Совершенствование методов управления устойчивым развитием туристической фирмы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чубанова М. В. Совершенствование методов управления устойчивым развитием туристической фирмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3301–3305. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53666.htm.
Аннотация. В статье описываются особенности управления туристической фирмой для устойчивого развития. Показаны особенности туристской отрасли и их воздействие на жизнедеятельность туристской фирмы. Рассмотрены задачи менеджмента, выделены характерные черты управления туристической фирмой, на которые необходимо обратить внимание при выборе модели управления
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Чубанова Марина ВелихановнапреподавательФГБОУ ВПО«Дагестанский государственный технический университет»Республика Дагестан, город Махачкалаmarina.chubanova05@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Аннотация. В статье описываютсяособенности управления туристической фирмой для устойчивого развития. Показаны особенности туристской отрасли и их воздействие на жизнедеятельность туристской фирмы. Рассмотрены задачи менеджмента, выделены характерные чертыуправления туристической фирмой, на которые необходимо обратить внимание при выборе модели управления.

Ключевые слова: управление туристической фирмой, особенности туристской отрасли,сложность взаимосвязей, специфика туристского продукта, туристский спрос,

характерные черты управления.

Современные условия глобализации экономики, совершенствование информационных технологий и высокая конкуренция предпринимательской деятельности в туристической сфере требует от руководителя туристской фирмы поиска и внедрения новых форм и методов работы. Данная деятельность должна отталкиваться не только от интуиции и инициативы руководства туристской фирмы, но и на достижения современной науки в области теории и практики управлениядля устойчивого развития фирмы. Этоговорит о том, что без использования эффективных систем, инструментов и методов управления, российским фирмам будет трудно выстраивать жизнеспособность своего бизнеса и выживать в условиях высокой конкуренции. Задача управления туристической фирмой заключается не только в том, чтобы выявить общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его особенности.Основную проблемасостоит в том, чтонеобходимопоказать специфику туристских услуг и их воздействие на управление фирмой. В соответствии с этим следует определить, как глубоко ив каком направлении должен развиваться управленческий инструмент, чтобыправильно решить те проблемы, которые присущи туристским организациям.Необходимо выявить отличие, ведь особенноституристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемыхтуристскими фирмами:1.Первая особенность туризма заключается втом, что он глубоко проникает в многие смежные отрасли и возникают сложные взаимодействия между его элементами. В туристской индустрии много туристских организаций, которыедолжны вписываться в единую систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке.2.Следующая особенность туризма заключается в том, что туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, таксуществуют определенного рода противоречия между местными жителями, владельцами гостиници приезжими туристами.3.Третьей особенностью туризма какобъекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования.Если товар в материальном виде существует независимо от его производителя, то туристская услуга неотделима от источника ее создания, основными признаками которой являются присутствие клиента и невозможность 2

складирования этой услуги. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности спрогнозировать поведение туриста –оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.Кадровая политика предприятия во многом влияет на успех фирмы. На работу следует нанимать приветливых, работоспособных служащих, которые смогут создать хорошую атмосферу в беседе с клиентом, собирающимся воспользоваться услугами индустрии туризма.4.Специфика туристского продукта связана со спецификой туристского спроса, который неоднороден в силу трех основных причин. Первая из нихнеосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Разнообразие потребителей туристских услуг –еще одна причина неоднородности спроса на них. Высокая значимость общественных факторов –экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов –вот третья причина различного спроса на туристские услуги.5.Также как особенность туризма следует выделить его сезонность. При решении проблемы менеджмента в туризме данное явление обязательно учитывается руководителями туристских предприятий, поскольку колебаниеспроса может существенно ухудшить условияфункционирования всей туристскойиндустрии.6.И, наконец, особенность туризма выражается в комплексности услуг.Туристская услуга –это все то, что турист принимает во внимание или чем онпользуется во время путешествия. Отсюда следует, что туристская услугаскладывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так инематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом.Туристская фирма, начинающая свой жизненный цикл со стадии создания, прежде всего, определяет свои цели и задачи, специализацию, размеры, ресурсы, рынки потребителей.Законы рыночной экономики требуют определенных правил действия туристских фирм, так между целями фирмы и целями общества, частью которого она является, не должно быть противоречий.Под управлением туристской фирмой понимается специально осуществляемая деятельность, направленная на оптимизацию ее функционирования и упорядочение протекающих в ней процессов, таких как экономикофинансовых, технологических, психологических. Управление современной фирмы опирается:

на нацеленность достижения максимально возможных результатов;рассмотрение организации как целостностной системы, в единстве ее внутренней и внешней среды;учет наличия переменных,обусловленных материальными (использование ресурсов), функциональными (организация деятельности) и смысловыми (смысл деятельности фирмы) аспектами;многовариантность решения проблем;наличие ценностей (менеджмент должен осуществляться в соответствии с определенными ценностями, такими, как человеколюбие, честность и т.д.).Универсальных рекомендаций по построению структур управления для организаций индустрии туризма нет. Организационная структура может неоднократно изменяться в зависимости от конкретной ситуации и должна быть всегда адекватна поставленной цели.Недостатки современных организационных структур управления свидетельствуют о преобладании в них элементов классического типа и недооценке проблемных элементов. Причины недостатков —нерациональная специализация 3

управленческой деятельности, отсутствие явно выраженных координирующих подразделений, недостаточная квалификация управленческих кадров.Для устойчивого развития структура управления туристской фирмы должна постоянно совершенствоваться в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями. Любое реформирование структуры управления необходимо оценивать с точки зрения поставленных перед ней целей.Реорганизация системы управления прежде всего направлена на повышение эффективности работы турфирмыпутем сокращения затрат, роста прибыли, улучшения обслуживания клиентов, повышения качества продукции, быстроты обработки и получения информации, более гибкого приспособления к требованиям внешней среды, создания условий для работы коллектива как единой команды.Одним из направлений совершенствования системы управления туристской фирмы является творческая реализация современных методик, разработанных организационной и психологической науками.Управленческая деятельностьтуристической фирмы осуществляется определенными субъектами управления, имеет свой объект управления, цели, задачи, а также способы их решения через каналы прямой и обратной связи между субъектами и объектами управления (рис. 1)







Рис1. Система управления в турфирме.

К субъектам управленияотносятся отдельные руководители, службы, звенья аппарата управления, наделенные конкретными полномочиями, обязанностями и ответственностью.Сфера руководствавключает четыре блока, которые показаны в таблице 1.Таблица 1

Объект управления это отдельные люди или группы людей, на которых направлены управленческие воздействия в целях придания им устойчивого требуемого поведения, а такжепрофессионального и личностного развития. В зависимости от психологических особенностей трудового коллектива или отдельного работника руководитель принимает соответствующие управленческие решения.Таким образом, в системе управления туристической фирмой всегда создаются неразрывные организационные отношения между двумя этими компонентами. Управление может считаться успешным, если взаимодействие между определение миссии, нормативных, стратегических, оперативных и операциональных целей организациисоздание организационных форм, распределение обязанностей, формирование информационных структурработа с отдельными людьми и группамииспользование власти для достижения целей4

субъектами и объектами управления налажено таким образом, что обеспечивает эффективное функционирование организации.Известно, что эффективная направленность управления может обеспечить развитие туристской компании быстрее, нежели рост общей экономики, или туристского сектора, или даже производства товаров и услуг, связанных с обеспечением туризма. Болеетого, управление, в основу которого положено увеличение роста, может вызвать развитие целых новых отраслей, например производство транспортных средств доставки. Возросшая деятельность,как туристского сектора, так и промышленного, укрепляя друг друга, взаимодействуя между собой, развивают и усиливают экономику страны в целом. Опыт показывает, что любая дискуссия по поводу управленческих альтернатив увеличения роста национальной экономики должна рассматриваться с позиций:•какой стратегический рост наиболее приемлем для управления туристской фирмой;•какая программа управления может быть принята для новой сферы деятельности туристской компании.Таким образом, процесс управления туристической фирмой, как минимум,должен опираться на рассмотренные выше особенности данной отрасли. Развитиетуризма в каждой стране должно основываться преимущественно на той теориименеджмента туризма, которая позволяет максимально и комплексно использоватьимеющийся туристский потенциал.

Ссылки на источники 1.Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. –М.: Финансы и статистика, 2002.2. Туризм как вид деятельности: Основной учебник для специальности "Менеджмент туризма". Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А.3. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособиерекомендовано УМО для учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса.

Chubanova Marina VelihanovnaTeachers FGBOU VPO «Dagestan state University of technology», Mahachkala

IMPROVEMENT OFMETHODS OF MANAGEMENT BY THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TOURIST FIRM

Abstract. The article describes the peculiarities of the management of the tourist firm for sustainable development. Shows the features of the tourism industry and their impact on the vital activity of tourist firms. We considered the problem of management, highlighted the characteristic features of the management of travel company, for which it is necessary to pay attention at a choice of the model of management.Keywords:management of travel company, especially the tourism industry, the complexity of the interactions, the specifics of the tourist product, tourism demand, the characteristics of the control.