Проблема гендерной методологии в науках о культуре
Выпуск:
ART 53094
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Латина
С.
В. Проблема гендерной методологии в науках о культуре // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
461–465. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53094.htm.
Аннотация. В статье проанализированы предложенные зарубежными
исследователями практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в различные сферы жизни. Сделан вывод о становлении российской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработке гендерного подхода в науках о культуре.
Текст статьи
Латина Светлана ВикторовнаКандидат культурологии, доцент кафедры ОПАЯ, ФГБОУ ВПО ©КомсомольскийнаАмуре государственный технический университетª, КомсомольскнаАмуреlatsveta@yandex.ru
Проблема гендерной методологии в науках о культуре
Аннотация.Встатье проанализированы предложенные зарубежными исследователями практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в различные сферы жизни. Сделан вывод о становлении российской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработке гендерного подхода в науках о культуре.Ключевые слова:гендер, гендерные исследования, гендерная методология, гендерный подход.Гендерные исследования рассматриваются как междисциплинарное научное знание, направленное на изучение человеческих проблем, таких, как социализация, идентификация, социальная стратификация, а также проблем, связанных с полоролевыми установками, стереотипами и взаимоотношениями. Именно поэтому гендерные исследования могут использовать методологию гуманитарных наук как основу для проведения своих исследований. На сегодняшний день в гуманитарном знаниисравнительно хорошо разработаны частные методологиитаких наук, как психология, педагогика, ряд исторических наук, философия, социология и др. Основной задачей гуманитарных наук является предоставитьчеловеку возможность получениязнаний о себе самом и о людях, его окружающих. Использование гендерного подхода поможет получить более полные знания, а также расширить представления о природе человека и его взаимоотношениях с противоположным полом. Исследованию в области гендерной теории и методологии посвящены труды С.Г. Айвазовой, А.В Беловой, М.А. Кашиной, Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной, Г. Рубин, А.В. Ростовой, Дж. Скотт, А.В Смирновой, Н.А. Усачевой, Т.А. Чебанюк, Л.В. Штылевой, И.И. Юкиной и др.Н.А. Усачева отмечает, именно ©феминистские авторы обратили внимание на то, что жизненный стиль мужчины и женщины зависит от ряда культурных факторов, в первую очередь, таких, как освоение образцов мужественности и женственностиª [1]. Придерживаясь данной точки зрения, мы считаем, что источник гендерной методологии берет свое начало в феминистской теории, авторы которой подчеркивают, что социализация мужчин и женщин происходит путем освоения стереотипов мужественности и женственности и зависит от культуры социума(А. Оукли, Г. Рубин, С. Кесслер и В. МакКенна). Теоретиками феминизма было показано, что половая социализация зависит от культурных факторов и, прежде всего, от освоения стереотипов мужественности и женственности, что является первостепенным для гендерной социализации. Теории 1970х гг. явились предпосылками гендерной концепции в гуманитарном знании.Анализу методов (от классических до постнеклассических) исследования культуры посвящено учебное пособие Т.А. Чебанюк©Методы изучения культурыª. В пособиивыявляется методологическая специфика герменевтики и феноменологии методов исследования текстов культуры, сформировавшихся в области философского знания; представлено авторское видение постмодернистских практик анализа текстов культуры, среди которых особое внимание уделяется гендерному подходу к исследованиям культурных феноменов. В соответствии с обзором работ, проведенным в области гендерных исследований, Т.А. Чебанюк выделяет следующие темы гендерной проблематики, актуальные в науках о культуре:гендер как научная артикуляция социокультурных ролей мужчин и женщин;дискурс власти, обусловливающий научную специфику гендерных исследований;гендерный подход в качестве методологической основы, артикулированной в большинстве работ по гендерной тематике [4, 331].В русле обозначенных автором сфер проводится детальный анализ современных гендерных исследований и предлагается ряд направлений, которые могут быть разработаны в культурологии с использованием научных методов, устоявшихся в социогуманитарном знании. В настоящее время невозможно однозначно утверждать, что существует специфическая методология проведения гендерного исследования. В связи с этим следует рассмотреть идеи и опыт применения гендерного подхода зарубежными специалистами и методики гендерных исследований, разработанныероссийскими учеными.При проведении исследования необходимо принимать во внимание тот факт, что все люди обладают равными возможностями доступа к ресурсам, независимо от их способностей, пола, расы, языка. Кроме того, нужно акцентировать внимание на том, что гендерные исследования, по мнению многих авторов, должны найти применение в сфере политики, экономики и т.д. Например, коллектив авторов ©Практического руководстваª предлагает рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в различные сферы жизни (труд, образование, здоровье, управление и участие, правосудие и права человека, проблемы малоимущих и др.). Методика состоит из десяти ступеней с набором инструментария, опросником и сопровождается подробными примерами. Авторы понимают гендерный подход как стратегию, целью которой является достижение гендерного равенства во всех сферах деятельности. ©Внедрение гендерного подхода это не только вопрос социальной справедливости, это необходимое условие для обеспечения справедливого и устойчивого развития человека. Долгосрочными последствиями внедрения гендерного подхода станет достижение более устойчивого человеческого развития для всехª [5, 12].Десять ступеней внедрения гендерного подхода включают перечень контрольных вопросов, помогающих формированию полной картины того, какие меры по использованию гендерного подхода выполнены, а какие для достижения гендерного равенства только предстоит воплотить в жизнь.Мы остановимся подробнее на пятой ступени, содержащей представление авторов о гендерном анализе, целью которого является сбор информации, обеспечивающей возможность принятия социальных решений, равных по своей значимости,как для мужчин, так и для женщин. Соответственно, основная задача на данном этапе заключается в выявлении гендерных различий. Авторы ©Практического руководстваª определили составляющие компоненты гендерного анализа, которыми являются: 1) данные, подразделенные по признаку пола (статистические сведения, детализированные по признаку пола, полученные путем интервью или изучения документации), 2) анализ (объяснение полученных данных путем ответа на ©гендерный вопросª), 3) гендерная перспектива (объяснение данных с учетом гендерных теорий с целью дальнейшего формулирования стратегии и принятия решений). Гендерный анализ должен проводиться с учетом основных теорий о гендерных отношениях, ролях и равенстве полов. С целью получения корректных выводов, следует руководствоваться следующими принципами: 1) принцип ©КакиеПочему?ª, то есть планируется выявить существующие различия между мужчинами и женщинами и причины их появления; 2) принцип ©Что из этого следует?ª, то есть необходимо не просто констатировать существование гендерных различий, но и проанализировать, что в данном случае изменится в человеческом развитии, для того чтобы в дальнейшем разработать стратегии по искоренению гендерного неравенства.Таким образом, гендерный анализ в данном случае представляет собой особый инструментарий, с помощью которого можно выявить причины гендерного неравенства и получить информацию для интеграции гендерного подхода в социальные практики.В 2000 г. Международная организация труда, Всемирный Банк, ПРООН, Канадское и Шведское Агентства международного развития составили специальные программы, направленные на передачу опыта гендерногоанализароссийским исследователям. [6, 27].Изучение опыта по использованию гендерного подхода зарубежных ученых позволило российским исследователям создать методики применения гендерного подхода в конкретных целях. МЦГИ является одной из первых организаций в России, разработавшей в период с 1993 г. по 2007 г. индикаторы гендерного равенства и социальноэкономические показатели гендерного равенства.Центромбыл проведен гендерный анализ российского законодательства, сравнительный анализ национальных механизмов по гендерному равенству в различных странах мира, гендерная экспертиза ГОСТов и учебников по социальным и гуманитарным дисциплинам для вузов. Российскими учеными были организованы не только комплексные проекты, направленные на разработку методологии гендерного подхода, внедрение его во многие сферы жизни, но и индивидуальные исследования.Рассмотрим данные исследования.1.В теории и методике гендерного подхода в школьном образовании, разработанной Л.В. Штылевой, впервые предпринята попытка применения гендерного подхода в педагогике и образовании. В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек могут заключаться в социальных условиях среды, в которой проходитих развитие и воспитание, а также социальных ролях и нормах, а не в концепции анатомобиологических отличий.Методы, посредством которых Л.В. Штылева предлагает реализовать гендерный подход в образовании, направлены не только на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса, но и на расширение свободы отношений между участниками педагогического процесса и за его пределами. Среди основных методов внедрения гендерного подхода в образование автор выделяет следующие общие методы формирования сознания (беседа, диспут, лекция, конференция и др.);методы организации деятельности и опыта поведения (поручения, упражнения и др.);методы стимулирования поведенияи деятельности (поощрение) [6, 187].Внедрение гендерного подхода и гендерного анализа в образование, по словам Л.В. Штылевой, будет способствовать не только гендерному равенству в социуме, но и, что немаловажно, внесет положительные изменения в гендерные отношения в целом, послужит толчком для гармоничного развития личности в процессе образования.2.Применение методики гендерного подхода при исследовании женской повседневности описывается в монографии А.В. Беловой ©”Четыре возраста женщины”: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIIIсередина XIXв.ª. Используя методологию гендерночувствительного подхода, а также такие актуальные в современном гуманитарном знании дисциплины, как история женщин и гендерная история, гендерные и женские исследования в этнологии, гендерной антропологии, автор детально анализирует женские письма, дневники, мемуары, что позволяет поновому осмыслить повседневную историю нашего Отечества, увидеть историю глазами женщин [13]. Применение гендерного подхода к изучению истории повседневности помогает рассмотреть жизнь обоих полов, но, в первую очередь, выводит женщин из ©тени историиª. Гендерная специфика обозначенной проблемы детерминирована следующим явлением: несмотря на то, что дворянская культура была патриархальной по своему характеру, женская повседневность играла в ней главенствующую роль в силу преобладающего присутствия женщин в семьях. ©Наряду с большим количеством дочерей в провинциальных дворянских семьях роль главы зачастую тоже принадлежала женщине. <…> “Женское” главенство, как и мужское, основывалось на обладании недвижимой собственностью и, прежде всего, на возможности самостоятельно (единолично) распоряжаться экономическими ресурсами семьиª [7, 71]. 3.Труд С.Г. Айвазовой ©Российские выборы: гендерное прочтениеª, представляет собой анализ парламентских и президентских выборов с использованием гендерного подхода [8]. Материалом для исследования, проведенного С.Г. Айвазовой, послужили общефедеральные списки кандидатов в депутаты на выборах от различных политических партий; партийные программы и предвыборные платформы; предвыборные программы кандидатов на пост Президента страны, а также их статьи и выступления в прессе; материалы Центральной избирательной комиссии, включая законодательные акты о выборах, официальные результаты подсчета голосов избирателей; данные опросов общественного мнения от различных социологических служб; биографии женщин, входящих в администрацию Президента и Правительство РФ, являющихся руководителями российских регионов и др. Одной из современных социальных задач автор считает устранение гендерных разрывов, которые наблюдаются в России, а ее решение исследователь видит во включении граждан в различные формы гражданской активности, в том числе политической. Одним из самых точных индикаторов демократизации любого общества считаетсяуровень обеспечения гендерного равноправия в избирательном процессе. Женщины РФ имеют право голоса и могут быть избранными, но политическая сфера до сих пор основывается на формальном равноправии полов и скрытой дискриминации женщин.4.Методика экспертизы школьных учебников с использованием гендерного подхода [9].Целью указанной экспертизы явилось выявление предписанныхсоциальных ролей, специфических качеств мужчин и женщин, с которыми школьники знакомятся на страницах учебников, а также специфики трансляции этих образов в учебниках по разным предметам и образовательным ступеням. Для проведения гендерной экспертизы учебников автор использовал метод контентанализа. В основу выделения категорий анализа была положена обозначенная в научной литературе классификация гендерных стереотипов. Проведенный А.В. Смирновой контентанализ учебников, привел к выводу о том, что в школьной учебной литературе обозначены традиционные гендерные стереотипы, которые характеризуются сексизмом в отношении девочек и женщин, поэтому следует признать, что современные российские учебники нуждаются в корректировке.5.Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда [10]. Указанная методика дает практические советы по применению существующих норм российского законодательства, направленных на обеспечение прав женщин. Данные советы могут применяться уполномоченными по правам человека, активистками женских организаций, правозащитниками и другими заинтересованными лицами. Для сбора доказательной базы по фактам дискриминации автор рекомендует использовать следующие методы: интервьюирование работодателей и работников, контентанализ объявлений о приеме на работу или аудитное изучение вопроса о конкретных формах дискриминации. Как мы видим,в работахавторов, проводивших гендерные исследования в различных областях культуры, гендерный анализ сегодня представляет собой не собственно специфический метод научного исследования со своими процедурами, а, скорее, выступает в качестве четко обозначенной проблемы, для решения которой используется комплекс общенаучных и частнонаучных методов и принципов, учитывающих специфику социальнокультурных различий полов. Авторы предлагают методики проведения гендерного исследования таких сфер культуры, как образование, политика, законодательство, профессиональная сфера и др., что говорит о становлениироссийской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработкегендерного подхода в науках о культуре.Под гендерным подходом следует понимать стремление к получению информации офеноменах культуры с учетом гендерных различий, а также стереотипов маскулинности и феминности при помощи совокупности приемов и методов, используемых в дисциплинах социальногуманитарного цикла. Таким образом, гендерный подход приобретает качество той сферы,при исследовании которой он применяется.В силу своей междисциплинарной проблематики, ее укорененности во всех сферах человеческой жизни, гендерный подход оказывается в значительной степени близок задачам культурологического исследования.
Ссылки на источники1.Усачева, Н.А. Теория и методология современных гендерных исследований [Электронный ресурс] Режим доступа : http://giacgender.narod.ru/n3m1.htm
2.Oakley,A.Sex, gender and society. N.Y., 1972.3.Рубин, Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Г. Рубин // Антология гендерной теории. Сб. статей / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000. С. 99113.4.Чебанюк, Т.А. Методы изучения культуры: Учебное пособие / Т.А. Чебанюк. СПб.: Наука, 2010. 350 с. 5.Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. Братислава, 2007. Ч. 1; Пособие по гендерному анализу [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/index.htm#16.Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л.В. Штылева. М.: ПЕРСЭ, 2008. 316 с.7.Белова,А.В. ©Четыре возраста женщиныª: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIIIсередина XIXв. / А.В. Белова. СПб. : Алетейя, 2010. 480 с.8.Айвазова, С.Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С.Г. Айвазова. М., 2008. 177 с.9.Смирнова, А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. / А.В. Смирнова. М.: ЗАО ©Олитаª, 2005. 80с.10.Айвазова, С.Г. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда / С.Г. Айвазова. Издание второе, дополненное и переработанное. М.: Эслан, 2007. 112 с.
Latina Svetlana ViktorovnaPhD (Candidate) in Culture Studies, associate professorat the Department of General and Professional English Studies, KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur latsveta@yandex.ruThe problem of gender methodology in the sciences about cultureAbstract. This paper analyzesforeign researchers practical recommendations on how to mainstream gender in the various spheres of life. It is made the conclusion aboutthe formation of the Russian tradition of gender studies, which occurs through the development of a gender approach in the cultural sciences.Key words:gender, gender studies, gender methodology, gender approach.
Проблема гендерной методологии в науках о культуре
Аннотация.Встатье проанализированы предложенные зарубежными исследователями практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в различные сферы жизни. Сделан вывод о становлении российской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработке гендерного подхода в науках о культуре.Ключевые слова:гендер, гендерные исследования, гендерная методология, гендерный подход.Гендерные исследования рассматриваются как междисциплинарное научное знание, направленное на изучение человеческих проблем, таких, как социализация, идентификация, социальная стратификация, а также проблем, связанных с полоролевыми установками, стереотипами и взаимоотношениями. Именно поэтому гендерные исследования могут использовать методологию гуманитарных наук как основу для проведения своих исследований. На сегодняшний день в гуманитарном знаниисравнительно хорошо разработаны частные методологиитаких наук, как психология, педагогика, ряд исторических наук, философия, социология и др. Основной задачей гуманитарных наук является предоставитьчеловеку возможность получениязнаний о себе самом и о людях, его окружающих. Использование гендерного подхода поможет получить более полные знания, а также расширить представления о природе человека и его взаимоотношениях с противоположным полом. Исследованию в области гендерной теории и методологии посвящены труды С.Г. Айвазовой, А.В Беловой, М.А. Кашиной, Н.Л. Пушкаревой, Л.П. Репиной, Г. Рубин, А.В. Ростовой, Дж. Скотт, А.В Смирновой, Н.А. Усачевой, Т.А. Чебанюк, Л.В. Штылевой, И.И. Юкиной и др.Н.А. Усачева отмечает, именно ©феминистские авторы обратили внимание на то, что жизненный стиль мужчины и женщины зависит от ряда культурных факторов, в первую очередь, таких, как освоение образцов мужественности и женственностиª [1]. Придерживаясь данной точки зрения, мы считаем, что источник гендерной методологии берет свое начало в феминистской теории, авторы которой подчеркивают, что социализация мужчин и женщин происходит путем освоения стереотипов мужественности и женственности и зависит от культуры социума(А. Оукли, Г. Рубин, С. Кесслер и В. МакКенна). Теоретиками феминизма было показано, что половая социализация зависит от культурных факторов и, прежде всего, от освоения стереотипов мужественности и женственности, что является первостепенным для гендерной социализации. Теории 1970х гг. явились предпосылками гендерной концепции в гуманитарном знании.Анализу методов (от классических до постнеклассических) исследования культуры посвящено учебное пособие Т.А. Чебанюк©Методы изучения культурыª. В пособиивыявляется методологическая специфика герменевтики и феноменологии методов исследования текстов культуры, сформировавшихся в области философского знания; представлено авторское видение постмодернистских практик анализа текстов культуры, среди которых особое внимание уделяется гендерному подходу к исследованиям культурных феноменов. В соответствии с обзором работ, проведенным в области гендерных исследований, Т.А. Чебанюк выделяет следующие темы гендерной проблематики, актуальные в науках о культуре:гендер как научная артикуляция социокультурных ролей мужчин и женщин;дискурс власти, обусловливающий научную специфику гендерных исследований;гендерный подход в качестве методологической основы, артикулированной в большинстве работ по гендерной тематике [4, 331].В русле обозначенных автором сфер проводится детальный анализ современных гендерных исследований и предлагается ряд направлений, которые могут быть разработаны в культурологии с использованием научных методов, устоявшихся в социогуманитарном знании. В настоящее время невозможно однозначно утверждать, что существует специфическая методология проведения гендерного исследования. В связи с этим следует рассмотреть идеи и опыт применения гендерного подхода зарубежными специалистами и методики гендерных исследований, разработанныероссийскими учеными.При проведении исследования необходимо принимать во внимание тот факт, что все люди обладают равными возможностями доступа к ресурсам, независимо от их способностей, пола, расы, языка. Кроме того, нужно акцентировать внимание на том, что гендерные исследования, по мнению многих авторов, должны найти применение в сфере политики, экономики и т.д. Например, коллектив авторов ©Практического руководстваª предлагает рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в различные сферы жизни (труд, образование, здоровье, управление и участие, правосудие и права человека, проблемы малоимущих и др.). Методика состоит из десяти ступеней с набором инструментария, опросником и сопровождается подробными примерами. Авторы понимают гендерный подход как стратегию, целью которой является достижение гендерного равенства во всех сферах деятельности. ©Внедрение гендерного подхода это не только вопрос социальной справедливости, это необходимое условие для обеспечения справедливого и устойчивого развития человека. Долгосрочными последствиями внедрения гендерного подхода станет достижение более устойчивого человеческого развития для всехª [5, 12].Десять ступеней внедрения гендерного подхода включают перечень контрольных вопросов, помогающих формированию полной картины того, какие меры по использованию гендерного подхода выполнены, а какие для достижения гендерного равенства только предстоит воплотить в жизнь.Мы остановимся подробнее на пятой ступени, содержащей представление авторов о гендерном анализе, целью которого является сбор информации, обеспечивающей возможность принятия социальных решений, равных по своей значимости,как для мужчин, так и для женщин. Соответственно, основная задача на данном этапе заключается в выявлении гендерных различий. Авторы ©Практического руководстваª определили составляющие компоненты гендерного анализа, которыми являются: 1) данные, подразделенные по признаку пола (статистические сведения, детализированные по признаку пола, полученные путем интервью или изучения документации), 2) анализ (объяснение полученных данных путем ответа на ©гендерный вопросª), 3) гендерная перспектива (объяснение данных с учетом гендерных теорий с целью дальнейшего формулирования стратегии и принятия решений). Гендерный анализ должен проводиться с учетом основных теорий о гендерных отношениях, ролях и равенстве полов. С целью получения корректных выводов, следует руководствоваться следующими принципами: 1) принцип ©КакиеПочему?ª, то есть планируется выявить существующие различия между мужчинами и женщинами и причины их появления; 2) принцип ©Что из этого следует?ª, то есть необходимо не просто констатировать существование гендерных различий, но и проанализировать, что в данном случае изменится в человеческом развитии, для того чтобы в дальнейшем разработать стратегии по искоренению гендерного неравенства.Таким образом, гендерный анализ в данном случае представляет собой особый инструментарий, с помощью которого можно выявить причины гендерного неравенства и получить информацию для интеграции гендерного подхода в социальные практики.В 2000 г. Международная организация труда, Всемирный Банк, ПРООН, Канадское и Шведское Агентства международного развития составили специальные программы, направленные на передачу опыта гендерногоанализароссийским исследователям. [6, 27].Изучение опыта по использованию гендерного подхода зарубежных ученых позволило российским исследователям создать методики применения гендерного подхода в конкретных целях. МЦГИ является одной из первых организаций в России, разработавшей в период с 1993 г. по 2007 г. индикаторы гендерного равенства и социальноэкономические показатели гендерного равенства.Центромбыл проведен гендерный анализ российского законодательства, сравнительный анализ национальных механизмов по гендерному равенству в различных странах мира, гендерная экспертиза ГОСТов и учебников по социальным и гуманитарным дисциплинам для вузов. Российскими учеными были организованы не только комплексные проекты, направленные на разработку методологии гендерного подхода, внедрение его во многие сферы жизни, но и индивидуальные исследования.Рассмотрим данные исследования.1.В теории и методике гендерного подхода в школьном образовании, разработанной Л.В. Штылевой, впервые предпринята попытка применения гендерного подхода в педагогике и образовании. В педагогике гендерный подход опирается, прежде всего, на положение о том, что причины гендерных различий в способностях мальчиков и девочек могут заключаться в социальных условиях среды, в которой проходитих развитие и воспитание, а также социальных ролях и нормах, а не в концепции анатомобиологических отличий.Методы, посредством которых Л.В. Штылева предлагает реализовать гендерный подход в образовании, направлены не только на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса, но и на расширение свободы отношений между участниками педагогического процесса и за его пределами. Среди основных методов внедрения гендерного подхода в образование автор выделяет следующие общие методы формирования сознания (беседа, диспут, лекция, конференция и др.);методы организации деятельности и опыта поведения (поручения, упражнения и др.);методы стимулирования поведенияи деятельности (поощрение) [6, 187].Внедрение гендерного подхода и гендерного анализа в образование, по словам Л.В. Штылевой, будет способствовать не только гендерному равенству в социуме, но и, что немаловажно, внесет положительные изменения в гендерные отношения в целом, послужит толчком для гармоничного развития личности в процессе образования.2.Применение методики гендерного подхода при исследовании женской повседневности описывается в монографии А.В. Беловой ©”Четыре возраста женщины”: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIIIсередина XIXв.ª. Используя методологию гендерночувствительного подхода, а также такие актуальные в современном гуманитарном знании дисциплины, как история женщин и гендерная история, гендерные и женские исследования в этнологии, гендерной антропологии, автор детально анализирует женские письма, дневники, мемуары, что позволяет поновому осмыслить повседневную историю нашего Отечества, увидеть историю глазами женщин [13]. Применение гендерного подхода к изучению истории повседневности помогает рассмотреть жизнь обоих полов, но, в первую очередь, выводит женщин из ©тени историиª. Гендерная специфика обозначенной проблемы детерминирована следующим явлением: несмотря на то, что дворянская культура была патриархальной по своему характеру, женская повседневность играла в ней главенствующую роль в силу преобладающего присутствия женщин в семьях. ©Наряду с большим количеством дочерей в провинциальных дворянских семьях роль главы зачастую тоже принадлежала женщине. <…> “Женское” главенство, как и мужское, основывалось на обладании недвижимой собственностью и, прежде всего, на возможности самостоятельно (единолично) распоряжаться экономическими ресурсами семьиª [7, 71]. 3.Труд С.Г. Айвазовой ©Российские выборы: гендерное прочтениеª, представляет собой анализ парламентских и президентских выборов с использованием гендерного подхода [8]. Материалом для исследования, проведенного С.Г. Айвазовой, послужили общефедеральные списки кандидатов в депутаты на выборах от различных политических партий; партийные программы и предвыборные платформы; предвыборные программы кандидатов на пост Президента страны, а также их статьи и выступления в прессе; материалы Центральной избирательной комиссии, включая законодательные акты о выборах, официальные результаты подсчета голосов избирателей; данные опросов общественного мнения от различных социологических служб; биографии женщин, входящих в администрацию Президента и Правительство РФ, являющихся руководителями российских регионов и др. Одной из современных социальных задач автор считает устранение гендерных разрывов, которые наблюдаются в России, а ее решение исследователь видит во включении граждан в различные формы гражданской активности, в том числе политической. Одним из самых точных индикаторов демократизации любого общества считаетсяуровень обеспечения гендерного равноправия в избирательном процессе. Женщины РФ имеют право голоса и могут быть избранными, но политическая сфера до сих пор основывается на формальном равноправии полов и скрытой дискриминации женщин.4.Методика экспертизы школьных учебников с использованием гендерного подхода [9].Целью указанной экспертизы явилось выявление предписанныхсоциальных ролей, специфических качеств мужчин и женщин, с которыми школьники знакомятся на страницах учебников, а также специфики трансляции этих образов в учебниках по разным предметам и образовательным ступеням. Для проведения гендерной экспертизы учебников автор использовал метод контентанализа. В основу выделения категорий анализа была положена обозначенная в научной литературе классификация гендерных стереотипов. Проведенный А.В. Смирновой контентанализ учебников, привел к выводу о том, что в школьной учебной литературе обозначены традиционные гендерные стереотипы, которые характеризуются сексизмом в отношении девочек и женщин, поэтому следует признать, что современные российские учебники нуждаются в корректировке.5.Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда [10]. Указанная методика дает практические советы по применению существующих норм российского законодательства, направленных на обеспечение прав женщин. Данные советы могут применяться уполномоченными по правам человека, активистками женских организаций, правозащитниками и другими заинтересованными лицами. Для сбора доказательной базы по фактам дискриминации автор рекомендует использовать следующие методы: интервьюирование работодателей и работников, контентанализ объявлений о приеме на работу или аудитное изучение вопроса о конкретных формах дискриминации. Как мы видим,в работахавторов, проводивших гендерные исследования в различных областях культуры, гендерный анализ сегодня представляет собой не собственно специфический метод научного исследования со своими процедурами, а, скорее, выступает в качестве четко обозначенной проблемы, для решения которой используется комплекс общенаучных и частнонаучных методов и принципов, учитывающих специфику социальнокультурных различий полов. Авторы предлагают методики проведения гендерного исследования таких сфер культуры, как образование, политика, законодательство, профессиональная сфера и др., что говорит о становлениироссийской традиции исследования гендерных проблем, происходящего благодаря разработкегендерного подхода в науках о культуре.Под гендерным подходом следует понимать стремление к получению информации офеноменах культуры с учетом гендерных различий, а также стереотипов маскулинности и феминности при помощи совокупности приемов и методов, используемых в дисциплинах социальногуманитарного цикла. Таким образом, гендерный подход приобретает качество той сферы,при исследовании которой он применяется.В силу своей междисциплинарной проблематики, ее укорененности во всех сферах человеческой жизни, гендерный подход оказывается в значительной степени близок задачам культурологического исследования.
Ссылки на источники1.Усачева, Н.А. Теория и методология современных гендерных исследований [Электронный ресурс] Режим доступа : http://giacgender.narod.ru/n3m1.htm
2.Oakley,A.Sex, gender and society. N.Y., 1972.3.Рубин, Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола // Г. Рубин // Антология гендерной теории. Сб. статей / Сост. Е. Гапова, А. Усманова. Минск, 2000. С. 99113.4.Чебанюк, Т.А. Методы изучения культуры: Учебное пособие / Т.А. Чебанюк. СПб.: Наука, 2010. 350 с. 5.Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. Братислава, 2007. Ч. 1; Пособие по гендерному анализу [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/index.htm#16.Штылева, Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л.В. Штылева. М.: ПЕРСЭ, 2008. 316 с.7.Белова,А.В. ©Четыре возраста женщиныª: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIIIсередина XIXв. / А.В. Белова. СПб. : Алетейя, 2010. 480 с.8.Айвазова, С.Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С.Г. Айвазова. М., 2008. 177 с.9.Смирнова, А.В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. / А.В. Смирнова. М.: ЗАО ©Олитаª, 2005. 80с.10.Айвазова, С.Г. Основы методики распознавания и оценки дискриминации женщин на рынке труда / С.Г. Айвазова. Издание второе, дополненное и переработанное. М.: Эслан, 2007. 112 с.
Latina Svetlana ViktorovnaPhD (Candidate) in Culture Studies, associate professorat the Department of General and Professional English Studies, KomsomolskonAmur State Technical University, KomsomolskonAmur latsveta@yandex.ruThe problem of gender methodology in the sciences about cultureAbstract. This paper analyzesforeign researchers practical recommendations on how to mainstream gender in the various spheres of life. It is made the conclusion aboutthe formation of the Russian tradition of gender studies, which occurs through the development of a gender approach in the cultural sciences.Key words:gender, gender studies, gender methodology, gender approach.