Методика комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Цветкова Е. В. Методика комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2251–2255. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53453.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с механизмом проведения комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды, описана сущность предпринимательской среды и разработана система авторского «КПС-анализа» для возможности реализации оценки всей системы факторов корпоративной предпринимательской среды.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Цветкова Елена ВалерьевнаАссистент Кафедры УПСЭП Экономического факультета СПбГУ, СанктПетербургevts1989@mail.ru

Методика комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды

Аннотация:В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с механизмом проведения комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды, описана сущность предпринимательской среды и разработана система авторского «КПСанализа» для возможности реализации оценки всей системы факторов корпоративной предпринимательской среды.Ключевые слова:Предпринимательская среда, комплексный анализ, факторы корпоративной предпринимательской среды.

Предпринимательская среда представляет собой интегрированную совокупность объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям достигать поставленных целей в осуществлении предпринимательских проектов и договоров иполучении прибыли[1]. Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных и экономических отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды деятельности предпринимателей и других важнейших условий.Теоретическую основу изучения сущности предпринимательской среды составляют сформулированные П. Друкером понятия «предпринимательская экономика», «предпринимательское общество», «предпринимательское управление», в процессе изучения которых он рассматривал проблемы формирования предпринимательской среды, мотивации предпринимателей и условий функционирования[2]. А. Хоскинг также исследовал проблемы формирования предпринимательской среды, в частности ученый выделяет семь элементов среды предпринимательства:экономическая обстановка;политическая ситуация;правовая среда; социальнокультурная среда;технологическая среда;физическая или географическая среда;институциональная организационнотехническая среда, включающая всюсовокупность институтов от рекламных агентств до банков[3].По мнению автора, предложенные А. Хоскингом элементы предпринимательской среды ограничиваются лишь внешней средой предпринимательской деятельности, опуская информацию о сущности внутренней (корпоративной) среды предприятий. В связи с этим,автор предлагает рассматривать предпринимательскую среду как интегрированную сложную систему, которая подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую отсамих предпринимателей, и внутреннюю, называемую также «корпоративная», которая формируется непосредственно самими предпринимателями. Состояние внешней предпринимательской среды имеет определяющее влияние на развитие предпринимательства как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Под внешней предпринимательской средой понимается совокупность внешних факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы достигать поставленных целей, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своей предпринимательской деятельности. Как следует из учений классиков экономической теории, базой предпринимательской деятельности является информация об основных условиях и факторах внешней среды. Внешнюю среду предприятия принято разделять на микро и макро уровни. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию потребителей, т.е. поставщиками, клиентами, конкурентами и партнерами. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду. Внешняя макро среда предприятия включает следующие подсистемы: * экономическое положение встране и регионах; * политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства; * правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики; * государственное регулирование и поддержка предпринимательства; * социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы; * культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательского бизнеса; * научнотехническая, технологическая среда; * наличие в достаточном количестве природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности, а также физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования предпринимательских организаций; * демографическая ситуация, определяющая состояние рынка труда; * институциональноорганизационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д. Развитие предпринимательской среды зависит от многих факторов, среди которых важнейшим, по мнению автора, является внутренняя (корпоративная) предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере корпоративная предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К корпоративной предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы: * организационная структура; * система управления предприятием; * продукт деятельности; * материальнотехнологическая база; * финансовое состояние предприятия; * организационноправовая форма и форма собственности; *человеческие ресурсыпредприятия; *организационная культура. Взаимоотношения между субъектом предпринимательства и средой носят двухсторонний взаимозависимый характер, обусловленный их активным взаимодействием в условиях рыночной среды. Субъект предпринимательства имеет способность преобразовывать существующую и формировать новую среду в силу своей предпринимательской активности. Предпринимательская среда, в свою очередь, является необходимой предпосылкой для возникновения предпринимательства, создавая необходимую экономическую, законодательную, социальную, технологическую базу. С другой стороны, предпринимательская среда это комплекс различных факторов, как объективных, так и субъективных, позволяющих предпринимателю добиваться успеха в реализации поставленных целей при осуществлении предпринимательской деятельности.В значительной мере корпоративная предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

Задача деятельности предпринимателя и менеджера –реализовать синергетический эффект взаимодействия элементов корпоративной предпринимательской среды. Под синергией понимается суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. На Рисунке 1представлена схема взаимодействия элементов корпоративной предпринимательской среды с учетом степени синергизма некоторых из них.









Рис.1. Структура корпоративной предпринимательской средыПроцессу принятия управленческих решений предшествует анализ основных факторов предпринимательской среды. Автором была проведена исследовательская работа по анализу и сопоставлению различных методов оценки каждого из элементов предпринимательской среды. Безусловно, в рамках конкретного предприятия и определенных условий его деятельности, маркетологами и менеджерами должны подбираться те методы, которые в наибольшей степени удовлетворяют требованиям сложившейся ситуации и позволят наиболее точно обрисовать реальную ситуацию. Также очень важным является сочетаемость данных методов, так как результатом анализа предпринимательской среды должен быть вывод не только о состоянии каждого элемента, но также о том, на какие слабые стороны деятельности необходимо обратить внимание руководства и каким образом будет развиваться данное предприятие. Поэтому, по мнению автора, целесообразно разработать технологию комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды (КПС). При этом необходимо выделить основные факторыкорпоративной предпринимательской среды и оценить влияние каждого из них на деятельность и развитие предприятия.В связи с этим представляется необходимым разработать методику комплексного анализа копроративной предпринимательской средыс рабочим названием «КПСанализ». План проведения «КПСанализа» представлен на Рисунке 2.





МенеджментОрганизационноправовая формаОрганизационная структураОрганизационная культураФинансыМатериальнотехнологическая базаЧеловеческие ресурсы











Рис. 2. План проведения «КПСанализа»

Цель исследования, определяемая на первом этапе проведения анализа, служит основой для подбора факторов и методов оценки. Реализация непосредственно анализа каждого фактора проходит по специально разработанному перечню методов, среди которых отбираются наиболее целесообразные в каждом отдельном случае. Автором было проведено исследование, в результате которого по каждому отдельному элементу корпоративной предпринимательской среды был отобран ряд наиболее предпочтительных методов анализа. Эти методы схематично представлены на Рисунке 3.















Рис.3. Методы анализа элементов корпоративной предпринимательской средыОпределение цели исследованияФормулирование общего выводаВыбор методов оценки каждого фактора КПСПроведение оценки каждого фактора КПСЗанесение полученных врезультате проведенной оценки данных в сводную таблицуМенеджмент

Метод наблюдения на рабочем местеМетод оценки бизнеса

Человеческие ресурсы

Оценка 360АнкетированиеМетод сравнения по парамРейтинговый методМетод интервьюированияТестированиеМодели компетентностиОрганизационная культура

Методика «клинического исследования» ШейнаМетодика OCAIКамерона и КуиннаМетодика OCIКука и ЛаффертиМетодика Поста и КонингаМетодика OCPО’Рейлли, Чатмана и КалдвеллаМетодика OSCГласер и ЗаманоуМетодика «Культурное поле» Т.О. СоломанидинойОрганизационная структура

Метод критерия эффективностиФинансовое состояние

Метод финансовых коэффициентовГоризонтальный анализВертикальный анализТрендовый анализФакторный анализТехнологии и продукция

Дифференциальный метод«Дом качества»Метод комплексной оценки уровня качестваЦиклограммаИнтегральный показатель качестваКорпоративная среда предприятияК факторам КПС, анализируемым в рамках данного метода, относятся все основные элементы копроративнойпредпринимательской среды: финансы предприятия, менеджмент, организационная структура, материальнотехнологическая база предприятия, организационная культура, продукция и человеческие ресурсыпредприятия. В рамках каждого фактора выделены определенные индикаторы, характеризующие состояние каждого элемента. Индикаторы оценки факторов корпоративной предпринимательской среды представлены в Таблице 1.

Таблица 1Индикаторы оценки факторов в «КПСанализе»

Название индикатораСокращенное наименованиеХарактеристикаПроизводительность труда персоналаПтКоличество продукции, произведенное за единицу времениУровень образования персоналаОпЭкспертная оценка, характеризующая соотношение сотрудников с высшим, средним и начальным образованиемУровень профессионализма персонала ПпЭкспертная оценка степени овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиямТрудовой потенциал персоналаТпИзмерение психофизиологического, квалификационного и личностного потенциала каждого сотрудника методом компетентностной оценкиСреднегодовая прибыль предприятияСпРасчет и анализ конечной прибыли предприятия за несколько последних летДинамика финансового состояния предприятияДфЭкспертная оценка состояния финансов предприятия в динамике с расчетом основных финансовых показателей деятельностиПолный экономический результатПэрРасчет всех составляющихэкономического эффекта, включая все прибыли с учетом прибылей, направленныхна инвестиции в прошлые годы, все затраты и реальную рыночную оценку бизнесаЭффективность организационной структурыЭосХарактеристика модели эффективности организационной структурыКоммуникации на предприятииКпОценка рациональности коммуникаций между сотрудниками предприятияметодом экспертного анализаУровень профессионализма менеджеровПмЭкспертная оценка степени овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиямСтоимостная оценка бизнесаОбРасчет стоимости бизнеса затратным и доходным методами, или методом сравнительного анализа продажСтепень участия персонала в управлении организациейУпПроведение и анализ результатов проведения соответствующего опроса персоналаКорпоративные ценности предприятияКцЭкспертная оценка корпоративных ценностей предприятия: мораль, традиции, нормы и т.п.методом «Культурное поле»Уровень информированности персонала об элементах организационной культуры предприятияИокПроведение и анализ результатов проведения соответствующего опроса персоналаИнтегральный показатель качества продукцииИпкРасчет отношения суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее производствоАссортимент продукцииАпМаркетинговый конкурентный анализ продукции компании на рынкеСтепень применения инновационных технологий в производствеИтСбор информации и экспертный сопоставительный анализ применения инновационных технологий на предприятии

Экспертная оценка и расчетные данные по каждому индикатору заносятся в сводную таблицу. Макет сводной таблицы для проведения «КПСанализа» представлен в Таблице.Таблица 2Своднаятаблица «КПСанализа»Факторы средыМетод оценкиКачественная оценкаБалльная оценкаВесВажностьКритический синтезЧеловеческие ресурсы



Менеджмент



Организационная структура



Финансы



Материальнотехнологическая база



Продукция



Организационная культура





Метод оценки каждого фактора корпоративной предпринимательской среды выбирается экспертом в зависимости от специфики предприятия. Под качественной оценкой подразумевается общая оценка состояния данного элемента корпоративной предпринимательской среды. Балльная оценка –это оценка, представленная в баллах от 1 до 10, в зависимости от качественных и количественных характеристик элемента. Вес –это относительная степень значимости конкретного фактора для предприятия –выражается в процентах. «Важность» рассчитывается как произведение балла и веса каждого фактора. А критический синтез –это итоговая оценка состояния и действия данного фактора и краткие рекомендации о возможностях устранения негативного влияния и усиления положительного.«КПСанализ» позволит экспертам провести комплексную оценку всех основных составляющих корпоративной предпринимательской среды и увидеть общую картину состояния предприятия. Если сумма всех значений параметра «Важность» ниже 2,то состояние корпоративной предпринимательской среды неудовлетворительное и требует серьезных мер по развитию и улучшению. Если значение данного параметра от 2 до 4 –это означает, что состояние корпоративной предпринимательской среды удовлетворительное, но требует постоянного совершенствования. А если значение параметра «Важность» выше 4 –значит состояние КПС хорошее, и развитие корпоративной предпринимательской среды позволит сделать ее важнейшим ключевым фактором успеха компании.Предпринимательская среда является одним из важнейших факторов развития предприятия в целом. Основной целью проведения анализа предпринимательской среды является получение информации для принятия рациональных управленческих решений.Существует несколько методов комплексного анализа внешней предпринимательской среды, но нет ни одного метода интеграционного анализа ее корпоративнойсоставляющей. В данной статье представлен механизм проведения комплексного анализа корпоративной предпринимательской среды, разработана система индикаторов оценки. Комплексный анализ позволяет наглядно оценить состояние всех факторов и общей ситуации на предприятии, что служит основой для процесса управления предприятием в целом.

Литература:1.Левушкина С.В. Интегрированная совокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития. –Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №9 (17), 2012.2.Друкер, П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы/ П.Ф.Друкер.М.: СП ≪Бук Чембэр Интернэшнл≫, 2002.С. 46.3.Хоскинг, А. Курс предпринимательства: Практическое пособие. Пер. с англ/ А.Хоскинг. М.: Международные отношения, 2003.С.245.

Tsvetkova ElenaSPbSU, Economics facultyevts1989@mail.ru

Technique of the corporate enterprise environment complex analysisSummary:In this article the questions connected with the mechanism of carrying out the complex analysis of the corporate enterprise environment are considered, the essence of the enterprise environment is described and the system of author's "KPSanalysis" is developed for possibility of realization of theassessment system of the corporate enterprise factors.Keywords:Enterprise environment, complex analysis, factors of the corporate enterprise environment.