Медицинская и психолого-педагогическая поддержка воспитанников в санаторной школе-интернате
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина
Л.
Я. Медицинская и психолого-педагогическая поддержка воспитанников в санаторной школе-интернате // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S7. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13561.htm.
Аннотация. Автор статьи обосновывает значение медицинской и психолого-педагогической поддержки воспитанников санаторной школы-интерната. Задача исследования – изучение психолого-педагогических проблем воспитания и обучения подростков в санаторных учреждениях интернатного типа с целью предупреждения и преодоления у них комплексной дезадаптации.
Ключевые слова:
адаптация, санаторная школа-интернат, комплексная дезадаптация, медицинская и психолого-педагогическая помощь.
Текст статьи
~ 1~ Жилина Людмила Яковлевна, кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО«Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрогludmila.zhilina@mail.ru
Медицинская и психологопедагогическая поддержка
воспитанников в санаторной школеинтернате
Аннотация.Автор статьи обосновывает значение медицинской и психологопедагогической поддержки воспитанников санаторной школыинтерната. Задача исследования–изучение психологопедагогических проблем воспитания и обучения подростков в санаторных учреждениях интернатного типа с целью предупреждения и преодоления у них комплексной дезадаптации. Ключевые слова: санаторная школаинтернат, адаптация, комплексная дезадаптация, медицинская ипсихологопедагогическая помощь.
В научной литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению причин и структуры дезадаптации, ее видам и уровням.
В них дезадаптация выделена в качестве предмета специальных исследований, разработаны методики для ее диагностики, описывается проявление дезадаптации в поведении, определены направления по ее профилактике и преодолению. В настоящее время расширился диапазон работ, посвященных изучению медикобиологических проблем дезадаптации. В тоже время анализ научной литературы показал, что изучение и преодоление дезадаптации соматически ослабленных тубинфицированных детей и подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, остается одной из актуальных психологопедагогических и социальных проблем и требует медикопсихологопедагогического научного осмысления.Санаторные школыинтернаты занимают особое место среди образовательных учреждений.Санаторный этап лечения является одним из основных в организации проведения полноценного курса специфической и патогенетической терапии.Опыт показывает, что база и возможности санаторных школинтернатов и имеющиеся в них резервы используются недостаточно.Еще И.М.Сеченов отмечал, что всякая болезнь тела сопровождается психическим расстройством в разнообразнейших формах. «Для истинно научного понимания наших нервнопатологических симптомов и успешной борьбы с ними нужно расстаться со столь вкоренившимся в нас отграничением психического от соматического. Всюду и всегда необходимо идтик физиологическому основанию, как в отношении болезнетворных агентов, так и в отношении реакций на них со всемиих последствиями» (по Н.В.Серединой) [1, с.303–304].А.А.Северный и В.Н.Вараксин отмечают, что соматическое и психосоциальное (личностное) развитие дезадаптированных детей и подростков носит процессуальнодинамический характер и при стойких нарушениях взаимодействия со средой проявляется в различных формах дезадаптации на уровне организма, индивидуальнопсихологических (типологических) свойств или социальнопсихических отношений и личностных форм реагирования. Поэтому, в оценке дезадаптации следует различать, с одной стороны, уровень реагирования (телесноорганизменный, индивидуальнопсихический,личностный), а с другой, ведущую форму жизнедеятельности или сферу отношений, в которой проявляется Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 2~ дезадаптация несовершеннолетних как несоответствие его психофизических и психосоциальных (личностных) возможностей условиями воздействиям среды [2, 3].В опоре на исследовательские данные Т.Д.Молодцовой [4], А.А.Северного, используя методы компетентных судей, независимых характеристик, а также собственный опытпсихологопедагогических наблюдений воспитанников школыинтерната нами были разработаны уровни комплексной дезадаптации, с учетом следующих критериев:
особенности индивидуальных реакций и состояний подростков на воздействие внешних и внутренних обстоятельств жизни: общий эмоциональный тонус, эмоциональная уравновешенность (психологический компонент);
особенности взаимодействий подростков с социальным окружением: адаптация в референтных общностях, овладение ведущим видом деятельности, способность к продуктивной коммуникации, наличие самоконтроля и саморегуляции (социальный компонент);
совокупностьпоказателей здоровья: наличие или отсутствие у школьника хронического заболевания, особенности функционирования нервной системы (соматический компонент).Качественные уровни комплексной дезадаптации теоретически можно представить в следующем условном виде:
нулевую группу составляют адаптированные подростки;
первую группу образуютв основном адаптированные подростки;
вторую группу составляютподростки, у которых наблюдаются признаки ситуативной дезадаптации;
третью группу –подростки с устойчивой дезадаптацией;
четвертую группу –подростки с глубокой дезадаптацией.Однако в дальнейшем мы оставим за скобками наших рассуждений нулевую группу, поскольку пребывание подростка в оздоровительном образовательном учреждении уже само по себе предполагает нарушения в состоянии здоровья и неизбежно связанные с ними проблемы психического и социального развития т. е.как минимум наличие первого уровня дезадаптации. Приведем описание уровней комплексной дезадаптации в указанной ниже последовательности компонентов: психологического, социального, соматического.Первая группа (в основном адаптированные подростки)–индивиды, у которых тревожность, раздражительность, растерянность, страхи возникают как кратковременные эмоциональные переживания, но преобладает позитивный эмоциональный настрой. Это подростки,принимающие режим учебного труда, оздоровительных мероприятий и отдыхашколыинтерната, соблюдающие общепринятые нормы взаимодействий со сверстниками и взрослыми, правила поведения, дисциплину, понимают и принимают социальную позицию взрослых, открыты к общению и диалогу, сотрудничеству, дружелюбны, отзывчивы. Они в основномосознают личностную и социальную значимость учения, настроены на учебные достижения, проявляют активность в учебном процессе, позитивно воспринимают свое социальное окружение, стремясь занять в нем лидирующие социальные позиции. Для них характерны адекватная (или близкая к адекватной) самооценка, интроспекция и самокритика. Нацеленные на социальный успех, они, однако, нередко нуждаются во внешней стимуляции активности. Индивиды, у которых наблюдаются незначительные морфофункциональные отклонения, соматическая ослабленность, без патологических изменений. Нервная система достаточно вынослива,процессы возбуждения и торможения уравновешены.~ 3~ Вторая группа (подростки с признаками ситуативной дезадаптации) –индивиды, у которыхневротические реакции могут возникать при определенных обстоятельствах и ситуациях, но носят временный характер, характерна адекватная смена настроения. Подростки, у которых наблюдаются трудности адаптации, проявляющиеся в эпизодических нарушениях режима школыинтерната, дисциплины (как на уроках, так и во внеучебной деятельности), дисгармония во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми. При общем положительном отношении к учению наблюдается эпизодическая неуспеваемость или неуспеваемость по отдельным предметам учебного плана. Познавательные интересы неустойчивы. В общей мотивации учения доминирующие позиции занимают стремления к высокой оценке и одобрению взрослых. Не проявляют склонности к интроспекции и самокритике. Характерны адекватная или завышенная самооценка. Индивиды, у которыхнаблюдаются незначительные отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания в стадии стойкой клиниколабораторной ремиссии. Нервная система быстро утомляется, но достаточно быстро восстанавливается после смены деятельности или непродолжительного отдыха.
Третья группа (подростки с устойчивой дезадаптацией) –индивиды, для которых характерны частые невротические реакции, быстрый переход от приподнятого настроения к депрессивным состояниям без внешне наблюдаемых причин. Подростки, отличающиеся слабым уровнем развития адаптационных механизмов, проявляют склонность к регулярным нарушениям режима учебного труда, оздоровительных мероприятий и отдыхашколыинтерната, дисциплины. Познавательные интересы и позитивная мотивация учения не проявляются скольконибудь отчетливо. Отсюда вытекает отсутствие учебных успехов. Преимущественно нацелены на развлечения и такое времяпрепровождение, которое не требует затрат интеллектуальных и физических сил. В отношениях со сверстниками и взрослыми демонстрируют нонконформность, часто грубы, конфликтны, злопамятны. Не склонны к интроспекции и самокритике, доминирует практика самооправдания во всех (благоприятных и неблагоприятных) жизненных ситуациях. Индивиды, у которых наблюдаются отчетливо выраженные отклонения в состоянии здоровья, но имеющие временный характер, наличие одного хронического заболевания. Нервная система быстро утомляется и требует для восстановления продолжительного отдыха.Четвертая группа (подростки с глубокой дезадаптацией) –индивиды, аффективно возбудимые,с высоким уровнем тревожности, акцентуированные, агрессивные, со стабильно неадекватным настроениеми аффектом неудовлетворенности. Подростки, систематически нарушающие режим школыинтерната. Познавательные интересыотсутствуют, отношение к учению–резко отрицательное. Склонны к различным формам девиантного, а иногда –и деликвентного поведения. Отличаютсяповышенной восприимчивостью к носящим отрицательный социальный смысл примерам поведения (других из социального окружения или из источников массмедиа), к вредным привычкам, проявляют склонность к асоциальным поступкам: бродяжничеству, воровству, хулиганству, ранним половым связям. Для них характерно требовательнопотребительское отношение к окружающим, в общении со сверстниками и взрослыми подчеркнуто грубы, нередко агрессивны. Обнаруживают внутреннюю готовность к нанесению преднамеренных телесных повреждений другим, склонность к демонстративным суицидальным угрозам, рассчитанным на внешний эффект, эпатаж окружающих. Действия, направленные на принесения вреда окружающим бывают не только импульсивными, под влиянием текущего эмоционального настроя, но и Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 4~ тщательно спланированными, продуманными в деталях. Чувство вины фактически отсутствует, ответственность за последствия своих действий всегда перекладывает «на плечи» других. Стремится к созданию благоприятного социального фона для своей жизнедеятельности, отрицательно влияя на неустойчивых в психологическом и социальном плане учащихся. Индивиды, со значительными и носящими постоянный характер отклонениями в состоянии здоровья (несколько хронических заболеваний, врожденные пороки развития в стадии компенсации), которые позволяют выполнять учебную работу, но предполагают четкое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.Нервная система быстро утомляется и даже после незначительных нагрузок требует длительного отдыха для восстановления [5].Одновременно подчеркнем, что указанные виды и уровни комплексной дезадаптации могут образовывать сложные связи. Эти связи, в свою очередь, определенным образом соотносятся с установками подростков к системе требований педагогов школыинтерната и режиму учреждения, в результате чего формируются целостные комплексы отношений, изучение которых задает координатные точки для организации дифференцированного и индивидуального подходов в учебновоспитательных взаимодействиях.Экспериментальное исследование проводилось на базе санаторной школыинтерната №18 г. Таганрога–оздоровительного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении.Среди воспитанников15% детей –сироты и дети, находящиеся на опеке,из неполных семей –48,3% воспитанников,из многодетных семей–15%.Малообеспеченные семьи составляют35%, а27%родителей–пенсионеры, инвалиды, безработные. Социальный портрет семей воспитанниковпоказывает, что подавляющее большинство учащихся –это дети из семей «группы риска». В эксперименте приняли участие 60 учащиеся подросткового возраста. Наличие дезадаптации подтвердили следующие характеристики в поведении у этих подростков: в общении сосверстниками и взрослыми они часто проявляют агрессивность, замкнутость, избегание контактов, недоверчивость и подозрительность. Они либо чрезмерно исполнительны и конформны, либо отличаются негативистической демонстративностью, конфликтностью и обидчивостью. В школе часто нарушают дисциплину. Такое поведение затрудняет пребывание учащихся в детском коллективе и деструктивно влияет как на личность самого подростка, так и на окружающих.Анализ школьных журналов, беседы с учителями, воспитателями, наблюдения позволили нам выявить область проявления дезадаптации. У большинства в экспериментальной группе такой областью является учебная деятельность. Тот факт, что учебная деятельность попадает в сферу дезадаптацииданного контингента подростков, подтверждает проведенный нами анализ мотивов учебной деятельности. Только 10%указали, что учатся потому, что на уроках интересно. Изучая дезадаптацию у подростков с различными видами туберкулезной инфекции в условиях их пребывания в санаторной школеинтернате, мы поставили перед собой задачу определить степень влияния болезни на познавательные процессы подростков. Длительное инфекционное заболевание нередко становится предпосылкой изменения личности, источником задержки общего и психического развития. Из экспериментальной группы были отобраны 22 подростка 11–12 лет для определения у них уровней дезадаптации. Количественные показатели распределились следующим образом:
1 уровеньв основном адаптированные подростки 9,1% или 2 учащихся;
2 уровень с признаками ситуативной дезадаптации 36,3%или 8 учащихся;
3 уровень устойчивая дезадаптация36,3%или 8 учащихся;
4 уровень глубокая дезадаптация16,2%или 4 учащихся.~ 5~ На основе проведенного в указанной группе эмпирического исследования подтвердилось предположение о том, что возникновение дезадаптации обусловлено сочетанием факторов. Соматическое состояние подростков усугубляется негативным социальным опытом, приобретенным подростками до поступления в оздоровительное образовательное учреждение, дефектами семейного воспитания, низким культурным уровнем родителей. На наш взгляд туберкулезную инфекцию в данном случае нужно рассматривать каквторичный фактор по отношению к социальной ситуации развития и условиям воспитания в семье. Проведённое исследование, позволило констатировать у подростков экспериментальной группы наличие комплексной дезадаптации, структура которой включает в себя соматическую, психологическую и социальную составляющие. По степени распространения –расширенная. По времени проявления –устойчивая. В основном дезадаптация проявляется в учебной деятельности и обусловлена недостатками в развитии познавательных процессов, частично во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и связана с дефектами эмоциональноволевой сферы, коммуникативной беспомощностью, в отношении к себе. Внутреннее состояние отличается повышенной тревожностью и робостью. Нарушения в эмоциональноволевой сфере проявляются в депрессии, апатии, неврозах. Эмоциональная неудовлетворённость неуспеваемостью в школе выражается в конфликтах и враждебности к некоторым педагогам и сверстникам, родителям. Этих подростков отличает высокая степень неуверенности в себе инизкая социальная приспосабливаемость. Поведенческие проявления соответствуют внутреннему состоянию подростков. Главные «пусковые механизмы» –депрессия, фрустрированность, аффект неадекватности. Внешний фактор –дискомфортное самочувствие в среде сверстников и в школеинтернате в процессе учебной деятельности.
Проведенное исследование и многолетний опыт работы в санаторной школеинтернате указывает, на необходимость комплексного подхода к учащимся с учетом указанных выше особенностей.В специфических условиях оздоровительногообразовательного учреждения такой подход включает всебя медицинский, педагогический, социальнопедагогический ипсихологический компоненты:
медицинский обеспечивает строгий медицинский контроль состояния здоровья учащихся на всех этапах образовательного процесса (в начале учебного года, перед зимними каникулами, в конце учебного года), валеологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и их родителей;
педагогический осуществляет организацию учебновоспитательного процесса в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников;
социальнопедагогическийобеспечивает охрану прав ребенка, социальнопедагогическую реабилитацию,облегчение средовой адаптации;
психологический включает диагностику трудностей социальной адаптации, коррекцию и профилактику возможных эмоциональноличностных нарушений, координирование учебновоспитательного процесса и досуга.Программа формирующего эксперимента была построена с учетом соматического состояния подростков и в первую очередь должна была способствовать улучшению здоровья детей, поскольку устранение одновременно всех факторов дезадаптации представляется нам невозможным.
При организации учебного процесса педагогами учитывается, что санаторная школаинтернат учреждение тренирующее, обеспечивающее переход больных детей по мере их клинического выздоровления к нагрузке в условиях массового детского коллектива. Учебновоспитательный процесс строится с учетом особенностей Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 6~ развития контингента воспитанников под контролем и при непосредственном участии врача учреждения. Наполняемостькаждогокласса вучреждении непревышает 20 человек. При проведении занятий в 5–11 классах по иностранному языку, в 5–11классах по трудовому обучению, в 10–11 классах по информатике, физике, химии (во время практических занятий), в 1–11 классах по лечебной физкультуре допускается деление класса на две группы. Продолжительность одного урока составляет 40 минут, перемена между уроками по 10 минут, большая перемена 30 минут, во время которой школьники получают второй завтрак. Ежедневная двигательная активность школьников составляет не менее двух часов. При составлении расписания учебных занятий обращается внимание на правильное чередование уроков с учетом умственной работоспособности учащихся в течение дня, суток и учебной недели.Учебные занятия проводятся обязательно в одну смену, согласно установленному режиму дня.Продолжительность каникул устанавливается в течение учебногогода не менее 36 календарных дней, летом –не менее 10 недель.
Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где предусматривается проведение уроков и внеклассных мероприятий. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения детям со сниженной работоспособностью рекомендуется щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физкультурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок и т. д.
Лечебнопрофилактическая работавключает в себя все основные разделы оздоровительной работы.1.Организация и проведение санитарногигиенического режима учреждения.2.Организация и контроль сбалансированного питания.3.Проведение химиопрофилактического лечения в соответствии с показаниями.4.Углубленное изучение здоровья, психофизического развития и степени работоспособности детей. Разработка на их основе рекомендаций для осуществления индивидуального педагогического подхода к учащемуся.
Основным критерием эффективности оздоровительнолечебных мероприятий в санаторной школе для детей с малыми и затихающими формами туберкулезной инфекции является снятие симптомов туберкулезной интоксикации:
нормализация температуры тела и патологических изменений со стороны крови;
достаточноенарастание массы тела и положительные сдвиги в общем физическом развитии;
улучшение динамики функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем;
нормализация функций нервной системы.
При поступлении детей в санаторную школуинтернат в первые 10–15 дней проводился углубленный осмотр, данные которого заносились в истории болезни. Общий клинический осмотр дополнялся определением уровня физического развития, постановкой туберкулиновых проб. После углубленного осмотра в соответствии с клиническим диагнозом и сопутствующей патологией, детям назначалось специфическое лечение и соответствующий индивидуальный режим. Помимо специфических антибактериальных препаратов назначалась общеукрепляющая терапия: витаминотерапия, десенсибилизирующее лечение, средства, тонизирующие и укрепляющие нервную систему, физиотерапевтическое лечение. В течение оздоровительного периода медицинский контроль включалв себя фиксирование ~ 7~ состояния здоровья учащихся на всех этапах образовательного процесса (в начале учебного года, перед зимними каникулами, в конце учебного года);
диспансерный осмотр в первые и последние месяцы пребывания детей в интернате;
ежемесячный углубленный врачебный осмотручащихся с определением месячной прибавки в весе, заполнение данных осмотра в истории болезни;
ежедневный прием температурящих и больных детей;
ежедневное измерение температуры у детей, получающих химиопрофилактическое лечение;
определение физического развития детей 2 раза в год;
контроль за физическим воспитанием детей и подростков;
оценка эффективности оздоровления детей на основании сравнительных показанийфизического развития детей в начале и конце учебного года.
Два раза в годв октябре и январе проводятся медикопсихологопедагогические совещания с обсуждением вопросов оздоровления детей, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медикопедагогической реабилитации; совместно с педагогами решаются вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Кроме того, медицинский персонал санаторной школыинтерната участвует в подготовкеи проведении медикопедагогических советов, научнопрактических семинаров и конференций проводимых на базе школыинтерната по вопросам обучения, воспитания и развития детей с проблемами здоровья.
Врач учреждения совместно с педагогомпсихологом оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к подросткам в организации учебного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медикопсихологических рекомендаций; ведут просветительскую работу со школьниками, родителями, учителями по ознакомлению с санитарногигиеническим режимом учреждения, особенностями медицинской реабилитации. Валеологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и их родителей осуществляется через систему бесед по формированию здорового образа жизни: «Береги здоровье смолоду», «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Алкоголизм, семья, дети», «Вредные привычки у детей», «Курение и наркомания в зеркале статистики», «Эти трудные подростки». В пропаганде здорового образа жизни большое значение уделяетсянаглядным средствам: газетам, плакатам.
Медицинскому персоналу сложно проконтролировать состояние здоровья всех детей одновременно.В лечебнооздоровительной работе участвуют как медики, так и педагоги санаторной школыинтерната.
Психологическая поддержкаподростков осуществлялась следующим образом. В начале каждого учебного годашкольным психологомпроводилась вводная диагностика.Наблюдение за подростками в учебной и внеучебной деятельности, беседы с воспитанниками и воспитателями, учителями, классными руководителями, изучение личных дел воспитанников направлено на выявлениешкольников с проблемами адаптации к условиям оздоровительного образовательного учреждения, установлению причин дезадаптации.
Коррекция недостатков познавательной сферы, эмоциональноличностных нарушений проводилась с учетом выявленных факторов и уровней дезадаптации. Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 8~ Наибольшую тревогу вызывали подросткитретьегои четвертогоуровней, поскольку им требовалась не только медицинская помощь, но и социальнопсихологическая. Они нуждались в коррекции основных психических процессов, внутреннего психологического состояния и личностных качеств.Для коррекции недостатков познавательной сферы нами были отобраны игры и упражнения (табл.1).
Таблица 1Упражнения для развития познавательных процессов
у соматически ослабленных детей и подростков
1.Упражнения на развитие памяти«Пиктограммы»2.Упражнения на развитие внимания
«Испорченное предложение»«Склеенные предложения»«Спрятанные предложения»«Корректурная проба»Упражнениеигра «Муха»3.Упражнение на развитие восприятия«Карточкистолбики» 4.Задания на развитие воображения
«Отгадай, что я задумал и дорисуй»«Нарисуйкартинку»
«Составь слова»5.Упражнение на понимание смысла, развитие способности к пониманию и обобщению смысла фразы«Отдели слова»«Пословицы»«Прочитай выразительно»6.Упражнение(умение выделять общий признак для группы объектов)
«Классификация»Обобщение, образование понятий«Назови, одним словом» «Разберись в предметах»7.Упражнение на формирование мыслительной операции сравнения«Найди закономерность»
«Сравнение». «Анализ»8.Упражнение на формирование операции вербального анализа «Деформированные предложения»9.Упражнение на формирование операции абстрагирования «Ребусы»10.Упражнения для развития навыков чтения
«Карточкигорки» «Читай по правилу»«Измени конструкцию предложения»«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»«Деформированные предложения»«Прочитай выразительно»
Очень полезными на наш взгляд оказались занятия с воспитанниками по снятию эмоционального напряжения, снижению уровня тревожности, депрессии, гнева и развитию навыков саморегуляции психических состояний. Цель всех методовсаморегуляции –управление собственным эмоциональным и психосоматическим состоянием. Основные методы, которыми мы пользовались это метод аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика, релаксация с использованием музыкального сопровождения. Программа тонизирующего воздействия с использованием музыкальных произведений В.Монти «Чардаш», М. Леграна «Шербургские зонтики». При снижении сосредоточенности внимания предлагалось прослушивание пьес П.И.Чайковского «Времена года», «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана. Для расслабляющего воздействия использовались «Баркарола» и «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лебедь» К.СенСанса, «Романс» Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Слушание музыки сочеталось с релаксационными упражнениями«Созерцание»,«Дыхание тела», «Диалог с телом», «Высвобождение негативных чувств».~ 9~ Педагогическая поддержкареализовывалась организацией и координированием учебновоспитательного процесса и досуга дезадаптированных воспитанников с учетом их психофизических возможностей. Традиционные учебные программы не могут быть в полной мере усвоенытакими подростками, поскольку они имеют существенные недостатки в знаниях. Объективные специфические условия оздоровительного учреждения интернатного типа, разные в зависимости от степени заболевания сроки пребывания детей в подобных учреждениях, возрастная неоднородность учащихся в классах, указывали на необходимость разработки содержанияи методов обучения. При организации учебного процесса наиболее оптимальным на наш взгляд было использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с коррекционноразвивающим обучением и психокоррекцией с учетом индивидуальной «школьнойзрелости».
Администрация школы совместно с психологом и другим учителями посетили и проанализировали 23 урока.
Большинство позиций, по которым проводятся проверки, касаются педагогических критериев проведения уроков. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителей. При анализе урока нами учитывалисьследующие:
соблюдение гигиенических условий в учебном кабинете (температурный режим, проветривание и освещенность класса);
использование учителем разнообразных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
оздоровительные моменты на уроке (физкультминуток, релаксационной музыки, и т. д.);
наличие у учащихся учебной мотивации (интерес к изучаемому материалу, активность учащихся);
наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов);
плотность урока;
моменты наступления утомления учащихся;
темп и особенности окончания урока.Наблюдения за учителями показали, что:их деятельность строитсяс учетом основных мотивов деятельности учеников (познавательных, коммуникативных, социальных) и соответствует уровню подготовленности учащихся,характеру усвоения материала и реальному продвижению в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах;деятельность учителейпо реализации задач здоровьесбережения способствует созданию позитивного психологического климата; педагогами учитываются познавательнокоммуникативные потребности учащихся, их индивидуальнопсихологическиеи возрастные особенности, особенности межличностных отношений в классе;
в ходе урока реализовывались психологические цели: развитие познавательных интересов учащихся к изучаемому предмету, стимулирование мыслительной активностиучащихся. В случае затруднения или легкости выполнения заданий корректировались прежние задачи и ставились новые цели;учителя соотносят свои индивидуальнопсихологические особенности (темп, импульсивность, эмоциональность) с возможностями учащихся и условиями реализациипоставленных целей.Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 10~
Максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания делает урок разнообразным, мало утомительным, достаточно эмоциональным и вместе с тем, целенаправленным.Щадящий учебный режим, проводимый учителями, осуществляется уменьшением количества самостоятельных заданий на уроке, контролем над отдыхом ученика на перемене, временным освобождением от одного урока предусмотренным школьном расписанием в течение дня, уменьшением или дифференцированием по степени трудности домашних заданий, и согласованием их с воспитателями.Полученные в результате вторичной диагностикиданные позволили судить обэффективности медикопсихологопедагогической работы в санаторной школеинтернате по профилактикеи коррекции дезадаптации подростков. Так, успешность коррекции эмоциональноволевых нарушенийсоставила40,9%, нарушений в развитиипознавательной сферы –63,6%.
В результате проведения комплекса оздоровительных мероприятийу 83% детей страдающих хронической патологией в течение года не наблюдалось обострения заболевания, уменьшились симптомы интоксикации, снизилась реакция МАНТУ, укрепилась нервная система, у детей улучшилась память, внимание,достижения в учебной деятельности.
Ссылки на источники1.Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология.–РостовнаДону:Феникс, 2003.–512 с.2.Северный А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дезадаптации //Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.Вып.1.–М., 1998. –С.87–103.3.Вараксин В.Н. Снижение уровня депрессивных состояний детей и подростков во временном детском коллективе // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 05. –ART 13544. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13544.htm.4.Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. –2013. –№ 03 (март). –ART 13062. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13062.htm.5.ЖилинаЛ.Я. Психологопедагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в условиях санаторной школыинтерната // Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.В.и др. Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков в образовательных учреждениях. –Таганрог:Издво ТГПИ, 2008.–С. 193–218.
Zhilina Lyudmila, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and psychology of personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogludmila.zhilina@mail.ruMedical, psychological and pedagogical support of pupils in the sanatorium boarding schoolAbstract.The author substantiates the value of medical, psychological and pedagogical support of the pupils in the boarding school. The aim of the research was to investigate the psychological and pedagogical problems of upbringing and educating of adolescents in sanatorium boarding schools in order to prevent and overcome their multipledysadaptation. Keywords:sanatorium boarding school, multiple dysadaptation, medical, psychological and pedagogical support.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Медицинская и психологопедагогическая поддержка
воспитанников в санаторной школеинтернате
Аннотация.Автор статьи обосновывает значение медицинской и психологопедагогической поддержки воспитанников санаторной школыинтерната. Задача исследования–изучение психологопедагогических проблем воспитания и обучения подростков в санаторных учреждениях интернатного типа с целью предупреждения и преодоления у них комплексной дезадаптации. Ключевые слова: санаторная школаинтернат, адаптация, комплексная дезадаптация, медицинская ипсихологопедагогическая помощь.
В научной литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных изучению причин и структуры дезадаптации, ее видам и уровням.
В них дезадаптация выделена в качестве предмета специальных исследований, разработаны методики для ее диагностики, описывается проявление дезадаптации в поведении, определены направления по ее профилактике и преодолению. В настоящее время расширился диапазон работ, посвященных изучению медикобиологических проблем дезадаптации. В тоже время анализ научной литературы показал, что изучение и преодоление дезадаптации соматически ослабленных тубинфицированных детей и подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, остается одной из актуальных психологопедагогических и социальных проблем и требует медикопсихологопедагогического научного осмысления.Санаторные школыинтернаты занимают особое место среди образовательных учреждений.Санаторный этап лечения является одним из основных в организации проведения полноценного курса специфической и патогенетической терапии.Опыт показывает, что база и возможности санаторных школинтернатов и имеющиеся в них резервы используются недостаточно.Еще И.М.Сеченов отмечал, что всякая болезнь тела сопровождается психическим расстройством в разнообразнейших формах. «Для истинно научного понимания наших нервнопатологических симптомов и успешной борьбы с ними нужно расстаться со столь вкоренившимся в нас отграничением психического от соматического. Всюду и всегда необходимо идтик физиологическому основанию, как в отношении болезнетворных агентов, так и в отношении реакций на них со всемиих последствиями» (по Н.В.Серединой) [1, с.303–304].А.А.Северный и В.Н.Вараксин отмечают, что соматическое и психосоциальное (личностное) развитие дезадаптированных детей и подростков носит процессуальнодинамический характер и при стойких нарушениях взаимодействия со средой проявляется в различных формах дезадаптации на уровне организма, индивидуальнопсихологических (типологических) свойств или социальнопсихических отношений и личностных форм реагирования. Поэтому, в оценке дезадаптации следует различать, с одной стороны, уровень реагирования (телесноорганизменный, индивидуальнопсихический,личностный), а с другой, ведущую форму жизнедеятельности или сферу отношений, в которой проявляется Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 2~ дезадаптация несовершеннолетних как несоответствие его психофизических и психосоциальных (личностных) возможностей условиями воздействиям среды [2, 3].В опоре на исследовательские данные Т.Д.Молодцовой [4], А.А.Северного, используя методы компетентных судей, независимых характеристик, а также собственный опытпсихологопедагогических наблюдений воспитанников школыинтерната нами были разработаны уровни комплексной дезадаптации, с учетом следующих критериев:
особенности индивидуальных реакций и состояний подростков на воздействие внешних и внутренних обстоятельств жизни: общий эмоциональный тонус, эмоциональная уравновешенность (психологический компонент);
особенности взаимодействий подростков с социальным окружением: адаптация в референтных общностях, овладение ведущим видом деятельности, способность к продуктивной коммуникации, наличие самоконтроля и саморегуляции (социальный компонент);
совокупностьпоказателей здоровья: наличие или отсутствие у школьника хронического заболевания, особенности функционирования нервной системы (соматический компонент).Качественные уровни комплексной дезадаптации теоретически можно представить в следующем условном виде:
нулевую группу составляют адаптированные подростки;
первую группу образуютв основном адаптированные подростки;
вторую группу составляютподростки, у которых наблюдаются признаки ситуативной дезадаптации;
третью группу –подростки с устойчивой дезадаптацией;
четвертую группу –подростки с глубокой дезадаптацией.Однако в дальнейшем мы оставим за скобками наших рассуждений нулевую группу, поскольку пребывание подростка в оздоровительном образовательном учреждении уже само по себе предполагает нарушения в состоянии здоровья и неизбежно связанные с ними проблемы психического и социального развития т. е.как минимум наличие первого уровня дезадаптации. Приведем описание уровней комплексной дезадаптации в указанной ниже последовательности компонентов: психологического, социального, соматического.Первая группа (в основном адаптированные подростки)–индивиды, у которых тревожность, раздражительность, растерянность, страхи возникают как кратковременные эмоциональные переживания, но преобладает позитивный эмоциональный настрой. Это подростки,принимающие режим учебного труда, оздоровительных мероприятий и отдыхашколыинтерната, соблюдающие общепринятые нормы взаимодействий со сверстниками и взрослыми, правила поведения, дисциплину, понимают и принимают социальную позицию взрослых, открыты к общению и диалогу, сотрудничеству, дружелюбны, отзывчивы. Они в основномосознают личностную и социальную значимость учения, настроены на учебные достижения, проявляют активность в учебном процессе, позитивно воспринимают свое социальное окружение, стремясь занять в нем лидирующие социальные позиции. Для них характерны адекватная (или близкая к адекватной) самооценка, интроспекция и самокритика. Нацеленные на социальный успех, они, однако, нередко нуждаются во внешней стимуляции активности. Индивиды, у которых наблюдаются незначительные морфофункциональные отклонения, соматическая ослабленность, без патологических изменений. Нервная система достаточно вынослива,процессы возбуждения и торможения уравновешены.~ 3~ Вторая группа (подростки с признаками ситуативной дезадаптации) –индивиды, у которыхневротические реакции могут возникать при определенных обстоятельствах и ситуациях, но носят временный характер, характерна адекватная смена настроения. Подростки, у которых наблюдаются трудности адаптации, проявляющиеся в эпизодических нарушениях режима школыинтерната, дисциплины (как на уроках, так и во внеучебной деятельности), дисгармония во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми. При общем положительном отношении к учению наблюдается эпизодическая неуспеваемость или неуспеваемость по отдельным предметам учебного плана. Познавательные интересы неустойчивы. В общей мотивации учения доминирующие позиции занимают стремления к высокой оценке и одобрению взрослых. Не проявляют склонности к интроспекции и самокритике. Характерны адекватная или завышенная самооценка. Индивиды, у которыхнаблюдаются незначительные отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания в стадии стойкой клиниколабораторной ремиссии. Нервная система быстро утомляется, но достаточно быстро восстанавливается после смены деятельности или непродолжительного отдыха.
Третья группа (подростки с устойчивой дезадаптацией) –индивиды, для которых характерны частые невротические реакции, быстрый переход от приподнятого настроения к депрессивным состояниям без внешне наблюдаемых причин. Подростки, отличающиеся слабым уровнем развития адаптационных механизмов, проявляют склонность к регулярным нарушениям режима учебного труда, оздоровительных мероприятий и отдыхашколыинтерната, дисциплины. Познавательные интересы и позитивная мотивация учения не проявляются скольконибудь отчетливо. Отсюда вытекает отсутствие учебных успехов. Преимущественно нацелены на развлечения и такое времяпрепровождение, которое не требует затрат интеллектуальных и физических сил. В отношениях со сверстниками и взрослыми демонстрируют нонконформность, часто грубы, конфликтны, злопамятны. Не склонны к интроспекции и самокритике, доминирует практика самооправдания во всех (благоприятных и неблагоприятных) жизненных ситуациях. Индивиды, у которых наблюдаются отчетливо выраженные отклонения в состоянии здоровья, но имеющие временный характер, наличие одного хронического заболевания. Нервная система быстро утомляется и требует для восстановления продолжительного отдыха.Четвертая группа (подростки с глубокой дезадаптацией) –индивиды, аффективно возбудимые,с высоким уровнем тревожности, акцентуированные, агрессивные, со стабильно неадекватным настроениеми аффектом неудовлетворенности. Подростки, систематически нарушающие режим школыинтерната. Познавательные интересыотсутствуют, отношение к учению–резко отрицательное. Склонны к различным формам девиантного, а иногда –и деликвентного поведения. Отличаютсяповышенной восприимчивостью к носящим отрицательный социальный смысл примерам поведения (других из социального окружения или из источников массмедиа), к вредным привычкам, проявляют склонность к асоциальным поступкам: бродяжничеству, воровству, хулиганству, ранним половым связям. Для них характерно требовательнопотребительское отношение к окружающим, в общении со сверстниками и взрослыми подчеркнуто грубы, нередко агрессивны. Обнаруживают внутреннюю готовность к нанесению преднамеренных телесных повреждений другим, склонность к демонстративным суицидальным угрозам, рассчитанным на внешний эффект, эпатаж окружающих. Действия, направленные на принесения вреда окружающим бывают не только импульсивными, под влиянием текущего эмоционального настроя, но и Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 4~ тщательно спланированными, продуманными в деталях. Чувство вины фактически отсутствует, ответственность за последствия своих действий всегда перекладывает «на плечи» других. Стремится к созданию благоприятного социального фона для своей жизнедеятельности, отрицательно влияя на неустойчивых в психологическом и социальном плане учащихся. Индивиды, со значительными и носящими постоянный характер отклонениями в состоянии здоровья (несколько хронических заболеваний, врожденные пороки развития в стадии компенсации), которые позволяют выполнять учебную работу, но предполагают четкое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.Нервная система быстро утомляется и даже после незначительных нагрузок требует длительного отдыха для восстановления [5].Одновременно подчеркнем, что указанные виды и уровни комплексной дезадаптации могут образовывать сложные связи. Эти связи, в свою очередь, определенным образом соотносятся с установками подростков к системе требований педагогов школыинтерната и режиму учреждения, в результате чего формируются целостные комплексы отношений, изучение которых задает координатные точки для организации дифференцированного и индивидуального подходов в учебновоспитательных взаимодействиях.Экспериментальное исследование проводилось на базе санаторной школыинтерната №18 г. Таганрога–оздоровительного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении.Среди воспитанников15% детей –сироты и дети, находящиеся на опеке,из неполных семей –48,3% воспитанников,из многодетных семей–15%.Малообеспеченные семьи составляют35%, а27%родителей–пенсионеры, инвалиды, безработные. Социальный портрет семей воспитанниковпоказывает, что подавляющее большинство учащихся –это дети из семей «группы риска». В эксперименте приняли участие 60 учащиеся подросткового возраста. Наличие дезадаптации подтвердили следующие характеристики в поведении у этих подростков: в общении сосверстниками и взрослыми они часто проявляют агрессивность, замкнутость, избегание контактов, недоверчивость и подозрительность. Они либо чрезмерно исполнительны и конформны, либо отличаются негативистической демонстративностью, конфликтностью и обидчивостью. В школе часто нарушают дисциплину. Такое поведение затрудняет пребывание учащихся в детском коллективе и деструктивно влияет как на личность самого подростка, так и на окружающих.Анализ школьных журналов, беседы с учителями, воспитателями, наблюдения позволили нам выявить область проявления дезадаптации. У большинства в экспериментальной группе такой областью является учебная деятельность. Тот факт, что учебная деятельность попадает в сферу дезадаптацииданного контингента подростков, подтверждает проведенный нами анализ мотивов учебной деятельности. Только 10%указали, что учатся потому, что на уроках интересно. Изучая дезадаптацию у подростков с различными видами туберкулезной инфекции в условиях их пребывания в санаторной школеинтернате, мы поставили перед собой задачу определить степень влияния болезни на познавательные процессы подростков. Длительное инфекционное заболевание нередко становится предпосылкой изменения личности, источником задержки общего и психического развития. Из экспериментальной группы были отобраны 22 подростка 11–12 лет для определения у них уровней дезадаптации. Количественные показатели распределились следующим образом:
1 уровеньв основном адаптированные подростки 9,1% или 2 учащихся;
2 уровень с признаками ситуативной дезадаптации 36,3%или 8 учащихся;
3 уровень устойчивая дезадаптация36,3%или 8 учащихся;
4 уровень глубокая дезадаптация16,2%или 4 учащихся.~ 5~ На основе проведенного в указанной группе эмпирического исследования подтвердилось предположение о том, что возникновение дезадаптации обусловлено сочетанием факторов. Соматическое состояние подростков усугубляется негативным социальным опытом, приобретенным подростками до поступления в оздоровительное образовательное учреждение, дефектами семейного воспитания, низким культурным уровнем родителей. На наш взгляд туберкулезную инфекцию в данном случае нужно рассматривать каквторичный фактор по отношению к социальной ситуации развития и условиям воспитания в семье. Проведённое исследование, позволило констатировать у подростков экспериментальной группы наличие комплексной дезадаптации, структура которой включает в себя соматическую, психологическую и социальную составляющие. По степени распространения –расширенная. По времени проявления –устойчивая. В основном дезадаптация проявляется в учебной деятельности и обусловлена недостатками в развитии познавательных процессов, частично во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и связана с дефектами эмоциональноволевой сферы, коммуникативной беспомощностью, в отношении к себе. Внутреннее состояние отличается повышенной тревожностью и робостью. Нарушения в эмоциональноволевой сфере проявляются в депрессии, апатии, неврозах. Эмоциональная неудовлетворённость неуспеваемостью в школе выражается в конфликтах и враждебности к некоторым педагогам и сверстникам, родителям. Этих подростков отличает высокая степень неуверенности в себе инизкая социальная приспосабливаемость. Поведенческие проявления соответствуют внутреннему состоянию подростков. Главные «пусковые механизмы» –депрессия, фрустрированность, аффект неадекватности. Внешний фактор –дискомфортное самочувствие в среде сверстников и в школеинтернате в процессе учебной деятельности.
Проведенное исследование и многолетний опыт работы в санаторной школеинтернате указывает, на необходимость комплексного подхода к учащимся с учетом указанных выше особенностей.В специфических условиях оздоровительногообразовательного учреждения такой подход включает всебя медицинский, педагогический, социальнопедагогический ипсихологический компоненты:
медицинский обеспечивает строгий медицинский контроль состояния здоровья учащихся на всех этапах образовательного процесса (в начале учебного года, перед зимними каникулами, в конце учебного года), валеологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и их родителей;
педагогический осуществляет организацию учебновоспитательного процесса в соответствии с психофизическими возможностями воспитанников;
социальнопедагогическийобеспечивает охрану прав ребенка, социальнопедагогическую реабилитацию,облегчение средовой адаптации;
психологический включает диагностику трудностей социальной адаптации, коррекцию и профилактику возможных эмоциональноличностных нарушений, координирование учебновоспитательного процесса и досуга.Программа формирующего эксперимента была построена с учетом соматического состояния подростков и в первую очередь должна была способствовать улучшению здоровья детей, поскольку устранение одновременно всех факторов дезадаптации представляется нам невозможным.
При организации учебного процесса педагогами учитывается, что санаторная школаинтернат учреждение тренирующее, обеспечивающее переход больных детей по мере их клинического выздоровления к нагрузке в условиях массового детского коллектива. Учебновоспитательный процесс строится с учетом особенностей Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 6~ развития контингента воспитанников под контролем и при непосредственном участии врача учреждения. Наполняемостькаждогокласса вучреждении непревышает 20 человек. При проведении занятий в 5–11 классах по иностранному языку, в 5–11классах по трудовому обучению, в 10–11 классах по информатике, физике, химии (во время практических занятий), в 1–11 классах по лечебной физкультуре допускается деление класса на две группы. Продолжительность одного урока составляет 40 минут, перемена между уроками по 10 минут, большая перемена 30 минут, во время которой школьники получают второй завтрак. Ежедневная двигательная активность школьников составляет не менее двух часов. При составлении расписания учебных занятий обращается внимание на правильное чередование уроков с учетом умственной работоспособности учащихся в течение дня, суток и учебной недели.Учебные занятия проводятся обязательно в одну смену, согласно установленному режиму дня.Продолжительность каникул устанавливается в течение учебногогода не менее 36 календарных дней, летом –не менее 10 недель.
Режим дня устанавливается с учетом максимального пребывания детей на воздухе, где предусматривается проведение уроков и внеклассных мероприятий. В целях охраны здоровья детей в период проведения лечения детям со сниженной работоспособностью рекомендуется щадящий режим с предоставлением дополнительных дней отдыха в течение недели, а также выделение одного дня в неделю на проведение занятий физкультурой, спортивных мероприятий на воздухе, прогулок и т. д.
Лечебнопрофилактическая работавключает в себя все основные разделы оздоровительной работы.1.Организация и проведение санитарногигиенического режима учреждения.2.Организация и контроль сбалансированного питания.3.Проведение химиопрофилактического лечения в соответствии с показаниями.4.Углубленное изучение здоровья, психофизического развития и степени работоспособности детей. Разработка на их основе рекомендаций для осуществления индивидуального педагогического подхода к учащемуся.
Основным критерием эффективности оздоровительнолечебных мероприятий в санаторной школе для детей с малыми и затихающими формами туберкулезной инфекции является снятие симптомов туберкулезной интоксикации:
нормализация температуры тела и патологических изменений со стороны крови;
достаточноенарастание массы тела и положительные сдвиги в общем физическом развитии;
улучшение динамики функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем;
нормализация функций нервной системы.
При поступлении детей в санаторную школуинтернат в первые 10–15 дней проводился углубленный осмотр, данные которого заносились в истории болезни. Общий клинический осмотр дополнялся определением уровня физического развития, постановкой туберкулиновых проб. После углубленного осмотра в соответствии с клиническим диагнозом и сопутствующей патологией, детям назначалось специфическое лечение и соответствующий индивидуальный режим. Помимо специфических антибактериальных препаратов назначалась общеукрепляющая терапия: витаминотерапия, десенсибилизирующее лечение, средства, тонизирующие и укрепляющие нервную систему, физиотерапевтическое лечение. В течение оздоровительного периода медицинский контроль включалв себя фиксирование ~ 7~ состояния здоровья учащихся на всех этапах образовательного процесса (в начале учебного года, перед зимними каникулами, в конце учебного года);
диспансерный осмотр в первые и последние месяцы пребывания детей в интернате;
ежемесячный углубленный врачебный осмотручащихся с определением месячной прибавки в весе, заполнение данных осмотра в истории болезни;
ежедневный прием температурящих и больных детей;
ежедневное измерение температуры у детей, получающих химиопрофилактическое лечение;
определение физического развития детей 2 раза в год;
контроль за физическим воспитанием детей и подростков;
оценка эффективности оздоровления детей на основании сравнительных показанийфизического развития детей в начале и конце учебного года.
Два раза в годв октябре и январе проводятся медикопсихологопедагогические совещания с обсуждением вопросов оздоровления детей, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медикопедагогической реабилитации; совместно с педагогами решаются вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Кроме того, медицинский персонал санаторной школыинтерната участвует в подготовкеи проведении медикопедагогических советов, научнопрактических семинаров и конференций проводимых на базе школыинтерната по вопросам обучения, воспитания и развития детей с проблемами здоровья.
Врач учреждения совместно с педагогомпсихологом оказывают помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к подросткам в организации учебного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медикопсихологических рекомендаций; ведут просветительскую работу со школьниками, родителями, учителями по ознакомлению с санитарногигиеническим режимом учреждения, особенностями медицинской реабилитации. Валеологическое просвещение педагогического коллектива, учащихся и их родителей осуществляется через систему бесед по формированию здорового образа жизни: «Береги здоровье смолоду», «Здоровье ребенка в руках взрослых», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Алкоголизм, семья, дети», «Вредные привычки у детей», «Курение и наркомания в зеркале статистики», «Эти трудные подростки». В пропаганде здорового образа жизни большое значение уделяетсянаглядным средствам: газетам, плакатам.
Медицинскому персоналу сложно проконтролировать состояние здоровья всех детей одновременно.В лечебнооздоровительной работе участвуют как медики, так и педагоги санаторной школыинтерната.
Психологическая поддержкаподростков осуществлялась следующим образом. В начале каждого учебного годашкольным психологомпроводилась вводная диагностика.Наблюдение за подростками в учебной и внеучебной деятельности, беседы с воспитанниками и воспитателями, учителями, классными руководителями, изучение личных дел воспитанников направлено на выявлениешкольников с проблемами адаптации к условиям оздоровительного образовательного учреждения, установлению причин дезадаптации.
Коррекция недостатков познавательной сферы, эмоциональноличностных нарушений проводилась с учетом выявленных факторов и уровней дезадаптации. Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 8~ Наибольшую тревогу вызывали подросткитретьегои четвертогоуровней, поскольку им требовалась не только медицинская помощь, но и социальнопсихологическая. Они нуждались в коррекции основных психических процессов, внутреннего психологического состояния и личностных качеств.Для коррекции недостатков познавательной сферы нами были отобраны игры и упражнения (табл.1).
Таблица 1Упражнения для развития познавательных процессов
у соматически ослабленных детей и подростков
1.Упражнения на развитие памяти«Пиктограммы»2.Упражнения на развитие внимания
«Испорченное предложение»«Склеенные предложения»«Спрятанные предложения»«Корректурная проба»Упражнениеигра «Муха»3.Упражнение на развитие восприятия«Карточкистолбики» 4.Задания на развитие воображения
«Отгадай, что я задумал и дорисуй»«Нарисуйкартинку»
«Составь слова»5.Упражнение на понимание смысла, развитие способности к пониманию и обобщению смысла фразы«Отдели слова»«Пословицы»«Прочитай выразительно»6.Упражнение(умение выделять общий признак для группы объектов)
«Классификация»Обобщение, образование понятий«Назови, одним словом» «Разберись в предметах»7.Упражнение на формирование мыслительной операции сравнения«Найди закономерность»
«Сравнение». «Анализ»8.Упражнение на формирование операции вербального анализа «Деформированные предложения»9.Упражнение на формирование операции абстрагирования «Ребусы»10.Упражнения для развития навыков чтения
«Карточкигорки» «Читай по правилу»«Измени конструкцию предложения»«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной»«Деформированные предложения»«Прочитай выразительно»
Очень полезными на наш взгляд оказались занятия с воспитанниками по снятию эмоционального напряжения, снижению уровня тревожности, депрессии, гнева и развитию навыков саморегуляции психических состояний. Цель всех методовсаморегуляции –управление собственным эмоциональным и психосоматическим состоянием. Основные методы, которыми мы пользовались это метод аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика, релаксация с использованием музыкального сопровождения. Программа тонизирующего воздействия с использованием музыкальных произведений В.Монти «Чардаш», М. Леграна «Шербургские зонтики». При снижении сосредоточенности внимания предлагалось прослушивание пьес П.И.Чайковского «Времена года», «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана. Для расслабляющего воздействия использовались «Баркарола» и «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, «Лебедь» К.СенСанса, «Романс» Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель». Слушание музыки сочеталось с релаксационными упражнениями«Созерцание»,«Дыхание тела», «Диалог с телом», «Высвобождение негативных чувств».~ 9~ Педагогическая поддержкареализовывалась организацией и координированием учебновоспитательного процесса и досуга дезадаптированных воспитанников с учетом их психофизических возможностей. Традиционные учебные программы не могут быть в полной мере усвоенытакими подростками, поскольку они имеют существенные недостатки в знаниях. Объективные специфические условия оздоровительного учреждения интернатного типа, разные в зависимости от степени заболевания сроки пребывания детей в подобных учреждениях, возрастная неоднородность учащихся в классах, указывали на необходимость разработки содержанияи методов обучения. При организации учебного процесса наиболее оптимальным на наш взгляд было использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с коррекционноразвивающим обучением и психокоррекцией с учетом индивидуальной «школьнойзрелости».
Администрация школы совместно с психологом и другим учителями посетили и проанализировали 23 урока.
Большинство позиций, по которым проводятся проверки, касаются педагогических критериев проведения уроков. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителей. При анализе урока нами учитывалисьследующие:
соблюдение гигиенических условий в учебном кабинете (температурный режим, проветривание и освещенность класса);
использование учителем разнообразных методов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
применение ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами);
оздоровительные моменты на уроке (физкультминуток, релаксационной музыки, и т. д.);
наличие у учащихся учебной мотивации (интерес к изучаемому материалу, активность учащихся);
наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов);
плотность урока;
моменты наступления утомления учащихся;
темп и особенности окончания урока.Наблюдения за учителями показали, что:их деятельность строитсяс учетом основных мотивов деятельности учеников (познавательных, коммуникативных, социальных) и соответствует уровню подготовленности учащихся,характеру усвоения материала и реальному продвижению в общеобразовательном, воспитательном и практическом планах;деятельность учителейпо реализации задач здоровьесбережения способствует созданию позитивного психологического климата; педагогами учитываются познавательнокоммуникативные потребности учащихся, их индивидуальнопсихологическиеи возрастные особенности, особенности межличностных отношений в классе;
в ходе урока реализовывались психологические цели: развитие познавательных интересов учащихся к изучаемому предмету, стимулирование мыслительной активностиучащихся. В случае затруднения или легкости выполнения заданий корректировались прежние задачи и ставились новые цели;учителя соотносят свои индивидуальнопсихологические особенности (темп, импульсивность, эмоциональность) с возможностями учащихся и условиями реализациипоставленных целей.Жилина Л. Я. Медицинская и психологопедагогическая поддержка воспитанников в санаторной школеинтернате // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 07. –ART 13561. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13561.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
ART 13561
УДК 159.9.072.43
~ 10~
Максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания делает урок разнообразным, мало утомительным, достаточно эмоциональным и вместе с тем, целенаправленным.Щадящий учебный режим, проводимый учителями, осуществляется уменьшением количества самостоятельных заданий на уроке, контролем над отдыхом ученика на перемене, временным освобождением от одного урока предусмотренным школьном расписанием в течение дня, уменьшением или дифференцированием по степени трудности домашних заданий, и согласованием их с воспитателями.Полученные в результате вторичной диагностикиданные позволили судить обэффективности медикопсихологопедагогической работы в санаторной школеинтернате по профилактикеи коррекции дезадаптации подростков. Так, успешность коррекции эмоциональноволевых нарушенийсоставила40,9%, нарушений в развитиипознавательной сферы –63,6%.
В результате проведения комплекса оздоровительных мероприятийу 83% детей страдающих хронической патологией в течение года не наблюдалось обострения заболевания, уменьшились симптомы интоксикации, снизилась реакция МАНТУ, укрепилась нервная система, у детей улучшилась память, внимание,достижения в учебной деятельности.
Ссылки на источники1.Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология.–РостовнаДону:Феникс, 2003.–512 с.2.Северный А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дезадаптации //Особый ребенок. Исследования и опыт помощи.Вып.1.–М., 1998. –С.87–103.3.Вараксин В.Н. Снижение уровня депрессивных состояний детей и подростков во временном детском коллективе // Концепт. –2013. –Спецвыпуск № 05. –ART 13544. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13544.htm.4.Молодцова Т. Д. Система воспитательной работы по преодолению дезадаптации подростков // Концепт. –2013. –№ 03 (март). –ART 13062. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13062.htm.5.ЖилинаЛ.Я. Психологопедагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в условиях санаторной школыинтерната // Молодцова Т.Д., Ефремова О.И., Вараксин В.В.и др. Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков в образовательных учреждениях. –Таганрог:Издво ТГПИ, 2008.–С. 193–218.
Zhilina Lyudmila, candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and psychology of personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogludmila.zhilina@mail.ruMedical, psychological and pedagogical support of pupils in the sanatorium boarding schoolAbstract.The author substantiates the value of medical, psychological and pedagogical support of the pupils in the boarding school. The aim of the research was to investigate the psychological and pedagogical problems of upbringing and educating of adolescents in sanatorium boarding schools in order to prevent and overcome their multipledysadaptation. Keywords:sanatorium boarding school, multiple dysadaptation, medical, psychological and pedagogical support.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»