Концепт «счастье» в русском языковом сознании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хамидуллина С. В. Концепт «счастье» в русском языковом сознании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 371–375. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53076.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу одного из важнейших для русского национального сознания концептов – эмоционального концепта «счастье». Рассмотрение этимологии и истории слова «счастье» позволяет проследить взаимосвязь значений этого слова и представлений о феномене счастья в истории русской лингвокультуры. Устанавливается, что различия в интерпретациях концепта «счастье» не отменяют определенности семантики слова «счастье», раскрываемой в толковых словарях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хамидуллина Светлана Валерьевнаучитель русского языка, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №4», г. Вязники, Владимирской области.Svetlana.hamidullina.88@mail.ru Концепт «счастье» в русском языковом сознании.

Аннотация. Статья посвящена анализу одного из важнейших для русского национального сознания концептов –эмоционального концепта «счастье». Рассмотрение этимологии и истории слова «счастье» позволяет проследить взаимосвязь значений этого слова и представлений о феномене счастья в истории русской лингвокультуры. Устанавливается, что различия в интерпретациях концепта «счастье» не отменяют определенности семантики слова «счастье», раскрываемой в толковых словарях.Ключевые слова: концепт, концепт «счастье», этимология концепта «счастье».

Современная лингвистика всё активнее обращается к слову «концепт». По мнению исследователей, концепты имеют особенную значимость и ценность для создания языковой картины мира. Концепт приближен к ментальному миру человека, следовательно, к истории и культуре. Концепты представляют собой коллективное наследие в сознании народа, его духовную культуру.

Термин «концепт» стал активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90х г. Необходимость создания нового термина, синтезирующеголексикографическую и энциклопедическую информацию, в семантике которого сливались бы денотация и коннотация, «ближайшее» и «дальнейшее» значение слова, знания о мире и о познающем его субъекте, объясняетсяв том числе и потребностями когнитивной лингвистики, сосредотачивающей внимание на соотнесении лингвистических данных с психологическими, для которой оперирование категорией понятия в классическом представлении оказалось явно недостаточным[1].

В лингвистическом понимании концепта наметились три основных подхода. Во–первых, в самом широком смысле в число концептов включаются лексемы, значение которых составляют содержание национального языкового сознания и формируют «наивную картину мира» носителей языка. Совокупность таких концептов образует концептосферу языка, в которой концентрируется культура нации. Во –вторых,в более узком понимании к числу концептов относят семантические образования, отмеченные лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующие носителей определенной этнокультуры. Совокупность таких концептов не образует концептосферы как некого целостного и структурированного семантического пространства, но занимает в ней определенную часть концептуальную область. И, наконец,к числу концептов относят лишь семантические образования, списоккоторых в достаточной мере ограничен икоторые являются ключевыми для понимания национального менталитета как специфического отношения к миру его носителей. Пытаясь понять особенности концепта «счастье» в русском языке, мы не можем опираться на рассуждения носителей русского языка, обсуждающих, в чем заключается подлинное счастье. Далеко не каждый носитель русского языка может определить, что такое счастье.

Тем не менее, он может сказать в настоящий момент времени, счастлив он или несчастлив.В его сознании присутствует концепт «счастье», но с довольно размытым содержанием[2]. Мнения разных носителей языка могут расходиться насчет понимания счастья. В их сознании слово «счастье» может соотноситься с разными образами. С. Есенин считал, что сама жизнь является источником счастья («И на этой на земле угрюмой/Счастлив тем, что я дышал и жил»). А.С. Пушкинписал: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет». А.П. Чеховговорил: «Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья...». Ф.Е.Дзержинскийотмечал, что «Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье это состояние души».«Счастьене в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь» так писал о «счастье» Л.Н. Толстой. Н.Г. Чернышевскийсчитал, что «вжизни есть только одно несомненное счастье жить для другого».

И.С.Тургеневсравнивает счастье со здоровьем: «Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть». М.Горький определял счастье как гармонию человека с самим собой. Баратынский писал, что счастлив тот, кто не сдается в борьбе со злом[3]. За ответом на вопрос «Что такое счастье?» мы обратились к представителям русского языка. Прежде всего, здесь знаменателен тот факт, что чуть ли не каждый пятый, кому задавался этот вопрос, отвечать на него отказался, шутливо либо категорически, мотивируя отказ чаще всего незнанием предмета. Можно предполагать, однако, что главным здесь является не столько туманность и неопределенность этого понятия, сколько его личныйхарактер: ведь формулируя свое понимание счастья, человек делает публичными свои представления о жизненном идеале, о смысле жизни и о самых сокровенных жизненных ценностях.

Вответах респондентов присутствует исключительно счастье

душевное состояние, а удача прозвучала лишь раз. В ответах более чем половины респондентов концепт счастья представлен через признаки, значимые в личном опыте субъекта: "Счастье это когда (все хорошо, все есть, исполняются желания, ты любим и тебя любят, никто не трогает, ты комуто нужен и пр.)". Как известно представления "обыденного сознания" отличаются от научных неполнотой, непоследовательностью и неопределенностью что, однако, ни

сколько не мешает общению.

В подавляющем большинстве случаев в ответах респондентов основные признаки понятия "счастье", в частности, его родовой признак не приводится вовсе либо раскрывается описательно, через синонимы. Так, всего лишь семь респондентов определили счастье как состояние души ("счастье это приятное состояние души"; "счастье комфортное состояние души, покой"; "счастье это состояние души человека, у которого все есть, все получается, который всем доволен"; "счастье это состояние души, которое зависит от настроения"; "счастье состояние души, среднее арифметическое эйфории и покоя"; "счастье это внутреннее состояние, это когда все хорошо, ничто не беспокоит. Это состояние души, когда она как бы в полете, еще чутьчуть, и появятся крылья, и ты взлетишь"; "Счастье это семья, работа, друзья, это душевное состояние, когда ты всего добился"), один назвал счастье чувством ("счастье чувство внутреннего удовлетворения"), еще шесть раскрыли родовой признак этого концепта описательно ("счастье это удовлетворенность течением жизни"; "счастье это субъективное состояние спокойствия и внутренней гармонии"; "счастье это душевная радость, отсутствие забот"; "счастье это душевное спокойствие"; "счастье это когда душа радуется"; "счастье это когда ты не чувствуешь себя одиноким"). Счастье в обыденном сознании это "желанное настоящее", а его сущностные черты в представлении респондентов это приоритетные элементы жизненного идеала: факторы, образующие "причину или причины счастья". В количественном отношении безусловное лидерство в ответах респондентов занимает эпикурейская концепция, объединяющая представления о счастье как об отсутствии физических и моральных страданий. Покой, безмятежность, ничегонеделание, отсутствие забот и болезней, уверенность в завтрашнем дне предоминирующие черты этой концепции, разделяемой практически каждым четвертым респондентом: "Счастье это покой"; "Счастье комфортное состояние души, покой"; "Счастье это спокойствие, когда никто не дергает"; "Счастье это субъективное состояние спокойствия и внутренней гармонии"; "Счастье это когда тебе не стыдно за свои поступки, что дает тебе внутреннее спокойствие"; "Счастье это спокойствие души"; "Счастье это душевное спокойствие"; "Счастье это здоровье и спокойствие"; "Счастье это когда душа находится в гармонии с миром, спокойна"; "Счастье это внутреннее состояние, когда все хорошо, ничто не беспокоит"; "Счастье отсутствие (когда нет) несчастья"; "Счастье это когда нет (отсутствие) проблем"; "Счастье это отсутствие отрицательных эмоций"; "Счастье это душевная радость, отсутствие забот"; "Счастье мир с Богом и с самим собой"; "Счастье это когда ни о чем не думаешь (в смысле не беспокоишься)"; "Счастье это когда все хорошо, солнышко светит, ничего не болит"; "Счастье это когда чем бы ты ни занимался, это тебя не раздражает"; "Счастье это когда близкие рядом, все живыздоровы, нет войны"; "Счастье это когда все хорошо, когда знаешь, что будет завтра"; "Счастье это когда ты уверен в завтрашнем дне"; "Счастье это когда упал груз с души, когда достигнута какаято цель"; "Счастье в моем представлении это некоторое время ничего не делать"; "Счастье это когда тебя не трогают"; "Счастье это когда рядом вся семья, люди, которые тебя любят, и не нужно ни о чем беспокоиться"; "Счастье это жить на необитаемом острове с телевизором и компьютером рядом, иметь три жены, теплое море, безмятежность"; "Счастье это здоровье"; "Счастье это когда чувствуешь себя здоровым"; "Счастье это чтобы были здоровы родные и близкие"; "Счастье это здоровье, чтобы все были здоровы и мог работать человек, и интересная работа"; "Счастье хорошее настроение каждый день, здоровье свое и близких"; "Счастье это когда человек здоров, может работать, давать радость другим"; "Счастье это семья, чтобы никто не болел"; "Счастье это здоровье и спокойствие"; "Счастье это когда все хорошо, все сыты и одеты, и здоровье есть". Для получения болееполного представления о концепте«счастье» мы обратились к русским народным пословицам и поговоркам. На основании анализа пословиц и поговорок можем выделить следующие определения счастья:1)Счастье –удача («С него всякая беда как с гуся вода», «Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит», «Со счастьем на клад набредёшь, а без счастья и гриба не найдёшь»).2)Счастье –недолговременная категория («Сегодня пан, завтра пропал»«Счастье что волк, обманет и в лес уйдёт», «Счастье с несчастьем через межу живут»).3)Счастье –нечто, не зависящее от усилий человека (« Счастье придет, да на печи найдет»«Счастье не кляча, хомута не наденешь», «Счастье вольная пташка, где захотела, там и села»).4)Счастье –рок, судьба («Будь чему быть», «Всякому своё счастье»).5)Счастье –категория, зависящая от труда человека («Счастье и труд рядом живут», «Человек –кузнец своего счастья», «Счастье не птица: само не прилетит», «Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает»)[4].

Судя по данным этимологических источников, счастье –это «хорошая часть, доля» (по словарю Шанского Н.М.)[ 5], «хороший удел» (по словарю Фасмера М.)

[6]).Представления о счастье как о душевном состоянии, отличном от благополучных жизненных обстоятельств, в истории культуры относительно новы; первоначально счастливым считался человек, которому покровительствуют боги, отсюда «благая судьба». С распадом мифологического мышления происходит десакрализация мифологемы «судьба», место «божества» занимает «случай, попадание», и «благая судьба» превращается в «благоприятный случай», «везение», «удачу», в то, что несет в себе уже обезличенная фортуна. Вообще жеследует заметить, что в эволюции концепта «счастье» последовательнопрослеживается субъективизация. Изначально счастье –это «судьба, рок», затем это «случай, везение»нечто сугубо внешнее и не зависящее от человека, и, наконец, это деятельность человека, его добрые дела, поступки, совершение им добродетели. Быть или не быть добродетельным человеком зависит исключительно от воли человека, и в этом смысле –«каждый кузнец своего счастья». В толковых словарях русского языка слово «счастье» является многозначным понятием. У лексемы «счастье» выделяется от двух до четырех значений. Исходное значение «участь, доля, судьба», занимающее у В.И.Даля первое место в словарной статье(«Всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь»)[7], в словаре Д.Н. Ушакова перемещается на последнее место(«Такое наше счастье, что на мосту с чашкой»)[ 8]. Значение, в котором отражаются условия внешнего благополучия субъекта, зависящие от воли случая, во всех словарях занимает второе место: «успех, удача» (в словаре С.И. Ожегова)[9]; «успех, случайная удача» (в словаре Д.Н. Ушакова«Солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет» (Н.А. Некрасов)); «случайность, желанная неожиданность, удача, успех» (в словаре В.И. Даля). Третье место в словаре Д.Н. Ушакова занимает понятие «счастье», связанное прежде всего с оценкой (очень хорошо) («Да, счастье, у кого есть эдакий сынок» Грибоедов; «Счастье, что всё так удачно получилось»). В словаре Ожегова «счастье» передает положительную оценку высказывания (выражает удовлетворение по поводу чеголибо): «Я внутренне хохотал, но он, к счастью, этого не заметил» (М.Ю. Лермонтов). Анализ словарных определений позволяет сделать вывод, что слово «счастье» в русском языке имеет вполне определенное содержание. Словари дают некое обобщенное определение счастья: удача, рок, судьба, благополучие. Различия в определении счастья зависят и от двоякого употребления слова «счастье». В зависимости от структуры оценки выделяются две «разновидности», две ступени счастья. Счастье первое включает в себя «отсутствие зла», противостоит несчастью. Согласно внутренней логике счастья первого –чем меньше человек надеется и чем меньше ждет от жизни, тем счастливее он может стать. Счастье второе определяется как радость, переживаемая субъектом. Любая жизнедеятельность включает в себя два момента: деятельностный (трата жизненной энергии и сил, поступки) и момент покоя, восстановления жизненной энергии. Счастье второе непосредственно связано с деятельностным началом человека, борьбой и удовлетворением потребности в эмоциональном насыщении. Радость, составляющая эмоциональную основу счастья второго, противостоит скуке, отрицательному настроению. В результате анализа этимологических и толковых словарей, высказываний, пословиц и поговорок русского народа счастье можно определить как положительное эмоциональное состояние, вызванное положительной оценкой собственной судьбы. Взгляды на счастье поддаются классификации, главным образом, по его источнику: это могут быть внешние блага, добрые чувства, любимая работа, семья, бескорыстные интересы и прочее, представляющие собой факторы счастья. Итак, счастье –это прежде всего состояние души, зависящее в значительной мере от жизненных установок и ожиданий человека. Hamidullina Svetlana Valeryevnateacherof Russian, municipal budgetary educational institution of high comprehensive school No. 4, Vyazniki, Vladimir region.Svetlana.hamidullina.88@mail.ruConcept "happiness" in Russian language consciousness.Summary.Article is devoted to the analysis of one of the most important for Russian national consciousness of concepts –an emotional concept "happiness". Consideration of etymology and history of the word "happiness" allows to track interrelation of values of this word and ideas of a happiness phenomenon in the history of Russian lingvokultury. It is established that distinctions in concept interpretations "happiness" don't cancel the definiteness of semantics of the word "happiness" opened in explanatory dictionaries.Keywords: concept, concept "happiness", concept etymology "happiness".

Ссылки на источники:1.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка// Русская словесность –М, 1997.2.Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. –М., 1980.3.Три века русской поэзии / Сост. Н.В. Банников.М.: Просвещение,1986.4.Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3х т. Т.1. СПб, 1996.5.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М., 2000.6.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4х т.М., 1986. 7.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4х т. СПб, 1998. 8.Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4х т.М., 1996. 9.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70.000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой.М.: Русский язык, 1990.