Современное состояние финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность
Выпуск:
ART 53186
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симакова
Е.
К. Современное состояние финансово-кредитной инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
916–920. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53186.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению практических аспектов
инфраструктурного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности финансовыми и кредитными ресурсами в современных условиях.
В статье проводится анализ обеспеченности предпринимательской деятельности субъектами финансово-кредитной инфраструктуры в территориальном разрезе, выделяются проблемы и перспективы развития
этого процесса в современных условиях.
Ключевые слова:
страховая компания, предпринимательская деятельность, финансово-кредитная инфраструктура, банк, профессиональные участники рынка ценных бумаг
Текст статьи
Симакова Елена Константиновна кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательского права, НГОУ ВПО «СанктПетербургская юридическая академия», г.СанктПетербургsimakova_ek@mail.ru
Современное состояние финансовокредитной инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскуюдеятельность
Аннотация.Статья посвящена изучению практических аспектов инфраструктурного обеспечения субъектов предпринимательской деятельностифинансовыми и кредитными ресурсамив современных условиях. В статье проводится анализ обеспеченности предпринимательской деятельности субъектами финансовокредитной инфраструктуры в территориальном разрезе,выделяютсяпроблемы и перспективы развития этого процесса в современных условиях.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, финансовокредитная инфраструктура, банк, страховая компания, профессиональные участники рынка ценных бумаг
Формирование деловой среды не может быть полноценным без развития соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей равноценный доступ к финансовым ресурсам для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационноправовой формы и территориальной принадлежности. На эффективность функционирования и тенденции развития предпринимательского сектора экономики влияет, прежде всего, наличиеи доступность финансовокредитныхресурсов, которыми хозяйствующих субъектов обеспечивают кредитные банковские и небанковские организации, субъекты финансового рынка, составляющие финансовокредитную инфраструктуру рыночной бизнессреды. Задача предпринимательской системы с макроэкономической позиции –обеспечение высоких темпов расширенного воспроизводства, в связи с чемнеобходимо законодательное обеспечение в инфраструктуре рассматриваемой системы необходимого разнообразия субъектов. Многозадачность требует альтернативности в исполнении, тогда как современная инфраструктура, в том числе законодательная,не успевает за экономической практикой [1]. В систему инфраструктурного обеспечениямы включаем финансовокредитные организации, формирующие институциональные основы предпринимательской деятельности и предоставляющие финансирование предпринимательскому сектору на возвратной коммерческой основе:1.Кредитные организации, в т.ч. коммерческие банки и небанковские кредитные организации, 2.Страховые организации, в том числе страховые брокеры, компанииперестраховщики и т.д.3.Инвестиционные компании(коллективные инвесторы), в том числе паевые и акционерныеинвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, венчурные компании и т.д.4.Профессиональные участникирынка ценных бумаг, в т.ч дилеры, брокеры, доверительные управляющие, клиринговые компании, депозитарии, реестродержатели, организаторы торговли.
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам на 1.11.2012 г. лицензии профессиональных участников рынкаценных бумаг имеют порядка 3530 финансовых организаций, наиболее представительную группу составляют лица, имеющие лицензии (впорядке уменьшения) дилеров, брокеров и доверительных управляющих. Наиболее проблемный участок с точки зрения инфраструктуры –организаторы торговли, в настоящее время только 2организации имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности и по организации торговли на рынке ценных бумаг и
фондовой биржи:ОАО«Московская Биржа ММВБРТС»и ЗАО"СанктПетербургская Валютная Биржа". Кроме того, ОАО "Московская фондовая биржа"имеет лицензию организатора торговли, а лицензии фондовой биржи имеют:ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"и ОАО"СанктПетербургская биржа".Очевидно, что имеет место территориальныйдисбаланс–в регионах отсутствуют фондовые площадки, обеспечивающие как первичное размещение, так и вторичный оборот ценных бумаг, эмитированных хозяйствующими субъектами, что не способствует активности последних на рынке ценных бумаг и создает им дополнительные трудности для привлечения внешних источников финансирования.Рынок коллективных инвестиций представлен еще меньшим количеством институтов. По данным ФСФР в настоящее время действует порядка 693 коллективных инвесторов, 2/3 которых представлены организациями, осуществляющими деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. На рисунке 2 видно, насколько сильный перевес в размещении инвестиционных компаний имеет место в сторону Москвы: находящийся на втором месте СанктПетербург, представлен в 10 раз меньшим количеством управляющих компаний, в 55 субъектах Федерации их вообще нет, в 15 они представлены в количестве 13 управляющих компаний. В разрезе федеральных округов диспропорции еще более очевидны(рисунок 1).
Рисунок 1
Территориальная структура размещения организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондамив РоссийскойФедерации по федеральным округам в 2012 г.1
1составлено автором по состоянию на 12.11.2012 г. согласно данным ФСФРПринцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков предопределяет и значение страховых организаций в финансовокредитной инфраструктуре. Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 г. №100н «Об утверждении порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» в покрытие страховых резервов принимаются следующие активы предпринимательского сектора: акции; облигации; банковские вклады, удостоверенные депозитными сертификатами; ипотечные ценные бумаги, включая облигации ипотечных агентств, что позволяет рассматривать данную группу финансовых организаций в качестве потенциальных инвесторов, обладающих значительными потенциальными источниками финансирования предпринимательской деятельности.Еще больше инвестиционный потенциал страховых компаний увеличится, если будут приняты изменения в законодательстве, регулирующие процесс распределения пенсионных накоплений, один из вариантов которых предполагает пенсионный аннуитетв страховых компаниях,подразумевающийединовременное внесение всей суммы взносов в размере, обеспечивающем пенсионные выплаты.Согласно данным ФСФР в настоящее время на российском страховом рынке функционирует порядка 662 страховых организаций, включая страховых брокеров. При этом,несмотря на тот факт, что страховые компании представлены в большей части субъектов Федерации, территориальная структура их размещения практически аналогична размещению коллективных инвесторов: основная часть страховых компаний зарегистрирована в Центральном федеральном округе (преобладающее количество компаний –в Москве), практически отсутствуют собственные страховые компании (не являющиеся структурными подразделениями московских страховщиков) в СевероКавказском федеральном округе (рисунок 2).
Рисунок 2
Территориальная структура размещениясубъектов страхового делаРоссийской Федерации по федеральным округам в 2012 г.2Отечественная финансовокредитная система сложилась и продолжает развиваться таким образом, что основными институтами, предоставляющими финансирование предпринимательскому сектору экономики, являются коммерческие банки. По данным Центрального банка РФ на 1.07.2012 г. в России функционирует 45608 банковских учреждений, включая учреждения Банка России и непосредственно кредитные организации, их филиалы, дополнительные офисы, кредитнокассовые и операционные офисы, операционные кассы вне кассовых узлов, которые и составляют ядро финансовокредитнойинфраструктуры, обеспечивающее на возмездной и возвратной основе источниками развития субъектов хозяйствования. Очевидно, что количество инфраструктурных единиц, обеспечивающих банковское обслуживание, в десятки раз превышает количество коллективных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых компаний вместе взятых.Рассмотрим территориальную структуру размещений кредитных институтов в разрезе федеральных округов (рисунок 3), чтобы оценить доступность кредитных ресурсов для конечных получателей в корпоративном сегменте.
Рисунок 3
Территориальная структура размещения банковских учрежденийРоссийской Федерации по федеральным округам в 2012 г.3В структуре размещения банковских институтов имеют место те же тенденции, что были отмечены при анализе обеспеченности регионов инвестиционной и страховой инфраструктурой. Наибольший доступ к ресурсам банковской системы имеют Центральный и Приволжский федеральный округ, в то время как северокавказские и дальневосточные субъекты Федерации имеют самую низкую обеспеченность кредитными учреждениями. Кроме того, следует 2составлено автором по состоянию на 30.09.2012 г. согласно данным ФСФР3составлено автором по состоянию на 01.07.2012 г. согласно данным ЦБ РФучитывать, что развитой филиальной сетью зачастую обладают банки, ориентированные на розничный сегмент рынка, что не увеличивает доступность кредитных ресурсов для предпринимательского сектора, несмотря на присутствие банковских учреждений на региональном рынке банковских услуг. С точки зрения количества кредитных учреждений на душу населения при среднем показателе 319 учреждений на 1 млн. человек лидирует Чукотский автономный округ (569 учреждений банков на 1 млн. жителей), самый низкий показатель в Чеченской республике (39 учреждений банков на 1 млн. жителей). Тогда как в абсолютном выражении самое большое количество кредитных учреждений представлено в г.Москве (7118), г.СанктПетербурге (1613), Республике Татарстан (1625), Краснодарском крае (1718), наименьшее количество –в Республике Ингушетия (27) и Чукотском автономном округе (29), что в целом соответствует характеру размещения инвестиционных институтов. Общее количество банков в России неуклонно сокращается, происходит трансформация банковской системы в пользу более крупных институтов: происходит слияние капиталов в процессе объединения банков, крупные банки поглощают более мелкие, у банков отзывается лицензия по решению суда либо по их самостоятельному волеизъявлению вследствие невозможности выполнять обязательные нормативы Банка России. Все это снижает мобильность системы, способствует тому, что в регионах доступность кредитных ресурсов становится ниже, а требования к заемщикам все жестче. При этом сокращение кредитных организаций существенного влияния на концентрацию финансовых ресурсов в стране не оказывает: тенденции к концентрации капитала в пользу лидеров рынка, прежде всего, банков с государственным участием, продолжают усиливаться, монополистический характер конкурентной борьбы сохраняется.
В силу ужесточения требований к минимальному капиталу кредитных организаций, мелкие региональные банки, заинтересованные в постоянной и стабильно развивающейся клиентской базе,уходят с рынка, тогда как их ниша остается незаполненной, доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов снижается, что в условиях экономики на грани очередной кризисной волны только усугубит ее последствия.В то время как гибкая политика Банка России в отношении небольших кредитных организаций, дифференциация экономических нормативов и спектра предоставляемых услуг, позволила бы сформировать стабильно функционирующую мобильную и ориентированную на потребности региональной экономики финансовокредитную инфраструктуру. Это тем более важно в условиях абсолютной неразвитости остальных институтов, как показал проведенный нами выше анализ.Задача обеспечения предпринимательского сектора экономики доступными кредитными ресурсами в любое время, в любой географической точке по оптимальной цене может быть решена только банковской системой, состоящей из крупных, средних и мелких банков, находящихся в частной собственности и функционирующих в условиях сформированной конкурентной среды. Только такая система способна в полной мере обеспечить банковскими ресурсами всех экономических субъектов на всей территории России.
Экономический потенциал в большинстверегионов страны не подкреплен соответствующим финансовым капиталом, что сдерживает развитие, как отдельных регионов,так и экономики страны в целом. Основная часть финансовыхактивов попрежнему контролируются финансовыми организациями федерального центра притом, что 90% ВВП производится субъектами предпринимательской деятельности в регионах[2]. Зависимость территориальных сегментов финансовокредитной инфраструктуры от уровня экономического развития подтверждается российским опытом: территории, на которых в промышленности наблюдаются депрессивные явления, не имеют конкурентоспособных финансовокредитныхучреждений. Пока территориальные диспропорции в инфраструктурном обеспечении процесса финансирования предпринимательской деятельности не будут преодолены, мы будем продолжать сталкиваться с деформацией экономической структуры и дисбалансом экономического развития.
Ссылки на источники
1.Симакова Е.К. Субъектная структура предпринимательской деятельности: современное состояние и направления изменения правового регулирования // Вестник СанктПетербургской юридической академии. –2013. №1. (18). С.1022.Самсонова Е.К. Теоретикометодологические аспекты исследования финансовокредитной инфраструктуры// Финансы и кредит. 2010. №44 (428).С.52
Simakova Elena Candidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of Enterprise law», Saint Petersburg Juridical Academy, Saint Petersburgsimakova_ek@mail.ru
Current state of the financial and credit infrastructure providing business activityAbstract. Article is devoted to studying of practical aspects of infrastructure ensuring subjects of business activity by financial and credit resources in modern conditions. In article the analysis of security of business activity by subjects of financial and credit infrastructure in a territorial section is carried out, problems and prospects of development of this process in modern conditions are allocated. Keywords: business activity, financial and credit infrastructure, bank, insurance company, professional participants of securities market
Современное состояние финансовокредитной инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскуюдеятельность
Аннотация.Статья посвящена изучению практических аспектов инфраструктурного обеспечения субъектов предпринимательской деятельностифинансовыми и кредитными ресурсамив современных условиях. В статье проводится анализ обеспеченности предпринимательской деятельности субъектами финансовокредитной инфраструктуры в территориальном разрезе,выделяютсяпроблемы и перспективы развития этого процесса в современных условиях.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, финансовокредитная инфраструктура, банк, страховая компания, профессиональные участники рынка ценных бумаг
Формирование деловой среды не может быть полноценным без развития соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей равноценный доступ к финансовым ресурсам для всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационноправовой формы и территориальной принадлежности. На эффективность функционирования и тенденции развития предпринимательского сектора экономики влияет, прежде всего, наличиеи доступность финансовокредитныхресурсов, которыми хозяйствующих субъектов обеспечивают кредитные банковские и небанковские организации, субъекты финансового рынка, составляющие финансовокредитную инфраструктуру рыночной бизнессреды. Задача предпринимательской системы с макроэкономической позиции –обеспечение высоких темпов расширенного воспроизводства, в связи с чемнеобходимо законодательное обеспечение в инфраструктуре рассматриваемой системы необходимого разнообразия субъектов. Многозадачность требует альтернативности в исполнении, тогда как современная инфраструктура, в том числе законодательная,не успевает за экономической практикой [1]. В систему инфраструктурного обеспечениямы включаем финансовокредитные организации, формирующие институциональные основы предпринимательской деятельности и предоставляющие финансирование предпринимательскому сектору на возвратной коммерческой основе:1.Кредитные организации, в т.ч. коммерческие банки и небанковские кредитные организации, 2.Страховые организации, в том числе страховые брокеры, компанииперестраховщики и т.д.3.Инвестиционные компании(коллективные инвесторы), в том числе паевые и акционерныеинвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, венчурные компании и т.д.4.Профессиональные участникирынка ценных бумаг, в т.ч дилеры, брокеры, доверительные управляющие, клиринговые компании, депозитарии, реестродержатели, организаторы торговли.
По данным Федеральной службы по финансовым рынкам на 1.11.2012 г. лицензии профессиональных участников рынкаценных бумаг имеют порядка 3530 финансовых организаций, наиболее представительную группу составляют лица, имеющие лицензии (впорядке уменьшения) дилеров, брокеров и доверительных управляющих. Наиболее проблемный участок с точки зрения инфраструктуры –организаторы торговли, в настоящее время только 2организации имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности и по организации торговли на рынке ценных бумаг и
фондовой биржи:ОАО«Московская Биржа ММВБРТС»и ЗАО"СанктПетербургская Валютная Биржа". Кроме того, ОАО "Московская фондовая биржа"имеет лицензию организатора торговли, а лицензии фондовой биржи имеют:ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"и ОАО"СанктПетербургская биржа".Очевидно, что имеет место территориальныйдисбаланс–в регионах отсутствуют фондовые площадки, обеспечивающие как первичное размещение, так и вторичный оборот ценных бумаг, эмитированных хозяйствующими субъектами, что не способствует активности последних на рынке ценных бумаг и создает им дополнительные трудности для привлечения внешних источников финансирования.Рынок коллективных инвестиций представлен еще меньшим количеством институтов. По данным ФСФР в настоящее время действует порядка 693 коллективных инвесторов, 2/3 которых представлены организациями, осуществляющими деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. На рисунке 2 видно, насколько сильный перевес в размещении инвестиционных компаний имеет место в сторону Москвы: находящийся на втором месте СанктПетербург, представлен в 10 раз меньшим количеством управляющих компаний, в 55 субъектах Федерации их вообще нет, в 15 они представлены в количестве 13 управляющих компаний. В разрезе федеральных округов диспропорции еще более очевидны(рисунок 1).
Рисунок 1
Территориальная структура размещения организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондамив РоссийскойФедерации по федеральным округам в 2012 г.1
1составлено автором по состоянию на 12.11.2012 г. согласно данным ФСФРПринцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков предопределяет и значение страховых организаций в финансовокредитной инфраструктуре. Согласно Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2012 г. №100н «Об утверждении порядка размещения страховщиками средств страховых резервов» в покрытие страховых резервов принимаются следующие активы предпринимательского сектора: акции; облигации; банковские вклады, удостоверенные депозитными сертификатами; ипотечные ценные бумаги, включая облигации ипотечных агентств, что позволяет рассматривать данную группу финансовых организаций в качестве потенциальных инвесторов, обладающих значительными потенциальными источниками финансирования предпринимательской деятельности.Еще больше инвестиционный потенциал страховых компаний увеличится, если будут приняты изменения в законодательстве, регулирующие процесс распределения пенсионных накоплений, один из вариантов которых предполагает пенсионный аннуитетв страховых компаниях,подразумевающийединовременное внесение всей суммы взносов в размере, обеспечивающем пенсионные выплаты.Согласно данным ФСФР в настоящее время на российском страховом рынке функционирует порядка 662 страховых организаций, включая страховых брокеров. При этом,несмотря на тот факт, что страховые компании представлены в большей части субъектов Федерации, территориальная структура их размещения практически аналогична размещению коллективных инвесторов: основная часть страховых компаний зарегистрирована в Центральном федеральном округе (преобладающее количество компаний –в Москве), практически отсутствуют собственные страховые компании (не являющиеся структурными подразделениями московских страховщиков) в СевероКавказском федеральном округе (рисунок 2).
Рисунок 2
Территориальная структура размещениясубъектов страхового делаРоссийской Федерации по федеральным округам в 2012 г.2Отечественная финансовокредитная система сложилась и продолжает развиваться таким образом, что основными институтами, предоставляющими финансирование предпринимательскому сектору экономики, являются коммерческие банки. По данным Центрального банка РФ на 1.07.2012 г. в России функционирует 45608 банковских учреждений, включая учреждения Банка России и непосредственно кредитные организации, их филиалы, дополнительные офисы, кредитнокассовые и операционные офисы, операционные кассы вне кассовых узлов, которые и составляют ядро финансовокредитнойинфраструктуры, обеспечивающее на возмездной и возвратной основе источниками развития субъектов хозяйствования. Очевидно, что количество инфраструктурных единиц, обеспечивающих банковское обслуживание, в десятки раз превышает количество коллективных инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых компаний вместе взятых.Рассмотрим территориальную структуру размещений кредитных институтов в разрезе федеральных округов (рисунок 3), чтобы оценить доступность кредитных ресурсов для конечных получателей в корпоративном сегменте.
Рисунок 3
Территориальная структура размещения банковских учрежденийРоссийской Федерации по федеральным округам в 2012 г.3В структуре размещения банковских институтов имеют место те же тенденции, что были отмечены при анализе обеспеченности регионов инвестиционной и страховой инфраструктурой. Наибольший доступ к ресурсам банковской системы имеют Центральный и Приволжский федеральный округ, в то время как северокавказские и дальневосточные субъекты Федерации имеют самую низкую обеспеченность кредитными учреждениями. Кроме того, следует 2составлено автором по состоянию на 30.09.2012 г. согласно данным ФСФР3составлено автором по состоянию на 01.07.2012 г. согласно данным ЦБ РФучитывать, что развитой филиальной сетью зачастую обладают банки, ориентированные на розничный сегмент рынка, что не увеличивает доступность кредитных ресурсов для предпринимательского сектора, несмотря на присутствие банковских учреждений на региональном рынке банковских услуг. С точки зрения количества кредитных учреждений на душу населения при среднем показателе 319 учреждений на 1 млн. человек лидирует Чукотский автономный округ (569 учреждений банков на 1 млн. жителей), самый низкий показатель в Чеченской республике (39 учреждений банков на 1 млн. жителей). Тогда как в абсолютном выражении самое большое количество кредитных учреждений представлено в г.Москве (7118), г.СанктПетербурге (1613), Республике Татарстан (1625), Краснодарском крае (1718), наименьшее количество –в Республике Ингушетия (27) и Чукотском автономном округе (29), что в целом соответствует характеру размещения инвестиционных институтов. Общее количество банков в России неуклонно сокращается, происходит трансформация банковской системы в пользу более крупных институтов: происходит слияние капиталов в процессе объединения банков, крупные банки поглощают более мелкие, у банков отзывается лицензия по решению суда либо по их самостоятельному волеизъявлению вследствие невозможности выполнять обязательные нормативы Банка России. Все это снижает мобильность системы, способствует тому, что в регионах доступность кредитных ресурсов становится ниже, а требования к заемщикам все жестче. При этом сокращение кредитных организаций существенного влияния на концентрацию финансовых ресурсов в стране не оказывает: тенденции к концентрации капитала в пользу лидеров рынка, прежде всего, банков с государственным участием, продолжают усиливаться, монополистический характер конкурентной борьбы сохраняется.
В силу ужесточения требований к минимальному капиталу кредитных организаций, мелкие региональные банки, заинтересованные в постоянной и стабильно развивающейся клиентской базе,уходят с рынка, тогда как их ниша остается незаполненной, доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов снижается, что в условиях экономики на грани очередной кризисной волны только усугубит ее последствия.В то время как гибкая политика Банка России в отношении небольших кредитных организаций, дифференциация экономических нормативов и спектра предоставляемых услуг, позволила бы сформировать стабильно функционирующую мобильную и ориентированную на потребности региональной экономики финансовокредитную инфраструктуру. Это тем более важно в условиях абсолютной неразвитости остальных институтов, как показал проведенный нами выше анализ.Задача обеспечения предпринимательского сектора экономики доступными кредитными ресурсами в любое время, в любой географической точке по оптимальной цене может быть решена только банковской системой, состоящей из крупных, средних и мелких банков, находящихся в частной собственности и функционирующих в условиях сформированной конкурентной среды. Только такая система способна в полной мере обеспечить банковскими ресурсами всех экономических субъектов на всей территории России.
Экономический потенциал в большинстверегионов страны не подкреплен соответствующим финансовым капиталом, что сдерживает развитие, как отдельных регионов,так и экономики страны в целом. Основная часть финансовыхактивов попрежнему контролируются финансовыми организациями федерального центра притом, что 90% ВВП производится субъектами предпринимательской деятельности в регионах[2]. Зависимость территориальных сегментов финансовокредитной инфраструктуры от уровня экономического развития подтверждается российским опытом: территории, на которых в промышленности наблюдаются депрессивные явления, не имеют конкурентоспособных финансовокредитныхучреждений. Пока территориальные диспропорции в инфраструктурном обеспечении процесса финансирования предпринимательской деятельности не будут преодолены, мы будем продолжать сталкиваться с деформацией экономической структуры и дисбалансом экономического развития.
Ссылки на источники
1.Симакова Е.К. Субъектная структура предпринимательской деятельности: современное состояние и направления изменения правового регулирования // Вестник СанктПетербургской юридической академии. –2013. №1. (18). С.1022.Самсонова Е.К. Теоретикометодологические аспекты исследования финансовокредитной инфраструктуры// Финансы и кредит. 2010. №44 (428).С.52
Simakova Elena Candidate of Economic Sciences, associate professor at the chair of Enterprise law», Saint Petersburg Juridical Academy, Saint Petersburgsimakova_ek@mail.ru
Current state of the financial and credit infrastructure providing business activityAbstract. Article is devoted to studying of practical aspects of infrastructure ensuring subjects of business activity by financial and credit resources in modern conditions. In article the analysis of security of business activity by subjects of financial and credit infrastructure in a territorial section is carried out, problems and prospects of development of this process in modern conditions are allocated. Keywords: business activity, financial and credit infrastructure, bank, insurance company, professional participants of securities market