Реализация инновационной стратегии предприятия на основе анализа общих вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева Н. В., Павленко И. М. Реализация инновационной стратегии предприятия на основе анализа общих вопросов, связанных с конкурентоспособностью продукции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 701–705. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53142.htm.
Аннотация. Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации, является важнейшим фактором, определяющим условия выбора конкурентного пути развития организации и особенности процесса ее реализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павленко Ирина Михайловнапреподаватель, НОУ ВПО «СевероКавказский гуманитарнотехнический институт» в г. Невинномысске, г. Невинномысскpavirina05@mail.ru

Соловьёва Наталья Владимировна старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, декан факультета экономики и управления, НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысскsoloviovanv@rambler.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБЩИХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ

Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации, является важнейшим фактором, определяющим условия выбора конкурентного пути развития организации и особенности процесса ее реализации.

Стратегия, инновация, потенциал, конкурентоспособность

В условиях научнотехнической революции эффективность и конкурентоспособность проектируемой и производимой продукции приобрели двоякий смысл: вопервых –показатель талантливости и профессионализма создателей, вовторых комплексный показатель научнотехнического уровня развития страны.Инновационная деятельность весьма разнообразна по формам и техническому содержанию. Планируемые разработки и реализация производственнотехнических и экономических проектов связаны не просто с уточнения форм, а представляют собой попытку формирования новой модели с ее новыми техническими характеристиками.Современные исследователи постоянно анализируют всевозможные разработки как удачные, так и неудачные. При этом признание той или иной работы зависит, прежде всего, от качества нового продукта, и как следствие от применяемых во время ее создания инноваций (информационных технологий, компьютерных сетей, САПР, нанотехнологий и др.). Таким образом, именно использование инновационных технологий, средств и методов(т.е. инноваций) дает возможность качественной разработки и создания новых изделий. И это отправная точка любого инновационного процесса.Уровень инновационного потенциала компаний, т.е. его возможности в достижении поставленных инновационных целей, формирует эффективную систему инновационного процесса. Правильно поставленные инновационные цели, а также их реализация, выступают как средство получения прибыли, повышения конкурентоспособности и решения проблем выживания. Соответственно, чем выше уровень инновационного потенциала компании, тем успешнее оно избегает возможных кризисных ситуаций.Прослеживается тесная связь между инновационной стратегией и основными принципами бизнесуправления. На первое место становятся личные качества руководителя компании: предвидение, мужество и реализм, предпринимательский подход, воображение, инициативность и рациональность. Важное условие управления в сложных системах –способность определения приоритетов. На плечах менеджеров высшего звена лежит ответственность за инновационную стратегию, которая определяет выживание и процветание компании. Задачами высшего руководства в этой связи состоят в том, чтобы наиболее эффективно поддерживать функционирование компании посредством управленческого потенциала, «заточенного» для выполнения конкретных задач, систематически просматривать свои внутренние «запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.Компилируя взаимосвязи и перспективы развития компании, успешная стратегия должна отражать основные причины возможных проблем, которые возникают в процессе взаимодействия на бизнесокружения и внутренней среды компании, а так же изыскивает ресурс для реализации необходимых изменений. Тогда, инновационная стратегия –это процесс принятия решений в разрезе планирования и реализации инновационных мероприятий.Любую стратегию, и инновационную в том числе, определяют внутренние и внешние факторы. В нашем случае, к внутренним факторам отнесем технический уровень и темпы обновления продукции; темпы обновления технологии; рыночная стратегия; организация производства; степень использования капитала; степень использования трудовых ресурсов, а к внешним параметры социальноэкономической среды, находящиеся вне сферы влияния компании (уровень конкурентоспособности других предприятий; государственная политика и др.).Существуют следующие основные классификации инновационных стратегий, которые определяются на основании критериев типов предприятий по их готовности к инновациям:1. Институциональные и центральные (обозначающие реализацию плановых внедрений на отраслевом уровне ускоряющих систему стратегического инновационного процесса, повышая уровень экономической эффективности и улучшая уровень хозяйственного развития производства в целом на уровне предприятия и на государственном уровне, в том числе).2. По предметному содержанию на уровне предприятий различают стратегии в области исследований и разработок, продуктовой структуры, рынка, финансов, организации и т.п., являющиеся составными частями долгосрочной инновационной стратегии.3. По менеджерскому поведению: традиционная, малозатратная, имитационная, оборонительная, зависимая, наступательная. Понимая перспективу хозяйствования, структуру систем и происходящих процессов инновационного развития, необходимо своевременно реагировать на процесс всеобщего движения элементов прошлых стратегий, которые возможно уже устарели. Оглядываясь на существующие результаты, нельзя останавливаться и пользоваться решениями прошлых лет. Необходимо вводить изменения сокращающие или расширяющие спектр охваченности процесса, не забывая о поэтапном их внедрении и реализации. Продуманная деятельность во внедрении нового –важнейший рычаг к достижению желаемого результата.В момент развития предприятие не может вести наступательную стратегию, таккак его готовность не позволяет достичь ожидаемого результата, а возможности коллектива и руководства в разрезе их профессиональных качеств и творческих способностей недостаточны для наступления и могут быть лишь применимы к стратегии традиционной.Инновационные стратегии можно объединить в три основные группы, характеризующиеся результативностью и временным отрезком достижения более высокого технологического уровня.Следуя всем правилам разработки изобретения и завершая процесс внедрением продукта на рынке производство целенаправленно достигает оптимальной величины оборота, при условии стабильной внешней среды. Достигнутый уровень стратегического развития производство сохраняет очень долго, при условии если не наступит неизбежный спад в случае морального устаревания технологии.Пассивность инновационных внедрений не изменит рост уровня, а лишь сохранит достигнутую величину оборота. Не требуя серьезных изменений в ресурсах и технологиях, не приведёт к коренным изменениям во всех характеристиках производства, а лишь вызовет определенный рост усилий направленных на увеличение производительности труда.Если отойти от пассивности во внедрении максимального технологического уровня, процесс будет сопровождаться существенным повышением технологического уровня и за которой последуют очередные инновации, содержащие значительные дополнительные затраты умственного труда. Порождённые изменением инновации будут стимулировать быстрые перемены это быстро повышающийся технологический уровень, который приведёт к быстрому росту производительности труда.Непрерывное развитие и совершенствование продуктов и технологий приводит к технологической результативности. Данному процессу можно дать название наступательной инновационной стратегии, которая эффективна в продолжительном периоде, за счёт чего требуются новые более значительные вложения и тогда, уровень сопутствующих технологий, разработанных на ее основе можно рассматривать как высший тип технологии. Дополнительные затраты наступательной стратегии, направленные на разработку технологий высшего типа, в конечном счете реализуются в повышении среднего уровня технологического развития страны.Инновационная стратегия предполагает поэтапное прохождение, которое показано на рисунке 1.

Рисунок 1 Этапы прохождения инновационной стратегии

Можно отметить, что симбиоз всех выше перечисленных стратегий, при их успешном внедрении, является основой для выпуска конкурентоспособной продукции. За основные критерии которой, в нашем случае примем: снижение затрат на производство единицы продукции; уникальность, т.е. необходимость и незаменимость продукта в данный момент времени; качество продукта.Представленные инновационные базовые стратегии (нормальная, наступательная и т.д.), напрямую несвязанные с размерами предприятий(организаций, учреждении, фирм и т.д.) можно представить в виде следующей схемы (рисунок 2).Неотъемлемой частью процесса создания общей стратегии предприятия является анализ основных вопросов, связанных с конкурентоспособностью инновационной продукции. Приступая к оценке конкурентоспособности инноваций необходимо определиться со значением общественного уровня конкуренции в отрасли, где планируется её реализация.

Рисунок 2 –Модель базовой инновационной стратегии конкуренции

Степень инновационного потенциала компании строиться на приобретенном опыте, условий функционирования подразделений НИОКР, уровня производства, маркетинга, а так же на управленческом опыте, усвоение которого является решающим фактором. Разработка базовых инновационных стратегий требует проведения значительного объёма фундаментальных и прикладных исследований и в совокупе должна быть обеспечена достаточными финансовыми вложениями, которые необходимы для реализации той или иной стратегии инновационного развития и во многом зависят от масштаба внедряемой технологии. Модель которую можно предложить как базу для определения этапов формирования затрат связанных с разработкой новых конкурентных технологий можно представить в следующем виде (рисунок 3).

Рисунок 3 –Модель этапов осуществления инновационного развития продукта

Представленный рисунок характеризует структуру поэтапного развития инновационного процесса и суть его заключается в основном в решении организационных задач, организационнотехнологических и коммуникационноЭтапы модели формирования затрат инновационной стратегииМониторинг, генерация и развитие инновационных научнотехнических знаний и возможностей

Создание опытного образца, исследование и обеспечение промышленного производства

Выход инновации на промышленный рынок

Внедрение продукта на рынок, формирование предложения и регулирование спроса

Базовые инновационные стратегии конкуренцииСнижение себестоимости и доведение цены продукции до доступного уровня любых слоев населенияУсовершенствование имеющейся модели, доведение ее основных характеристик до высококачественного состоянияОпережение конкурентов за счет своевременного мониторинга процессов производства, как основы мобильной системы управленияУникальность продукции, необходимость инезаменимость продукта в данныймомент времениКомплексное обслуживание сегментов рынкаКлючевые конкурентные преимущества при успешном внедрении систем инновационных стратегийуправленческих, действий как основы для достижения долгосрочного результата и необходимого уровня жизнеспособности нововведения.Способность экспериментировать, анализировать, делать выводы и принимать решения характеризует творческое мышление, способное гибко менять свое поведение расширяя возможности для творчества. Творческий подход позволяет освободится от страха принимать рискованные решения, результаты могут быть как положительными так и отрицательными, но в этой ситуации фирма примет их как информацию для принятия более обдуманного, проработанного дальнейшего действия. Таким образом, от положительного развития организационного сознания персонала зависит уровень внедрения инноваций в организации. Вследствие необходимости планирования контроля за выполнением инновационного проекта в функции компании необходимо включение системы управления инновационной деятельности.Применение специальных требований к управлению инновационной деятельностью определяет наличие следующих ее особенностей:дуализм инновационной деятельности: носит характер производственного и информационного процессов;жизненный цикл инновационного продукта достаточно продолжителен;вычисление КПД усложнено;уникальность продукта инновационной деятельности;неуверенность в успехе НИОКР;первично не точные исчисления реального объема необходимых затрат;творческий подход к решению поставленных задач;противовес технического мышления и экономических требований.На основании специальных требований к управлению инновационной деятельностью, определяются следующие специфические задачи: содействие инновационным программам; оценка предлагаемых проектов с точки зрения рыночной привлекательности, затрат и экономичности; планирование и контроль бюджета инновационного проекта по видам и носителям затрат; контроль сроков реализации и результатов проекта; выбор и контроль показателей; предоставление необходимой информации исследователям и разработчикам.Процесс управления инновационным проектом включает в себя следующие элементы: процесс принятия решений; организацию структуры и разработку плана исследований; оценку и финансирование работы; инвестиционное управление; подготовку внутренней и внешней отчетности об инновационном проекте.Принятия управленческих решений, во время стратегического планирования, закладывает общий бюджет и его распределение на отдельные проекты. Определяя продвижение нового продукта на рынке, на первое место становиться ограниченность финансовых ресурсов. Ориентировка на поставленную цель происходит с помощью установленных промежуточных целей и рубежей.Весь процесс разработки инновационного продукта зависит, прежде всего от потенциала персонала разработчиков.Основной задачей управления внедрениями, определяется расчетом времени для различных уровней управления персоналом, занятого разработкой и внедрением. Кроме того, в это время должны быть включены и ресурсы, которые не должны быть отнесены к одному определенному продукту и распределяются приоритетно по отдельным проектам. Точный расчет и определение приоритетности разработки является основой для определения производительности от внедрения и, соответственно может повлечь инвестиции для заказов на разработки многих проектов.К показателям, характеризующим инновационные процессы на предприятии, можно отнести:1. Ускоренность инновационной деятельности, когда общие затраты на проектирование и разработку относятся в процентах по отношению к обороту.2.Доля инноваций –показывает оборот от внедряемых продуктов по отношению к общему обороту.3. Время возникновения продукта –затраты времени от возникновения идеи до выведения продукта на рынок.4.Время безубыточности –продолжительность времени, в течение которого доход превышает, хотя бы незначительно, предварительные затраты и др. Анализ показателей внутренней деятельности предприятия за определённый период времени и сравнение с показателями предприятий отрасли позволяет объективно оценить тенденции инновационного развития, сформулировать объективные законы успешного развития и разработать эффективную систему управления идеями принципиально новых изделий.

Что касается управления самим инновационным проектом, то оно принципиально отличаются от управления предприятиемв целом, возникшим на основе инновационного процесса.Современная экономика предоставляет равные права, как производителям, так и потребителям нововведений. Они сами определяют свою нишу на рынке. Мотивы первых исходят из финансового выигрыша, вторых максимизации потребительского эффекта. Т.е. связь между субъектами рынка осуществляется посредством реальных финансовых и ценовых критериев. При этом производителю необходимо учитывать, что именно потребитель делает выбор, селекционируя наиболее предпочтительные свойства новых продуктов. Тогда качество новой продукции определиться как степень соответствия требованиям потребителей.Конкурентные цели инноваций и нововведений можно решить, учитывая ряд следующих структурных целей, таких как: исследование потребностей и емкости рынка; Прогнозирование жизненного цикла инновационного продукта; формирование новых способов продажи; мониторинг конъюнктуры рынка ресурсного обеспечения производства; заключение новых договоров и поиск выгодных партнёров; кооперация производства по внедрению и производству нового продукта; мониторинг ценовой политики на рынке продаж и объёмов выпуска нового продукта; оценка эффективности внедряемых инноваций; анализ внешней среды и последствий рисковых ситуаций, а так же внедрение решений путей их снижения; возможность использования идеи и разработанной технологии на новый продукт и его производство.Эффект роста роли инновационных процессов усиливает всё возрастающая конкурентная борьба на рынке, заставляющая организации и предприятия развивать внутренние факторы в плане активного внедрения в практику жизни производства и управления экономически эффективных инновационных процессов и творчески, настойчиво заниматься продвижением новшеств.За последние годы усиливается монополизация, что останавливает свободную конкуренцию, для которой характерно, заинтересованность в обновлении продукции, наличии рынка конкурентообразующих нововведений. Должен существовать рыночный отбор нововведений, при котором правильный выбор того или иного направления будет стимулировать эффективность достижения поставленной цели. Сегодня смысл инновационной активности состоит не только в оценке масштабов внедрения в целом, а в и способности адекватного отбора того или иного направления развития инновационного формирования эффективной инвестиционной политики.

Ссылки на источники1.Царькова А. Инновации за счет порядка/А. Царькова // Экономический еженедельник издательского дома «Коммерсантъ» «Деньги». –2001. –№7.2.Сухарев О.С. Стратегии эффективного развития фирмы. –М.: Издательство «Экзамен», 2008.3.Инновационные центры Беларуси: общие подходы, текущая ситуация и перспектива развития: Материалы международной научнопрактической конференции. Могилев, 1995.4.Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦЛО «МегаполисКонтакт», 1993.5.Твисс Б. Управление научнотехническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

Irina Mihajlovna Pavlenkoteacher, Private educational institution of higher education «NorthCaucasian Humanities and Technology» in Nevinnomyssk, Nevinnomysskpavirina05@mail.ru

Natalia Vladimirovna SolovyovaSenior Lecturer, Department of Economics and Management, Dean of the Faculty of Economics and Management, Private educational institution of higher education «Nevinnomyssk Institute of Economics, Management and Law», Nevinnomyssksoloviovanv@rambler.ru

REALIZATION OF INNOVATIVE STRATEGY OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE GENERAL QUESTIONS CONNECTED TO COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

Innovative strategy as a component of the general strategy of the organization, is the major factor determining conditions of a choice of a competitive way of development of the organization and feature of process of its realization.

Strategy, innovation, capacity and competitiveness