Проблемы становления профессионально важных качеств личности воспитателя

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Наговицына А. П. Проблемы становления профессионально важных качеств личности воспитателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3051–3055. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53616.htm.
Аннотация. Общеизвестно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает педагог. Успех образования и воспитания напрямую зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки, его творческого потенциала и общекультурной подготовки. Успешность работы педагога определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с детьми, творческим отношением к делу.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Наговицына Ангелина Петровназаведующий, МБДОУ «Детский сад №46», город КаменскУральскийdetskiycad46@mail.ru Проблемыстановления профессионально важных качеств личности воспитателя Аннотация.Общеизвестно, что система образования и воспитания –главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает педагог. Успех образования и воспитания напрямую зависит от личности учителя, его профессиональной подготовки, его творческого потенциала и общекультурной подготовки. Успешность работы педагога определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с детьми, творческим отношением к делу. Личность воспитателя –главное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу педагог сможет лишь в том случае, если будет постоянно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, достигнет мастерства, будет совершенствовать свою личность. Личность воспитателя детского сада представляет собой не простую совокупность характеристик и свойств, а целое динамические развивающееся образование, поэтому,прежде всего,хотелось бы остановиться на личности педагога и его профессионально важных качествах, т.е.тех качествах, которые и способствуют эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Ключевые слова:личность воспитателя, профессионально важные качества личности воспитателя, риск непрофессионализма, предпосылки развития непрофессионализма, методическая помощь педагогу.

Продолжающееся внедрение идей личностноразвивающего образования актуализирует вопрос о необходимости определения того возрастного этапа, когда влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека. К настоящему времени общепризнано, что особенно восприимчивыми и сензитивными к воздействию являются дети дошкольного возраста, которые, более, чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании «надперсонального пространства», включающего социальную, природную и культурную среду. В течение всегодошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель, персональное пространство которого задает и определяет специфику личностных новообразований детей, включенных в образовательный процесс. Именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. Это фокусирует внимание исследователей и практиков на процессе личностного развития воспитателя, творческий потенциал которого составляет реальный вклад в потенциальное развитие взаимодействующих с ним детей. В связи с этим ставится вопрос о необходимости формирования самосозидающего типа личности воспитателя, который возьмет на себя ответственность созидания самого себя. Однако творческая личность воспитателя не есть следствие только личных усилий. Творческая личность воспитателя может бытьсформирована при условии развития определенного типа активности, типа организации жизненного времени и специфического типа развития.В этой связи актуально высказывание К.Д. Ушинского о том, что «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [К.Д. Ушинский, 1969, с.238].Однако при подробномизучениизакономерностейи особенностейпсихического и личностного развития детей дошкольного возраста,не уделено должного внимания изучению особенностей личностного развития взрослого, работающего с детьми. Вследствие недостаточного внимания к личностным качествам воспитателя из педагогического процесса в таком виде, в каком он предстает на практике и описан в научной литературе, выпала одна из центральных проблем педагогической психологии проблема профессиональных качеств личности воспитателя детского сада. Среди немногочисленных исследований, посвященных изучению личности воспитателя детского сада, известныработы А.Г. Исмагиловой, 1988; Е.И. Кузьминой, 1986; А.Б. Николаевой, 1985; Р.В. Овчаровой, 1995.В исследовании Р.В. Овчаровой подчеркивается, что "воспитатели, слабо разбирающиеся в себе, своих собственных проблемах, не умея правильно оценить себя и принять себя, не в состоянии делать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой"[Р.В. Овчарова, 1995, с.12]. На основе проведенного исследования автор делает выводы о негармоничном развитииличности некоторых обследуемых ею воспитателей детского сада. Другие исследователи основное внимание уделили изучению личности воспитателя как фактора становления личности дошкольника. В этих исследованиях сделана попытка изучить, какие его личностные качества являются необходимыми для становления педагога –профессионала.Что такое Профессионально важные качества –это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативнозаданном уровне.Профессионально важные качества личности воспитателя детского сада –это, по мнению исследователей, характеристики умственной, эмоционально –волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность)профессионально –педагогической деятельности и определяющие его индивидуальный стиль. Можно предположить, что профессионально значимые качества личности воспитателя детского сада обусловлены таким уровнем развития его профессионального самосознания, который обеспечивает, возможно, полную профессиональную самореализацию.Проблема личностного и профессионального роста является одной из актуальных проблем современной науки, так как в настоящее время предъявляются высокие требования к профессиональному уровню воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Требования соответствия современным запросам дошкольного образования вызывают необходимость у воспитателей совершенствоваться в личном и профессиональном планах, соответственно возникает риск несоответствия уровня профессионализма педагога меняющимся требованиям современного ДОУ.Согласно классификации В.И.Зубкова [1] данный риск является индивидуальным, по степени принятия риска –добровольный; по степени обоснованности –обоснованный; по роду последствий –эмоциональный; исходя из факторов риска –индивидуально –личностный; по времени проявления –актуальный.В нашем дошкольном учреждении работают педагоги разного уровня профессионального образования, разного уровня мобильности, разного возраста и опыта работы, разными личностными качествами. На администрацию детского сада ложится большая ответственность по организации педагогического коллектива мобильного, методически подкованного и практически грамотного, умеющего реализовать поставленные перед ними задачи. Для того, чтобы наша работа была эффективной

необходимо учесть следующие моменты: Вопервых, недостаточный уровень организаторских и методических способностей администрации дошкольного учреждения. Решением данной проблемы будет повышение профессионализма административной группы через дополнительное образование, курсы повышения квалификации; Вовторых, нехватка педагогических кадров со специальным дошкольным образованием. Данная проблема будет решена, через организацию работы внутри детского сада по направлению сотрудников на отраслевое обучение, прием сотрудников –молодых специалистов с дошкольным образованием;Втретьих, отсутствие образовательных программ, удовлетворяющих требованиям педагогов. Для того, чтобы решить данную проблему необходимо на базе центров повышения квалификации разработать новые образовательные программы с учетом запросов педагогов;Вчетвертых, недостаточный уровень мотивации работников в образовании на повышение квалификации и саморазвитие. Выход –оценивание качества труда педагогов через новую систему оплаты труда, аттестацию во взаимосвязи с результатами повышения квалификации и участием в жизни профессионального сообщества города и дошкольного учреждения;Впятых, недостаточная мотивация педагогических кадров на изменения. Решение создание механизмов в новой системе оплаты труда кадров при повышении квалификации;Вшестых, личные качества педагога. При проблемах личного характера необходимо подключитьк работе педагогапсихолога детского сада. Активизировать внимание специалиста на повышение уровня самооценки воспитателя, изучение его личностных качеств. Согласно закону «Об образовании», каждый педагог дошкольного учреждения обязан пройти курсы повышения квалификации не менее 72 часов в течение межаттестационного периода (5 лет). Такое повышение профессионального мастерства проходит на базеспециальных учреждений –Центров повышения квалификации, имеющих право оказывать такие образовательные услуги. Зачастую тематика таких курсов повторяется из года в год и становится неактуальной. Мы считаем, что практическое формирование профессионально важных качеств личности, необходимых для воспитателя

профессионала проходитне только через выездныекурсы повышения квалификации, а в большей степени в рамках деятельности методической службы дошкольного учреждения. Являясь ежегодными мероприятиями, такими как посещение стажерских площадок в других дошкольных учреждениях, обмен опытом среди молодых специалистов и педагогов

стажистов, показ открытых мероприятий для профессионального сообщества города, участие в смотрах –конкурсах, проводимых на разном уровне(детского сада, города, региона, всероссийском), участие в деятельности научнопрактических конференций, представление опыта своей работы, подготовка и проведение консультаций, семинаров, тренингов, обобщение и представление итогов самообразования, внедрение инновационных форм работы (например: по взаимодействию с родителями, по использованию здоровьесберегающих технологий, введение технологии нетрадиционного рисования) они помогают раскрыть творческий потенциал воспитателя, познакомиться с опытом работы других педагогических коллективов, сравнить и взять лучшее для себя.Профессия педагога подразумевает постоянное самообразование, повышение своего мастерства, но педагоги, это прежде всего люди, которых необходимо научить, у которых необходимо развить, те профессионально важные качества их личности, которые необходимыим для профессионального становления.Мы считаем, что учет данных проблем поможет избежать затруднений в работе методической службе дошкольного учреждения. Таким образом, анализируя проблему становления профессионально важных личностных качеств педагогов, можно сделать выводо том, чторазвитие профессионально важных качеств личности педагога является эффективным в рамках работы методической службы дошкольного образовательного учреждения. Именно благодаря систематичности, целенаправленности в работе, с учетом возможных проблем, будут созданы условия каждому воспитателю для реализации его педагогического потенциала, развития и становления важных личностных качеств.Ссылки на источник1.Зубков В.И. Социологическая теория риска: учебное пособие для Вузов. –М.: Академический проект. 2009 –380с.2.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие для студ.психол.факульт. университетов. – М.,1995.3.Туманова О.Е. Формирование личностно –профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации: Автореф. дисс.канд.наук. –М.,2009.4.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. –М.,1969.

Nagovitsyna Angelina Petrovnamanager, MBDOU "Kindergarten No. 46", city of KamenskUraldetskiycad46@mail.ru

Problems of formation of professionally important qualities of the identity of the tutor

Summary.It is wellknown that an education system and education –the main source of multiplication of intellectual potential of society. Key position in this system is held by the teacher. The success of education and education directly depends on the identity of the teacher, his vocational training, his creative potential and common cultural preparation. Success of work of the teacher is defined not only the training and education methods which are available in its arsenal, and is more caused by his personality, character, skill, relationship with children, the creative relation to business. The identity of the tutor –the main condition and means of success of pedagogical process, can't replace it neither a grant, nor skillfully executed methodical development. The teacher will be able to carry out the task only in case is constantly enriched with scientific knowledge, pedagogical abilities, will reach skill, will improve the personality. The identity of the kindergarten teacher represents not simple set of characteristics and properties, and whole dynamic developing education therefore, first of all, it would be desirable to stop on the identity of the teacher and his professionally important qualities, i.e. those qualities which promote effective implementation of pedagogical activity and achievement of pedagogical skill.

Keywords: identity of the tutor, professionally important qualities of the identity of the tutor, risk of nonprofessionalism, precondition of development of nonprofessionalism, methodical help to the teacher.