Из наблюдений над стихотворной техникой поэтов великой отечественной войны (монорим в произведениях А.Т. Твардовского, М.К. Луконина, А.И. Недогонова)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мукасеева В. А. Из наблюдений над стихотворной техникой поэтов великой отечественной войны (монорим в произведениях А.Т. Твардовского, М.К. Луконина, А.И. Недогонова) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 946–950. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53192.htm.
Аннотация. Статья посвящена одному из предметов исследования стиховедения – монориму. В работе анализируются функции, которые он выполняет в произведениях. При описании монорима учитывается метрическое, строфическое и графическое оформление произведений. В качестве материала для исследования использована поэзия периода Великой Отечественной войны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мукасеева Валентина АлександровнаКандидат филологических наук, доцент кафедры общих гуманитарных и социальных дисциплин Кумертауского филиала ОГУ, Кумертауский филиала ОГУ, г. Кумертауmukavalentina@yandex.ruИЗ НАБЛЮДЕНИЙ НАД СТИХОТВОРНОЙ ТЕХНИКОЙПОЭТОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ(МОНОРИМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.Т. ТВАРДОВСКОГО, М.К. ЛУКОНИНА, А.И. НЕДОГОНОВА)

Статья посвящена одному из предметов исследования стиховедения –монориму. Вработе анализируются функции, которые он выполняет в произведениях. При описании монорима учитывается метрическое, строфическое и графическое оформление произведений. В качестве материала для исследования использована поэзия периода Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: поэзия Великой Отечественной войны, Твардовский, Луконин, Недогонов, монорим.

О монориме как специфическом приеме строфической организации текста упоминали М.Ю. Лотман[1], В.Е. Холшевников[2], М.Л. Гаспаров[3]. Из поэтов XXвека особенности употребления монорима проанализированы О.А. Фоминой в творчестве Высоцкого [4]. Однако устиховедов в трактовке рассматриваемого терминанет единой точки зрения. В ©Литературном энциклопедическом словареª зафиксировано, чтомонорим –это стихотворение на одну рифму[5; с. 229]. Нотакие исследователи, как А.П. Квятковский, С.М. Бонди, считают, что моноримичным может быть не только все произведение, но и его часть [6;с. 123]. Расширяет определение моноримаС.А. Матяш, анализируя его ©интерпретационную сложностьª. По словам исследователя, монорим может быть выделен как отдельной строфой, так и входить в астрофический текст и даже иметь вкраплениестроки на другую рифму –распыленный монорим[7]. Оставив в сторонеспоры ученых о том, может лифрагмент астрофического текста на одну рифму являтьсямоноримом, в качестве рабочего определениямы берем трактовку А.П. Квятковского, С.М. Бонди и остановилисьна том поэтическом материале, который не вызывает сомнения. В данном случае моноримамисчитались графически выделенные строфы на одну рифму.

Материалом для работы послужила военная поэзия А.Т. Твардовского [8], М.К. Луконина [9], А.И. Недогонова [10], С.С. Наровчатова [11], С.П. Гудзенко [12]. Общий объем проанализированного материала составляет 346 произведений (11342 строки). У Гудзенко и Наровчатовамоноримов не выделено, поэтому их тексты исключались из дальнейшего исследования. Количество моноримов в анализируемых текстах составило менее 0, 5% строф. Это говорит о том, что монорим не являлся характерной чертой поэзии военных лет и использовался в качестве эксперимента. Естественно, что употребление такого приеманесло большую функциональную нагрузку.На протяжении истории монорим выполнял разные функции. В Средневековье за нимзакрепился шуточносмеховой ореол. В дальнейшем он стал излюбленным приемом в комическихпроизведениях А.Н. Апухтина, Н.Н. Асеева. ВXX веке монорим, по наблюдениям В.Е. Холшевникова,стал востребованпреимущественно у поэтов Серебряного века[2]. На основе анализа стихотворения Ф. Сологуба ©Лунная колыбельнаяª М.Л. Гаспаров расширяет функциональносемантическийореол монорима и добавляет, что помимо шуточных интонацийон может придавать стихотворению монотонность[3]. Интересно, что монорим, который из пародийного приема превратился в утонченный стихотворный эксперименту поэтов Серебряного века,в период Великой Отечественной войны вновь возродился и приобрел другую функциональную роль. На основе анализа выделены следующие функции монорима:1.Как и в древности монорим придает шутливость высказыванию. Эту функцию ярко демонстрирует монорим в поэме Твардовского ©Василий Теркинª.1)Почему так –без начала?2)Потому, что сроку мало3)Начинать её сначала.1АААВ приведенной строфедается шутливый ответна вопрос: почему книга о Василии Теркине не имеет начала и конца? Усиливает шутливостьпростонародная форма родительного падежа на –у (сроку).В качестве размера в поэме используется 4стопный хорей, монорим оформлен графически выделенном3стишием в полистрофическом тексте2, графическое начертание строк является традиционным.2.Нагнетание эмоций. Такуюфункцию выполняет монорим в стихотворениях ©Две строчкиª Твардовского, ©Тайнаª и ©Сынª Недогонова и ©Новый деньª Луконина. Остановимся на стихотворении последнего поэта. Тематически оно делится на две части. В первой лирический субъект рассуждает о том, что способен отдать в жертву для будущей победы. Он сам готов разрушить созданное им, только чтобы это не досталось врагу:1) Я так решил;разрушу дом2) и мост взорву,себя сожгу,3) чтоб только не владеть врагу4) моим трудом.Приду потом –

5) простят мне мост,и дом,и рожь.6) А рельсыснова развернем,

7) дорога, ты в Берлин пойдешь,8) я –шпала на пути твоем.

а

бб

а

в

гвгВторая часть повествует о возвращении к мирной жизни:1) Косую тень бросает новая стена.2) У застекленного окна3) позванивает новый день!4) Мой новый день!Свои права5) работать

аах

б

1Цифрами пронумерованы стихотворные строки, которые в ряде последующих примеров могут быть разбиты на подстрочия. Буквами обозначаются рифмы согласно общепринятым принципам: А –женская рифма, а –мужская рифма, А’ –дактилическая рифма.2Вопрос ополистрофических произведений был впервые рассмотрен Рудневым П.А., Рудневым В.П. в работе ©Типология строфических композиций в русском стихе: в сопоставлении с типологией композиций метрическихª[13]. Применительно к поэзии военных лет анализ полистрофических форм проводился внашейстатье ©О проблеме строфической организации текстаª [14]. Согласно исследованиям, полистрофическимистрофами считаются графически выделенные строфы, несоизмеримые по объему.отстоял в бою,

6) закатывает рукава,7) торопит молодость мою.вбвМонорим используется в стихотворении в кульминационный заключительный момент первой части, когда лирический субъект рассуждает о том, какие жертвы готов принести во имя победы:1) На поле боя, у берез,2) я в землю взорванную врос,3) все радости я перенес4) до вечных встреч,до светлых слез.ааа

аРазмероманализируемого стихотворения является вольный ямб, монорим представляетсобой графически выделенное 4стишие в полистрофическом тексте, использована новаторская графика, свойственная всему стихотворению, а именно, начертание маленькой буквы в начале стихотворной строкии графическая разбивка четвертой стихотворной строки ©столбикомª.3. К этой наиболее популярной функции монорима добавляется другая –создание эффекта умиления как разновидности народного смеха. Смех мы определяем вслед за А. Бергсоном как противоречие между полярными явлениями в социальной жизни (например: косным, механическим и живым, подвижным) [13;с. 15]. Особенности народной смеховой культуры в период Древней Руси проанализированы в работе Д.С. Лихачева, А.М. Панченко ©Смех в Древней Русиª. В данном исследовании народная смеховая культура предстает как антимир, мир на изнанку, а основными разновидностями смеха являются балагурство, юродство, лицедейство [14]. Об умилении как разновидности смеха упоминает А.В. Бондаренко при анализе языковых особенностей смеховой культуры [15]. В рамках литературоведения умиление, насколько нам известно, не было рассмотрено и анализируются нами впервые.Эффект умиления создается в стихотворении Недогонова ©Мои сыновьяª. В нем разработаны два образа. Первый образ маленьких детей лирического субъекта, ушедшего на фронт:1) Володька –тот понимает бой.2) Рисует ежелисамолет,3) то обязательно со звездой4) и непременно звездой вперед.

аб

а

бВторым образом в стихотворении является образ солдат, отцов семейств, тоскующих по своим детям и стремящихся быстрее разбить врага:1) Мы связаны с вами одной судьбой.2) Мы к детям рвемся.Но рядом бой.3) Нужно кончать его. Поскорей.4) Нужно фашиста с землей сровнять,5) чтоб неожиданноу дверей,6) как маленьких мучеников,сыновей,

а

а

б

в

б

б7) своихзолотых сыновей обнять.

вВ соответствии с определением А. Бергсона умиление как разновидность народного смеха возникает на фоне противопоставления слабых, хрупких, милых детей мужественным, сильным, отважным солдатам. Моноримиспользуется при переходе от первого образа ко второму:Есть фотокарточка у меня,на карточке вся семья(фото арбатское): сыновьяжена, посредине –я.

ааааМонорим, издревле считавшийся, как уже отмечалось, комическим приемом, способствует маркированию эффекта умиления как разновидности народного смеха.Анализируемый монорим оформлен с помощью 3ударного дольника, выделен в качестве 4стишия в полистрофическом тексте, графика новаторская –использована маленькая буква в начале стихотворной строки, чтосвойственно всему стихотворению, графическая разбивка на подстрочия в монориме отсутствует.4. Выделение основной темы произведения. Такую функцию моноримвыполняет в стихотворении Недогонова ©Родная Россияª, в котором поэт раскрывает образ родины. Монорим, повторяясь четыре раза в произведении, выступает в роли припева:1) Россия, мои золотые края,2) Россия, любовь и друзья,3) ты самая светлая сказка моя–

4) родная Россия!

аааАРазмером анализируемого стихотворения является разностопный урегулированный амфибрахий, соответствующий схеме 3232. Монорим входит в состав графически выделенных 4стиший. Графика в стихотворении новаторская –использование маленькойбуквы в начале стихотворной строки, что характерно для всего стихотворения в целом, графическая разбивка на подстрочия в монориме отсутствует.Таким образом,Твардовский, Луконин и Недогонов не чуждались одной из древнейших форм рифмовки –монорима, реанимируя старую форму и наполняя её многофункциональной нагрузкой.Как демонстрируетанализ произведений, монорим может выражать не только шуточные интонации, но и маркировать грани идейнокомпозиционный строя произведения.В комплексе с другими параметрами анализа (метрикой, строфикой и графикой) показано, что в доминирующих случаях произведениянаписаны классическими метрами, преимущественно 2сложниками. Монорим чаще всего встречается в полистрофических текстах в качестве 4стишия, исключение представляет поэма ©Василий Теркинª. Графика поэтов в произведениях новаторская, однаков монориме деление стихотворных строк на псевдостроки, как в остальных фрагментах текстов,чаще всего отсутствует. Анализ графики и метрики демонстрирует, что монорим сохранил свою связь с классическим стихом. Описание строфики, наоборот, что монорим является экспериментальным средством в строфической организации текста, включаясь в качестве 4стишия в несоизмеримые по объему строфы.

Ссылки на источник:1. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. –М., 1970. –284 с.2.ХолшевниковВ.Е. Мысль, вооруженнаярифмами: Поэтическая антология по истории русского стиха. –СПб., 1987. –608 с.3. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890х –1925 годов в комментариях. –М., 1993. –272 с.4. Фомина О.А. МоноримВысоцкого //Регион.науч.практич. конф.: сб. материалов. Ч. III. Оренбург, 2004. –С. 12 –13.5. Гаспаров М.Л. Монорим // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. –М., 1987. –С.229.6. Словарь поэтических терминов / Сост. А.П. Квятковский, под ред. С.М. Бонди. –М., 1940. –240 с.7. Матяш С.А. ©Интерпретационная сложностьª монорима // Стих. Проза. Поэтика: сборник статей в честь 60летия Ю.Б. Орлицкого.NewYork, 2012.–C. 198 –203.8. ТвардовскийА.Т.Стихотворения и поэмы. –Л., 1986. –896 с.9. Луконин М.К. Стихотворения и поэмы / Сост., подг. текста и примеч. Н.Г. Захарченко.Л., 1985. –544 с.10. Недогонов А.И. Лирика –М., 1963. 495 с.11. Наровчатов С.С. Стихотворения и поэмы / Вступ.статья А. Урбана. Сост., подг. текста и примеч. Р. Помирчего.М., 1985. –385 с.12. Гудзенко С.П. Избранное. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, сост., подг. текста Л. Лазарева. –М., 1977. –385 с.13. Руднев П.А., Руднев В.П. Типология строфическихкомпозиций в русском стихе: в сопоставлении с типологией композиций метрических // Стилистика художественной речи: межвузовск. тематический сб. Калинин, 1982. С. 137 –154.14. Мукасеева В.А. О проблеме строфической организации текста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. –№4. –С. 381 –384.13. Бергсон А. Смех. –М., 1992. –127 с.14. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.–Л., 1984. –295 с.15. Бондаренко А.В. Языковая онтологиясмеховой культуры: дис. … док. филол. наук. –М., 2009. –344 с.

Mukaseyeva Valentina AleksandrovnaTHE GREAT PATRIOTIC WAR POETS’ VERSICULAR TECHNIQUE ANALYSIS (MONORHYME IN THE WORKS OF A.T. TVARDOVSKY, M.K. LUKONIN, A.I. NEDOGONOV)The article focuses on monorhymeinvestigation which is looked upon as one of the significant subjects of prosody. An analysis of the main functions fulfilled by monorhyme in the considered literary works is presented. Metrical, strophic, and graphical design of literary pieces has been taken into account in monorhyme description. The poetry of the period of the Great Patriotic War has been used as data for study.

Key words: The poetry of the period of the Great Patriotic War, Tvardovsky, Lukonin, Nedogonov, monorhyme.