услуг, обусловливают особую актуальность разработки адекватного состоянию институциональной среды экономического механизма управления вузами, который представляет собой системный комплекс финансовых,экономических, организационноструктурных методов, применение которых в практике хозяйствования обеспечивает баланс интересов участников образовательного процесса и заинтересованных в его эффективности сторон:государства, организаций, граждан.Экономический механизм управления вузом можно рассматривать как систему, охватывающую все стороны его функционирования: финансы, экономика, потребности, ресурсы, деятельность (образование, наука, культура, маркетинг, учет), структуры (рис.1).В меняющихся условиях хозяйствования вуз, выполняя госзаказ вынужден выходить на рынок со своими образовательными услугами, постоянно поддерживая многосторонний баланс между объемом предоставляемых услуг и наличными ресурсами, между источниками финансирования и ресурсным обеспечением реализации миссии вуза (образование, наука, культура), между потребностями и деятельностью во всей широте ее функционального проявления, а также баланс между вузовским образовательным потенциалом и запросами рынка. По нашему мнению, решить задачу регулирования такого многостороннего баланса призван экономический механизм, развивающийся и приобретающий новые свойства по мере изменений в институциональной среде. В этой связи экономический механизм управления вузом предстает, как механизм многостороннего балансирования ресурсов, деятельности, источников финансирования и потребностей вузов в условиях рыночного хозяйствования. Рис.1.Основные компоненты экономического механизма управления вузом

Разработка экономического механизма управления вузом не ограничивается применением в практике хозяйствования адекватных институциональной среде финансовых и экономических методов, но влияет на формирование соответствующей организационной структуры вуза. Выбор стратегии структурных преобразований вуза зависит от взаимосвязи различных факторов макрои микросферы, а также от тех задач, которые призван решить процесс преобразований. При этом необходимо учитывать наличие двух отмеченных типов изменений (институциональных и функциональных), которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. При рассмотрении вуза в качестве элемента экономической макросферы правомерно говорить о структурноорганизационных преобразованиях институционального типа, имея в виду целеориентацию этих преобразований, связанную с изменением структуры вуза в ее институциональном виде (отношения собственности; порядок финансирования; соотношение казенных, бюджетных и автономных вузов; соотношение государственных и негосударственных вузов и т.п.). Вместе с тем при рассмотрении организационных преобразований на уровне процесса функционирования вуза, структуры его деятельности, правомерно отнести эти преобразования к функциональному типу (организация учебного процесса, организация научных исследований и т.д.).Реформирование системы образования должно носить комплексный характер, что предполагает осуществление как институциональных (разработка нового закона об образовании), так и организационноструктурных изменений (формирование автономных образовательных учреждений). Многовариантность возникновения новых структур в недрах реформирующейся системы образования требует сочетания преобразований микроуровня с общесистемными преобразованиями. Такое сочетание создает условия для вызревания новых качеств системы образования. В этом находит выражение становление новой парадигмы всего образовательного процесса, наиболее существенные особенности которой состоят в следующем. Вопервых, признание плюрализма развития образовательного процесса в рамочных границах государственных образовательных стандартов, что находит свое проявление в масштабных структурных преобразованиях и в появлении автономных учреждений образования. Вовторых, признание определяющей роли информационной и научной составляющей образовательных процессов, обусловленных тем, что в современных условиях происходит новый цивилизационный сдвиг, следствием которого будет переход человечества на новую ступень развития –информационную цивилизацию.В системе образования неформальные нормы, переходя вполуформальные, способствуют снижению степени теневых отношений, т.к. государство может перейти от институциональной недостаточности к институциональной избыточности и затормозить дальнейшее развитие. При этом частично формальные нормы дают сигнал о необходимом векторе, который впоследствии может быть организационно упорядочен.Разнообразие форм контроля знаний при поступлении в вузы и возможность комбинировать подходы к формам контроля в рамках одного вуза, например, учет наряду с результатами ЕГЭ оценок, полученных на вступительных испытаниях по программам отдельного вуза, даст возможность формировать контингент студентов из числа наиболее подготовленных выпускников школ и, следовательно, повысит качество выпускников.Приведем схему рыночной инфраструктуры образования (рис. 2), которая включает в себя образовательные подсистемы и виды рынков, обеспечивающих формирование и развитие как трудового, так и человеческого потенциала, превращение рынков в рабочую силу и человеческий капитал и обеспечивающее их полноценное участие в сфере экономических благ, как важнейших экономических ресурсов в современной экономике. Также эта схема отражает кругооборот человеческого капитала и рабочей силы, как части экономического кругооборота современной экономики.

Рис.2.Рыночная инфраструктура образованияВ рамках исследования была сформирована модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений (рис.3).Данная модель состоит из четырёх основных блоков: –блока доходов; –блока расходов; –блока финансового результата; –блокауправленческих решений.

Рис.3.Модель нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений

В «Блоке расходов» формируется итоговая величина расходов по вузу, на основании прямых и косвенных расходов. Прямые расходы вуза формируются на основании расходов по научноисследовательской и прочей коммерческой деятельности, а также включают расходы кафедр, реализующих образовательные программы, расходы институтов и факультетов, курирующих образовательный процесс. Расходы на оплату коммунальных услуг, расходы структурных подразделений, обладающих правами бюджетодержателей, общеуниверситетские расходы (фонд заработной платы административноуправленческого и прочего обслуживающего персонала, расходы на текущее содержание университета) и т.п. формируют хозяйственноэксплуатационные и административноуправленческие расходы, из которых, в свою очередь, состоят косвенные расходы.Итоговая величина расходов для дальнейшего детального анализа деятельности вуза раскрывается в разрезе специальностей и форм обучения, в том числе и в расчёте на одного студента.В «Блоке доходов» определяется итоговая величина доходов по вузу, на основании данныхо доходах, получаемых от основной образовательной, научноисследовательской, а также от прочей коммерческой деятельности. В свою очередь, величина доходов от основной образовательной деятельности зависит от величины лимитов бюджетных обязательств, а такжеот доходов платной образовательной деятельности.Итоговая величина доходов, так же как и расходов, детализируется по специальностям и формам обучения, а также рассчитывается объём доходов, приходящегося на одного студента.«Блок финансового результата» формируется на основании соотношения итоговых объёмов «Блока доходов» и «Блока расходов». Результатом такого соотношения может быть как положительный, так и отрицательный результат работы вуза в целом, который в свою очередь детализируется до уровня структурных подразделений, специальностей, а также в пересчёте на одного студента. При отрицательном финансовом результате объём финансирования выпускающим кафедрам устанавливается в соответствии с утверждённым минимальным порогом. Кроме того, возможно принятие управленческого решения о закрытии подготовки по убыточным специальностям или дотаций за счёт прибыльных специальностей. При положительном финансовом результате объём финансирования выпускающей кафедры рассчитывается с учётом трудоёмкости участия кафедры в соответствии с утверждёнными нормативами. При этом бюджет развития университета формируется с учётом инвестиций в материальнотехническую базу, научноисследовательские работы и т.п. «Блок управленческих решений» предназначен для своевременного формирования и обоснованного принятия необходимых управленческих решений, направленных на повышение уровня экономической стабильности и усиления конкурентных преимуществ вуза. На данный блок непосредственное информационное воздействие оказывает «Блок финансового результата», давая возможность проводить анализ деятельности вуза за предыдущие периоды, который в свою очередь влияет на будущее управленческое решение. Кроме того, процесс формирования управленческого решения основан на исчерпывающих данных о конкурентной среде, о существующих инновациях и тенденциях развития научнотехнического прогресса. Также на управленческое решение оказывают непосредственное влияние накопленный вузом за годы работы опыт, а также формальные, частичноформальные и неформальные нормы. Дляпринятия окончательного управленческого решения необходимо проанализировать возможные последствия принимаемого решения, и при необходимости внести корректировки в итоговый процесс управления. После того как было принято управленческое решение, рассматриваемый блок оказывает управленческое воздействие на «Блок расходов» и «Блок доходов», тем самым непосредственно влияя на получение и улучшение итогового финансового результата в будущем.Модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период представлена на рис.4.Отличие данной модели от нового экономического механизма, отражённого на рис.3. Состоит в том, что в «Блоке доходов» отсутствуют доходы от платной образовательной и коммерческой деятельности. Соответственно в «Блоке расходов» отсутствуют расходы по прочей коммерческой деятельности. Это связано с тем, что в доперестроечный период в стране отсутствовали коммерческие отношения в образовательной сфере.

Рис.4. Модель экономического механизма управления в сфере образования в доперестроечный период

Кроме того, для принятия управленческих решений финансовый результат деятельности образовательных учреждений не имел значения, так как решения принимались исключительно из необходимости подготовки специалистов той или иной сферы деятельности.Таким образом, основное отличие данной модели от модели нового экономического механизма управления вузом в условиях развития рыночных отношений состоит в том что «Блок управленческих решений» состоялисключительно из формальных норм, в связи с жёсткой централизацией образовательных процессов в государстве [1].

Ссылки на источники1.Михалёнок Н.О.,НосковВ. А.Проблемы управления развитием формальных и неформальных институтов в системе образования. –Самара: СНЦ РАН, 2007. –234 с.

MihalenokNatalya,Ph.D., Headdepartment"Accounting, AnalysisandStatistics", FGBOUVPOSSTU, Samarabyas75@mail.ruFormation of a new economic mechanism of university managementAbstract.The institutional environment of educational services appears in the unity of the methods of state regulation and market mechanisms. In the paper the economic mechanism is considered as a huge functioning system, included finance, economics, resources, and other activities. A model of the new economic mechanism for the university in the development of market and also revealed the model of economic management mechanism in the field of education in the period of the economy reformation.Keywords:education, educational services, university management, model management.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»