Практика стимулирования перехода к "зеленой экономике": международный опыт
Международная
публикация
Выпуск:
ART 53333
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова
М.
С. Практика стимулирования перехода к "зеленой экономике": международный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1651–1655. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53333.htm.
Аннотация. Описан мировой опыт стимулирования перехода к «зеленой экономике». Показаны факторы развития сектора «зеленой экономики». Определены основные направления реформирования политики государства и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к «зеленым» государственным закупкам. Проанализированы источники и дано определение понятия «зеленая экономика». Показаны методические аспекты стимулирования перехода к «зеленой экономике». Уточнены инструменты государственного регулирования в секторах «зеленой экономики». Выявлены ключевые задачи для развития «зеленого» сектора в России.
Ключевые слова:
«зеленая экономика», направления реформирования государственной политики, энергоэффективность, экологически чистые продукты, энергетическая безопасность, низкоуглеродная экономика, методы государственного стимулирования
Текст статьи
УДК 330.15:338.246.027Егорова Мария СергеевнаАспирант кафедры экономики ИСГТ НИТПУ, г. Томскemail:angelochec82@mail.ruПРАКТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕХОДА К ©ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕª: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТОписан мировой опыт стимулирования перехода к ©зеленой экономикеª. Показаны факторыразвития сектора ©зеленой экономикиª. Определены основные направления реформирования политики государства и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к ©зеленымª государственным закупкам. Проанализированы источники и дано определение понятия ©зеленая экономикаª. Показаны методические аспекты стимулирования перехода к ©зеленой экономикеª. Уточнены инструменты государственного регулирования в секторах ©зеленой экономикиª. Выявлены ключевые задачидля развития ©зеленогоª сектора в России.Ключевые слова: ©зеленая экономикаª, методы государственного стимулирования, направления реформирования государственной политики, энергоэффективность, экологически чистые продукты, энергетическая безопасность, низкоуглеродная экономика.В последние года идея ©зеленойª экономики стала широко обсуждаться не только специалистами по экологической экономике, но и на различных политических форумах. Данная идея все чаще упоминается главами государств и министрами финансов, а также в совместных заявлениях Большой двадцатки и обсуждается в контексте устойчивого развития и искоренения бедности. Повышению интереса к концепции ©зеленойª экономики способствуют растущее разочарование в самой распространенной экономической модели, или, как ее еще называют ©коричневаяª экономика, а также чувство усталости, порожденное многочисленными кризисами и сбоями рыночного механизма, которые наблюдались в течение первого десятилетия нового столетия, особенно финансовоэкономическим кризисом 2008 г. [1].Переход к ©зеленойª экономике имеет прочное экономическое и социальное обоснование. Появляются убедительные аргументы в пользу увеличения усилий и государства, и частного сектора,направленных на осуществление такого экономического преобразования. В связи с этим перед государством стоит задача уравнять условия игры для ©зеленойª продукции путем отказа от предоставления устаревших субсидий, реформирования политики и создания новых стимулов, укрепления инфраструктуры рынка и рыночных механизмов, перенаправления государственных инвестиций и перехода к ©зеленымª государственным закупкам. Перед частным сектором стоит задача использовать возможности, предоставляемые переходом к ©зеленойª экономике в ряде ведущих секторов, а также отреагировать на реформирование политики и ценовые сигналы путем увеличения объемов финансирования и инвестирования[3].Что касается мирового опыта перехода к ©зеленойª экономике наиболее интересным представляется опыттаких стран, как США, Германия, Великобритания, Китай. На 2010 г., в США стоимость продукции и услуг в сфере ©зеленойª экономики, в которой занято порядка трех млн. человек, составляла свыше 600 млрд. долл. или 4,2% ВВП. В 2009 г. в Великобританиистоимость выпуска продукции в ©зеленомª секторе экономики оценивалась в 240 млрд. долл. или 8,8% ВВП, его доля в экспорте составляла 5%, а общая занятость 3%. В Германии число занятых только в секторе солнечной энергетики превышало аналогичный показатель в металлургии США. В целом по Евросоюзу в 2010 г. экологически чистые производства обеспечивали более 2,5% совокупного ВВП и занятость свыше 3,4 млн. человек.
Основой ©зеленойª экономики практически во всех концепциях выступает экологически чистая энергетика, основанная на использовании неуглеводородного топлива и энергоэффективных технологий. Темпы развития данного сегмента экономики довольно высоки благодаря двум факторам: институциональному и инвестиционному. Так, на середину 2011 г. 89 государств имели нормативно установленные цели развития возобновляемой энергетики, в том числе 73 нормативные акты, регулирующие использование биотоплива, 81 специальные льготные тарифы на подключение источников этой энергии. Относительно инвестиций, нужно отметить, что, благодаря странам ©большой двадцаткиª всего за шесть лет капиталовложения в развитие экологически чистой энергетики выросли с 52 млрд. долл. в 2004 г. до 260 млрд. долл. в 2011 году. В 2010 г. был достигнут очевидный прорыв: объем капиталовложенийпревысил уровень 2009 г. на 30%, в том числе в НИОКРна 24% (с 28,6 млрд. долл. до 35,5 млрд. долл.). Большая часть инвестицийбыла направлена наразвитие ветровой исолнечной энергетики, первоочередно,
в проекты создания крупных ветроэнергетическихустановок в Китае и Западной Европе[2].В 2010 г. Китай сталлидером, сосредоточив почти 40% мировых капиталовложений в развитие экологически чистой энергетики. Китайские вложения в крупномасштабные проекты в этой области, включая НИОКР, выросли на 30% и достигли 51,1 млрд. долл., в сравнительно небольшие проекты в сфере возобновляемой энергетики на 91%, достигнув 59,6 млрд. долларов [2].Значительный рост инвестиций обеспечил ускоренный рост мощностей и объемов выпуска не только в сфере мировой альтернативной энергетики, но и ©зеленойª экономики в целом. Объем мирового рынка природосберегающих технологий и оборудования в начале XXI века, по некоторым данным, превысил 1 трлн. долл. и по темпам роста опережал другие секторы мировой экономики, в том числе в период кризиса 20072009 годов [2].Стоимость мировых продаж экологически чистых продуктов питания и напитков, в 19992007 гг. выросла втрое, и составила 46 млрд. долларов. Например, в США в 2008 г. продажи таких продуктов увеличились на 15,8%.Даннаятенденция характерна не только для продовольствия, но и для более широкого спектра потребительских товаров, например, продукции из дерева. Продажи продукции, сертифицированной как ©экологически чистаяª, за три предкризисных года (20052007 гг.) выросли в 4 раза[2].Тенденции развития ©зеленойª экономики и, в частности, альтернативной энергетики, диктуются в первую очередь, соображениями обеспечения энергетической безопасности странамилидерами мировой экономики. Данные страны являются крупнейшими импортерамиископаемого топлива. Наибольший интерес к разработкам альтернативных источников энергообеспечения возникает в периоды резкого взлета мировых цен на энергоносители и в годы кризиса[2].Согласно Европейской директиве по возобновляемым источникам энергии от июня 2008 г., предусмотрен рост доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии с 7,8% до 20% к 2020 г.. Закон США о восстановлении и реинвестировании экономики того же года предусматривает рост данного показателя до 25%к 2020 году[2].Наибольшая доля возобновляемой энергетики в общем производстве энергии среди странпартнеров России по БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) отмечается в Бразилии (на 2006 г. 45% против 13,2% в мире в целом и 6,1% в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Две трети возобновляемой энергетики в стране обеспечивают установки на биомассе, используемой для производства этанола, покрывающего 40% спроса на моторное топливо, и 1/3 ГЭС, являющиеся основой национальной электроэнергетики (почти 76% производства электричества). Индия поставила задачу довести долю возобновляемых источников энергии до 10% в 2012 г., прежде всего, за счет ускоренного развития солнечной энергетики, что превращает страну в одного из мировых лидеров в этой области. Отмена налогов на компоненты чистых технологий, разрешение в марте 2011 г. торговать сертификатами на возобновляемые источники энергии и официально объявленное правительством намерение установить штрафы за задержку в установке гелиооборудования, позволили Индии выйти на 4 место в мире (после Китая, США и ФРГ) по привлекательности инвестиций в возобновляемую энергетику[2].Мировым лидером по уровню потребления энергии является Китай. В стране предпринимаются попытки стимулирования развития альтернативной энергетики. Так, еще в 2006 г. был принят закон о возобновляемой энергетике, который установил требование к крупным энергетическим объединениям вырабатывать за счет возобновляемых источников 3% электроэнергии в 2010 г. (успешно реализовано) и 8% к 2020 году. Согласно новой программе долгосрочного развития энергетики страны доля этих источников в 2020 г. установлена на уровне 15%. Реальные темпы сокращения энергоемкости ВВП в Китае в 20052010 гг. составили в среднегодовом выражении 3,5%, обеспечив снижение энергоемкости ВВП на 20%. В соответствии с пятилетним планом развития страны на 20112015 гг. она должна снизиться еще на 2023%, в 2020 г. на 4045%, а к 2050 г. на 6068%[2].Для сравнения, Россия, где нормативно установленный рубеж показателя среднегодовых темпов снижения энергоемкости ВВП (3,3% в 20082020 гг.) близок к китайскому, по доле возобновляемых источников в общем объеме производства энергии уступает Китаю более чем втрое[2].Помимо фактора энергетической безопасности,в ускоренном развитии ©зеленойª экономики особую роль играет ее мощный мультипликативный эффект, который позволяет увеличить занятость и смягчитьпоследствия безработицы, стимулировать активность в иныхсферах хозяйства, быстрее выйти из рецессии и ускорить инновационное развитие. Например, уже упоминавшийся закон США 2008 г. о восстановлении и реинвестировании экономики предусматривает не только ускорение процесса выхода из кризиса благодаря развитию ©зеленогоª сектора, но и создание до 2020 г. свыше 400 тыс. рабочих мест и немалого числа различных высокотехнологичных производств. Приняв во внимание перечисленные обстоятельства, ведущие государства мира, особенно азиатские государства, ставшие локомотивом мировой экономики в период кризиса, а также страны ЕС в своих антикризисных программах отвели инвестициям в экологически чистые технологии заметное место[2].По некоторым прогнозам, уже к 2020 г. следует ожидать увеличение мирового рынка экологически чистых технологий, по крайней мере, в два раза (в том числе, увеличения рынка низкоуглеродных технологий в три раза), роста числа занятых в соответствующих секторах почти в 4 раза и увеличения вклада ©зеленойª экономики в мировой ВВП до 45%[2].Данному развитию событий будут способствовать три важных фактора, определяющих особенности развития сферы ©зеленойª экономики. Это факторы экологической чистоты и экологической безопасности и снижения рисков климатических изменений.Так же существует факторвысокой наукоемкости разработок и фактор развития уровнятехнологичности ©зеленыхª производств, обеспечивающих ускоренный переход к новому технологическому укладу, который будет определять тенденции развитиямирового хозяйства и конкурентоспособность национальных экономик [2].В рамках фактора продовольственной безопасности, следует отметить следующие тенденции. Наблюдается отсутствие, как понимания общественностью характера проблемы, так и глобальных совместных решений, направленных на обеспечение продовольствием 9 млрд. человек, которые будут населять Землю в 2050 г. Недостаток пресной воды уже сегодня является мировой проблемой, а, согласно прогнозам, к 2030 г. будет наблюдаться всевозрастающий разрыв между годовой потребностью в пресной воде и ее поставками из возобновляемых источников. Вероятность улучшения санитарных условий более чем для 2,6 млрд. человек попрежнему остается невысокой; 884 млн. человек все еще не имеют доступа к чистой питьевой воды. Эти кризисы резко снижают способность человечества поддерживать достигнутый уровень жизни во всем мире и достичьцелей развития тысячелетия для уменьшения и искоренения бедности. Они усугубляют социальные проблемы, связанные с потерей работы, социальноэкономической незащищенностью и бедностью, и угрожают социальной стабильности[4]. Хотя причины этих кризисов и различаются, между ними существует некоторое сходство, которое заключается в нерациональном распределении капитала. В течение двух последних десятилетий немалые средства вкладывались в недвижимость, добычу ископаемых видов топлива и структурированные финансовые активы со встроенными производными финансовыми инструментами, однако сравнительно мало средств было потрачено на развитие ©возобновляемойª энергетики, повышение энергоэффективности, систему общественного транспорта, на развитие стабильного сельского хозяйства, защиту экосистем и биоразнообразия, а также сохранение почвы и воды. Большинство стратегий экономического роста и развития поощряло быстрое накопление физического, финансового и человеческого капитала, однако за счет чрезмерного истощения природного капитала, природные ресурсы и экосистемы были принесены в жертву. Так как истощается мировой запас природных богатств, эта модель развития и роста отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Недавние многочисленные кризисы очень характерны для данной модели. Правила, существующие на сегодняшний день, и рыночные стимулы усугубляют эту проблему нерационального распределения капитала, поскольку компаниям позволяется осуществлять деятельность, имеющую важные экологические и социальные последствия, зачастую без какоголибо внешнего учета и контроля. ©Свободные рынки не предназначены для решения социальных проблемª[5], поэтому существует потребность в совершенствовании государственной политики,включая меры в области ценообразования и регулирования, в целях изменения некорректных рыночных стимулов, обусловливающих нерациональное распределение капитала и игнорирующих социальные и экологические последствия. Роль продуманных постановлений регулирующих органов, политики и государственных инвестиций как факторов, способных изменить модель частного инвестирования, тоже все чаще признается и доказывается историями успеха всех регионов мира, особенно развивающихся стран.©Зеленаяª экономика, в самой простой трактовке это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества. В ©зеленойª экономике рост доходов и занятости обеспечивается государственными и частными инвестициями, уменьшающими выбросы углерода и загрязнение, повышающими эффективность использования энергии и ресурсов и предотвращающими утрату биоразнообразия и экосистемных услуг. Такие инвестиции необходимо приумножать и поддерживать с помощьюцелевых государственных расходов, реформ в области политики и изменения регулирования. Данный путь развития должен сохранять, увеличивать и, где это необходимо, восстанавливать природный капитал как важнейший экономический актив и источник общественных благ [3].Отработаннаясистема регулирования может определить права и создать стимулы, которые активизируют переход к ©зеленойª экономике, а также устранить барьеры для ©зеленогоª инвестирования. Система регулирования может регламентировать наиболее вредные виды деятельности, несовместимые с устойчивым развитием, либо установив минимальные стандарты, либо полностью запретив некоторые виды деятельности. Помимо этого, продуманная система регулирования снизит риски изменения законодательства и деловые риски и повысит доверие инвесторов к рынкам. Компаниям во многих случаях лучше иметь дело с четко установленными и действительно применяемыми стандартами, чем работать в условиях неопределенности или недобросовестной конкуренции.Дополнением к нормативным документами государственным правиламмогут статьсаморегулирование отраслей и добровольные соглашения между правительством и компаниями, освобождающие государственные органы от части информационной нагрузки и административных затрат. Укреплению рынков устойчивых товаров и услугмогут способствовать государственные закупки. На государственные закупки приходится значительная доля общих государственных расходов, как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, в ЮАР и Бразилии эта доля составляет 35 и 47 % ВВП, соответственно. Используя методы устойчивых государственных закупок, государство может сформировать высокий и долгосрочный спрос на ©зеленыеª товары и услуги. Такая практика побуждает компании делать более долгосрочные инвестиции в инновации, а производителей получать экономию за счет масштабов, снижая затраты. В свою очередь, это может способствовать более широкой коммерциализации ©зеленыхª товаров и услуг, создающей условия для устойчивого потребления. Например, программы устойчивых государственных закупок в Австрии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании позволили снизить выбросы оксида углерода, связанные с закупками, в среднем на 25 %. Государственные закупки также способствовали формированию в странах Европы рынков ©органическихª продуктов и напитков, автомобилей с низким потреблением топлива и ©устойчивыхª лесоматериалов. Неоспорим приоритет государственных инвестиций и расходов в областях, стимулирующих ©озеленениеª секторов экономики. Субсидии, предоставляемые в интересах общества илиимеющие позитивный внешний эффект, могут быть мощным стимулом для перехода к ©зеленойª экономике. Cубсидии, такие, как меры по поддержке цен, налоговые стимулы, прямые гранты и гарантии по кредитам, могут применяться для различныхцелей.Налоговые стимулы могут способствовать инвестициям в ©зеленуюª экономику и мобилизации частного капитала. Подобные стимулы могут быть ориентированы как на потребление, так и на производство товаров или оказание услуг[3].Например, отдельные муниципалитеты Индии ввели скидки на налог на имущество для пользователей солнечных водонагревателей. В некоторых случаях эта скидка достигает 6…10 % налога на имущество. Другой вид налоговых льгот, нередко применяемый с целью стимулирования производства энергии из возобновляемых источников ускоренная амортизация. Она позволяет инвестору быстрее амортизировать стоимость подпадающих под льготу основных фондов и тем самым уменьшить свою налогооблагаемую прибыль. В Мексике ускоренная амортизация разрешена инвесторам, вкладывающим средствав инфраструктуру, не оказывающую негативного влияния на экологию, с 2005 г. внедрению технологий производства энергии из возобновляемых источников успешно способствуют меры по поддержке цен и методы неттоучета электроэнергии. Меры по поддержке цен, обычно путем предоставления субсидий или регулирования цен, гарантируют рыночную цену определенного товара или услуги и обеспечивают долгосрочную определенность, необходимую частным инвесторам. Наиболее распространенной и известной из этих мер является применение стимулирующих тарифов для внедрения и совершенствования технологий производства электроэнергии из возобновляемых источников[3].Во многих странах также используют метод неттоучета для стимулирования малой энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников. При использовании этого метода потребитель получает вычет из будущих счетов за электроэнергию, если количество электроэнергии, поступающей в национальную энергетическую систему из генератора потребителя, работающего на возобновляемом сырье, превышает количество энергии, забираемой потребителем из системы. Неттоучет широко распространен в США, а также внедрен в Мексике и Таиланде. Государственные расходы должны быть ограничены по времени. Однажды введенные субсидии бывает сложно отменить, поскольку получатели материально заинтересованы в том, чтобы лоббировать их сохранение. Как правило, государство старается минимизировать свои расходы и, разрабатывая программы предоставления субсидий, предусматривает различные методы контроля. Например, иногда условия программы регулярно пересматриваются, и осуществляются согласованные корректировки, а иногда устанавливаются ограничения на общие расходы, и четко определяется, когда реализация программы заканчивается. Проведенный Международным энергетическим агентством анализ субсидирования производства энергии из возобновляемых источников показал, что в ситуации, когда государство хочет увеличить частные инвестиции в тот или иной сектор, важно, чтобы поддержка была стабильной и предсказуемой, давала инвесторам определенность и своевременно отменялась для стимулирования инноваций. Для государства предоставление субсидий во многих случаях сопряжено со значительными экономическими и экологическими издержками. Искусственное снижение цен товаров за счет субсидирования приводит к неэффективности, большому количеству отходов и чрезмерному потреблению, результатом чего является преждевременный дефицит ценных невозобновляемых ресурсов или деградация возобновляемых ресурсов и экосистем. Например, мировые субсидии рыболовной отрасли оцениваются в 27 млрд. долл. США в год, при этом доказано, что, по меньшей мере, 60 % из этих субсидий наносят вред всей отрасли и, повидимому, являются одним из ключевых факторов перелова рыбы. Согласно оценкам, упущенная экономическая выгода от истощения рыбных запасов составляет порядка 50 млрд долл. США в год почти половину стоимости мирового улова морепродуктов. Субсидии снижают рентабельность ©зеленыхª инвестиций. Когда в условиях субсидирования определенный вид ©неустойчивойª деятельности становится дешевым или малорискованным, уменьшается рыночная привлекательность инвестиций в ©зеленыеª альтернативы. В 2008 г. объем субсидирования потребления ископаемого топлива во всем мире составил, по оценкам группы ООН по охране окружающей среды, 557 млрд. долл. США. Еще 100 млрд. долл. составили субсидии на производство. Искусственно снижая стоимость использования ископаемого топлива, такие субсидии удерживают потребителей и компании от принятия мер по повышению энергоэффективности, которые в отсутствие этих субсидий быстро бы окупились. Существует общее мнение, что подобные субсидии представляют собой существенный барьер для развития технологий производства энергии из возобновляемых источников. Полное прекращение всего субсидирования потребления и производства ископаемого топлива к 2020 г. позволило бы снизить на 5,8 % мировой спрос на первичную электроэнергию и уменьшить на 6,9 % выбросы парниковых газов [3]. Реформа системы субсидирования возможна, если проводить ее с предельным вниманием к беднейшим слоям населения. Отмена субсидий сложная задача, учитывая наличие сторон, материально заинтересованных в их сохранении, однако существует множество примеров стран, которые провели такие реформы. Субсидии иногда оправдывают тем, что они выгодны бедным домохозяйствам, однако если эта помощь не является целенаправленной, основная часть финансирования нередко достается домохозяйствам с высоким доходом. При этом реформа субсидий зачастую приводит к росту цен на субсидируемые товары. Группы с низкими доходами обычно получают лишь малую долю субсидий, но тратят больше своих доходов на основные товары, включая продукты питания, воду и электроэнергию, и при отмене субсидий на эти товары страдают особенно сильно. В связи с этим реформирование должно быть постепенным и предусматривать краткосрочные меры поддержки. Такая стратегия реформирования может предполагать, среди прочего, введение целевых субсидий на потребление для бедных домохозяйств или перенаправление финансирования в сектора, требующие государственных инвестиций в первую очередь, такие, как здравоохранение или образование[3].Налоговые и рыночные инструменты могут быть эффективными инструментами стимулирования инвестиций. Существующие значительные ценовые диспропорции нередко препятствуют ©зеленымª инвестициям или же их дальнейшему росту. В целом ряде секторов экономики, например, в сфере транспорта, такие негативные внешние эффекты, как загрязнение окружающей среды, ухудшение состояния здоровья или падение производительности труда, как правило,не отражаются в затратах, что снижает привлекательность перехода на более ©устойчивыеª товары и услуги. Аналогичная ситуация складывается с отходами: цена на изготовленный из отходов товар и на услугу утилизации, как правило, не отражает всех затрат на переработку и утилизацию отходов. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы включить в цену товара или услуги эти побочные издержки, воспользовавшись корректирующим налогом, платежом или сбором либо, в некоторых случаях, другими рыночными инструментами, такими как разрешения с правом продажи. Налоги нередко хорошо стимулируют снижение выбросов, более эффективное использование природных ресурсов и инновации. Экологические налоги можно разделить на две большие категории: налоги по принципу ©платит загрязнительª, которые взимаются с производителя или потребителя по месту загрязнения, и налоги по принципу ©платит пользовательª налоги на добычу или использование природных ресурсов. Например, Сингапур, где в 1980е гг. была введена первая в мире система платных дорог, сегодня входит в число лидеров в применении инструментов ценообразования для решения проблем утилизации отходов и дефицита воды. Оказалось, что введение платы за загрязнение также стимулирует инновации и использование новых технологий, поскольку компании начинают искать более ©чистыеª альтернативы. Например, в Швеции введение налога на выбросы оксидов азота привело к значительному расширению применения существующей технологии снижения выбросов до введения налога ее использовали 7 % компаний, а на следующий год после введения уже 62 % [1].Рыночные инструменты, такие, как разрешения с правом продажи, позволяют преодолеть ©экономическую незаметность природыª и все шире применяются для решения широкого круга проблем окружающей среды. В противоположность налогам, которые устанавливают цену на загрязнение и затем позволяют рынку самому определить уровень загрязнения, схемы предоставления разрешений с правом продажи, включая схемы с установлением предельного уровня и торговлей невыбранными квотами, сначала определяют общий допустимый уровень загрязнения, а затем предоставляют открытому рынку возможность определить цену. Например, в положениях Киотского протокола предусмотрено предоставление странам возможности торговать нереализованными выбросами. В общейсложности в 2009 г. было продано квот на выброс 8,7 млрд. т. углерода общей стоимостью 144 млрд долл. США[3].Сдвиг в сторону ©зеленойª экономики может потребовать от государства способности анализировать проблемы, выявлять возможности, устанавливать приоритетные направления вмешательства, мобилизовать ресурсы, реализовать политику и оценивать достигнутый прогресс. Например, экологические налоги успешно применяются в целом ряде развивающихся стран. Тем не менее, введение таких налогов и управление ими могут быть непростой задачей, для решения которой потребуется укрепить административные возможности той или иной страны. Чтобы движение к ©зеленойª экономике не утратило своего импульса, органам власти также необходимо уметь оценивать достигнутый прогресс. А это требует умения разрабатывать показатели, собирать данные, анализировать их и интерпретировать результаты для того, чтобы их можно было использовать при разработке политики. Для подготовки рабочей силы к переходу экономики на ©зеленыеª рельсы необходимы программы обучения и повышения квалификации. Переход к ©зеленойª экономике по самому своему определению предусматривает определенную реструктуризацию экономики, и могут потребоваться специальные меры, чтобы этот переход прошел гладко для работников, которых он коснется. В некоторых секторах потребуется помощь в переводе работников на новые рабочие места. Например, в рыболовной отрасли может потребоваться обучение рыбаков другим профессиям; в частности, они могут принять участие в восстановлении рыбных запасов. Также могут потребоваться инвестиции в переобучение рабочей силы. Например, в Германии индустрия производства электроэнергии из возобновляемых источников испытывает дефицит квалифицированных работников. На самом деле, недостаток квалифицированных работников ощущается почти во всех подотраслях энергетики, особенно в гидроэнергетике и энергетическом использовании биогаза и биомассы. Не менее острый дефицит кадров наблюдается в машиностроении для нужд возобновляемой энергетики; особенно не хватает инженеров, операторов и специалистов по техобслуживанию, а также руководителей предприятий[3].Активное участие правительств в международных процессах может способствовать согласованным действиям и сотрудничеству при переходе к ©зеленойª экономике. Система международной торговли может оказать существенное влияние на деятельность в сфере ©зеленойª экономики, облегчив или затруднив миграцию ©зеленыхª товаров, технологий и инвестиций. При правильных ценах на ресурсы окружающей среды на национальном уровне система международной торговли позволяет странам в устойчивом режиме использовать свои сравнительные преимущества в обеспеченности природными ресурсами на благо как странэкспортеров, так и странимпортеров. Например, бедные водой регионы могут ослабить нагрузку наместные запасы путем импорта продукции, требующей больших затрат воды, из более богатых водой регионов. Как уже отмечалось, связанные с торговлей меры, такие, как стандартизация, также могут играть важную роль в стимулировании роста в ряде секторов ©зеленойª экономики. С другой стороны, такие меры также могут восприниматься странами как препятствие для доступа на рынок или как разновидность торгового протекционизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы страны удачно сочетали и находили оптимальный баланс междумерами по защите окружающей среды и мерами по обеспечению доступа на рынок [1].Все больше долгосрочных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховые компании, осознают возможность минимизации рисков, связанных с окружающей средой, социальными факторами и качеством управления, путем создания ©зеленыхª портфелей. Норвежский пенсионный фонд Global, один из крупнейших в мире независимых фондов благосостояния, владеет долями в капитале более чем 8400 компаний по всему миру. Фонд в основном занимается пассивным инвестированием и владеет примерно 1 % долей в капитале каждой из этих компаний. Будучи собственником широкого спектра активов, фонд старается обеспечить надлежащее соблюдение правил корпоративного управления и учет проблем охраны окружающей среды и социальных вопросов. Одной из обязанностей пенсионного фонда является охрана общепринятых этических ценностей. Принимая во внимание задачи охраны окружающей среды, включая борьбу с изменениями климата и адаптацию к таким изменениям, Министерство финансов Норвегии учредило для фонда новую инвестиционную программу, предусматривающую инвестиции в экологию, например, в климатосберегающую энергетику, повышение энергоэффективности, связывание и накопление углерода, водные технологии, переработку отходов и борьбу с загрязнениями. Эти инвестиции будут иметь четкую финансовую цель. Эту тенденцию можно поддержать, создав систему регулирования, поощряющую долгосрочные инвестиции. Подводя итоги, можно сказать, что ©зеленаяª экономика ценит природный капитал и инвестирует в него. Лучшее сохранение экосистемных услуг повышает социальную защищенность и увеличивает доходы домохозяйств в бедных сельских общинах. Экологически чистые методы ведения сельского хозяйства существенно повышают урожайность в нетоварных фермерских хозяйствах. Наконец, улучшение доступности пресной воды и санитарных услуг и инновации в области децентрализованного энергоснабжения (солнечная энергия, плиты на биомассе и т. п.) также помогают побороть бедность в рамках стратегии ©зеленойª экономики[3].Переход к ©зеленойª экономике осуществляется и в России и ее регионах. В ноябре в Томске состоялся XV межрегиональный конгресс с международным участием, посвященный проблемам ©зеленой экономикиª. Повестка конгресса собрала более 800 участников из Великобритании, Дании, Германии, России. В рамках конгресса обсуждалось движение России к ©зеленой экономикеª. По итогам обсуждения был сделан вывод о том, что данное движение оказывает существенное влияние на возможности России и ее роль на мировомрынке углеводородов, а так же дает стимул для технологического обновления передовых производственных отраслей, способных дать наибольший экономический эффект. Низкоуглеродня экономика позволяет, с одной стороны, сократить масштабы негативного влияния на окружающую среду за счет сокращения выбросов, с другой повысить конкурентоспособность экономики за счет сокращения зависимости от углеродного сырья и его доли в стоимости конечного продукта. Участниками конгресса были определены 2 ключевыхриска перехода России к ©зеленой экономикеª:
переход к ©зеленойª экономике сопряжен с ликвидацией неэкологичных рабочих мест. При этом на создание рабочих мест в новых экологических и энергоэффективных секторах экономики требуется 56 лет;
совершенствование внутреннего законодательства в соответствии с предложениями партнеров России по АТЭС по вопросам энергосбережения и экологии, согласно международным стандартам является важнейшей задачей для России, однако нужно учесть, что призыв к гармонизации стандартов означает на практике призыв к принятию стандартов развитых экономик и, соответственно, возможность признания неэкологическими товаров, произведенных в других странах.
Таким образом, в России необходимо сформулировать несколько ключевых задач для развития ©зеленого сектораª: сформировать законодательное обеспечение;
создать новые финансовые механизмы, разработать новые инструменты бюджетной поддержки, которые позволят среднему бизнесу успешно развивать технологии;
сформировать инструменты поддержки исследований и разработок, создания технологий в области энергоэффективности, охраны окружающей среды, энерго и ресурсосбережения;
создать новые высокопроизводительные и интеллектуальные рабочие места (осуществлять поддержку технологических компаний).Список литературы:1.Навстречу ©зеленойª экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности // ЮНЕП. 2011. URL: www.unep.org/greeneconomy [дата обращения: 10.03.2013].2. ПорфирьевБ.Н. ©Зеленаяª экономика: Общемировые тенденции развития и перспективы//Вестник Российской академии наук. 2012. том.82. №4. С. 3233.Егорова М.С. Экологические инвестиции как путь восстановления экономики //Вестник науки Сибири. 2011. №1(1). С.474. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/97. [дата обращения: 14.03. 2013]4. Sanitation and Drinking Water // Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ. 2010. URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2010/ water_20100315/ru/index.html [датаобращения: 10.03.2013].5. Green Economy Developing Countries Success Stories // ПрограммаООНпоокружающейсреде. 2010. URL:http://www.un.org/ru/ga/unep/ [дата обращения: 10.03.2013].EgorovaMaria SergeevnaGraduate student of chair of economy of ISGT NITPU, Tomskemail:angelochec82@mail.ruPRACTICE OF STIMULATION OF TRANSITION TO "GREEN ECONOMY": INTERNATIONAL EXPERIENCEWorld experience of stimulation of transition to "green economy" is described.Factors of development of sector of "green economy" are shown. Themain directions of reforming of policy of the state and creation of new incentives, strengthenings of infrastructure of the market and market mechanisms, the redirections of the state investments and transition to "green" government procurements are defined.Sources are analysed and concept "green economy" definition is given.Methodical aspects of stimulation of transition to "green economy" are shown.Instruments of state regulation in sectors of "green economy" are specified.Key tasks for development of "green" sector in Russia are revealed.Keywords: "green economy",methods of the state stimulation, directions of reforming of a state policy,energy efficiency,environmentally friendly products,energy security,lowcarbon economy.
Основой ©зеленойª экономики практически во всех концепциях выступает экологически чистая энергетика, основанная на использовании неуглеводородного топлива и энергоэффективных технологий. Темпы развития данного сегмента экономики довольно высоки благодаря двум факторам: институциональному и инвестиционному. Так, на середину 2011 г. 89 государств имели нормативно установленные цели развития возобновляемой энергетики, в том числе 73 нормативные акты, регулирующие использование биотоплива, 81 специальные льготные тарифы на подключение источников этой энергии. Относительно инвестиций, нужно отметить, что, благодаря странам ©большой двадцаткиª всего за шесть лет капиталовложения в развитие экологически чистой энергетики выросли с 52 млрд. долл. в 2004 г. до 260 млрд. долл. в 2011 году. В 2010 г. был достигнут очевидный прорыв: объем капиталовложенийпревысил уровень 2009 г. на 30%, в том числе в НИОКРна 24% (с 28,6 млрд. долл. до 35,5 млрд. долл.). Большая часть инвестицийбыла направлена наразвитие ветровой исолнечной энергетики, первоочередно,
в проекты создания крупных ветроэнергетическихустановок в Китае и Западной Европе[2].В 2010 г. Китай сталлидером, сосредоточив почти 40% мировых капиталовложений в развитие экологически чистой энергетики. Китайские вложения в крупномасштабные проекты в этой области, включая НИОКР, выросли на 30% и достигли 51,1 млрд. долл., в сравнительно небольшие проекты в сфере возобновляемой энергетики на 91%, достигнув 59,6 млрд. долларов [2].Значительный рост инвестиций обеспечил ускоренный рост мощностей и объемов выпуска не только в сфере мировой альтернативной энергетики, но и ©зеленойª экономики в целом. Объем мирового рынка природосберегающих технологий и оборудования в начале XXI века, по некоторым данным, превысил 1 трлн. долл. и по темпам роста опережал другие секторы мировой экономики, в том числе в период кризиса 20072009 годов [2].Стоимость мировых продаж экологически чистых продуктов питания и напитков, в 19992007 гг. выросла втрое, и составила 46 млрд. долларов. Например, в США в 2008 г. продажи таких продуктов увеличились на 15,8%.Даннаятенденция характерна не только для продовольствия, но и для более широкого спектра потребительских товаров, например, продукции из дерева. Продажи продукции, сертифицированной как ©экологически чистаяª, за три предкризисных года (20052007 гг.) выросли в 4 раза[2].Тенденции развития ©зеленойª экономики и, в частности, альтернативной энергетики, диктуются в первую очередь, соображениями обеспечения энергетической безопасности странамилидерами мировой экономики. Данные страны являются крупнейшими импортерамиископаемого топлива. Наибольший интерес к разработкам альтернативных источников энергообеспечения возникает в периоды резкого взлета мировых цен на энергоносители и в годы кризиса[2].Согласно Европейской директиве по возобновляемым источникам энергии от июня 2008 г., предусмотрен рост доли возобновляемых источников энергии в общем объеме производства электроэнергии с 7,8% до 20% к 2020 г.. Закон США о восстановлении и реинвестировании экономики того же года предусматривает рост данного показателя до 25%к 2020 году[2].Наибольшая доля возобновляемой энергетики в общем производстве энергии среди странпартнеров России по БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) отмечается в Бразилии (на 2006 г. 45% против 13,2% в мире в целом и 6,1% в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Две трети возобновляемой энергетики в стране обеспечивают установки на биомассе, используемой для производства этанола, покрывающего 40% спроса на моторное топливо, и 1/3 ГЭС, являющиеся основой национальной электроэнергетики (почти 76% производства электричества). Индия поставила задачу довести долю возобновляемых источников энергии до 10% в 2012 г., прежде всего, за счет ускоренного развития солнечной энергетики, что превращает страну в одного из мировых лидеров в этой области. Отмена налогов на компоненты чистых технологий, разрешение в марте 2011 г. торговать сертификатами на возобновляемые источники энергии и официально объявленное правительством намерение установить штрафы за задержку в установке гелиооборудования, позволили Индии выйти на 4 место в мире (после Китая, США и ФРГ) по привлекательности инвестиций в возобновляемую энергетику[2].Мировым лидером по уровню потребления энергии является Китай. В стране предпринимаются попытки стимулирования развития альтернативной энергетики. Так, еще в 2006 г. был принят закон о возобновляемой энергетике, который установил требование к крупным энергетическим объединениям вырабатывать за счет возобновляемых источников 3% электроэнергии в 2010 г. (успешно реализовано) и 8% к 2020 году. Согласно новой программе долгосрочного развития энергетики страны доля этих источников в 2020 г. установлена на уровне 15%. Реальные темпы сокращения энергоемкости ВВП в Китае в 20052010 гг. составили в среднегодовом выражении 3,5%, обеспечив снижение энергоемкости ВВП на 20%. В соответствии с пятилетним планом развития страны на 20112015 гг. она должна снизиться еще на 2023%, в 2020 г. на 4045%, а к 2050 г. на 6068%[2].Для сравнения, Россия, где нормативно установленный рубеж показателя среднегодовых темпов снижения энергоемкости ВВП (3,3% в 20082020 гг.) близок к китайскому, по доле возобновляемых источников в общем объеме производства энергии уступает Китаю более чем втрое[2].Помимо фактора энергетической безопасности,в ускоренном развитии ©зеленойª экономики особую роль играет ее мощный мультипликативный эффект, который позволяет увеличить занятость и смягчитьпоследствия безработицы, стимулировать активность в иныхсферах хозяйства, быстрее выйти из рецессии и ускорить инновационное развитие. Например, уже упоминавшийся закон США 2008 г. о восстановлении и реинвестировании экономики предусматривает не только ускорение процесса выхода из кризиса благодаря развитию ©зеленогоª сектора, но и создание до 2020 г. свыше 400 тыс. рабочих мест и немалого числа различных высокотехнологичных производств. Приняв во внимание перечисленные обстоятельства, ведущие государства мира, особенно азиатские государства, ставшие локомотивом мировой экономики в период кризиса, а также страны ЕС в своих антикризисных программах отвели инвестициям в экологически чистые технологии заметное место[2].По некоторым прогнозам, уже к 2020 г. следует ожидать увеличение мирового рынка экологически чистых технологий, по крайней мере, в два раза (в том числе, увеличения рынка низкоуглеродных технологий в три раза), роста числа занятых в соответствующих секторах почти в 4 раза и увеличения вклада ©зеленойª экономики в мировой ВВП до 45%[2].Данному развитию событий будут способствовать три важных фактора, определяющих особенности развития сферы ©зеленойª экономики. Это факторы экологической чистоты и экологической безопасности и снижения рисков климатических изменений.Так же существует факторвысокой наукоемкости разработок и фактор развития уровнятехнологичности ©зеленыхª производств, обеспечивающих ускоренный переход к новому технологическому укладу, который будет определять тенденции развитиямирового хозяйства и конкурентоспособность национальных экономик [2].В рамках фактора продовольственной безопасности, следует отметить следующие тенденции. Наблюдается отсутствие, как понимания общественностью характера проблемы, так и глобальных совместных решений, направленных на обеспечение продовольствием 9 млрд. человек, которые будут населять Землю в 2050 г. Недостаток пресной воды уже сегодня является мировой проблемой, а, согласно прогнозам, к 2030 г. будет наблюдаться всевозрастающий разрыв между годовой потребностью в пресной воде и ее поставками из возобновляемых источников. Вероятность улучшения санитарных условий более чем для 2,6 млрд. человек попрежнему остается невысокой; 884 млн. человек все еще не имеют доступа к чистой питьевой воды. Эти кризисы резко снижают способность человечества поддерживать достигнутый уровень жизни во всем мире и достичьцелей развития тысячелетия для уменьшения и искоренения бедности. Они усугубляют социальные проблемы, связанные с потерей работы, социальноэкономической незащищенностью и бедностью, и угрожают социальной стабильности[4]. Хотя причины этих кризисов и различаются, между ними существует некоторое сходство, которое заключается в нерациональном распределении капитала. В течение двух последних десятилетий немалые средства вкладывались в недвижимость, добычу ископаемых видов топлива и структурированные финансовые активы со встроенными производными финансовыми инструментами, однако сравнительно мало средств было потрачено на развитие ©возобновляемойª энергетики, повышение энергоэффективности, систему общественного транспорта, на развитие стабильного сельского хозяйства, защиту экосистем и биоразнообразия, а также сохранение почвы и воды. Большинство стратегий экономического роста и развития поощряло быстрое накопление физического, финансового и человеческого капитала, однако за счет чрезмерного истощения природного капитала, природные ресурсы и экосистемы были принесены в жертву. Так как истощается мировой запас природных богатств, эта модель развития и роста отрицательно сказывается на благополучии нынешних поколений и создает риски и проблемы для будущих поколений. Недавние многочисленные кризисы очень характерны для данной модели. Правила, существующие на сегодняшний день, и рыночные стимулы усугубляют эту проблему нерационального распределения капитала, поскольку компаниям позволяется осуществлять деятельность, имеющую важные экологические и социальные последствия, зачастую без какоголибо внешнего учета и контроля. ©Свободные рынки не предназначены для решения социальных проблемª[5], поэтому существует потребность в совершенствовании государственной политики,включая меры в области ценообразования и регулирования, в целях изменения некорректных рыночных стимулов, обусловливающих нерациональное распределение капитала и игнорирующих социальные и экологические последствия. Роль продуманных постановлений регулирующих органов, политики и государственных инвестиций как факторов, способных изменить модель частного инвестирования, тоже все чаще признается и доказывается историями успеха всех регионов мира, особенно развивающихся стран.©Зеленаяª экономика, в самой простой трактовке это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества. В ©зеленойª экономике рост доходов и занятости обеспечивается государственными и частными инвестициями, уменьшающими выбросы углерода и загрязнение, повышающими эффективность использования энергии и ресурсов и предотвращающими утрату биоразнообразия и экосистемных услуг. Такие инвестиции необходимо приумножать и поддерживать с помощьюцелевых государственных расходов, реформ в области политики и изменения регулирования. Данный путь развития должен сохранять, увеличивать и, где это необходимо, восстанавливать природный капитал как важнейший экономический актив и источник общественных благ [3].Отработаннаясистема регулирования может определить права и создать стимулы, которые активизируют переход к ©зеленойª экономике, а также устранить барьеры для ©зеленогоª инвестирования. Система регулирования может регламентировать наиболее вредные виды деятельности, несовместимые с устойчивым развитием, либо установив минимальные стандарты, либо полностью запретив некоторые виды деятельности. Помимо этого, продуманная система регулирования снизит риски изменения законодательства и деловые риски и повысит доверие инвесторов к рынкам. Компаниям во многих случаях лучше иметь дело с четко установленными и действительно применяемыми стандартами, чем работать в условиях неопределенности или недобросовестной конкуренции.Дополнением к нормативным документами государственным правиламмогут статьсаморегулирование отраслей и добровольные соглашения между правительством и компаниями, освобождающие государственные органы от части информационной нагрузки и административных затрат. Укреплению рынков устойчивых товаров и услугмогут способствовать государственные закупки. На государственные закупки приходится значительная доля общих государственных расходов, как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, в ЮАР и Бразилии эта доля составляет 35 и 47 % ВВП, соответственно. Используя методы устойчивых государственных закупок, государство может сформировать высокий и долгосрочный спрос на ©зеленыеª товары и услуги. Такая практика побуждает компании делать более долгосрочные инвестиции в инновации, а производителей получать экономию за счет масштабов, снижая затраты. В свою очередь, это может способствовать более широкой коммерциализации ©зеленыхª товаров и услуг, создающей условия для устойчивого потребления. Например, программы устойчивых государственных закупок в Австрии, Дании, Финляндии, Германии, Нидерландах, Швеции и Великобритании позволили снизить выбросы оксида углерода, связанные с закупками, в среднем на 25 %. Государственные закупки также способствовали формированию в странах Европы рынков ©органическихª продуктов и напитков, автомобилей с низким потреблением топлива и ©устойчивыхª лесоматериалов. Неоспорим приоритет государственных инвестиций и расходов в областях, стимулирующих ©озеленениеª секторов экономики. Субсидии, предоставляемые в интересах общества илиимеющие позитивный внешний эффект, могут быть мощным стимулом для перехода к ©зеленойª экономике. Cубсидии, такие, как меры по поддержке цен, налоговые стимулы, прямые гранты и гарантии по кредитам, могут применяться для различныхцелей.Налоговые стимулы могут способствовать инвестициям в ©зеленуюª экономику и мобилизации частного капитала. Подобные стимулы могут быть ориентированы как на потребление, так и на производство товаров или оказание услуг[3].Например, отдельные муниципалитеты Индии ввели скидки на налог на имущество для пользователей солнечных водонагревателей. В некоторых случаях эта скидка достигает 6…10 % налога на имущество. Другой вид налоговых льгот, нередко применяемый с целью стимулирования производства энергии из возобновляемых источников ускоренная амортизация. Она позволяет инвестору быстрее амортизировать стоимость подпадающих под льготу основных фондов и тем самым уменьшить свою налогооблагаемую прибыль. В Мексике ускоренная амортизация разрешена инвесторам, вкладывающим средствав инфраструктуру, не оказывающую негативного влияния на экологию, с 2005 г. внедрению технологий производства энергии из возобновляемых источников успешно способствуют меры по поддержке цен и методы неттоучета электроэнергии. Меры по поддержке цен, обычно путем предоставления субсидий или регулирования цен, гарантируют рыночную цену определенного товара или услуги и обеспечивают долгосрочную определенность, необходимую частным инвесторам. Наиболее распространенной и известной из этих мер является применение стимулирующих тарифов для внедрения и совершенствования технологий производства электроэнергии из возобновляемых источников[3].Во многих странах также используют метод неттоучета для стимулирования малой энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников. При использовании этого метода потребитель получает вычет из будущих счетов за электроэнергию, если количество электроэнергии, поступающей в национальную энергетическую систему из генератора потребителя, работающего на возобновляемом сырье, превышает количество энергии, забираемой потребителем из системы. Неттоучет широко распространен в США, а также внедрен в Мексике и Таиланде. Государственные расходы должны быть ограничены по времени. Однажды введенные субсидии бывает сложно отменить, поскольку получатели материально заинтересованы в том, чтобы лоббировать их сохранение. Как правило, государство старается минимизировать свои расходы и, разрабатывая программы предоставления субсидий, предусматривает различные методы контроля. Например, иногда условия программы регулярно пересматриваются, и осуществляются согласованные корректировки, а иногда устанавливаются ограничения на общие расходы, и четко определяется, когда реализация программы заканчивается. Проведенный Международным энергетическим агентством анализ субсидирования производства энергии из возобновляемых источников показал, что в ситуации, когда государство хочет увеличить частные инвестиции в тот или иной сектор, важно, чтобы поддержка была стабильной и предсказуемой, давала инвесторам определенность и своевременно отменялась для стимулирования инноваций. Для государства предоставление субсидий во многих случаях сопряжено со значительными экономическими и экологическими издержками. Искусственное снижение цен товаров за счет субсидирования приводит к неэффективности, большому количеству отходов и чрезмерному потреблению, результатом чего является преждевременный дефицит ценных невозобновляемых ресурсов или деградация возобновляемых ресурсов и экосистем. Например, мировые субсидии рыболовной отрасли оцениваются в 27 млрд. долл. США в год, при этом доказано, что, по меньшей мере, 60 % из этих субсидий наносят вред всей отрасли и, повидимому, являются одним из ключевых факторов перелова рыбы. Согласно оценкам, упущенная экономическая выгода от истощения рыбных запасов составляет порядка 50 млрд долл. США в год почти половину стоимости мирового улова морепродуктов. Субсидии снижают рентабельность ©зеленыхª инвестиций. Когда в условиях субсидирования определенный вид ©неустойчивойª деятельности становится дешевым или малорискованным, уменьшается рыночная привлекательность инвестиций в ©зеленыеª альтернативы. В 2008 г. объем субсидирования потребления ископаемого топлива во всем мире составил, по оценкам группы ООН по охране окружающей среды, 557 млрд. долл. США. Еще 100 млрд. долл. составили субсидии на производство. Искусственно снижая стоимость использования ископаемого топлива, такие субсидии удерживают потребителей и компании от принятия мер по повышению энергоэффективности, которые в отсутствие этих субсидий быстро бы окупились. Существует общее мнение, что подобные субсидии представляют собой существенный барьер для развития технологий производства энергии из возобновляемых источников. Полное прекращение всего субсидирования потребления и производства ископаемого топлива к 2020 г. позволило бы снизить на 5,8 % мировой спрос на первичную электроэнергию и уменьшить на 6,9 % выбросы парниковых газов [3]. Реформа системы субсидирования возможна, если проводить ее с предельным вниманием к беднейшим слоям населения. Отмена субсидий сложная задача, учитывая наличие сторон, материально заинтересованных в их сохранении, однако существует множество примеров стран, которые провели такие реформы. Субсидии иногда оправдывают тем, что они выгодны бедным домохозяйствам, однако если эта помощь не является целенаправленной, основная часть финансирования нередко достается домохозяйствам с высоким доходом. При этом реформа субсидий зачастую приводит к росту цен на субсидируемые товары. Группы с низкими доходами обычно получают лишь малую долю субсидий, но тратят больше своих доходов на основные товары, включая продукты питания, воду и электроэнергию, и при отмене субсидий на эти товары страдают особенно сильно. В связи с этим реформирование должно быть постепенным и предусматривать краткосрочные меры поддержки. Такая стратегия реформирования может предполагать, среди прочего, введение целевых субсидий на потребление для бедных домохозяйств или перенаправление финансирования в сектора, требующие государственных инвестиций в первую очередь, такие, как здравоохранение или образование[3].Налоговые и рыночные инструменты могут быть эффективными инструментами стимулирования инвестиций. Существующие значительные ценовые диспропорции нередко препятствуют ©зеленымª инвестициям или же их дальнейшему росту. В целом ряде секторов экономики, например, в сфере транспорта, такие негативные внешние эффекты, как загрязнение окружающей среды, ухудшение состояния здоровья или падение производительности труда, как правило,не отражаются в затратах, что снижает привлекательность перехода на более ©устойчивыеª товары и услуги. Аналогичная ситуация складывается с отходами: цена на изготовленный из отходов товар и на услугу утилизации, как правило, не отражает всех затрат на переработку и утилизацию отходов. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы включить в цену товара или услуги эти побочные издержки, воспользовавшись корректирующим налогом, платежом или сбором либо, в некоторых случаях, другими рыночными инструментами, такими как разрешения с правом продажи. Налоги нередко хорошо стимулируют снижение выбросов, более эффективное использование природных ресурсов и инновации. Экологические налоги можно разделить на две большие категории: налоги по принципу ©платит загрязнительª, которые взимаются с производителя или потребителя по месту загрязнения, и налоги по принципу ©платит пользовательª налоги на добычу или использование природных ресурсов. Например, Сингапур, где в 1980е гг. была введена первая в мире система платных дорог, сегодня входит в число лидеров в применении инструментов ценообразования для решения проблем утилизации отходов и дефицита воды. Оказалось, что введение платы за загрязнение также стимулирует инновации и использование новых технологий, поскольку компании начинают искать более ©чистыеª альтернативы. Например, в Швеции введение налога на выбросы оксидов азота привело к значительному расширению применения существующей технологии снижения выбросов до введения налога ее использовали 7 % компаний, а на следующий год после введения уже 62 % [1].Рыночные инструменты, такие, как разрешения с правом продажи, позволяют преодолеть ©экономическую незаметность природыª и все шире применяются для решения широкого круга проблем окружающей среды. В противоположность налогам, которые устанавливают цену на загрязнение и затем позволяют рынку самому определить уровень загрязнения, схемы предоставления разрешений с правом продажи, включая схемы с установлением предельного уровня и торговлей невыбранными квотами, сначала определяют общий допустимый уровень загрязнения, а затем предоставляют открытому рынку возможность определить цену. Например, в положениях Киотского протокола предусмотрено предоставление странам возможности торговать нереализованными выбросами. В общейсложности в 2009 г. было продано квот на выброс 8,7 млрд. т. углерода общей стоимостью 144 млрд долл. США[3].Сдвиг в сторону ©зеленойª экономики может потребовать от государства способности анализировать проблемы, выявлять возможности, устанавливать приоритетные направления вмешательства, мобилизовать ресурсы, реализовать политику и оценивать достигнутый прогресс. Например, экологические налоги успешно применяются в целом ряде развивающихся стран. Тем не менее, введение таких налогов и управление ими могут быть непростой задачей, для решения которой потребуется укрепить административные возможности той или иной страны. Чтобы движение к ©зеленойª экономике не утратило своего импульса, органам власти также необходимо уметь оценивать достигнутый прогресс. А это требует умения разрабатывать показатели, собирать данные, анализировать их и интерпретировать результаты для того, чтобы их можно было использовать при разработке политики. Для подготовки рабочей силы к переходу экономики на ©зеленыеª рельсы необходимы программы обучения и повышения квалификации. Переход к ©зеленойª экономике по самому своему определению предусматривает определенную реструктуризацию экономики, и могут потребоваться специальные меры, чтобы этот переход прошел гладко для работников, которых он коснется. В некоторых секторах потребуется помощь в переводе работников на новые рабочие места. Например, в рыболовной отрасли может потребоваться обучение рыбаков другим профессиям; в частности, они могут принять участие в восстановлении рыбных запасов. Также могут потребоваться инвестиции в переобучение рабочей силы. Например, в Германии индустрия производства электроэнергии из возобновляемых источников испытывает дефицит квалифицированных работников. На самом деле, недостаток квалифицированных работников ощущается почти во всех подотраслях энергетики, особенно в гидроэнергетике и энергетическом использовании биогаза и биомассы. Не менее острый дефицит кадров наблюдается в машиностроении для нужд возобновляемой энергетики; особенно не хватает инженеров, операторов и специалистов по техобслуживанию, а также руководителей предприятий[3].Активное участие правительств в международных процессах может способствовать согласованным действиям и сотрудничеству при переходе к ©зеленойª экономике. Система международной торговли может оказать существенное влияние на деятельность в сфере ©зеленойª экономики, облегчив или затруднив миграцию ©зеленыхª товаров, технологий и инвестиций. При правильных ценах на ресурсы окружающей среды на национальном уровне система международной торговли позволяет странам в устойчивом режиме использовать свои сравнительные преимущества в обеспеченности природными ресурсами на благо как странэкспортеров, так и странимпортеров. Например, бедные водой регионы могут ослабить нагрузку наместные запасы путем импорта продукции, требующей больших затрат воды, из более богатых водой регионов. Как уже отмечалось, связанные с торговлей меры, такие, как стандартизация, также могут играть важную роль в стимулировании роста в ряде секторов ©зеленойª экономики. С другой стороны, такие меры также могут восприниматься странами как препятствие для доступа на рынок или как разновидность торгового протекционизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы страны удачно сочетали и находили оптимальный баланс междумерами по защите окружающей среды и мерами по обеспечению доступа на рынок [1].Все больше долгосрочных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховые компании, осознают возможность минимизации рисков, связанных с окружающей средой, социальными факторами и качеством управления, путем создания ©зеленыхª портфелей. Норвежский пенсионный фонд Global, один из крупнейших в мире независимых фондов благосостояния, владеет долями в капитале более чем 8400 компаний по всему миру. Фонд в основном занимается пассивным инвестированием и владеет примерно 1 % долей в капитале каждой из этих компаний. Будучи собственником широкого спектра активов, фонд старается обеспечить надлежащее соблюдение правил корпоративного управления и учет проблем охраны окружающей среды и социальных вопросов. Одной из обязанностей пенсионного фонда является охрана общепринятых этических ценностей. Принимая во внимание задачи охраны окружающей среды, включая борьбу с изменениями климата и адаптацию к таким изменениям, Министерство финансов Норвегии учредило для фонда новую инвестиционную программу, предусматривающую инвестиции в экологию, например, в климатосберегающую энергетику, повышение энергоэффективности, связывание и накопление углерода, водные технологии, переработку отходов и борьбу с загрязнениями. Эти инвестиции будут иметь четкую финансовую цель. Эту тенденцию можно поддержать, создав систему регулирования, поощряющую долгосрочные инвестиции. Подводя итоги, можно сказать, что ©зеленаяª экономика ценит природный капитал и инвестирует в него. Лучшее сохранение экосистемных услуг повышает социальную защищенность и увеличивает доходы домохозяйств в бедных сельских общинах. Экологически чистые методы ведения сельского хозяйства существенно повышают урожайность в нетоварных фермерских хозяйствах. Наконец, улучшение доступности пресной воды и санитарных услуг и инновации в области децентрализованного энергоснабжения (солнечная энергия, плиты на биомассе и т. п.) также помогают побороть бедность в рамках стратегии ©зеленойª экономики[3].Переход к ©зеленойª экономике осуществляется и в России и ее регионах. В ноябре в Томске состоялся XV межрегиональный конгресс с международным участием, посвященный проблемам ©зеленой экономикиª. Повестка конгресса собрала более 800 участников из Великобритании, Дании, Германии, России. В рамках конгресса обсуждалось движение России к ©зеленой экономикеª. По итогам обсуждения был сделан вывод о том, что данное движение оказывает существенное влияние на возможности России и ее роль на мировомрынке углеводородов, а так же дает стимул для технологического обновления передовых производственных отраслей, способных дать наибольший экономический эффект. Низкоуглеродня экономика позволяет, с одной стороны, сократить масштабы негативного влияния на окружающую среду за счет сокращения выбросов, с другой повысить конкурентоспособность экономики за счет сокращения зависимости от углеродного сырья и его доли в стоимости конечного продукта. Участниками конгресса были определены 2 ключевыхриска перехода России к ©зеленой экономикеª:
переход к ©зеленойª экономике сопряжен с ликвидацией неэкологичных рабочих мест. При этом на создание рабочих мест в новых экологических и энергоэффективных секторах экономики требуется 56 лет;
совершенствование внутреннего законодательства в соответствии с предложениями партнеров России по АТЭС по вопросам энергосбережения и экологии, согласно международным стандартам является важнейшей задачей для России, однако нужно учесть, что призыв к гармонизации стандартов означает на практике призыв к принятию стандартов развитых экономик и, соответственно, возможность признания неэкологическими товаров, произведенных в других странах.
Таким образом, в России необходимо сформулировать несколько ключевых задач для развития ©зеленого сектораª: сформировать законодательное обеспечение;
создать новые финансовые механизмы, разработать новые инструменты бюджетной поддержки, которые позволят среднему бизнесу успешно развивать технологии;
сформировать инструменты поддержки исследований и разработок, создания технологий в области энергоэффективности, охраны окружающей среды, энерго и ресурсосбережения;
создать новые высокопроизводительные и интеллектуальные рабочие места (осуществлять поддержку технологических компаний).Список литературы:1.Навстречу ©зеленойª экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности // ЮНЕП. 2011. URL: www.unep.org/greeneconomy [дата обращения: 10.03.2013].2. ПорфирьевБ.Н. ©Зеленаяª экономика: Общемировые тенденции развития и перспективы//Вестник Российской академии наук. 2012. том.82. №4. С. 3233.Егорова М.С. Экологические инвестиции как путь восстановления экономики //Вестник науки Сибири. 2011. №1(1). С.474. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/97. [дата обращения: 14.03. 2013]4. Sanitation and Drinking Water // Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ. 2010. URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2010/ water_20100315/ru/index.html [датаобращения: 10.03.2013].5. Green Economy Developing Countries Success Stories // ПрограммаООНпоокружающейсреде. 2010. URL:http://www.un.org/ru/ga/unep/ [дата обращения: 10.03.2013].EgorovaMaria SergeevnaGraduate student of chair of economy of ISGT NITPU, Tomskemail:angelochec82@mail.ruPRACTICE OF STIMULATION OF TRANSITION TO "GREEN ECONOMY": INTERNATIONAL EXPERIENCEWorld experience of stimulation of transition to "green economy" is described.Factors of development of sector of "green economy" are shown. Themain directions of reforming of policy of the state and creation of new incentives, strengthenings of infrastructure of the market and market mechanisms, the redirections of the state investments and transition to "green" government procurements are defined.Sources are analysed and concept "green economy" definition is given.Methodical aspects of stimulation of transition to "green economy" are shown.Instruments of state regulation in sectors of "green economy" are specified.Key tasks for development of "green" sector in Russia are revealed.Keywords: "green economy",methods of the state stimulation, directions of reforming of a state policy,energy efficiency,environmentally friendly products,energy security,lowcarbon economy.