Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее?

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Анкушина Г. А. Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 561–565. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53114.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовом статусе женщин в арабском мире. Автор обращает внимание на страны Северной Африки и некоторые стран Ближнего Востока. Цель статьи заключается в сравнительно - историческом анализе правового положения арабских девушек в обществе. Автор выделяет проблему адаптации мусульманского общества, наделенного консервативными идеями, стереотипами о роли женщины, к новому восприятию мусульманок, без выделения гендерных ролей. В статье приведены примеры, касающиеся унижения и насилия женщин в арабском мире. Автор приходит к выводу, что если в настоящее время государство не предпримет меры по усовершенствованию законодательства, то положение мусульманок останется неизменным, без надежды на свободное правовое будущее.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Анкушина Галина АндреевнаУральский государственный педагогический университет, студентка юридического факультета, город Екатеринбургankush63@mail.ru

Права женщин в странах арабского мира: прошлое, настоящее, а есть ли будущее?

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о правовом статусе женщин в арабском мире.Автор обращает внимание на страны Северной Африки и некоторыестран Ближнего Востока.Цельстатьи заключается в сравнительно историческом анализе правового положения арабских девушек в обществе. Автор выделяет проблему адаптации мусульманского общества, наделенного консервативными идеями, стереотипами о роли женщины, к новому восприятию мусульманок,без выделения гендерных ролей. В статье приведены примеры, касающиеся унижения и насилия женщин в арабском мире.Автор приходит квыводу, что если в настоящее время государство не предпримет меры по усовершенствованию законодательства, тоположение мусульманок останется неизменным, безнадежды на свободное правовоебудущее.

Ключевые слова:арабский мир,праваженщин, «арабская весна»,общественное движение, права и свободы.

На протяжении долгойисторической эпохиБлижний Восток оставался главным политическим, экономическим и религиозным центром. Развитие региона в правовой сфере опережало большинство западных стран.В настоящий периодстраныарабского мира утратили лидирующие позиции: в них отсутствует ранее достигнутый высокий уровень правовой культуры общества, а также легитимный аппарат власти.Почему так произошло? Почему нет должного развития, характерного для всех государств? Ответ неоднозначен. Одной из тормозящих проблем развития арабского мира является подавление самостоятельности женщин в выражении их прав. В то время как проблема гендерного неравенства на Западе давно утратила свою актуальность,в арабских странах Ближнего Востока и по сей день имеет дискуссионный характер. Традиции, сформировавшиеся издавна, имеют существенное значение для верующего народа.На основе данных начал, положение женщины закрепилось как хранительницы семейного очага, преданной жены и заботливой многодетной матери. Издавна они не имели право голоса, свободы выбора, и многих других законодательных возможностей, что нарушало правовой базис, характерный для западного демократического общества. В свою очередь, это опровергает следующий факт, в Тунисе, ведущей стране Востока, уже в середине XX века женщинам были предоставлены такие права, о которых Запад мог только мечтать, например, право на аборт. Не все арабские страны шли на примирение с тенденциями, отсюда и возникает противоречивость данного вопроса.Одни страны идут с опережающим развитием прав женского населения, другие страны наоборот, всеми путями хотят замедлить данный процесс.Все же неуважение к мусульманкам, как ксамостоятельным образованным личностям, затрагивает их достоинство. Интересно то, что именно восточных женщин часто сравнивают с драгоценностями,которых мужчины одаряютбогатством, защитой, заботой.Несмотря на ценность девушек в обществе, сегодняшнее их положение опровергает все устои Ислама.

Умусульман нет традиционной системы законодательства, к которой привыкло западное общество. Шариат –«путь господний», комплекс религиозноправовых норм, исламское законодательство. Самым важным источником шариата является Коран. Законодатель обращается для толкования правовых норм к Муххамеду. Хотя упоминание о равенстве прав мужчин и женщин присутствует в Коране, но вреальном мире эта возможность не реализуется в полной мере, именно поэтому в средствах массовой информации все чаще можно увидеть статьи об угнетении и подавлении правовой активности женщин Востока.[1]Изучив разные материалы по данному вопросу, невозможно оставить в стороне исторический аспект. Для анализапервоначальногостатусавосточных женщин обратимся к положениюженщины в доисламской Аравии.Оно было крайне жестоким. Существует информация о вынужденном убийстве новорожденных девочек по причине низкого материальногосостояниясемьи.Таким образом, мужской пол был изначально преимуществен в арабском обществе. Опираясь на исследования профессораарабиста Уильяма МонтгомериУотта, можно утверждать, что принятыйислам улучшил положение женщин, реформировал гендерные роли, а также дал им право наследования, которое принадлежало только родственникам мужского пола.[2]Американский историк, исламовед,Джон Эспозито обращает внимание на религиозную составляющую прав женщин. Он говорил, что Мухаммеддал женщинам привилегии в семейной жизни, браке, образовании, а также в экономических связях. [3]Но стоит отметить, что шариат все же разграничивает правовые роли мужчин и женщин в вопросах юридического статуса, брака, одежды и образования, тем самым дает нормативную опору для борьбы женщин за свои права.

Углубляясь в данный вопрос с позиции религии, можно утверждать что, толкование слов пророка подтверждает неоднозначный статус женщины. Муххамед дарует право женщинам:1) на труд, при разрешении отца или мужа2) на образование, при разрешении отца или мужа3) на развод, если муж не может материально обеспечить жену, бесплоден, применяет насилие или вовсе умалишен 4) право на наследство, меньшее в 2 раза, чем для мужчины 5) право согласия на замужество и др.Но также есть и большие ограничения в правах. Например: Женщины, не подчиняющиеся мужьям, обречены на Ад. Одно свидетельство мужчины равно свидетельству двух мусульманок. Мужчина может сочетаться в браке с человеком иной веры, у женщины такого права нет. Таким образом, вопрос о правах женщин многогранен и может быть рассмотрен как с позиции законов шариата, так и с позиции современного западного права.

История богата интересным фактом: мусульманки принимали участие в антибританских выступлениях в начале XX века. На знаменитой площади Тахрир они открыто агитировали народ против британцев. Это событие показывает, что предпосылки женской политической активности возникли давно, но с другой стороны, можно утверждать, что они не привели к значительным изменениям вправовомстатусе женщин в настоящее время. Рассматривая положение женщин в арабском мире,следует учитывать и еще один фактор –желание мусульманок занимать определенноеместо: одни хотят реализовать себя при помощи социальныхвозможностей, другие состояться в качестве жены и матери.Большинство женщин, находясь под влиянием религии и ценностисемьи, с детства мечтают о раннем замужестве, рождении детей.Раннее замужество становитсяодной из причин многолетней зависимости девушекот мужчин.Браки разрушают образовательный процесс девочек, их социализацию в обществе.Нарушается основное право человекана образование, в приоритет ставится воспитание детей и домашние обязанности.По статистике, возраст половины замужних женщин Афганистана не превышает 16 лет, а в течениекаждого часа как минимум 2 женщины умирают при родах. Афганистан –это уникальная страна, в которой уровень самоубийств женщин зашкаливаетданные показатели у мужчин. В другой стране,в Непале такие браки, и особенно ранние роды убивают девушек –погибает одна из 24.Цифры впечатляют. [4]

С годами обновляетсяобщество, меняетсяи отношение к ценностям в обществе. В Ираке, например, уровень грамотности сегодня достигминимума. Причиной этого фактора является боязнь родителей за своих дочерей, вероятность изнасилования и похищения, во время ходьбы в образовательное учреждение.

Доклад детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) гласит о том, что самой частой причиной смерти девушек до 19 лет является ранняя беременность. [5]Таким образом, девочки еще не начавшие жить, не успев насладиться семейным счастьем, уходят из этого мира. Явное нарушение основного неотчуждаемого права человека на жизньи нравственного права выбора. Женщины с каждым годом становятся грамотнее, но не забывают основ ислама.Никто в арабских странах не мог предположить, что девушкиначнут активно бороться за некоторые права. Так, например, право вести предпринимательскую деятельность было получено женщинами из шариата. Все же материнство –не исключительная, но первостепенная роль мусульманской женщины. Несмотря на это в семьеестьлегитимная возможность, которая дает право женщинемусульманке с позволения мужа заниматься бизнесом, участвовать в жизни общества, политике, работать на пользу исламской общины в сферахмедицины, образования.Известен факт, который доказывает общественную деятельность женщин. Так,первая жена пророка Мухаммеда, Хадиджазанималась торговымделом. [6]Но такая деятельность воспринимается традиционным обществом крайне негативно. Обратимся к основнойстороне дискуссионного вопроса. Женщины стран арабского миране хотят полностью подчиняться гнету мужчин, желаютиметь правовую жизнь наравне с мужчиной. Ислам отчастидает им эти права. При соблюдении определенных условий, таких как, запрет оставаться наедине с мужчиной, полноценный уход и воспитание за детьми, девушкампозволительноработать. Сегодня мусульманки пытаются проявить себя в общественной деятельности:осваивают компьютерные технологии, занимаются преподаванием, политикой, журналистикой, медициной.Это еще раз доказывает, что вопреки бытующему мнению для мусульманок разрешена, как учеба, так и некоторая работа,но все же не желательна.

Власть и женщина –две борющиеся между собой стихии. Почему тогда власть не может впустить в свой круг девушек, услышать их крик души. Скорее всего, это объясняется нестабильным политическим режимом, карающей и зловещей властью, непримиримым желанием мужчин погасить желание женщин быть образованными и политически подкованными, боязньвосприятиятого, что женщина –личность, которая умеет управлять. У общества возникает страх, что мусульманки могут завладеть властью, а затем и государством.

В современном мире положение мусульманской женщины остается крайне опасным в обществе. Так, в начале 2002 года, в Мекке большое внимание привлекло событие пожара в женской школе. Сотрудники религиозной полиции не разрешили ученицам покинуть здание, так как они находились без традиционных головных уборов и длинных платьев. В результате этого происшествия погибло 15 девушек, больше 50 получили ожоги. Данный случай возмущает не только Восток, но и Европу. Только в 2010 году,спустя 8 лет.Министерство образования Саудовской Аравии откликнулось на это происшествие, и разрешило службам спасения иметь прямой доступ к территории женских школ, вне зависимости от устоев религии. [7]Женщиныдемонстрантки новое явление на Ближнем Востоке. Недавние события в мусульманских странах 20102011 года, известные как «арабская весна»получили большую огласку в источниках информации. В этой революционной борьбе мусульманские женщины почувствовали необходимость выражения политической активности. Появился шанс свободно заявить о своих интересах. Они прибегали даже к отчаянным действиям,к провокациям в виде забастовок, митингов.

Так в 2011 году,в Египте произошли массовые протесты. На «площади освобождения» под названием Тахрир мусульманки осуществляли помощьи поддержку протестантов. Обеспечивали связь, безопасность. По словам журналистов, контингент женщин был разным. В то время как одни мусульманки носили хиджаб, поклоняясь религиозным устоям, другие могли сделать провокационный жест, например, выкурить сигарету или поцеловать друг друга, тем самым вызвать возмущение общества и власти.[8]Но это не единственное выступление женщин. Несмотря на все запреты, мусульманки присутствовали на исламских войнах. Ценой своей жизни, не боясь насилия и агрессии, женщины поддерживали свой народ в революционных действиях. Протест женщин против Хосни Мубарака, президента Египта, управлявшеговластью около 30 лет, был поддержан и мужчинами. В результате волненийникаких радикальный решений в области равенства полов не было принято,но были другие победы.Мубаракокончательноснял с себя обязанности президента и позже был взят под стражу. Сюзанна Мубарак, жена сверженного президента Египта, дала надежду обессилившим, морально истощенным девушкам на освобождение от гнета власти. Надежда не была оправдана. Для более массовой поддержки своих интересов египетские женщины прибегли и к средстваммассовой информации: интернету, телевидению, газетам. Именно они сыграли важную роль в победе долгой революции. Одним из примеров данного факта являются негативные отзывы о Верховном Совете вооруженных сил, которыевыложила на свою страницу в Facebook и Twitter девушкаАсма Мохфуз, и тем самым собрала единомышленников в сплоченную демонстрацию, состоявшуюся 25 января 2011 против военных убийств. Ее имя войдет в историю страны, как организатора молодежного движения, ведь она, огласив событие самосожжении четырех египтян в протест власти, добилась того,что правительство ее услышало, лидер страны был свергнут. [9]

Еще одна отважная женщина –мусульманка,по профессии врач,Гхада Камаль подверглась нападению солдат в столице Египта. Военные переступили все грани Ислама, сорвав паранджу с женщины. В ответ на это военный совет страны принес официальное извинение египтянке. Но этот жест карающей власти не остановил женщинуи ее соотечественниц. Они с новыми силами вышла на улицу и призвала всех мужчин поддержать еев противостоянии с военным гнетом. Массовый шок и негативное отношение к военной полиции Египта вызвал не менее известный случай с египтянкой, которую раздели до нижнего белья и избили на «площади освобождения». Журналисты видели пленку, на которой запечатлены кадры, где почти каждый солдат оскорбил и унизил хрупкую девушку. Не один мужчина не заступился за почитаемую «драгоценность» восточного мира. Осознание этого убивает всю веру в храбрых сыновей Египта. Поднять руку на женщину непростительно, особенно солдату. В свою очередь власти Египта отрекаются от действий военных, списывают все на панику и агрессию народа. Тут же подняли вопрос о морали, прилично ли женщине находится на военных действиях и восклицать лозунги совместно с мужчинами. Очередныеразмышления совместно с лживыми обещаниями не больше, а извинений девушка так и не дождалась. Хилари Клинтон, министр иностранных дел США, высказалась по поводу гнета египтянок: «Систематическое унижение египетских женщин –позор для государства. Это не подобает великому народу».[10] И я с ней солидарна. Убивает осознание того, что именно в такой странекак Египет, известной богатейшей историей и красивейшими достопримечательностями происходят такие ужасные события.Военное правительство при новом президенте Муххамеде Мурси старается сгладить ситуацию. Они сожалеют по поводу проявления агрессии к женщинамдемонстранткам. Но египтянки не доверяют власти, считая, что это просто тактическое действие для удаления женщин из борьбы. Другая знаменитая представительница, восставшая уже против семейства АлеХалифа, короля Бахрейна, это 20летняя студентка педагогического университета Аят АльКермези. Ее стихи, были направлены против власти страны, и самого эмира Бахрейна. 23 февраля 2011 года девушка на одном из митингов была задержана. Вновь власти подавили голос народа. [11]Мир возмутила и ситуация в Ливии. Представители Кадафи угрожали женщинам оскорблением, если они будут поддерживать мужчин в демонстрациях. Более 235 мусульманок потерпели унижение. Девушек пугали заражением вируса гепатита и СПИДа.[12]Это разрушает облик всего ливийского народа. В итоге можно сказать, что власти большинствавосточных стран применяли в ответ на активные демонстрации

физические методы подавления женщин: насилие, убийство, аресты, пытки, похищения, избиения, унижения. Мусульманки помимо страха за жизни детей, мужей, отцов, также испытывали давление и на себе. Женщины приобретали душевные травмы, наблюдая за насилием над их родственниками.Позор той армии, которая угнетает собственный народ.

Можно бесконечно описывать жестокие случаи,которые скрывает от нас загадочный мир Востока. Я уверенна, что большинство ужасных событий являются непостижимой тайной для западного общества.На фоне осознания того, что происходит в арабском мире, хочется отметить положительныемоменты.Активистки не остались незамеченными. Европарламент наградил премией Сахарова двух женщин: египтянку Асму Махфуз и сирийку Разан Зейтунех.Это означает, что женщинам все же стоит противостоять государственному режиму, они достойны уважительного отношения.

Асма Махфуз основательница молодежного движения, которое стало основным регулятором борьбыв Египте.Ежи Бузек, председатель Европарламента,назвал Асму талисманом перерожденного восточного мира. Египтянка посвятила эту премию «славе мучеников арабской весны» в знак преданности погибшему народу.

Заслуга адвоката Разан Зейтунех, одной из предводительницоппозиционного движения, велика. Ее правозащитная деятельность началась еще в 2005 году путем создания интернет портала, где былиразмещены статьи о нарушении прав сирийцев. Она познакомила весь мир с сирийским режимом, передаврепортажи за рубеж.Разан ранее была отмечена премией имени Анны Политковской за спасение прав людей в зоне вооруженного конфликта. Она рассказала миру о жестком руководстве властей к оппозиционерам.Награда Разан сталаподдержкой всего сирийского народа. Премия Сахарова сподвигла единомышленников журналистки сновыми силами бороться за правовую свободу и справедливость. [13]В свою очередь, стоит отметить еще одну арабскую женщину. Нобелевский комитетв 2011 году присудил премию «За ненасильственную борьбу за права и безопасность женщин и участие в миротворческом процессе» мусульманкеТаваккуль Карман, родом изЙемена.Таваккульявляется основателем движения«Женщины журналисты без цепей», она также занимается журналистской деятельностью, выступает против подавлениявластяминарода. Йеменцы прозвали ее за это «мать революции». Карман была организатором студенческих велопробегов и автопробегов в Сане, столице Йемена. Участники этих мероприятий совместно с народными демонстрантами стали главной протестующей силой против правительства.[14]В итоге «арабской весны»не удалось добиться больших успехов. Только немногие народные движения смогли свергнуть несправедливые режим власти и само правительство. Так в Тунисенарод получилбольше свободы вполитическихи гражданских правах. В то время как в Бахрейне, Кувейте, Ливане, Саудовской Аравии, Сирии, ОАЭ, Йемене гражданские права сократились. В остальных же странах Ближнего Востока правовых изменений не произошло, только появились новые жертвыи разрушения.Согласно официальному расследованию вЕгипте погибло около 900 человек, но египтяне утверждают о тысячах. В Ливии 50 тысяч человек убито, более 200 тысяч ранено, в Сирии погибших насчитывается 7 тысяч.Впечатляющие потери.«Арабская весна» дала все же некоторое равное право женщин с мужчинами: право на смерть. [15] Главное преимуществоженщинзаключается в том, что онизаявили о своей политической силе. Это первый небольшой шаг на пути к достижению правовой независимости. Вера объединяет всех женщин арабского мира. Именно она вдохновляет не стоять на месте, а двигаться вперед, бороться за долгожданные права. Сегодня большинство женщин являются выпускницами высших учебных заведений, интересуютсяполитикой и общественными отношениями. Девушки тянутся к знаниям, пытаются стать самостоятельными единицами социума. Механизм запущен, и сомнительно то, что властивсетаки смогутостановить серьезные намерения мусульманок. Мы живем в свободном обществе, и даже не представляем, какие жестокие меры может применить «демократическое» правительство, чтобы погасить голос народа. В голове не укладывается. Это настоящая война, геноцид. Потребуется еще много времени, чтобы общество изменило отношение к статусуженщины, но я надеюсь, что мусульманки добьются независимого правового положения самыми демократичными мерами, ведь они все заслуживают счастливое будущее.

Ссылки на источники:[1]Коран[2]У. Монтгомери Уотт «Влияние ислама на средневековую Европу» 1972г.[3]Д. Экспозито«Ислам. Почему мусульмане такие» 2011 г.[4]Шайдуллина Л.И.«Арабская женщина и современность» 2007г.[5]Доклад независимого эксперта для проведения исследования Организации Объединенных Наций по вопросу о насилии в отношении детей URL: http://www.unicef.org/violencestudy/reports/SG_violencestudy_ru.pdf

[Дата обращения: 19.02.2013]

[6]ВагабовМ.Н. «Ислам и семья» 2008г. [7]Девушки могут сохранить прогресс в Саудовской Аравии URL: http://www.ntv.de/panorama/FortschrittinSaudiArabienarticle875671.html

[Дата обращения: 19.02.2013]

[8]Военное правительство Египта вызвало гнев женщин URL: http://forum.gender.ru/node/7407[Дата обращения: 19.02.2013]

[9]В Египте блоггера арестовали за критику военного правительства –URL: http://lenta.com.ua/927076.html[Дата обращения: 19.02.2013]

[10]Военное правительство Египта вызвало гнев женщин –URL: http://www.epochtimes.ru/content/view/56236/34/[Дата обращения: 19.02.2013]

[11]Женщины и исламское пробуждение на Ближнем Востоке URL: http://azzahra.ru/news/zhenshhiny_i_islamskoe_probuzhdenie_na_blizhnem_vostoke/20110713543[Дата обращения: 19.02.2013]

[12]Женщины и исламское пробуждение на Ближнем Востоке URL:http://russian.irib.ir/radioislam/20100831123340/20100113150315/item/[Дата обращения: 19.02.2013]

[13]Арабская весна выигрывает премии Сахарова

URL: http://www.europarl.europa.eu/news/en/headlines/content/20111014FCS29297/4/html/TheArabSpringwinsSakharovPrize2011[Дата обращения: 19.02.2013]

[14]Нобелевская премия мира

2011. Тавакуль Карман. URL: http://www.nobeliat.ru/laureat.php?id=853[Дата обращения: 19.02.2013]

[15]Последствия Арабской весны –URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_весна[Дата обращения: 19.02.2013]

Ankushina Galina AndreevnaUral State Pedagogical University, student laws faculty, Yekaterinburg email: ankush63@mail.ruThe women’s rights in the countries of the Arabian world: the past, the present, but is there the future?

Abstract:This article focuses on the question of women’s legal status in the Arabian world. The author pays attention to the countries of Northern Africa and some countries of the Middle East. The purpose of the article is the comparativehistorical analysis of legal status of Arabian women in society. The author emphasizes the problem of adaptation Muslim society which is empowered by conservative ideas and stereotypes to a new perception of Muslim women without allocation of gender roles. There are some examples in this article concerning humiliation and violence of the women in the Arabian world. The author makes the following conclusion: if the state doesn’t take any measures for improvement of the legislation the position of Muslim women will remain invariable without hope for free legal future. Keywords:the Arabian world, women’s right, «Arabian spring», social movement, rights and freedom.