Инновационный педагогический менеджмент: сущность, особенности и условия реализации в образовательном учреждении

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенкова Е. В., Гольченко Ю. В. Инновационный педагогический менеджмент: сущность, особенности и условия реализации в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3206–3210. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53647.htm.
Аннотация. В статье обобщается современное понимание о менеджменте в образовании и тенденции развития педагогического менеджмента. Кроме того, в статье рассматриваются характеристические особенности инновационного педагогического менеджмента, нацеленного на стимулирование процесса личностного самоопределения как обучающихся, так и педагогов образовательного учреждения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терещенкова Елена Валентиновна,Кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского филиала Московского гуманитарноэкономического институтаelena_tereshenkova@mail.ruГольченко Юлия ВикторовнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» Волгоградского филиала Московского гуманитарноэкономического институтаgolchenko_yulia@mail.ru

Инновационный педагогический менеджмент: сущность, особенности и условия реализации в образовательном учреждении

Аннотация. В статье обобщается современное понимание о менеджменте в образовании и тенденции развития педагогического менеджмента. Кроме того, в статье рассматриваются характеристические особенности инновационного педагогического менеджмента, нацеленного на стимулирование процесса личностного самоопределения как обучающихся, так и педагогов образовательного учреждения.Ключевые слова. Инновационный педагогический менеджмент, инновации в педагогическом менеджменте, характеристические особенности инновационного педагогического менеджмента, инновационные процессы.

В современном обществе образование и экономика взаимообусловлены и взаимосвязаны, однако, как отмечает А.Г.Пашков, это разные социокультурные институты, служащие для удовлетворения разных потребностей общества[1]. Образование является объектом, состоящим из более сложных культурных, социальных и экономических отношений, чем купляпродажа. Образовательное учреждение, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех образовательных учреждений, целью которых является стабильное традиционное функционирование, что накладывает определенный отпечаток на целостную систему педагогического менеджмента. Педагогический менеджмент взаимосвязан с креативной деятельностью его участников. В исследовании В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноухау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент понимается как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом[2]. В общем смысле «менеджмент» понимается, как умение руководителя реализовывать поставленныецели, используя мотивацию, интеллект, профессиональные возможности других людей, илисинтез искусстваи наукиуправления социальными процессами, явлениями и сообществами людей.В переводе с английского«management» имеет три смысловых значения: лица, занятыеуправленческой деятельностью в областибизнеса; общественный институт, оказывающий влияниена все сферы деятельности общества (предпринимательство, политику и др.); научная дисциплина, изучающая социальные аспекты управления предприятием (организацией). Синонимом термина «management» врусском языке является термин «управление», со следующим смысловым значением: система средств, принципов и форм руководства предприятием(организацией). Мы акцентируем внимание на педагогическомменеджменте, в силу того, что многие его теоретические позициии постулаты работают в любой сферечеловеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Анализ различной литературы по менеджменту и управлению показал, что в большинстве случаев понятия «менеджмент» и «социальное управление»практически совпадают.

Таким образом, проведенный анализ различных смысловых аспектов категории «менеджмент», позволяет структурировать семантику категории «педагогический менеджмент», предполагающей следующие взаимосвязанные значения: управление не только процессами, но и людьми, непосредственно осуществляющими процессы или иным образом влияющими на процессы, управление, осуществляемое в социальнопедагогической среде, управление, при котором осуществляется педагогическое воздействие на людей. В современный период развития отечественной педагогической школы инновационные изыскания в области менеджмента образования идут по следующим направлениям:моделирование нового содержания управлением образования; проектирование и реализация новых технологий, методик, систем развитияпедагогического менеджмента.Обобщая и систематизируя современное понимание оменеджменте в образовании, необходимо отметить такие тенденции развития педагогического менеджмента (Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.) как: личностная ориентация управления (ориентация сначала на человека, а потом на дело); широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений; целостный взгляд на подчиненного как на личность, гуманное отношение к нему; создание условий для коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей. Как менеджмент любой другой отрасли человеческой деятельности,педагогический менеджмент отличается определенными закономерностями и спецификой, так профессиональные знания по педагогическому менеджменту обусловлены: иерархиейуправления, организацией, основныминструментом воздействие на человека с помощью мотивации,стимулирования, планирования, организациии контроля; культуройуправления(признаваемых обществом, организациейособенностей поведения, ценностей, социальноправовыхнорм и установок).Следует также отметить, что современный педагогический менеджмент обладает следующим потенциалом:• позволяет перейти к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, основанной на корпоративномстилеуправления, учитывающегогуманное отношениек каждомуучастникуменеджмента, личностноориентированный подход к деятельности для достижениямаксимальных результатов;• обеспечивает развитиекаждой личности, координируетмотивационнуюориентациюучастников образовательного пространства;• поддерживает комфортный психологопедагогический климат для всех участников образовательного пространства.По мнению Уткиной Е.А. «…руководитель образовательного учреждения является «проводником» государственной образовательной политики, и в своей управленческой деятельности он должен выстраивать «мост» между приоритетами в развитии государственной образовательной политики и реальной образовательной практики»[3]. Для этого руководителю необходимо знать инновационные ориентиры в развитии образования. В исследованиях В.И. Слободчикова отмечается, что «единственной и принципиальной преградой на пути инновационного административного беспредела» может стать проектирование, как форма разумной деятельности, в которой осуществимо грамотное педагогическое новаторствои которая уже имеет исторические прецеденты[4]. Современный педагогический менеджмент использует такой распространенный вид интеллектуальной деятельности как проектирование, в силу воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности его цикличности в разное время, разными исполнителями и в разных местах и, при различных комбинациях неповторяемых и повторяемых уникальных компонентов. Основой проектирования является проектное воображение, создающее проектные образы, являющиеся замыслом будущих состояний жизненных, социально значимых объектов, в которых забота о жизни общества считалась бы удовлетворённой. Следует констатировать тот факт, что педагогические технологии, в том числе и образовательные, дающие положительные результаты при обычном режиме работы образовательного учреждения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. На основании выше изложенного правомерно говорить о менеджменте, направленномна инновации,обладающемсовокупностью характеристических особенностей, по сравнению с менеджментом, нацеленномна обеспечение стабильности функционирования. Как известно, инновация ‬есть содержание и организация нового, тогда как нововведение ‬есть только организация нового. Новшество ‬есть явление, несущее в себе сущность способа, технологии и организации, а так же и содержания нового, однако, инновационный процесс отражает в себе формирование, становление и развитие содержания и организации нового.Мы полагаем, что инновационный педагогический менеджмент‬естьпроцесс, позволяющий управлять развитием образовательного учреждения, осуществляемыйна основе инноваций. В настоящее время в России теория и методика инновационного менеджмента в социальноэкономических системах рассматривается в трудах И.Т.Балабанова, Ю.П.Морозова, Н.Рысева, Р.А.Фатхутдинова и др. Инновационный педагогический менеджмент, как процесс, в цикле своего развития предполагает: целеполагание, моделирование новой идеи,осуществление задуманной идеи, коррекция и рефлексия,внедрение и распространение идеи,спад и угасание.В условиях инновационного педагогического менеджмента активизируетсяпроцесс личностного самоопределения как обучающихся, так и педагогов, что отражается на характере взаимоотношений людей. При инновационном педагогическом менеджменте образовательное учреждение проходит, как правило, несколько стадий: «боязнь инноваций» (несмелость) ‬«ораторство» ‬«становление» ‬«сотворчество» ‬«коллектив единомышленников» (зрелость). Стадии «сотворчество» и «коллектив единомышленников (зрелость)» ‬есть стадии высокого осознания коллективом инновационного процесса, что характеризуется наличием рефлексии у каждой личности. Развитие коллектива от стадии «боязнь инноваций» до стадии «коллектив единомышленников» полностью коррелирует со скоростью смены инновационных цикловпедагогического менеджмента. На всех стадиях связующим звеном выступает управленческое консультирование, предполагающее: целеполагание, анализ, планирование педагогических технологий, организацию и осуществление нового, экспериментальный контроль, рефлексию, коррекцию. Проведя анализ отличительных особенностей инновационного менеджмента в социальноэкономических системах(Ю.П.Морозова, Н.Рысева, Р.А.Фатхутдинова и др.), нами уточнены следующие характеристическиеособенностиинновационного педагогического менеджмента: возможность достижения значительно более высоких результатов, чем при стабильном функционировании, неопределенностьконечных результатов,повышенная текучесть педагогических кадров, позитивное отношение к новому, новизна выполняемых работ, повышенная трудность определения параметров как для образовательного учреждения в целом, так и для отдельных его компонентов, процессов, субъектов, вовлеченных в образовательный процесс, повышенное влияние дестабилизирующих факторов, преодоление которых в силу высокой адаптивности управления, позволяет учитывать различные не предусмотренные ситуации, возможность реализации участниками инновационного процесса личностных потребностей высшего уровня: самовыражение, самоактуализация, социальные потребности, высокие креативные результаты, необходимость постоянного повышения профессиональной компетентности участников инновационного процесса,возможность расширения системы требований к личностным качествам участников инновационного процесса. Бесспорно, что объектом инновационного педагогического менеджмента являются участники образовательного пространства, и, конечный результат деятельности определяется вероятностным характером, что в свою очередь должно повлечь минимизациюотклоненийот прогнозируемого результата. Важной проблемной составляющей в инновационном педагогическом менеджменте является разработка критериев результативности деятельностиобразовательного учреждения на основе новой методологии бюджетирования и управления. Во избежание множества ошибок необходимо провести аналитическое обоснование модели инновационного педагогического менеджментана стадииеепроектирования, по следующей системе критериев: целостность содержания программы,взаимосвязь структурных частей или блоков, их последовательность, логичность, конструктивность,недочёты, недостатки, ошибки,обоснованные рекомендации и дополнения к программе,экспертное заключение (рекомендуется к реализации или необходима доработка по отмеченным замечаниям).Особенно актуальным при инновационном педагогическом менеджменте является и контроль результатов, предполагающий:экспертноаналитическое оценивание достигнутых результатов, констатацияи принятие соответствующихвыводовдля проведения работы по регулированию процесса педагогической деятельности;оценкуконкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции поведения и деятельности коллектива;оценкурезультатов инновационного менеджмента в соответствии с целями и соответствующие выводы по регулированию управляющих воздействий;установлениепрямой и обратной связи для информирования, стимулирования участников инновационного педагогического менеджмента.Для успешного развития образовательного учреждения следует учитывать и следующие условия реализации инновационного педагогического менеджмента:потребность в инновациях;нормативноправовое сопровождение и концептуальная поддержка государственного управления, определяющая траекторию развития образования в целом и его отдельных уровней;кадровое сопровождение;информационное сопровождение;аналитическое сопровождение, заключающееся в отборе, распространении процедуры внедрения результатов;инновационная культура участников образовательного пространства.Мы полагаем, что развитие любого социальноэкономического процесса, в том числе и инновационного педагогического менеджмента, происходит при сложном взаимодействии комплекса внешних и внутренних факторов, следовательно, возникает потребность в проектировании факторной модели инновационного педагогического менеджмента для образовательного учреждения конкретного типа, позволяющей изучать, измерять влияние факторов на его уровень.

Факторная модель является разновидностью экономикостатистической модели, представляющей собой систему формализованных соотношений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих социальноэкономическую систему. Система экономикостатистических моделей служит для описания относительно сложных процессов экономического или социального характера. Факторные модели описывают зависимость уровня и динамики того или иного показателя от уровня и динамики влияющих на него экономических показателей ‬аргументов или факторов. Факторные модели могут включать различное количество переменных величин и соответствующих им параметров. Многофакторность инновационного педагогического менеджмента, как процесса, сильное взаимодействие между участниками образовательного пространства, сложный характер связей, наличие субъективного фактора, целенаправленность педагогической системы, трудности квантификации и другие особенностиобразовательного учреждения, обусловливают использование многофакторноймоделидля проектирования модели инновационного педагогического менеджмента, как инструмента познания.

Ссылки на источники1.Пашков А.Г.Педагогика профессионального образования/под ред. В.А. Сластенина.2е изд., стереотип, М.: Академия, 2006.368с.2.Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноухау в области управления образовательным процессом.[Текст]/В.П. Симонов. ‬М.: Роспедагенство, 1997.‬264с.3.http://sibac.info4.Слободчиков В.И.Антропологическая перспектива отечественного образования // Антропологическая перспектива отечественного образования. Москва ‬Екатеренбург, 2009.

TereshchenkovaElena ValentinovnaCandidate of pedagogical sciences, professor RAE, the associate professor of the «Management» chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic instituteelena_tereshenkova@mail.ruGolchenko Julia ViktorovnaCandidate of Economic Sciences, the associate professor of the «Finance, accounting and audit» chair in the Volgograd branch of the Moscow humanitarian and economic institutegolchenko_yulia@mail.ru

Innovative pedagogical management: essence, features andrealization conditions in educational institutionAbstract.In article the modern understanding about management in education and a tendency of development of pedagogical management is generalized. Besides, in article characteristic features of the innovative pedagogical management aimed at stimulation of process of personal selfdetermination both of being trained, and teachers of educational institution are considered.Keywords: Innovative pedagogical management, innovations in pedagogical management, characteristic features of innovative pedagogical management, innovative processes.