Школьный праздник: уроки истории

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шульга Е. В. Школьный праздник: уроки истории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 996–1000. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53202.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ использования возможностей школьного праздника в исторической перспективе, указаны пути реализации его педагогического потенциала на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Шульга Елена Владимировна.Педагогорганизатор,ГБОУ гимназия № 406, город Пушкин, СанктПетербург.elenshulga@yandex.ru

Школьный праздник: уроки истории

В статье представлен анализ использования возможностей школьного праздника в исторической перспективе, указаны пути реализации его педагогического потенциала на современном этапеКлючевые слова: педагогический потенциал, школьный праздник, виды досуга, алгоритм проведения школьного праздника «Золотая осень»

Современные условия характеризуются динамичной социальнополитической обстановкой в стране, которая значительно усложняет воспитательный процесс. Подрастающее поколение, которое в сложный период развития нашего общества подвергается воздействию множества типов культур и субкультур, к сожалению, чаще впитывает в себя негативные образцы поведения. Однако условия рынка и конкурентной борьбы требуют от молодых людей самостоятельности, гибкости и деловитости. Образование сегодня ориентировано на решение и такой актуальной задачи: как в условиях обновления общества, пересмотра социальных и нравственных ценностей обеспечить духовнонравственное развитие молодежи. Поэтому в основе воспитания молодёжи решение проблем становления нравственности, нравственной культуры и гражданскопатриотического воспитания.

Период кризиса труден для любого сообщества. Смена ценностей, идей, замена символики, создание новых традиций требуют, помимо всего прочего, перестройку сознания каждого гражданина. Объявленные свободы на практике оборачиваются свободой от всего святого: многочисленные шоупрограммы сомнительного качества, полнейшее отсутствие цензуры в средствах массовой информации, обилие фильмов со сценами насилия и жестокости создали иллюзию вседозволенности. К сожалению, можно сказать, что этот период лишил целое поколение россиян возможности перенять его лучшие традиции, тем самым затруднил и передачу этих традиций следующим поколениям.Приобщение человека к культуре всегда связано с периодом его обучения в начальной школе. Современное обновление содержания начальной ступени строится на идее развивающего обучения, где ребенок становится субъектом учебной деятельности, автором собственного видения мира, способным вступить в диалог с разными культурами. Наиболее подходящей формой, позволяющей объединить идею нравственного воспитания с идеей воспитания социально активной личности, являются школьные праздники.Необходимость обратить особое внимание на праздники в начальной школе обусловлена тем, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения ребенка, его базовые качества, формирующие успешность в будущем. Результатом грамотной организации школьных праздников может стать глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, формирование его нравственной позиции, ответственного и осознанного отношения к понятиям Родина, Отечество.Педагогический потенциал школьного праздника в современной школе не используется в полной мере. Часто это просто мероприятие для «галочки», которое в обязательном порядке должно присутствовать в плане работы школы или класса. Недостатка в сценариях нет: педагогические издания печатают многочисленные сценарии профессиональных авторов и практических педагогов, в Интернете можно найти сценарий по любой заявленнойтеме. По сути все это напоминает 2

скорее лоскутное одеяло, созданное по принципу «кто во что горазд».Таким образом, в настоящий момент имеется насущная необходимость исследования традиций праздника в российской школе, опыта его проведения, и, наконец, создания комплекса педагогических условий по организации школьных праздников с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.Праздники в жизни людей всегда были посвящены значимым событиям их жизни, которые и определяли ценность праздника. Еще А. В. Луначарский заметил: «Школьный праздник, проводимый в школе, есть часть жизни. Посредством праздника жизнь внедряется в школу, получает в ней свой отголосок» 1.С.454. Каким же должен быть школьный праздник сегодня, если учесть, что большую часть своей жизни ребенок проводит в школе? Другими словами, насколько полно используется педагогический потенциал школьного праздника на современном этапе? Введение Новых стандартов образования предоставляет уникальную возможность детскому празднику стать неотъемлемой частью образовательного пространства школьной жизни, органично сочетая процессы обучения и воспитания: «интегрировать духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную, т.е. осуществить интегративность программ духовнонравственного воспитания [2.С.21, наладить «взаимосвязь и преемственностьобщего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования» 3. С.3. Для того, чтобы понять, каким должен быть школьный праздник сегодня, обратимся к понятию «педагогический потенциал». Е.И.Музыко, обобщая определения термина «потенциал», данные в различных словарях, выделил два уровня толкований, характеризующих это понятие. Вопервых, как «скрытые возможности, способности, силы», необходимые для какихлибо действий. В этом случае, по мнению автора, стержневым условием является «непроявленность, латентность имеющихся возможностей». Вовторых, как «совокупность ресурсов» для осуществления какойлибо деятельности, решения какихлибо задач 4. С.2. Проецируя это на понятие «педагогический потенциал школьного праздника», гдепервое слово как раз и указывает на цель, предполагая специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников для достижения определенного результата на стороне воспитанников, с определенной долей условности будем утверждать, что: первый уровень это цели и задачи, сформулированные организаторами школьного праздника, то есть актуализированные возможности; второй уровень имеющиеся ресурсы(кадровые, информационные, техническое обеспечение, материальная база, использование образовательной среды школы, степень вовлечения родителей и т.д.) и условия реализации, то есть правила по использованию имеющихся ресурсов.

Анализируя исторические источники, можно заметить, что в целом школьный праздник всегда рассматривался как разное по масштабу, но всегда направленное на изменение личности ребенка средство воспитания. Проиллюстрируем данное утверждение примерами.Известно, что в конце XVIII века церковные и «царские» праздники органично входили в жизнь школы. Цели таких праздников не декларировались, можно предположить, что их основными задачами являлись приобщение к общегосударственным и религиозным ценностям, придание значимости тому или иному событию и демонстрация достижений учащихся 5.С.130. Первым фактом публичного декларирования целей и задач школьного праздникасталпраздникелки, вошедшийв школьный календарь праздничных датво второй половине ХIХ века 3

[6.С.35. С начала XXвека праздники в школах все шире освещаются в периодической печати. По материалам журнала «Народное образование» можно судить о том, что школьные праздники рассматривались как хорошее учебновоспитательное средство, полезное для детей «в смысле естественной потребности в более или менее сильном нервном возбуждении после продолжительной, рядовой, будничной работы» 7. С. 164.На основе анализа литературы о школьном празднике, вышедшей в свет с 1917 по 2012 год, можно сказать, что за первые годы советской власти праздники прочно вошли в жизнь школы, а революционные праздники составили основное их ядро.Таким образом, школьные праздники на длительный период времени становятся мощным средством идеологического воспитания учащихся. Практический опыт работы педагогов обобщался и анализировался в специальных сборниках, на семинарах и конференциях. С середины 30х годов все чаще ставился вопрос о включении содержания праздников в урочную и внеурочную деятельность школьников. Конечно, это было направлено на усиление идеологической составляющей праздников, но в то же время позволяло сделать праздник неотъемлемой составляющей частью школьной жизни. Так, в июне 1924 года в Ленинграде состоялась конференция по проведению общественнополитических праздников в школе, где говорилось о необходимости включения в производственный план школы содержания праздников с тем, чтобы этот материал мог изучаться на классных и предметных занятиях. В группах продленного дня, на клубных и кружковых занятиях предполагалось его углубление и подготовка к художественному оформлению 8. С.51. На страницах журналов учителяпрактики высказывались по вопросам расширения тематических рамок праздников: праздник как лучшая форма учета усвоенных знаний 9. С. 41, эффективное завершение пройденной темы 10. С.49. В конце 20х годов Методическое письмо Наркомпроса «Школьные праздники» регламентирует список школьных праздников, их содержание вводится в программу обучения, праздник становится официальной формой учета работы школы. 11. С.35.Анализируя теоретические концепции школьного праздника за период 20х –40х годов, можно заметить, что школьный праздник авторами этих работ всегда рассматривался как эффективное средство воспитания: «средство, способное пробудить дремлющие интересы ребенка» рассмотрел В.Г. Марц, одним из первых обратившийся к исследованию темы школьного праздника 12. С.7 . Мысль о празднике, как лучшем средстве агитации и пропаганды определенной идеи высказывают И.В. Устинов и В.И. Крылов 13.С.45. Школьный праздник, как средство развития способностей ребенка, рассмотрел К.И Львов. Автор утверждал, что «праздники могут явиться хорошим цементом, связывающим воедино изучаемые в школе предметы»14. С. 14. Обзор литературы по проблемам школьных праздников будет неполным, если обойти вниманием вклад, внесенный великим советским педагогом В.А. Сухомлинским, в эту сферу школьной жизни. В.А. Сухомлинский построил уникальную систему воспитательной работы, в которой праздники сопровождали каждый этап в жизни ребенка 15.С.4548. Его система праздников (праздник радости жизни на родной земле), органично включенная в воспитательную систему школы, станет одним из первых опытов подобного рода.В конце 70х годов Г.П. Черный применил понятие « педагогическаятехнология»по отношению к детскому празднику, считая, что «основой педагогической технологии праздников является педагогически целесообразная организация массового праздника и активное включение личности в празднование» 16. С. 89. По Г.П.Черному, эффективность праздника зависит от:

4

педагогическицелесообразной организации, т.е. обеспечение организации праздника ориентирами в целеполагании, которые содержатся в планируемых воспитательных результатах, а не в средствах воздействия,активной включенности ребенка в празднование т.е. отказ от диктата взрослых и переход на методику коллективных творческих дел (по И.П. Иванову).Учитывая все рассмотренные примеры, с нашей точки зрения наиболее актуальной для использования в полной мере педагогического потенциала школьного праздника, является теория ленинградского культуролога Э.В.Соколова. Классифицируя виды досуга, авторвыделил следующие: отдых развлечение

просвещение

творчество–созерцаниеи утверждал: «По своему смыслу праздник синтетичен. Он имеет общее с любым другим видом досуга»17. С.86. Попробуем спроецировать эту теорию на школьный праздник.

Действительно, праздник в школе это: Отдыхв череде уроков, ведь именно так он воспринимается детьми.

Развлечениекак непременная составляющая детского праздника (но не основной цель!), так как именно игровое начало делает праздник особенно привлекательным для его участников (оригинальный сюжет, игры разных видов, сюрпризные моменты). Исключение составляют торжественные праздники, где шуточные, подвижные игры неуместны.

Просвещениекак подготовительный этап в организации школьного праздника наполняет содержание праздника особым смыслом, придает ему значимую ценность. Просвещение в рамках школьной программы можетосуществляться на уроках(чтение, окружающий мир, музыка, ритмика) при проведении тематических классных часов, на экскурсиях и т.д.

Творчество–неотъемлемая часть любого школьного праздника. Согласованность тематики праздника с программами объединений ОДОД дает возможность, включая творческие номера в программу праздника, обогатить эти номера новыми смыслами. Так, материал готовится на занятиях в объединениях ОДОД (театр, хор, хореография, рисование и т.д.), что создает условия для реализации полученных знаний и умений в практической деятельности.

По Э.В.Соколову, «…праздник есть коллективное, торжественноесозерцание, в том смысле, что он предполагает приостановку всякой утилитарной деятельности, единовременное и единодушное переживание всеми гражданами высоких чувств, вечных идей, неоспоримых ценностей»17.С.86. В школе комплексная подготовка праздника (на уроках, классных часах, экскурсиях, занятиях ОДОД) создает условия для осмысленного участия детей в празднике, эмоционального «погружения» в атмосферу праздника,делает праздник запоминающимся событием в жизни каждого ребенка. Творческие задания в послепраздничный период позволяют полнее осмыслить событийность праздника. С нашей точки зрения, включить все виды досуга в программу праздника возможно при наличии в школе воспитательной программы, объединяющей единой темой урочную, внеурочную деятельность и занятия в отделении дополнительного образования. Это в свою очередь будет способствовать интегративности, взаимосвязи и преемственностиобщего и дополнительного образования. Примером такой программы может служить воспитательная программа «Наша Отечество», разработанная творческим коллективом педагогов гимназии № 406 г. Пушкина. Программа «Наше Отечество» ставит своей целью воспитание юного гражданина, знакомого с истоками культуры своего государства, уважающего и продолжающего его традиции, сознающего ценность Отечества, испытывающего чувство причастности к его судьбе. В процессе обучения по данной программе учащиеся получают знания об истории развития культуры Отечества: зодчества и архитектуры, изобразительного и декоративноприкладного искусства, музыкальной 5

культуры, устного народного творчества нашей Родины. Развивая национальное самосознание учащихся, данная программа помогает учащимся выразить свое отношение к миру, к людям, к себе.

Одним из важнейших принципов организации работы по программе является тематическая согласованность всех образовательных мероприятий по горизонтали(единая тема на протяжении всего года обучения) и по вертикали(данная тема раскрывается на всех структурных элементах образовательного пространства). Программа «Наше Отечество» рассчитана на четыре года обучения и включает в себя следующие этапы с соответствующим структурированным содержанием:1 класс – « Мы россияне»

предусматривает формирование представления о России: как неотъемлемой части мирового сообщества, как многонациональном государстве и о себе как гражданах этого государства, толерантных по отношению друг другу.Праздники:«Праздник первых каникул», «Прощание с Букварем», «Мы –россияне!»2 класс – «Русь великая»

предполагает знакомство учащихся с историей Древней Руси, истоками отечественной культуры. Цель:помочь учащимся осознать понятие Руси –России россиянина и Руси –Родины –Отечества. Праздники: «Золотая осень», «Масленица», «На святой Руси».3 класс –«Мы –внуки Петра»

направлено на знакомство с историей и культурой СанктПетербурга как особой части России и особенностями петербуржцев как россиян. Праздники: «Петровские ассамблеи», «Виват, СанктПетербург!»4 класс – «Отечество нам Царское Село»

позволяет помочь учащимся ощутить себя жителями Царского Села, Царское Село своим Отечеством, сформировать восприятие Царского Села как части СанктПетербурга, часть России. Праздники: «Лицея день заветный…», «Город муз».Комплексное раскрытие каждого этапа обеспечивается:на уроках(чтение, изобразительное искусство, окружающий мир, труд, музыка, физическое воспитание, ритмика;системой внеклассных мероприятий(классные часы, коллективные дела, праздники, экскурсии, выставки рисунков и поделок, тематические беседы и занятия в ГПД); на занятиях в объединениях ОДОД (Народная культура, Ритмическая гимнастика, ОФП и народные игры, ИЗОстудия, Бисероплетение, Хор, Театральная студия, Художественное слово). Детский праздник в программе «Наше Отечество» является необходимым и незаменимым по своему эмоциональному воздействию элементом, включающим в себя определенный объем полученных детьми знаний по той или иной теме, позволяющим на практике применить приобретенные умения и навыки.

Рассмотрим, как был спроектирован и осуществлен один из праздников для учеников 2х классов «Золотая осень»в рамках программы«Наше Отечество». При этом следует учитывать, что все праздники соответствуют теме курса, в рамках которого существуют и предусматривают участие целой параллели классов (в гимназии обычно это три

четыре класса). Почти весь практический материал, используемый при построении сценариев, осваивался детьми на уроках это касается тематического содержание праздников, а также песен, хороводов, массовых танцев, музыкальных и подвижных игр. Лишь некотораячасть, которая должна являться сюрпризной для основной массы зрителей, готовитсяна занятиях кружков.Следует учитывать, что праздники для второклассниковпосвящены истории нашей Родины, ее самобытности и уникальности. В нашей школе учатся дети многих национальностей, некоторые из них совсем недавно приехали в Россию, поэтому этот ряд праздников является, несомненно, необходимым звеном процесса адаптации в новых условиях жизни.Осень на таком празднике 6

рассматривается как время особой красоты родной природы, время сбора урожая и подготовки всего живого к зиме. Именно этим темам посвящены стихи, игры и инсценировки, входящие в программу праздника. Основу праздника составляет фольклорный материал: народные песни, хороводы, пословицы, поговорки, осенние приметы и т.д. Весь этот материал осваивается учащимися на уроках музыки, ритмики, рисования, чтения, и на занятиях кружков. За две недели до праздника в каждый класс приносится красиво оформленный большой конверт, где находится письмо от «Осени». Осень приглашает детей на праздник и дает им задания для подготовки. Дети всегда с большим интересом относятся к получению письма, содержание письма живо обсуждается в классах, дети с нетерпением ждут праздника: придумывают оформление праздничных костюмов, готовят поделки и рисунки для праздничной выставки.Ведет праздник сама Осень, а помогает ей Кикимора, которой очень хочется учиться в гимназии. Эти роли могут исполнять как девочки из старших классов (78 класс), так и учителя участвующих в празднике классов, что вызывает особый интерес детей. Увидев учительницу в необычной для нее роли, дети с особенным вниманием вслушиваются в ее слова, с особой охотой выполняют задания, смеются шуткам, эмоциональнее откликаются на все ее действия. Можно сказать, что они гордятся своей учительницей. При этом ребенок не смешивает роли учителя: «Мне больше всего понравилась, как плясала Кикимора», отвечает он на вопрос о празднике, хотя Кикиморой была его учительница.

Первая часть праздника продолжается не более 2530 минут. Дети демонстрируют Осени и Кикиморе свои таланты (поют, танцуют, читают стихи, показывают инсценировки). Осень хвалит участников за их таланты, а Кикимора предлагает проверить, насколько они ловкие, смелые да умелые. Каждый класс получает осенний листок (береза, клен, дуб, осина), на котором написаны названия станций, и отправляется в по указанному маршруту.Вторая часть праздника проводится в форме «игры по станциям» и занимает не более получаса. На этом празднике таких станций всего две: обычно это станции «Игровая», где проводятся различные подвижные игры и аттракционы, «Осенняя мастерская», где дети изготавливают различные поделки из природного материала и коллективное панно из осенних листочков или «Угадайка» здесь отгадываются загадки, звучат народные приметы, пословицы, поговорки, рассказываются стихи об осени. На каждую станцию отправляются два класса, которые и соревнуются между собой. Через четко определенное время, обычно это 1012 минут, участники меняются станциями. Осень обычно ведет программу «Осенней мастерской» или «Угадайки», а Кикимора проводит игры и аттракционы на станции «Игровой». Особое веселье вызывает непосредственное участие Кикиморы в играх. Гости, родители учащихся, сопровождают своих детей и тоже принимают активное участие в игровых программах станций, что очень нравится детям.После прохождения маршрута все собираются в зале, где Осень награждает участников брошками в виде веточки калины, изготовленными учениками третьих классов на уроках труда, и ароматными яблоками. Общим решением участников праздника Кикимору зачисляют в гимназистки, так как она очень старалась научиться всему, что выполняли дети на празднике.Алгоритм праздника «Золотая Осень» можно представить в виде цепочки, включающей пять этапов, условно названных: « Пуск », «Тема», «Игра», «Награда», «Оценка». Первый и последний этапы, не являясь собственно праздником, представляют собой непременное условие успешности самого праздника.Первый этап «Пуск»(для детей это этап «завтрашней радости») начинается с получения приглашения на праздник. На этом этапе проходит вся подготовительная работа. Изготавливаются костюмы, репетируется литературный, песенный и 7

танцевальный материал, который должен быть сюрпризным для основной массы зрителей, проводится работы с группой третьеклассников и с педагогами, принимающих участие в празднике. Весь остальной материал, включенный в содержание праздника, осваивается детьми на уроках в рамках программы «Наше Отечество». На этом этапе готовится выставка детских работ. Условно можно назвать этот этап «пусковым», так как именно здесь все начинается и от качества подготовки зависит качество праздника, степень его воздействия на участников, то есть педагогический потенциал школьного праздника.Второй этап «Тема»

начинается в тот момент, когда все участники праздника собираются в зале. На этом этапе ведущими формулируются основные цели и задачи праздника (встретиться с Осенью, порадовать ее своими знаниями, отпраздновать начало первых каникул), в затем идет собственно тематический праздничный материал, составленный так, чтобы чередовались массовые и индивидуальные или групповыеномера. Определенные правила касаются и жанров исполняемых номеров: песенные, танцевальные и литературные выступления равномерно распределяются по сценарию праздника так, чтобы не было преобладания какогото одного (несколько песен подряд, много стихов и т. д.), так как это приводит к быстрой утомляемости детей, утрате внимания. Этот этап можно считать основным в процессе проведения праздника, так как именно здесь наиболее глубоко раскрывается основная тема праздника. Третий этап праздника

«Игра»,

проводится в форме «игры по станциям». Программы этого этапа состоит из массовых игр, танцев, хороводов. Цель этого этапа доставить детям радость через непосредственное включение каждого участника в игровую деятельность.Материал этого этапа соответствует теме праздника, раскрывая ее и дополняя ее средствами игры. Основной задачей организатора на этом этапе можно считать четкую организацию, исключающую неуправляемость детей, их перевозбуждение. Для этого требуется, чтобы на «пусковом» подготовительном этапекаждый педагог участвующего класса был ознакомлен со своими обязанностями и четко знал, что и когда ему делать (для этого неоценима помощь учителя физкультуры).Ведущими на каждой станции обычно выступают педагоги дополнительного образования. Третий этап можно назвать «игровым»Четвертый этап « Награда»

заключительный этап самого праздника. На этом этапе все участники вновь собираются вместе, слышат слова благодарности от Осени, получают от нее подарки. Непременное условие на этом этапе эмоциональность и краткость ведущих. Многословие может снизить впечатление от всего праздника, так дети к этому моменту переполнены впечатлениями и просто не в состоянии выслушивать долгие речи. Основное содержание этого этапа подведение итогов и, как следствие, награда. Мы считаем, что подарок обязательно должен быть на детском празднике. Ведь ребенок шел на праздник, чтобы «людей посмотреть, да себя показать». А каким образом он может узнать, насколько успешны были его действия? Подарок и является этим подтверждением. Подарок или награда могут самыми простыми, но отвечать тематике праздника они должны обязательно.Пятый этап праздника, «Оценка», не менее важен, чем все предыдущие. На этом этапе ребенку должны быть созданы условия для осмысления того, свидетелем и участником чего он явился в процессе праздника. Для этого можно использовать различные способы: от простого опроса детей сразу после праздника («А что тебе больше всего понравилось на празднике?») до более подробного, включающего сравнительный анализ, разбора впечатлений. Целесообразно также предложить детям тему для рисования «Наш праздник». Таким образом,мы создаем условия не только для осмысления, но и для возникновения желания собственного творчества. 8

При правильном проведении этот этап можно рассматривать как основу при проведении следующего праздника, его «пускового» периода. Ведь именно просьбы об участии в празднике («А можно я буду...») свидетельствуют о рождении творческой инициативы ребенка.

Впечатления от праздника «Золотая Осень» обычно бывают самыми эмоциональными: детям трудно выделить чтото одно и обычно они говорят, что «все понравилось». Чаще всего вспоминают красавицу Осеньивеселую, смешную Кикимору, которая в доказательство своей готовности быть гимназисткой, пела задорные частушкии плясала чарльстон. Некоторые дети угощают «волшебными» яблоками своих родителей, бабушек (Осень сказала, что тот, кто съест ее яблоко, станет здоровым, умным да пригожим). Брошкикалинки второклассникиносят на своих школьных формах, а третьеклассники с удовольствием узнают свои изделия.Выбранная форма праздников, где первая часть состоит из коротких ярких выступлений учащихся каждого класса, чередующимися с массовыми песнями и танцами, а вторая содержит игровую и практическую деятельность детей, учитывает физиологические особенности детей данного возраста, позволяя поддерживать постоянный интерес к происходящему, не вызывая переутомления участников. Постоянное переключение внимания приводит к тому, что на таких праздниках не слышно призывов к соблюдению тишины, замечаний и одергиваний со стороны взрослых. Подобная форма позволяет чередовать различные виды детской деятельности: познавательная сменяется художественной, игровая сочетается с трудовой и т.д. На таких праздниках используются все виды общения: дети имеют возможность свободно обменяться мнением с товарищем, с родителями, выполнить задание в группе, принять участие в массовых мероприятиях и это создает необходимую атмосферу психологического комфорта.В сольных номерах в течение года имеют возможность выступить поочередно почти все учащиеся, во всяком случае, есть возможность привлечь к таким выступлениям именно тех, кому это особенно необходимо по тем или иным причинам. Яркое оформление костюмов и атрибутов, грамотно подобранное музыкальноесопровождение, звуковые и световые эффекты придают праздникам тот эмоциональный настрой, который позволяет надолго сохранить их в памяти. И, наконец, праздники, в которых участвует вся параллель классов, позволяют детям расширить круг общения, ближе узнать своих сверстников.Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что педагогический потенциал детского праздника в школе, столь востребованный в настоящее время, будет использован наиболее полно при наличии:1.педагогически целесообразной организации, т.е. обеспечение организации праздника ориентирами в целеполагании, которые содержатся в планируемых воспитательных результатах, а не в средствах воздействия;2.включения содержания праздников

в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;3.взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования, что достигается созданием Программы воспитания;4.включенности в содержание праздника всех видов досуга: отдыха –развлечения просвещения –творчества –созерцания.





9

Ссылки на источники:1.Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Издво АПН РСФСР, 1958. –559 с.2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) ). –М.: «Просвещение», 2010. –112 с. 3.ДанилюкА. Я., КондаковА. М., ТишковВ. А. «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Стандарты второго поколения). –М.: «Просвещение», 2011. –24 с. 4.Музыко Е. И.«К вопросу исследования экономической сущности категории «инвестиционная емкость» // Проблемы современной экономики, N 1 (33), 2010. http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=3013 02.03.20135.Жерихина Е.И. Смольный. Историй зданий и учреждений. –СПб: «Лики России», 2002. 223 с.6.

Швидченко Е. С. Рождественская елка, ее происхождение, смысл, значение и программа. С нотным прил. (Для воспитателей, учителей и родителей). СПб.. 1889. –64 с. 7.Пономарев С. Школьные вечера. // Народное образование, 1904.Кн. II. Стр. 163172. 8.Красный календарь в трудовой школе (методические статьи, инструктивный материал и библиография) /Сост. З. Лилиной. ГИЗ, 1925. –122 с.9.

Руфина О. Детские праздники. // Народный учитель. 1926. № 8. С. 404110.Маркон Ч. Школьный праздник в связи с прохождением темы.//Народный учитель. 1927. № 2. С. 4956 11.Школьные праздники. Методическое письмо. М.л., Наркомпрос РСФСР Главсоцвос и Госиздат, 1928. 75с.12.МарцВ.Г. Юношеские праздники. / Сб. Игры и развлечения. М., 1922. 89 с.13.

Устинов И.В., Крылов В.И. Праздник Октябрьской революции в школе. ГИЗ, 1923. 144с.14.Львов К.Л. Иллюстративные вечера. Пособие по устройству вечеров и праздников во внешкольных и школьных просветительных учреждениях. 2е доп. М.: Работник просвещения, 1925. 265 с.

15.Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5ти т. Киев, 1979. Т.1. –350с.16.Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М., 1990. –78 с.17.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. 207 с.

Shulga Yelena V.,pedagogueorganizer, gymnasium № 406, the town of Pushkin, SaintPetersburg elenshulga@yandex.ruSchool holiday: lessons of historyIn article the analysis of use of possibilities of a school holiday in historical prospect is presented, ways of realization of its pedagogical potential at the present stage are specifiedKeywords: рedagogicalpotential, school holiday, types of leisure, algorithm of carrying out of a school holiday "Mellow autumn"