Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Картуков А. Г., Гумелёв В. Ю. Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 1086–1090. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53220.htm.
Аннотация. В статье описаны способы установки штатных аккумулятор-ных батарей на бронетранспортере БТР-80, порядок их подключения и особенно-сти эксплуатации. Кроме того, изложен порядок использования аккумуляторных батарей других машин, в том числе зарубежных.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязаньkartalg@yandex.ru

Гумелёв Василий Юрьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры эксплуатации вооружения и военной техникиРязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязань

Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР80

Аннотация.В статье описаны способы установки штатных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР80, порядок их подключения и особенности эксплуатации. Кроме того, изложен порядок использования аккумуляторных батарей других машин, в том числе зарубежных.Ключевые слова: бронетранспортер, аккумуляторные батареи, пуск двигателя.

Аккумуляторные батареи, установленные на машинах, предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности. Основным режимом работы батарей является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [1].На бронетранспортер БТР80 устанавливаютсядве танковые свинцовые стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ85 (номинальное напряжениебатареи 24 В) или две автомобильные батареи типа 6СТ190 (номинальное напряжениебатареи 12 В). Батареи представлены на рисунке1.

а ба –танковая батарея 12СТС85АС1; автомобильная батарея 6СТ190АП

Рисунок 1 –Батареи с общей крышкой типа 12СТ85 и типа 6СТ190

Аккумуляторные батареи размещаютсяв специальной нише отделения силовой установки(рисунок 2), которая расположена между третьим и четвертым мостом с правой стороны по ходу движения машины, а схемы подключения батарей к бортовой сети показаны на табличке с внутренней стороны люка (рисунок 3в).

Рисунок 2 –Расположение люка ниши аккумуляторных батарейБТР80



а б ва –люк ниши аккумуляторных батарей; б –размещение на люке ниши таблички со схемой подключения; в –табличка со схемой подключения батарей

Рисунок 3–Люк ниши аккумуляторных батарей

Для значительного сокращения номенклатуры аккумуляторных батарей, устанавливаемых на бронетанковой и военной автомобильной технике, целесообразно использовать модульный принцип построения источников тока. Применение батареимодуля решает следующие задачи: сократить номенклатуру батарей до одного типа, повысив эксплуатационную надёжность систем электростартерного пуска; разработать единые требования и нормы по эксплуатации, хранению и техническому обслуживанию батарей; унифицировать испытательные средства, оборудование и методы испытаний батарей.В основу модульного источника тока положена аккумуляторная батарея типа 6ТСТС100А необслуживаемая. Модульные батареи предназначены для установки на все образцы бронетанковой и военной автомобильной техники, начиная от легковых автомобилей, выпускаемых Ульяновским автомобильным заводом (автомобили семейства «УАЗ»), и заканчивая танками [2].На бронетранспортер могут устанавливаться четыре параллельнопоследовательно соединенные батареимодули типа 6ТСТС100А(рисунок 4).

Рисунок 4 –Аккумуляторнаябатареямодультипа 6ТСТС100АЗ

Схема подключения аккумуляторных батарей типа 6ТСТС100А к бортовой сети показана на рисунке5. Для параллельного подключения батареймодулей требуются дополнительные провода сечением 70 мм2.Напряжение четырех параллельнопоследовательно соединенных батареймодулей 24 В, а их емкость –200 А∙ч.

Рисунок 5–Схема подключения аккумуляторных батарей типа 6ТСТС100А

По габаритным и присоединительным размерам серийныетанковыебатареи типа 6СТ140 и 12СТ70и автомобильные батареи типа 6СТ190 взаимозаменяемы. Значит, их можно при необходимости, установить на БТР80.Батареи типа 6СТ140 при установке на БТР80 соединяются между собой последовательно, а батареи типа 12СТ70 –параллельно. Напряжение этих как последовательно, так и параллельно соединенных батарей равно 24В, а емкость–140А∙ч. Аккумуляторные батареи, предназначенные для питания системы электростартерного пуска двигателя БТР80, должны иметь суммарную емкость не менее 170А∙ч. Поэтому при установке вместо батарей типа 6СТ190 батарей типа 6СТ140 или 12СТ70 следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным.Батареи типа 12СТ85 устанавливаются на различных модификациях боевых машин десанта (БМД) и пехоты (БМП), на различных модификациях российских танков (Т72, Т80, Т90).Батареи типа 6СТ190 устанавливаются на военной автомобильной технике (автомобили семейств «Мотовоз1» и «Мустанг»), а также на автомобили«Урал» и «КамАЗ», поставляемые в народноехозяйство.Батареи типа 6СТ140 (или 12СТ70)устанавливаются на многоцелевой тягач легкий бронированный (МТЛБ) и некоторые другие объекты БТТ и ВАТ. В особых случаях может возникнуть необходимость установки на бронетранспортер трофейных батарей[3]. На батареях зарубежных изготовителей емкость обозначается числом с размерностью А·h(Аmper·hour), что соответствует русскому обозначению А·ч(Ампер·час). Например: 140А·h. На иностранные боевые и транспортные машины устанавливают в основном только батареи с номинальным напряжением 12 В, которое обозначается как: 12V.При эксплуатации при температурах не ниже 0 С допустимо устанавливать две последовательно соединенных батареи с номинальным напряжением 12 В, емкостью значительно меньше 170 А·ч, но не менее 100А·ч. Но при установке батарей с емкостью менее 170 А·ч следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации бронетранспортера [1]. Если бронетранспортер эксплуатируется при низких температурах, то емкость трофейных должна быть как можно ближе к емкости штатных батарей. При этом батареи на машину желательно устанавливать одного и того же типа и исполнения, например, снятые с трофейной боевой или транспортной машины (грузового автомобиля) противника. Если, вследствие обстоятельств, приходится устанавливать батареи разного типа и, соответственно, разной емкости, с различных машин, то необходимо помнить, что общая емкость последовательно соединенных батарей всегда определяется батареей с наименьшей номинальной емкостью или более разряженной батареей. Если нет трофейных батарей боевых машин или грузовых автомобилей, то следует использовать трофейные аккумуляторные батареи, снятые с легковых машин, емкость которых, как правило, менее 100 А·ч. Для надежного электростартерного пуска дизеля бронетранспортера необходимо установить четыре последовательнопараллельно соединенные батареи легковых автомобилей. Батареи европейских изготовителей, как правило, имеют обратную полярность. Батареи, изготовленные в США, Японии и ЮгоВосточной Азии –прямую.Полярность аккумуляторной батареи–термин, определяющий расположение токосъемных выводов наее корпусе. На батареях ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. При прямой полярности, если смотреть на батарею со стороны выводов, то вывод «+» будет находиться слева (рисунок 6). У батарей с обратной полярностью расположение выводов «+» и «–» противоположное.При установке трофейных батарей следует определить их полярность и согласно ей подключать батареи к бортовой сети бронетранспортера. Аккумуляторные батареи, в зависимости от их изготовителя, могут иметь не только разную полярность, но и разные формы полюсных выводов (рисунок 6). При любой полярности необходимо вместе с батареями с трофейной машины снять и соединительные провода с полюсными наконечниками. Это значительно облегчит подключение батарей к бортовой сети бронетранспортера.Соединительные провода по возможности следует снять полностью, а не отрезать их. Если трофейные батареи, устанавливаемые на бронетранспортер, имеют разную полярность, то это может серьезно усложнить их подключение. В этом случае следует проявить повышенную внимательность.

Рисунок 6–Полярность аккумуляторных батарей и формыих полюсных выводов

Если в наличии имеется одна трофейная батарея емкостью более 100 А·ч и две батареи легковых автомобилей меньшей емкости, то три батареи следует соединить последовательнопараллельно. На рисунке7представлено подключение к бортовой сети машины трех трофейных батарей разной емкости, но одной полярности.

Рисунок 7–Последовательнопараллельное подключение трех трофейныхбатарей с разной емкостью

При установке батарей необходимо их надежно закрепить каким угодно способом, так как плохо закрепленные батареи быстро выйдут из строя.При первой возможности следует заменить трофейные батареи на штатные.

ЛИТЕРАТУРА:1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: –М.: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. –494 с.2 Лебедев, С. А. Комбинированные источники тока в системах пуска двигателей автомобилей [Текст] / С. А. Лебедев, В. С. Антипенко, С. В. Антипенко // Грузовик &. –2008. –№ 10. –С. 15–18.3 Гумелев, В.Ю. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР80 / В.Ю. Гумелев, А.Г. Картуков, А.В. Пархоменко // Современная техника и технологии [Электрон. ресурс]. Электрон. научн. журнал. –2013. –Январь URL:http://technology.snauka.ru/2013/01/1480, ISSN: 2225644Х.

[Датаобращения18.03.2013]

Kartukov Alexander, Candidate ofTechnical Sciences, lecturer at the chair of automobile service Ryazan high airborne command school (the military institute), Ryazan

Gumelev Vasiliy,Candidate of Technical Sciences, at the chair of exploitation armament and military vehicles Ryazan high airborne command school (the militaryinstitute), Ryazan

Storage batteriesfor armored personnel carrier BTR80

Abstract. Article contains ways of the installation staff storage batteries to armored personnel carrier BTR80, order of their connection and particularities exploitation. Besides, is stated order of the use storage batteries other vehicles, including foreign.The keywords: armored personnel carrier, storage batteries, starting the engine.