Искусство жить на земле

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прудникова Г. П. Искусство жить на земле // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 436–440. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53089.htm.
Аннотация. «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни» - выразил в своих словах Г.Спенсер о роли изобразительного искусства в жизни современного человека. Изобразительное искусство доступно всем. Занятия изобразительным искусством показывают: на самом деле единственная граница для творчества такого рода – лень и отсутствие фантазии. Когда человек хочет творить и тянется к прекрасному, никаких преград перед ним нет и быть не может. Изобразительное искусство – та часть человеческой деятельности, которая делает человека творцом. Никогда нельзя создать зримый образ того, что сам не представляешь. Весь спектр человеческих эмоций может быть перенесен на холст, лист бумаги или воплощен в скульптурной композиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Прудникова Галина ПетровнаУчитель ИЗО ГБОУСОШ№160 г.СанктПетербургprudnikova_53@mail.ruИскусство жить на земле.«Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни» выразил в своих словах Г.Спенсер о роли изобразительного искусства в жизни современного человека.Изобразительное искусство доступно всем. Занятия изобразительным искусством показывают: на самом деле единственная граница для творчества такого рода –лень и отсутствие фантазии. Когда человек хочет творить и тянется к прекрасному, никаких преград перед ним нет и быть не может. Изобразительное искусство –та часть человеческой деятельности, которая делает человека творцом. Никогда нельзя создать зримый образ того, что сам не представляешь. Весь спектр человеческих эмоций может быть перенесен на холст, лист бумаги или воплощен в скульптурной композиции.

Роль в эстетическом воспитании человека,живопись –самое доступное и удобное из искусств, способность видеть прекрасное, часть человеческой деятельности, человек –творец.

Искусство жить на землеРусские и зарубежные мыслители об изобразительном искусстве

Изобразительным искусством мы называем вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры. Роль изобразительного искусства в жизни современного человека прекрасно выразил в своих словах Г. Спенсер: «Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни». Поскольку это искусство зримо и даже осязаемо, если речь идет о скульптуре, то его роль в эстетическом воспитании человека трудно переоценить. Картины, мозаичные панно, репродукции полотен известных художников, скульптура малых и крупных форм –все это окружает нас с раннего детства до старости. Процесс восприятия и понимания изобразительного искусства не имеет возрастных границ. Никогда не поздно научиться понимать прекрасное. «Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет» признавался писатель Франц Кафка, на произведениях которого воспитано не одно поколение читателей во всем мире. О важности роли изобразительного искусства в воспитании гармонично развитой личности постоянно говорили русские и зарубежные мыслители. Ребенок начинает воспринимать то, что видит. Для него в силу возрастных особенностей нет еще такого понятия, как абстрактное мышление. Его мир точен и предельно предметен.«Живопись —искусство, на которое можно смотреть; скульптура —искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура —искусство, сквозь которое можно пройти» точно подметил Дэн Райе. Значит, изобразительное искусство дети способны воспринимать раньше, чем начнут читать самостоятельно и едва ли не легче, чем музыку. «Живопись —самое доступное и удобное из искусств» подсказывает нам И. Гете.

Книжки с яркими иллюстрациями –вот первый учебник по искусству. Кисточка или карандаш –первый способ чтото поведать миру, не пользуясь словами. Цветные пятна –тоже язык. Недаром французский мыслитель Д. Дидро сказал: «Живопись —это искусство сообщаться с душой посредством глаз». Занятия живописью, овладение ее первоначальными навыками пробуждают в ребенке фантазию, желание творить, создавать мир, одновременно похожий и непохожий на реальный. Еще одну истину, о которой не стоит забывать педагогам, озвучил Сенека. Он утверждал, что искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Следовательно, малыша нужно учить понимать язык, которым пользуется изобразительное искусство, умело направлять его фантазию и творческую энергию в нужное русло.«Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейших средств выразить наисложнейшее» говорит писатель А. Платонов. Действительно, в талантливом рисунке всегда есть любовь, мудрость, чистота, все то, что художник постарался вложить в свое творение. «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна», это Генрик Ибсен сказал не только об изобразительном искусстве, но мысль его абсолютно точна, и оспорить ее невозможно. Пустой, поверхностный ум, который не имеет жизненного опыта, не любопытен,не развит, никогда не сможет изобразить на листке бумаги ничего, кроме не имеющих смысла каракулей. В рисунке всегда проявляется жизненный опыт человека. Настоящая творческая личность никогда не останавливается в своем развитии, она находится в постоянном поиске, для нее творчество –это не только работа, но и удовольствие. Настоящий художник никогда не будет доволен своим творением.«Перед картиной каждый должен стоять так же, как перед королем, выжидая, скажет ли она ему чтонибудь и что именно скажет, и как с королем, так и с картиной он не смеет заговаривать первым, иначе он услышит только самого себя» это мысль А. Шопенгауэра, и она показывает, что самовлюбленности не должно быть ни в творце, ни в зрителе. Изобразительное искусство всегда предполагает молчаливый диалог автора и зрителя. «Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать» сказал И.В. Гёте. С ним нельзя не согласиться. Не каждый становится великим художником, настоящий талант дается единицам. Но научиться понимать азбуку прекрасного, его законы способен каждый –а это и есть то, что Гёте подразумевает под фразой «необходимо чувствовать». Тонко чувствующий изобразительное искусство человек не сможет стать грубым и пошлым. Он всегда сумеет расшифровать «тайный код», который творец вложил в свое создание. Недаром «произведениями искусства» мы называем не все скульптуры и картины, а лишь те, которые оставляют в нашей душе яркий отклик, вызывают эмоции. Чем больше людей испытывают схожие эмоции, чем шире их круг, тем дольше живет произведение искусства –тем более оно значимо. Можно поспорить с этим суждением, и автор статьи отдает себе отчет в том, что оно в современных условиях звучит несколько идеалистично. Разве не может художник вложить в свое творение идею разрушения, деградации, насилия? Может. Но хочется взять к себе в союзники Альбера Камю, который говорил: «Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении». Напротив, «когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» и Джон Рескин совершенно прав. Любовь, а не ненависть! Искусство должно основываться на созидании, а не на разрушении.Потому что в конечном итоге происходит то, о чем говорил О. Уайльд: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся». Если воспринимать только худшие образцы изобразительного искусства или быть вовсе невосприимчивым к этому виду искусства, то ничего хорошего из этого не получится. Напротив, лучшие образцы изобразительного искусства способны помочь человеку задуматься о вечных истинах, о торжестве Гармонии и Добра. Опятьобратимся к мыслям Д. Дидро: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какоелибо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо».

Не бывает «правильного» и «неправильного» искусства –вот еще один урок, который помогаетзаучить изобразительное искусство. Рисунки первобытных людей с изображениями сцен охоты или ритуальных обрядов, творения античных авторов, которые воспевали красоту человеческого тела, фрески титанов эпохи Возрождения –Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, тончайшие переливы света на полотнах импрессионистов, масштабные полотна эпохи соцреализма, примитивизм, кубизм и прочие авангардные школы –все это разные грани одного и того же явления под названием «изобразительное искусство». Чем больше человек узнает, чем выше у него интеллектуальный уровень, чем тоньше и разнообразней его эмоциональный внутренний мир, тем лучше он понимает это. Любое истинное творение уникально, но в то же время отчасти повторяет то, что уже было известно.Еще Цицерон говорил: «Ни одно искусство не замыкается в самом себе». Это совершенно справедливо по отношению к изобразительному искусству. Творческий импульс для создания работы может дать музыкальное произведение, прочитанная книга. Напрасно говорят, что нынешние дети не любопытны и избалованы техникой. Так может рассуждать тот, кто сам склонен воспринимать мир только логически, сухо. Современные дети ничуть не меньше любят рисовать, просто ктото тянется к карандашам и краскам, а комуто проще изобразить свое творение с помощью компьютерной «мышки» на дисплее или на планшете. Но суть изобразительного творчества осталась неизменной, изменились только технологии. «Пользуются красками, но пишут чувствами» сказал С. Шарден. С ним невозможно не согласиться. Что бы художник любоговозраста ни держал в руке, какими бы изобразительными средствами не пользовался –он будет переносить на бумагу свои чувства и эмоции, отражение своей души. Ни для кого ни секрет, что занятия изобразительным искусством используются и в качестве психотерапевтического средства, позволяют корректировать поведение как детей, так и взрослых. Это не удивительно, так как, согласно словам И. Гофмиллера: «Художественная форма —это ставшее зримым содержание». Совершенно не обязательно тот, кто обучается ремеслу художника, овладевает основными ремесленными приемами, станет великим творцом. Большинство из нас, активно рисуя в детстве, уже в подростковом возрасте навсегда отложило в сторону карандаши или кисть. «Каждый ребенок —художник. Трудность в том, что­бы остаться художником, выйдя из детского возраста», сказал Пабло Пикассо, и ему можно верить. Пропадает непосредственность и смелость, человек, взрослея, начинает понимать, что ему не хватает навыков, у него появляются другие увлечения. Рисование перестает бытьнеобходимостью или превращается в приятную забаву, которой занимаешься время от времени. Это означает, что усилия педагогов пропали напрасно? Нет! Правильно подметил К. Маркс: «Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком». Приемы изобразительного искусства –та же азбука, которой нужно овладеть, чтобы затем успешно «читать» то, что сделали великие творцы. Человек, который никогда сам не держал в руках кисть и краски, не пробовал передать на бумаге свои мысли и чувства, не фантазировал, вряд ли во взрослом возрасте будет способен откликнуться на эмоциональный заряд, который содержится в произведениях изобразительного искусства. Напротив: история знает множество примеров, когда уже взрослые люди начинали наверстывать то, что по тем или иным причинам упустили в детстве. Занятия изобразительным искусством тем и хороши, что доступны людям разного возраста. Главную идею необходимости обучения изобразительному искусству прекрасно выразил Стендаль: «Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить».Великие ученые, мыслители, деятели искусств разных эпох –от Древней Греции до современности –говорят об изобразительном искусстве поразному, но суть все равно остается неизменной. Изобразительное искусство доступно всем, даже людям, которых сейчас принято называть «людям с ограниченными возможностями». Занятия изобразительным искусством показывают: на самом деле единственная граница для творчества такого рода –лень и отсутствие фантазии. Когда человек хочет творить и тянется к прекрасному, никаких преград перед ним нет и быть не может. Изобразительное искусство –та часть человеческой деятельности, которая делает человека творцом. Никогда нельзя создать зримый образ того, что сам не представляешь. Весь спектр человеческих эмоций может быть перенесен на холст, лист бумаги или воплощен в скульптурной композиции. Серьезные занятия изобразительным искусством тесно связаны с умственной деятельностью человека. Чем больше человек знает, тем больше онумеет, тем шире круг его интересов и запросов. Одно логично вытекает из другого и все взаимосвязано. Недаром люди, одаренные художественно, часто бывали и талантливыми писателями, учеными, музыкантами. Завершая свое небольшую статью, хочется привести слова Б. Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств –искусству жить на Земле».

Ссылки на источники1. Великие мысли великих людей: Антология афоризмов. –М.:Равновесие. –2004. –448 с. 2. Хоромин, Н.Я. Энциклопедия мудрости/Н.Я. Хоромин. –М.: Риполклассик, 2008. –1024 с. Материалы с Интернетсайтов:http://www.zitata.eu/http://fraza.net.ua/http://ariosto.ru/

Prudnicova Galina PetrovnaArt teacher, school№196,SaintPetersburgprudnikova_53@mail.ruThe art of living in the world

“Architecture, sculpture, painting, music and poetry fairly can be called the color of civilized life” said Herbert Spenserabout the role of the art in the life of modern people. Art is free to everybody. Studying art shows that the only border for creativity is laziness and the absence of fantasy. When a person wants tocreate and hauls to the beauty there are no obstacles in front of him. And couldn`t be any. The Art is a part of human’s activity that turns a person into a creator. It is impossible to create a visible image if you don`t imagine it.The whole spectrum of humans` emotions could be carried onto the canvas, paper or turned into the sculpture.The role in aesthetic education, paintings is the most accessible and comfortable of the arts, the ability of seeing the beauty, the part of the humans work, a person is a creator.