Школьная форма: «за» и «против»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хритоненко С. Н. Школьная форма: «за» и «против» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2606–2610. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53524.htm.
Аннотация. Школьная форма-это не уравниловка, это традиция, сохранявшаяся не одно столетие. «Школьная форма» — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Фамилия, Имя, отчество автораХритоненко Светлана Николаевна.Должность, организация, городучитель географии, МБОУ СОШ №16, город Красноярск.Еmail-svetlana.hritonenko@yandex.ru

Школьная форма: «за» и «против».АннотацияШкольная формаэто не уравниловка, это традиция, сохранявшаяся не одно столетие. «Школьная форма»—обязательная повседневная формаодеждыдля учениковво времяих нахождения в школеи на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря на то, что большинство родителей в свое время и сами ее носили, отношение к форме у них совершенно неоднозначное.Комуто не нравится сама идея «уравниловки», когото не устраивает дизайн или удобство конкретной формы конкретной школы (хотя глобально они не имеют ничего против), ктото наоборот, с радостью соглашается, так как видит в форме выход для своего ребенка в силу финансовой ситуации семьи… Словом, сколько родителей –столько и мнений…В современной Россиинет обязательной школьной формы. Однако посредством школьной формы каждый из нас приобщается к ученическому коллективу, именно благодаря форме мы сразу же приобщаемся к данному учебному заведению. Школьная форма помогает сглаживать социальные различия. Школьная форма учит нас задумываться над тем, что одежду необходимо подбирать к различным ситуациям.Всовременном обществе большая часть людей понимает, что благосостояние их семей зависит от них самих, поэтому наши родители очень заняты, после школы дети младшей школы общаются с гувернантками или нянями (если позволяет семейный бюджет) или в лучшем случае бабушками и дедушками, которые учат жить в обществе. Для каждого из нас самые первые знакомства со школой начинаются не с учебников и тетрадей, а именно с одежды.Школьная формаэто традиция, сохранившаяся не одно столетие. В данной работе представлены материалы по школе № 16 Ленинского района города Красноярска. Из истории школьной формы.«Форма», как часто мы слышимэто слово. В нашем понимании, это определенные очертания какоголибо предмета. Толковыйсловарьдает следующее определение: «школьная форма»—обязательная повседневная формаодеждыдля учениковво время их нахождения в школеи на официальных школьных мероприятиях вне школы.Первые государственные учебные заведения появились в России ещё в XVII веке, но особая,предназначенная только для конкретной школы, форма появилась с учреждением Смольного института. Его учредительница, Екатерина Великая, следовала советам французского философа Дени Дидро, с которым состояла в оживленной переписке. Его призывы к разумной экономии сказались на форме учениц, которой впоследствии подражали в других женских учебных заведениях. Можно сказать, что до недавнего времени школьная форма девочек цветом и качеством материала следовала 2правилам 1764 года. Повседневные платья учениц шили из забытой теперь шерстяной материи —камлота (camelot). Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные или коричневые платья; от восьми до десяти —голубые или синие; от одиннадцати до тринадцати —серые. Старшие ходили в белых. Платья были закрытые,или, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Их украшал только белый передник и цветной поясок.Год 1834 отмечен особым вниманием к школьной форме. Считается, что мода на форму пришла из Англии. Сначала форма была введена для мальчиков. В 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек.Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной.(1)Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, которыйделал девичий силуэт стройным. Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой стороны, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация –им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен –для девочки.До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: фуражки, гимнастёрки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.Фуражки обычно были светлосиними с тремя белыми кантами и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком(согласно декрету «О единой школе…») и отменена вместе сомногими другими наработками в области образования.В 1949годув СССР была введенаединая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек—в коричневые шерстяные платья с черным передником.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к быломуобразу—к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму.В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая(фото 2).

3В 1973 появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами.В 1976 обновилась форма для девочек—юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Особым атрибутом школьной формы являлась пионерскаяформа. Вначале 1980 годов была введена форма для старшеклассников. Такую форму начинали носить с восьмого класса

(фото4).Уже в 1988 некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук(фото 3). В 199091 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков, а также комсомольских значков прекратилось.И только в 1992 году школьную форму отменили, исключив соответствующую строку из закона “Об образовании”. Коричневые платья и синие костюмы заменили “вареные джинсы”, брюки

клеш и девичьи наряды в духе “кто во что горазд”. В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. В ряде школ нет формы, принятой официально, но форма может вводиться на уровне класса, по согласованию с родителями учеников (обычно такую «классную» форму вводят в младших классах). Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок.25 мая каждого года на праздник “Последний звонок” девушкивыпускницы приходят на праздник в школьной форме старого образца и белых передниках. Ктото позаимствовал форму, у когото она сохранилась в “сундуках”.С 1999 года отдельные субъекты РФ принимаютместные решения о введении обязательной школьной формы.С тех пор форму не раз пытались возродить. Ни костюмы с пиджаками, ни платья с фартуками не прижились. Первые несколько недель учебного года дети еще носят чтото такое в угоду руководству школы, а затем неизменно переходят к одежде, которую носит весь мир ежедневно –джинсы и свитера.

Школьная форма в других странах:Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.Во Францииединая школьная форма существовала в 1927—1968 годах. В Польше—до 1988 года.В Германиинет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о введенииединой формы. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так какученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена 3рейхашкольники не имели 4единой формы—они приходили на занятия в повседневной одежде, в форме гитлерюгенда(или иных детских общественных организаций).В СШАи Канадесуществует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress code). На Кубеформа обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.В Японии для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка, тёмный пиджак и брюки для мальчиков, и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку—«матросский костюм». К форме обычно даётся ещё большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.В Африке школьницам запрещают миниюбки.В Иране ученицам начальной школы позволено носить накидки не черного иликоричневого, а более светлых цветов, остальные носят чадру.

Как изменялась школьная форма в нашейшколе.Рассматривать старые фотографиивсегда очень интересно и полезно.Многоинтересной информации можно взять из них.Наша школа была построена в лихую военную пору в 1942году. В те годы дети в школу одевали то, что было. Годы послевоенные, тяжелые. Девочки одевали простые ситцевые или полушерстяные платьица или костюмы. Мальчики такие же простые рубашки или пиджаки, серые военные гимнастерки со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.В школе присутствовала необходимая простота и строгость.Прическа должна была отвечать требованиям морали—«модельные стрижки» до конца 1950хбыли под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами.В 60е годы повседневная одежда ученика была оченьпроста и состояла из шерстяного коричневого платьяс темным фартуком, юбки, блузки

для девочек. Мальчики носили костюмы, свитера, брюки. (см. фото1). Все школьники состояли в детскихорганизациях: октябрятской,пионерскойи комсомольской, в которых был установлен свой dress code. Учащиеся начальных классов стояли в октябрятскойорганизации и носили октябрятский значок. На пионерские сборы ребятасреднего звенаприходили в белых рубахах, девочки –в тёмных юбках, мальчики –в тёмных брюках. Помимо галстуков, пионеры должны были носить пионерский значок. А учащиеся старших классов на груди носили комсомольский значок. Даже, если ребята выезжали в пионерский лагерь или экскурсию праздничная форма была всегда с собой (фото2).Повседневная форма была скромная, неброская и дешёвая. Главным требованием к внешнему виду являлась опрятность. Кроме повседневной формы у каждого школьника был и праздничный наряд. Девушки носили белые фартуки, нашивали белые воротнички и манжеты. Юноши наряжались в белоснежныерубахи и галстуки.В 1973 году произошла новая реформа школьной формы, которая коснулась инашей школы. Мальчики теперь должны были приходить на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке с пятью алюминиевыми 5пуговицами.Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. На боковой части рукава была нашита эмблема(шеврон) из мягкого пластика с нарисованным открытым учебникоми восходящим солнцем—символ просвещения (фото2).У мальчиковстаршеклассников брюки и куртка были заменыбрючнымкостюмом. Цвет ткани был попрежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали,

так как выглядела не слишком эстетично, а со временем краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефновыпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно.С той поры девочки стали ходить в темнокоричневых платьях, а мальчики –в синих костюмах.Из воспоминаний Куприяновой Татьяны, выпускницы нашей школы:«В мое время все носили форму и девочки и мальчики. Был такой порядокв школе.Нам нравилась форма: удобно, просто и не дорого. Анедавноягостила в Иркутске и мне так там понравилась форма: бордовый сарафан и белый фартук».Годы 80е кардинальных изменений формы не внесли: все те же белые и черныефартуки, блузы, пионерские галстуки и значки, а мальчики в темносиних костюмах. Длина юбки у девочек по колено и ниже. Мини и школа это были две не совместимые вещи. Но старшеклассницы все же хотели привлекать внимание, поэтому укорачивали школьные платья, за что получали замечания. Если малыши и учащиеся 58 классов носили стандартную форму. Платье коричневое, кстати, стали появляться темно синие, бордовые и даже темно зеленый, фартук, а у мальчиков все тот же синий костюм), то девушкии юношистарших классов могли позволить себе пиджаки, юбки, сарафаныи цвета появились новые, о чем свидетельствует фотография. Но на главный праздник выпускников –Последнийзвонок формавсе та же

белый фартук, белые воротнички, банты всегда присутствовали и популярны до сих пор(фото3).На праздничные мероприятия, выступления ребята всегда приходили в нарядной школьной форме.Выпускница 1980 года рассказывает:«Форму носила на протяжении все школьной жизни. Почему носила? Потому что все носили,исключения из правил не было. Так было положено и это никто не обсуждал. Да и в магазинах особого разнообразия одежды не было. А вот когда стали выпускниками, то уже позволяли себе носить строгие кофточки, юбки, сарафаны и длину укорачивали. Наши парни тоже модничали: костюмы интересные одевали.Конец 80х 90е годы перевернули жизнь страны, началась перестройка. С 1992 года о школьной форме и вовсе забыли. (1)Вспоминает ученица 1994 года:«Помню тот бум на турецкие юбки. У нас в классе у девчонок были и черные и с яркими красными цветами по низу. Сейчас это так смешно, а тогда казалось модно. Я бы на своего ребенка никогда такую вещь, а тем более в школу, не одела».В 1992 году школьная форма была отменена во всех российских школах. С 1999 года утвердилась обратная тенденция: в отдельных субъектах 6Российской Федерации школьную форму вводят вновь, но это решает сама школа.Панасенко Ольга, выпускница школы 2000года:«До 3 класса я, как и все ребята, носила форму. Потом строгой формы не стало. Разрешалось носить свитера, даже в джинсах ходили. Но нельзя было носить спортивные костюмы.»Конец 90х и начало XXIвекаглобальных изменений вовнешний вид школьника не принесли. На торжества ребята одеты встрогий праздничный деловой костюм. Длина юбки,конечно же,сократилась.А на Последний звонок –все та жеформа наших мам шерстяное платье, которое становится настоящим дефицитом,белый кружевной фартук, белые воротнички и манжеты и белые банты.Наверно это не случайно.Та форма выделяла школьников из массы народа, она былаудобной и прочной, она была символом школы, а значит и детства.Сейчас нашашкола еще не введена строгая классическая форма.Хритоненко СветланаНиколаевна, выпускницаодной из поселковых школ края1991 года, работает учителем географии:«Когда я училасьв школе мы все ходили в форме. Мне лично форма нравилась. Наличие школьной формы решало проблемы родителей купил форму и ребенок ходит в ней год. У нас в школе ввели общий элемент формы –трикотажныйчерныйжилетсо своим логотипом.Но дети приходят в нем только на первое сентября, а потом ходят кто в чем.И джинсы, в которых талия обнажена, и мини –юбки, и разноцветные кофточки.Мальчишки тоже носят брюки и свитера неопределенной формы. Педагоги пытаются бороться с внешним видом детей, но пока безуспешно. Нужна помощь и поддержка родителей. Мне приятно заходить в свою Уральскую школу. И школа красивая, ухоженная, порядок везде, и ребята ей соответствуют. Действительно, в нашей школе дети подтянутые, красивые. Я считаю, что школьная форма дисциплинирует,нет и социального различия.Приучает ребенка к порядку».Все «за» и «против» школьной формыИзучая проблему школьной формы, мы выяснили, что существуют доводы против школьной формы. Вопервых форма, форма –это, действительно, уравниловка. У детей (особенно начиная с подросткового возраста, то есть лет с 1112) совершенно разные фигуры, рост, телосложение. Наконец, у них разный тип внешности. Таким образом, то, что пойдет одному –будет совершенно безобразно смотреться на другом.Вовторых, форма угнетает детей своим однообразием. Каждый день –одно и то же! Это и правда надоедает, особенно с того возраста, когда дети становятся неравнодушны к своему внешнему виду и им хочется нравиться одноклассникам и одноклассницам. Правда, здесь изобретательные школьники (и особенно школьницы) всегда найдут выход, чем выделиться и как отличиться. Хорошо, если они додумываются сделать это с помощью деталей одежды.Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде. Требование ношения формы само посебе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.Форма может быть слишком дорогой для бедныхсемей.В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность, так как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

7

Имеются

и положительные стороны. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий. Форма дисциплинирует человека. Единая школьная форма позволяет избежать соревнования между детьми в одежде. Выделиться ребята и так найдут чем: телефоны, портфели, письменные принадлежности, верхняя одежда, разговоры на тему «у кого какой дом, какая машина», походы друг к другу в гости и совместный досуг –детям будет,где проявить себя и помимо сферы одежды.Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде. Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе. Дети выглядят не разношерстной массой, а некой целостностью, и это полезно и в смысле эстетики, и в смысле психологии –дополнительный момент, сплачивающий группу в коллектив. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид. Не у всех детей и их родителей есть вкус, поэтому современные школьники одеты ужасно. А форма, если подобрана удачно и хорошо пошита, эти моменты убирает.В период взросления девочки активно стремятся привлечь к себе внимание. При помощи повседневной одежды они получают порой просто невероятные результаты. Могут прийти на занятия в прозрачных блузках или в таких юбкахпоясах, или же в джинсах с низким поясом. Это и не эстетично и чревато проблемами со здоровьем. Можно сказать, что если девушка одета именно так, то, что бы она ни говорила, но мысли у нее будут не об учебе. И стоит ли тогда идти в школу, где необходимо учиться.Школьная форма экономит деньги родителей. Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, чтоодежда школьников будет соответствовать санитарногигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.Работая над исследованием, мы в Интернете нашли сайт журнала «Сударушка» и там было помещено интервью со знаменитым кутюрье Вячеславом Зайцевым. Он выступал главным «экспертом» круглого столапо вопросу школьной формы. Вячеслав Михайлович уверен, что для школы мальчикам нужен костюм, сшитый по принципу традиционного английского мужского костюма. Так детям прививается вкус, а также привычка и умение носить хорошую одежду делового стиля. Многие участники стола поддержали кутюрье: действительно, костюм настраивает на учебу,не отвлекает внимание, а также делает учащихся одной командой.В ходе нашей работы мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей, родителей, некоторые данные нам помогли собрать наши друзья учащиеся гимназии №11.Как видно, плюсов все же больше, нежели минусов, хоть и не намного. Делая выводы из сказанного, отметим –современная школьная форма –это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться, оставаясь при этом школьной формой. Школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность. Если человек –личность, то уничтожить его индивидуальность невозможно. Пушкин, будучи лицеистом, тоже носил форму.

8Приложения.

Фото 1











Фото2.

Школьная форма в 60ые годы.







9

1965 год 4 класс











Фото3

Пионерская форма













10Школьные знаки



Школьная форма 70ые годы.



11

Фото .4Школьная форма 80ые годы.

Школьная форма 90ые годы.



12« Ссылки на источники»1.И. Даль. Толковый словарь русского языка. М, 2007 год.2.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.3.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.4.Твоя профессиональная карьера / Под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998.