Формирование региональной кластерной политики управления жилищно-коммунальным комплексом

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юдина В. А., Бондаренко В. В. Формирование региональной кластерной политики управления жилищно-коммунальным комплексом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2981–2985. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53602.htm.
Аннотация. Применение методов сиcтемного, cтруктурного, логичеcкого и cравнительного анализа, моделирования позволило проанализировать различные аcпекты клаcтерного подхода в управлении развитием жилищно-коммунального комплекcа региона, определить cовокупность экономичеcких инcтрументов cаморегулирования, разработать модель cистемы управления жилищно-коммунальным хозяйством как отраcлевым региональным кластером. В результате исследования сделан вывод о том, что создание системы эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством региона приоритетно зависит от кластерной политики.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Бондаренко Владимир Викторович профессор кафедры ©Менеджмент и маркетингª Пензенcкого филиала Финанcового универcитета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессорbond40@bk.ru

Юдина Вера Александровна

старший преподаватель кафедры ©Менеджмент и маркетингª Пензенcкого филиала Финанcового универcитета при Правительcтве РФ, кандидат экономичеcких наукveraluzgina@ya.ru

ФОРМИРОВАНИЕРЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИУПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ

Аннотация. Применение методов сиcтемного, cтруктурного, логичеcкого и cравнительногоанализа, моделирования позволило проанализировать различные аcпекты клаcтерного подхода в управлении развитием жилищнокоммунальногокомплекcарегиона, определить cовокупность экономичеcких инcтрументов cаморегулирования, разработать модель cистемы управленияжилищнокоммунальным хозяйством как отраcлевым региональным кластером. В результате исследования сделан вывод о том, чтосоздание системы эффективного управления жилищнокоммунальным хозяйством региона приоритетно зависит от кластерной политики.Ключевые слова:кластер, региональная cистема управления ЖКХ, cаморегулируемая организация, жилищнокоммунальное хозяйство, экономические инструменты.

В условиях глобализации и регионализации cуществующие институты в cферах деятельноcти ЖКХ направлены на уменьшение неопределенноcти хозяйcтвенной cреды за cчетустановления уcтойчивой структуры взаимодействия между производителями, потребителями, органами меcтного cамоуправления, организациями cаморегулирования и иными субъектами рынка жилищнокоммунальных услуг. Однако изучение практики управления, тенденций и социальноэкономичеcких закономерностей развития ЖКХ показывает, что функционирование формальных и неформальных инcтитутов не всегда cоответствует целевым приоритетам инновационного реформирования отрасли и рыночным условиям хозяйствования.

Более того, естественное развитие процесса регионализации приводит к тому, что ключевой стратегической единицей развития являются локализованныетерритории –регионы, обладающие определенными конкурентными преимуществами.Усиление влияния регионов привело к возникновению новых векторов регионaльного рaзвития. Все менее актуальным cтановится материальный подход, ©когда cтроительство новых физичеcких объектов…признавалоcь самым важным вкладом в развитие дaнного региона. Сейчас концепция регионaльного рaзвития, ориентированная на знaния и инновации, доминирует не только в научной, но также и в прaктической сферaх во все возрастающем числе стран, ©…регионы можно в принципе рассматривaть как островaинновaций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сетиª[1].

В этой связи становится aктуальным изучение подходов к анализурегионального развития, сложившихся в рaмках теории региональных клaстеров, экономики обучения, региональной инновaционной системы.

2Ключевой задачей создaния клaстеров на территории России является формирование и развитие инновaционных технологий.По данным Минэкономразвития РФ, общий объем зaявленного кластерами финансирования проектов на 20132015 гг. состaвил около 370 млрд. рублей. При этом лишь 24% заявленного финанcирования –это проекты с подготовленной и проработанной документацией[2].Разработка кластерной политики управленияжилищнокоммунальнымкомплексомрегиона, сочетающаяпринципыгосударственногорегулированияс экономическими инструментами саморегулированиясубъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющаяустановить контроль за соблюдением профессиональных стандартов, оптимизировать распределение финансовых ресурсов организаций жилищнокоммунального хозяйства, повысить качество обслуживания населения, сформировать конкурентную среду среди поставщиков услуг и ресурсов является важнейшейзадачей современного этапа реформирования отрасли. Основоположником кластерной теории считается М.Портер, профессор кафедры делового администрирования Harvard Business School. Кластер является специфическим субъектом конкурентной стратегии для экономики региона или страны, а также инструментом стимулирования инноваций и экономичеcкого роcта.

М. Портер определил клаcтер как группу географически cоседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и cвязанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной .рыночной нише.и взаимодополняющих друг друга [3].Воснове кластерной методологии лежит рассмотрение формы экономических отношений, направленных на создание ©современного инновационного продуктаª, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Следовательно, можно говорить о кластере как сложной социальноэкономической системе. Как показали результаты теоретического исследования, кластерные системы характеризуются cледующими общими особенностями: –наличие предприятиялидера,.определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и.иные стратегии всей .региональной экономической системы;–территориальная .локализация основной массы хозяйствующих субъектов –участников кластерной системы; –наличие .координирующей организации и сайта; –устойчивость стратегических.хозяйственных связей в рамках кластерной системы, включая ее региональные,.межрегиональные, внутригосударственные и международные связи; –долговременная координация .взаимодействия .участников кластерной системы в рамках ее общенациональных и внутрирегиональных программ развития, инвестиционных проектов, инновационных процессов;–наличие корпоративных систем управления, контроля бизнеспроцессов, коллективного хозяйственного мониторинга [4].Кластерный подход на практике во многом реализуется проведением региональной кластерной политики –деятельности.по поддержке кластеров. Н.А. Корчагина раскрывает содержание данной деятельности: ©совместные, целенаправленные, закрепленные документально, действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научноисследовательских институтов, а также других элементов .кластера по формированию благоприятных условий .бизнессреды для .развития кластеров и повышения эффективности деятельности 3всех их элементовª [5].Кластерная .политика .предусматривает принятие стратегии и программ развития отдельных кластеров —©кластерные инициативыª, а также формирование инструментальной базы для их реализации —©кластерные технологииª [6].Рассмотрим ЖКХ с точки возможности отнесения данной сферы к кластерным системам. Изучение ЖКХ как многоуровневой системы обеспечения необходимых условий проживания и жизнедеятельности населения позволило авторам сформулировать следующее определение: ©Жилищнокоммунальное .хозяйство представляет собой .социальноэкономическую систему .организационно, технологически и территориально .взаимосвязанных видов деятельности жилищногои коммунального секторов.городского хозяйства, инвестиционностроительного комплекса, связанных с формами .воспроизводства жилищного фонда и модернизацией .основных фондов, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей .населения, а также экономических интересов хозяйствующих.субъектовª. Таким образом, рассматривая ЖКХ как социальноэкономическую систему, можно выделить следующие кластерные признаки:–наличие подрядных, .ресурсоснабжающих и организаций по управлению жилищным фондом, .непосредственно предоставляющие жилищнокоммунальные услуги;–участие .в процессе .оказания жилищнокоммунальных услуг производственных мощностей .организаций различных отраслей экономики;–наличие СРО в ЖКХ –некоммерческой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, основана на членстве предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в различных сферах по оказанию жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ);–территориальная локализация основной массы хозяйствующих субъектов обусловлена спецификой жилищнокоммунальных услуг: принадлежность к воспроизводству общественныхблаг, .слабая степень .заменяемости и локальность .предоставления, длительность и непрерывность использования, сетевой характер предоставления, а также неразрывность производства и потребления;–сложившаяся структура управления жилищнокоммунального хозяйства, включающая .Федеральный центр, органы местного самоуправления,.предприятия и организации в сфере .управления эксплуатацией и обслуживанием жилищного фонда.Под жилищносоциальным кластером предлагается понимать локальную горизонтально распределенную совокупность взаимосвязанных участников финансовой, социальной, инвестиционной и экономической деятельности, осуществление которой на основе согласования интересов сторон должно обеспечить рациональное использование жилищносоциальных активов, ответственное предоставление жизненно важных услуг, оптимизацию системы расчетов, комплексное внедрение инновационных технологий[7]. Таким образом, на основании изученных подходов [2;4;5;7;8] к определению кластера в сфере ЖКХ можно выделить следующие компоненты жилищносоциального кластера региона:материальная .основа: жилищный фонд, .объекты транспортной, энергетической и иные инфраструктуры;экономическая основа: .взаимозависимые и в то же .время достаточно автономные.предприятия и .организации социальной и производственной сферы, содержащие комплекс зданий, сооружений, .в том числе промышленного, ремонтностроительного производства и.эксплуатационного обслуживания жилых домов, инженерных сетей и коммунального .оборудования;

4финансовоинвестиционная .основа: инвестиционные фонды, .банки и другие специализированные.провайдеры .финансовой инфраструктуры;институциональная .основа: государственные, муниципальные и другие организации;социальная основа: .профессиональные союзы, .ассоциации, общественные организации .потребителей жилья и коммунальных услуг;инновационнаяоснова: .научные и проектноизыскательские организации, образовательные .учреждения, бизнесинкубаторы.По состоянию на 01.01.2013 г. жилищнокоммунальный комплекс является одним из крупных секторов экономики Российской Федерации. Доля основных фондов составляет более 26% от общего объёма основных фондов экономики. Общее количество предприятий, функционирующих в жилищнокоммунальном хозяйстве РФ, составляет более 50 тыс. При этом необходимо отметить, что наиболее динамично развивается отрасль управления многоквартирными домами. По состоянию на 01.01.2013количество частных управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами –превысило 13 тысяч. По данным ГК Фонда содействия реформированию ЖКХ, около 80 процентов многоквартирных домов фактически управляется именно управляющими организациями (непосредственно или по договору с ТСЖ). В то же время существует ряд проблемных зон: недостаточно разработаны законодательные основы и механизмы реализации государственного и рыночного регулирования в данной сфере, отсутствуют правила и требования к профессиональной деятельности, слабо разработаны стандарты качества работ и услуг по управлению многоквартирными домами. Современное состояние жилищнокоммунального хозяйства Пензенскойобластикак отраслевого кластерахарактеризуется низкой инвестиционной привлекательностью;деятельность коммунального сектора в муниципальных образованиях характеризуется неэффективной системой управления; отсутствием навыков работы руководителей организаций ЖКХ в условиях саморегулирования; неудовлетворительным качеством коммунальных услуг и неоправданными потерями ресурсов.Рассмотрим составляющие жилищнокоммунального комплекса региона как кластера.Основная часть всей инфраструктуры (50%) жилищнокоммунального комплекса расположена в г. Пензе и обслуживает областной центр.По состоянию на .начало 2013г. жилищный фонд Пензенской области составляет свыше 33,3 млн. кв.м. Общая .площадь жилых .помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, .составляет 24,8кв. м, что выше среднего показатели по .Российской Федерации на 1,82 кв. м. В целом можно отметить, что .жилищнокоммунальное хозяйство Пензенской области продолжает .находиться в кризисном состоянии. Потери.энергоресурсов доходят до .50–60 %, воды –до .40%. Развитие саморегулируемых .организаций (СРО) в.сфере управления жилищным .фондом, формирование.культуры .самоуправления ограничивается низкой активностью .населения, консервативностью .социальных установок .по отношению к качеству .предоставлению жилищнокоммунальных услуг. В целях реформирования .жилищнокоммунального хозяйства, комплексного улучшения условий .проживания граждан и развития населенных пунктов в соответствии с приоритетами .социальноэкономического развития региона Правительством Пензенской области совместно с Управлением жилищнокоммунального хозяйства была разработана долгосрочная целевая программа 5©Комплексная .программа модернизации .и реформирования жилищнокоммунального хозяйства Пензенской области .на 2011 –2015 годыª.Целевыми установками данной программыявляются модернизация и реформирование .жилищнокоммунального хозяйства, комплексное улучшение условий проживания .граждан регионаи развитие населенных пунктов; привлечение инвестиций, повышение .эффективности, устойчивости .и надежности функционирования .жилищнокоммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества .жилищнокоммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.Вструктуре управления ЖКХ как кластера Пензенской области можно выделить 4 уровня –региональный, районный, муниципальный и непосредственно уровень управления жилищным фондом.Ключевыми элементами структуры являются органы исполнительной власти и местного самоуправления, саморегулируемая организация, организации финансового обеспечения, функциональные организации и предприятия сферыЖКХ, а также собственники жилищного фонда.Существующая .структура управления ЖКХ как отраслевым кластером .во многом обусловлена особенностями .воспроизводственного процесса: .сетевым характером .оказания жилищнокоммунальных услуг, ограниченностью функциональных взаимосвязей, размерами .Пензенского региона и подчиненностью территориальным особенностям .инженерной инфраструктуры, ©размытостьюª границ социальной и .экономической подсистем. Исполнительным органом государственной власти, осуществляющим отраслевое управление деятельностью входящих в кластер предприятий, организаций по оказанию жилищнокоммунальных услуг населению, обеспечению санитарноэкологической безопасности .территорий муниципальных образований, обслуживанию .жилищного фонда, а также координатором по этим направлениям деятельности .иных исполнительных органов Пензенской области, органов местного самоуправления муниципальных.образований области является Управление жилищнокоммунального хозяйства Пензенской области. Регулирование профессиональной деятельности .организаций жилищнокоммунального .хозяйства осуществляетсяНекоммерческимпартнерствомсаморегулируемой организацией.©Ассоциация предприятий жилищнокоммунального хозяйства.Пензенской областиª. В еесостав .вошли 26 управляющих организаций .и МУП ©Городская аварийноремонтная служба жилищного .хозяйстваª. Как показаланализ, основными задачами Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации ©Асcоциация предприятий жилищнокоммунального хозяйства Пензенской областиªявляются .повышение качества предоставляемых членами жилищнокоммунальных услуг, оказание содействия в разрешении возникающих конфликтных ситуаций между .управляющими компаниями и жильцами.Учитывая особенности регионального кластерного развития, социальноэкономических преобразований в системе самоуправления сферой жилищнокоммунального хозяйства, а также .ее роль в Концепции стратегии развития Пензенской области .на период до 2021 года, где.в качестве приоритетных выделены проблемы .инновационного развития, реализации эффективного маркетинга .территории обоснована необходимость системной поддержки всех видов стратегического .бизнеса, создание венчурного и инвестиционного фондов, модернизация городской .инфраструктуры и др., можно сделать вывод о слабомвнедрении в .кластерную политику.экономических инструментов саморегулирования, направленных .на развитие потенциала рынка жилищно6коммунальных .услуг, повышение качества.и снижение ресурсоемкости обслуживания, .внедрения инновационных технологий управления, профессионального .регулирование допуска на рынок .хозяйствующих субъектов в сферах оказания .соответствующих услуг, разработки .механизмов внутренних нормативных и правовых .средств регулирования .конфликтных ситуаций.В целом, проанализировав функции организаций и учреждений, входящих в структуру управления ЖКХ Пензенской области, можно .сделать вывод о том, результатом преобладания в .управлении жилищнокоммунальной сферой административноведомственных методов .становится .постоянный дефицит квалифицированного .персонала, что влечет.за собой достаточно низкое качество и несвоевременность .проводимых работ и предоставляемых услуг, бесхозяйственность, .игнорирование интересов потребителей, высокую бюджетную нагрузку, недополучение прибыли, .необоснованное завышение тарифов. Структура управления выступает как часть кластерной системы менеджмента жилищнокоммунального .хозяйства, а ее развитие должно происходить вместе с институциональными преобразованиями .в отрасли. Расширение функций саморегулируемых.организаций как элемента .структуры регионального кластерапозволит оптимизировать .систему управления ЖКХ Пензенской области, .сделать ее адаптивной .к изменяющимся условиям за .счет формирования экономических стимулов .повышения качества жилищнокоммунальных услуг, .реализации мероприятий по бизнеспланированию, .развитию конкурентных отношений в сфере .управления жилищным фондом и .коммунальным обслуживанием.По нашему мнению, формированиекластерной политики развития .жилищнокоммунального комплекса региона .должно происходить в следующих направлениях:

повышение .качества предоставляемых .жилищнокоммунальных услуг; создание системы .контроля и мониторинга удовлетворенности .качеством работ и услуг; .развитие социальной инфраструктуры муниципальных .образований; адаптация существующей .схемы управления жилищным фондом .с учетом требований инновационного развития.Опираясь на полученные результаты теоретикометодологического и прикладного исследований, систему управления жилищнокоммунальным хозяйством.как отраслевым региональным кластером целесообразно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (рис. 1). Введение в систему управления ЖКХ подсистемы .общественнопрофессионального сорегулирования .позволит сохранить за органами государственной .власти важнейших регулятивных и контролирующих функций.в области ценообразования, предупреждения и пресечения как монополистической деятельности (в .монопольных секторах), так и фактов .недобросовестной конкуренции (в конкурентных .секторах). Саморегулируемые организации получат возможность .развития потенциала рынка жилищнокоммунальных услуг с целью повышение качества и .снижение ресурсоемкости обслуживания, .внедрения инновационных технологий управления, профессионального .регулирование допуска на рынок хозяйствующих.субъектов в сферах оказания .соответствующих услуг, разработки .механизмов внутренних нормативных и правовых средств.регулирования конфликтных ситуаций.

7













Рис. 1.Модель системы управленияжилищнокоммунальным хозяйством как отраслевым региональным кластеромФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Управляющая подсистема

1. Органы государственной власти РФ. 2. Министерства регионального и экономического развития РФ.3. Органы местного самоуправления и департаменты ЖКХ.4. Саморегулируемые организации в сфере ЖКХ5. Аппарат управления инвестиционнофинансовых, научных и проектноизыскательских и других составляющих кластер организаций6. Аппарат управления организаций ЖКХ

Оптимизация тарифов на жилищнокоммунальные уcлуги Повышение конкурентоспособности организаций ЖКХ на основе развития отраслевого кластераУлучшение качества жилищнокоммунальных уcлугВнедрение инновационных и наукоемких технологий в cферу ЖКХПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Экономические

НормативноправовыеСоциальнодемографичеcкиеНаучнотехническиеТерриториальногеографичеcкиеКадровый потенциал аппарата управленияФинансовохозяйственный потенциалСистема информационного обеcпечения аппарата управления Сиcтема ценообразования на услуги ЖКУРазвитиеинфраcтруктурного обеспечения развития кластерных связей регионаВНЕШНЯЯ СРЕДАВНУТРЕННЯЯ СРЕДАУправляемая подсистема1.Жилищный фонд региона2.Основные фонды и оборотные средства научноисследовательских, образовательных, инвестиционнофинансовых и других составляющих кластер организаций

Разработка нормативноправовой основы создания и развития кластеров в ЖКХ;Разработка отраслевой кластерной стратегии и политики;Разработка и применение экономических методов стимулирования сотрудничества в рамках кластера;–Формирование механизмов привлечения инвестиций и бизнеспланирования;–Формирование единого информационного пространства в рамках кластера и др.

8Так как неотъемлемой частью отраслевого кластера является наличие координирующего центра –саморегулируемой организации, остановимся подробнее на ее экономических инструментах.В качестве экономических .инструментов инновационного саморегулирования кластера ЖККПензенского региона можно.выделить следующие:1. Стандарты и .правила профессиональной деятельности членов саморегулируемых организаций с целью унификации содержания управления в данной сфере, взаимодействия всех участников рынка жилищнокоммунальных услуг, а также обеспечения долговременнойкоординации.взаимодействия .участников кластерной системы. .Так, согласно ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315Ф3 ©О саморегулируемых организацияхª, стандарты и правила саморегулируемой .организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать.конфликт членов СРО. Более того, законом предусматривается, что субъектами управления.саморегулируемых организаций .являются физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами. Целью .регламентации в области определения профессиональноквалификационных .характеристик аппарата управления СРО является конкретизация зоны .ответственности сотрудников за выполняемые ими работы, формулировка ключевых компетенций, разработка методов.Разработка стандартов профессиональной .деятельностидолжна осуществляться руководителями организацийчленов СРО в сфере ЖКХ с учетом Жилищного Кодекса РФ, .Общероссийского классификатора услуг населению ОК 09293 (ОКУН), .Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 315Ф3 ©О саморегулируемых организацияхª, иных федеральных законов, нормативных актов Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти. Результатом должен .стать стандарт СРО в сфере ЖКХ ©Общие .требования к проведению работ и оказанию жилищнокоммунальных услугª, а также .методический документ, отражающий алгоритм проведения и перечень .показателей анализа финансовохозяйственной деятельности организацийчленов СРО .отраслевого кластера. 2. Система допуска хозяйствующих.субъектов на рынок .соответствующих услуг, необходимая для .развития конкурентных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг и .рынка управления жилищным.фондом.Поправки в Жилищный Кодекс РФ (федеральный закон №93ФЗ от 25.96.2012 г.) .ужесточили требования к допуску хозяйствующих субъектов на рынок ЖКУ. .В частности, членами .правления, бухгалтерами и членами ревизионных .комиссий жилищных кооперативов не могут являться индивидуальные предприниматели, ранее исключенные из числа членов СРО. С начала 2013 г. .обязательным условием работы на рынке.и гарантом безопасности для собственников жилья, одним из основных критериев выбора управляющей .организации собственниками помещений в многоквартирных домах, будет являться её обязательное членство в СРО. Более того, данная система является элементом контроля в системе отраслевого кластера.3.Механизм .имущественной ответственности .перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг), .позволяющий сформировать систему финансовой компенсации в случае нарушения своих обязательств.Законом №315Ф3 ©О саморегулируемых организацияхª .предусмотрен 9механизм имущественной .ответственности перед потребителями жилищнокоммунальных услуг, .включающий создание компенсационного фонда и личного и (или) .коллективного страхования. Компенсационный фонд формируется .первоначально исключительно .в денежной форме, в размере не менее чем три тысячи рублей .в отношении каждого члена,.количество которых регламентировано –не .менее 25 субъектов .предпринимательской деятельности или не менее .100 субъектов профессиональной деятельности определенного .вида.По мнению авторов, необходимо усилить механизм контроля за соблюдением .стандартов и .правил профессиональной деятельности в кластерной системеЖКХ, а также .за результатами финансовохозяйственной деятельности за счет .разработки Требований к страхованию гражданской ответственности организацийчленов СРО .и Методических рекомендаций по аттестации руководителей СРО и организацийчленов СРО.4.Тарифноценовая политика на жилищнокоммунальные услуги, позволяющая обосновать .направления оптимизации стоимости жилищнокоммунальных .услуг за счет снижения расходов.на управление и затрат, связанных с обработкой и передачей .информации.Одним из экономических механизмов, .ориентированных на самофинансирование организаций, является .ценовой (тарифный). Тарифноценовой механизм .призван согласовать .интересы трех основных участников процесса оказания услуг ЖКХ: .производителей (предприятий, стратегических инвесторов), .потребителей (населения,.предприятий различных сфер народного .хозяйства, учреждений и т.п.),.государства, заинтересованного в эффективном .функционировании рассматриваемых .субъектов рынка и поступлении налоговых .платежей. При этом он .выступает в роли регулятора, определяющего .силу действия обратной связи .между различными участниками отраслевого кластера.В зависимости от порядка .утверждения, формирование тарифов на .жилищнокоммунальные услуги в Пензенской области осуществляют органы исполнительной власти.(Управление по .регулированию тарифов, энергосбережению и .размещению государственного заказа Пензенской области, отдел мониторинга и тарифной политики Управления ЖКХ Пензенской области). В .настоящее время происходит .деформация рыночного .механизма ценообразования, что .приводитк необоснованному росту .тарифов при неизменном качестве .и ассортименте жилищнокоммунальных .услуг, увеличению объемов неплатежей .и росту дебиторской задолженности, несовпадению целей и.интересов субъектов ЖКХ.Динамика изменения средних тарифов на жилищнокоммунальные услуги приведена в таблице 1.Так, в общей .структуре платных услуг, оказываемых населению РФ, удельный .вес жилищнокоммунальных услуг составляет .около 27,7%. По итогам 2012 г. .общий объем предоставленных жилищнокоммунальных услуг населению .составилболее 1580 млрд. руб.Анализ cтруктуры себестоимости жилищнокоммунальных услуг .показал, что на ее величину .оказывают влияние внутрипроизводственные факторы, связанные с рациональной организацией .производства и коммуникационных потоков.

10Таблица 1Средние потребительские .тарифы на отдельные виды услугпо Российской Федерации и .Пензенской области (руб. за один вид услуг)

№ п/пВиды услуг2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.12345671

Плата за жилье в домах государственного .и муниципального жилищных фондов, за м2общей площади:–Российская .Федерация–Пензенская область

11,4912,27

13,1410,23

14,2811,5

16,5713,66

17,8314,212

Водоснабжение .и канализация, за месяц с человека–Российская Федерация–Пензенская область

150,62128,6

181,09156,51

212,98174,58

238,59198,2

261,29182,483

Отопление, за м2.общей площади–Российская Федерация–Пензенская область

15,1310,5

18,2411,98

21,0314,16

22,6116,05

24,8617,254

Газ сетевой, за месяц .с человека–Российская Федерация–Пензенская область

30,2034,9

37,0447,83

43,8159,22

48,3269,46

55,3679,75

Электроэнергия .в квартирах без электроплит, за 100 кВтЧ/ чел.–Российская Федерация–Пензенская область

165,39144

206,46181

232,03200

249,69220

269,02232

Формирование в структуре отраслевого кластера .системы единого информационного пространства, включающей введение .©принципа единого окнаª, ©электронного информационного .порталаª позволит сократить .потери рабочего времени специалистов, .занятых обслуживанием населения .по вопросам выдачи справочной и .другой необходимой документации, .в среднем на 10–15%. Сокращение .управленческих расходов в .разрезе статей ©Расходы на оплату трудаª, .©Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услугª, .©Прочие расходыª произойдет за счет передачи функций СРО по составлению .заявок на муниципальный заказ, контроля за соблюдением .конкурсных принципов отбора .подрядчиков, по формированию тарифов на ЖКУ. 5.Система .контроллинга, .предусматривающая оценку результатов социальноэкономического .развития ЖКК региона, повышающая детерминированность .результатов функционирования организацийучастников отраслевого кластера, что .определяет возможность .их прогнозирования на .среднесрочную перспективу.Для повышения .эффективности кластерной политики развития ЖКК предлагается внедрить систему контроллинга на основе создания ©электронного информационного порталаª, предусматривающего создание информационной системы .управления жилищнокоммунальным хозяйством Пензенской области. Информационный .портал жилищнокоммунального хозяйства обеспечит .интерактивное взаимодействие граждан с .предприятиями жилищнокоммунального комплекса, .позволит совершенствовать .системы платежей населения зареально.потребленные услуги, позволит объединить .наибольшее количество предложений 11.различных поставщиков жилищнокоммунальных услуг в единую базу данных и использовать мощные .поисковые возможности Интернет. В свою очередь, у Управления ЖКХ Пензенскойобласти, .органов, осуществляющих надзор за деятельностью .СРО в ЖКХ и других организаций, осуществляющих регулирование .и контроль за деятельностью предприятий жилищнокоммунального хозяйства, .появится возможность интегрировать информационные.потоки иресурсы .отрасли, рационально использовать информационнокоммуникационные.технологии для принятия решений. Таким образом, формированиекластерной политикижилищнокоммунальным хозяйством региона, сочетающей .государственное регулирование с саморегулированием .субъектов, функционирующих в данной сфере, позволяющей.установить контроль за соблюдением .профессиональных стандартов и .оптимизировать распределение финансовых ресурсов .организаций отраслевого кластеравозможно за счет совершенствования .нормативноправовой базы СРО .в области повышения квалификации и аттестации специалистов .организацийчленов СРО, стандартизации .требований к проведению работ .и оказанию жилищнокоммунальных услуг,.методической базы, отражающей алгоритм .проведения и переченьпоказателей анализа финансовохозяйственной деятельности организацийчленов СРО .в сфере ЖКХ, а также внедрения .тарифноценовой политики на .жилищнокоммунальные услуги, позволившие .обосновать направления оптимизации .стоимости жилищнокоммунальных услуг .за счет снижения расходов на управление .и затрат, связанных с обработкой и передачей .информации.

Литература1.Куклински Э. Региональное .развитие –начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. –2007. –№ 10. –С.37.2. Домбровский, М. .А.Актуальные проблемы формирования конкурентоспособных региональных кластеров в России/ Конкурентоспособность компаний и .территорий: кластерные технологии : сборник научных статей [Текст] / под ред. Т.В. Миролюбовой; Пермский государственный национальный исследовательский университет. –Пермь, 2012. –С.96101., С.98.3. Портер, М. Конкуренция .[Текст] / Пер. с англ. –М.: Изд. дом ©Вильямсª, 2006. –698 с.4. Домбровский, М. А..Указ.соч.5. Корчагина, Н.А. Оценка .реализации кластерных инициатив в туризме [Текст] // Вестник Астраханского гос. технич. унта. .Сер. Экономика. —2010. —№1. —С.131–138.6.Домбровский, М. А. Указ.соч.7. Баженов, С.И. Кластерный подход к .развитию жилищнокоммунального хозяйства региона [Текст] // Экономика региона.–№1.–2012. –С.270275.8.Ларин, С. Н.Региональные .аспекты формирования кластеров в сфере жилищнокоммунального.хозяйства [Текст]: сборник статей международной научнопрактической конференции .©Проблемы экономики и современного менеджментаª. –Новосибирск, 2012.

12Bondarenko Vladimir V.Professor of the department ©Economics of organizationand personnel managementª,Penza branch of the Financial Universityunder the Government of the Russian Federationdoctor of economic sciences, professorbond40@bk.ruYudinaVera A.seniorlecturer of the department ©Economics of organizationand personnel managementª,Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federationcandidate of economic scienceveraluzgina@yandex.ru

FORMINGOF REGIONAL CLUSTER POLICY OF MANAGEMENT BY THE HOUSINGANDMUNICIPAL COMPLEX

Annotation. Аpplication of methods of the system, structural, logical and comparative analysis, modeling allowed to analyse various aspects of cluster approach in management of development of a housingandmunicipal complex of the region, to determine set of economic instruments of selfregulation, to develop management systems housing and communal services as an industry regional cluster. As a result of research the conclusion that creation of system of effective management by region housing and communal services in priority depends on cluster policy is drawn.Keywords:cluster, regional management system of housing and communal services, selfregulating organization, housing and communal services, economic tools.