Российский парламентаризм: основные понятия, сущность и функции.
Выпуск:
ART 53350
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Багаева
А.
И. Российский парламентаризм: основные понятия, сущность и функции. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
1736–1740. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53350.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия и сущность
парламентаризма. Также статья посвящена анализу функциональных особенностей российского парламентаризма.
Текст статьи
Багаева Аза ИсмаиловнаМагистрант первого курса, Российской академиинародного хозяйства и государственной службы, Волгоградский филиал, г. Волгоград.95_aza_95@mail.ruНазвание статьи:Российский парламентаризм: основные понятия, сущностьи функции.Аннотация:В статье рассматриваются основные понятия и сущность парламентаризма. Также статья посвящена анализу функциональных особенностей российского парламентаризма.Ключевые слова:парламентаризм, парламент,демократия,представительство, Россия, социальное государство.
В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос, что же представляет собой парламентаризм,как он связан с построением социального государства, в чем заключается его сущностьи выделим основные функциональные аспекты его деятельности.Развитие парламентаризма в Российской Федерации является сложным процессом, в котором переплетены политические и социальные составляющие. Как свидетельствует исторический опыт многих стран, модернизация политической системы, экономического строя сопровождается формированием модели социальной политики, адекватной новым условиям. От того, насколько оперативно государство может создать эту модель, зависит процесс адаптации населения к модернизационным трансформациям. Число "сторонников"и "противников"реформ в обществе прямо пропорционально тому, как распределяются издержки реформирования между социальными группами1.Социальным может считаться правовое, демократическое государство, способное обеспечивать достойный уровень жизни своим гражданам на основе высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики.С начала II: века достижение качественного прорыва в социальной сфере, создание в Российской Федерации основ социального государства стало одним из центральных направлений внутренней политики2.Социальное государство невозможно без демокрaтического строя, гражданских свобод, парламентаризма.Современному парламентаризму в России посвящена весьма обширная литература, включающая в себя и научноисследовательские работы, и политическую публицистику, и хроникальноотчетные публикации3.В ст. 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ 1Олейникова Е͘Г͘ Социальная политика государства в современной России͗ проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций͘2012.№ 1 (18)͘ С͘44͘2Симонова С͘С͕͘ Олейникова Е͘Г͘ Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций͘2012. № 4 (21)͘ С͘ 104͘3Игрицкий Ю͘ И͕͘ Российский парламентаризм как зеркало российского общества// Россия и современный мир͘2004.№ 2͘постоянно действующий орган. Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание осуществляет в российской Федерации государственную власть наряду с президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ. Все это свидетельствует об устойчивом, стабильном положении парламента РФ, его заметном и безусловно необходимомместе в системе федеральных органов государственной власти4.В Конституции Российской Федерации, по справедливому замечанию О.Н. Булакова, "термин парламентаризм не употребляется, однако в работах российских ученых исследуется его содержание в сравнительном ракурсе, а также предполагается применение и воплощение его принципов в российскую действительность"5.По мнению И.М. Степанова, "парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка"6.А.А. Мишинсчитает, что парламентаризм –"это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента"7.Халипов В.Ф утверждает, что парламентаризм"это система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента; 2) теория и практикадеятельности парламента"8.В словаре терминов политологии написано, что парламентаризм "система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью"9.В Юридическом энциклопедическом словаре утверждается, что парламентаризм "система организации и функционирования верховной государственной власти буржуазии, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента"10Авторы монографии "Общая и прикладная политология" полагают, что парламентаризм это "система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных 4Гранкин И͘ В͘ Сущность российского парламентаризма// Конституционное и муниципальное право͘2005.№ 4͘5Булакова О͘ Н͘ Современный парламент͗ теория͕ мировой опыт͕ российская практика͘ –М͕͘ 2005͘ С͘ 456Парламентское право России / Под ред͘ И͘М͘ Степанова͕ Т͘Я͘ Хабриевой͘ М͗͘ Юрист͕ 1999͘ С͘57МишинА͘А͘ Конституционное (государственное) право зарубежных стран͘ М͗͘ Белые альвы͕ 1996͘ С͘174͘8Халипов В͘Ф͕͘ Халипова Е͘В͘ Власть͘ Политика͘ Государственная служба͘ Словарь͘ М͗͘ Луч͕ 1996͘271с͘9БренерА͘ Словарь терминов политологии͘10Юридический энциклопедический словарь / Под ред͘ А͘Я͘ Сухарева М͗͘ Советская энциклопедия͕ 1984͘ С͘242͖ Любимов А͘П͘ Лоббизм как конституционноправовой институт͘ М͕͘ 1998͘ С͘209͘функций при привилегированном положении законодательного органа парламента по отношению к другим государственным органам"11.Отвергая трактовку парламентаризма как разновидности формы правления, М.А. Могунова рассматривает его как разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства. Она, в частности, пишет: "В действительности парламентаризм это не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент"12.Сущность парламентаризмaнaпрямую связaна с системой рaзделения власти. В ней парламентаризм предстает в качестве механизма реализации притязаний на власть, которые гарантирует конституция парламенту, в то время как парламент вынужден считаться с такими же конституционными гарантиями других институтов власти.В системе разделения власти пaрламентская влaсть ограничена системой сдержек и противовесов. Законодательные полномочия парламента находятся под контролем конституционного суда, который обеспечивает надзор за соблюдением конституционных норм. Из вышенаписанного мы видим, что в учебной литературе и научных трудах, посвященных определению парламентаризма уделяется большое внимание.раскрытию его сущности.В большинстве работ анализируется специфика парламентаризма через призму правовой деятельности политических институтов, на которых он базируется. В связи с этим логичным представляется частое обращение к механизмам функционирования парламента.Для определения роли парламентаризма в современном мире необходимо проанализировать функциональную область парламентских органов в российской политической системе. Следует обратить внимание на тезис, в соответствии с которым главенствующее положение парламента в системе власти определяется его фундаментальными функциями: представительной; законодательной, правотворческой; политического контроля и привлечения к ответственности; обеспечения политической гласности; легитимизационной.Некоторые исследователи при определении компетенции парламента, кроме законодательной, представительной, контрольной функций, называют также ратификацию и денонсацию международных договоров; формирование государственных органов и учреждений; полномочия в области суда, обороны и безопасности.Совокупность функций и полномочий в отношении определенных предметов ведения образует компетенцию законодательного органа. Специфичность компетенции парламента по сравнению с компетенцией иных государственных органов связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Парламент вправе определять свою 11Общая и прикладная политология͘ М͕͘ 1997͘ С͘48012Могунова М͘А͘ Скандинавский парламентаризм͘ Теория и практика͘ М͗͘ Российский государственный университет͕ 2001͘ С͘26͕ 27компетенцию путем принятия законов и даже конституции. Он формирует основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, устанавливает основы их взаимодействия и сферы ведения.Помимо этих функций парламента, Г. Махачев выделяет и другие, среди которых обратная связь и стабилизационная13.Следовательно, можно выделить следующие функции парламента:законодательная;представительная (включающая в себя функцию политической гласности);легитимизационная (включающая в себя функцию по ратификации международных договоров);финансовобюджетная (объединяющей бюджетную и налоговую функции);контрольная (включающая в себя функцию привлечения кответственности);властная;обратной связи;стабилизационная;идеологическая.Эти функции можно разделить на формализованные в законе (представительная, законодательная, контрольная, легитимизационная и финансовобюджетная) и вытекающие из сущности парламентской власти (стабилизационная, идеологическая, обратной связи и властная).Для российского парламента свойственны все вышеперечисленные функции. Вместе с тем использование их парламентом происходит крайне неравномерно и неэффективно14.Попробуем акцентировать внимание на более значимых функциях.Главная функция парламентаризмазаконодательная. Важнейшей функциейпарламента является принятие законов и других нормативных правовых актов. Закон регулируетвсе общественные отношения в стране и на международной арене. Именно он создает "первичный слой правового государства, нормативноправового обеспечения жизнедеятельности человека и общества в целом"15.Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель законодательной функцииобеспечить благосостояние и процветание граждан и всего государства.Представительную функцию парламента рассматривают в качестве основной, об этом говорят труды отечественных исследователей, таких как Е.Д. Богатырев, О.Н. Булаков, И.М. Степанов, которые полагают, что именно эта функция заключается "в выражении воли народа как основы государственной власти и должна реализовываться путем проведения периодических свободных выборов16 13Махачев г͘ Необходимость и условия формирования парламентаризма// Право и жизнь͘ 2000.№ 31͘14Усанов В͘ Е͘ Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право͘2006.№ 8.15Шумпетер Й͘А͘ Капитализм͕ Социализм и Демократия / предисл͘ и общ͘ ред͘ В͘С͘ Автономова͖ пер͘ с англ͘͘ М͗͘ Экономика͕ 1995͘16Парламентское право России / под редакцией И͘М͘ Степанова͕ Т͘Я͘ Хабриевой͘ М͗͘ Юристъ͕ 1999͘ С͘ 34
Механизм нормального функционирования парламента должен соответствовать следующей схеме: выборы, в которых принимают участие различные политические партии, обеспечивают "выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, а также мирный, ненасильственный переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей".Представительство интересов различных групп населенияважнейшая функция парламента любой страны. Смысл представительной функции заключается в том, чтобы в парламенте были представители отвсех основных социальных слоев и групп населения, чтобы они могли отстаивать свои интересы в принимаемых законах и других нормативных правовых актах.В отличие от представительной функции, которая позиционируется в самом названии парламента, легитимизационная функция не столь явная, но не менее существенная, нежели представительная. Как правило, под легитимностью понимается состояние того или иного политикоправового явления, при котором правомерность является признанной. К легитимизационным функциям российского парламента можно отнести большинство из перечисленных в Конституции РФ функций обеих палат.Таким образом, легитимизационная функция парламента может быть отнесена к одной из функциональных характеристик этого органа государственной власти17.Наконец, важно учитывать и идеологическую функцию парламента, осуществление которой способствует адаптации демократических ценностей в обществе18.Но для России эта функция всего лишь потенциальная, т.к. российский парламент выступаяв качествеолицетворения демократии, на своем примереможет демонстрировать гражданам преимущества существующего строя.Таким образом, благодаря этим функциям парламента в обществе может возникнуть и функционировать парламентаризм как реальный политикоправовой институт, обеспечивающийреализацию интересов всех социальных слоев и групп общества.Анализ полноты их реализации позволяет говорить о наличии или отсутствии необходимых, а по многим позициям и достаточных условий существования парламентаризма и парламентской демократии в целом.Тем не менее, не смотря на все недочеты можно смело предположить, что российский парламентаризм выполняет основополагающие функции и является существенным фактором развития демократических процессов в нашей стране.
17Усанов В͘ Е͘ Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право͘2006.№ 8.18Богатырев Е͘Д͘ Конституционные основы парламентаризма в России͘Список цитируемой литературы:1. Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций.2012.№ 1 (18).2.Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций.2012. № 4 (21).3.Игрицкий Ю. И., Российский парламентаризм как зеркало российского общества// Россия и современный мир.2004.№ 2.4.Гранкин И. В. Сущность российского парламентаризма// Конституционное и муниципальное право.2005.№ 4.5.Булакова О. Н. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. –М., 2005.6.Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юрист, 1999.7.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1996.8.Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч, 1996.9.Бренер А. Словарь терминов политологии.10.Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева М.: Советская энциклопедия, 1984. С.242; Любимов А.П. Лоббизм как конституционноправовой институт. М., 1998.11.Общая и прикладная политология. М., 1997.12.Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: Российский государственный университет, 2001. 13.Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/ под общ. ред. О.Н. Булакова. М.:Эксмо, 2005.14.Махачев г. Необходимость и условия формирования парламентаризма// Право и жизнь. 2000.№ 31.15.Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия / предисл. и общ. ред. В.С. Автономова; пер. с англ.. М.: Экономика, 199514.Парламентское право России / под редакцией И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999.16.Усанов В. Е. Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право.2006.№ 8.17. Богатырев Е.Д. Конституционные основы парламентаризма в России.Bagaeva Aza Ismailovnafirstyear graduate student, Volgograd branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President the Russian Federation, Volgograd.article title:«Russian parliamentarism: basic concepts, essence and function»Abstract: The article deals with the basic concepts and the nature of parliamentarism. This article also analyzes the functional characteristics of Russian parliamentarism.Keywords: parliamentarism, parliament, democracy, representation, Russia, welfare state.
В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос, что же представляет собой парламентаризм,как он связан с построением социального государства, в чем заключается его сущностьи выделим основные функциональные аспекты его деятельности.Развитие парламентаризма в Российской Федерации является сложным процессом, в котором переплетены политические и социальные составляющие. Как свидетельствует исторический опыт многих стран, модернизация политической системы, экономического строя сопровождается формированием модели социальной политики, адекватной новым условиям. От того, насколько оперативно государство может создать эту модель, зависит процесс адаптации населения к модернизационным трансформациям. Число "сторонников"и "противников"реформ в обществе прямо пропорционально тому, как распределяются издержки реформирования между социальными группами1.Социальным может считаться правовое, демократическое государство, способное обеспечивать достойный уровень жизни своим гражданам на основе высокоразвитой социально ориентированной рыночной экономики.С начала II: века достижение качественного прорыва в социальной сфере, создание в Российской Федерации основ социального государства стало одним из центральных направлений внутренней политики2.Социальное государство невозможно без демокрaтического строя, гражданских свобод, парламентаризма.Современному парламентаризму в России посвящена весьма обширная литература, включающая в себя и научноисследовательские работы, и политическую публицистику, и хроникальноотчетные публикации3.В ст. 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание РФ 1Олейникова Е͘Г͘ Социальная политика государства в современной России͗ проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций͘2012.№ 1 (18)͘ С͘44͘2Симонова С͘С͕͘ Олейникова Е͘Г͘ Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций͘2012. № 4 (21)͘ С͘ 104͘3Игрицкий Ю͘ И͕͘ Российский парламентаризм как зеркало российского общества// Россия и современный мир͘2004.№ 2͘постоянно действующий орган. Согласно ст. 11 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание осуществляет в российской Федерации государственную власть наряду с президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ. Все это свидетельствует об устойчивом, стабильном положении парламента РФ, его заметном и безусловно необходимомместе в системе федеральных органов государственной власти4.В Конституции Российской Федерации, по справедливому замечанию О.Н. Булакова, "термин парламентаризм не употребляется, однако в работах российских ученых исследуется его содержание в сравнительном ракурсе, а также предполагается применение и воплощение его принципов в российскую действительность"5.По мнению И.М. Степанова, "парламентаризм есть особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка"6.А.А. Мишинсчитает, что парламентаризм –"это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента"7.Халипов В.Ф утверждает, что парламентаризм"это система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента; 2) теория и практикадеятельности парламента"8.В словаре терминов политологии написано, что парламентаризм "система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью"9.В Юридическом энциклопедическом словаре утверждается, что парламентаризм "система организации и функционирования верховной государственной власти буржуазии, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента"10Авторы монографии "Общая и прикладная политология" полагают, что парламентаризм это "система государственного руководства обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных 4Гранкин И͘ В͘ Сущность российского парламентаризма// Конституционное и муниципальное право͘2005.№ 4͘5Булакова О͘ Н͘ Современный парламент͗ теория͕ мировой опыт͕ российская практика͘ –М͕͘ 2005͘ С͘ 456Парламентское право России / Под ред͘ И͘М͘ Степанова͕ Т͘Я͘ Хабриевой͘ М͗͘ Юрист͕ 1999͘ С͘57МишинА͘А͘ Конституционное (государственное) право зарубежных стран͘ М͗͘ Белые альвы͕ 1996͘ С͘174͘8Халипов В͘Ф͕͘ Халипова Е͘В͘ Власть͘ Политика͘ Государственная служба͘ Словарь͘ М͗͘ Луч͕ 1996͘271с͘9БренерА͘ Словарь терминов политологии͘10Юридический энциклопедический словарь / Под ред͘ А͘Я͘ Сухарева М͗͘ Советская энциклопедия͕ 1984͘ С͘242͖ Любимов А͘П͘ Лоббизм как конституционноправовой институт͘ М͕͘ 1998͘ С͘209͘функций при привилегированном положении законодательного органа парламента по отношению к другим государственным органам"11.Отвергая трактовку парламентаризма как разновидности формы правления, М.А. Могунова рассматривает его как разновидность государственного режима, при котором обеспечено не только юридическое, но и фактическое верховенство высшего представительного учреждения, подчиненность и подконтрольность ему правительства. Она, в частности, пишет: "В действительности парламентаризм это не форма, а метод осуществления государственной власти, особый режим, определяемый реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент"12.Сущность парламентаризмaнaпрямую связaна с системой рaзделения власти. В ней парламентаризм предстает в качестве механизма реализации притязаний на власть, которые гарантирует конституция парламенту, в то время как парламент вынужден считаться с такими же конституционными гарантиями других институтов власти.В системе разделения власти пaрламентская влaсть ограничена системой сдержек и противовесов. Законодательные полномочия парламента находятся под контролем конституционного суда, который обеспечивает надзор за соблюдением конституционных норм. Из вышенаписанного мы видим, что в учебной литературе и научных трудах, посвященных определению парламентаризма уделяется большое внимание.раскрытию его сущности.В большинстве работ анализируется специфика парламентаризма через призму правовой деятельности политических институтов, на которых он базируется. В связи с этим логичным представляется частое обращение к механизмам функционирования парламента.Для определения роли парламентаризма в современном мире необходимо проанализировать функциональную область парламентских органов в российской политической системе. Следует обратить внимание на тезис, в соответствии с которым главенствующее положение парламента в системе власти определяется его фундаментальными функциями: представительной; законодательной, правотворческой; политического контроля и привлечения к ответственности; обеспечения политической гласности; легитимизационной.Некоторые исследователи при определении компетенции парламента, кроме законодательной, представительной, контрольной функций, называют также ратификацию и денонсацию международных договоров; формирование государственных органов и учреждений; полномочия в области суда, обороны и безопасности.Совокупность функций и полномочий в отношении определенных предметов ведения образует компетенцию законодательного органа. Специфичность компетенции парламента по сравнению с компетенцией иных государственных органов связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Парламент вправе определять свою 11Общая и прикладная политология͘ М͕͘ 1997͘ С͘48012Могунова М͘А͘ Скандинавский парламентаризм͘ Теория и практика͘ М͗͘ Российский государственный университет͕ 2001͘ С͘26͕ 27компетенцию путем принятия законов и даже конституции. Он формирует основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, устанавливает основы их взаимодействия и сферы ведения.Помимо этих функций парламента, Г. Махачев выделяет и другие, среди которых обратная связь и стабилизационная13.Следовательно, можно выделить следующие функции парламента:законодательная;представительная (включающая в себя функцию политической гласности);легитимизационная (включающая в себя функцию по ратификации международных договоров);финансовобюджетная (объединяющей бюджетную и налоговую функции);контрольная (включающая в себя функцию привлечения кответственности);властная;обратной связи;стабилизационная;идеологическая.Эти функции можно разделить на формализованные в законе (представительная, законодательная, контрольная, легитимизационная и финансовобюджетная) и вытекающие из сущности парламентской власти (стабилизационная, идеологическая, обратной связи и властная).Для российского парламента свойственны все вышеперечисленные функции. Вместе с тем использование их парламентом происходит крайне неравномерно и неэффективно14.Попробуем акцентировать внимание на более значимых функциях.Главная функция парламентаризмазаконодательная. Важнейшей функциейпарламента является принятие законов и других нормативных правовых актов. Закон регулируетвсе общественные отношения в стране и на международной арене. Именно он создает "первичный слой правового государства, нормативноправового обеспечения жизнедеятельности человека и общества в целом"15.Таким образом, можно сделать вывод, что главная цель законодательной функцииобеспечить благосостояние и процветание граждан и всего государства.Представительную функцию парламента рассматривают в качестве основной, об этом говорят труды отечественных исследователей, таких как Е.Д. Богатырев, О.Н. Булаков, И.М. Степанов, которые полагают, что именно эта функция заключается "в выражении воли народа как основы государственной власти и должна реализовываться путем проведения периодических свободных выборов16 13Махачев г͘ Необходимость и условия формирования парламентаризма// Право и жизнь͘ 2000.№ 31͘14Усанов В͘ Е͘ Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право͘2006.№ 8.15Шумпетер Й͘А͘ Капитализм͕ Социализм и Демократия / предисл͘ и общ͘ ред͘ В͘С͘ Автономова͖ пер͘ с англ͘͘ М͗͘ Экономика͕ 1995͘16Парламентское право России / под редакцией И͘М͘ Степанова͕ Т͘Я͘ Хабриевой͘ М͗͘ Юристъ͕ 1999͘ С͘ 34
Механизм нормального функционирования парламента должен соответствовать следующей схеме: выборы, в которых принимают участие различные политические партии, обеспечивают "выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, а также мирный, ненасильственный переход государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей".Представительство интересов различных групп населенияважнейшая функция парламента любой страны. Смысл представительной функции заключается в том, чтобы в парламенте были представители отвсех основных социальных слоев и групп населения, чтобы они могли отстаивать свои интересы в принимаемых законах и других нормативных правовых актах.В отличие от представительной функции, которая позиционируется в самом названии парламента, легитимизационная функция не столь явная, но не менее существенная, нежели представительная. Как правило, под легитимностью понимается состояние того или иного политикоправового явления, при котором правомерность является признанной. К легитимизационным функциям российского парламента можно отнести большинство из перечисленных в Конституции РФ функций обеих палат.Таким образом, легитимизационная функция парламента может быть отнесена к одной из функциональных характеристик этого органа государственной власти17.Наконец, важно учитывать и идеологическую функцию парламента, осуществление которой способствует адаптации демократических ценностей в обществе18.Но для России эта функция всего лишь потенциальная, т.к. российский парламент выступаяв качествеолицетворения демократии, на своем примереможет демонстрировать гражданам преимущества существующего строя.Таким образом, благодаря этим функциям парламента в обществе может возникнуть и функционировать парламентаризм как реальный политикоправовой институт, обеспечивающийреализацию интересов всех социальных слоев и групп общества.Анализ полноты их реализации позволяет говорить о наличии или отсутствии необходимых, а по многим позициям и достаточных условий существования парламентаризма и парламентской демократии в целом.Тем не менее, не смотря на все недочеты можно смело предположить, что российский парламентаризм выполняет основополагающие функции и является существенным фактором развития демократических процессов в нашей стране.
17Усанов В͘ Е͘ Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право͘2006.№ 8.18Богатырев Е͘Д͘ Конституционные основы парламентаризма в России͘Список цитируемой литературы:1. Олейникова Е.Г. Социальная политика государства в современной России: проблемы научного анализа // Философия социальных коммуникаций.2012.№ 1 (18).2.Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических партий России // Философия социальных коммуникаций.2012. № 4 (21).3.Игрицкий Ю. И., Российский парламентаризм как зеркало российского общества// Россия и современный мир.2004.№ 2.4.Гранкин И. В. Сущность российского парламентаризма// Конституционное и муниципальное право.2005.№ 4.5.Булакова О. Н. Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика. –М., 2005.6.Парламентское право России / Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юрист, 1999.7.Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1996.8.Халипов В.Ф., Халипова Е.В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М.: Луч, 1996.9.Бренер А. Словарь терминов политологии.10.Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева М.: Советская энциклопедия, 1984. С.242; Любимов А.П. Лоббизм как конституционноправовой институт. М., 1998.11.Общая и прикладная политология. М., 1997.12.Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М.: Российский государственный университет, 2001. 13.Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/ под общ. ред. О.Н. Булакова. М.:Эксмо, 2005.14.Махачев г. Необходимость и условия формирования парламентаризма// Право и жизнь. 2000.№ 31.15.Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия / предисл. и общ. ред. В.С. Автономова; пер. с англ.. М.: Экономика, 199514.Парламентское право России / под редакцией И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М.: Юристъ, 1999.16.Усанов В. Е. Функциональные аспекты существования парламентаризма// Современное право.2006.№ 8.17. Богатырев Е.Д. Конституционные основы парламентаризма в России.Bagaeva Aza Ismailovnafirstyear graduate student, Volgograd branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President the Russian Federation, Volgograd.article title:«Russian parliamentarism: basic concepts, essence and function»Abstract: The article deals with the basic concepts and the nature of parliamentarism. This article also analyzes the functional characteristics of Russian parliamentarism.Keywords: parliamentarism, parliament, democracy, representation, Russia, welfare state.