Исследование феномена экономических границ механизмов реализации экономических интересов с целью улучшения их работы в современном обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панюшкина Е. В. Исследование феномена экономических границ механизмов реализации экономических интересов с целью улучшения их работы в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 631–635. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53128.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются границы внерыночного и рыночного механизмов реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов. Дана интерпретация феномена «экономическая граница». Показана актуальность исследования обозначенной проблемы для российской экономики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панюшкина Елена ВладимировнаСтарший преподаватель кафедры «Экономика», Омский государственныйуниверситет путей сообщения, город Омскemailpaniushkina@mail.ruНазвание статьи: Исследование феномена экономических границ механизмов реализации экономических интересов с целью улучшения их работы в современном обществеАннотация: в статье рассматриваются границы внерыночного и рыночного механизмов реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов. Дана интерпретация феномена «экономическая граница». Показана актуальность исследования обозначенной проблемы для российской экономики.Ключевые слова: хозяйственный механизм, экономическая граница, границы влияния на мотивы деятельности внерыночного и рыночного механизмов, инструменты механизмов реализации экономических интересов.

Экономика XXIвека, согласно Л. И. Абалкину, представляет собой совокупность «принципиально новых технологий, базирующихся на освоении многоканальной системы информации»[1].

Открытость границ превращает ее в быстрорастущую экономику, когда экономические проблемы приходится решать не последовательно, а одномоментно, при этом адекватно и оперативно реагируя на внутренние и внешние вызовы. В этой ситуации возрастает потребность в эффективной работе как рыночных, так и внерыночных механизмов реализации экономических интересов. Таким образом, динамика обновления социального состава носителей экономических интересов, а также обновление их содержания требует соблюдения соответствующего темпа формирования эффективно работающего хозяйственного механизма, включающего рыночные и внерыночные механизмы, обеспечивающего функционирование экономики в целом.Интересы, выраженные в целях экономической деятельности хозяйствующего субъекта, могут искать возможность реализации как внутри какоголибоэкономического механизма, так и вне его. Следовательно,устойчивость системелюбогомеханизма посредством аккумулирования в нем разнообразных экономическихинтересов обеспечивается его эффективностью.На наш взгляд, существует прямая зависимость между системностью экономического механизма, его эффективностью и границами его возможностей. Чем прозрачнее взаимосвязи, присущие данному механизму, тем проще выстраивается система взаимоотношений хозяйствующих субъектов, тем ярче видны границы возможностей экономического механизма, в рамках которого реализуются определенные экономические интересы, и пути повышения его эффективности. Для сравнения рассмотрим границы влияния внерыночного и рыночного механизмов на экономические интересы и мотивы поведения людей, так как полагаем, чтоэто одна из сфер исследований современной экономической науки. Так, к примеру, А. Некипелов в своих исследованиях искал ответ на вопрос: «может ли существовать иной, нерыночный механизм согласования индивидуальных интересов?» [2]. Полученные в этой области знания позволят, согласно нашим убеждениям, определить позиции или «точки роста», а также коридорвзаимодействия рыночных и внерыночных механизмов с учетом предпочтений и интересов хозяйствующих субъектов.Трудность решения данной задачи заключается в том, что «движение от неравновесного рынка к равновесному сопровождается реализацией интересов одних участников рынка и барьером в реализации других» [2].К тому же предпочтения хозяйствующими субъектамитого или иного механизма влекут за собой ответственность государственных и негосударственных структур: нельзя за счет собственной неэффективности применять административные меры конфискации на чужой территории (отнять и поделить).Аналогичную точку зрения высказывал В. Жигайло, предполагавший наличиеграниц ответственности участников механизма государственночастного партнерства[3].

Возникает важный вопрос: что подразумевается под экономической границейвлияния тех или иных механизмов на мотивы деятельности хозяйствующих субъектов?Под экономической границеймы понимаем предельность возможностей изменения хозяйствующими субъектами за счёт собственных ресурсов сложившейся практики в законодательныхрамках действующего экономического механизма. Экономическая граница существенно ограничивает экономическую власть хозяйствующего субъекта там, где она четко «прочерчена» нормотворчеством. Она позволяет экономическим агентам использовать свободу выбора при принятии решений в определенном правовом «коридоре», что объясняет стремление любого хозяйствующего субъекта расширить рамочные возможности экономической деятельности.Итак, границами влияния на экономические интересы и выбор вариантов их реализации хозяйствующими субъектами в системе внерыночного механизмаможно определить следующие.Поскольку частная собственность –основа формирования частных интересов, то полагаем, что государство, воздействуя на интересы, не должно разрушать фундамент рыночной экономики –частную собственность, не переступать этой границы, если не нарушаются принятые обществом законы. Напротив, государство должно гарантировать права собственности, а тем самым и реализацию интересов хозяйствующих субъектов. Согласно М. Дмитриеву, «недостаточная защищенность прав собственности повышает риски для участников экономической деятельности и ограничивает возможности их позитивного отклика на реформы, направленные на изменение рыночных институтов» [4]. Частная собственность предполагает спецификацию прав на ее использование и выражается через характеристики самой собственности. Эти права исключают доступ всех остальных частных субъектов к объекту собственности, они могут быть свободно переданы другому лицу, а доход, ими обусловленный, не может быть ограничен или изъят в соответствии с какимлибо законом или административным правом. Поэтому чрезмерное налогообложение и установленные государством ограничения на передачу имущества могут рассматриваться хозяйствующими субъектами как нарушения частных прав собственности и частных интересов. Вторая граница влияния государства на мотивы поведения людей –это общепринятые и узаконенные обществом «правила игры» в экономике.Согласно Хайеку, «государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определенного типа, предоставив индивидам свободу во всем, что связано с обстоятельствами места и времени, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды могли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы влиять» [5].Считаем, что произвольное нарушение правил государством грозит усилением неопределенности и рискованности бизнеса, торможением его развития. Третьей границей является конкурентная среда. Государство не только не должно ослаблять или подрывать рыночную конкуренцию, но, напротив, оно должно сохранять и развивать добросовестную конкуренцию, борясь с недобросовестной. Следовательно, в обществе, где индивиды конкурируют за использование редких ресурсов, должны существовать определенные правила или критерии такой конкуренции, побуждающие искать лучшие технологические решения и направленные на разрешение возникающих конфликтов интересов.Четвертая граница–распределительная справедливость. Справедливость, заложенная в механизмах реализации экономических интересов, оказывает влияние на распределение соответствующих выгод между индивидами с учетом их усилий, альтернативных затрат и затрат ресурсов. При этом влияние на распределение выгод в общем случае означает влияние и на их производство. Важными инструментами в этом деле выступают налоги и субсидии. Если налоги для бедных тяжелы, а для богатых легки, то распределительная справедливость нарушается, усиливается социальная конфликтность. Незначительные изменения, а порой и нежелание представителей власти предпринимать какиелибо действия усугубляют сформировавшуюся в обществе социальную несправедливость. Так, например, в Государственной думе и Совете Федерации РФ 2010 г. заседали двенадцать миллиардеров, общее состояние которых превышает 40 млрд. долларов. Они не мотивированы на защиту общественных интересов в части повышения ставки налога с доходов богатых людей, так как платят самые низкие налоги в мире (13%). Для сравнения: во Франции богатые платят 57%, в Дании –61%, в Италии –66%[6].При определении границ влияния и возможностей внерыночного механизма следует учитывать тот факт, что государство само является носителем определенных экономических интересов. Став участником рынка, оно уже не может являться гарантом реализации исключительно общественных интересов изза своего особенного положения в экономическом пространстве [7]. Попадая в сферу других интересов, интерес государства вступает в конфликт с множеством встречных интересов различных субъектов. Соответственно вопрос о противоречиях частных и общественных интересов и в настоящее время остается актуальным. С одной стороны, государство должно обеспечить свободу частному предпринимательству, частные основы хозяйствования, частные права на собственность и доход, не переходить обозначенные выше границы. С другой стороны, государству необходимо реализовать общественный интерес, обеспечить население определенным объемом общественных благ, следовательно, изымать часть доходов частного бизнеса и граждан, наступая на частные, индивидуальныеинтересы во имя общественных интересов –развития образования, науки, здравоохранения, обороны и т. д. Вопрос лишь в том, насколько правильно определен объем необходимых общественных благ. Например, избыточные расходы на государственный аппарат, на силовые органы, государственный сектор экономики способны привести к росту налогов и невыгодности различных видов частной экономики. Это отличает современное развитие российской экономики. В то же время и частный бизнес способен к расточительному использованию ресурсов, негативному влиянию на природу, эксплуатации труда, «разорительному» ценообразованию в борьбе с конкурентами, монопольным сговорам на рынках и т. д. Такого рода явления так же существуют в российском обществе, но государство не должно их допускать. Это его важная функция. Только при таких условиях, при таком механизме управления экономическими интересами с целью их реализации возможно достижение баланса частных и общественных интересов, а вместе с тем и развития экономики. При этом, конечно, оченьважно учитывать характер самого государства –является ли оно демократическим и стремится к удовлетворению интересов всех слоев общества или находится под сильным влиянием отдельных групп общества и реализует в первую очередь их интересы, остальные –как второстепенные. Ситуацию в России характеризуют результаты различных социологических опросов, определяющие второстепенность большинства общественных интересов. К примеру, при опросе по факту повышения тарифов на жилищнокоммунальные услуги и транспорт, в условиях, когда государство получает высокие доходы от экспорта нефти и газа максимальное процентное соотношение в 2008 г. респондентыпоказали следующие ответы: 14 процентов считали, что государство не умеет эффективно распорядиться высокими доходами, 23 процента считали это следствием произвола компаниймонополистов, 32 процента были уверены, что эти доходы разворовываются чиновниками и близкими к власти олигархами [8]. Мало что изменилась в российской экономике пять лет спустя. Убежденность людей в безнаказанности произвола компаниймонополистов и чиновников, отвечающих за данные направления деятельности, характеризует проблему самого общества, уровень его цивилизованности. Следовательно, применяя противовесы, правительство обязано формировать необходимую институциональную среду для функционирования механизма «рыночной саморегуляции» экономики, то есть оказывать содействие альтернативному механизму. Существует множество подходов, определяющих рыночный механизм как саморегулирующуюся систему. Основополагающим является традиционный классический подход, с позиции которого рынок способствует каждому из субъектов осуществлять координацию своих действий с учетом двусторонней связи интересов и соблюдением принципов взаимной экономической выгоды. Об этом упоминал еще Смит, обращавший внимание на то, что «интересы часто могут сталкиваться, и тогда они сами ищут выход из положения. Не нужно им мешать» [9].Имеющиеся в арсенале рыночного механизма такие индикаторы, как рынок ценных бумаг, смена неэффективного собственника эффективным, состояние мировых рынков значительно повышают его отдачу. При этом многие исследователи признают, что функционирование рыночного механизма не идеально, дает сбой и не всегда может противостоять вызовам. При описании таких ситуаций часто прибегают к терминам «несостоятельность» или «провалы» рыночного механизма реализации экономических интересов, когда его отлаженной работемешаютграницы, законодательно созданные ограничения или барьеры, возведенные экономической практикой.Вновь возникает вопрос: что ограничивает рыночный механизм при реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов?На наш взгляд, рынок имеет свои пределы, так как является экономическим феноменом, возникшим в результате хозяйственной деятельности общества. Разделяем в этом позицию Ч. Хэнди, считающего, что рынок имеет свои непредвиденные последствия изза того, что он представляет собой лишьмеханизм, а не философию[10].Рыночные законы не действуют там, где результат не имеет выгоды, то есть денежного выражения, где предложение ограничено или действует жесткая распределительная система. Одним из фактором, вызывающим сбои в работе рыночного механизма реализации экономических интересов, на наш взгляд, является высокая результативность лоббирования интересов бизнесгрупп, что повышает уязвимость других хозяйствующих субъектов перед лицом заинтересованных групп. С точки зрения М. В Курбатовой и С. Н. Левина,«реальная модель отношений власти и бизнеса характеризуется тем, что сформировались три относительно обособленные зоны их взаимодействия: белая, черная и серая. «Белая зона» основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении к выполнению данных правил. «Черная» и «серая» зоны, напротив, предполагают создание преференциальных режимов для предпринимателей, и избирательное применение санкций со стороны государства»[11].Применяемые технологии лоббирования существенно ограничивают легальные экономические процессы, мотивируют оппортунистическое поведение экономических субъектов, создавая условия для захвата экономической власти, недобросовестной конкуренции, ущемления частных и общественных интересов. Снизить данные барьеры позволит система антилобби, представляющая собой совокупность инструментов, сдерживающих давление.Следующим ограничением рынка, на наш взгляд, является низкая степень доверия обществак деятельности бизнессообщества, неприятие факта, что оно заинтересовано в улучшении качества жизни всех социальных слоев. Кратный разрыв в доходах не укрепляет уверенности россиян, что мы –единый народ и каждый достоин лучшей жизни. Неуважение обществом предпринимательского труда вызывает нежелание у бизнеса нести социальную субсидиарную ответственность и участвовать в улучшении экономической политики [12].Рынок не способен выразить и скоординировать ту часть индивидуальных предпочтений, которая определяетуровень состояния социума, в этом он ограничен. Люди озабочены качеством образования и доступностью здравоохранения. Им необходимо иметь развитую инфраструктуру, сохранять культурные традиции, иметь зоны отдыха и исторические места. Если они чувствуют угрозу давления со стороны бизнеса, то за защитой они обращаются к государству. Очередным барьером для развития рынка является степень его открытости с целью усиления конкуренции. Сужая конкурентную основу и поощряя монополистический интерес, рыночный механизм имеет низкую способность обеспечивать постоянный экономический рост, то есть его возможности ограничены.Рынок, на наш взгляд, пределен в человеческих возможностях хозяйствующего субъекта, его умении организовывать предпринимательскую деятельность, определяющуюся стремлением к максимизации дохода. Бизнес –это очень сложный вид деятельности, далеко не каждый может им заниматься успешно и длительно во времени. Поэтому границей рыночного ресурса, с нашей точки зрения, выступает дефицит предпринимательского таланта или интеллектуальных способностей хозяйствующего субъекта. И не только самого хозяйствующего субъекта. Рынок не имеет явно выраженного стремления к повышению качества рабочей силы, максимально минимизирует затраты на обучение и повышение квалификации. Наличие на российском рынке труда гастарбайтерства является неоспоримым фактом. Граница рыночного механизма видна при обеспечении требуемого качества инвестиционного климата. Когда условия ведения бизнесакомфортные, созданы естественные условия делового климата, тогда капиталактивно притекает и вкладывается в прибыльные сферы деятельности. Если экономическая обстановка нестабильна, то капитал спасает свой бизнес, покидая национальную экономику, не задумывается об общественных интересах. Определенные сложности рынок испытывает при выборе единого экономического курса общественного развития изза постоянного конфликта интересов, ему трудно обеспечивать стабильность уровня цен. Существует предел возможностей рынка в сферах, связанных с сохранением окружающей среды и здравоохранением, самосохранением государства. Вызывают сбои в работе рыночного механизма и приводят к сужению границ его возможностей неэффективно действующие институты государственного регулирования. К примеру, не получая от государства ожидаемой инфраструктурной поддержки и требуемого уровня безопасности, экономические субъекты часто ставят под угрозу реализацию общественных интересов в поисках решения обозначенных проблем за счет рынка криминальнобюрократических услуг. Однако в данном случае, создавая условия дляпредоставления таких услуг, предполагающих «политическую ренту» в обмен на поддержку нерыночных методов конкуренции, государство как политический институт ослабляет свои позиции. В структуре хозяйственного механизма начинает формироваться посреднические инструменты криминальнокоррупционного регулирования, которые активно содействуют реализации групповых интересов, деформируя экономические процессы, направленные на реализацию общественных интересов.Таким образом, если созданная в экономике институциональная среда исключает возможность эффективной работы рыночного механизма, создавая различного рода препятствия, то такую работу и не следует ожидать. Но опасность возведения границ состоит еще и в том, что в такой ситуации начинает работать синергетический эффект с далеко идущими последствиями: чем меньше по своему количеству обеспеченная часть общества, тем слабее общественные институты и меньше шансов на эффективную работу власти, так как, по Корнаи, «государственная собственность постоянно воспроизводит бюрократию» [13]. Определяя границы возможностей рыночного механизма, мы считаем, что данный перечень не является исчерпывающим. При этом нет уверенности и в том, что государство обязано заполнять провалы рынка или наоборот. Однако лучшее предметное понимание экономических границ механизмов реализации экономических интересов позволит, на наш взгляд, предпринять ряд мер для расширения предпринимательской инициативы путем использования инструментов экономической координации, уравновешивающей интересы бизнеса и общества. Полагаем, что любой сбой в работе хозяйственного механизма указывает на нарушение обозначенных границ и выявляет новые сферы конфликтов интересов хозяйствующих субъектов или интересов новых игроков в «зонах провала». Итак, вопервых, экономические границы подвижны и они бывают явными и неявными. Явные границы определены в сфере легальной экономики рамками действующего законодательства, нелегальные –возводятся в качестве барьеров изза несовершенного нормотворчества. Об этом в свое время писали К. Маркс и Ф. Энгельс, отмечая иллюзорность «частной воли»собственника при распоряжении собственным капиталом на практике. Они ссылались на «очень определенные экономические границы для частного собственника», создающие возможность перехода собственности в другие руки[14].

Вовторых, границы позволяют создать соответствующий инструментарий и отвечающие ему организационные формы для реализации экономических интересов определенных групп. К примеру, в истории приватизационной компании российской экономики был создан инструмент залоговых аукционов, позволивших группе лиц получить большую долю национального богатства страны. Или другой пример, когда применяя различные инструменты в сфере материнского капитала, хозяйствующий субъект может добиться своих целей за счет возможностей другого механизма. Осознавая, что материнский капитал гарантированно обеспечивается государственным механизмом, рыночный механизм предлагает альтернативные варианты услуг под будущие выплаты данного капитала.Втретьих, по охвату сфер экономической деятельности границы бывают ярко выраженными и размытыми. В тех сферах деятельности, где существуют размытые границы, зарождается теневая деятельность или серая экономика, предоставляющая хозяйствующему субъекту возможность максимизировать свои выгоды с минимальным риском наказания. В этом секторе сделки, сопровождающие экономические процессы, совершаются под девизом: «Категорически не запрещено, значит разрешено». Очень часто именно в данной области начинают формироваться новые правила взаимодействия хозяйствующих субъектов и апробируются новые инструменты экономических институтов. Появляются новые экономические интересы, возникающие на границе рынка. Возникает экономическая ситуация, когда ни рынок, ни государство не проявляют или не могут проявить заинтересованности в реализации интересов экономических агентов. Так, к примеру, появилась новая организационная форма –саморегулируемая организация, которая в своей деятельности начала разрабатывать различные инструменты взаимодействия для реализации интересов самоорганизующихся субъектов (лицензирование участников определенного рынка, создание компенсационных фондов, страхование и т. д.).Важно заметить, что если в сфере теневой деятельности создается инструмент, позволяющий находить варианты реализации как общественным, так и частным интересам, то данный инструмент проходит процедуру легализации (легитимности) и законодательно оформляется, получая тем самым границы своих возможностей. Следовательно, задача государства состоит в том,чтобы четко оформить границы применяемых экономических инструментов в правовом поле для совершенствования институтов и укрепления системности хозяйственного механизма, а также прав и обязанностей экономических агентов. Решение этой задачи, согласно нашимубеждениям, позволит находить варианты или создать систему управления определенными экономическими интересами. Полагаем, что если границы механизма определены с учетом максимально возможных вариантов для всех участников общественного воспроизводства, то в работе механизма появляется системность, приводящая к более эффективной экономической политике. Такой механизм называют универсальным, так как в сфере его деятельности может установиться «идеальное» равновесие благодаря возможности реализации множественных экономических интересов.Однако равновесие в экономике чрезвычайно динамично и неустойчиво изза постоянного стремления хозяйствующих субъектов к получению выгоды. Как только в законодательном порядке принимают решение о внесении изменений в действующий инструментарий экономических механизмов, равновесие тех или иных интересов, как следствие, отклоняется от идеального уровня. Границы расширяются или сужаются. Вновь начинается поиск вариантов согласования интересов в рамках обозначенного диапазона. Чем больше амплитуда границ, их размытость, тем сложнее сохранять системность в работе экономического механизма. Возникают барьеры в ранее протекавших без сбоев экономических процессах, проблемнее

реализуются экономические интересы. Все это приводит к неэффективной экономической политике, к ослаблению хозяйственного механизма в целом.Ссылки на источники:1.Абалкин Л. И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. –2006. –№ 12. –С. 419.2.Некипелов А. Становление и функционирование экономических институтов: от «робинзонады» до рыночной экономики, основанной на индивидуальном производстве. –М.: Экономистъ, 2006. –С.269.3.ЖигайлоВ. В. Механизмы взаимодействия государства и частного сектора экономики // Экономические науки. –2011. –№ 2 (75). –С. 59.4.Дмитриев М. Перспективы экономических реформ в России // Вопросы экономики. –2005. –№ 11. –С. 10.5.Хайек Ф. А. Дорога к рабству:Пер. с англ. / Предисл. Н. Я. Петракова. –М.: Экономика, 1992. –С. 63.6.Попова Н. Конфискация inrem: свет в конце туннеля? // Аргументы недели. –2010. 2 декабря.7.Российская модернизация. Экономические беседы / Под ред. С. С. Сулакшина –М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. –С. 15.8.URL: http://www.levada.ru/press/2008020803.html9.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 5. –М.: Соцэкгиз, 1962. –С.276.10.ХэндиЧ. Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном мире. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / Ч. Хэнди; под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 169.11.Курбатова М. В., Левин С. Н. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. –2005. –№ 10. –С. 119. 12.Панюшкина Е. В. Экономические интересы бизнеса и его социальная ответственность // Исторические аспекты развития российского предпринимательства: коллективная монография / под ред. О. А. Никифорова, И. И. Кротта. –Омск: Амфора, 2012. Ч. 2. –214 с. –С.179.13.Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990. С. 34.14.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2е изд. Т.3. М.: Гос. издво полит. лит., 1955, С. 64.

Paniushkina Elena VladimirovnaSenior teacher of «Economy»,Omsk State Transport University, Omskemailpaniushkina@mail.ruArticle:The studyof the phenomenon ofeconomic bordersmechanisms forimplementationof economic interestsin order toimprove their workin today'ssociety.Abstract: This article examines the boundaries of market and nonmarket mechanisms for implementation of the economic interests of businesses. The interpretation of the phenomenon of «economic border». The urgency of the study indicated a problem for the Russian economy.Keywords: economic mechanism economic border, the border effect on the motives of the nonmarket and market mechanisms, toolsof the mechanisms of implementation of economic interests.