Ценностно-смысловые ориентации современной молодёжи

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксин В. Н. Ценностно-смысловые ориентации современной молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S7. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13566.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются ценностно-смысловые ориентации современной российской молодёжи, направленность их мышления. Приводzтся способы преодоления негативного воздействия окружающей среды на формирование негативных взглядов к традиционным ценностям российского общества
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~ Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогvnvaraksin@yandex.ru

Ценностносмысловые ориентации современной молодёжи

Аннотация. В статье рассматриваются ценностносмысловые ориентации современной российской молодёжи, направленность их мышления. Приводится способы преодоления негативного воздействия окружающей среды на формирование негативных взглядов к традиционным ценностям российского общества. Ключевые слова: ценности, патриотическое воспитание, совместная деятельность, клубы по месту жительства, гражданский брак, содержательносмысловые взгляды, идентичность, творческая направленность.

В последнее время в российском обществе много говорится о потере современной молодёжью ценностей, духовности, патриотизма. Действительно кризис ценностей и основной базовой составляющей воспитания духовности и патриотизма в российском обществе оказывают негативное влияние на воспитание современной молодёжи. Можно не перечислять всего того, что оказывает негативное влияние и того, чего не хватает для эффективного воспитания, но если об этом не говорить, то нашему обществу предстоит смириться с такими условиями, поскольку они, по всей видимости, устраивают тех, кто руководит этим обществом.Нельзя сформировать в условиях полного отрицания всего того, что было в разрушенной стране, новую систему ценностей. Живы ещё те, кто участвовал в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., кто строил БайкалоАмурскуюмагистральи поднимал Целину, кто ежегодно выходил на демонстрации, посвящённые Международной солидарности трудящихся и празднованию Великой октябрьской революции. А, что мы сейчас поднимаем, строим, празднуем, скорее всего, поднимаем уровень молодёжной преступности, строим общество воров и бандитов, празднуем удачно, построенную финансовую пирамиду, с помощью, которой приобрели огромную сумму денег, ограбив при этом такое огромное количество ничего не подозревающих людей. Мы говорим о реформировании и модернизации образования, но при этом бездумно и даже осознанно разрушаем эффективную систему, работавшую как швейцарские часы, а что предлагаем взамен, то, что почерпнули на Западе –Единый государственный экзамен и Болонскую систему образования, от которых тот же Запад уже отказался. У нас в начале 90х годов прошлого столетия энтузиасты педагоги построили и апробировалисистему профильного образования и формулу выпускных экзаменов (выпускной экзамен является вступительным экзаменом в образовательное учреждение). Мы это осуществляли следующим образом: средняя общеобразовательная школа заключала договорные документы с высшими и средними учебными заведениями по трём профилям обучения техническому, гуманитарному и медицинскому. Поддерживающее образование начиналось с 10го класса и продолжалось до окончания школы. В учебное расписание занятий по согласованию с базовыми учебными заведениями включались профильные предметы, которые обычно изучают студенты первого курса, их преподавание велось преподавателями учебных заведений.~ 2~ Например, технический класс, состоящий из 30 учащихся, был ориентирован на Таганрогский радиотехническийуниверситет, Ростовский строительный университет, Таганрогский техникум морского приборостроения, Ростовский автодорожный техникум, будущие студенты изучали профильные предметы этих заведений.Медицинский класс, в котором также обучалось 30 учащихся, был ориентирован на Ростовский медицинский университет, Воронежский медицинский университет, Московский социальнопсихологический университет и Таганрогское медицинское училище.И наконец, гуманитарный класс, имеющий договорные обязательства с Ростовским педагогическим институтом и Таганрогским педагогическим институтом, в нём обучались 30 учащихся, которые хотели получить высшее образование и стать школьными учителями.Чтобы убрать излишний ажиотаж при формировании классов мы брали всех желающих, но они должныбыли пройти первоначальное тестирование и диагностику на профессиональное соответствие выбранного направления. Затем для них были организованы экскурсии на предполагаемые рабочие места, например в медицинский класс всегда был перебор, но оказавшись на экскурсии в больнице скорой медицинской помощи в палатах лежащих больных, в морге количество, желающих получить такую профессию резко сокращалось. Жестоко? Нет, необходимо, поскольку лучше сразу осмыслить, что чистота, белые халаты, это только лицевая часть профессии, а оборотная –боль, страдания, сочувствие страдающим и сможешь ли тыим оказать помощь и самому при этом быть оптимистом. Таким образом, выпускные экзамены в школе, а также экзамен по профилирующим предметам служил основанием выполнения договорных обязательств, а учебное заведение ещё закрывало у себя брешь ранней профориентации.Интересный опыт сотрудничества, выходящего за рамки формулы, был с Московским социальнопсихологическим университетом. Выпускники, избравшие этот вуз, и сдавшие успешно профильный экзамен получали студенческий билет и зачётную книжку. В зачётной книжке за два года обучения была отметка об изучении необходимых предметов, и осуществлена запись об окончании первого курса заочного отделения вышеуказанного вуза, а также перевод её владельца на второй курс этого университета. Новому студентуоставалось только отгулять летние каникулы и отправляться в Москву для продолжения обучения.За всё время обучения никакой коррупции и поборов, просто учащиеся были мотивированы получением высшего образования в конкретном вузе и делали это осознанно и терпеливо.Что мы наблюдаем сейчас, мы не хотим жить, так как жили раньше, но при этом мы разочарованы в новых навязанных идеалах, которые оказываются через некоторое время фальшивкой. Изучение личности и коллектива студентов начинается с анализа состава группы (количественного, половозрастного, социального).Наблюдения за студентами в неформальной обстановке, анкетирование, индивидуальные беседы со студентами позволяют выявить их интересы, увлечения, потребности, определить лидеров группы и сформировать актив [1]. Мы не можем творить, а ведь педагогика, по словам выдающихся учёных, педагогов творчество, искусство. Приходится исхитряться, занимаясь наукой воровать от семьи, чтобы опубликоваться исказать всему миру, что ты чтото придумал, но тут же появляются проверяющие, которые пытаются закрыть, уничтожить новое научное направление. Можно посмеяться над тем, что произносят средства массовой информации якобы от Правительства, озабоченность возникла от того что в стране нет ~ 3~ патриотического воспитания, поэтому давайте создадим при Кремле управление по патриотическому воспитанию. А мы говорим, отдайте эти огромные деньги на восстановление Клубов по месту жительства, привлеките туда или ответственныхэнтузиастов педагоговумельцев и пусть эти клубы для всех детей будут бесплатны. Молодёжь пойдёт в эти клубы она истосковалась по творческому ручному труду.Участие в проектах совместной деятельности обеспечивает становление ответственного действия, самоопределение в сфере интересов, создает возможностисамореализации в социально одобряемых видах деятельности, определяет необходимость самостоятельного планирования и самоконтроля своей деятельности [2]. Организуйте соревнования по тем видам творчества показывайте этих победителей, наверное, от этого патриотизм станет более ощутим, чем нести Олимпийский огонь четыре месяца по всей стране одевая при этом бесплатно в костюмы носителей олимпийского огня и самого факела, эти деньги, ктонибудь подсчитал и какую пользу они принесут и кому. Или другая идея наших «головоломов» создать Единые правила воспитания –это что? Возврат к казарме или может к лагерю или ещё куданибудь? Известно, что начальные, базовые формы воспитания закладываются в семье. Может быть, оказание помощи семье будет той панацеей, к которой стремится наше государство или только делает вид? Создать разветвлённую сеть досуговых учреждений, в которых ребёнок мог бы заниматься любимым делом, играть в футбол, в волейбол, теннис, лицедействовать, учиться музыке, строить корабли и самолёты, управлять радиотехническими моделями. Сейчас это сделать будет сложнее, чем сидеть в интернеткафе и смотреть порнографические сайты, играть в «ужастики» и «страшилки», а затем выходить на улицы и испытывать на прохожих, полученные виртуальным путём навыки. Да мы уже привыкли к свободе, а также к нежеланию брать ответственность на себя за ту деятельность, которую выполняем. Радуясь «Материнскому капиталу», молодёжь нарожала детей, а получить этот капитал не может. Поэтому происходит разрушение идеала создания семьи, молодые матери и отцы избавляются от детей, бросают или продают, можно их обвинить в жестокости, но давайте выясним, кто стал причиной такой жестокости мать, отец, чиновник, социальное управление, Правительство, которое не додумало как этот «капитал» может использовать семья?Наверное, поэтому в современной России большоераспространение получил «гражданский»брак, который стал обыденным явлением, который не несёт обязательств, друг перед другом, а перед ребёнком тем более. Такой союз отличается непрочностью, у него нет законного социального статуса, и взаимная ответственность сторон не соблюдается.Чтобы убедить современную молодёжь о ведении совместного хозяйства, об ответственности необходимы умело, подобранные слова, которые в общении с молодёжью дадут необходимую основу для создания условий работы с её ценностносмысловыми ориентациями, если прислушаться, что нам вещают средства массовой информации, то можно услышать, как они целенаправленно формируют неуверенность в завтрашнем дне. Такая информация формирует безысходность и агрессию, обрушивающуюся на население страны, если взрослое население умеющее анализировать и сопоставлять факты с условиями, бывшими и нынешними, то для молодёжи условия жизнедеятельности являются только нынешними, они имеют негативную окраску, других они не знают, поэтому им необходимо доходчиво пояснять, что происходит и как жить дальше.~ 4~ Например, О.И.Ефремова считает, что в структуре профессионального сознания нынешней студенческой молодёжи мифологизированные компоненты характеризуют экспансию житейского знания и его «встраивание» в ткань фрагментарных научных представлений происходит в связи с их несистематизированностью, недостаточностью рефлексии и критичности. Большая часть мифологизированных компонентов оказывается под влиянием мотивационносмысловых образований личности, обусловливающих приемлемость искаженных, но получивших видимость научного обоснования представлений [3].Следовательно, тот идеологический вакуум, который образовался после отказа от существовавших ценностей и идеалов, сохраняется, поскольку обществом только делается вид, что идёт поиск какойлибо целостной системы воспитания. Активно обустраивается церковь и призывает молодёжь к своим ценностям и идеалам, однако здесь также прослеживается двойственность отношений к одним и тем же проявлениям жестокости по отношению к ближнему, это интуитивно предохраняет молодёжь от активного сближения с религией. Эриксон Э. по этому поводу говорил, что одной из характеристикпсихосоциального кризиса является особое «диффузное» переживание времени: человек становится не, способен ориентироваться в своей жизни, в связной перспективе настоящего, прошлого и будущего [4].В нашем современном воспитании мы пытаемся привить индивидуспособность актуализировать различные содержательносмысловые взгляды на субъективные образы внешнего мира, поскольку такая способность служит инструментом для определения уровня его идентичности и способствует личностному развитию.Известно, что современная молодёжь довольно часто выбирает высокооплачиваемую рабочую деятельность, при этом жертвуя интересами, которые старались вложить в их сознание педагоги и воспитатели. Нынешняя молодёжь не станет выбирать низкооплачиваемую, но интересную работу, даже если она сопровождается хорошим эмоциональным фоном и имеет творческую направленность. Поэтому талантливая молодёжь меняет место жительства уезжает на Запад где интересная, творческая работа сопровождается эффективным эмоциональным фоном и хорошей зарплатой.В вопросах современного воспитания мы наблюдаем гипертрофированное влияние материальных факторов. Молодые семьи пытаются воспитать у своих детей с раннего возраста ориентацию на деловую хватку, создание внешнего окружения из «нужных людей», приобретение рыночных качеств и целеустремлённости к приобретению «лёгкой» наживы любым путём [5].Изменились ценностные ориентации в отношении семьи, в сознании у молодёжи появилась модель человека, которая полностью абстрагирована от половых различий, т.е. женщина в семье должна играть активную роль в материальном обеспечении семьи, а также воспитании детей и уходом за мужчиной в семье. Такое отношение способствует формированию единообразного восприятия действительности, где ценности рыночной экономики занимают приоритетное положение в сознании индивида, у него остаётся единственное желание приобрести высокий социальноэкономический статус любым путём. Общественно же значимые ценности, патриотизм, любовь к Родине, всенародные традиции оцениваются денежным эквивалентом,если они низко оплачиваемые, то, следовательно, они не нужны. Следовательно, ценностносмысловая ориентация –это своеобразная воспитательная система, формирующая жизненные ценности и имеющая осознанный ~ 5~ смысл в жизнедеятельности индивида. Социум, являясьосновным производителем ценностносмысловой ориентации, оказывает как негативное, так и позитивное направление, а выбор необходимого направления конкретизируется личностью, которая берёт начало в семейном воспитании и является опорой при формулировании ценностей и смыслов, предлагаемых внешней средой. Человек проходит в своём развитии ряд этапов, которые наполнены социальными ценностями и смыслами, если эти этапы лишить этого наполнения, то происходит девальвация ценностей и смыслов.Таким образом, важнейшее направление воспитательной работы, как создание и поддержка детских и молодежных объединений, требует адекватного психологопедагогического сопровождения в определении ценностносмысловой ориентации. В современной практической психологии имеется значительный арсенал методов работы с малыми группами и коллективами, методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации, духовных ценностей, патриотизма и т.д., которые следует шире использовать для решения задач воспитания и социализациимолодёжи в деятельности молодёжных и детских объединений.

Ссылки на источники1.Жилина Л.Я.Организация психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза// Концепт.–2013.–Спецвыпуск№ 05. –ART 13550. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13550.htm.2.Мищенко О.П.Психологопедагогическое сопровождение как условие социальной адаптации воспитанников детских домов// Концепт.–2013.–Спецвыпуск №05. –ART 13550. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13550.htm.3.Ефремова О.И.Мифологизированные компоненты профессионального сознания будущих психологов образования и их коррекция// Концепт.–2013.–Спецвыпуск №05. –ART 13550. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13550.htm.4.ЭриксонЭ. Идентичность: юностьикризис. М.: 2006.

5.КутыревВ.А. Человеческоеииное: борьбамиров. –СПб.: 2009.–264 с.

Varaksin Vladimir,candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personalityCheckov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogvnvaraksin@yandex.ruValuesemantic orientations of modern youthAbstract.The author considers the value and semantic orientations of Russian youth in the direction of their thinking; provides a way to overcome the negative effects of the environment on the formation of negative attitudes to the traditional values of Russian society.Keywords:values, patriotic education, joint activities, clubs, place of residence, marriage, content and semantic views, identity, creative direction.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»