Брошенные сельскохозяйственные земли Северного Кавказа - угроза экономической безопасности
Выпуск:
ART 53340
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Узденова
Ф.
М.,
Дураева
А.
А. Брошенные сельскохозяйственные земли Северного Кавказа - угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1686–1690. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53340.htm.
Аннотация. в статье рассмотрена проблема неиспользуемости сельскохозяйственных земель Северного Кавказа, их масштабы, а также предложены меры по увеличению эффективности использования сельских территорий.
Текст статьи
1
Узденова Фатима Магамедовнак.э.н., доцент,заведующаякафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «СевероКавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия», г. Черкесск fatima_uzdenova@mail.ru
Дураева Аминат Азреталиевнастудентка3 курса,специальность 080109 ФГБОУ ВПО «СевероКавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия», г.Черкесск Amina777_A@mail.ru
Брошенные сельскохозяйственные земли Северного Кавказа угроза безопасности
Аннотация:в статьерассмотрена проблема неиспользуемости сельскохозяйственных земель Северного Кавказа, их масштабы,а также предложены меры по увеличению эффективности использования сельских территорий.Ключевые слова:сельскохозяйственные земли, посевные площади,регион,реформа, стратегия, субсидии.Неблагоприятная ситуация в охране ииспользовании земельных ресурсов
главного национального богатства страны, требует радикального совершенствования землепользования.В последние годы сложилась тенденция уменьшения аграрных площадей. Если в19952000 гг. душевая обеспеченность пашней нашей Земли составляла 0,450,5 га, то в настоящее время этот показатель снизился до 0,25га. За 10 лет, в период с 1993 по 2003 г., население Земли выросло на 14%, а площадь пахотных земель только на 0,4%.Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) считает, что к 2050 г.производство продовольственных товаров должно увеличиться на 50%, для того чтобы обеспечить потребности населения земного шара, которое вырастет до 9 млрд. человек. Проблема усугубляется ростом производства биотоплива: сейчас для него используется 1 % мировой пашни, а к 2050 г., по оценкам Всемирной продовольственной организации, оно потребует около 20% обрабатываемых земель. Конечно, 42 млн. га брошенных сельскохозяйственных земель это результат ошибочной и провальной политики в годы реформ, и заодночувствительный удар по престижу России перед мировым сообществом. Главная задача государства на ближайшую перспективу сохранение имеющихся в обороте 75 млн. га посевных площадей, предотвращение их дальнейшей деградации и выбытия из оборота, повышение уровня их плодородия. Сокращение посевных площадей произошло повсеместно, практически во всех регионах страны.
Исходяизнациональногодоклада«Oходеиpезультатахpеализациив2010годуГосударственнойпpограммыpазвитияcельскогохозяйстваиpeгулиpoваниярынковcельскохозяйственнойпpодукции,сырьяипродовольствия»[1],можносделатьвыводотом,чтoпpoиcходитcокращениепахoтныхугoдий,поразличнымпричинам,чтонаноситущербсельскомухозяйству.ЭтатенденцияхарактернаидлярегионовСевероКавказскогофедеральногоокруга(СКФО).
По данным переписи населения Российской Федерации, проводившейся в 2010 году, сельское население в СевероКавказском федеральном округе составило 50,8%. Это существенно выше, чем в среднем по России (табл.1). На Северном Кавказе земельные вопросы очень важны, в силу того, что это не вопросы границ, или исторической памяти, но и вопросы устройства жизни конкретных сельских общин.2
Процессы, происходящие насельскохозяйственных землях регионов России, в частности Северного Кавказа, ученые Всероссийского НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ) характеризуют как долгосрочное опустынивание, показателями которого выступают водная эрозия, выветривание гумуса и засоление почв.Таблица 1
Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в субъектах СКФО в 2010 г.
РегионДанные для расчета
Поступления с 1 га земель с/х назначения, тыс. руб.Вклад сельского хозяйства в ВРП, млн руб.Площадь земель с/х назначения, тыс. гаСевероКавказский федеральный округ105766.212237.4
Чеченская республика5184.3796.86.5Республика Дагестан29787.74507.96.6Ставропольский край38510.85391.57.1Республика Ингушетия1689.6222.27.6КарачаевоЧеркесская республика7580.3608.812.5КабардиноБалкарская республика12655.3400.131.6Республика Северная ОсетияАлания10358.3310.133.4
Исходя из данных таблицы, самымэффективным в СКФО является сельское хозяйство республики Северная Осетия Алания, менееЧеченской республики и республики Дагестан, а также Ставропольского края, которые по эффективности сельского хозяйства уступают даже республике Ингушетия. В среднем с 1 га земель сельскохозяйственного назначения в экономику СКФО поступает 15 тыс. руб. [2]
НатерриторииСевероКавказскогофедеральногоокруганаходятсяогромныеплощадисельскохозяйственныхземель,кпримеру,тольковСтавропольскомкрае
болеепятимиллионовгектаров.ЗемлиСеверногоКавказа
национальноебогатствоРоссииитребуютксебеобязательногопредупредительногоотношения.Но,ксожалению,
наданныймоменттакиедействия непроисходят,экологическаясоставляющаяземлепользованияпродолжаетухудшаться.Ипоэтому,падаетплодородиесельскохозяйственныхугодий.Наданныйпроцессвлияютизагрязнениевоздуха,воды,почвы,аставшеетрадиционнымнедостаточноевнесениеорганикиприводиткснижениюсодержаниявпочвегумуса
индикатораееплодородия[3].В стране прекращеныработы по периодическому, как в доперестроечное время, пятилетнему циклу обследования и экономической оценки земель: практически отсутствует достоверная информация об их состоянии, отсутствует точный учета заброшенных земель, не существует критериев признания земельного участка неиспользуемым, что не позволяет юридическим образом прекратить права на него. 3
Кроме того, в республиках Северного Кавказа введен мораторий на приватизацию сельскохозяйственных земель, кроме КЧР. Но введение моратория, разумеется, отрицательным образом повлияло на планирование бизнеса для фермерских хозяйств, потому что землю дают в аренду на короткий срок, и финансовые потери, связанные с высокой ценой аренды, особенно при наличии посредников. Нов некоторых регионах СКФО власти разрабатывают новую концепцию земельныхотношений.
Особенно острые проблемы возникают в тех республиках, где помимо моратория на приватизацию действуют дополнительные ограничения на использование сельскохозяйственных земель, введенные республиканскими законами. То есть мало того что там землю можно только арендовать, есть ограничения по тому, кто может быть ее арендатором. Имеются и другие ограничения, например в Дагестане, где действует специальный режим для земель отгонного животноводства[4].Комплексное решение вопросов неиспользуемости сельскохозяйственных земель, расселения сельского населения позволит решить особо важные проблемы на территории СКФО: несбалансированное развитие территории; деградация сельских поселений; оскудение рекреационных ресурсов, обострение экологических проблем и т.д.Исследования агрохимических служб, которые выборочно проводятся в регионах России, свидетельствуют об ускоряющихся темпах деградации земель. Это наблюдается даже в республиках СКФО в основных сельскохозяйственных регионах России, где уровень применения удобрений значительно выше среднероссийского. (табл.3). Таблица 2
Внесение удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях в 20082010гг[5].
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), кгОрганические удобрения, т
200820092010200820092010Российская Федерация35,835,938,01,01,01,1
СевероКавказский федеральный округ
56,662,0
2,5Республика Дагестан8,08,09,50,60,20,4Республика Ингушетия 2,910,521,6
КабардиноБалкарская Республика27,033,433,30,50,40,4КарачаевоЧеркесская Республика44,367,285,30,0
Республика Северная Осетия –Алания30,220,738,70,20,20,1Чеченская Республика 3,610,417,4
0,02
Ставропольский край64,663,468,32,43,02,9
В целом же по России после 20 лет хищнического использования накопленного потенциала плодородия земли, по мнению ученыхагрохимиков, потенциал на очень больших 4
площадях сельскохозяйственных угодий практически исчерпан. Изза отсутствия удобрений страна уже не может производить качественную продукцию. В сложившихся условиях главным инструментом экономического стимулирования внутреннего рынка удобрений является государственное субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на их приобретение. Так, в 2008 г, был собран большой урожай зерновых, но оказалось, что качество их не соответствует мировым стандартам. Соответственно и цены на него как за рубежом, так и внутри страны оказались ниже себестоимости.
ВцеляхуменьшенияпроявленийтакихотрицательныхфакторовсубъектыСКФОстараютсяследоватьпринятымстратегиям.Такжеразрабатываютсярегиональныенормативнымакты,стандарты,которыепредусматриваютведениебиологизированногоземледелия,наосновепредоставлениятоваропроизводителямразличныхстимуловпопереходунапринципыбиологизации,ичтонемаловажно,обязательногоконтролязасостояниемпочвенногоплодородия.Однимизосновныхфакторов,способныхоказатьстимулирующеевоздействие,несомненно,являетсяпредоставлениесубсидийпоприобретаемымудобрениям,химическимсредствамзащитырастенийихимическиммелиорантам.Такимобразом,внихуказываетсязаинтересованностьсубъектов,хозяйствующихназемле,впереходенабиологизированноеземледелие.Нопредусматриваютсятакжеимерынаказаниядлятехсельскохозяйственныхорганизацийикрестьянскофермерскиххозяйств,которыеотступилиотправил,вэтомслучаесубсидииневыплачиваются,асредства,перечисленныеранеевозвращаютсявбюджет.ВнекоторыхсубъектахСКФОдействуютиведомственныецелевыепрограммы,кпримерувСтавропольскомкраедействуетпрограмма«СохранениеивоспроизводствоплодородияпочвземельсельскохозяйственногоназначенияСтавропольскогокраяна20122014годы».Исчезновение с карты страны десятков тысяч деревень, вывод из оборота 1/3 сельскохозяйственных угодий, пущенные по нож 2/3 поголовья скота такой невероятный урон может быть преодолен только в течение десятилетий. Каждый очередной год бездействия усугубляет ситуацию и во многом делает процесс необратимым. В сложившихся условиях главным инструментом экономического стимулирования внутреннего рынка удобрений является государственное субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на их приобретение. [6]Ведущие экономисты страны уже на протяжении многих лет пишут и говорят о необходимости полного списания всех долгов сельскохозяйственных предприятий как возникших не по их вине, а вследствие допущенного государством диспаритета цен и общей фискальной макроэкономическойполитики государства по отношению к селу. На фоне списания и прощения внешних долгов других стран Россией этот шаг по отношению к отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям не только вполне оправдан, но и совершенно справедлив. Изза низкого уровня рентабельности большинства сельхозпредприятий даже прибыльные агрохолдинги развиваются в основном за счет кредитов. Но при неуправляемых ценах на сельскохозяйственную продукцию и такие предприятия столь закредитованы, что ни пролонгация, ни реструктуризация долгов, ни субсидирование процентных ставок и наполнение банков деньгами не спасут от обострившихся проблем. Во многих хозяйствах нет больше необремененных залогами объектов[7]Для резкого снижения нормы прибыли ведущих монопольных компаний России необходима политическая воля и принудительные меры со стороны государства без этого экономическая модернизация в стране невозможна. Россия нуждается в глубокой и последовательной аграрной реформе, а также в обновлении стратегии развития села в целом. Правительством страны планируется 5
увеличить площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель не менее чем на 5 миллионов гектаров за ближайшие семь лет. В настоящее время завершается работа над новой государственной программой развития сельского хозяйства до 2020 г. Один из приоритетов этой программы вовлечение в оборот неиспользуемой пашни.Следует отметить, что положительное влияние на уменьшение неиспользуемых сельскохозяйственных земель окажут и поправки в земельное законодательство, которые предусматривают, чтосельскохозяйственные земли, которые не используются собственниками по назначению более 3 лет, будет изыматься.
Муниципальные власти, при выявлении того, что земли не используются более 3 лет, будут уведомлять собственников земель о необходимости использования, в случаеослушания, земли будут выставлять на аукцион[8].
Подводя итоги по вышесказанному, хотелось бы отметить, чтогоcудapcтвеннaяpегионaльнаяполитикaдолжнaиcходитьизтого,чтобезpaционaльнонaлaженнойcиcтемыохpаныизaщитыокружaющейcреды,гpaмотногоприpодопользованияиpесуpcосбережения,cохраненияприpодноpеcуpcногопотенциaлaдлябудущихпоколенийонaнеможетбытьпpизнaнaнacелениемэффективной,аоcуществляющиеееоpгaныгоcудapcтвеннойвлacти–иcтиннымигоcудapcтвенникaми.Сельское хозяйство должно стать национальным приоритетом не на ближайшие годы, а на все времена. Это вытекает из того, что в России сосредоточено 10% сельхозугодий мира и она обязана гарантировать свою продовольственную безопасность. Необходимо разработать и принять полноценный федеральный закон о сельском хозяйстве прямого действия. Нужны законы о почве и охране почв, необходимо воссоздать федеральную структуру, призванную контролировать землепользование и землеустройство, принять федеральную целевую программу мониторинга почвенного покрова и научного обеспечения предотвращения деградации почв. Нашей общенациональной идеей должно стать сохранение населения страны, прекращение его вымирания. Без всемерного развития отечественного сельскохозяйственного производства выполнить это невозможно.
Ссылки на источники:
1."Национальный доклад "О ходе и результатах реализации в 2010 году Госпрограммы развития сельского хозяйства"(2011г.).–URL:http://ptizevod.narod.ru/analyst11112.htm2.Мусаева Л.З., Шамилев С.Р., Шамилев Р.В. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ СКФО // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 5;
URL:www.scienceeducation.ru/1056914(дата обращения: 13.03.2013).3. Тарасенко Н.В., Криулина Е.Н. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И РЕГИОНАХ // Современные наукоемкие технологии. –
2012. –№ 6 –С. 6063
URL:www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10000008(дата обращения: 17.03.2013).4.Казенин К. Земельные проблемы на Северном Кавказе: историческая память и альтернативное право.URLhttp://www.memo.ru/d/103625.html6
5.Регионы России. Социальноэкономические показатели//Российский статистичекий сборник, 2011г.566 с
6.Павлова Г. Брошенные сельскохозяйственные земли угроза безопасности// Экономика №4, 2012г.с. 6971.7.Там же.8.Федеральный закон от 29.12.2010 №435ФЗ «Овнесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации вчасти совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»
Uzdenova Fatima Magamedovna
Candidate of Economic Sciences, the associate professor managing "Accounting, Analysis and Audit" chair of FGBOU VPO "North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", Cherkessk fatima_uzdenova@mail.ru
Duraeva Aminat Azretalievnastudent 3 courses, specialty 080109 FGBOU VPO "North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", Cherkessk Amina777_A@mail.ru
The thrown farmlands of the North Caucasus safety threat
Summary: The problem of notusing the lands suitable for agriculture in the North Caucasus, their scales are examined in the article. Also weoffered measures to increase effiency of using agricultural territories.
Keywords: cultivated areas, farmlands, region, reform, strategy, subsidies.
Узденова Фатима Магамедовнак.э.н., доцент,заведующаякафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «СевероКавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия», г. Черкесск fatima_uzdenova@mail.ru
Дураева Аминат Азреталиевнастудентка3 курса,специальность 080109 ФГБОУ ВПО «СевероКавказская государственная гуманитарнотехнологическая академия», г.Черкесск Amina777_A@mail.ru
Брошенные сельскохозяйственные земли Северного Кавказа угроза безопасности
Аннотация:в статьерассмотрена проблема неиспользуемости сельскохозяйственных земель Северного Кавказа, их масштабы,а также предложены меры по увеличению эффективности использования сельских территорий.Ключевые слова:сельскохозяйственные земли, посевные площади,регион,реформа, стратегия, субсидии.Неблагоприятная ситуация в охране ииспользовании земельных ресурсов
главного национального богатства страны, требует радикального совершенствования землепользования.В последние годы сложилась тенденция уменьшения аграрных площадей. Если в19952000 гг. душевая обеспеченность пашней нашей Земли составляла 0,450,5 га, то в настоящее время этот показатель снизился до 0,25га. За 10 лет, в период с 1993 по 2003 г., население Земли выросло на 14%, а площадь пахотных земель только на 0,4%.Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) считает, что к 2050 г.производство продовольственных товаров должно увеличиться на 50%, для того чтобы обеспечить потребности населения земного шара, которое вырастет до 9 млрд. человек. Проблема усугубляется ростом производства биотоплива: сейчас для него используется 1 % мировой пашни, а к 2050 г., по оценкам Всемирной продовольственной организации, оно потребует около 20% обрабатываемых земель. Конечно, 42 млн. га брошенных сельскохозяйственных земель это результат ошибочной и провальной политики в годы реформ, и заодночувствительный удар по престижу России перед мировым сообществом. Главная задача государства на ближайшую перспективу сохранение имеющихся в обороте 75 млн. га посевных площадей, предотвращение их дальнейшей деградации и выбытия из оборота, повышение уровня их плодородия. Сокращение посевных площадей произошло повсеместно, практически во всех регионах страны.
Исходяизнациональногодоклада«Oходеиpезультатахpеализациив2010годуГосударственнойпpограммыpазвитияcельскогохозяйстваиpeгулиpoваниярынковcельскохозяйственнойпpодукции,сырьяипродовольствия»[1],можносделатьвыводотом,чтoпpoиcходитcокращениепахoтныхугoдий,поразличнымпричинам,чтонаноситущербсельскомухозяйству.ЭтатенденцияхарактернаидлярегионовСевероКавказскогофедеральногоокруга(СКФО).
По данным переписи населения Российской Федерации, проводившейся в 2010 году, сельское население в СевероКавказском федеральном округе составило 50,8%. Это существенно выше, чем в среднем по России (табл.1). На Северном Кавказе земельные вопросы очень важны, в силу того, что это не вопросы границ, или исторической памяти, но и вопросы устройства жизни конкретных сельских общин.2
Процессы, происходящие насельскохозяйственных землях регионов России, в частности Северного Кавказа, ученые Всероссийского НИИ агролесомелиорации (ВНИАЛМИ) характеризуют как долгосрочное опустынивание, показателями которого выступают водная эрозия, выветривание гумуса и засоление почв.Таблица 1
Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в субъектах СКФО в 2010 г.
РегионДанные для расчета
Поступления с 1 га земель с/х назначения, тыс. руб.Вклад сельского хозяйства в ВРП, млн руб.Площадь земель с/х назначения, тыс. гаСевероКавказский федеральный округ105766.212237.4
Чеченская республика5184.3796.86.5Республика Дагестан29787.74507.96.6Ставропольский край38510.85391.57.1Республика Ингушетия1689.6222.27.6КарачаевоЧеркесская республика7580.3608.812.5КабардиноБалкарская республика12655.3400.131.6Республика Северная ОсетияАлания10358.3310.133.4
Исходя из данных таблицы, самымэффективным в СКФО является сельское хозяйство республики Северная Осетия Алания, менееЧеченской республики и республики Дагестан, а также Ставропольского края, которые по эффективности сельского хозяйства уступают даже республике Ингушетия. В среднем с 1 га земель сельскохозяйственного назначения в экономику СКФО поступает 15 тыс. руб. [2]
НатерриторииСевероКавказскогофедеральногоокруганаходятсяогромныеплощадисельскохозяйственныхземель,кпримеру,тольковСтавропольскомкрае
болеепятимиллионовгектаров.ЗемлиСеверногоКавказа
национальноебогатствоРоссииитребуютксебеобязательногопредупредительногоотношения.Но,ксожалению,
наданныймоменттакиедействия непроисходят,экологическаясоставляющаяземлепользованияпродолжаетухудшаться.Ипоэтому,падаетплодородиесельскохозяйственныхугодий.Наданныйпроцессвлияютизагрязнениевоздуха,воды,почвы,аставшеетрадиционнымнедостаточноевнесениеорганикиприводиткснижениюсодержаниявпочвегумуса
индикатораееплодородия[3].В стране прекращеныработы по периодическому, как в доперестроечное время, пятилетнему циклу обследования и экономической оценки земель: практически отсутствует достоверная информация об их состоянии, отсутствует точный учета заброшенных земель, не существует критериев признания земельного участка неиспользуемым, что не позволяет юридическим образом прекратить права на него. 3
Кроме того, в республиках Северного Кавказа введен мораторий на приватизацию сельскохозяйственных земель, кроме КЧР. Но введение моратория, разумеется, отрицательным образом повлияло на планирование бизнеса для фермерских хозяйств, потому что землю дают в аренду на короткий срок, и финансовые потери, связанные с высокой ценой аренды, особенно при наличии посредников. Нов некоторых регионах СКФО власти разрабатывают новую концепцию земельныхотношений.
Особенно острые проблемы возникают в тех республиках, где помимо моратория на приватизацию действуют дополнительные ограничения на использование сельскохозяйственных земель, введенные республиканскими законами. То есть мало того что там землю можно только арендовать, есть ограничения по тому, кто может быть ее арендатором. Имеются и другие ограничения, например в Дагестане, где действует специальный режим для земель отгонного животноводства[4].Комплексное решение вопросов неиспользуемости сельскохозяйственных земель, расселения сельского населения позволит решить особо важные проблемы на территории СКФО: несбалансированное развитие территории; деградация сельских поселений; оскудение рекреационных ресурсов, обострение экологических проблем и т.д.Исследования агрохимических служб, которые выборочно проводятся в регионах России, свидетельствуют об ускоряющихся темпах деградации земель. Это наблюдается даже в республиках СКФО в основных сельскохозяйственных регионах России, где уровень применения удобрений значительно выше среднероссийского. (табл.3). Таблица 2
Внесение удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях в 20082010гг[5].
Минеральные удобрения (в пересчете на 100% питательных веществ), кгОрганические удобрения, т
200820092010200820092010Российская Федерация35,835,938,01,01,01,1
СевероКавказский федеральный округ
56,662,0
2,5Республика Дагестан8,08,09,50,60,20,4Республика Ингушетия 2,910,521,6
КабардиноБалкарская Республика27,033,433,30,50,40,4КарачаевоЧеркесская Республика44,367,285,30,0
Республика Северная Осетия –Алания30,220,738,70,20,20,1Чеченская Республика 3,610,417,4
0,02
Ставропольский край64,663,468,32,43,02,9
В целом же по России после 20 лет хищнического использования накопленного потенциала плодородия земли, по мнению ученыхагрохимиков, потенциал на очень больших 4
площадях сельскохозяйственных угодий практически исчерпан. Изза отсутствия удобрений страна уже не может производить качественную продукцию. В сложившихся условиях главным инструментом экономического стимулирования внутреннего рынка удобрений является государственное субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на их приобретение. Так, в 2008 г, был собран большой урожай зерновых, но оказалось, что качество их не соответствует мировым стандартам. Соответственно и цены на него как за рубежом, так и внутри страны оказались ниже себестоимости.
ВцеляхуменьшенияпроявленийтакихотрицательныхфакторовсубъектыСКФОстараютсяследоватьпринятымстратегиям.Такжеразрабатываютсярегиональныенормативнымакты,стандарты,которыепредусматриваютведениебиологизированногоземледелия,наосновепредоставлениятоваропроизводителямразличныхстимуловпопереходунапринципыбиологизации,ичтонемаловажно,обязательногоконтролязасостояниемпочвенногоплодородия.Однимизосновныхфакторов,способныхоказатьстимулирующеевоздействие,несомненно,являетсяпредоставлениесубсидийпоприобретаемымудобрениям,химическимсредствамзащитырастенийихимическиммелиорантам.Такимобразом,внихуказываетсязаинтересованностьсубъектов,хозяйствующихназемле,впереходенабиологизированноеземледелие.Нопредусматриваютсятакжеимерынаказаниядлятехсельскохозяйственныхорганизацийикрестьянскофермерскиххозяйств,которыеотступилиотправил,вэтомслучаесубсидииневыплачиваются,асредства,перечисленныеранеевозвращаютсявбюджет.ВнекоторыхсубъектахСКФОдействуютиведомственныецелевыепрограммы,кпримерувСтавропольскомкраедействуетпрограмма«СохранениеивоспроизводствоплодородияпочвземельсельскохозяйственногоназначенияСтавропольскогокраяна20122014годы».Исчезновение с карты страны десятков тысяч деревень, вывод из оборота 1/3 сельскохозяйственных угодий, пущенные по нож 2/3 поголовья скота такой невероятный урон может быть преодолен только в течение десятилетий. Каждый очередной год бездействия усугубляет ситуацию и во многом делает процесс необратимым. В сложившихся условиях главным инструментом экономического стимулирования внутреннего рынка удобрений является государственное субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей на их приобретение. [6]Ведущие экономисты страны уже на протяжении многих лет пишут и говорят о необходимости полного списания всех долгов сельскохозяйственных предприятий как возникших не по их вине, а вследствие допущенного государством диспаритета цен и общей фискальной макроэкономическойполитики государства по отношению к селу. На фоне списания и прощения внешних долгов других стран Россией этот шаг по отношению к отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям не только вполне оправдан, но и совершенно справедлив. Изза низкого уровня рентабельности большинства сельхозпредприятий даже прибыльные агрохолдинги развиваются в основном за счет кредитов. Но при неуправляемых ценах на сельскохозяйственную продукцию и такие предприятия столь закредитованы, что ни пролонгация, ни реструктуризация долгов, ни субсидирование процентных ставок и наполнение банков деньгами не спасут от обострившихся проблем. Во многих хозяйствах нет больше необремененных залогами объектов[7]Для резкого снижения нормы прибыли ведущих монопольных компаний России необходима политическая воля и принудительные меры со стороны государства без этого экономическая модернизация в стране невозможна. Россия нуждается в глубокой и последовательной аграрной реформе, а также в обновлении стратегии развития села в целом. Правительством страны планируется 5
увеличить площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель не менее чем на 5 миллионов гектаров за ближайшие семь лет. В настоящее время завершается работа над новой государственной программой развития сельского хозяйства до 2020 г. Один из приоритетов этой программы вовлечение в оборот неиспользуемой пашни.Следует отметить, что положительное влияние на уменьшение неиспользуемых сельскохозяйственных земель окажут и поправки в земельное законодательство, которые предусматривают, чтосельскохозяйственные земли, которые не используются собственниками по назначению более 3 лет, будет изыматься.
Муниципальные власти, при выявлении того, что земли не используются более 3 лет, будут уведомлять собственников земель о необходимости использования, в случаеослушания, земли будут выставлять на аукцион[8].
Подводя итоги по вышесказанному, хотелось бы отметить, чтогоcудapcтвеннaяpегионaльнаяполитикaдолжнaиcходитьизтого,чтобезpaционaльнонaлaженнойcиcтемыохpаныизaщитыокружaющейcреды,гpaмотногоприpодопользованияиpесуpcосбережения,cохраненияприpодноpеcуpcногопотенциaлaдлябудущихпоколенийонaнеможетбытьпpизнaнaнacелениемэффективной,аоcуществляющиеееоpгaныгоcудapcтвеннойвлacти–иcтиннымигоcудapcтвенникaми.Сельское хозяйство должно стать национальным приоритетом не на ближайшие годы, а на все времена. Это вытекает из того, что в России сосредоточено 10% сельхозугодий мира и она обязана гарантировать свою продовольственную безопасность. Необходимо разработать и принять полноценный федеральный закон о сельском хозяйстве прямого действия. Нужны законы о почве и охране почв, необходимо воссоздать федеральную структуру, призванную контролировать землепользование и землеустройство, принять федеральную целевую программу мониторинга почвенного покрова и научного обеспечения предотвращения деградации почв. Нашей общенациональной идеей должно стать сохранение населения страны, прекращение его вымирания. Без всемерного развития отечественного сельскохозяйственного производства выполнить это невозможно.
Ссылки на источники:
1."Национальный доклад "О ходе и результатах реализации в 2010 году Госпрограммы развития сельского хозяйства"(2011г.).–URL:http://ptizevod.narod.ru/analyst11112.htm2.Мусаева Л.З., Шамилев С.Р., Шамилев Р.В. ОСОБЕННОСТИ РАССЕЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ СКФО // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 5;
URL:www.scienceeducation.ru/1056914(дата обращения: 13.03.2013).3. Тарасенко Н.В., Криулина Е.Н. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ И РЕГИОНАХ // Современные наукоемкие технологии. –
2012. –№ 6 –С. 6063
URL:www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=10000008(дата обращения: 17.03.2013).4.Казенин К. Земельные проблемы на Северном Кавказе: историческая память и альтернативное право.URLhttp://www.memo.ru/d/103625.html6
5.Регионы России. Социальноэкономические показатели//Российский статистичекий сборник, 2011г.566 с
6.Павлова Г. Брошенные сельскохозяйственные земли угроза безопасности// Экономика №4, 2012г.с. 6971.7.Там же.8.Федеральный закон от 29.12.2010 №435ФЗ «Овнесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации вчасти совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения»
Uzdenova Fatima Magamedovna
Candidate of Economic Sciences, the associate professor managing "Accounting, Analysis and Audit" chair of FGBOU VPO "North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", Cherkessk fatima_uzdenova@mail.ru
Duraeva Aminat Azretalievnastudent 3 courses, specialty 080109 FGBOU VPO "North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy", Cherkessk Amina777_A@mail.ru
The thrown farmlands of the North Caucasus safety threat
Summary: The problem of notusing the lands suitable for agriculture in the North Caucasus, their scales are examined in the article. Also weoffered measures to increase effiency of using agricultural territories.
Keywords: cultivated areas, farmlands, region, reform, strategy, subsidies.