Сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом
Выпуск:
ART 53482
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михалева
О.
М.,
Матюшкина
И.
А. Сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2396–2400. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53482.htm.
Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом, а также представлен всесторонний анализ развития научного потенциала в Брянской области.
Текст статьи
Михалева Ольга Михайловна, к.э.н., старший преподаватель кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. ПетровскогоЕmail: michaleva130182@yandex.ruМатюшкина Ирина Алексеевна,к.э.н.,доцент кафедры управления Брянского государственного университета имени академика И.Г. ПетровскогоЕmail: vuyakova@yandex.ru
Сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом
Аннотация: в статье проведен сравнительныйанализ развития науки в России и за рубежом, а также представлен всесторонний анализ развития научного потенциала в Брянской области. Ключевые слова: наука,научные исследования и разработки, Брянская область.
В настоящее время для России особенно актуальным является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, который бы обеспечил в полной мере процессы технологической модернизации российской экономики. На расширенном заседании Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиямобсудили проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий». Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливановотметил, что «государственная программа призвана объединить те ресурсы, которые используются у нас в стране для поддержки научных исследований, разработок, для повышения конкурентоспособности наших исследований, включая различные программы фундаментальных исследований, работу государственных научных фондов, федеральные целевые программы, непрограммные мероприятия».Россия в настоящее время относится ккатегории стран со средним уровнем научного развития. Это подтверждается особенностями финансирования науки в различных странахмира (рисунок1).
Рисунок 1 Международные сравнения доли расходов на науку, в % от ВВП [3]2,82,91,50,930,30,31,700,511,522,533,5СШАЯпонияРоссияСНГ (Европа)ЕЭССНГ (Азия)АфрикаВ среднем по миру% Из представленных на рисунке 1 данных видно, что доля расходов на науку в России существенно ниже развитых Европейских стран, США и Японии. Так, в странах ЕЭС расходов на науку составляют 3,0%от ВВП, в США и Японии 2,8% и 2,9% от ВВП, соответственно.В Россиирасходов на науку составляют 1,5% от ВВП, что нижесреднемирового значения(1,7%).Проведем анализчисленностинаучных сотрудников в России и за рубежом(рисунок 2).
Рисунок 2
Международные сравнения численностинаучных сотрудников, тыс. на млн. жителей[3]На рисунке 2 видно, что количество научных сотрудников на душу населения в России соответствует среднемировому.Так, в среднем по миручисленностьнаучных сотрудниковсоставляет 0,9 тыс. человек на млн. жителей. В России численность исследователей составляет 3 тыс. человек на млн. жителей. По данному показателю лидирующие позиции занимает Япония –5,2 тыс. человек на млн. жителей и США 4тыс. человек на млн. жителей. Наименьший показатель в Африке–0,07 тыс. человек на млн. жителей.Проанализируем динамику численностинаучных сотрудников в России (рисунок 3).
Рисунок 3–Динамика численностинаучных сотрудниковв России, тыс. человек[2]45,2332,50,90,070,90123456СШАЯпонияРоссияСНГ (Европа)ЕЭССНГ (Азия)АфрикаВ среднем по миру807,06801,13761,25742,43736,54735,27388,93392,84375,8369,23368,91374,7966,0364,5660,2160,0459,2761,5601002003004005006007008009002006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.ВсегоИсследователиТехникиНизкий уровень оплаты труда в науке способствовал падению его престижа, что, в свою очередь, несомненно, сказалось на численности кадрового потенциала российской науки. Так, в 2011 г. по отношению к 2006 г. в России доля исследователей снизилась на 9% с 807,06 тыс. человек до 735,27 тыс. человек. В 2011 г. доля исследователей составляет 50,9% от общей численности занятых исследованиями и разработками. Доля же вспомогательного и прочего хозяйственного персонала за тот же период выросла с 37 до 43.5%. Все это свидетельствует об обострении диспропорций в структуре занятых исследованиями и разработкамиИнтенсивный отток кадров из науки сочетается с незначительным пополнением научногоперсонала: отношение числа принятых на работу в научные организации к числу уволившихся из них составляет ежегодно 5060%.Среди регионов регион Центральной России одной их из крупнейших индустриальных областей, перспективнойдля развития международного торговоэкономического сотрудничества является Брянская область.Этоприграничныйрегион, находящийся на стыке трех государств –России, Белоруссии и Украины.Брянская область расположена на перекрестке транспортных путей (железнодорожных и автомобильных), связывающих северозападные области России, страны Прибалтики с южными и югозападными областями России, Украиной и Молдовой, странами юговосточной Европы (Чехия, Словакия, Болгария, Румыния и др.) с центром России.Регион имеет большой экономический потенциал и богатые традиции промышленного производства.Проведем анализразвития науки в Брянской области. На рисунке 4представлена динамика численностинаучных сотрудников в регионе.Анализируя численность работниковБрянской области, выполнявших научные исследования и разработки, можно отметить неоднозначную динамику изменения данного показателя.
Рисунок4–Численность работников Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), человек[1]
Так, с 2006 год по 2008 год в Брянской области происходит увеличение числа работников, выполнявших научные исследования и разработки с 1770 человек до 2010 человек или на 13,6%. После этого происходит резкое снижение показателя в 2,5 раза (на 1220 человек) к 2010 году. В 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит увеличение численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на 48,4%. 1770195020101352790117205001000150020002500200620072008200920102011Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), человекПри этом в общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, в 2006 году доктора наук составляли лишь 0,7% (13 человек), кандидаты наук –2,4% (43 человека). Вместе с тем можно отметить, постоянно увеличение числа докторов наук, выполнявших научные исследования и разработки. Так, за период с 2006 года по 2011 год данный показатель увеличивается на 38,5% или на 5 человек. Анализируя динамику численности кандидатов наук, выполнявших исследования и разработки, можно отметить его скачкообразное изменение. Так на протяжении периода с 2006 года по 2009 год происходит увеличение их числа 6,9% (с 43 человек до 46 человек). Затем с 2009 года по 2010 год происходит резкое снижение численности кандидатов наук, выполнявших исследования и разработки, на 31,4% (на 11 человек), а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение 17,1%.На рисунке 5представлена динамика численности организаций Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки.Согласно данным рисунка можно сделать вывод о достаточно стабильном числе организаций области занятых разработками и научными исследованиями. Так, за период с 2006 по 2011 гг. число организаций увеличивается на 4 единицы или 21%. Однако нет четкой тенденции планомерного увеличения числа организаций занятых научными исследованиями и разработками. По графику можно заметить, что за период с 2006 по 2009 гг. происходит увеличение этого показателя до 24 организаций с 19 организаций, затем наблюдается снижение показателя к 2010 году на 29,1% (7 организаций) и затем их увеличение на 35,3%.
Рисунок 5–Число организаций Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки[1]
При этом анализируя число вузов, выполнявших исследования и разработки в течение 20062011 гг. можно отметить их увеличение. Так, за период с 2006 по 2011 гг. происходит увеличение числа вузов, выполнявших исследования и разработки на 50%. Так в 2006 году исследования и разработками занималось 4 вуза Брянской области, а в 2011 году 6 вузов. При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло уменьшение данного показателя на 16,7%, а затем его увеличение на 20% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.455656192023241723051015202530200620072008200920102011ВузыВсегоНа рисунке 6представлена динамика численности организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки.К 2011 г. г. в России насчитывалось 3682 научных организаций. В целом за период с 2006 г. по 2011г. их число уменьшилось на 60 организаций, прежде всего за счет сокращения количества конструкторских бюро, проектных и проектноизыскательских организаций, выполняющих исследования и разработки. В 2007 г. отмечается увеличение числа научных организаций на 9 %. За период с 2008 по 2010 гг. наблюдается сокращение численности организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки. А в 2011 г. число научных организаций увеличилось на 6,2%.
Рисунок 6–Число организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки[2]
Среди организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки доля вузов составляет 15,8%. При этом отмечается положительная тенденция увеличения числа вузов, выполнявших научные исследования и разработки за период с 2006 по 2011 гг. на 28,2%.В заключении следует отметить, что сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом показал, что в настоящее время Россия относится к категории стран со средним уровнем научного развития.Основой для наращивания научного потенциала в России и Брянской области, в частности, является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.
Список цитируемой литературы:1.Брянская область в цифрах. 2012: Стат. сб. / Брянскстат. –Брянск, 2012. –С. 166167.2.Российский статистический ежегодник 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 826 с.3.Россия и страны мира 2012 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 574 с.
3622395736663536349236824175005035065175810500100015002000250030003500400045002006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.ВсегоВУЗыMikhalyova Olga Mikhailovna, candidate of economic sciences, senior lecture of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky.Telephone: 89065039094Еmail: michaleva130182@yandex.ruMatyushkina Irina Alexeevna, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Telephone: 89051028675 Email: vuyakova@yandex.ru
The
comparative analysis of the science development in Russia and abroad
The key words: the science, the researches and development, the Bryansk region.
The summary:
In the article the comparative analysis of the science development in Russia and abroad is reviewed, also the comprehensive analysis of the development of scientific potential in the Bryansk region is presented
Сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом
Аннотация: в статье проведен сравнительныйанализ развития науки в России и за рубежом, а также представлен всесторонний анализ развития научного потенциала в Брянской области. Ключевые слова: наука,научные исследования и разработки, Брянская область.
В настоящее время для России особенно актуальным является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, который бы обеспечил в полной мере процессы технологической модернизации российской экономики. На расширенном заседании Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиямобсудили проект государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий». Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливановотметил, что «государственная программа призвана объединить те ресурсы, которые используются у нас в стране для поддержки научных исследований, разработок, для повышения конкурентоспособности наших исследований, включая различные программы фундаментальных исследований, работу государственных научных фондов, федеральные целевые программы, непрограммные мероприятия».Россия в настоящее время относится ккатегории стран со средним уровнем научного развития. Это подтверждается особенностями финансирования науки в различных странахмира (рисунок1).
Рисунок 1 Международные сравнения доли расходов на науку, в % от ВВП [3]2,82,91,50,930,30,31,700,511,522,533,5СШАЯпонияРоссияСНГ (Европа)ЕЭССНГ (Азия)АфрикаВ среднем по миру% Из представленных на рисунке 1 данных видно, что доля расходов на науку в России существенно ниже развитых Европейских стран, США и Японии. Так, в странах ЕЭС расходов на науку составляют 3,0%от ВВП, в США и Японии 2,8% и 2,9% от ВВП, соответственно.В Россиирасходов на науку составляют 1,5% от ВВП, что нижесреднемирового значения(1,7%).Проведем анализчисленностинаучных сотрудников в России и за рубежом(рисунок 2).
Рисунок 2
Международные сравнения численностинаучных сотрудников, тыс. на млн. жителей[3]На рисунке 2 видно, что количество научных сотрудников на душу населения в России соответствует среднемировому.Так, в среднем по миручисленностьнаучных сотрудниковсоставляет 0,9 тыс. человек на млн. жителей. В России численность исследователей составляет 3 тыс. человек на млн. жителей. По данному показателю лидирующие позиции занимает Япония –5,2 тыс. человек на млн. жителей и США 4тыс. человек на млн. жителей. Наименьший показатель в Африке–0,07 тыс. человек на млн. жителей.Проанализируем динамику численностинаучных сотрудников в России (рисунок 3).
Рисунок 3–Динамика численностинаучных сотрудниковв России, тыс. человек[2]45,2332,50,90,070,90123456СШАЯпонияРоссияСНГ (Европа)ЕЭССНГ (Азия)АфрикаВ среднем по миру807,06801,13761,25742,43736,54735,27388,93392,84375,8369,23368,91374,7966,0364,5660,2160,0459,2761,5601002003004005006007008009002006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.ВсегоИсследователиТехникиНизкий уровень оплаты труда в науке способствовал падению его престижа, что, в свою очередь, несомненно, сказалось на численности кадрового потенциала российской науки. Так, в 2011 г. по отношению к 2006 г. в России доля исследователей снизилась на 9% с 807,06 тыс. человек до 735,27 тыс. человек. В 2011 г. доля исследователей составляет 50,9% от общей численности занятых исследованиями и разработками. Доля же вспомогательного и прочего хозяйственного персонала за тот же период выросла с 37 до 43.5%. Все это свидетельствует об обострении диспропорций в структуре занятых исследованиями и разработкамиИнтенсивный отток кадров из науки сочетается с незначительным пополнением научногоперсонала: отношение числа принятых на работу в научные организации к числу уволившихся из них составляет ежегодно 5060%.Среди регионов регион Центральной России одной их из крупнейших индустриальных областей, перспективнойдля развития международного торговоэкономического сотрудничества является Брянская область.Этоприграничныйрегион, находящийся на стыке трех государств –России, Белоруссии и Украины.Брянская область расположена на перекрестке транспортных путей (железнодорожных и автомобильных), связывающих северозападные области России, страны Прибалтики с южными и югозападными областями России, Украиной и Молдовой, странами юговосточной Европы (Чехия, Словакия, Болгария, Румыния и др.) с центром России.Регион имеет большой экономический потенциал и богатые традиции промышленного производства.Проведем анализразвития науки в Брянской области. На рисунке 4представлена динамика численностинаучных сотрудников в регионе.Анализируя численность работниковБрянской области, выполнявших научные исследования и разработки, можно отметить неоднозначную динамику изменения данного показателя.
Рисунок4–Численность работников Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), человек[1]
Так, с 2006 год по 2008 год в Брянской области происходит увеличение числа работников, выполнявших научные исследования и разработки с 1770 человек до 2010 человек или на 13,6%. После этого происходит резкое снижение показателя в 2,5 раза (на 1220 человек) к 2010 году. В 2011 году по сравнению с 2010 годом происходит увеличение численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на 48,4%. 1770195020101352790117205001000150020002500200620072008200920102011Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки (на конец года), человекПри этом в общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки, в 2006 году доктора наук составляли лишь 0,7% (13 человек), кандидаты наук –2,4% (43 человека). Вместе с тем можно отметить, постоянно увеличение числа докторов наук, выполнявших научные исследования и разработки. Так, за период с 2006 года по 2011 год данный показатель увеличивается на 38,5% или на 5 человек. Анализируя динамику численности кандидатов наук, выполнявших исследования и разработки, можно отметить его скачкообразное изменение. Так на протяжении периода с 2006 года по 2009 год происходит увеличение их числа 6,9% (с 43 человек до 46 человек). Затем с 2009 года по 2010 год происходит резкое снижение численности кандидатов наук, выполнявших исследования и разработки, на 31,4% (на 11 человек), а в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличение 17,1%.На рисунке 5представлена динамика численности организаций Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки.Согласно данным рисунка можно сделать вывод о достаточно стабильном числе организаций области занятых разработками и научными исследованиями. Так, за период с 2006 по 2011 гг. число организаций увеличивается на 4 единицы или 21%. Однако нет четкой тенденции планомерного увеличения числа организаций занятых научными исследованиями и разработками. По графику можно заметить, что за период с 2006 по 2009 гг. происходит увеличение этого показателя до 24 организаций с 19 организаций, затем наблюдается снижение показателя к 2010 году на 29,1% (7 организаций) и затем их увеличение на 35,3%.
Рисунок 5–Число организаций Брянской области, выполнявших научные исследования и разработки[1]
При этом анализируя число вузов, выполнявших исследования и разработки в течение 20062011 гг. можно отметить их увеличение. Так, за период с 2006 по 2011 гг. происходит увеличение числа вузов, выполнявших исследования и разработки на 50%. Так в 2006 году исследования и разработками занималось 4 вуза Брянской области, а в 2011 году 6 вузов. При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло уменьшение данного показателя на 16,7%, а затем его увеличение на 20% в 2011 году по сравнению с 2010 годом.455656192023241723051015202530200620072008200920102011ВузыВсегоНа рисунке 6представлена динамика численности организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки.К 2011 г. г. в России насчитывалось 3682 научных организаций. В целом за период с 2006 г. по 2011г. их число уменьшилось на 60 организаций, прежде всего за счет сокращения количества конструкторских бюро, проектных и проектноизыскательских организаций, выполняющих исследования и разработки. В 2007 г. отмечается увеличение числа научных организаций на 9 %. За период с 2008 по 2010 гг. наблюдается сокращение численности организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки. А в 2011 г. число научных организаций увеличилось на 6,2%.
Рисунок 6–Число организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки[2]
Среди организаций в России, выполнявших научные исследования и разработки доля вузов составляет 15,8%. При этом отмечается положительная тенденция увеличения числа вузов, выполнявших научные исследования и разработки за период с 2006 по 2011 гг. на 28,2%.В заключении следует отметить, что сравнительный анализ развития науки в России и за рубежом показал, что в настоящее время Россия относится к категории стран со средним уровнем научного развития.Основой для наращивания научного потенциала в России и Брянской области, в частности, является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.
Список цитируемой литературы:1.Брянская область в цифрах. 2012: Стат. сб. / Брянскстат. –Брянск, 2012. –С. 166167.2.Российский статистический ежегодник 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 826 с.3.Россия и страны мира 2012 г.: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 574 с.
3622395736663536349236824175005035065175810500100015002000250030003500400045002006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.ВсегоВУЗыMikhalyova Olga Mikhailovna, candidate of economic sciences, senior lecture of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky.Telephone: 89065039094Еmail: michaleva130182@yandex.ruMatyushkina Irina Alexeevna, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy of Social and Economic Institute at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky. Telephone: 89051028675 Email: vuyakova@yandex.ru
The
comparative analysis of the science development in Russia and abroad
The key words: the science, the researches and development, the Bryansk region.
The summary:
In the article the comparative analysis of the science development in Russia and abroad is reviewed, also the comprehensive analysis of the development of scientific potential in the Bryansk region is presented