Формирование комплексной здоровьесберегающей системы в современном вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Науменко О. А., Саблина Е. В., Костенецкая Е. А. Формирование комплексной здоровьесберегающей системы в современном вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3146–3150. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53635.htm.
Аннотация. В статье научно обоснованы методы создания многоуровневой системы донозологической диагностики, профилактики неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья студенческой молодежи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Науменко Ольга Александровна,кандидат медицинских наук, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургprf3@mail.ru

Саблина Елена Владимировна,старший преподаватель кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика»ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургevsablina@yandex.ru

Костенецкая Елена Альбертовна,старший преподаватель кафедры «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика»ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбургkosteneckaja_73@mail.ru

Формирование комплексной здоровьесберегающей системы в современном вузе

Аннотация.Встатье научно обоснованы методы создания многоуровневойсистемыдонозологической диагностики, профилактики неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья студенческой молодежи.Ключевые слова: студенты, здоровье, компьютерная программа, факторы риска, неинфекционные заболевания, донозологическая диагностика, восстановление здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи в современных социальноэкономических условиях становится одной изважнейших государственных задач, что отражено в Законе РФ «Об образовании»; законе РФ «О физической культуре и спорте»; национальной доктрине образования РФ на период до 2025 г.; федеральной программе развития образования на период до 2010 г.; федеральнойцелевой программе «Развитие физической культуры и спорта на 20062015 годы»; основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»; стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 гг.; концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.По данным официальной статистики около 30% выпускников вузов являются профессионально непригодными изза низкого уровня здоровья[1,2].Длительная и напряженная умственная деятельность студентов в сочетании с гипокинезией и гиподинамией обусловливают формирование специфического морфофункциональногостатуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем, а также уровней физического развития и физической работоспособности.Поэтому именно в системе высшего образования необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни, а также программ донозологической диагностики и профилактики основных неинфекционных заболеваний(далее по тексту НИЗ), приводящих к преждевременной инвалидности и смертности взрослого работоспособного населения[3].Целью работыявлялосьсоздание и внедрение многоуровневой системы донозологической диагностики, профилактики неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья студенческой молодежи, адаптированной к образовательной среде высших учебных заведений, с использованием современных информационных и образовательных технологий.

2Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:1)Проведение эпидемиологического скрининговогоисследования состояния физического, психического и социального здоровья студентов в возрасте от 17 до 23 лет для изучения распространенности в популяции неинфекционных заболеваний, их факторов риска и установления приоритетных стратегий программы коррекции и восстановления здоровья.2) Оценкаадаптационных возможностей организма студентов на основе исследования функциональных резервов сердечнососудистой и дыхательной систем, а такжепоказателей элементного гомеостаза.3)Создание комплексной компьютерной программы динамического медикосоциального мониторинга здоровья студентов.4)Внедрение в образовательную среду высшего учебного заведения учебной программы, направленной на формирование ценностной ориентации на здоровье, изменение поведенческих факторов риска и повышение уровня знаний студентов в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья.5)Оценка эффективности внедряемых образовательных и медицинских технологий на всех этапах исследования.Материалы и методы исследования.В исследовании с 2000 по 2013годы приняло участие11127 студентов ФГБОУ ВПО «Оренбургскийгосударственный университет» (далее по тексту ОГУ),возрастной категории от 17 до 23 лет, проживающих на территории Оренбурга и Оренбургской области. Выполнение работы проходило в 3 этапа. На первом этапе нами был проведен анализ состояния физического, психического и социального здоровья 2070 студентов в возрасте от 17 до 23 лет. На данном этапе проводилось анонимное анкетирование, направленное на определение уровня знаний студентов о своем здоровье, распространенности курения и употребления алкоголя. В последующем, все студенты заполняли индивидуальные «Паспорта здоровья», которые включали расчет индекса наследственной предрасположенности к различным неинфекционным заболеваниям, оценкусостояния кожных покровов, опорнодвигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, иммунной, сердечнососудистой, нервной, эндокринной, мочевыделительной и репродуктивной систем организма;определение распространенности основных факторов риска (низкой двигательной активности, избыточной массы тела, артериальной гипертензии, стресса); антропометрические исследования (измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, окружности талии, бедер, головы, запястья); определение функциональных показателей (жизненной емкости легких, кистевой динамометрии и становой силы). Оценка функционального состояния органов кровообращения проводилась по данным пульсометрии, 3х кратногоизмеренияартериального давления, подсчетом индекса тренированности, оценкой артериального давления (далее по тексту АД). Оценка фактического питания проводилась с помощью системы «АСПОНпитание» (фирма «БИМКТ», г. СанктПетербург, 1996).На втором этапе (информационноаналитическом) с 2004 по 2010годы проводилось создание программного обеспечения и компьютерной базы данных; проведение комплексного анализа состояния здоровья 9057 студентов; прогнозирование показателей индивидуального и популяционного здоровья. Были разработанымаршрутыоздоровления и восстановленияздоровья студентов на 3 этапах: кафедра профилактической медицины –студенческая поликлиника –санаторий профилакторий ОГУ.На третьем этапе в 2012году проведена оценка эффективности профилактических и образовательных технологий по данным компьютерной программы «Мониторинг здоровья студентов», годовых отчетов медикосанитарной части ОГУ, заключительного обследования и анонимного анкетирования студентов.

3Результаты исследования.По данным анкетирования, проведенном на первом этапе,были выявлены следующие проблемы:низкий рейтинг здоровья в ряду других жизненных ценностейу 75% студентов; завышеннаясамооценка здоровьясреди 67% опрошенных; низкий уровень знаний о факторах определяющих здоровье, низкая заинтересованность и нежелание получать информацию по темам влиянияна здоровье курения (5%), алкоголя (5%) и наркотиков[4]. При этом установлено,что основными источниками информации для студентов являются средства массовой информации (60%), медицинские работники и педагоги (30%),родители (10%).На первом этапе,по данным «Паспортов здоровья»студентов,нами был определен уровень основных факторов риска встуденческой популяции (таблица1). Распространенность курения по данным анонимного анкетирования составила 30,85% и выявила достоверное преобладание данного фактора риска среди юношей

42 % и соответственно 19,7% среди девушек. Ежедневно употребляют алкогольные напитки 28,5% юношей и 12,5% девушек, артериальная гипертензия достоверно чаще встречается среди юношей, чем среди девушек (соответственно 10,3% и 3%). Низкая двигательная активность была зарегистрирована у 55% студентов, у 11,8% студентов выявлен повышенный и высокий уровни стресса.

Таблица 1Распространенность факторов риска неинфекционных заболеванийсреди студентов 1 курса (Рm)

Количество обследованныхКурение(%)Избыточная масса тела(%)Артериальнаягипертензия(%)Стресс(%)Низкая двигательная активность(%)Алкоголизация(%)1000 (юноши)42**0,813,70,710,3**0,317,8*0,5500,828,5**0,51070(девушки)19,70,5120,431,24,00,360,30,512,50,92070(популяция)30,90,912,90,76,70,911,80,955,10,620,60,5Прим.:Р –показатель распространенности в % на 100 обследованных, m –ошибка,р достоверность различий ** р 0,01; * р 0,05.

Также нами был проведен мониторинг показателей распространенности НИЗ в популяции студентов, с учетом возраста (рисунок 1).

Рис.1. Распространенность НИЗ среди студентов с учетом возраста,Р

показатель распространенностив % на 100 обследованных

4Анализ результатов мониторингаздоровья показал, что с возрастом достоверно увеличивается распространенность заболеваний пищеварительной(на рисунке ЖКТ)(с 43 до 53,1%), дыхательной(на рисунке ДС)(с 14 до 23 %), сердечно–сосудистой(на рисунке ССС)(с 19,23 до 24,4%) и нервной(на рисунке НС)(с 16,3 до 21,3%) систем организма, а также лор

органов(на рисунке Лор)(с 17,7 до 27%).Структура неинфекционных заболеваний в популяции студентов представлена на рисунке 2.

Рис.2. Структура неинфекционных заболеваний в популяции студентов

Первое место в структуре неинфекционных заболеванийзанимают болезни системы пищеварения (на рисунке ЖКТ) –20% , на втором –органа зрения (на рисунке Орз)–12,2%, на третьем системы кровообращения (на рисунке ССС)–11%, на четвертом нервной системы (на рисунке НС) –9%, далее следуют болезни опорнодвигательного аппарата(на рисунке Опор. двиг.)и органов дыхания(на рисунке ДС), на долю которых приходится соответственно по 7,2%. На седьмомместе находятся болезни лорорганов(на рисунке Лор) –7%, болезни эндокринной системы(на рисунке Энд)(6,8%) на восьмом, репродуктивной(на рисунке Реп)(6,1%) на девятом и на десятом болезни мочевыделительной системы(на рисунке МВС)(3,4%).Установлены нарушения социальной (9,65%), психической (11,16%) и физической адаптации (10,77%) среди студентов 1 курса. Вместе с тем, с возрастом достоверно увеличивается число студентов с низкими уровнями психического (от 8,64% до 20,45%), социального (от 7,02% до 23,81%) здоровья и нарушениями адаптации (от 8,3% до 18,2%) по индексу функциональных отклонений, что может свидетельствовать о том, что студентам 1 курса 21 летнего возраста тяжелее адаптироваться к новым условиям обучения и жизни, чем их 17летним одногруппникам.При анализе физического развития студентов установлено, что снижен уровень физического здоровья (снижение жизненной емкости легких, уменьшение окружностей грудной клетки, снижение силы всех групп мышц) у25,35% девушек и 19,41% юношей. Высокий риск развития сердечно

сосудистой патологии и сахарного диабета установлен у 3,25% девушек и 1,2 % юношей.Анализ состава фактических рационов питания на содержание макронутриентов выявил выраженный дефицит углеводов, белков и жиров в питании студентов. Дефицит белка в питании выявлен у 53% студентов, а избыток у 19%. Содержание жиров в рационе студентов в пределах нормы установлено только у 24%. Дефицит жиров в питании выявлен у 42% студентов, а избыток у 34%. В ходе исследования было установлено, чтобольшинство студентов (86,5%) употребляют недостаточное 5количество углеводов, вследствие чего рацион 67,8% студентов оказался несбалансированным по энергетической ценности, что потребовало коррекции меню студенческих буфетов и столовой.Согласно полученным данным, содержание химических элементов нутриентов в питании студентов (19

23 лет) не соответствует рекомендуемым показателям: содержание кальция в пище составляет только 46,2 % от адекватной нормы потребления, в то же время в рационах питания повышено содержание магния (170 %) и фосфора (141%), что приводит к ухудшению усвоения кальция и как следствие к нарушению физического развития студентов. При оценке поступления с пищей микроэлементов выявлено, что большинство рационов питания студентов (84,9%) дефицитны по цинку, йоду (94 %), селену (100%). Вместе с тем, в рационах питания повышены средниезначения поступления железа и марганца.Повышенное психоэмоциональное напряжение, сопровождающее процесс обучения, оказывает влияние на успеваемость и качество знаний. Учитывая, что стрессорные воздействия отражаются на элементном статусе, было проведено сравнение содержания химических элементов в волосах студентов с различной успеваемостью: "отличники ", "хорошисты " и "троечники " (n=199). В таблице 2 приведены данные содержания химических элементов в волосах студентов, обучающихся только на "отлично" и "хорошо" (группа 1) и на "удовлетворительно " (группа 2).

Таблица 2Содержание химических элементов в волосах студентов с различной успеваемостью (M± m)

Группа сравненияЭлементCaNaMgIMnNiSeCo1 (n=159)2199±212146,6±23,4273,4±311,86±0,121,77±0,30,71±0,070,35±0,020,04±0,012 (n=40)1669±25893,6±10,18*187,5±28*0,99±0,06**0,93±0,15*0,53±0,070,30±0,020,02±0,003*

Прим.: М –средняя величина содержания элемента в мкг, m –ошибка средней, р достоверность различий ** р 0,01; * р 0,05.

У «отличников» достоверно выше содержание в волосах йода в 1,9 раз, натрия в 1,6 раза, магния в 1,5 раза, марганцав 1,9 раза и кобальта в 2 раза. Выявлена тенденция к увеличению содержания кальция, никеля, и селена в волосах «отличников». Полученные результаты, вероятно, свидетельствуют о том, что аналитикосинтетическая деятельность высших отделов головного мозга находится в определенной связи с микроэлементной обеспеченностью метаболизма.Установлена зависимость успеваемости студентов от состояния элементного гомеостаза (дефицит йода, натрия, магния, марганца и кобальта) и научно обоснован метод коррекции элементного статуса студентов с нарушениями адаптации.

Обсуждение. Результаты, полученные на первом этапе исследования, свидетельствуют о низкой информированности студентов о здоровье и факторах его определяющих, а также о нежелании большинства студентов получать дополнительную информацию в традиционной назидательной форме, что поставило перед нами необходимость решения следующих задач:

развитие у студентов ценностных ориентаций на здоровье и здоровый образ жизни;

обучение студентов навыкам оценки качественных и количественных показателей здоровья;

6обучение основам профилактики заболеваний и их факторов риска.По мнению ученых, в настоящее время на фоне значительного снижения темпов роста уменьшается относительная масса тела, обнаруживается тенденция к хрупкому телосложению, нарастанию числа лиц с недостаточной массой тела [5,7, 8],что подтверждается и нашими исследованиями. Таким образом, проведя оценку антропометрического статуса студентов 17

23 лет Оренбургского региона, мы можем подтвердить факт снижения показателей физического здоровья студенческой молодежи (снижение жизненной емкости легких, уменьшение окружностей грудной клетки, снижения силы всех групп мышц), а также констатировать высокий процент молодых людей, имеющих дисгармоничное физическое развитие (25,35 % девушек и 19,41 % юношей). Это может быть связано с факторами образа жизни студентов: низкой двигательной активностью, неправильным питанием, злоупотреблением алкогольными напитками, распространением табакокурения, а также следствием социальноэкономического неблагополучием региона[4, 6].Разработанная нами система здоровьесбережения состоит из четырех уровней и направлена на укрепление и сохранение индивидуального здоровья студентов:1 уровень скрининговый–заполнение студентами индивидуальных «Паспортов здоровья», проведение скрининговых исследований, направленных на оценку состояния физического, психического и социального здоровья, определение уровня факторов риска и диагностику неинфекционных заболеваний на донозологическом уровне на кафедре профилактической медицины ОГУ.

2 уровень информационноаналитический заполнение компьютерной базы данных общевузовской программы «Мониторинг здоровья студентов», проведение анализа и прогноза показателей здоровья студентов. Обсуждение результатов с администрацией ВУЗа, врачами поликлиники, санатория профилактория, деканатами, студенческим активом и выработка направлений профилактического вмешательства. Разработка и проведение необходимых образовательных и оздоровительных мероприятий на уровне университета [9].3 уровень организационнопрофилактический передача данных в студенческую поликлинику ОГУ и формирование 3 групп студентов: 1) здоровых; 2)группы риска; 3) с хроническими неинфекционными заболеваниями с разработкой индивидуальных оздоровительных программ. Проведение ежегодной диспансеризации студентов на базе студенческой поликлиники ОГУ и оздоровление в условиях студенческого санатория –профилактория. Проведение комплекса мероприятий по охране зрения, оптимизации питания, профилактики дизадаптации, изменению условий обучения и медицинского обслуживания.4 уровеньобразовательныйвключает мероприятия, направленные на обучение студентов и сотрудников основам здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Обучение студентов всехспециальностей дисциплине «Основы медицинских знаний», с оценкой полученных знаний и навыков. Обучение преподавателей ОГУ основам медицинских знаний на курсах последипломной подготовки, подготовка и издание учебных пособий и методических рекомендаций. Организация и проведение международных и всероссийских научнопрактических конференций «Здоровьесберегающие технологии в образовании», публикация результатов научных исследований.Заключение

Предложенная многоуровневая система диагностики и профилактики неинфекционных заболеваний и восстановления здоровья студенческой молодежи дает возможность оценки и прогнозирования состояния здоровья студентов, позволяет снизить заболеваемость, уменьшить число студентов с факторами риска, повысить 7показатели работоспособности, творческой активности и сформировать в будущем специалистов, владеющих приемами самодиагностики, самооценки и самокоррекции отклонений в состоянии своего здоровья.Внедрение разработанной нами комплексной программы укрепления и восстановления здоровья студентов с использованием новых информационных, организационных и образовательных технологий на протяжении 13лет доказало ее эффективность и возможность внедрения в высших учебных заведениях Оренбургской области.

Ссылки на источники1.Демин А.К. Образование в области здоровья и укрепленияздоровья среди детей,подростков и молодежи в России: Материалы ВсероссийскогоФорума по политике в области общественного здоровья 1 октября 1997г.30 августа 1998г. /А.К. Демина,И.А. Демина. –Москва: Российская ассоциация общественного здоровья, 1999. –256 с. –ISBN 5893000013.2.Российская Федерация. Главный санитарный врач. Протокол Всероссийского совещания специалистовпо гигиене детей и подростков по актуальным вопросам организации и обеспечения государственного санитарноэпидемиологического надзора за условиями воспитания, обучения, отдыха детей и подростков в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания,2009. N 8. С. 47.3.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков.

М.:Медицина, 2010.480 с.:ил.4.Науменко О.А.,Нотова С.В., Харина С.Н.Современные подходы к проблеме профилактики употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. –2002. № 2. С. 166168.5.Макурин С.К. Индивидуальные оценки в физическом воспитании студентов ВУЗа // Проблемы и перспективы здравоохранения: Сборник научных работ. Челябинск, 2000.Выпуск 2.С.177120.6.Науменко О. А., Фомина М.В. Влияние внешних средовых факторов на состояние здоровья студентов Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. –2009. Спецвыпуск № 10, часть 4. С. 696698.7.

Кузнецова М.В., Сетко Н.П., Науменко О.А. Антропометрический портрет студентов // Здоровье населения и среда обитания. –2005. № 6 (1). –С. 4145.8.Wang, Z. A comparison of selfreported and measured height, weight and BMI in Australian adolescents.

/ Z. A. Wang, C. M. Patterson, A.P. Hills // Aust N. Z. J. Public Health. –2002.

Oct; 26(5).P. 473478.9.Свидетельство № 2007611003 Российская Федерация. Мониторинг здоровья студентов Оренбургского государственного университета (программа для ЭВМ): Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ /С.В. Нотова, О.А. Науменко, Т.В. Волкова, П.А. Болдырев, И.Э. Алиджанова; заявитель и правообладатель Оренбург. гос. унт.: зарегистрир. 6.03.2007.

Naumenko Olga Aleksandrovna,candidate of medical Sciences, associate Professor, Department of preventive medicine, Orenburg state University, Orenburgprf3@mail.ruSablina Elena Vladimirovna,senior teacher of the chair of descriptive geometry, engineering and computer graphics,Orenburg state University, Orenburgevsablina@yandex.ruКостенецкая Elena Albertovna,senior teacher of the chair of descriptive geometry, engineering and computer graphics,Orenburg state University, Orenburgkosteneckaja_73@mail.ruFormation of a complex of health saving system in the modern UniversityAbstract.In article scientifically substantiated methods of creating a multilevel system to nosologic diagnosis, prevention of noncommunicable diseases and restoring the health of the student youth.Keywords:students, health, computer program, risk factors, no communicable diseases, to the nosological diagnosis, recovery of health.