Инновационный подход взаимодействия с семьей для социокультурного развития ребенка.

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евтихова Н. Н. Инновационный подход взаимодействия с семьей для социокультурного развития ребенка. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2201–2205. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53443.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействияпедагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евтихова Наталья Николаевна

воспитатель МАДОУ №81 «Центр развития ребенка –Детский сад «КонекГорбунок»г.Норильск

ena72kl@rambler.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОДВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Аннотация:В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Ключевые слова: социокультурное развитие ребенка, повышение компетентности родителей, календарь развития ребенка.Современные условия деятельности дошкольных учреждений для социокультурного развития ребенка, выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Широкий аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей определяется письмом Минобразования РФ от 22 июня 2002г. №3051547/16 «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях». Данный документ определяет цель деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи, которая сводится к возрождению традиций семейного воспитания, работа педагогического коллектива ДОУ должна быть направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей по вопросам развития ребенка. В «Толковом словарерусского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь явлений; 2) взаимная поддержка. Т. Н. Доронова подчеркивает важность наглядной информации для родителей и раскрывает основные критерии для ее оформления: единый стиль, ясность логики, доступность, конкретность. Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва отмечают, что общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Т.В. Короткова подчеркивает важность общения в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке, что способствует сближению воспитателей, родителей и детей.Обращение к вопросам социального партнерства ДОУ с родителями, отвечает новым социальным запросам, отражающим комплексную модернизацию дошкольного образования на 2011–2015 годы, а так же положениям, изложенным в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (п.2) и от 1 июня 2012 года «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», а именно:–повышение качества дошкольного образования за счет организации взаимодействия с учреждениями социальной сферы по вопросам развития детей дошкольного возраста;–повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей дошкольного возраста в семье.[1]В«Концепциидошкольноговоспитания»(ОдобренарешениемколлегииГосударственного комитета СССРпо народному образованию16 июня 1989 г. N 7/1)подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов».«Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога». [2]Актуальность разработки моделей по оказанию образовательных услуг детям дошкольного возраста путем повышения компетентности родителей связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам: –укрепления и сохранения здоровья детей, –их всестороннего развития. По мнению зарубежных и отечественных ученых, первые семь лет жизни принципиально отличаются от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований. Именно в дошкольные годы формируется личность исознание, развивается речь, различные виды деятельности, определяемые сложной системой целей и мотивов. Каждое из этих масштабных новообразований имеет сложную структуру, а их основные составляющие возникают у детей в определенной последовательности и взаимосвязи.

Как отмечала А. П. Усова (1898 –1965)которая являетсяклассикомдошкольной дидактики: «значительную часть информации ребенок получает без специально организованного обучающего процесса –в повседневном общении с родителями, взрослыми и сверстниками. Именно таким образом происходит накопление ребенком личного опыта, через призму которого он воспринимает и систематизированные знания в процессе обучения на специально организованных занятиях, а также создается «режим максимального благоприятствования» для развития его личности». Возможности реализации потенциала развития детей имеют альтернативный характер и зависят от многих условий и обстоятельств жизни каждого конкретного ребенка. В стихийно складывающихся условиях потенциал развития ребенка часто реализуется или частично, или не реализуется вообще. А.С. Макаренко говорил: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание...». Если педагогическое воздействие осуществляется не стихийно, а в нужный период и в строгом соответствии с законами развития психики ребенка, то имеющийся потенциал обеспечивает процессам развития нужное направление и динамику. [3]Необходимость в направленном педагогическом содействии психическому развитию дошкольников вызвана тем, что, по мнению специалистов, без этого у многих детей отмечается отставание от возрастных характеристик и общепризнанных норм развития. Поэтому квалифицированное и своевременноесодействие психическому развитию ребенка значительно эффективнее запоздалых попыток наверстать упущенное. Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса трех лет является сенситивным, наиболее благоприятным периодом для становления многих новых черт и особенностей в психике детей. Происходит на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагании трехлетних детей, который определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем; тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках в будущем существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится одной из предпосылок стремления ребенка к повышению собственной компетентности –скрытого источника интеллектуальной и учебной активности. [1]Для того, чтобы родители могли целенаправленно оказывать педагогическое содействие психическому развитию своих детей они должны сами захотеть этого. Известный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервегсчитал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. В.А. Сухомлинский сказал:«Дети –это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».Ученые считают, что в дошкольном возрасте влияниеродителей на ребенка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! Синтез родственных связей, любви родителей к ребенку, знание его индивидуальных особенностей, самоотверженность и желание сделать его здоровым и своевременно развитым –все это вместе взятое обладает огромным развивающим потенциалом. Общеизвестно, что для родителей целенаправленное и систематическое участие в развитии своего ребенка непростое и достаточно утомительное дело. Родителям трудно найти для этого время, подобрать развивающее содержание, т.е. определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. В связи с этим требуется принципиальное обновление системы научнометодического сопровождения дошкольного образования, перестройка педагогической науки и преодоление ее изоляции и оторванности от родителей. [1]В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагогиноваторы, а практически каждое дошкольное учреждение, инновационныепреобразования приобретают системный характер. Созданы новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательнообразовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Наш МАДОУ №81 «Центр развития ребенка –Детский сад «Конекгорбунок» в работе эффективного взаимодействия с семьей осуществляет педагогический принцип: воздействие на семью через ребенка и для ребенка, воздействие на ребенка через семью и для семьи.Опираясь на свои принципы, мы стали участниками сетевой федеральной экспериментальной площадки по теме «Социальное партнерство ДОУ как ресурс социокультурного развития ребенкадошкольника», основанной на базе федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).Экспериментальная площадка ФИРО представляет собой форму взаимодействия ФИРО и организаций с целью апробации результатов исследований по структурному и содержательному обновлению системы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.[4]Для тогочтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей,учеными ФИРОбыло разработано оригинальное дидактическое пособие, которое называется «Детский календарь», под общей редакцией Татьяны Николаевны Дороновой,

руководителя авторских коллективов, создавших программы дошкольного образования «Радуга» и «Из детства –в отрочество». Нашему коллективубыло предложено апробировать данное издание в рамкахпроекта социального партнерства.Детский календарь преимущественно ориентирован на детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и, именно в детском саду малыш должен «добрать» остальное. Педагогам ДОУ направляется календарное планированиена каждый день, котороеявляется заключительнымрезультатомежедневно проделанной детьми работы в семье. Таким образом, семья и детский сад дополняют друг друга.Детский календарь –это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка, имеет возможность ежедневно заниматься с ним разными полезными делами.Содержание для развития ребенка, предлагаемое в календаре, имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены фотографии овощей, фруктов, ягод, животных и подлинных произведений народного декоративноприкладного искусства, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребенком задание. Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманы учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку, и действуют в соответствии рекомендациям.

Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала.Это традиционные для

ребенка дошкольного возраста культурные практики –сюжетная игра; игра с правилами; продуктивная и познавательноисследовательская деятельность; и, разумеется, художественная литература.Сюжетная игра в детском календаре представлена в виде рекомендаций для взрослых и бумажных игрушек, которые делает ребенок при помощи взрослого.Игра с правилами,учитывая специфику материала, представлена в виде игр на удачу (лото, домино и др.).Продуктивная деятельность (рисование, аппликация и пр.) представлены в издании в виде изготовления интересных для детей

поделок, при работе с которыми необходима помощь взрослого. Познавательноисследовательская деятельность ребенка представлена в виде картинок. Картинки представляются ребенку в определенной системе. Художественная литература в издании представлена в виде книжекмалышек, которые также изготавливаютсясамостоятельно взрослым с ребенком.[5]

Выводы:Анализируя проделаннуюработуза полгода(в эксперимент вступили вторыемладшиегруппы, это дети 34 лет), можно с уверенностью сказать, что работали мы не напрасно,у детей наметилась положительная динамикасоциокультурного развития по всем видам образовательных областей.Ребята увлечены,и требуют постояннойзанятости как дома от родителей, так иотпедагогов в детском саду.Приходя утром в детский сад, наперебой делятся результатами своих трудов, и спрашивают: «что сегодня мы будем делать?»Именно,благодаря заинтересованности детей,у нас сложилась определенная система и приработе с родителями. Использование данного подхода дало определенные результаты:на начальном этапе в эксперименте приняли участие 40% семей, но в процессе совместной деятельности, уже со следующего месяца подключилисьостальные семьи воспитанников.Родители перестали быть «наблюдателями», теперь ониактивныеучастникии помощники воспитателя:91% семей принимают активное участие в осуществленииобразовательной деятельности. Создана атмосфера взаимоуважения.Также родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях,проектной деятельности.Наши воспитанникипри поддержке своих родителей и педагогов становятся участникамии лауреатамиконкурсов различного уровня.

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Информационное письмо ФИРО, 20132. http://www.bestpravo.ru«Концепция дошкольного воспитания», Документы СССР, Текст документа по состоянию на июль 2011 года.3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». –М: ТЦ Сфера, 2009 –128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).4. http://www.firo.ru5. www.dcalendar.ru

EVTIKHOVA NATALYA NIKOLAEVNA

educatorMADOU 81 "Centre of the development child a Kindergarten "KonuokGorbunok" g.Norilsk

The Abstract:In article are considered actual problems of the interaction teacher kindergarten with families alumnus. New approach is Presentedin principal to work with parent, where leading subject become parents themselves.

The Keywords:sociocultural development of the child, enhancement of the skills of parents, calendar of the child's development.

INNOVATIVE APPROACH INTERACTION WITH THE FAMILY TO SOCIAL, CULTURAL DEVELOPMENT OF THE CHILD.