Пространство имён: «Правители русские и Руса (Старая Русса)»
Выпуск:
ART 53323
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юхнович
В.
И. Пространство имён: «Правители русские и Руса (Старая Русса)» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1601–1605. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53323.htm.
Аннотация. Представляемая статья отражает современные тенденции
изучения культурного пространства, одной из которых является теоретическое осмысление и практическое воплощение понятия «локальный текст». Взаимодействие теории и практики в означенной теме пока что остаётся
пристальным предметом внимания разного рода исследований. Мы предлагаем одну из практик изучения/интерпретации локального текста, теоретически
нами обоснованную и связанную с культурным пространством города Старая Русса. Эта форма описания обозначена нами как «пространство имён».
Ключевые слова:
культурное пространство, локальный текст, изучение/интерпретация локального текста, старорусский текст, пространство имён, правители русские, русская государственность
Текст статьи
Юхнович Вячеслав Иванович,к. фил. н., доцент кафедры сервиса и менеджмента Старорусского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт Петербургский государственный университет сервиса и экономики», г. Старая Русса,slavayu@mail.ru
Пространство имён:«Правители русские и Руса (Старая Русса)»
Аннотация. Представляемая статья отражает современные тенденции изучения культурного пространства, одной из которых является теоретическое осмысление и практическое воплощение понятия «локальный текст». Взаимодействие теории и практики в означенной теме пока что остаётся пристальным предметом внимания разного рода исследований. Мы предлагаем одну из практик изучения/интерпретации локального текста, теоретически нами обоснованную и связанную с культурным пространством города Старая Русса. Эта форма описания обозначена нами как «пространство имён».
Ключевые слова: культурное пространство, локальный текст, изучение/интерпретация локального текста, старорусский текст, пространство имён, правители русские, русская государственность.
Любое культурное пространство, выделенное и обозначенное как предмет исследования, становится локальным текстом [1], потому что, во первых, существуют его границы (они, естественно, с самого начала определяются/фиксируются), а, во вторых, погружение в исследовательскую практику в данном случае неизменно связано с выделением не только самого объекта изучения, но и его содержательной, а такжеструктурной основы, которыеобязательно являются некойсложившейся знаковой системой, потенциальным объектом для изучения/ интерпретации [2].Одной из форм интерпретации/описания локального (а в нашем случае, городского Старой Руссы) текста является пространство имён. Мы определяем его следующим образом: …«совокупность однородных и/или естественным образом тяготеющих друг к другу знаков локального текста, имеющих значительную частоту проявления, которая должна быть определённым образом систематизирована как в количественном, так и в содержательном плане, а также требовать своего дальнейшего описания/интерпретации»[3].
«Тяготеющие друг к другу знаки» старорусского текста, однако, имеют полное право не придерживаться какой то количественной квоты (как, впрочем, может её не придерживаться и любой другой локальной текст, что может зависеть отего фактического материала и воли его интерпретатора). Поэтому приведённая в определении пространства имёнфраза «значительная частота проявления», достаточно условна, хотя бы потому, что не указывается «коридор» этой самой частотности. И это понятно. Дело здесь не только в количестве: учитывается, естественно, упомянутое содержательное наполнение. Именно поэтому форма описания, которую мы определили как «пространство имён», представленная даже менее частотно в выбранном для изучения/интерпретации локальном тексте, может составить больший интерес для исследователя с точки зрения своей содержательности. При изучении выделенного сектора локального культурного пространства, как нам представляется, даже менее десятка «однородных» упоминаний/характеристик внутри локального текста вполне могут стать интересны для исследования за счёт своего содержательного наполнения (кстати, пусть это и будет условная нижняя «планка» как сейчас принято выражаться «от десяти»; впрочем, культурному пространству Старой Руссы такого количества хватает «за глаза»). Но при этом, конечно, «однородные» упоминания/характеристики обязательно должны «требовать своей систематизации и интерпретации». Однако «пространства имён», предполагающие упоминание десятков, сотен (и далее по нарастающей), «тяготеющих друг к другу» знаков локального текста, конечно же, более насыщенный в информационно семантическом плане материал, предполагающий очень серьёзную аналитическую, а затем ещё и классификационно типологическую работу. Одна из описаний/интерпретаций очень интересной и очень значимой комбинации знаков локального (в данном случае, старорусского текста), определённая нами выше как пространство имён (и предполагающая быть систематизированной как «в количественном, так и в содержательном плане»), может быть названа «Правители русские и Старая Русса». Совсем немного малых провинциальных российских городов смогли бы отметить в своей истории регулярно повторяющиеся знаки внимания (считай, проявления определённого интереса) со стороны российских монархов. Старая Русса стала не только одним из немногих она занимает в этом ряду далеко не самое последнее место.Понятно, что случившиеся в своё время «контакты» русских правителей монархов со Старой Руссой, имели свой подтекст. Привязанность к корням истории русского самодержавия это, в какой то мере, определённая собственным положением/существованием города «обязанность» (как правило, задокументированная кстати, об этом более предметно будет сказано ниже). Но всё же, это, скорее, общий фон, своеобразный грунт на полотне будущей картины, которую ещё предстоит написать.Заявленную тему следует начать с тех, как считается, исторически определённых, но всё же, на наш взгляд, полулегендарных времён (Нестор и его «Повесть временных лет» отнюдь, не непререкаемый фактологический авторитет), когда в Новгород на княжение был призван Рюрик. Как известно, тот самый 862 год и является официально отмеченным и отмечаемым сейчас «началом российской государственности».
Существует два мотива, которые практически постоянно «подогревают» означенную выше тему. Первый совершенно легендарный. Его сюжет заключается в том, что призванный Рюрик, имеющий достаточно частотное по тем временам имя в тех территориях, которые и стали основой будущего русского государства (а не в «скандинавской стороне»[4]), являлся «варягом» не по территориально этнической принадлежности, а по роду занятий(как и другие рушане солевары), и жил в городе Русе (основанной согласно легенде Русом, когда они с братом Словеном, основавшим Словенск в будущем Великий Новгород,
пришли с юга в Приильменье)[5].Исследователь Г.И. Анохин утверждает, что «за свои, отличавшие их от всех окружающих словен хозяйственные занятия солеварением, русы (жители Русы В.Ю.) получили от остальных словен название варяги...»[6].
Таким образом, в любой, относящейся к теме начала правления Рюриков на Руси исследовательской практике, вполне можно учитывать и ту версию, по которой вНовгород в своё время был призван варяг солевар из Старой Руссы, из за Варяжского моря озера Ильмень. Второй мотив совершенно очевидно «привязывает» Старую Руссу не только к вопросу о русской государственности, но, в связи с этим, ещё и к первоначально определённым и документально зафиксированным интересам конкретных русских правителей, при вступлении которых на престол писалась переписывалась «всегдашняя» грамота об их обладании охотничьими угодьями в окрестностях Старой Руссы (взвадское побережье Ильменя, богатое, кстати, ещё и рыбой)[7].
Сюжет этот начинается с судьбоносного для истории русского государства 13 века периода борьбы за политическое преобладание на территории страны(но, конечно же, с учётом «правил», которые установила «Золотая орда») и сопровождается тем, что необходимым атрибутом к нему становится та самая «договорная грамота»: «14 ноября 1263 г. умер Александр Невский. Великим князем стал Андрей, но и он не намного пережил брата. Престол в 1264 году занял с решения татарского хана Ярослав Ярославич Тверской. И поскольку новгородцы уже изгнали Невского Дмитрия, то позвали сами Ярослава и заключили с ним договор, в котором есть такие слова: «…а на Озвадо ти, княже, ездите лете звери гонит. А в Руссу не ехати, ехати ти вРуссу на третью зиму».Грамота заканчивалась словами: « На сем, княже, целую крест к всему Новгороду, на цем то целовали деды и отци»[8]. Понятно, что кроме «охоты и рыбалки»имелся в виду и старорусский солеваренный промысел.
Практика подписания договорных грамот по поводу охоты великородными князьями продолжалась довольно долго (об этом ещё будет сказано ниже). Основанием для структуры описания заявленной темы, которая уже не только обозначена, но и в небольшом объёме представлена, может служить «Летопись истории города Старая Русса»[9], а также практически не признанное и не оцененное в своё время (да и сейчас тоже) в научных кругах «Сказание о Словене и Русе»[10].
История правителей русских, что не является большим секретом, начинается задолго до призвания Рюрика на правление в Новгород. Например,существует мнение(и не одно), котороевозводит начала объединения русского народа и его корни к легендарному Русу [11]. Историкоэтнографический трактат «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна (посла императора Священной Римской империи), написанный им после посещения русских земель в начале 16 века во время царствования Василия III (отца Ивана Грозного), начинается с размышления о происхождении названия страны Россия и ее основного населениярусских. Первой приводится версия: оба названия ведут свое начало от имени древнего правителя Руси и праотца русского народа Руса (кстати, в латинском оригинале его имя дается с двумя «с» Русс)[12]. В.Н. Дёмин пишет: «…Задолго до Киевской Руси в северных широтах процветала Словенская Русь, чьей преемницей стала Русь Новгородская, и лишь только после этого наступило время киевских князей…»; «…некогда единый праславянский народ, говоривший на общем для всех праславянском языке, первоначально обитал там, где воздвигнуты были города Словенск и Руса (впоследствии Старая Русса), а Словен и Рус являлись предводителями того, еще не расчлененного славянского племени: середина III тысячелетия до н.э. вполне подходит для искомого времени.»[13]. Как мы видим,временная составляющая «первоначальной»русской государственности начинаетсвой «век» (конечно, примерно) от III тысячелетия до н.э. Кстати, это совершенно нормальная точка зрения и отсчёта зарождения и формирования значимой в мировом масштабе культуры,потому что указанное время это «общемировой»период возникновенияи/илистановлениядревних цивилизаций, таких, например, как Древние Индия, Китай, Египет, Месопотамия, Греция…). И если мы, например, древнегреческую культуру при времени её формирования«официально» обозначаем и характеризуем такими, по настоящему, легендарными периодами, как крито микенский и гомеровский, почему бы не взять в качестве руководства при характеристике одногоиз первых периодов формирования русской культуры не только уже имеющие право хождения и признания источники, но то же самое «Сказание о Словене и Русе», которому, кстати, В.Н. Дёмин в своей книге «Русь летописная» дал совершенно блестящую характеристику. В частности, он назвал легенду«одним из самых знаменитых произведений отечественной литературы»[14]. Подобнаяоценкаставит «Сказаниео Словене и Русе» в трактовкеформирования/интерпретации русской культуры примерно на ту же позицию, какую занимают «Илиада» и «Одиссея» в мировой проекции понимания древнегреческой истории. Итак, Рус (Русс), как мы представляем, понимаеми принимаем возникновение русской культуры/государственности, стал первым (легендарным) правителем того социально территориального конгломерата, который условно можно назвать русской общностью.Но для нас особо важно то, что он имел прямое отношение и к появлению стоянки/поселения «у солёного студенца», и к созданию города Руса, который потом в истории станет Старой Руссой.Рюрик второй, чьё имя по праву можно считать обозначением правителя русского народа, потому что речь идёт об официально зафиксированной истории(правда, в трактовании Нестора). А представленная выше легенда про Рюрика солевара из Старой Руссы это параллельная к официально принятой версия, имеющая, впрочем, достаточно серьёзную аргументацию, не самая большая часть из которой уже была приведена выше. Достаточно интересна также история, связанная с полулегендарным Аскольдом, правившим вместе с Диром Киевом, которые были предательски убиты Олегом во время его похода на Константинополь (затем он сам, как известно, занял «киевский стол»). Напомним, что Олег в своё время сменил на княжестве в Новгороде Рюрика (не имея родового права, но по завещанию покойного) в качестве «опекуна» малолетнего тогда Игоря сына легендарного варяга. Так вот, имеются свидетельства тому, что Аскольд один из первых правителей Киева был в своё время выходцем изСтарой Руссы[15].Однако не только на заре нашей этнически/национальной государственности, но и далее с этим древним городом каким то совершенно естественным (природным, что ли,
то есть, очень натуральным) образом связана целая череда сюжетов (многие из которых, кстати, достаточно известны), наложившихся на «большую» русскую историю, имеющую отношенияс конкретными правителями нашей страны. Да и свидетельств этому немало.Далеко не единожды бывали в Руссе князья Олег и Игорь с Ольгой сын Рюрика[16]. Весьма интересна упомянутая уже выше история грамот для великородных князей на охоту неподалеку от Русы на взвадском побережьеозера Ильмень (она не только предполагала участие в этой охоте, но и определённым образом, как бы, подтверждала причастность к верховной власти и её признание, а вместе с тем и «значение», личный авторитет очередного конкретного претендента на правлениеРуси).Напомним, что первым обладателем этой грамоты стал Ярослав Ярославич Тверской, занявший великокняжеский престол в 1264 году. А в 1266 году пишется «Новая договорная грамота с Ярославом, в которой в Руссу разрешалось «ездить осень…, а лето по прежнему, на Взвад.»[17]. Понятие «великое княжение» в русской истории стало особенно актуально во времена возвышения Золотой Орды. В этот период борьба за политическое первенство между княжествами Тверским и Московским, как мы знаем, периодически то возобновлялась, то затухала. Одним из формальных признаков этогопервенства для новгородцев становится как раз упомянутая выше грамота: «1304 г.По возвращении из Орды, куда Михаил (Михаил Ярославич Тверской В.Ю.) ездил за ярлыком, митрополит возвёл его на великокняжеский престол. С Новгородом была заключена договорная грамота, в которой также говорилось: «… А в Русу ти, княже, ездити на третью зиму. А лете на Озвад звери гонит… А холоп или половник забежит в Тверскую волость, а тех, княже, выдавати»[18].Грамота периодически переписывалась в зависимости от силы и авторитета великокняжеской власти на Руси, которая, в свою очередь, опирались на другую, более влиятельную власть
правителей Золотой Орды. В «1307 г.Договорная грамота с тем же Михаилом гласила,что «в Руссу ездите, княже, в осень, как пошло. А лете на Озвад».[19].Выражение в грамоте «как пошло» вполне можно трактовать не только, «как принято», но и как свидетельство того, что в данный период Михаил Ярославич этим авторитетом пользовалсяи «устраивал» новгородцев. А может быть и ещё одна трактовка (дополняющая две первые): охота у великих князей на Взваде проходила достаточно регулярно. Великое княжение Юрия Даниловича Московского (1318 1322 гг.) не подтверждено «договорной грамотой». В1325 годупервенство «обратно»перешло к тверскому князю Александру, сыну Михаила Ярославича. И вскоре был заключён договор с новгородцами, в котором опять звучала фраза: «А в Русу ездити на третью зиму по грамоте деда твоего Ярослава. А лето на Озвад зверей гонит».[20].Симпатии новгородцев, «предпочитавших» великих князей тверских московским, после этого стали достаточно явными, что подтверждает и следующий договор: «1371 г…В этом году тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича, продолжая борьбу с московским князем Дмитрием за великокняжеский престол, получил ханский ярлык и даже успел заключить договор с Великим Новгородом (в нем неизменное право: «А в Руссу осень, как пошло, а летом Взвад звери гонит»)[21].Не заключался у новгородцев «договор про охоту на Взваде» и с Дмитрием Донским (при всей его тогдашней «авторитетности»),хотя тому Руса понравилась, когда он в декабре 1386 года прошел «черезРусу на Новгород… с двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Полюбился многострадальный городок благочестивому князю и заложил он здесь храм близ ручья Княжьего в честь Ангела своего святого Дмитрия Солунского. Наградил землями и рыболовными тонями Успенский монастырь.»[22].Однако возвышение Москвы всё же стало вполне объективным фактором, который «помог» пересмотреть свои взгляды новгородцам (с рушанами, конечно, вкупе) на ту самую пресловутую грамоту, которая выдавалась на право охоты во Взваде. В 1435 году была подписана договорная грамота с великим князем Василием Васильевичем, содержащая известную фразу: «А в Русу, ти, княже, ездити, на третью зиму, а лете на Взвад зверь гонит ти.»[23].Основы русской государственности как составляющая ментальности Старой Руссы в очередной раз подтвердилась, когда Иван III после похода на Новгород, битвы при Коростыни и подписании там известного договора, казнил новгородских бояр именно в этом городе24июля 1471 года[24].Кстати, укрепление русского государства под эгидой Москвы, как бы, подтвердилось очередным «переписыванием» известной грамоты: «В 1471 году подтверждена Иоанном III грамота 1263 г. об охоте в Руссе»[25]. Не обошёл своим вниманием Старую Руссу и Иван Грозный, по указанию которогоона в числе 19 ти русских городов была включена (в отличие от Новгорода) в территорию опричнины…[26].
Мы видим, как, практически, зеркально (конечно, в сопоставимых масштабах) «древняя история Старой Руссы» отражает зарождение, становление и оформлениедревнерусской культуры. В традиционно выделяемых периодах её развития и формирования языческом, киевской Руси, монголо татарском, московском царстве город занимал особое, только ему отведённое место.«Полюбился многострадальный городок» многим русским самодержцам: конечно,каждому по своему. Понятно, что ипо отношению к Старой Руссе проявлялись их личные качества и «стили правления».Цари Михаил и Алексей Михайлович обращали самое серьёзноевнимание только на местный соляной промысел[27].
Пётр Iтожевидел в старорусской земле, богатой природными ресурсами, прежде всего выгоду для государства. И действовал он для её получения, как обычно, решительно и энергично: виюле 1693 года,будучи в Старой Руссе, он повелел местным властям «изыскать способык развитию старорусского солеварения», а кроме этого,он «заметил»«в окрестностях Руссы годный на кораблестроение дубовый лес»[28].Прошло достаточно много времени, пока наступила «проверка» выполнения его указаний «на месте» (около двадцатилет), но контролировать их он поручал своему сыну и спрашивал об этом постоянно (в том числе, и в переписке)[29].Однако Пётр I, совершая необходимые, по его мнению, государственные действия в отношении Старой Руссы, принял довольно оригинальное решение, которого никогда не случалось вбогатой истории города: запретил вырубать лес на дрова для солеварения [30]. При этом он в то же самое время получал максимальную «отдачу» от дубов из знаменитых старорусских рощ, которые использовались не только при строительстве российского флота: на старорусских дубах, оказывается, будут стоять здания не только Санкт Петербурга, но также и итальянской Венеции [31].Дочь первого русского императора Елизавета нашла нужным по ходатайству выборных от старорусского посада предметно помочь Старой Руссе:она возвратила из владения казны старорусскому посадусенокосы и места рыбной ловли, всего199 участков земли [32].Да и в рамках проводимой внутренней политики императрицы город себя ощущал достаточно комфортно. Старую Руссу называли в своё время «городом купцов», акак раз в царствование императрицы Елизаветы были открыты первые русские банки, в том числе и купеческий (один из трёх первых). Заметно оживилась торговля, что было связано с изменениями в налоговой политике и, в частности, повышением налога на соль. А это, конечно, в первую очередь, было выгодно «городусолевару».Очень много сделала для Старой Руссы Екатерина II и это одна из весьма важных страниц в истории города. Как известно, она довольно часто старалась показать способность/желание быть матерью для всех своих подданных. Именно в этой роли императрица выступила в очень трудное (подчеркнём: в очередной раз) для Старой Руссы время: в апреле1763 года пожаром были уничтожены все деревянные строения Старой Руссы, то есть, практически,весь город сгорел. Императрица повелела выдать в виде займа на 10 лет рушанам 100000 рублейбез процентов и разрешила не вносить подушную подать погорельцам в течение трёх лет. Кроме того, было приказано выдаватьхлеб за казённый счёт неимущим[33].
Одновременно проявилась в отношении к городу и та самая известная государственная линия выбранный ею стиль правления, который принято называть просвещенным абсолютизмом (впрочем, окрашенным, опять же, неким оттенком материнского чувства/участия). Поэтому и на примере Старой Руссы императрица «просветитель» стараласьспособствовать решению не только проблем просвещения, но и определённым образом связанных с ними других социальных проблем. В1780 году Екатерина IIпосетила город и пожаловала на разные «богоугодные дела» (строительство школы и богадельни, содержаниесуществующихбогаделен и Спасского монастыря, на закладку домовнеимущим горожанами другие нужды) 3900 рублей[34].
Через год императрица ещё раз «осчастливила» рушан, пожаловавСтарой Руссе городскойгерб[35].В самом конце 18 века обратил внимание на Старую Руссуи Павел I: В 1798 году Старорусское городское общество получило от него благодарностьза сооружение конюшен, манежа и слесарнидля «ЛейбКирасирского Его Величестваполка», которую лично передал Великий князь Константин Павлович, посетивший город в этом же году [36].Что касается 19 века, то это отдельная глава в истории города Старая Русса. Он продолжает оставаться своеобразной площадкой для экспериментов в российских масштабах и это, естественно, связано с «прямыми» контактами с правителями страны.В июле 1823 годагород посетил Император Александр Павловичв сопровождении графа Аракчеева.А уже в 1824 году Старая Русса по решению императора получает особый статус: …«город был обращен в ведомство военных поселений, а Старорусский уезд приписан к городу Демянску»[37]. Как известно, этот сюжет завершился в июле 1831 года бунтом старорусских военных, поселян и мещан [38]. Очередной эксперимент российского масштаба не удался, а ведь место для него, конечно, подбиралось не случайно: уж если здесь (в самом центре зарождения русской общности) «приживётся», то и по всей стране, наверное, можно. Однако просто органически не мог город с такими мощными историческими корнями русской ментальности/государственности принять пусть оригинальную, но бредовую идею военных поселений. Природа просто отвергла инородный элемент.Однако за экспериментом довольно тщательно наблюдал впоследствии Николай I,брат императора Александра Павловича, принявший после него власть после известных событий 1825 года. В период ссентября1826 года по сентябрь 1830 года Император Николай Павлович четыре раза посещал Старую Руссу [39].Внимание к городу, как мы видим,проявляли практически все российские правители. Правда, выражалось это по разному. Так, например, в честь Старой Руссы в августе 1863 годаИмператор Александр II присвоил вновь сформированномуРезервному пехотному полку название Старорусского пехотного полка [40].Контакты Старой Руссыс правителями российскими носили достаточно регулярный характер, и если «Магомет не шёл к горе …», то старорусские делегации сами добиралисьдо императорских резиденций. Например,в октябре 1856 года депутация городского обществаот города Старой Руссы в знак верноподданнических чувств поднесла императорской чете хлебсоль [41].19 векстал и временем создания старорусского курорта, более того обретением им своего достаточно высокого статуса, и здесь история отношений теперь уже курортного города и правителей российских нашла своё естественное продолжение. В 1854 году курорт был передан гражданскому ведомству.«Став гражданским, Курорт принимал и Великих князей, и Королеву Греции»[42]. На Старорусском курорте побывали многие из правящей царствующей династии, например, Великие князья Владимир и Алексей Александровичи(1865 год), Великие Князья Константин и Дмитрий Константиновичи, Великий князь Константин Николаевич (1868 год) [43].А последний русский император Николай II способствовал становлению СтаройРуссы как железнодорожного узла, утвердивв июне1895 года дополнение к Уставу общества «РыбинскоБологовская железная дорога», в состав которой вошел участок железной дороги от станции Бологое через Валдай, Старую Руссу и Порхов до Пскова.Кстати освящение начала строительства железной дороги состоялось 11 мая 1896 года именно в Старой Руссе[44].Судьба распорядилась так, что императорская династия в лице Николая II завершила своё правление российским государством именно на этой железной дороге...Так получается, что понятия «откуда есть пошла…», «государственность русская…», «образование государства российского…» самым тесным образом связаны с легендарной, полулегендарной и реальной историей Старой Руссы. Более того, оказывается, история русской/российской государственности, кроме всего прочего, имеет ещё и достаточно оригинальную композицию, которую по праву можно назвать и считать кольцевой. Кольцо начинается легендами об освоении Приильменья братьями Русом и Словеном и призванием на правление вНовгород Рюрика варяга солевара из за Ильменя (а, стало быть, из Русы о чём говорилось выше). Ну а «замыкается» оно принятием решения об отречении от верховной власти последнего российского императора Николая II, который перед этим самым историческим событием молился в часовенке на территории Старорусского железнодорожного вокзала, выйдя на перрон из поезда, следовавшего на Псков 14 марта 1917 года[45]. На следующий день он отрёкся от престола. В общем то, не очень сложно догадаться, о чём молился в часовне старорусского вокзала последний правитель русского народа (а может быть, именно здесь он и принял то самое судьбоносное решение).
Итак, кольцо истории самодержавной русской государственности в этот момент сомкнулось: освоение южного Приильменья Русом и Словеном, приглашение Рюрика на правление, образование русского государства, течение его культурной истории «отозвались» (в самом конце) той же самой Старой Руссой при выходе Николая II на перрон старорусского вокзала в марте 1917 года…Вместе с 21 веком, как поётся в известном романсе, «пришли другие времена...», но отношения с верховной властью у Старой Руссы, оказывается, не прерываются: 5 марта 2013 года «город на Полисти» посетил экс президент Российской Федерации, премьер министр страны Д.А. Медведев. Объектами его внимания прежде всего стали авиаремонтный завод и местный курорт…[46].История продолжается, как продолжается и история взаимоотношений Старой Руссы с русскими правителями…
Ссылки на источники
1. Мы определяем локальныйтекст как «…выделенный автором для описания/интерпретации сектор культурного пространства, связанный с конкретным местом его бытования, и рассматриваемый как сложившуюся и оформленную знаковую систему, органично подвергающуюся метафоризации.» (Юхнович В.И. Культурное пространство Старой Руссы (аспекты изучения локального текста). СПб: Издво СПбГУСЭ, 2011. С.20).2. См. об этом подробнее: Юхнович В.И. Культурное пространство Старой Руссы (аспекты изучения локального текста). СПб: Издво СПбГУСЭ, 2011. 167 с.3. Там же. С 444. См.: Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3. с.51 61.5. Указ.соч.6. Там же.7. Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С. 37.8.Там же.9. Представлена в книге: Полянский М. «Город этот, несомненно, древнейший в России».Иллюстрированный историкостатистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). Спб.: «Алаборг», 2009. С.13 58.10. ИзПолного собрания русских летописей. Т. 31. Л., 1977.URL: http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=207 (дата обращения: 21.02.2013). 11. Демин В. Н. Русь летописная.Новгород.Издательство«Вече». 2003. С. 72.12. Указ. соч. С.74.13. Тамже. С.94.14. Тамже. С. 100.15.ФоминВ.В.Южнобалтийскиеславяне в истории Старой Руссы.(Князь Аскольд из Старорусской Руси). Материалы ВторойВсероссийскаяконференция«Сохранение и возрождение малых исторических городов и поселений: проблемы и перспективы».СтараяРусса. 30.09.10. 01.10.10.16. Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С. 23 24.17. Указ. соч. С. 37.18. Там же. С. 38 39.19. Тамже.С. 39.20. Тамже.21. Там же. С.40.22. Тамже. С.42.23. Тамже. С. 44.24. Полянский М. Город этот, несомненно, древнейший в России.Иллюстрированный историкостатистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). Спб.: «Алаборг», 2009. С.20 22.25. Указ. соч. С. 2226.Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С.57 59.
27. Там же. С. 92 93.28. Полянский М.Указ. соч. С 40.
29. Тамже. С. 41.30. Вязинин В.И. Указ. соч. С 95. .31. Аверкина М. Питер возвращает долги// Старорусская недвижимость.2010.№ 34. 32. Полянский М.Указ. соч. С. 42.33. Тамже.34. Тамже. С. 44 46.35. Там же. С.46 47.36. Полянский М.Указ. соч. С 47.37. Тамже. С. 48 50.38. Тамже. С. 51.39. Тамже. С. 50 51.40. Там же. С.52.41. Тамже.42. Отдых и лечение в России/ Средняя полоса России/ "СТАРАЯ РУССА" Санаторий, Новгородская область/ Историческая справка.URL: http://www.soiuz.ru/sng/polosa/2238/spravka/ (дата обращения: 13.02.2013).
43.Полянский М.Указ. соч. С 54 56.44.А.Васильков. «С одобрения Николая II». Вестник Старорусского края. 17 января 2013 года.45. 2007» Март» 14» Неизвестный факт из жизни последнего Императора России Николая II. URL: http://otechestvo.ucoz.ru/news/2007031474(дата обращения: 02.02.2013).46. Павел Фёдоров. «Дмитрий Медведев посетил курорт «Старая Русса». Новгородские новости. №53. 17 марта 2013 года.
YuhnovichVyacheslavIvanovich,C. Phil. n., AssociateProfessorofserviceandmanagementStarorusskoebranchFGBOUVPO"Saint Petersburg State University of Service and Economics", Staraya Russa, slavayu@mail.ru
Namespace:"The rulers of the Russian and Roos (StarayaRussa)"
Abstract. Represented article reflects the current trends of studying cultural space, one of which is the theoretical understanding and practical implementation of the concept of "local text." The interaction of theory and practice in the said subject yet remains steadfast focus of attention of different types of studies. We offer one of the practices of learning / local interpretation of text, we theoretically grounded and connected to the cultural space of Staraya Russa. This form of description isdesignated by us as "namespace".
Key words: cultural space, a local text study / interpretation of the local text, old Russian text, namespace, the rulers of Russian, the Russian state.
Пространство имён:«Правители русские и Руса (Старая Русса)»
Аннотация. Представляемая статья отражает современные тенденции изучения культурного пространства, одной из которых является теоретическое осмысление и практическое воплощение понятия «локальный текст». Взаимодействие теории и практики в означенной теме пока что остаётся пристальным предметом внимания разного рода исследований. Мы предлагаем одну из практик изучения/интерпретации локального текста, теоретически нами обоснованную и связанную с культурным пространством города Старая Русса. Эта форма описания обозначена нами как «пространство имён».
Ключевые слова: культурное пространство, локальный текст, изучение/интерпретация локального текста, старорусский текст, пространство имён, правители русские, русская государственность.
Любое культурное пространство, выделенное и обозначенное как предмет исследования, становится локальным текстом [1], потому что, во первых, существуют его границы (они, естественно, с самого начала определяются/фиксируются), а, во вторых, погружение в исследовательскую практику в данном случае неизменно связано с выделением не только самого объекта изучения, но и его содержательной, а такжеструктурной основы, которыеобязательно являются некойсложившейся знаковой системой, потенциальным объектом для изучения/ интерпретации [2].Одной из форм интерпретации/описания локального (а в нашем случае, городского Старой Руссы) текста является пространство имён. Мы определяем его следующим образом: …«совокупность однородных и/или естественным образом тяготеющих друг к другу знаков локального текста, имеющих значительную частоту проявления, которая должна быть определённым образом систематизирована как в количественном, так и в содержательном плане, а также требовать своего дальнейшего описания/интерпретации»[3].
«Тяготеющие друг к другу знаки» старорусского текста, однако, имеют полное право не придерживаться какой то количественной квоты (как, впрочем, может её не придерживаться и любой другой локальной текст, что может зависеть отего фактического материала и воли его интерпретатора). Поэтому приведённая в определении пространства имёнфраза «значительная частота проявления», достаточно условна, хотя бы потому, что не указывается «коридор» этой самой частотности. И это понятно. Дело здесь не только в количестве: учитывается, естественно, упомянутое содержательное наполнение. Именно поэтому форма описания, которую мы определили как «пространство имён», представленная даже менее частотно в выбранном для изучения/интерпретации локальном тексте, может составить больший интерес для исследователя с точки зрения своей содержательности. При изучении выделенного сектора локального культурного пространства, как нам представляется, даже менее десятка «однородных» упоминаний/характеристик внутри локального текста вполне могут стать интересны для исследования за счёт своего содержательного наполнения (кстати, пусть это и будет условная нижняя «планка» как сейчас принято выражаться «от десяти»; впрочем, культурному пространству Старой Руссы такого количества хватает «за глаза»). Но при этом, конечно, «однородные» упоминания/характеристики обязательно должны «требовать своей систематизации и интерпретации». Однако «пространства имён», предполагающие упоминание десятков, сотен (и далее по нарастающей), «тяготеющих друг к другу» знаков локального текста, конечно же, более насыщенный в информационно семантическом плане материал, предполагающий очень серьёзную аналитическую, а затем ещё и классификационно типологическую работу. Одна из описаний/интерпретаций очень интересной и очень значимой комбинации знаков локального (в данном случае, старорусского текста), определённая нами выше как пространство имён (и предполагающая быть систематизированной как «в количественном, так и в содержательном плане»), может быть названа «Правители русские и Старая Русса». Совсем немного малых провинциальных российских городов смогли бы отметить в своей истории регулярно повторяющиеся знаки внимания (считай, проявления определённого интереса) со стороны российских монархов. Старая Русса стала не только одним из немногих она занимает в этом ряду далеко не самое последнее место.Понятно, что случившиеся в своё время «контакты» русских правителей монархов со Старой Руссой, имели свой подтекст. Привязанность к корням истории русского самодержавия это, в какой то мере, определённая собственным положением/существованием города «обязанность» (как правило, задокументированная кстати, об этом более предметно будет сказано ниже). Но всё же, это, скорее, общий фон, своеобразный грунт на полотне будущей картины, которую ещё предстоит написать.Заявленную тему следует начать с тех, как считается, исторически определённых, но всё же, на наш взгляд, полулегендарных времён (Нестор и его «Повесть временных лет» отнюдь, не непререкаемый фактологический авторитет), когда в Новгород на княжение был призван Рюрик. Как известно, тот самый 862 год и является официально отмеченным и отмечаемым сейчас «началом российской государственности».
Существует два мотива, которые практически постоянно «подогревают» означенную выше тему. Первый совершенно легендарный. Его сюжет заключается в том, что призванный Рюрик, имеющий достаточно частотное по тем временам имя в тех территориях, которые и стали основой будущего русского государства (а не в «скандинавской стороне»[4]), являлся «варягом» не по территориально этнической принадлежности, а по роду занятий(как и другие рушане солевары), и жил в городе Русе (основанной согласно легенде Русом, когда они с братом Словеном, основавшим Словенск в будущем Великий Новгород,
пришли с юга в Приильменье)[5].Исследователь Г.И. Анохин утверждает, что «за свои, отличавшие их от всех окружающих словен хозяйственные занятия солеварением, русы (жители Русы В.Ю.) получили от остальных словен название варяги...»[6].
Таким образом, в любой, относящейся к теме начала правления Рюриков на Руси исследовательской практике, вполне можно учитывать и ту версию, по которой вНовгород в своё время был призван варяг солевар из Старой Руссы, из за Варяжского моря озера Ильмень. Второй мотив совершенно очевидно «привязывает» Старую Руссу не только к вопросу о русской государственности, но, в связи с этим, ещё и к первоначально определённым и документально зафиксированным интересам конкретных русских правителей, при вступлении которых на престол писалась переписывалась «всегдашняя» грамота об их обладании охотничьими угодьями в окрестностях Старой Руссы (взвадское побережье Ильменя, богатое, кстати, ещё и рыбой)[7].
Сюжет этот начинается с судьбоносного для истории русского государства 13 века периода борьбы за политическое преобладание на территории страны(но, конечно же, с учётом «правил», которые установила «Золотая орда») и сопровождается тем, что необходимым атрибутом к нему становится та самая «договорная грамота»: «14 ноября 1263 г. умер Александр Невский. Великим князем стал Андрей, но и он не намного пережил брата. Престол в 1264 году занял с решения татарского хана Ярослав Ярославич Тверской. И поскольку новгородцы уже изгнали Невского Дмитрия, то позвали сами Ярослава и заключили с ним договор, в котором есть такие слова: «…а на Озвадо ти, княже, ездите лете звери гонит. А в Руссу не ехати, ехати ти вРуссу на третью зиму».Грамота заканчивалась словами: « На сем, княже, целую крест к всему Новгороду, на цем то целовали деды и отци»[8]. Понятно, что кроме «охоты и рыбалки»имелся в виду и старорусский солеваренный промысел.
Практика подписания договорных грамот по поводу охоты великородными князьями продолжалась довольно долго (об этом ещё будет сказано ниже). Основанием для структуры описания заявленной темы, которая уже не только обозначена, но и в небольшом объёме представлена, может служить «Летопись истории города Старая Русса»[9], а также практически не признанное и не оцененное в своё время (да и сейчас тоже) в научных кругах «Сказание о Словене и Русе»[10].
История правителей русских, что не является большим секретом, начинается задолго до призвания Рюрика на правление в Новгород. Например,существует мнение(и не одно), котороевозводит начала объединения русского народа и его корни к легендарному Русу [11]. Историкоэтнографический трактат «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна (посла императора Священной Римской империи), написанный им после посещения русских земель в начале 16 века во время царствования Василия III (отца Ивана Грозного), начинается с размышления о происхождении названия страны Россия и ее основного населениярусских. Первой приводится версия: оба названия ведут свое начало от имени древнего правителя Руси и праотца русского народа Руса (кстати, в латинском оригинале его имя дается с двумя «с» Русс)[12]. В.Н. Дёмин пишет: «…Задолго до Киевской Руси в северных широтах процветала Словенская Русь, чьей преемницей стала Русь Новгородская, и лишь только после этого наступило время киевских князей…»; «…некогда единый праславянский народ, говоривший на общем для всех праславянском языке, первоначально обитал там, где воздвигнуты были города Словенск и Руса (впоследствии Старая Русса), а Словен и Рус являлись предводителями того, еще не расчлененного славянского племени: середина III тысячелетия до н.э. вполне подходит для искомого времени.»[13]. Как мы видим,временная составляющая «первоначальной»русской государственности начинаетсвой «век» (конечно, примерно) от III тысячелетия до н.э. Кстати, это совершенно нормальная точка зрения и отсчёта зарождения и формирования значимой в мировом масштабе культуры,потому что указанное время это «общемировой»период возникновенияи/илистановлениядревних цивилизаций, таких, например, как Древние Индия, Китай, Египет, Месопотамия, Греция…). И если мы, например, древнегреческую культуру при времени её формирования«официально» обозначаем и характеризуем такими, по настоящему, легендарными периодами, как крито микенский и гомеровский, почему бы не взять в качестве руководства при характеристике одногоиз первых периодов формирования русской культуры не только уже имеющие право хождения и признания источники, но то же самое «Сказание о Словене и Русе», которому, кстати, В.Н. Дёмин в своей книге «Русь летописная» дал совершенно блестящую характеристику. В частности, он назвал легенду«одним из самых знаменитых произведений отечественной литературы»[14]. Подобнаяоценкаставит «Сказаниео Словене и Русе» в трактовкеформирования/интерпретации русской культуры примерно на ту же позицию, какую занимают «Илиада» и «Одиссея» в мировой проекции понимания древнегреческой истории. Итак, Рус (Русс), как мы представляем, понимаеми принимаем возникновение русской культуры/государственности, стал первым (легендарным) правителем того социально территориального конгломерата, который условно можно назвать русской общностью.Но для нас особо важно то, что он имел прямое отношение и к появлению стоянки/поселения «у солёного студенца», и к созданию города Руса, который потом в истории станет Старой Руссой.Рюрик второй, чьё имя по праву можно считать обозначением правителя русского народа, потому что речь идёт об официально зафиксированной истории(правда, в трактовании Нестора). А представленная выше легенда про Рюрика солевара из Старой Руссы это параллельная к официально принятой версия, имеющая, впрочем, достаточно серьёзную аргументацию, не самая большая часть из которой уже была приведена выше. Достаточно интересна также история, связанная с полулегендарным Аскольдом, правившим вместе с Диром Киевом, которые были предательски убиты Олегом во время его похода на Константинополь (затем он сам, как известно, занял «киевский стол»). Напомним, что Олег в своё время сменил на княжестве в Новгороде Рюрика (не имея родового права, но по завещанию покойного) в качестве «опекуна» малолетнего тогда Игоря сына легендарного варяга. Так вот, имеются свидетельства тому, что Аскольд один из первых правителей Киева был в своё время выходцем изСтарой Руссы[15].Однако не только на заре нашей этнически/национальной государственности, но и далее с этим древним городом каким то совершенно естественным (природным, что ли,
то есть, очень натуральным) образом связана целая череда сюжетов (многие из которых, кстати, достаточно известны), наложившихся на «большую» русскую историю, имеющую отношенияс конкретными правителями нашей страны. Да и свидетельств этому немало.Далеко не единожды бывали в Руссе князья Олег и Игорь с Ольгой сын Рюрика[16]. Весьма интересна упомянутая уже выше история грамот для великородных князей на охоту неподалеку от Русы на взвадском побережьеозера Ильмень (она не только предполагала участие в этой охоте, но и определённым образом, как бы, подтверждала причастность к верховной власти и её признание, а вместе с тем и «значение», личный авторитет очередного конкретного претендента на правлениеРуси).Напомним, что первым обладателем этой грамоты стал Ярослав Ярославич Тверской, занявший великокняжеский престол в 1264 году. А в 1266 году пишется «Новая договорная грамота с Ярославом, в которой в Руссу разрешалось «ездить осень…, а лето по прежнему, на Взвад.»[17]. Понятие «великое княжение» в русской истории стало особенно актуально во времена возвышения Золотой Орды. В этот период борьба за политическое первенство между княжествами Тверским и Московским, как мы знаем, периодически то возобновлялась, то затухала. Одним из формальных признаков этогопервенства для новгородцев становится как раз упомянутая выше грамота: «1304 г.По возвращении из Орды, куда Михаил (Михаил Ярославич Тверской В.Ю.) ездил за ярлыком, митрополит возвёл его на великокняжеский престол. С Новгородом была заключена договорная грамота, в которой также говорилось: «… А в Русу ти, княже, ездити на третью зиму. А лете на Озвад звери гонит… А холоп или половник забежит в Тверскую волость, а тех, княже, выдавати»[18].Грамота периодически переписывалась в зависимости от силы и авторитета великокняжеской власти на Руси, которая, в свою очередь, опирались на другую, более влиятельную власть
правителей Золотой Орды. В «1307 г.Договорная грамота с тем же Михаилом гласила,что «в Руссу ездите, княже, в осень, как пошло. А лете на Озвад».[19].Выражение в грамоте «как пошло» вполне можно трактовать не только, «как принято», но и как свидетельство того, что в данный период Михаил Ярославич этим авторитетом пользовалсяи «устраивал» новгородцев. А может быть и ещё одна трактовка (дополняющая две первые): охота у великих князей на Взваде проходила достаточно регулярно. Великое княжение Юрия Даниловича Московского (1318 1322 гг.) не подтверждено «договорной грамотой». В1325 годупервенство «обратно»перешло к тверскому князю Александру, сыну Михаила Ярославича. И вскоре был заключён договор с новгородцами, в котором опять звучала фраза: «А в Русу ездити на третью зиму по грамоте деда твоего Ярослава. А лето на Озвад зверей гонит».[20].Симпатии новгородцев, «предпочитавших» великих князей тверских московским, после этого стали достаточно явными, что подтверждает и следующий договор: «1371 г…В этом году тверской князь Михаил, сын Александра Михайловича, продолжая борьбу с московским князем Дмитрием за великокняжеский престол, получил ханский ярлык и даже успел заключить договор с Великим Новгородом (в нем неизменное право: «А в Руссу осень, как пошло, а летом Взвад звери гонит»)[21].Не заключался у новгородцев «договор про охоту на Взваде» и с Дмитрием Донским (при всей его тогдашней «авторитетности»),хотя тому Руса понравилась, когда он в декабре 1386 года прошел «черезРусу на Новгород… с двоюродным братом Владимиром Андреевичем. Полюбился многострадальный городок благочестивому князю и заложил он здесь храм близ ручья Княжьего в честь Ангела своего святого Дмитрия Солунского. Наградил землями и рыболовными тонями Успенский монастырь.»[22].Однако возвышение Москвы всё же стало вполне объективным фактором, который «помог» пересмотреть свои взгляды новгородцам (с рушанами, конечно, вкупе) на ту самую пресловутую грамоту, которая выдавалась на право охоты во Взваде. В 1435 году была подписана договорная грамота с великим князем Василием Васильевичем, содержащая известную фразу: «А в Русу, ти, княже, ездити, на третью зиму, а лете на Взвад зверь гонит ти.»[23].Основы русской государственности как составляющая ментальности Старой Руссы в очередной раз подтвердилась, когда Иван III после похода на Новгород, битвы при Коростыни и подписании там известного договора, казнил новгородских бояр именно в этом городе24июля 1471 года[24].Кстати, укрепление русского государства под эгидой Москвы, как бы, подтвердилось очередным «переписыванием» известной грамоты: «В 1471 году подтверждена Иоанном III грамота 1263 г. об охоте в Руссе»[25]. Не обошёл своим вниманием Старую Руссу и Иван Грозный, по указанию которогоона в числе 19 ти русских городов была включена (в отличие от Новгорода) в территорию опричнины…[26].
Мы видим, как, практически, зеркально (конечно, в сопоставимых масштабах) «древняя история Старой Руссы» отражает зарождение, становление и оформлениедревнерусской культуры. В традиционно выделяемых периодах её развития и формирования языческом, киевской Руси, монголо татарском, московском царстве город занимал особое, только ему отведённое место.«Полюбился многострадальный городок» многим русским самодержцам: конечно,каждому по своему. Понятно, что ипо отношению к Старой Руссе проявлялись их личные качества и «стили правления».Цари Михаил и Алексей Михайлович обращали самое серьёзноевнимание только на местный соляной промысел[27].
Пётр Iтожевидел в старорусской земле, богатой природными ресурсами, прежде всего выгоду для государства. И действовал он для её получения, как обычно, решительно и энергично: виюле 1693 года,будучи в Старой Руссе, он повелел местным властям «изыскать способык развитию старорусского солеварения», а кроме этого,он «заметил»«в окрестностях Руссы годный на кораблестроение дубовый лес»[28].Прошло достаточно много времени, пока наступила «проверка» выполнения его указаний «на месте» (около двадцатилет), но контролировать их он поручал своему сыну и спрашивал об этом постоянно (в том числе, и в переписке)[29].Однако Пётр I, совершая необходимые, по его мнению, государственные действия в отношении Старой Руссы, принял довольно оригинальное решение, которого никогда не случалось вбогатой истории города: запретил вырубать лес на дрова для солеварения [30]. При этом он в то же самое время получал максимальную «отдачу» от дубов из знаменитых старорусских рощ, которые использовались не только при строительстве российского флота: на старорусских дубах, оказывается, будут стоять здания не только Санкт Петербурга, но также и итальянской Венеции [31].Дочь первого русского императора Елизавета нашла нужным по ходатайству выборных от старорусского посада предметно помочь Старой Руссе:она возвратила из владения казны старорусскому посадусенокосы и места рыбной ловли, всего199 участков земли [32].Да и в рамках проводимой внутренней политики императрицы город себя ощущал достаточно комфортно. Старую Руссу называли в своё время «городом купцов», акак раз в царствование императрицы Елизаветы были открыты первые русские банки, в том числе и купеческий (один из трёх первых). Заметно оживилась торговля, что было связано с изменениями в налоговой политике и, в частности, повышением налога на соль. А это, конечно, в первую очередь, было выгодно «городусолевару».Очень много сделала для Старой Руссы Екатерина II и это одна из весьма важных страниц в истории города. Как известно, она довольно часто старалась показать способность/желание быть матерью для всех своих подданных. Именно в этой роли императрица выступила в очень трудное (подчеркнём: в очередной раз) для Старой Руссы время: в апреле1763 года пожаром были уничтожены все деревянные строения Старой Руссы, то есть, практически,весь город сгорел. Императрица повелела выдать в виде займа на 10 лет рушанам 100000 рублейбез процентов и разрешила не вносить подушную подать погорельцам в течение трёх лет. Кроме того, было приказано выдаватьхлеб за казённый счёт неимущим[33].
Одновременно проявилась в отношении к городу и та самая известная государственная линия выбранный ею стиль правления, который принято называть просвещенным абсолютизмом (впрочем, окрашенным, опять же, неким оттенком материнского чувства/участия). Поэтому и на примере Старой Руссы императрица «просветитель» стараласьспособствовать решению не только проблем просвещения, но и определённым образом связанных с ними других социальных проблем. В1780 году Екатерина IIпосетила город и пожаловала на разные «богоугодные дела» (строительство школы и богадельни, содержаниесуществующихбогаделен и Спасского монастыря, на закладку домовнеимущим горожанами другие нужды) 3900 рублей[34].
Через год императрица ещё раз «осчастливила» рушан, пожаловавСтарой Руссе городскойгерб[35].В самом конце 18 века обратил внимание на Старую Руссуи Павел I: В 1798 году Старорусское городское общество получило от него благодарностьза сооружение конюшен, манежа и слесарнидля «ЛейбКирасирского Его Величестваполка», которую лично передал Великий князь Константин Павлович, посетивший город в этом же году [36].Что касается 19 века, то это отдельная глава в истории города Старая Русса. Он продолжает оставаться своеобразной площадкой для экспериментов в российских масштабах и это, естественно, связано с «прямыми» контактами с правителями страны.В июле 1823 годагород посетил Император Александр Павловичв сопровождении графа Аракчеева.А уже в 1824 году Старая Русса по решению императора получает особый статус: …«город был обращен в ведомство военных поселений, а Старорусский уезд приписан к городу Демянску»[37]. Как известно, этот сюжет завершился в июле 1831 года бунтом старорусских военных, поселян и мещан [38]. Очередной эксперимент российского масштаба не удался, а ведь место для него, конечно, подбиралось не случайно: уж если здесь (в самом центре зарождения русской общности) «приживётся», то и по всей стране, наверное, можно. Однако просто органически не мог город с такими мощными историческими корнями русской ментальности/государственности принять пусть оригинальную, но бредовую идею военных поселений. Природа просто отвергла инородный элемент.Однако за экспериментом довольно тщательно наблюдал впоследствии Николай I,брат императора Александра Павловича, принявший после него власть после известных событий 1825 года. В период ссентября1826 года по сентябрь 1830 года Император Николай Павлович четыре раза посещал Старую Руссу [39].Внимание к городу, как мы видим,проявляли практически все российские правители. Правда, выражалось это по разному. Так, например, в честь Старой Руссы в августе 1863 годаИмператор Александр II присвоил вновь сформированномуРезервному пехотному полку название Старорусского пехотного полка [40].Контакты Старой Руссыс правителями российскими носили достаточно регулярный характер, и если «Магомет не шёл к горе …», то старорусские делегации сами добиралисьдо императорских резиденций. Например,в октябре 1856 года депутация городского обществаот города Старой Руссы в знак верноподданнических чувств поднесла императорской чете хлебсоль [41].19 векстал и временем создания старорусского курорта, более того обретением им своего достаточно высокого статуса, и здесь история отношений теперь уже курортного города и правителей российских нашла своё естественное продолжение. В 1854 году курорт был передан гражданскому ведомству.«Став гражданским, Курорт принимал и Великих князей, и Королеву Греции»[42]. На Старорусском курорте побывали многие из правящей царствующей династии, например, Великие князья Владимир и Алексей Александровичи(1865 год), Великие Князья Константин и Дмитрий Константиновичи, Великий князь Константин Николаевич (1868 год) [43].А последний русский император Николай II способствовал становлению СтаройРуссы как железнодорожного узла, утвердивв июне1895 года дополнение к Уставу общества «РыбинскоБологовская железная дорога», в состав которой вошел участок железной дороги от станции Бологое через Валдай, Старую Руссу и Порхов до Пскова.Кстати освящение начала строительства железной дороги состоялось 11 мая 1896 года именно в Старой Руссе[44].Судьба распорядилась так, что императорская династия в лице Николая II завершила своё правление российским государством именно на этой железной дороге...Так получается, что понятия «откуда есть пошла…», «государственность русская…», «образование государства российского…» самым тесным образом связаны с легендарной, полулегендарной и реальной историей Старой Руссы. Более того, оказывается, история русской/российской государственности, кроме всего прочего, имеет ещё и достаточно оригинальную композицию, которую по праву можно назвать и считать кольцевой. Кольцо начинается легендами об освоении Приильменья братьями Русом и Словеном и призванием на правление вНовгород Рюрика варяга солевара из за Ильменя (а, стало быть, из Русы о чём говорилось выше). Ну а «замыкается» оно принятием решения об отречении от верховной власти последнего российского императора Николая II, который перед этим самым историческим событием молился в часовенке на территории Старорусского железнодорожного вокзала, выйдя на перрон из поезда, следовавшего на Псков 14 марта 1917 года[45]. На следующий день он отрёкся от престола. В общем то, не очень сложно догадаться, о чём молился в часовне старорусского вокзала последний правитель русского народа (а может быть, именно здесь он и принял то самое судьбоносное решение).
Итак, кольцо истории самодержавной русской государственности в этот момент сомкнулось: освоение южного Приильменья Русом и Словеном, приглашение Рюрика на правление, образование русского государства, течение его культурной истории «отозвались» (в самом конце) той же самой Старой Руссой при выходе Николая II на перрон старорусского вокзала в марте 1917 года…Вместе с 21 веком, как поётся в известном романсе, «пришли другие времена...», но отношения с верховной властью у Старой Руссы, оказывается, не прерываются: 5 марта 2013 года «город на Полисти» посетил экс президент Российской Федерации, премьер министр страны Д.А. Медведев. Объектами его внимания прежде всего стали авиаремонтный завод и местный курорт…[46].История продолжается, как продолжается и история взаимоотношений Старой Руссы с русскими правителями…
Ссылки на источники
1. Мы определяем локальныйтекст как «…выделенный автором для описания/интерпретации сектор культурного пространства, связанный с конкретным местом его бытования, и рассматриваемый как сложившуюся и оформленную знаковую систему, органично подвергающуюся метафоризации.» (Юхнович В.И. Культурное пространство Старой Руссы (аспекты изучения локального текста). СПб: Издво СПбГУСЭ, 2011. С.20).2. См. об этом подробнее: Юхнович В.И. Культурное пространство Старой Руссы (аспекты изучения локального текста). СПб: Издво СПбГУСЭ, 2011. 167 с.3. Там же. С 444. См.: Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3. с.51 61.5. Указ.соч.6. Там же.7. Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С. 37.8.Там же.9. Представлена в книге: Полянский М. «Город этот, несомненно, древнейший в России».Иллюстрированный историкостатистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). Спб.: «Алаборг», 2009. С.13 58.10. ИзПолного собрания русских летописей. Т. 31. Л., 1977.URL: http://pravoslavie.chestisvet.ru/index.php4?id=207 (дата обращения: 21.02.2013). 11. Демин В. Н. Русь летописная.Новгород.Издательство«Вече». 2003. С. 72.12. Указ. соч. С.74.13. Тамже. С.94.14. Тамже. С. 100.15.ФоминВ.В.Южнобалтийскиеславяне в истории Старой Руссы.(Князь Аскольд из Старорусской Руси). Материалы ВторойВсероссийскаяконференция«Сохранение и возрождение малых исторических городов и поселений: проблемы и перспективы».СтараяРусса. 30.09.10. 01.10.10.16. Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С. 23 24.17. Указ. соч. С. 37.18. Там же. С. 38 39.19. Тамже.С. 39.20. Тамже.21. Там же. С.40.22. Тамже. С.42.23. Тамже. С. 44.24. Полянский М. Город этот, несомненно, древнейший в России.Иллюстрированный историкостатистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда (адаптированное издание). Спб.: «Алаборг», 2009. С.20 22.25. Указ. соч. С. 2226.Вязинин В.И. Старая Русса в истории России. Новгород. Изд во «Кириллица». 1994. С.57 59.
27. Там же. С. 92 93.28. Полянский М.Указ. соч. С 40.
29. Тамже. С. 41.30. Вязинин В.И. Указ. соч. С 95. .31. Аверкина М. Питер возвращает долги// Старорусская недвижимость.2010.№ 34. 32. Полянский М.Указ. соч. С. 42.33. Тамже.34. Тамже. С. 44 46.35. Там же. С.46 47.36. Полянский М.Указ. соч. С 47.37. Тамже. С. 48 50.38. Тамже. С. 51.39. Тамже. С. 50 51.40. Там же. С.52.41. Тамже.42. Отдых и лечение в России/ Средняя полоса России/ "СТАРАЯ РУССА" Санаторий, Новгородская область/ Историческая справка.URL: http://www.soiuz.ru/sng/polosa/2238/spravka/ (дата обращения: 13.02.2013).
43.Полянский М.Указ. соч. С 54 56.44.А.Васильков. «С одобрения Николая II». Вестник Старорусского края. 17 января 2013 года.45. 2007» Март» 14» Неизвестный факт из жизни последнего Императора России Николая II. URL: http://otechestvo.ucoz.ru/news/2007031474(дата обращения: 02.02.2013).46. Павел Фёдоров. «Дмитрий Медведев посетил курорт «Старая Русса». Новгородские новости. №53. 17 марта 2013 года.
YuhnovichVyacheslavIvanovich,C. Phil. n., AssociateProfessorofserviceandmanagementStarorusskoebranchFGBOUVPO"Saint Petersburg State University of Service and Economics", Staraya Russa, slavayu@mail.ru
Namespace:"The rulers of the Russian and Roos (StarayaRussa)"
Abstract. Represented article reflects the current trends of studying cultural space, one of which is the theoretical understanding and practical implementation of the concept of "local text." The interaction of theory and practice in the said subject yet remains steadfast focus of attention of different types of studies. We offer one of the practices of learning / local interpretation of text, we theoretically grounded and connected to the cultural space of Staraya Russa. This form of description isdesignated by us as "namespace".
Key words: cultural space, a local text study / interpretation of the local text, old Russian text, namespace, the rulers of Russian, the Russian state.