Массовое медиаобразование в СССР в 1930–1960 годы

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козаченко И. А. Массовое медиаобразование в СССР в 1930–1960 годы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S5. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13541.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы становления медиаобразования в СССР в довоенные и послевоенные годы. Описывается активизация внедрения медиаобразования в средних общеобразовательных школах, а также популяризация его в средствах массовой информации и издании специализированных журналов для различных возрастов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козаченко Инна Александровна,аспирант кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогinno4ka@yandex.ru

Массовое медиаобразование в СССР в 1930–1960годы

Аннотация.В статье рассматриваются основные этапы становления медиаобразования в СССР в довоенные и послевоенные годы. Описывается активизация внедрения медиаобразования в средних общеобразовательных школах, а также популяризация его в средствах массовой информации и издании специализированных журналов для различных возрастов.Ключевые слова: отечественное медиаобразование, медиакультура, профессиональные медиапедагоги, «практическое» медиаобразование, медиатексты для школьников.

Последние десятилетия наблюдается все повышающийся интерес школьников и молодежи к медиа, которые, как известно, несут все виды социальной информации: экономическую, научную, политическую, эстетическую и т. д. Погружаясь в информационный, виртуальный мир, школьники часто не задумываются над смыслом медиатекстов, испытывают затруднения при их самостоятельной оценки и анализе. Такая ситуация приводит к тому, что постепенно притупляется потребность в приобретении знаний, общения с прекрасным, в духовноэстетическом обогащении. Для молодежи, относящейся к так называемому «всеядному» типу зрителей и слушателей, медийные искусства выполняют, увы, лишь развлекательную или релаксационную функцию.

Отечественное медиаобразование довольно активно развивается: организовываются новые проекты, конкурсы, фестивали, смотры, научные конференции (в том числе и международные), выходят в свет программные курсы, научные труды и учебные пособия по медиаобразованию. В последнее время усилился интерес к российским и зарубежным моделям медиаобразования, к их истории возникновения и развития. Взгляд в прошлое позволяет, как известно, увидеть истоки того или иного явленияи дальнейшие перспективы, лучше понять настоящее, выявить суть, которая лежит в его основе. В России существуют богатые традиции медиаобразования, о чем свидетельствует его история развития на протяжении всего XXстолетия и первых лет столетия XXI.Каждый исторический этап связан с феноменом культуры, имеет специфические особенности, свой неповторимый колорит. Развитие медиаобразования неотделимо от исторического развития страны, как и само медиаобразование от медиакультуры в целом. Вместе с тем, изучение научной литературы по проблемам медиаобразования показало, что вопросы истории медиаобразования в России еще не стали предметом полномасштабного обобщающего анализа.

Для периода до 1930–1934 годов характерна массовая медиаобразовательная деятельность (кинолюбительские объединения, движения юнкоров и т. д.), в том числе в рамках ОДСКФ (общество друзей советского кино и фотографии), ставшее к началу 1930х самой многочисленно организацией в стране в области культуры. Основные направления медиаобразования стали базироваться на материале кинематографа и прессы. Началась подготовка профессиональных медиапедагогов. К началу 1930х годов проявилась тенденция доминирования практического медиаобразования, овладение техническими умениями при киносъемке, изготовление «световых» газет, «шумовые эффекты» и т.д. [1, с. 70].В период так называемого «практического» медиаобразования (1935–1955) основными доминантами выступало освоение технических навыков использования кино, радиоифотоаппаратуры под гнетом жесткого идеологического контроля. Как следствие –резкое сокращение числа кинокружков, любительских объединений, ликвидация ОДСКФ. Несколько сотен кино, фотокружков, оставшихся во второй половине 1930х, были разрознены и лишены методической и материальной поддержки, которую прежде им оказывало ОДСК. Несмотря на это, многие педагоги продолжали говорить о больших воспитательных возможностях киноискусства, выдвигая, однако на первый план его идеологическую функцию. Медиатексты для школьников были политизированы, ориентированы на массовый характер пионерского и комсомольского движения, на учебные цели и формирование соответствующего государственному строю мировоззрения, работа медиапедагогов строго регламентирована, роль экранных искусств в образовании и воспитании существенно снижена [1, с.71].В начале 1930х годов происходило дальнейшее развитие массового радиовещания. Передачи подразделились по тематике, формам, при их подготовке учитывались возрастные особенности аудитории и т.д. Готовились радиопередачи для дошкольников, младшего и среднего школьного возраста, а программы для старшеклассников появились позже –в конце 1950х. Временные рамки радиовещания для детей значительно расширились: вместо 30 минут ежедневного эфира, к началу 1930х детские радиопередачи стали занимать 1,5 часа эфирного времени. С 1932года на детском радио применялись элементы игры. Впоследствии радиожурналы в силу редкой периодичности, а так же в связи с появлением ежедневных радиопрограмм стали постепенно терять популярность детской аудитории. Значительным событием в радиоискусстве стало появление радиоклуба «КЛЮР» (клуба любопытных ребят), выходившего в эфир с 1933 года [3,с. 60].В 1920–1930е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в мировой практике,–формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости. В1931–1932 годыпублицистические и документальные жанры настолько разрослись и укоренились в детской периодике, что практически вытеснили другие, более близкие ребенку жанры. Причем, качество подобного рода публикаций оставляло желать лучшего –написанные сухим, скучным языком, они представляли собой чаще всего нагромождение множества малодоступных пониманию ребенкасобытий и фактов.В январе 1930 года вышел первый номер детского журнала «Чиж», адресованный читателям младшего возраста. Первоначально он выходил как приложение кжурналу «Ёж» (1928–1935), но затем приобрел статус самостоятельного издания. «Чрезвычайноинтересный журнал»–так раскрывалась аббревиатура нового журнала.Желание авторов «Ежа» обратиться к аудитории младшего детского возраста было оправданным и закономерным. Оно совпадало с их педагогическими взглядами, учитывающими возрастные особенности читателей–их постоянный рост, развитие и взросление. Создание же нового журнала позволяло осуществить преемственность между разными возрастными группами читателей. В 1933–1934 годах«Чижу» и «Ежу» удалось возродить традиции «веселых» журналов, от которыхони вынуждены были отступить в начале 1930х годов, и вновь, захозяйничало на их страницах веселое содружество писателей и художников. Редакция и авторский коллектив журналов находились в постоянном поиске литературных и художественных новаций, нешаблонных форм подачи материала. «Материал подавался не просто, а всегда с какимнибудь «подходом», благодаря чему запоминался лучше. Так уж устроена наша память, что быстрее и прочнее мы запоминаем боковое, не прямо относящееся к делу. Сотрудники «Ежа» и «Чижа» отлично знали это свойство и умели им пользоваться. С этой точки зрения, их работа представляла собой педагогику в самом высоком смысле этого искусства» [3, с.62].На этапе «практического» медиаобразования (1935–1955) воспитательные возможности киноискусства продолжали обсуждаться в педагогике. В 1937 году А.С.Макаренко, выступая с лекциями по воспитанию, отмечал, что « кино является самым могучим фактором не только по отношению к детям, но и по отношению к взрослым… В подавляющем числе наши кинофильмы являются прекрасным и высокохудожественным средством» [2, с. 423]. В то же время он обращал внимание на опасность, которую таит в себе пассивное «проглатывание» школьниками легкодоступного кинематографического зрелища, и в связи с этим предлагал ограничить количество посещений кинотеатровдетьми двумя просмотрами в месяц. Причем просмотренный фильм, по мнению Макаренко, обязательно должен быть обсужден в семье [3, с. 63].В годы Великой Отечественной войны кино продолжало жить: снимались любительское кино, кинохроника.В учительской среде киноискусство считалось самым доступным и легким из искусств, восприятие которого не требует особой подготовки, что, несомненно, оказало большое влияние на всю систему кинообразования в 1930–1950е годы и выдвинуло на первый план практические компоненты использования кино [3, с.65].1930–1940е годы принято считать «золотым веком» радиовещания тоталитарного образца. В годы войны радиовещание выполняло агитационную, пропагандистскую, образовательную, воспитательную, просветительскую, в меньшей степени художественноэстетическую функции. В послевоенное время продолжало увеличиваться количество эфирного времени, отведенного для детского радиовещания[3, с. 65].1957–1959йгоды принято считать периодом организационного становления кинолюбительства в стране. Причиной этого стало изменение политического режима после 20го съезда компартии. Идеологический контроль не был таким строгим, хотя тогдашний руководитель СССР Н.С. Хрущев не разрешил создать подобие ОДСКФ. Либеральность хрущевской«оттепели» проявилась в том, что власти не препятствовали возрождению массового кино, медиаобразования. Работа кинокружков, киноклубов, отдельных кинолюбителей регулярно освещалась в ежегодниках кино, газетах и журналах. В 1959 году прошел первый Всесоюзный смотр любительских фильмов в Москве, на который было представлено более 500 лент из разных уголков страны [3, с.72]Итак, наш краткий анализ периода развития медиаобразования в 1930–1960хгодах показал, что его можно разделить на три этапа:этап 1930–1934хгодов: интенсивное развитие массового медиаобразования на материале прессы, кино, фотографии (при поддержке ОДСКФ);этап 1935–1956хгодов: преобладание в медиаобразовании ярко выраженной практической направленности. Жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей.этап 1956–1960х годов: начало активного ренессанса кино, медиаобразования. Кинолюбительство приобрело большую популярность. Многие кинолюбительские объединения сталицентрами методической, исследовательской и организационной работы, выпускали свою периодику. Киноклубы удовлетворяли потребности учащихся и студентов в общении, в совместном творчестве, в развитии эстетического вкуса и восприятия кинопроизведений [6, с. 35].Таким образом, за сравнительно небольшой исторический срок уровень медиаобразования в стране стал достаточно высоким, появились специализированные журналы, движение кинолюбов стало популярным, массовое кино заняло достаточно твёрдые позиции в общественной жизни страны. Все усилия, предпринятые инициаторами медиаобразования приобрело довольно значимые результаты и заняли достойное место в образовательной системе СССР.

Ссылки на источники1.Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. Проблемы медиаобразования (научная школа А.В.Федорова). –Таганрог:ТГПИ, 2007.–212 с.2.Макаренко А.С. Сочинения. Т.4.–М., 1957. 3.Челышева И.В. Теория и история российского медиаобразования. –Таганрог:Кучма, 2006.–206 с.4.Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова.–Таганрог:Кучма,2007. –198 с.5.Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах запада.–Таганрог:Кучма, 2005. –270 с.6.Челышева И.В., Шаповалова В.С. Медиаобразование и менеджмент: история развития. –Таганрог:ТГПИ,2007.–216 с.

KozachenkoInna,postgraduatestudentofthefacultyofpsychologyandsocialpedagogy, TaganrogstatepedagogicalInstitutenamed after A.P. Chekhov, laboratory assistant of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganroginno4ka@yandex.ruMass mediaeducation inthe USSR in 1930 and 1960Abstract.The article considers the basic stages of development of media education in the USSR in the prewar and postwar years. Describes the intensification of the implementation of media education in secondary schools, as well as popularization it in mass media and publishing specialized magazines for different ages.Keywords:domestic media education, mediaculture, professional people, «practical» media education,media texts for schoolchildren.

Рекомендовано к публикации: Ефремовой О. И., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»