Анализ взаимоотношений Франции и Ватикана в конце XVIII – первой четверти XIX вв.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шестакова А. Г. Анализ взаимоотношений Франции и Ватикана в конце XVIII – первой четверти XIX вв. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3326–3330. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53671.htm.
Аннотация. В статье рассматривается чрезвычайно интересный период в истории Римско-католической церкви – эпоха попыток найти компромисс с идеями Великой Французской революции и, позднее, с идеологическими установками Империи Наполеона. Проанализированы этапы взаимодействия французских властей с церковью и религией в процессе революционных событий. Выявлено, что 1799 год стал своеобразным водоразделом, после которого Ватикан был вынужден приспосабливаться к обстоятельствам, контроль ситуации перешел к светской власти. По мнению автора статьи, опыт Ватикана, полученный им в процессе отстаивания своих позиций в ситуации социально-политического и мировоззренческого коллапса рубежа XVIII-XIX вв., может быть актуален в условиях современного кризиса культуры постмодерна.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

УДК 261.7 Шестакова Анна Григорьевнааспирант кафедры истории нового и новейшего времениИнститута истории и международных отношенийСаратовского Государственного университетаим. Н.Г. ЧернышевскогоEmail: ashestakova@mail.ru

Анализвзаимоотношений Франции и Ватикана в конце XVIII–первой четвертиXIXвв.

Аннотация:В статье рассматривается чрезвычайно интересный период в истории Римскокатолической церкви –эпоха попыток найти компромисс с идеями Великой Французской революции и, позднее, с идеологическими установкамиИмперии Наполеона. Проанализированы этапы взаимодействия французских властей с церковью и религией в процессе революционныхсобытий. Выявлено, что 1799 год сталсвоеобразным водоразделом, после которого Ватикан был вынужден приспосабливаться к обстоятельствам, контроль ситуации перешел к светской власти. По мнению автора статьи, опыт Ватикана, полученный им в процессе отстаивания своих позиций в ситуации социальнополитического и мировоззренческого коллапса рубежа XVIIIXIXвв., может быть актуален в условиях современного кризиса культуры постмодерна.

Ключевые слова:Римскокатолическая церковь, НаполеонI, Пий VI, Пий VII, Ватикан, Святой Престол, конкордат, культура постмодерна.

В последнее десятилетие в российской и зарубежной специализированной и массовой печати можно наблюдатьразвернутые дискуссии о взаимоотношениях церкви и современного государства. Актуализация этих вопросов связана с переосмыслением человеком информационного общества своего места в условиях культуры постмодерна. Изменение политической карты мира, неизбежно повлекшее за собой социальноэкономические катаклизмы, стало причиной не только военных конфликтов, но и других, подспудных, куда менее заметных, но оттого только более опасных процессов, в конечном счете и генерирующих ©горячие точкиª и новые переделы политического пространства. Речь идет об идеологических установках, ежедневно подвергающихся воздействию двух противоположно направленных и на первый взгляд взаимоисключающих процессов –коррозии старых идеологических установок и появлению новых. Принципиально, в этом процессе нет ничего нового –идеология общества с самого момента своего появления постоянно изменялась, подчиняясь неизбежностиэволюции. Качественное отличие нынешней идеологической деструкции состоит в крайне сжатых ее сроках. Ценностные установки меняются так быстро и кардинально, что порой этот процесс трудно уловить. В этом контексте нет ничего удивительного в обращенииисследователейк истории церкви: религиозные нормы на протяжении многих веков решающим образом влияли на формирование ценностного базиса социума. Изучение прошлогоцеркви многие воспринимают как своего рода ©thereturntoinnocenceª ©возвращение в невинностьª, надеясь, что это может стать ключом к пониманию современных процессов.Особенный интерес вызывает Римскокатолическая церковь. Объясняется столь пристальное вниманиедвумя обстоятельствами. Вопервых, католицизм –это 2

крупнейшая по числу верующих ветвь христианства: по данным ©Annuariumstatisticumecclesiaeªза 2012 год, число католиков в мире составляет 1 миллиард196 миллионовчеловек[1]. Для сравнения: количество приверженцев ортодоксальной (православной) ветви христианства оценивается разными источниками в диапазоне 225300 миллионов верующих. Вовторых, именно католические первосвященники и высшие иерархи на протяжении всей истории христианства наиболее активно по сравнению с предстоятелями других христианскихконфессийвлияли на политическую и социальную жизнь государств. До сих пор папа римский аккумулирует в своих руках не только духовную, но и светскую власть.Анализ истории Римскокатолической церкви конца XVIIIпервой четвертиXIXстолетий чрезвычайно актуален еще и потому, что папство времен революциипереживало схожие с современными события –как и сейчас, в то время политическая карта мира перекраивалась несколько раз кардинальным образом в сжатые сроки. Как и сейчас, Европадважды за считанные десятьпятнадцать лет поменялагегемона –сначала им стала Франция, затем Россия. Как и сейчас, политические баталии подразумевали не только и не столько собственно деятельность органов государственной власти, но включали в свой контекст неизмеримо более глубокие процессы –это было столкновение целых мировоззренческих систем. В этой связи весьма интересным является рассмотрение того, каким образом папство (будем рассматривать его в этой статье прежде всего как могущественнейший идеологический институт) ответило на эти вызовы ©эпохи переменª.Огромное значение для судеб формирования идеологической основы Нового времени, ставшей матерью миропониманияпостмодерна, имеют перипетии взаимоотношений Ватикана и Франции. Франция являлась в тот момент законодательницей модв политике и общественной жизни. Неслучайно известный генерал и политический деятель революционной эпохи Ш. Дюмурье писал: ©Франция, несмотря на многочисленные свои ошибки, всегда очаг света Европы, и настоящие принципы государственности известны там хорошо и отлично оцененыª[2].Одновременно, и для Святого Престола эта страна имела особенное значение. С самого начала распространения христианства, писал И. Григулевич, Ватикан воспринимал Францию как свою ©любимую дщерьª[3]. ©Свыкшемуся с мыслью о Франции, как о государстве римскокатолическом в исключительном смысле этого словаª[4], по словам А.И. Булгакова, духовенству и папскому престолу было сложно представить себе, что именно Франция превратится в один момент в главного врага Римскокатолической церкви. Это был совершенно неожиданный удар для Ватикана. Поэтому Святому престолу было так важно вернуть под свою эгиду именно Францию, восстановив тем самым свое достоинство. В силу этих причин основные ©сраженияª между светским и духовным происходили в XIXстолетии ©на французских поляхª. В них отражается мучительный духовный поиск пути Церкви, сопровождающий Ватикан и до наших дней. Каждое слово, сказанное в тот период Святым Престолом, обретает судьбоносное значение, поэтому имеет смысл кратко рассказатьих предысторию, начиная с Великой Французской революции.И. Скалцуни отмечал, что в процессе развертывания революционных событий можно отметить два этапа, резко противоположных друг другу в отношении взаимодействия с церковью и религией[5]. Во время первого из них (17891791 гг.) никаких нападок на христианство и католицизм не совершалось. 23 июня 1789 года 3

клир (среди них было 149 священников и 4 епископа, в том числе такие знаковые фигуры, как аббат Сийе и епископ Отёнский Талейран[6]) присоединился к третьему сословию для подтверждения полномочий Национального Собрания[7].Духовенство вместе с представителями других сословий обсуждало условия изменения общественного строя и, в частности, голосовало за отмену церковной десятины. Первые декреты об образовании, изданные революционным правительством, оставляли преподавание Закона Божьего в народных школах, гимназиях и высших учебных заведениях. 14 июля 1790 года в торжественном молебне, посвященном национальному празднику на Марсовом поле, принимали участие триста священнослужителей[8]. Революционные лидеры не высказывали откровенной неприязни к католицизму. Более того, О. Мирабо говорил: ©…пусть же знают те, кто осмеливается чернить это собрание такою незаслуженной клеветой, пусть знают они, что мы смотрим на евангелие и на свободу личности как на два главнейшие, неразрывно один с другим связанные, камня того фундамента, на котором одном может быть построена прочная, здоровая и совершенная организация государственного общежития!ª[9]. Ж. Неккер еще за год до революции, как бы ©заранееª, легитимировал участие церковных иерархов в революционных событиях: ©…общие представления администрации, духа законов, этики и религиозных мнений тесно связаны; и это тщательно хранит союз, столь прекрасный, что мы поднимаем крепостной вал вокруг тех работ, которые предназначены для процветания государств и спокойствия нацийª[10]. Ш. Талейран объяснял такое достойное удивления единодушие атеистовреволюционеров и клириков ©тщеславием части духовенстваª, стремившегося к мирским выгодам путем использования модных философских идей[11].Однако, вскоре подспудные противоречия вырвались на свободу. Люди, сочувствующие революционным идеям, открыто осуждали духовенство. Наступление 14 декабря 1792 года второго этапа французской революции, во время которого началось открытое преследование христианской религии и католической церкви, выглядит вполне закономерным. В этот день депутат Жак Дюпон предложил Конвентуотменить во Франции исполнение внешнего культа и запретить все религии: ©Природа и разум –вот истинные боги, которым поклоняюсь я. Поспешите ввести во всех училищах преподавание этой новой религииª[12]. Инициатива депутата была полностью поддержана на законодательном уровне. Ноуничтожением церковного культа дело не ограничилось. Собор Парижской Богоматери, сердце католической Франции,был посвящен философии. Священники были объявлены ©весьма зловредным элементомª[13]. Революционные трибуналы по всей стране преследовали лиц, заподозренных в религиозных убеждениях. Те, кто был уличен в этом, арестовывались[14]и нередко оканчивали свою жизнь на эшафоте. Священники более не могли укрыться ни в одном доме, над ними устраивали самосуд: ©…ненависть против священников была ужасна. Парижская коммуна помогала этим движениям общественного насилия, или, по крайней мере, она не противилась этомуª[15]. Дантон называл это закономерным процессом: ©Эти священники, эти дворяне ни в чем не повинны, но они должны умереть, ибо им нет места в нашей жизни; они тормозят ход событий, они –помеха грядущемуª[16].Несмотря на то, что статьёй 122 ©Конституцииª 1793 года каждому французу были гарантированы различные демократические свободы, и в том числе, ©свободное отправление религиозных обрядовª[17], тем не менее, не вполне понятно, что конкретно подразумевалось в данном случае под ©религиейª, так как Бог был назван в преамбуле этого же документа ©Верховным Существомª[18], что оставляло возможности для интерпретации.4

Вследствие идейной смуты вКонвенте стали раздаваться голоса с предложениями организаций публичных чтенийпо спиритуалистической философии. По мысли депутатов, эти лекции должны были, в том числе, включать в себя не толькодоказательства существования ©Верховного Существаª, но и бессмертия души.В целом, эта спиритуалистическая философияимела с христианством мало общего и представляла собой вульгаризированное изложение деизма. За этим последовал резкий поворот в сторону религии. 7 мая 1794 года на заседании Конвента Робеспьер (возможно, желая разыграть©религиозную картуª в борьбе за власть с Дантоном) выдвинул против последователей Дантона обвинение в атеизме. Суть его выступления представляет значительный интерес в контекстеданной статьи: ©…пусть ведают народы, что атеизм пригоден только для аристократии. Убеждение в реальности бытия Высшего Существа, руководящего судьбами человечества и покровительствующего слабым, есть убеждение народное, демократическое, и толпа должна постоянно придерживаться его, так как только в нем одном она может почерпнуть силу для поддержания и развития в себе гражданских доблестей и любви к отечествуª[19]. Хотя сам Робеспьер, безусловно, ничего подобного не имел в виду, тем не менее, в этих словах прослеживается идея, которая почти столетие спустя сделала знаменитым Ф. Ницше: христианство –это удел слабых духом и нищих, тех, кто не нашел для себя возможности подняться выше ©посредственной толпыª[20]. В продолжение обозначенного курса, виюне1794 года был устроен праздникв честь ©ВерховногоСуществаª. Атеизм в виде чучела был сожжен на торжественно разведенном костре.В контексте статьиинтересны, прежде всего, не сами события, а реакция на них Святого Престола. Официальный Ватикан в первый год революции безмолвствовал, ограничиваясь переговорами с французскими дипломатами в кулуарах. Впервые свою позицию папа публично озвучил лишь в 1791 году, в своем выступлении он подверг порицанию революционныедекреты. В 1793 году папой была создана специальная Конгрегация Экстраординарных Духовных Дел, которая должна была регулировать религиозные дела во Франции. Интересно, что в последующем эта Конгрегация стала одной из важнейших в Ватикане, и прежде всего как политический центр, акцентируют внимание исследователи[21].Между тем, эра Революции заканчивалась, уступая место Империи. Итальянский поход Наполеона завершился Толентинским трактатом 1797 года. Согласно трактату, Папское государство оказывалось во власти Директории.Пий VIнадеялся на поддержку Австрии, нотак ее и не получил. В 1799 году папа окончил свои дни фактически в изгнании, в крепости Валанс на Роне, куда его увезли по приказу Наполеона.Со смертью Пия VIдля Римскокатолической церкви началась новая эпоха. Неожиданно для всех, Папское государство было восстановлено в 1801 году тем же человеком, которым оно было разрушено буквально тремя годами ранее –то есть самим Наполеоном. Очевидно, что причиной стала не внезапная религиозность первого консула, а его честолюбивые планы. Наполеон, одержимый самовозвеличением[22], вынашивал идею реставрации монархии во Франции, причем монархом должен был стать он сам. Однако это была бы нелегитимная власть, поскольку даже после революционных событийнарод не принял бы простого корсиканца в качестве императора. Тем более не признали бы его окружающие государства. Власть короля и императора отличается от власти президента или первого консула республики сакральностью, ©помазанничествомª. Следовательно, Наполеон должен был не просто надеть на себя корону, но быть помазанным на 5

царство. В качестве такого ©пророка Самуилаª Нового времени мог подойти только сам римский папа, глава католического мира, осиянный священной славой предшествующих столетий. Таким образом, униженный статус папы стал невыгоден самому Наполеону, признавшему: ©Я нуждаюсь в папеª[23]. Но для того, чтобы легитимировать коронацию, необходимо было создать хотя бы видимость свободного волеизъявления наместника Святого Петра. Поэтому папе была возвращена светская власть и первый консул сразу же выступил с инициативой заключения конкордата между Францией и Папским государством. За пышными формулировками скрывалась истинная суть событий: сакральная власть Ватикана превращалась в не более чем игрушку светских властей –мечты Генриха IVвоплотились в реальность через без малого семьсот лет после его смерти, наследник Григория VIIиспытал, что означает ©стоять в Каноссеª.Папа также был заинтересован в налаживании отношений с Наполеоном. Сначала Пий VIIеще питал иллюзии относительно помощи австрийского императора. В энциклике ©Diusatisª, изданной 15 мая 1800 года, он в резких выражениях клеймил французских безбожников (правда, не называя имен): ©Никогда у христианской религии не было врага, который бы объявлял… кафедре св. Петра [столь] кощунственную войну; так как, пока эта кафедра стоит, религия не может ни упасть, ни покачнутьсяª[24]. Далее Пий VIIпрямо обращался за помощью: ©Их [христианских королей] вера, их набожность, их справедливость, их мудрость, и их религия предоставляют нам столько гарантий надежды, что мы убеждены, что они скоро дадут эффект. <…> Они [христианские короли] захотят походить на великих императоров Константина и Карла Великого, которые отличались щедростью и справедливостью по отношению к Церкви, из которых один даже заявил, что ©он знал много королевств и королей поверженными, изза того, что лишились [поддержки] Церквиª[25]. Однако победа французских войск над австрийскими при Маренго, после которой стало ясно, что помощи от Австрии ждать не приходится, стала, по мнению исследователей[26], главной причиной измененияотношения папы к Наполеону. Кардинал БартоломеоПакка писал, что первое десятилетие XIXвека в Ватикане прошло в стремлении ©не раздражать… надменного монарха, находящегося на пике удачи и величия, который не нашел до тех пор никакого препятствия своим честолюбивым и гигантским намерениям, и кто видел Европу с ее правителями повергнутой перед ним на землю в молчанииª[27].Подписание Святым Престолом 15 июля 1801 года конкордата1с Францией выглядит поэтому закономерным этапом в развитии отношений. Согласно документу, ©католическая, папская и римская религияª объявлялась религией ©подавляющего большинства французских гражданª[28]. Статьей 1 Конкордата декларировалось, что культ католической религии будет свободно осуществляться во Франции, однако находиться под надзором полиции. Также устанавливалось новое число епархий (Ст. 3) и, что весьма существенно, объявлялось, что теперь епископы должны были приносить клятву верности первому консулу (Ст. 6). Такую же присягу гражданским властям приносили и священнослужители более низкого ранга. Иными словами, духовная власть отныне ставилась в зависимость от светской. Статья 10 акцентировала внимание на том, что епископом может стать только тот, кого одобрит не только Ватикан, но и правительство Франции. Церковь отказывалась от претензий на национализированное церковное имущество (Ст. 13) и признавала за первым консулом Республики те же права и прерогативы, которыми пользовалось предыдущее правительство страны (Ст. 16). 1Особое наименованиедипломатических договоров Святого престола со светскими государствами.6

Из текста Конкордата видно, что Римскокатолическая церковь значительно поступилась своими интересами. Несмотря на такие немыслимые в контексте предыдущей церковной истории уступки, Наполеон дополнительно к этому документу опубликовал Органические статьи, которые не были признаны Святым Престолом в качестве легитимных. Согласно им, запрещалась печать любого церковного документа без разрешения правительства (Ст. 1)[29]; церковные соборы могли собираться только с позволения первого консула (Ст. 4)[30]; архиепископы и епископы должны были именоваться как ©господинª или ©гражданинª, без обычного обращения, свойственного их сану (Ст. 12)[31]; епископы прикреплялись к своим епархиям (Ст. 20)[32]. Третья часть Органических статей была целиком посвящена вопросам культа. Наполеон поставил под свой контроль дажетакие вопросы, как особенности литургии и ритуальное облачение: ©Все духовные лица будут одеты на французский манер и в черном. Епископы смогут присоединить к этому костюму грудной крест и темнофиолетовые цветаª (Ст. 43)[33]. Своеобразной насмешкой в контексте всего перечисленного выглядит требование, озвученное в Статье 51: ©Кюре в проповедях приходских месс должны просить и требовать молиться за благополучие французской Республики и за консуловª[34]. Папа, узнав о публикации Органических статей, сначала потребовал аннулировать их правительственным указом, но получил отказ. В дальнейшем его отношение к возмутительному, с его точки зрения, дополнению к Конкордату, выражалось в личных просьбах о редакции Органических статей. В этой связи поражает тон ПияVII, с которым он обращается к Наполеону в личной переписке: ©Поэтому мы вас горячо умоляем(курсив мой –А.Ш.) постараться, чтобы органические Статьи, о которых мы узнали, получили бы необходимые измененияª[35]. Однако, несмотря на объективную необходимость добиться компромисса, осознаваемую обеими сторонами, несовместимость двух политических лидеров –папы и Наполеона, воплощавших собой разные мировоззренческие системы, практически сразу же дала о себе знать. Справедливости ради, Конкордат, по сути,с самого начала имел чисто декоративную функцию, так как не мог должным образом удовлетворить ни одну сторону, и полная беспомощность этого договора в случае обострения отношений былаочевидна. Случай этот вскоре представился. На этот раз Святой Престол оказался втянут в фарватер политики английского кабинета, стремящегося не допустить укрепления экономического могущества Франции. Наполеон добился ©континентальной блокадыª Англии, Ватикан же фактически отказался присоединиться к ней. В итоге, 1808 год ознаменовался оккупацией Рима французскими войсками. В следующем году Папское государство по воле Наполеона было присоединено к Франции, за исключением Рима, который получил статус свободного города. Кардинал Пакка вспоминал, что присутствие французов в Вечном городе сопровождалось многочисленными скандалами: ©16 июня два или три французских офицера, если я не ошибаюсь, ворвались в апартаменты кардинала Габриелли, государственного секретаря… и имели неслыханную дерзость рыться в его секретере, который мог содержать документы, касающиеся государственной тайны и наиболее деликатных дел Церквиª[36]. Сам Б. Пакка и остальные кардиналы содержались под домашним арестом. Правительство Наполеона издало указ судить и при необходимости расстреливать всех тех, кто в епископских государствах попытался бы воспротивиться его решениям[37].В 1809 году Пия VII, так же как и его предшественника, силой вывезли из Рима, местом ©домашнего арестаª на этот раз стал Фонтенбло в 55ти километрах от Парижа. Своего новорожденного сына от брака с Марией Габсбург Наполеон 7

объявил королем Рима. Нопосле разгромного для французской армии 1812 года Наполеон был вынужден умерить амбиции. В 1814 году папунаконец освободилии он вернулся в Рим.В этом же году случилось еще одно знаковое событие –был восстановлен орден иезуитов.Венский конгресс вернул папе статус главы Папского государства и признал его верховенство над всеми католиками. В энциклике 1814 года с характерным началом ©После продолжительных бурь…ª (©PostTamDiuturnasª) папа писал: ©После продолжительных и бешеных бурь, которые столь бурно увлекали за собой корабль святого Петра, и которые были, кажется, готовы совсем нас разрушить и поглотить нас… неистовая сила ветров начинает наконец успокаиватьсяª[38]. Как показало время, Пий VIIошибался. Генерал Ш. Дюмурье прозорливо напишет позже: ©Мир действительно наступил, так как бои прекратились, и кровь не течет больше. Но этот мир –только частичный, потому что все забыли, что война, которая была развязана, велась против вещей так же какпротив людей, и что, победив этих людей, Бонапарта и его партию, ничего не изменили в вещах, которые являются мнениями и принципами, господствующими над всеми нациями Европыª[39]. Даже после внедрения принципов легитимизма с благословения Священного союза успокоения в умах европейцев не наступило: ©[во всех странах Европы] видится недомогание, недовольство, жалобаª[40]. Квинтэссенцией философии нового столетия стал лозунг ©Революция!ª Европейское национальное движение требовало безотлагательных реформ, иэто еще более пошатнуло власть Ватикана. Подводя итоги проделанного анализа, можно отметить, что задавать тон западноевропейской политике Ватикан перестал еще в XVIIIвеке, однако далеко не всеми это было осознано в тот момент. Святой Престол вплоть до начала XIXстолетия воспринимался как сила, способная воздействовать на общественное мнение и играющая значительную роль в дипломатических баталиях. После 1799 года Ватикан был вынужден приспосабливаться к обстоятельствам, контроль ситуации перешел к светской власти.Подрыв престижа главы западной ветви христианства стал простой констатацией факта. Все последующее столетие наместники Престола Св. Петра пытались восстановить авторитет главы Римскокатолической церкви. Насколько им это удалось –тема для другого исследования.

Ссылки на источники:

1.Число католиков в мире за два года возросло на 15 млн и составило 1 млрд 196 млн человек//ИТАРТАСС. 17:15 10/03/2012. http://www.itartass.com/c11/362731.html

[18.03.2013]2.Memoires et correspondance inedits du general Dumouriez. Paris: Eugene Renduel. T. I. 1834. P. 239.3.Григулевич И.Р. Папство: век XX. М.: Политиздат, 1981. http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/papacy.txt[20.03.2013]4.Булгаков А.И. Римский католицизм во Франции в последнее время // Христианское чтение. 1905. №1. С. 40.5.Скалцуни И. Христианство и французская революция // Христианское чтение. 1889. №12. С. 67.6.Гергей Ё. История папства. http://lib.cerkov.ru/preview/6478[15.03.2013]7.Бедуэлл Г. История церкви/Пер. с фр. К.Н. Корсакова. М.: Христианская Россия, 1996. http://krotov.info/history/00/omen/beduel_0.htm [21.03.2013]8.Скалцуни И. Указ. соч. С. 70.9.Цит. по: Там же. С. 71.8

10.Necker J. Of the importance of religious opinions. London, 1788. P. 6.11.Талейран Ш. Мемуары. http://militera.lib.ru/memo/french/talleyrand/pre1.html[03.03.2013]12.Цит. по: Скалцуни И. Указ. соч. С. 72.13.Французская революция в провинции и на фронте (донесения комиссаров Конвента). М.Л., 1924. С. 47.14.Там же. С. 83.15.Memoires de B. Barere. Paris : Jules Labitte, Libraireéditeur, Quai Voltaire, 3. T. II. 1842. P. 24.16.Цит. по: Шатобриан Р. де. Замогильные записки. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. С. 128.17.Конституция Франции. 24 июня 1793 г. // Документы истории Великой французской революции. Т.1. Отв. ред. А.В. Адо. М.: Издательство Московского университета, 1990. С. 227.18.Там же. С. 216.19.Цит. по: Скалцуни И. Указ. соч. С. 85.20.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего. СПб.: Азбукаклассика, 2007. С. 77.21.Manhattan A. The Vatican in world politics. London, 1949. P. 32. 22.Madame de Rémusat. Life at the Court of Bonaparte // Classic Memoires. NY –London : The Colonial Press. T. I. 1901. P. 362.23.Цит. по: Котляревский С.А. Ламенне и новейший католицизм. М.: Товарищество скоропечатника А.А. Левенсона, 1904. С. 27.24.Diu Satis, 15 Mai 1800 // Lettres apostoliques de Pie IX, Gregoir XVI, Pie VII : ENCYCLIQUES, BREFS, etc. Paris: A. Roger et F. Chernoviz, 1896. P. 253.25.Ibid. P. 261.26.Ardura B. Le Concordat entre Pie VII et Bonaparte 15 juillet 1801 : Bicentenaire d'une réconciliation. Paris : Ed. du CERF, 2001. P. 44.27.Memoires du card. Pacca. Paris : Ladvocat, Libraire. T. I. 1855. P. 15.28.Concordat de 1801. Convention entre sa sainteté Pie VII et le gouvernement Français// Lettres apostoliques de Pie IX, Gregoir XVI, Pie VII... Pр. 264272.29.Articles Organiques de la Convention du 26 Messidor an IX // Ibid. P. 274.30.Ibid.31.Ibid. P. 275.32.Ibid.33.Ibid. P. 277.34.Ibid.35.Lettre de Pie VII à Napoléon I. 27 mai 1802// Lettres apostoliques de Pie IX, Gregoir XVI, Pie VII... P. 273.36.Memoires du card. Pacca... P. 30.37.Ibid. P. 52.38.Post Tam Diuturnas, 20 Avril 1814 // Lettres apostoliques de Pie IX, Gregoir XVI, Pie VII… P. 241.39.Memoires et correspondance inedits du general Dumouriez... P.67.40.Ibid. P. 155.



9

Shestakova A.Postgraduate Student of Department of the Modern and Contemporary Historyof Institute of History and International Relationsof Saratov State University

Analysis of relationship between France and Vatican at the end of XVIII –first quarter of XIX centuries.

Summary: In the article we consider the extremely interesting period in the history of Catholic Church –the era of attempts to find a compromise with ideas of Great French revolution and, later, with ideologicalmessages of the Napoleon‱s Empire. Stages of interaction between the French authorities and church and religion in the course of revolutionary events are analyzed. It is revealed that 1799 became a peculiar watershed after which Vatican was compelled to adapt to circumstances, control of a situation passed to the secular power. According to the author of the article, the experience of Vatican got by it in the course of upholding of the positions in a situation of socialpolitical and ideology collapse of aboundary of the XVIIIXIX centuries can be actual in the conditions of modern crisis of postmodern culture.

Key words:Roman Catholic Church, Napoleon Bonaparte, Pius VI, Pius VII, Vatican, Holy See, Concordat, postmodern culture.