О стрессовых реакциях личности при допросах и беседах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Машекуашева М. Х., Тутуков А. Ю. О стрессовых реакциях личности при допросах и беседах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 771–775. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53156.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Подробно рассматриваются специальные технические приемы, без овладения которыми невозможно совершенное выполнение служебных задач даже очень способными сотрудниками.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Машекуашева Маргарита Хасанбиевнакандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо –Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчикmashekuasheva@mail.ru

Тутуков Альберт Юрьевичкандидат юридических наук, начальник кафедры организации правоохранительной деятельности Северо –Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарскогоуниверситета МВД России, подполковник полиции, г.Нальчик

О СТРЕССОВЫХ РЕАКЦИЯХ ЛИЧНОСТИ ПРИ ДОПРОСАХ И БЕСЕДАХ

Аннотация. Статья посвящена вопросам профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Подробно рассматриваются специальные технические приемы, без овладения которыми невозможно совершенное выполнение служебных задач даже очень способными сотрудниками.

Ключевые слова: фразывидоизменения, фразыиндикаторы вины,блокирующие высказывания,лживые “нет”, связывающие, замена слов, пресивирация, особые отрицания, выделение незначительных деталей дела нарушение инструкций, обсуждение только определенной информации.

Mashekuasheva Margarita HasanbievnaPhD, senior lecturer in law enforcement organizations of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of Internal Affairs of Russia, Nalchikmashekuasheva@mail.ru

Tutukov Albert Y.PhD, Head of the department of law enforcement organizations of the North Caucasus Institute of Advanced Studies (branch) of Krasnodar University Russian Interior Ministry, police Lieutenant, Nalchik

ABOUT THE STRESS RESPONSE IN THE INTERROGATION OF PERSONALITY AND TALK

Abstract.The article deals with professional activities of law enforcement officers. Detail the specific techniques that can not be without mastering the perfect execution of the service tasks, even very capable staff.

Tags:phrases, modifying, phraseindicators of guilt, blocking statements, false "no" binding, replacing words presiviratsiya, specific denial, isolation of minor details of the case with the instructions, discussion only certain information.

В любом виде профессиональной деятельности применяются специальные технические приемы, без овладения которыми невозможно ее совершенное выполнение даже очень способным сотрудником. Путь к профессиональному мастерству сотрудников ОВД лежит через овладение основными методами и приемами деятельности, к числу которых можно отнести психологическую диагностику личности гражданина, с которым сотрудник ОВД общается в процессе службы. В ходе раскрытия и расследования преступлений обязательным является проведение бесед и допросов (это занимает до четверти рабочего времени следователя), но принципы организации и проведения интервью и допроса, их диагностические возможности являются наименее разработанными из всех тем, изучающихся в правоохранительных учебных заведенияхсистемы МВД многих стран, в том числе и России.Основной целью лиц, расследующих или предупреждающих преступления, занимающихся разведывательной или розыскной деятельностью, является сбор информации. Успех работы следователя напрямую зависит от его уменияпроводить беседы и допросы. В 1975 г. RandCorporation(США) провела исследования и заключила, что залогом успеха расследования является высокое качество информации, полученной от потерпевшего или свидетеля преступления. Логично предположить, что правильная организация допроса подозреваемого очень важна для следствия.Многие следователи считают, что умение вести беседу является врожденным и научиться этому нельзя. Очень часто допрос представляется как перечень вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Обзор статей и публикаций свидетельствует о том, что начинающие следователи считают допрос упражнением в задавании вопросов типа “кто? что? где? когда? как?”, ответы на которые затем излагаются в протоколе. Но интерпретация человеческого поведения –сложный комплексный процесс.Внимание следователя во время проведения бесед и допросов концентрируется на наблюдении за человеческим поведением с целью определения состояния личности и той роли, которую тело играет в передаче этой информации. Понятно, что “словарь” языка тела и семантика вербального языка дают возможность определить правдивость или лживость собеседника.Беседа и допрос это многоэтапный анализ поведения допрашиваемого, используемый для организации продуктивного общения, т.е. получения достоверной информации по делу1. Его техника базируется на опыте ежедневного поведения и коммуникативных умениях сотрудника ОВД.Необходимо признать очевидной сложность анализа человеческого поведения и общения. Возможно,предположить, что речь и невербальное поведение могут свидетельствовать об определенном психическом типе индивида и его изменениях, указывая на то, что может быть названо “психологическим отпечатком пальцев” конкретного человека2. Умело совмещая полученную вербальную и невербальную информацию, сотрудник ОВД может провести беседу или допрос более эффективно, т.е. получить максимально достоверную информацию по делу.Сотрудник наблюдает за поведением допрашиваемого, расшифровывает и анализирует его с целью установления лживости или правдивостипоказаний или определения наиболее чувствительной сферы личности для оказания влияния на нее.Если установлено, что человек лжет, сотрудник может начать работу по добровольному признанию вины или факта лжи. Во время интервью или допроса сотрудник не должен руководствоваться одной стандартной схемой их 1Это может быть и признание в совершении преступления, но целью допроса оно является лишь в случае действительной виновности субъекта. —Примеч. авт.2Речь идет о возможности диагностировать как сознательно демонстрируемое поведение, так и подсознательные реакции субъекта. —Примеч. авт.организации, поскольку каждый индивид посвоему реагирует на окружающую среду. Для выбора правильной тактики поведения сотрудник должен попытаться диагностировать тип личности собеседника. Правильное определение типа личности допрашиваемого позволяет комментировать даже мелкие детали его поведения с максимальным эффектом.Проводя допрос, сотрудник использует этот этап для сбора информации об эмоциональных и интеллектуальных состояниях, как путешественник использует карту, пытаясь определить свое местоположение. Кроме того, он определяет профиль личности, который позволяет ему найти подходящий вариант проведения допроса.Целесообразно использование данных интервью и допросов для анализа вербальной и невербальнойинформации.

Жесты человека всегда были источником информации для ученых, изучающих человеческое поведение. Ведутся споры о том, является ли такое поведение приобретенным, выработанным в детстве, или это часть генетического кода, передаваемого от поколения к поколению. Тем не менее, общепринятым стало утверждение о высокой информативности жестов. Доктор Ray L. Birdwhitsell (Университет Луисвилля) считает: если наблюдатель знает “словарь” языка тела, он способен слушать речь и знать, что будет делать тело. Более того, он сможет рассказать о содержании разговора, наблюдая во время общения только жесты собеседников.Зигмунд Фрейд писал: “Человек, у которого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может быть уверен, что ни один смертный не сможет утаитьот него чтолибо. Если он (смертный) молчит, то болтают кончики его пальцев, предательство просачивается из него при каждом движении”. Чарльз Дарвин констатировал, что “эмоции практически всегда можно увидеть в какомлибо движении тела”.Наблюдатель делает то же, что и детектор лжи, замечая реакции собеседника. Они обязательно возникают и проявляются, т.к. это ответ на опасность или испуг, испытываемый всеми живыми организмами. Во время допроса виновный человек будет стремиться к противодействию угрозе со стороны сотрудника. Он может или попытаться избежать разговора, или начать борьбу с допрашивающим. Обе линии поведения хорошо диагностируются.Если поведение и язык тела человека достаточно очевидны, то сотрудник может использовать их для диагностики правдивости или лживости допрашиваемого. Но анализ поведения человека очень сложен, и задача состоит в определении реакций, говорящих об основном типе поведения, и отклонений от этого основного типа.Несмотря на то, что основная задача допроса –выявление правды, возможна ситуация ошибочной диагностики честного субъекта как лживого, чего, без сомнения, сотрудник должен стараться избегать. С этой целью необходимо определить принципы и правила допроса/беседы.Ни одна единичная реакция ничего не доказывает.Следуетпровести параллель с диагнозом врача, который набирает сумму объективных данных и анамнез, проводит многочисленные исследования для установления диагноза.Реакция должна повторяться, если повторяется ее возбудитель.Если допрашиваемый постоянно проявляет стрессовую реакцию, когда сотрудник касается какойлибо определенной темы во время допроса, это является сигналом для продолжения расспросов по затронутой теме.Согласно мнению большинства ученыхпсихологов, информация, которую мы получаем в процессе общения, состоит из 65 % языка тела, 7 % вербальной информации, 12 % характеристик голоса и 16 % —смеси различных сигналов (химических реакций, запахов, малых сигналов), сложных для наблюдения и интерпретации.Сотрудник должен определить обычную для его собеседника линию поведения и затем наблюдать за отклонениями от этой основной линии. Эти отклонения означают чтолибо, только когда повторяются многократно.Способом определения нормального поведения человека является беседа, не затрагивающая темы, способной вызвать тревогу субъекта, т.е. наблюдение за его спокойным, нестрессовым поведением. Это те коммуникативные акты, которые психологи обычно используют для создания раппорта. Сотрудник может задавать простые вопросы, например, попросить назвать полное имя, дату рождения, место работы, уровень образования. Беседы о спорте, погоде, новостях, соседях также соответствуют этому требованию. Важно все же заметить, что невиновные люди могут нервничать во время допроса, и тогда эту нервозность можно рассматривать как основной тип их поведения. Выводы должны следовать только из анализа отклонений от нормального поведения.Поведенческая реакция должна быть своевременной. Обычно реакция проявляется через 35 секунд после прозвучания вопроса. Но некоторые люди реагируют медленнее, и их реакция может наступить после 5секундной паузы. Правильное определение типа основного поведения делает возможным определение и скорости его реакции.Наблюдение и объяснение поведения –сложная работа.Беседа –процесс, требующий высокой концентрации внимания и умственной дисциплины сотрудника. Вся получаемая информация должна восприниматься критически.Стресс приводит человека к одному из пяти переходных психических типов реакций. Допрашиваемый, которого знакомят с материалами дела или предупреждают об индивидуальной ответственности за происшедшее, реагирует так же. Четыре типа этих реакций являются отрицательными и характеризуются отказом признавать участие в происшедшем или уклонением от ответственности за него. Это –гнев, депрессия, отрицание и торг.Пятый тип реакции –согласие –является, по сути, готовностью к правдивому признанию. Все специфические вербальные клише и невербальные проявления субъекта являются для сотрудника индикаторами одного из состояний. Диагностика этих реакций и понимание их функций, осознанных и неосознанных субъектом, дают следователю возможность уловить психологический ответ допрашиваемого на стрессовые стимулы. Будучи способным,воспринять каждую из реакций и понять их цели, сотрудник может либо расстроить попытку субъекта уйти от сотрудничества, либо сосредоточить внимание на готовности к согласию, ведущему к признанию (в качестве метафоры можно представить знаки на дороге, показывающие путнику дорогу к месту назначения).Гнев лучше всего характеризуется состоянием доминирования. Человек использует гнев для установления контроля над ситуацией путем какойлибо формы агрессии. Гнев является наиболее деструктивным из всех типов реакций.В состоянии гнева человек находится в умственном тупике и, вероятно, не воспринимает почти ничего из высказываний сотрудника (собеседника). Каждый человек в состоянии гнева имеет свою “повестку дня” и ничуть не заботится о нуждах другого. Понятно, что следователь не может позволить допрашиваемому долго находиться в состоянии гнева, поскольку это сужает возможность получения достоверной информации. Наиболее перспективным путем является сотрудничество.Вторая отрицательная реакция –депрессия –также характеризуется наличием агрессии. Но, в отличие от гнева, при депрессии агрессия обращена внутрь человека. Вместо атаки на окружающих они нападают на самих себя, истощают себя в аутоагрессии.Если гнев может быть определен как самая деструктивная реакция человека, то агрессия –это самый эмоционально изнуряющий субъекта тип поведения. Субъект затрачивает больше энергии на себя, чем на проводящего беседу. Многие следователи считают: когда допрашиваемый находится в состоянии депрессии, признания, как правило, не наступает.Может случиться, что у допрашиваемого случайно могут вырваться некоторые замечания, но это происходит непреднамеренно.Наиболее распространенным из всех отрицательных типов реакций является отрицание. Субъект отрицает реальность, чем обманывает и себя, и других. Большая доля обмана во время допросов приходится на долю допрашиваемых, демонстрирующих эту реакцию.Фактически более 90 % обмана на допросах является отрицанием.Продолжительное отрицание создает труднопреодолимые барьеры на пути к признанию и отнимает у следователя много времени и сил.Четвертая отрицательная реакция –торг –является состоянием перехода. Это самая слабая отрицательная реакция, в ходе которой субъект скрывает (маскирует) реальность. Он пытается изменить мнение слушателя о самом себе, ситуации, жертве или природе преступления. Это переговоры с целью выторговать себе наилучшую позицию в деле. Риск для сотрудника в данном случае состоит во вступлении в торг, в принятии решения об облегчении положения субъекта.Субъект, демонстрирующий реакцию согласия, готов отвечать за содеянное. Обычно он признается в совершении преступления на этом этапе. Но это утверждение истинно только в случае правильной диагностики сотрудником состояния субъекта, который получает возможность признаться.

Человеческий голос имеет уникальную способность передавать широкий круг информации на разных уровнях. Он сообщает об эмоциональном состоянии человека, силе и глубине передаваемых им чувств. Способность следователя декодировать эту многоканальную информацию является важным фактором повышения эффективности беседы.Известно, что вербальные клише, которые мы используем, предоставляют слушателю богатую информацию. В результате люди часто оценивают свои высказывания, чтобы быть уверенными, что передают объем информации, необходимый для понимания идеи. Сознательно человек постоянно проверяет свою речь по значению и содержанию, пытаясь избежать вербальных ошибок, но не обращает такого,же внимания на другие языковые симптомы. Люди могут контролировать свои вербальные сигналы успешнее, чем невербальные. Но вербальные сигналы обычно наиболее продуктивны в передаче информации и легче всего понимаются слушателем.Поэтому необходимо обсудить характеристики речи и их значение для работы сотрудника ОВД. Эти характеристикивключают высоту, громкость, темп и ясность речи.Голосовые характеристики не являются индикаторами лжи, но они демонстрируют силу и глубину эмоций, выражаемых субъектом.Напряжение или стрессовое состояние субъекта может проявляться в изменении высоты голоса. Следователь должен знать все нормальные характеристики голоса субъекта до момента задания первого провокационного вопроса. Если при ответе на вопрос высота голоса субъекта меняется, можно сделать вывод о сильно выраженной реакции его на данный вопрос.У большинства людей высота голоса возрастает в состоянии напряжения. Как правило, напряжение ведет к изменению высоты голоса или его ломке.Громкость голоса субъекта в состоянии стресса может иметь одну или две характеристики. Обычно в стрессовом состоянии его громкость увеличивается. Но некоторые люди при наличии стресса резко уменьшают громкость своего голоса, как будто человек стремится психологически исчезнуть,или уменьшиться в размере перед лицом пугающих вопросов.Изменение темпа речи напрямую зависит от темпа мыслительных процессов человека. Люди из разных регионов и разных культурных групп имеют небольшие различия в темпе речи. Так, средний темп речи в России –110130 слов в минуту.Профессионалдолжен ориентироваться на обычный темп речи субъекта. Когда человек находится в спокойном состоянии, слушатель должен определить в процессе беседы модель речи допрашиваемого. Эта модель может быть охарактеризована как ритм. В процессе допроса мы ищем изменение этого ритма. Если темп речи субъекта замедляется, можно заключить, что он тщательно обдумывает свои мысли.Каждый из нас когдалибо совершал плохой поступок. Как только это происходило, мы, как правило, сразу начинали готовиться к моменту расспросов о случившемся. Чтобы защитить себя от этого, мы продумывали алиби. Но проблема, как оказывалось, заключается не в алиби, а в тех вопросах, которые не были предусмотрены.Когда субъекту задают вопрос, к которому он подготовлен, темп его речи ускоряется, поскольку обдумывание ответа занимает мало времени. Таким образом, для субъекта ни вопрос, ни ответ не являются неожиданными. В то же время субъект весьма активен в доказательстве своей невиновности и стремится к разговору об этом. Это фактор, который также ускоряет темп речи.Беседа с древнейших времен является методом познания человека классическим во всех науках о человеке, в том числе и в психологии; без упоминания о нем не обходится ни один учебник. Обычно его трактуют как метод сбора психологической информации о личности, достоверность которой подтверждается, дополняется, уточняется с помощью других методов. Нередко он используется в целях перепроверки, уточнения психологических данных, полученных посредством иных методов, в частности, тестов.Но очень часто в практике деятельности ОВД беседа является основным источником изучения личности и отдельных ее сторон. Опытный специалист способен в ходе беседы выявить надежные, точные и достаточно полные данные об изучаемой личности и сделать на их основании достоверный психологический прогноз, не прибегая при этом к другим методикам и психологической диагностике, которые, к слову, не всегда возможно применить.Универсализм, доступность и популярность метода беседы, возможность применения его фактически в любых ситуациях общения делают его основным методом психодиагностики в деятельности сотрудника ОВД. Однако, несмотря на это, беседа, как свидетельствует анализ литературных данных, не была предметом специального рассмотрения в качестве особого метода психологической диагностики.

Ссылки на источники

1.Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань: РВШ, 1994. 90 с.2.Дулов А.В. Судебная психология. Минск: Высшая школа, 1975. 462 с.3.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юрист, 1996. 631 с.4.Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетенции в общении. М.: Издво МГУ, 1991. 96 с.5.Исправительнотрудовая психология / Под ред. К.К. Платонова, А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. 360 с.6.Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992.214 с.7.Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 3. Управление персоналом. М.: Ника, 1992. 158 с.8.Панкратов В.Н. Культура общения офицера. М.: ИнтелТех, 1993. 63 с.9.Пиз А. Язык телодвижений. М., 1993. 250 с.10.Пономарев И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников ОВД. М., 1988.11.Психодиагностика осужденных. Рязань: РВШ, 1994. 106 с.12.Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активного психического отражения. М., 1985. 142 с.13.Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психологопедагогического воздействия при решении оперативнослужебных задач. Минск: МВШ МВД СССР, 1989. 78 с.14.Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. М.: Профессиональное образование, 1992. 78 с.15.Юстицкий В.В. Применение методов психологического воздействия на личность в деятельности сотрудников милиции по предупреждению преступлений. Минск: МВШ МВД СССР, 1986. 68 с.